Владимир Высоцкий — Анатолию Гарагуле. Автомобиле-пассажирские суда типа "белоруссия" Круизный лайнер грузия

В 1975 году на верфи Wartsila в финском городе Турку состоялась передача заказчику - Совкомфлоту СССР - нового судна автомобиле-пассажирского теплохода "Белоруссия". Это судно являлось головным в серии из пяти теплоходов. Первоначально все пять теплоходов были переданы Черноморскому Пароходству МинМорФлота СССР.


Заказ был отдан финской верфи не спроста - фирма Wartsila была уже известна в СССР, да и опыта у финских корабелов в строительстве паромов было немало. При всей внешней схожести с крупными автомобиле-пассажирскими паромами, курсировавшими в Балтийском бассейне, новые суда нельзя назвать паромами в обычном смысле. Суда имели всего одну автомобильную палубу и придназначались все же для перевозки в первую очередь пассажиров, а потом уже и автомобилей между портами Черноморского побережья СССР.



т/х "Белоруссия" покидает порт Валетта, 1975 год




"Белоруссия" выходит из Саутгемптона, 1987 год



Красная полоса на фальштрубе с советским гербом, порт приписки Одесса - такой была "Белоруссия" во второй половине 80-х. На фото - июнь 1988 года, Фримантл



т/х "Белоруссия" 1992 год. идет на буксире через Английский канал (Ла-Манш) под буксиром SMIT ROTTERDAM


В 1993 году после ремонта в сухом доке Сингапура судно переименуют в Казахстан II, а заnем, в 1996 году, в DELPHIN



Уже под именем Казастан II, Дурбан, 1994 год.


Такая она в наши дни - DELPHIN:



на подходе к Кильской гавани (Киль, Германия)




Тогда же, в 1975 году, был сдан в эксплуатацию теплоход "Грузия". Он также был передан ЧМП.



"Грузия" в Саутгемптоне, 1976 год



в Сочи, 1983 год



Саутгемптон, ноябрь 1983 года



Стамбул, 1991 год



пока еще "Грузия", 1992 год, Квебек, Канада. Судно была офрахтовано для круизов по реке Святого Лаврентия.



герб СССР сменился на украинский трезубец, имя - на Odessa Sky, река Святого Лаврентия, Канада, август 1995 года



В 1999 году судно ходило под именем Club I. Снимок сделан в Северном море


Вскоре судно было опять переименовано - Club Cruise I. Предположительно что это переименование произошло в том же 1999 году - судно меняло владельцев. Тогда же в 1999 году теплоход был вновь переименован - Van Gogh - по имени известного голландского живописца. Под этим именем судно проходило до 2009 года. В 2009-м его переименовывают вновь - SALAMIS FILOXENIA. Под этим именем судно и работает по настоящее время.



Порт Каен, 2004 год



у побережья Норвегии, 2007 год



Кильский канал, 2008 год



Порт Сплит, Хорватия, 2008 год





SALAMIS FILOXENIA на якоре у острова Патмос, июль 2010 года


Если условно разделить суда на серии по году постройки, то теплоход "Азербайджан" является последним теплоходом первой серии - как "Белоруссия" и "Грузия" он построен в 1975 года и стал третьим судном типа "Белоруссия". В 1996 году судно получает новое имя - Аркадия (когда будете искать его снимки по различным сайтам - на Ardkadia отзывается как минимум еще одно судно, не имеющее к нашему флоту никакого отшения - New Australia и он же Monarch of Bermuda). В 1997 году новое переименование - Island Holyday, под этим именем теплоход работает до 1998 года. С 1998 года и по настоящее время - ENCHANTED CAPRI.



Фотография сделана еще до распада СССР, но точно год установить пока не представляется возможным



порт Фримантл, первая половина 90-х годов



Соутгемптон, 1992 год



"Азербайджан" в Генуе, конец 70-х. Кстати есть фото теплохода "Иван Франко", сделанное на этом же причале. Только несколько с иного ракурса.



1998 год, название уже Island Holiday



фото 1996-1997 годов


В 1976 году МинМорФлоту СССР было сдано еще два судна серии - Казахстан и Карелия.


Теплоход "Казахстан" был переименован в 1996 году - ROYAL SEAS, а в 1997 году в "Украину". Именно по этой причине "Белоруссия" и носило название "Казахстан II". В 1998 году судно меняет владельца, флаг и имя - ISLAND ADVENTURE. Под этим названием теплоход работает и по сей день. Хотя в каком качестве - трудно сказать. Известно что в 2007 году оно работало в Майами-Бич как плавучее казино.



"Казахстан" в Греции, Миконос, май 1983 года



"Украина" уходит из Форт-Лоудердейл, 1998 год



ISLAND ADVENTURE, фото 1998 года, место - Форт-Лаудердейл



Майами-Бич, 2007 год


Последним судном серии стала "Карелия". В настоящее время она находится в Гонг-Конге.


"Карелия" была сдана в работу в 1976 году, в 1982 году первое переименование - судно получает имя свежеумершего Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В 1989 году, когда в стране идет полным ходом перестройка, судно вновь переименовывают - ему возвращают первоначальное имя. В 1998 году теплоход переходит под Либерийский флаг и меняет название на OLVIA, потом следует череда перепродаж и переименований - 2004 год - NEPTUNE, 2005 - CT NEPTUNE, 2006 год - NEPTUNE.



декабрь 1983 года



"Леонид Брежнев" в Кильском канале, 1985 год



"Леонид Брежнев" в порту Тилбери, 1987 год



порт Тилбери, 1989 год



"Карелия" в первой половине 90-х



OLVIA в 2004 году, устье реки Эльба



Neptun в 2007 году, Гонг-Конг



Гонг-Конг, март 2010 года


________________________________________ ___________________


Фотографии теплоходов - www.shipspotting.com, www.faktaomfartyg.se


Информация по переименованиям - www.faktaomfartyg.se

Страница 4 из 7

В этом же году санитарный транспорт был расформирован и возвращен гражданскому ведомству. За годы войны "Львов" выполнил 35 эвакорейсов и доставил в тыл 12431 чел. На теплоходе 325 раз звучали сигналы "боевой тревоги" и он уклонился от атак более 900 самолетов противника. Вблизи его борта разорвалось свыше 700 авиабомб, в корпусе насчитали более 300 пробоин. По транспорту было выпущено 26 торпед, он дважды тонул. Семнадцать членов экипажа были убиты и сорок пять получили ранение. После ремонта 1946-1947 гг. судно вновь поставили на линию Одесса-Батуми. В 1950 г. - вновь ремонт и в 1952 г. теплоход перевели на линию Одесса-Жданов-Сочи.

В свой последний рейс "Львов" вышел из Одессы 11 октября 1964 года и прошел по всем портам Причерноморья, где в годы войны пролегали его маршруты. Потом судно было передано самым юным морякам - детской флотилии. Сначала теплоход стоял на якоре в Одессе, а затем его перевели в Херсон, где более двух десятилетий к нему приходили юные моряки. Коридоры и каюты теплохода заполняли будущие матросы, механики, радисты, капитаны. Многие из тех, кто плавал по морям и океанам планеты или трудился на мощнейших судостроительных заводах страны, начинали свою жизнь на палубах теплохода «Львов». Испанский лайнер-"интернационалист" честно отслужили своей второй Родине и достоин благодарной памяти потомков.

Неожиданным пополнением для Черноморского пассажирского флота после войны стали два бывших польских лайнера. В 1949 году из Польши прибыл паротурбоход "Ягелло", который был построен в 1939 г. в Германии для Турции под названием "Dogu", затем реквизированный самой Германией. Судно получило новое имя - "Duala". Захватившие после войны судно англичане дали ему имя "Empire Ock". Судно принимало участие в военных перевозках до 1946 года, когда было передано Советскому Союзу по репарациям, который временно переуступил паротурбоход Польше, где ему дали имя "Ягелло".

В 1949 году лайнер был возвращен СССР и получил название "Петр Великий". Судно имело полную вместимость 6261 брт. Длина корпуса лайнера составляла 125,1 м, ширина - 16,1 м, осадка - 6,63 м. Две паровых турбины с низким давлением пары позволяли судну развить скорость полного хода в 15 узлов.

"Петр Великий" брал на борт 610 пассажиров, но судно оказалось шатким, с изнурительной качкой, что пугало туристов.

В 1974 году лайнер был продан на сметаллолом в Испанию и его отбуксирован для разборки в порт Кастеллон.

Другим лайнером, который прибыл на Черное море из Польши, стал теплоход "Собески". Судно было построено в 1939 году на верфи в Ньюкасли (Великобритания). Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Два восьмицилиндровых дизеля Кинкейд работали на два винты и обеспечивали скорость полного хода 16 узлов. Судно могло взять на борт 850 пассажиров. Лайнер в своё время специально строился для работы на линии Гдыня (Гданск) - Нью-Йорк. Во время войны "Собески", как военный транспорт, брал участие в десантных операциях у Нарвика, Мадагаскара, Сицилии, Салерно, Северной Африки и Нормандии. По завершении войны теплоход был возвращен в 1946 году на линию Гдыня - Нью-Йорк.

В 1950 году поляки передали судно Совторгфлоту (Одесскому Черноморскому пароходству). Теплоход получил новое название "Грузия", и начал регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море. Безаварийно судно прослужило до апреля 1975 года, когда было исключено из состава Черноморского пароходства и продано на слом в итальянский порт Ла-Специя.

Как чистые трофеи после войны Черноморскому пароходству по репарациям были переданы от Румынии, союзника Германии, ещё некоторые суда. Первым реальным пополнением пассажирского флота на Черном море стал белоснежный красавец-лайнер с именем "Украина". Этот теплоход до войны принадлежал королевской Румынии и уже тогда полуофициально имел прозвище "Белый лебедь Черного моря". А Лайнеры "Бессарабия" и "Трансильвания" были спроектированы в Дании по румынским заказом в 1934 году. 26 июня 1938 года. к строю вошла "Трансильвания". Через три месяца закончилось и строительство "Бессарабии". Предусматривалось, что оба теплохода будут использоваться на линии Констанца - Стамбул - Пирей - Александрия - Яффа - Хайфа - Бейрут - Александрия - Пирей - Стамбул - Констанца. Но начало второй мировой войны перечеркнуло эти планы. До апреля 1940 года лайнеры перевозили польских беженцев-евреев из Констанцы в Бейрут. Дважды во время войны оба лайнера едва не стали мишенями советских субмарин, которые выходили на позиции к Босфору. Румынское правительство вынуждено было задержать возвращения теплоходов на родину и оставить их на рейде Стамбула, вплоть до окончания боевых действий. Ну а потом пути теплоходов разошлись: "Трансильвания" была оставлена Румынии, а "Бессарабию" передали СССР. Румынская "Трансильвания" вплоть до начала 70-х годов осуществлял пассажирские перевозки в Черном, Эгейском и Адриатическом морях, около побережья Северной Африки. Иногда она заходила в Одессу и судно из далека можно было принять за т/д "Украина"

Фрагменты из новой книги «Владимир Высоцкий без мифов и легенд»

Виктор БАКИН , Даугавпилс (Латвия)

На съёмках «Опасных гастролей» в Одессе Высоцкий был вместе с Мариной. Город ей очень понравился. Его красивые и знаменитые лестницы, Оперный театр, порт…

В порту стоял теплоход «Грузия». У трапа с обворожительной доброй улыбкой их встретил капитан - Анатолий Гарагуля. Бывший военный лётчик стал одним из лучших капитанов Чёрноморского морского пароходства. Совсем недавно Высоцкого с ним познакомил Л.Кочарян. Обладая незаурядным чувством юмора, украинец А.Гарагуля, чтобы соответствовать названию теплохода, в шутку говорил с грузинским акцентом и обычно представлялся:

— Капитан теплохода «Грузия» Га-ра-гу-лия.

Теплоход «Грузия» был построен в 1939 году на польской верфи «Swan Hanter» и в честь знаменитого полководца и короля Речи Посполитой Я.Собеского был назван «Sobeski». В 1950 году теплоход продали в СССР, где он и получил название «Грузия». Каюты и салоны - необыкновенной роскоши, украшенные коврами, чеканкой и росписью. Каюта, в которой путешествовали Влади и Высоцкий, представляла собой настоящую квартиру, целиком обтянутую голубым бархатом. Кругом зеркала… И от этого комната кажется ещё просторнее. Великолепная ванна оформлена старинными полированными медными кранами. Изысканная еда дополняла впечатление. Это была ещё старая, довоенная «Грузия», впоследствии проданная на слом в Италию и заменённая в 1975 году новым судном финской постройки, а капитан А.Гарагуля под своё командование получил новый корабль, имевший то же название.

В то время эта плавающая комфортабельная гостиница осуществляла шестидневные круизы по маршруту: Одесса - Ялта - Новороссийск - Сочи - Батуми - Одесса. Ночью идут, днём заходят в порты…

В этот раз это была только экскурсия по теплоходу. Круизы станут любимым отдыхом Владимира и Марины. Гостеприимные и щедрые капитаны «Аджарии», «Шота Руставели», «Грузии», «Белоруссии» будут всегда рады видеть их на борту. Согласно кодексу торгового мореплавания капитан имеет право приглашать гостей бесплатно, и он устраивал для них обычно каюту-люкс. Накануне рейса капитан писал заявление: «Каюта-люкс нуждается в ремонте. Просьба вывести её из продажи». «Гость капитана» - так будет определяться положение Высоцкого в круизных программах.

В то время в Москве, да и вообще в Союзе, к факту знакомства Высоцкого с Влади относились с недоверием. Очевидно, поэтому появление их вместе вызывало восторг и удивление. Вспоминает Лионелла Пырьева: «…когда мы снимались с Высоцким в Одессе на «Опасных гастролях», к нему приехала Марина. Подкатила на «Волге». Володя тотчас увидел её, подлетел к ней, затем последовал долгий-долгий поцелуй, как иной раз бывает в фильмах. Одесситы, окружившие их, были в полнейшем восторге: «Ой, вы посмотрите сюда, это же Марина Влади!»

Вспоминает режиссёр студии В.Костроменко: «Как-то привезли на студию «Королеву пчёл» - французский фильм для закрытого просмотра. Зарубежных фильмов тогда покупали очень мало - во-первых, это было очень дорого, во-вторых, там показывали много того, что советскому человеку видеть не нужно. В общем, стали мы искать переводчика (фильм-то не дублирован), и тут Марина говорит: «Я там снималась, я и переведу». Зал набился до отказа, Марина с микрофоном сидела в последнем ряду, а мы себе чуть шеи не свернули: на экране обнаженная Марина, в зале - одетая…»

В Одессе у Марины появилось много знакомых и друзей…

«Однажды, - вспоминает Вероника Халимонова, - мы вместе обедали в маленьком ресторанчике-«глечике» в Одессе. Володя с Мариной, Жванецкий, Карцев, Ильченко и мы с Олегом. Володя был спокоен, а Марина со Жванецким бурно обсуждали, как можно было бы снять какой-то фильм».

М.Жванецкий: «У Высоцкого же была в то время мысль сделать русско-французскую программу «Москва - Париж». «Миша, я пою и говорю по-русски, Марина по-французски. Мы оба на сцене - ведём концерт. Московский мюзик-холл часто играет в Москве - ну что может быть лучше?» Прекрасная идея!»

«Идея» была на грани воплощения. Сохранилось письмо М.Жванецкого - Высоцкому.

Заслуженный работник транспорта. Награжден орденами Боевого Красного Знамени (1947), Трудового Красного Знамени (1960), Отечественной войны 1 степени (1985) и Богдана Хмельницкого (1999); медалями “За отвагу” и “За оборону Советского Заполярья”.

Анатолий Гарагуля родился в станице Казанской Краснодарского края в семье стрелочника Григория Михайловича Гарагули. Его мать Антонина Алексеевна Гарагуля (Некрасова) была домохозяйкой.

После окончания школы в Ставрополе в 1940 году он поступил в Мелитопольское военно-авиационное училище. Через год началась Великая Отечественная война, и в октябре 1942 года, после окончания училища, его направляют на фронт. Пройдя всю войну воздушным стрелком и штурманом, он лишь в марте 1946 года был уволен в запас, в звании лейтенанта. В этом же году он приезжает в Одессу и поступает в Высшее инженерно-морское училище на отделение судовождения, которое оканчивает в 1952 году.

С этого времени начинается его работа в Черноморском морском пароходстве – сначала помощником капитана, а потом и капитаном. Под его командованием работали экипажи судов “Краснодар” и “Карл Маркс”, “Тимирязев” и “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Нахимов” и “Физик Вавилов”.

В 1965 году Анатолий Гарагуля назначен капитаном пассажирского теплохода “Грузия” (прежнее название “Собеский”) постройки 1939 года. Десять лет он проработал на “Грузии”, вплоть до списания судна, а в 1975 году он становится капитаном нового теплохода под тем же названием, построенного в том же году.


теплоход “Грузия”

Именно с теплоходом “Грузия” и его капитаном Анатолием Гарагулей связана яркая страница в истории культурной жизни нашего города. Владимир Высоцкий и Марина Влади, Василий Аксенов и Булат Окуджава, Петр Тодоровский и Владимир Ивашов – это только некоторые имена известнейших писателей, актеров и режиссеров, с которыми был знаком и дружил Анатолий Гарагуля. Многие из них путешествовали и на старой, и на новой “Грузии” в популярных в то время крымско-кавказских круизах. По этому маршруту “Грузия” ходила нечасто, большую часть времени судно совершало кругосветные путешествия, в которых, естественно, советские граждане не участвовали. Возможно, поэтому в тех редких случаях, когда теплоход совершал внутренние рейсы по Черному морю, на нем собиралась иногда целая компания друзей капитана. Так, на одной из фотографий запечатлены Анатолий Гарагуля, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава и Василий Аксенов. Исследователям творчества Владимира Высоцкого известны фотографии, на которых он и Марина Влади сняты на капитанском мостике “Грузии”. А если заглянуть в личную библиотеку капитана, то там можно увидеть множество книг с автографами писателей, путешествовавших на “Грузии”.


Марина Влади, Анатолий Гарагуля и Владимир Высоцкий

В 1970 году Анатолий Гарагуля снялся в фильме “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые” в роли капитана теплохода “Глория”.


кадр из фильма “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые”

Но помимо круизов “Грузия” совершала и другие рейсы. Так, во время Карибского конфликта судно перевозило на остров Куба советских воинов, и капитан Гарагуля встречался там с родным братом Фиделя Кастро – Раулем, который был министром в кубинском правительстве. Таких встреч было несколько, и на Кубе, и здесь, в Одессе, когда прием известного политического деятеля состоялся в доме Анатолия Гарагули.

Как видим, даже эти несколько примеров говорят о потрясающем обаянии и безграничной душевной широте Анатолия Гарагули. Ну, а его профессиональные качества отмечены многочисленными правительственными и ведомственными наградами, которые он продолжал получать, даже находясь на пенсии.


Еще учась в школе, он познакомился со своей будущей женой Валерией Николаевной Смеловской. Сначала она ждала его всю войну, а потом 35 лет – возвращения на берег. Сегодня фамилию Гарагуля носят два его сына – Борис и Сергей, которые живут в Одессе. На семейной фотографии, здесь представленной, мы видим всю семью капитана Гарагули в начале 1960-х годов.

Лилия Мельниченко, ведущий научный
сотрудник Одесского литературного музея


А. Гарагуля с сыном Сергеем и В. Высоцким на т/х “Грузия”. Одесса, 1967 г.
Песню “Человек за бортом” Владимир Высоцкий посвятил Анатолию Гарагуле.

Стихотворение Владимира Высоцкого Анатолию Гарагуле. Предлагаем вашему вниманию другое стихотворение Владимир Высоцкого — «Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!»

Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!
Никто и ничего не разрешает!
Я ухожу, отдельный, одинокий
По полю лётному, с которого взлетают!

Я посещу надводную обитель,
Что кораблём зовут другие люди.
Мой капитан, мой друг и мой спаситель!
Давай с тобой хоть что-нибудь забудем!

Забудем что-нибудь - мне нужно, можно!
Всё - женщину, с которою знакомы!
Всё помнить - это просто невозможно.
Да это просто и не нужно - что мы?

1969 г.

Интересные факты:

Гарагуля Анатолий Григорьевич (1922-2004 гг.) — капитан дальнего плавания, участник Великой Отечественной войны. Интересно, что воевал Анатолий Григорьевич в небе — был летчиком, а после войны решил покорить водную стихию — поступил и закончил Одесское высшее мореходное училище. С 1965 года — капитан теплохода «Грузия», а после его списания с 1975 года — капитан нового теплохода с тем же названием (правда, новый теплоход не обладал индивидуальностью и роскошью своего предшественника, что вызывало недовольство капитана).

Анатолий Гарагуля дружил с известнейшими деятелями культуры, которые путешествовали на теплоходе «Грузия», совершавшем круизы по Черному морю. Среди них Владимир Высоцкий, Марина Влади, Василий Аксенов, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава, Петр Тодоровский и др.

Высоцкий и Влади отдыхали душой на теплоходе, скрываясь от любопытных глаз. Пара останавливалась в просторной каюте, питалась в личной столовой капитана. Вот как описан теплоход в воспоминаниях Марины Влади: «Каюты и салоны – необычайной роскоши. «Грузия» богато украшена коврами, чеканкой и росписью… Толя чудесно всё устроил: каюта уставлена цветами, на столе – фрукты, пироги и бутылка грузинского вина. Мы не знаем с чего начать…» Есть множество фотографий, на которых Высоцкий и Влади запечатлены вместе с Анатолием Гарагулей на капитанском мостике теплохода. Во время круиза на «Грузии» Высоцким было написано много замечательных стихотворений.

Анатолий Гарагуля снялся в кино — сыграл капитана теплохода «Глория» в фильме “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые” в 1970 году. Анатолию Гарагуле Владимир Высоцкий посвящал стихотворения, из которых самое известное — «Человек за бортом».