Все албанцы — мусульмане. Как бы не так! Ислам в албании Албания вера

Так уж получилось чисто исторически, что албанский народ на протяжении практически всей своей истории находился в центре политических событий, которые диктовали более сильные государства, прилегающие к территории современной Албании. С учетом этого национальная культура Албании , как ее язык, литература и архитектура, так и остальные ее элементы оказывались под воздействием этих информационных факторов. Однако, можно смело сказать, что национальная культура от этого не только выиграла, но и сохранив обычаи и традиции предков, приобрела много полезного.

Религия Албании

Официально Республика Албания является светским государством, которое не имеет официальной религии, но гарантирует всем своим гражданам свободу вероисповедания. На территории страны мирно сосуществуют: мусульмане и православные христиане, католики и протестанты, и даже приверженцы такой ветви шиизма, как бекташи. Так, что религия Албании в своих конфессионных вопросах придерживается европейских норм отношения к мирному и равноправному существованию на всей своей территории приверженцев всех религиозных направлений.


Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.


Наука Албании

Начиная с середины 90-х годов минувшего столетия, наука Албании развивается в русле общеевропейского научного сообщества, и помимо целого ряда научных и образовательных учебных заведений основным центром развития этого процесса является Академия наук Албании, которая объединяет и координирует все связанные с этим процессы.


Искусство Албании, и ее литература

В первую очередь, в этом плане стоит сказать, что искусство Албании , которое более широко известно европейскому сообществу представлено литературными произведениями, созданными албанскими поэтами и прозаиками. Практически до начала XVII века албанская национальная литература существовала в двух основных ее видах. Первая из них представляла собой устный народный эпос посвященный такому национальному герою как Скендербега и его воинов соратников по борьбе с турецкими завоевателями. А так же в виде песенно-поэтического творчества лирических песен и баллад по структуре и сюжету являющихся своеобразным аналогом сербско-мусульманской песенной лирики.

Более самостоятельно литература Албании заявила о себе в середине XIX века, когда албанская диаспора, жившая в Италии по инициативе албанца Джироламо ди Рада начала издавать исторические эпосы о Скендербеге, а так же сборники албанских народных песен. Несмотря на то, что довольно длительное время страна находилась под воздействием прокоммунистического диктата Энвера Ходжи, современная литература Албании развивается довольно динамично. И среди современных албанских авторов, можно отметить такие имена писателей, как Якина Шкодра, Несимбея да Премета, которые пишут лирические произведения, а так же Пострина Фрашери современного албанского драматурга.


Кухня Албании

Национальная кухня Албании , страны Балканского полуострова впитала в себя лучшие традиции национальных кухонь тех стран и тех народов, с которыми албанцы долгие годы имели самые тесные связи. В частности это кухни Турции , Греции и славянских народов. С учетом этого их основой является два основных ингредиента, а именно мясо и овощи, которые по той или иной рецептуре превращаются в популярные национальные блюда Албании.


Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.


Спорт Албании

На сегодняшний день спорт Албания довольно широко представлена во многих популярных видах, в части которых Албания уже не один год выступает и на Олимпийских играх. Так в частности, Тирану на многих международных соревнованиях представляли албанские легкоатлеты, футболисты, а так же сборные команды по баскетболу.

Религиозная ситуация в Албании не однозначна. СМИ устойчиво даётся представление об албанцах, как о мусульманских фанатиках. Но это далеко не так: среди албанцев есть и православные, есть и католики, есть и мусульмане. Основная ошибка, которую допускают СМИ, это упоминание о Косовских Албанцах как вообще об Албанцах, хотя правильнее было называть Косовских Албанцев - Косоварами. Так как Косовские Албанцы на протяжение всей новой истории жили без религиозных притяснений со стороны властей, и поэтому сохранили свою религиозность. Албанцы же напротив, в течение 40 лет находились под жёстким запретом на религию и под железным занавесом, в результате которого в Албании к 90 годам из всех культов культовых сооружений сохранилась всели лишь одна мечеть в Шкодере .

Итак. Официальная статистика, датированная годом, до начала гонений религии такова: Мусульмане-сунниты (70%), христиане - тоски (греческая православная церковь - 20%, католики - геги - 10%) и представители других конфессий. Албания - единственная европейская страна, имеющая официальное мусульманское большинство.


Но уже по данным независимых исследователей на 2000 г., мусульманство исповедовало 38,8% населения, католичество, по разным оценкам, - от 13,32% до 16,7%. К разным ветвям православия принадлежали 16,1% верующих, из них ок. 10,4% были последователями албанской автокефальной православной церкви. И около 11,8% верующих относились к другим конфессиям, включая многочисленные протестантские течения. Не считали себя верующими 16,6% населения.

Спецпроэкт канала Россия: Албания -- один из самых древних оплотов христианства :


Традиционно север Албании находился больше под влиянием католицизма, центр страны был наиболее исламским регионом (отсюда параллель к Косово), а юг тяготел больше к византийской культуре – православию (ещё сказалась близость Православной Греции).

Многими исследователями ещё в начале прошлого века отмечался своеобразный эклектизм и пантеизм в религиозных воззрениях албанцев. Традиционный ислам в Албании также несёт на себе этот отпечаток. Несмотря на то, что изначально в этой стране насаждался традиционный суннитский ислам, здесь получили широкое распространение суфийские (дервишеские) религиозные ордена. Наиболее массовым был дервишеский шиитский орден – бекташийя (бекташи)


Мусульмане распались на консервативных суннитов, придерживавшихся традиционного ислама, и более умеренных бекташей, склонных к пантеистическим воззрениям, которых насчитывалось около 120 тыс. Ранее в Албании располагался мировой центр дервишского ордена бекташей, оказывая сильное влияние в районах вокруг Берата и Эльбасана, а также на юге страны. В 1967 албанским правительством было решено закрыть все остававшиеся мечети и церкви.
С начала 1990-х годов, после того как правительство смягчило свою политику по отношению к религии, религиозная жизнь в Албании стала активно возрождаться. Христианских храмов и мечетей строится примерно поровну. Так как до 1990 года Албания являлась единственным атеистическим государством на планете, поэтому албанцы имеют отношение к нормам религии и культовым сооружениям характерное для всех стран, возрождающих религиозное мироощущение.

Но процесс Евроинтеграции в Албании не остановить. Италия, являясь безусловным кумиром у Албанцев, несёт свою культуру: в быту, в пище, в моде. На улицах полно молодых девушек в миниюбках, открытых декольте, парней в шортах. Религиозный праздник куйрам-байрам хоть и является выходным днём, но публичной бойни животных Вы в Албании не увидите. Храмы и мечети не бывают полными даже в религиозные праздники


Если вы не хотите попасть в неприятность или увидеть проявления религиозного фанатизма, тогда не стоит явно нарушать общечеловеческих нормы морали и уважительно относиться к убеждениям местных жителей. В отличии от других мусульманских стран отношение к одежде вполне неофициальное, европейская одежда принята повсеместно. Единственно о чём нужно предостеречь, это ношение купальника ульта-бикини. Но думается что и это не надолго...

Албания в погоне за евроинтеграцией пошла ещё дальше. В 2009 году была попытка легализовать однополые браки, но она провалилась. В 2013 году чиновники внесли поправки в уголовный кодекс, предусмотрев уголовную ответственность за преступления на почве ненависти против гендерной идентичности и сексуальной ориентации.

Вопрос о том, мусульманская Албания или нет, думаю уже не стоит.....

Албания Христианская, видео:

Расхожее утверждение о том, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением глобального христианско-исламского конфликта, следует считать не совсем верным. Это подтверждает даже достаточно поверхностное обращение к религиозной истории албанского народа.
Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего.
Суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, с конца XVI - начала XVII века. Это был в большей мере политический, нежели религиозный выбор, поскольку принятие ислама в Османской империи означало некоторое расширение гражданских прав, а также облегчение налогового бремени по сравнению с иноверцами. В быту многие албанцы продолжали исповедовать своеобразное "криптохристианство" - сочетание христианских традиций с народными, почти полуязыческими обычаями. Бытовой религиозный синкретизм албанцев отмечали многие исследователи в XIX и XX вв. Так, паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии часто совершали и албанцы-мусульмане. Для того чтобы совершить обряд бракосочетания или погребения, особенно в сельской местности, часто пользовались услугами служителя той религии, который в данный момент находился поблизости. Часто меняли христианство на ислам и наоборот, чтобы "насолить" местному попу (имаму). Отмечалось, особенно в Южной Албании, много случаев, когда человек одновременно исповедовал и ислам, и христианство, имел два имени и ходил по очереди то в мечеть, то в церковь. Вполне естественно, что на такой почве ислам, номинально господствующий среди албанцев, не мог, как, впрочем, и христианство, стать ведущим фактором в национально-политических движениях этого народа.
Кроме того, религиозная культура албанцев имеет еще одну интересную историческую особенность. С XIII-XIV вв. в стране распространялся суфийский орден бекташи, и сегодня около трети албанских мусульман традиционно считают себя бекташийцами. Фактически же бекташи - это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут "Святую Троицу" (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях, где они уединяются от мира. У них распространены неприемлемые для традиционного ислама обычаи: обет безбрачия, исповедь духовному наставнику и обряд, напоминающий причастие с употреблением вина и сыра (запрета на алкоголь у бекташи нет). Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности.
Кстати, именно выходец из семьи купца-бекташийца, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа в 1967 г. одним махом решил проблему взаимоотношений религии и социалистического общества. Деятельность религиозных институтов была запрещена, более двух тысяч объектов религиозного культа были либо разрушены, либо перепрофилированы, а священнослужители репрессированы. Затем албанские коммунисты пошли еще дальше, запретив даже частное исповедание религии. Например, за молитву, произнесенную дома, можно было запросто угодить в тюрьму. Создание в Албании атеистического общества стало для коммунистического мира беспрецедентным шагом. Ведь во всех странах социализма, даже в Северной Корее, номинально сохранялись минимальные возможности исповедания религий. При этом мотивация этого шага была исключительно националистической. Коммунистические руководители тогдашней Албании утверждали с высоких трибун, что ислам есть проводник враждебного влияния Турции, католичество - Италии, а православие - Греции.
Интересно, что, по свидетельству самих албанцев, такой пируэт национал-коммунистической политики не вызвал в обществе ожидаемой болезненной реакции. Среди населения Албании до сих пор жива заложенная в атеистические годы традиция называть детей именами, не связанными с исламом или христианством, а взятыми из албанского или иллирийского языков. Поэтому, если сейчас встретить албанца среднего или младшего поколения с мусульманским или христианским именем, можно почти стопроцентно утверждать, что перед нами выходец из албанской диаспоры, а не уроженец Республики Албания.
В 1990 г. в Албании грянула религиозная свобода. Вновь открылись мечети, католические и православные церкви. Получили возможность официально действовать суннитская и бекташийская общины. В 1993 г. страну посетил Папа Римский, неоднократно приезжала на историческую родину самая известная в мире албанка - мать Тереза. Кстати, на сегодняшний день наиболее активны в религиозно-общественном смысле именно албанские католики.
Но при этом активного религиозного возрождения среди албанцев как-то не наблюдается. И особенно это касается мусульман, к которым себя причисляют 70% албанцев. Мусульманские священнослужители из числа зарубежных албанцев, прибывшие в страну в первой половине 90-х годов, обнаружили, что атеистическая волна в определяющей мере затронула именно албанцев-мусульман. Активно строившиеся в последнее время мечети стоят полупустые, выпускники трех существующих в стране медресе не спешат становиться религиозными учителями, поскольку это не дает им соответствующего социального статуса.
В 1992 г. инициированное тогдашним правым правительством Албании вступление в Организацию Исламская конференция (ОИК) встретило серьезное сопротивление общественности и влиятельных в стране левых сил. В результате на сессии ОИК в Саудовской Аравии тогдашний президент Сали Бериша заявил, что, несмотря на все-таки состоявшееся вступление в организацию, Албания - это прежде всего светское государство, в котором отсутствуют серьезные предпосылки для исламизации. Связь с исламским миром для беднейшей страны Европы, на 90% зависящей от иностранной помощи, обусловлена, конечно же, в первую очередь экономическими причинами. Мусульманские миссионеры, работающие в стране, отмечают достаточно низкий интерес людей к религиозному просвещению.
Среди мусульман-албанцев Косово и Македонии, по которым не проехал бульдозер государственного атеизма, значительно больше практикующих мусульман. При этом ислам для них не столько мировоззренческий фактор, сколько своеобразная форма защиты национальной самобытности перед лицом окружающих их православно-христианских народов (сербов, македонцев и греков).
Кроме того, рост влияния ислама серьезно сдерживает европоцентричная ориентация Албании и албанского народа в целом. В середине 90-х годов среди интеллигенции страны существовала идея отказа албанского народа от ислама и возвращение его в лоно европейской культуры и Католической Церкви. Ее, в частности, активно пропагандировал известный албанский поэт и писатель Исмаил Кадаре, чью роль в общественной жизни можно сравнить с ролью Солженицына в России. Наконец, следует заметить, что с 1997 г. в стране у власти бессменно находятся представители левых сил. Это в основном молодые, ориентированные на Европу социалисты с секулярным мышлением.
Итак, албанский вопрос еще далек от своего решения, но одно можно сказать однозначно: в ближайшем будущем исламский фактор, как и религиозный вообще, не будет играть в нем значимой и решающей роли.

Так уж получилось, что со времен печально известного конфликта в Косове, который сопровождался этническими чистками, у многих из нас в сознании сложился стереотип о том, что все албанцы — мусульмане. Однако на самом деле с шиптарами все обстоит далеко не так однозначно и гораздо интереснее, чем можно себе представить. Наверняка информация, изложенная ниже, заставит Вас изменить свое представление о религиозной принадлежности албанцев. И степени их религиозности, кстати, тоже.

Безусловно, в Албании львиная доля верующих исповедуют ислам. Но, в то же время, в этой стране существуют достаточно мощные православные и католические общины. Очень противоречивы и статистические данные. По одним сведениям, массовая доля мусульман в Албании превышает 80%, по другим — составляет 70%, по третьим — около 60%. А есть данные, согласно которым в Албании среди верующих мусульман и вовсе не больше 38%, а христиан — более 60%! Так или иначе, мусульманское население в этой стране сосредоточено в основном в центре и на северо-востоке, на севере Албании (оособенно в районе Шкодера) сосредоточено много католиков, а юг страны — в основном православный (особенно город Корча, который известен своим футбольным клубом «Скендербеу»). Помимо этого, стоит отметить, что в Албании очень много неверующих.

Все-таки годы правления Энвера Ходжи, который активно насаждал атеизм, и сейчас дают о себе знать. А вот в Косове ситуация более-менее понятна: там албанцы составляют более 90% населения и примерно такую же массовую долю среди верующих составляют мусульмане (незначительная часть албанцев Косова — католики). Среди шиптаров, живущих в Македонии, тоже преобладают адепты ислама, но есть и крупная католическая община, яркой представительницей которой является всем известная Мать Тереза (в миру — Агнес Гонджа Бояджиу), основательница Католического Ордена Милосердия. Отдельно стоит выделить еще две крупные этнографические группы албанцев: арберешей, живущих в Италии и исповедующих католицизм, и арнаутов, которые живут в Греции и являются преимущественно православными. Об арнаутах стоит сказать особо. Да-да, именно эта этнографическая группа албанцев в свое время дала Элладе национальных героев в борьбе за независимость. Но это так, лирическое отступление. Но в общем, суть всего изложенного выше, предельно ясна: далеко не все албанцы — мусульмане.

Что касается албанцев, исповедующих ислам, то нужно сказать, что степень их религиозности крайне низок. Подавляющее большинство албанских женщин (мусульманок, естественно!) не носит хиджабов и уж тем более паранджи (в отличие, к примеру, от боснийских мусульманок), а некоторые девушки так и вовсе щеголяют в коротких юбках и одеваются как самые настоящие европейки! А что уже говорить о соблюдении мусульманских обычаев. Также шиптары любят шутить о том, что, к примеру, если ты считаешь себя мусульманином, то не сильно удивляйся, если узнаешь о том, что твои недалекие предки были христианами! Вообще, для албанцев религиозная принадлежность никогда не играла решающей роли. Даже больше: существует мнение о том, что религия албанцев — это … албанизм! То есть, совершенно не имеет значения, кто ты по вероисповеданию. Если ты албанец, значит, ты свой. Вот и все.

Религиозная ситуация в Албании также не однозначна. СМИ устойчиво даётся представление об албанцах, как о мусульманских фанатиках. Но это далеко не так: среди албанцев есть и православные, есть и католики, есть и мусульмане. Скорее всего, есть национальный экстремизм и в меньшей степени религиозный.

Большинство населения, как в начале века, так и сейчас исповедует ислам. Но ситуация постоянно меняется.

В 1945 мусульманство исповедовало 70% населения, православие – 20% (преимущественно тоски, жившие близ границы с Грецией, на южном побережье и в городах) и католичество – 10% (геги, проживавшие на севере в районе Шкодера). Но уже по данным на 2000 г., мусульманство исповедовало 38,8% населения, католичество, по разным оценкам, – от 13,32% до 16,7%. К разным ветвям православия принадлежали 16,1% верующих, из них ок. 10,4% были последователями албанской автокефальной православной церкви.И около 11,8% верующих относились к другим конфессиям, включая многочисленные протестантские течения. Не считали себя верующими 16,6% населения.

Что интересно: в 1967 г. число католиков было - 7% и составляло около 130 тыс. чел. Можно говорить о христианизации страны на современном этапе, а не о росте исламистских настроений.

Традиционно север Албании находился больше под влиянием католицизма, центр страны был наиболее исламским регионом (отсюда параллель к Косово), а юг тяготел больше к византийской культуре – православию.

Многими исследователями ещё в начале прошлого века отмечался своеобразный эклектизм и пантеизм в религиозных воззрениях албанцев. Традиционный ислам в Албании также несёт на себе этот отпечаток. Несмотря на то, что изначально в этой стране насаждался традиционный суннитский ислам, здесь получили широкое распространение суфийские (дервишеские) религиозные ордена. Наиболее массовым был дервишеский шиитский орден – бекташийя (бекташи)