Путешествие по нормандии без машины. Идеальный маршрут по нормандии и бретани. Маршрут по восточной Франции

Бурю эмоций у друзей вызвала моя последняя поездка по Нормандии и Бретани. «Сдай поместье графа!», «Где это ты так вкусно и красиво дегустируешь кальвадос?», «О, боже, я хочу в этот розовый замок!»… На самом деле как-то даже грустно выдавать все явки и пароли, которые я тщательно отыскивала вечерами в течение пары месяцев до поездки.

Пострадали нервы 10 гидов, по местам несколько раз проехались мои клиенты и друзья и, вот, роковой час открыть все карты настал!

Нормандия и Бретань — богемные регионы Франции к западу от Парижа. Нормандия она такая нежная, солнечная, яблочная и красивая. Типичные соломенные крыши и перекрестные балки декорирующие традиционные домики ласкают глаз, а чаще солнечный Ла Манш все время манит ехать прибрежными дорогами. Бретань же более суровая и серая, но не лишенная своего кроткого очарования. Каменные дома украшенные цветами, серьезные замки вместо нормандских «manoir» и много-много устриц и других морепродуктов.

Составить идеальный маршрут по этим двум регионам дело очень сложное. Хочется охватить все и даже больше, спуститься до Бордо, а на обратном пути посмотреть все замки Луары… поэтому я не буду навязывать Вам конкретный маршрут, а просто оставлю самые крутые адреса проверенные лично, которые Вы можете скомбинировать в свой идеальный маршрут.

Секретные адреса Нормандии

Конечно, все начнется с Парижа. О нем и местах, с которых можно будет начать маршрут . Это Шантийи, Усадьба Клода Монэ, Овер‑сюр‑Уаз и мельница-отель экс-мишленовских критиков Le Moulin de Connelles (обязательно заезжайте туда при любых раскладах, лучше на ночь). Поэтому первые несколько дней особо не стройте планов на Париж. Повторюсь, бежать надо из больших городов — нечего там делать.

Можно замиксовать все места выше до сада Моне, а далее в свободном полете комбинировать понравившиеся точки. В этой статье вы не найдете описания стандартных мест и городков Нормандии (Этрета, Довиль,Трувиль) и Бретани (Сен-Мало, Мон-Сен-Мишель). Их я буду упоминать вскользь просто потому что они встречаются по пути. Ночевать определенно нужно в деревенской местности, битком набитой интересными усадьбами для ночевки.

Мои секретные адреса Нормандии (почти что в порядке маршрута)

Довиль и Трувиль — да, но только проездом. В Трувиль вообще при любом удобном случае и хорошей погоде съезжается весь сброд Парижа. А Довиль слишком облюбовали русские, поэтому количество бутиков и русской речи зашкаливает. Я бы рекомендовала заскочить только в трувильский рыбные палатки на Boulevard Fernand Moureaux, а после сразу совершить променад в Довиле и все — бежать снова в деревни.

Дорога сидра, сыра и яблок

Дальше в маршрут я могу углубляться до бесконечности, потому что все, что находится между Довилем и Сен-Мало — в глубине региона Pays d’Auge бесконечно заслуживает внимания (вот, кстати — найдите ее на месте).

«Дорога сидра» — так официально называется более или менее причесанный маршрут, проходящий через самые интересные места и производства.

Здесь в ход должны идти ссылки из раздела «полезные ссылки». Выделите 1-2 полных дня, потому что внепланово останавливаться захочется все время, а дегустации сидра и подавно будут мешать таймингу маршрута. Планировать нужно исходя из желаемых мест дегустаций, добавляя к ним деревенские Manoir для ночевки. Найти их можно в том числе и через ассоциацию Bienvenue au Сhateau , которая объединяет всех владельцев замков Франции кто сдает комнаты гостям и кормит богемными завтраками.

Адреса must-visit по «Дороге сидра»

Сырное производство — Fromagerie Graindorge . Семейное, фамильное и очень интерактивное. Прямо над производством расположен музей, из окон которого можно наблюдать за процессом производства сыра. Лучше приезжать к открытию, чтобы увидеть процесс производства полностью.

Другие адреса по «Дороге сидра» #еслиуспеете

    За сыром можно так же отправиться в Камбремер (Fromagerie Durand) — более камерное производство. Там же смотрите сады Les Jardins du Pays d’Auge и дегустируйте кальвадос в Calvados Pierre Huet.

    Manoir du Lieu Rocher — моя любовь навеки. Бывший владелец Chateau du Breuil выкупил этот особняк посреди нормандского поля с коровками, отреставрировал и бережно принимает гостей вместе со своей женой — оперной певицей из Болгарии Татьяной. Это место влюбило в себя и оставило очень яркое впечатление. Бонус: ужасно красивый пес Тимон, который придает особый шарм этому месту. Контакты: 0033231205303/ [email protected] / [email protected] / Tatiana 00336169123.

Секретные адреса Бретани

Где-то в районе Мон-Сен-Мишель пейзажи вокруг начнут сереть и станет понятно — вы въехали в Бретань. Мое сердце осталось в Нормандии, поэтому оду Бретани я петь не буду, а просто перечислю приятные места и дам наводки отклонений от маршрута.

Замок Мон-Сен-Мишель (Mont-Saint-Michel) Cамое попсовое место Бретани с открыток. Честно сказать, сейчас там такая коммерческая истерика, что я бы вообще не рекомендовала туда соваться. Отличная альтернатива — прогулка на лошадях вокруг замка по дюнам.

Канкаль (Сancale) — прибрежный городок, рай для любителей устриц. Обязательна к посещению устричная ферма Ferme Marine (есть сеансы на английском). Но в целом, лучшее, что можно сделать в Канкале — это соревноваться кто сколько устриц может съесть за раз.

Сен-Мало — замок крепость, почему то всегда встречающий меня плохой погодой. Погулять пару часов, взобраться на оборонительную стену если позволит погода, пустить воздушного змея на пляже… Но главное — присесть в одной из забегаловок, где подают свежайшие — свежайшие мидии в котелках с разными соусами.

Прогулка на паруснике Sainte-Jeanne — еще один hint для увлеченных. Шлюп Sainte-Jeanne является реконструкцией парусника 1912 года. Именно такие каботажные суда когда-то помогли процветанию порта Эрки благодаря торговому обмену с другими портами Ла-Манша. Сегодня на этом туристическом судне можно совершить прогулку на 2-3 часа, на полдня, на целый день или даже отправиться в небольшой круиз, например на остров Джерси.

Динар — более лицеприятное место с британскими особняками выстроившимися в ряд на песчаном береге. Очень удобно поселиться тут если хотите неспешно изучить соседние городки.

Путешествие на машине дает неограниченную свободу в перемещениях. Если не рвать по автобану от точки А в точку Б, а съезжать на проселочные дороги (кстати, проселочные дороги это не наши ухабы и рытвины), и если у вас есть навигатор и нет зуда побыстрее доехать и начать "отдыхать", то такие лирические отступления могут привести к разным неожиданным впечатлениям. Главное четко осознавать три вещи:
1. Выбрать базовые точки для остановок: если хотите лучшие места для ночевок и удовлетворение гурманских потребностей - бронируйте желательно заранее;
2. Не заморачивайтесь на первом пункте, а то отсутствие места в "лучшем" отеле или ресторане заранее может подпортить впечатление от отдыха;
3. Не забывайте: надо будет возвращаться, а дорога обратно это совсем не то, что вперед.
Совет: возвращайтесь обратно другим путем, это всегда возможно, появляется иллюзия кругосветного движения, и делать это лучше не торопясь.

Итак, Нормандия. У нас она началась с выездом из Женевы, далее бросок до Реймса. Ночевка. Мы остановились в старинном замке Chateau de Fere, на территории которого были такие вот живописные руины:


В столице шампанского мы не задержались, хотелось поймать ветер Атлантики, да и воскресенье было.

Нормандия это не только устрицы и маяки, до них надо еще доехать. Просторы нормандских полей завораживают своей необъятностью.

Просторы нормандских полей


Ветер Атлантики гонит волну по канареечным просторам репса и натыкается на неприступные полости "ветряков".


Первый город побережья на нашем пути - Дьеп.

Яхты в Дьепе


Туристов мало, рыбаки приходят в порт с уловом, их жены в ресторанах на набережной без всяких изысков готовят морские дары для проголодавшихся туристов.

Дары моря


Простота приготовления и свежесть продуктов делает свое дело. Бокал домашнего белого вина и большая чугунная кастрюля ароматных и дымящихся мидий сплетается с криками чаек и перестукиванием мачт рыбацких лодок.

Городские виды


Впору подумать о духовном. Череда пасторальных морских пейзажей, ускользающих в туманной дымке, россыпь маленьких прибрежных городочков, наш путь лежит в Онфлёр.


От городков, многих из которых толком даже на карте нет, веет таким многовековым спокойствием и размеренностью, что и ты волей-неволей перенимаешь эту вальяжность никуда не спешить.


0 отзывов

Практическая информация

Для кого: для всех
Продолжительность: 7 дней
Цена на 1 человека: 1530 € (64200 руб.) или 950 € (27300 руб.)

В стоимость маршрута по Нормандии-Бретани-Долине Луары включены:

  • транспортные расходы - аренда автомобиля на 7 дней - в среднем 490 € (20580 руб.) + бензин на весь маршрут около 320 € (13440 руб.), всего 810 € (34000 руб.) или общественный транспорт - около 228 € (9600 руб.)
  • проживание в отеле - от 350 € (14700 руб.)
  • расходы на питание - 210 € (8820 руб.)
  • плата за посещение достопримечательностей (упомянутых в маршруте) - примерно 160 € (6700 руб.)

Описание маршрута по Нормандии-Бретани-Долине Луары

Маршрут будет особенно интересен неисправимым романтикам, ведь путешествие по Франции захватываети волнует, как новое чувство. Колоритные портовые городки, великолепные старинные замки, королевские сады и парки, изрезанные морем, живописнейшие скалы и удивительные острова, мистические мегалиты и вид на океан - все это можно будет увидеть, воспользовавшись предложенным маршрутом.

Путешествие по северо-западу Франции, часть которого проходит вдоль побережья, удобнее совершить на арендованном автомобиле. Опытные самостоятельные путешественники могут воспользоваться для передвижений общественным транспортом.

День первый. Париж

Столица Франции - отправная и конечная точка нашего маршрута. Насладиться красотой Парижа и окунуться в его неповторимую атмосферу поможет , в котором можно выбрать наиболее интересные места для посещения.

Стоимость билета на поезд Париж-Руан: 22,8 €
Время в пути: 1-1,5 часа

День первый. Руан

Руан - чудесный средневековый город. Его главная достопримечательность - Руанский собор, с которого и следует начать прогулку по городу. Обратите внимание на астрономические часы и красивейшую готическую церковь Сен-Маклу. Любителям истории стоит отправится на площадь Старого рынка, где была сожжена Жанна Д’Арк и посмотреть на церковь и башню в ее честь. В городе находятся любопытные музеи: музей Современного искусства, музей Изящных искусств, музей Керамики, музей Кузнечного мастерства, музеи Гюстава Флобера и Пьера Корнеля. После осмотра Руана рекомендуем отправиться в деревеньку Алувиль, где расположена необычная часовня, построенная внутри древнего дуба.

Стоимость билета на поезд Руан-Бреоте: 11,5 €
Стоимость билета на автобус Бреоте-Этрета (№17): 2 €
Стоимость билета на поезд Руан-Гавр: 15,2 €
Стоимость билета на автобус Гавр-Этрета (№24): 2 €
Время в пути: 1-1,3 часа

День второй. Этрета

Время на посещение: три часа

Небольшой курортный город на побережье, знаменитый своими живописными скалами. Скалы Этреты вдохновляли многих писателей и художников: Делакруа, Моне, Мане, Оффенбаха, Дюма, Гюго и Мопассана. Внизу расположен симпатичный галечный пляж, на котором можно позавтракать, предварительно изучив график приливов-отливов.

Стоимость билета на автобус Этрета-Гавр (№24): 2 €
Стоимость билета на автобус Гавр-Онфлер (№20,39,50): 4,5 €
Время в пути: 1,5 часа

День второй. Онфлер

Время на посещение: три часа

Онфлер - один из наиболее красивых портов Франции. Здесь можно увидеть необычную бухту прямоугольной формы, по берегам которой находятся разноцветные узкие дома. Здесь стоит посетить церковь Святой Екатерины - самую большую деревянную церковь во Франции, церковь Святого Стефана, в которой находится городской музей и часовню де Грасс. Загляните в несколько художественных галерей и антикварных магазинов, которыми славится город.

Стоимость билета на автобус Онфлер-Довиль (№20): 2,3 €
Время в пути: 30-35 мин

День второй. Довиль

Время на посещение: три часа

Довиль - известный курортный город на побережье Ла-Манша, построенный в XIX в. специально для парижской знати. Городок очень любопытный, по нему просто приятно прогуляться или пройтись по магазинам. Модницам будет интересно узнать, что именно здесь был открыт первый бутик Коко Шанель. Здешние песчаные пляжи известны на весь мир, а для прогулок вдоль воды построен удобный деревянный настил, так что второй день можно завершить чудесным ужином на пляже.

Стоимость билета на поезд Довиль-Понторсон (с пересадкой): 36,2 €
Стоимость билета на автобус Понторсон-Мон-Сен-Мишель (№6): 3 €
Время в пути: 4,5-5 часов

День третий. Мон-cен-Мишель

Время на посещение: один день

Небольшой скалистый остров Мон-сен-Мишель, связанный с материком дамбой - известнейшая достопримечательность Франции. На его вершине находится монастырь и собор архангела Михаила. Вокруг аббатства - небольшой старинный городок, окруженный крепостной стеной. Здесь стоит не только провести весь день, но и переночевать в одной из гостиниц.

Стоимость билета на автобус Мон-Сен-Мишель-Понторсон (№6): 3 €
Стоимость билета на автобус Понторсон-Сен-Мало (№17): 4 €
Время в пути: 1,5-2,5 часа

День четвертый. Сен-Мало

Сен-Мало - замечательный старинный город на острове и побережье в устье реки Ранс. Главная достопримечательность - величественный собор Сен-Венсан. Стоит также осмотреть замок Лю Бо, прогуляться по его парку и посетить башню Солидор, расположенную практически на самом берегу. Внутри нее находится музей кругосветных мореплавателей, мемориал, посвященный Второй Мировой Войне, а также аквариум Виль-Жуан.

Стоимость билета на поезд Сен-Мало-Кемпер: от 45 €
Время в пути: 3,5-4 часа

День четвертый. Кемпер

Кемпер - старейший город Бретани. Здесь стоит посмотреть на готический собор Сен-Корентин, посетить Музей изящных искусств и Музей фаянса, а также просто прогуляться по мощеным улочкам и полюбоваться средневековыми домами и старинными мостами.

Стоимость билета на поезд Кемпер-Оре: от 15 €
Стоимость билета на автобус Оре-Карнак (№1): 3 €
Время в пути: 1,5 часа

День пятый. Карнак

Версаль - самая крупная и роскошная в Европе резиденция королевских особ. Она состоит из нескольких частей: дворец, где жили французские монархи и их приближенные (Большой Трианон), место для королевских развлечений (Малый Трианон) - уютное местечко, построенное для фавориток французских королей, а также сады и парк (вход в которые бесплатный). На территории дворцового комплекса также есть капелла, деревня Императрицы, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, грот, французский павильон и ферма. Билеты в Версаль можно купить заранее онлайн. В самом городе стоит посетить музей Ламбине, Королевский огород и Музей экипажей.

Стоимость билета на поезд Версаль-Париж: 3,35 €
Время в пути: 30-40 мин

День седьмой. Париж

Завершим путешествие в исходной точке, тем более, что вечером Париж особенно прекрасен. Воспользуйтесь маршрутом по Парижу, чтобы день стал по-настоящему запоминающимся, и помните, что самое вкусное игристое вино вечерами подают на Эйфелевой башне.

Нормандия неплохо известна рядовому туристу. Отличная инфраструктура, множество гостиниц разного уровня и великолепная кухня уже давно притягивают внимание потенциальных путешественников к этим местам на северо-востоке Франции.

В Живом Журнале можно найти множество репортажей о Нормандии, но при пристальном внимании можно разглядеть некоторую их однообразность. Профессиональные топовые блогеры ездят сюда на ежегодные дегустации сидра и кальвадоса, а простые смертные обычно посещают лишь несколько самых раскрученных мест этого региона. Но достаточно лишь слегка углубиться в карты и путеводители, чтобы понять сколько интересного здесь остается в стороне от этих стандартных маршрутов.

Возможно, именно поэтому во время очередной акции лоукостовых авиакомпаний из Вильнюса я сам для себя неожиданно купил два билета во французкий аэропорт Бове. Отсюда большинство приезжих направляются прямиком в Париж, до которого всего около ста километров, но до пляжей Нормандии из Бове добраться тоже совсем не сложно.

При планировании этого путешествия я допустил небольшую стратегическую ошибку. Дело в том, что наше путешествие должно было занять пять дней. Сначала я подумал, что от Бове совсем неподалёку находится интереснейший город Амьен, а оттуда не так уж и далеко до знаменитого порта Кале. Эти города уже принадлежат другим французким регионам Пикардии и Нор-Па-Де-Кале, но их посещение вполне вкладывалось в мой маршрут. Остальное время я решил посвятить исключительно Нормандии.
3.

В день я обычно закладываю проехать маршрут в 200-300 километров. По опыту знаю, что такое расстояние проезжается легко и без напрягов, а постоянная смена впечатлений гарантирует незабываемые впечатления. Всё бы было нормально, если бы в какой-то момент подготовки маршрута я не начал читать про ещё одну соседнюю с Нормандией французкую провинцию - Бретань. Это регион показался мне настолько интересным и самобытным, что я внезапно решил изменить своим принципам и на денёк заглянуть сюда.
4.

К сожалению, я не дооценил масштабов этого региона. Бретань на один день - это просто смешно! За тот день мы проехали почти 600 километров и увидели очень мало, зато сильно устали. Не повторяйте моих ошибок, если уж решите съездить в Бретань, посвятите этому краю минимум дней пять. В остальном наше путешествие шло, как по маслу.
5.

В Амьене мы искали следы великого писателя Жюля Верна, а в Кале посетили заброшенные гигантские бункера времён Второй Мировой Войны. Об этом будут отдельные репортажи.
6.

От Кале мы начали спускаться на юг вдоль линии побережья. Постепенно болотистые низины сменились скалами Алебастрового побережья. Эти места издавна считаются у французов курортными.
7.

Огромным удовольствием было заезжать в маленькие прибрежные городки, окружённые белыми скалистыми обрывами. Их здесь немало и далеко не все известны широкому кругу туристов. Фекан, Дьеп, Ле-Трепор, Аулт -о каждом из этих городков можно написать отдельный рассказ.
8.

Заезжали мы и в более раскрученные места, только вот большого удовольствия от прогулок у моря с толпами отдыхающих и долгими поиска места для парковки на забитых машинами улицах я не испытываю, поэтому такие места, как Этрета или Онфлёр мы постарались проскочить, как можно быстрее.
9.

Конечно, одной из главных целей моего путешествия по Нормандии было посещение мест высадки войск союзников во время Второй мировой войны. Легендарный день „Д“ произошёл ровно 70 лет назад, поэтому сейчас почти по всему региону очень активно подымается эта тема.
10.

По всему побережью открыто множество мемориалов, музеев, памятников. Многие гостиницы и рестораны специально на фасадах вывешивают американские и английские флаги, то ли в знак памяти, то ли приманивая потенциальных клиентов.
11.

Из огромного количества мест, которые в этом году открыты для посещения, я выбрал лишь несколько. Сказать откровенно, я всё своё путешествие мог бы посвятить этой теме, но не стоит забывать и о своей второй половине. Конечно же, конец июля отличное время для пляжного отдыха в Нормандии.
12.

Одни из самых длинных морских приливов и отливов создали здесь уникальные гигантские пляжи. В купе с летним солнцем, это идеальные места для отдыха и загара!
13.

С купанием же в море здесь не всё так просто. Кстати, местные жители вообще не любят водные процедуры. Утверждают, что море здесь холодное! Не были они у нас на Балтике!
14.

Я бы не вылазил из воды на нормандских пляжах, только вот тут мы столкнулись с другой проблемой. Здесь можно долго пытаться зайти в морскую воду, но даже на приличном расстоянии от берега во многих местах глубина всё равно будет максимум по колено.
15.

Найти приемлимый пляж с возможностью искупаться здесь было не так уж просто. У нас это случайно получилось лишь на третий день путешествия. Зато это место показалось нам идеальным. Мелкий песок по соседству с живописной скалой с маяком на верхушке, почти полное отсутствие людей и близость парковки - здесь мы почувствовали себя почти, как в раю. Координаты этого пляжа я просто так не выдам.
16.

При всей своей не любви к раскрученным достопримечательностям, иногда мне всё же не получается их избежать.
17.

Рискуя быть банальным, я всё же заехал в знаменитый город-остров Мон-Сен-Мишель. Видимо, после Парижа это самое посещаемое туристами место во Франции. Пытаясь не подвергать нашу психику дополнительным испытаниям, его мы посетили вечером, на закате солнца. Впечатления от той прогулки у меня остались немного сумбурными и с ними я поделюсь позже.
18.

Не смотря на вышеописанные трудности, в Бретани мы всё же увидели не так уж и мало. Старинный пиратский порт Сен-Мало, средневековый городок Динан и таинственный комплекс мегалитов в Карнаке стали нашими целями на предпоследний день в пути по Франции. Есть что вспомнить и чём рассказать.
19.

Последний день во Франции нас ждало возвращение в Бове. По дороге мы заехали столицу Нормандии город Руан, а также на пароме поплавали по знаменитой Сене.
20.

Эту реку, знакомую большинству из нас по Парижу, мы увидели в непривычном обрамлении высоких меловых скал. Места эти, не взирая на высокую степень заселённости, сохранили первозданную красоту и дикость.
21.

На этом наше несколько не стандартное путешествие по Нормандии закончилось. Мы так и не выпили ни капли местного сидра, не попробовали и хвалёного кальвадоса.
22.

Зато трезвость и чистота ума позволили нам увидеть этот регион во всей своей красоте и многогранности. К тому же карман наш материально тоже не сильно пострадал.
23.

Стоит сказать и несколько слов о погоде. Во многих сувенирных магазинчиках здесь я видел магнетики с изображением капель проливного дождя и надписью Нормандия. Погода нам благоволила и было хмуро лишь в первый день. Затем мы полностью успели насладиться ярким солнцем и летним зноем. Так что те магнетики мы не стали покупать в виду их ошибочности в нашем конкретном случае.

Наконец дошли у меня руки обобщить информацию по Нормандии - не лирическую часть, а более практическую. Надеюсь, что пригодится, если вы соберетесь, как мы, путешествовать по этим чудесным местам на автомобиле. Сразу оговорюсь, что все нижесказанное - это личный опыт, он не претендует ни на абсолютную полноту информации, ни на оптимальность маршрута (хотя маршрут нас в итоге очень устроил).

Где это?
Нормандия - это регион на северо-западе Франции. Делится на верхнюю Нормандию с центром в Руане (Rouen) и нижнюю - с центром в Кене (Caen). С юго-запада к нижней Нормандии примыкает Бретонь, которую мы тоже немного захватили в путешествии.

Зачем туда ехать?
Если вы уже побывали в Париже, Венеции, Барселоне и т.д., и вам хочется открывать новые места в Европе - обратите внимание на Нормандию. Вам гарантированы богатые визуальные впечатления (пейзажи, парки, архитектура, суровые северные пляжи), вкусовые удовольствия (сыр, сидр, морепродукты, и т.д.), исторические экскурсы (как в древнюю историю норманнов, так и в военные операции второй мировой войны - знаменитые пляжи "Дня Д"), и на удивление приятные местные жители. Они говорят на приличном английском и очень дружелюбны к туристам, но не навязчивы - идеальное сочетание!

Когда ехать?
Лучший сезон - примерно с апреля-мая по конец октября. С ноября многие достопримечательности и фермы для посещения закрываются (не сезон), да и погода становится мерзкой. Нормандия и так самый дождливый регион Франции (и они не устают на эту тему разнообразно шутить), а зимой дождь еще и холодный, а световой день короткий. Мы ездили в начале октября - было, мягко говоря, не жарко:))) но зато это уже не пиковый сезон лета, когда от туристов не протолкнуться - легко найти места для ночевки, нигде нет толп.

Идея и общее планирование маршрута
Не претендуя на абсолютную истину, расскажу только про наш мыслительный процесс. Мы изначально хотели на Джерси и Гернси , идея Нормандии родилась, как логическое к ним дополнение. Потом мы начали искать информацию, что есть интересного в Нормандии, отмечая города и пункты, где однозначно стоит побывать (у нас это оказались Руан , Живерни , пляжи высадки союзников (D-Day Beaches) , Мон-Сан-Мишель , дорога сыра и сидра) и те, в которых хорошо бы было побывать, если получится.

Исходя из этих прикидок, и не желая каждый день переезжать с места на место, мы решили, что забронируем гостиницы в трех опорных пунктах по несколько дней - Руан, Кен (вернее, городок под Кеном на одном из пляжей высадки), Сан-Мало - а в остальные точки будет ездить оттуда. В итоге, тактика себя вполне оправдала, хотя на месте оказалось, что вариантов жилья, в т.ч. недорогого, - великое множество (в том числе фермы и милые пансиончики, которых нет на международных сайтах бронирования). Так что можно и просто ехать, а ночевку искать по ходу дела, особенно не в "горячий сезон". Но мы в этом смысле параноики, планируем заранее:)

Мы прилетели в Париж днем (аэропорт Шарль-де-Голль), доехали на метро до вокзала Сан-Лазар и на поезде поехали в Руан.

  • Расписание поездов и заказ билетов на французские железные дороги . Имеет смысл заказывать ключевые билеты заранее, т.к. есть возможность заранее купить их по более дешевым ценам. Бронь распечатывается и обменивается на билет на вокзале в офисе SNCF (или в других пунктах - на брони все написано). Важно: не планируйте поездки на поезде "впритык" к важным стыковкам - во Франции забастовка - это норма жизни, вероятность опоздания поезда большая!
C утра в Руане мы взяли машину, на которой мы путешествовали следующую неделю. Машину мы брали в Argus Car Hire , но агентств много, искали просто в Гугле. Мы были ограничены несколькими параметрами - нам нужен был "автомат" за разумные деньги (если вы без проблем водите ручник - берите ручник, и выбор больше, и намного дешевле!), и мы хотели взять машину в Руане или в аэропорту Парижа, а сдать в Сан-Мало. В итоге, вариантов фирм у нас было немного:))) Досталась нам гибридная Toyota Auris, очень приятная машинка. Кстати, небольшой lifehack - взять машину ровно на неделю обходится намного-намного дешевле, чем на 8 дней, а иногда даже дешевле, чем на 6 дней!
  • Не забудьте перед поездкой сделать в ГАИ к своим правам международную "книжечку"! В русских правах есть проблема - хотя все данные вроде бы дублированы латиницей, но описания категорий сделаны только на русском, что дает право прокатной компании вам отказать (могут и не отказать, но зачем рисковать???). К израильским правам тоже рекомендуется получить международные (в МЕМСИ это делается за 5 минут и 15 шекелей) - какие-то там конвенции Израиль как-то криво подписал, поэтому лучше перестраховаться
  • И обязательно (!) возьмите с собой GPS-навигатор с обновленными картами! Если у вас нет - не пожалейте дополнительных денег (7-10 евро в день), возьмите его в аренду вместе с машиной. Без навигатора, даже с самой лучшей картой, вы себе в этом регионе истреплете все нервы и проведете кучу времени, блуждая! Да на бензин на эти блуждания вы потратите больше, чем на аренду навигатора!!!
Из Сан-Мало мы паромом поехали на Джерси, оттуда на Гернси, вернулись в Сан-Мало, и поездом в Париж.

Валюта
Евро, естественно. Всюду принимают карточки. Единственная сложность в смысле валюты, с которой мы столкнулись - очень сложно поменять наличные доллары (а у нас часть суммы в них была). Например, в Руане это даже в банках не делают, только в туристическом офисе в центре города.

Язык
Французский. Но в отличие от парижан, местные жители свободно переходят на английский и не морщатся, когда вы говорите на ломаном французском. Все-таки близость к Англии и историческое прошлое сказывается.

Еда
Франция вообще и Нормандия в частности - это кулинарный рай. Здесь действительно очень вкусно готовят, и еда тут - это не просто жизнеобеспечивающая необходимость, а отдельный опыт и удовольствие. Конечно, попробуйте местные сыры, груши (о, какие тут сочные груши!), сидр, поммо - смесь кальвадоса и сидра (а вот сам кальвадос - это табуретовка:))), выпечку, морепродукты (включая устрицы - для любителей).

Мы делали так - утром завтракали в гостинице или в близлежащей кофейне, обедали в ресторанчике, находя выгодный и вкусный formule - типа комплексный обед, на ужин покупали сыры, сидр, багет, яблоки-груши, колбасы или ветчины, и устраивали пикник. Можно и экономнее, но мы решили, что нам удовольствие приоритетнее. Личная рекомендация - ресторан L"Orbecquoise в маленьком городке Orbec близ Лизье.

Дела автомобильные
Платные дороги - во Франции их куча! Обычно это автобаны и крупные дороги, связывающие регионы страны, а также мосты (самый знаменитый - мост Нормандия). Стоимость - от 2 до 6 евро, на каждой дороге своя. Оплата на чекпойнтах (иногда на въезде, иногда на выезде, иногда и там, и там - сохраняйте чеки, чтобы выехать!), на дороге есть знаки, предупреждающие, что трасса платная. Лучше всего для оплаты возить с собой мелочь, хотя купюры и карточки тоже принимают (карточки - не все, нужен какой-то специфический чип). У платной дороги всегда или почти всегда есть бесплатная альтернатива (можно настроить GPS, чтобы он их объезжал) - это, как правило, дольше, но зато намного живописнее.
Cкоростные ограничения - город 50 км/ч, загород 90, трасса - 110, автобан - 130. Везде камеры!!!
Бензин - достаточно дорогой и цены не него не регулируются, т.е. разные на разных заправках (даже на заправках одной фирмы могут отличаться цены!). Поэтому стоит приглядываться, где дешевле.
Парковки - в небольших городах обычно бесплатные, в центре и крупных городах могут быть платные зоны с платежным автоматом (помечены цветом) или платные парковки. В целом, проблем с парковкой не было, за исключением центра Руана.

Тактическое планирование
У нас был изначально примерный план, что мы в какой день собираемся делать, но, естественно, он корректировался по ходу. Для планирования мы использовали путеводитель Rough Guide по Нормандии и Бретони . Также мы активно пользовались местными туристическими центрами - они в Нормандии в каждой деревне есть!!! - не стоит их игнорировать, там вам расскажут о текущих мероприятиях, дадут всякую полезную макулатуру и карты, порекомендуют место, где поесть или остановиться на ночь. Выясните даты фестивалей и расписание фермерских рынков в разных городах - и то, и другое стоит посещения.

  • Обращайте внимание на режимы работы музеев, ферм и прочих достопримечательностей, чтобы не наткнуться на закрытую дверь. Расписание может быть довольно экзотическим - сырная ферма может закрываться на "обеденный перерыв" с 12 до 14, а музей не работать по средам и пятницам.
Наши гостиницы
Hotel Stars Rouen - базовый отель в "морском стиле". Нормальное место для ночевки, очень разумная цена, бесплатная стоянка и удобный выезд на A13 - основную трассу из Руана. Удобен, только если Руан не основная цель поездки, и есть машина, т.к. не в центре города.
Hotel Le Canada, Hermanville-sur-mer - отель в маленьком приморском городе недалеко от Кена и Байе, в классическом нормандском фахверковом здании, вкусный завтрак, красивые комнаты. Недостаток - in the middle of nowhere, ближайшее кафе, например, - в паре километров:))
Éthic étapes Patrick Varangot, Saint-Malo - большой хостел с массой разных фишек и возможностей (общая комната, прокат велосипедов, разные мероприятия для гостей). Недостаток - очень спартанские комнаты (хотя новые и чистые), даже мыла не положат:))

Виза
Обычный шенген. Если честно, нам было муторно показывать в посольстве все наши перемещения (тем более, они к тому моменту еще были в стадии планирования), поэтому я забронировала на