Системы а320. Лучшие места на Airbus А320: сделайте перелет комфортным. Airbus A320: лучшие места и особенности их выбора

Самолет Airbus A320 - это представитель узкофюзеляжных воздушных транспортных средств для осуществления перелетов средней протяженности. Он создан компанией Airbus S.A.S. "Аэробус А320" (фото ниже), отличается от других самолетов аналогичной конструкции более просторным пассажирским салоном, широкими полками для ручной клади, высокой грузоподъёмностью нижней палубы и удобными люками для багажа.

Краткая история

"Аэробус А320" был разработан еще в середине 1980 годов. На тот момент его можно было с легкостью назвать инновационным. Он, например, стал первым невоенным самолетом, оснащенным Fly-By-Wire (электронной дистанционной системой управления). Ранее данная технология применялась только на истребителях. Обыкновенные штурвалы были заменены на боковые рукоятки управления, а от стрелочных индикаторов отказались в пользу дисплеев. Также на место бортинженера пришли компьютеры, которые обеспечивали расчет всех необходимых параметров полета и контролировали работу экипажа. Вес самолета впервые был облегчен с помощью композитных материалов. "Аэробус А320" совершил свой первый полет в 1987 году, с марта 1988 началась его коммерческая эксплуатация. Этому самолету на тот момент не было равных. Он ушел далеко вперед от своих самых главных конкурентов, "Боингов", при этом мог похвастаться более низкой ценой за счет снижения стоимости обшивки фюзеляжа.

До начала февраля 2008 года монтаж самолета мог производиться только в городе Тулуза (Франция), но с марта 2008-го из-за возросшего спроса работы стали проводиться также на гамбургском заводе «Финкенвердер». Более того, позднее была также открыта линия монтажа лайнеров серии А320 в Китае. По данным на 2011 год расчётная производительность составляла 4 аэромашины в месяц.

С момента выпуска первого прототипа прошло без малого 30 лет. За это время самолет был неоднократно модернизирован. Самая последняя модификация - "Аэробус А320 NEO" - отличается улучшенными крыльями и двигателем.

Технические характеристики самолета "Аэробус А320"

  • Лучшие места: 10-й или 11-й ряд (зависит от конфигурации).
  • Экипаж - 2 человека.
  • Длина - 35,57 метров.
  • Размах крыльев - 34,1 метра.
  • Диаметр фюзеляжа - 3,95 метра.
  • Максимально допустимый взлётный вес - 780 центнеров.
  • Крейсерская скорость - 910 км/ч (840 км/ч).
  • Уровень шума на взлете — 82 децибела.
  • Максимально возможная высота полёта - до 11,8 метров.
  • Дальность полёта - до 6,15 километров.
  • Пассажировместимость зависит от конфигурации и составляет от 150 до 180 человек.

Семейство самолётов А320

A318 — самый маленький из представителей линейки. Базовая комплектация А318 рассчитана на перевозку 107 пассажиров в салонах двух классов. В одноклассовой вариации модели вместимость составляет 132 пассажира. Свой первый полет совершил в июле 2003 года. Данный самолет может выполнять перелёты на расстояние до 5950 км. Также А318 может быть использован в аэропортах с более короткими взлетно-посадочными полосами, чем самолёты аналогичной размерности и вместимости. Он пригоден для эксплуатации в аэропортах, расположенных в черте города.

A319 — модифицированная версия А320 с укороченным фюзеляжем. Этого удалось добиться за счет сокращения количества кресел для пассажиров на два ряда. Его габариты позволяют преодолевать расстояние до 6850 километров. Эта самая большая дальность полета среди всего семейства A320. Рассчитан на перевозку 124 пассажиров. Допустимая дальность составляет порядка 6650 километров, выпускается вариант с увеличенной на 32 сиденья вместимостью, зато с меньшим максимальным расстоянием полета.

А319CJ — бизнес-самолёты с очень небольшой вместимостью, зато значительно большей дальностью полёта.

A319LR — модификация "Аэробуса А319" с дополнительными топливными баками и возможностью полёта на расстояние 8,3 километров.

А319ACJ (другое название - Airbus Corporate Jet) — корпоративный самолёт, который может перевозить 39 пассажиров при дальности полета до 12000 километров.

A320 — двухмоторный лайнер с центральным проходом в пассажирской кабине. Отличается четырьмя входами для пассажиров и четырьмя запасными выходами. "Аэробус А320" максимально вмещает 180 пассажиров. В базовом двухклассном исполнении в салоне размещаются до 150 пассажиров. Средняя дальность полёта - 4600 километров.

A321 — удлинённая версия того же "Аэробуса A320". Вместимость - от 185 до 220 пассажиров. Впервые самолет поднялся в воздух в 1994 году. Дальность полета составляет 5600 километров.

New Engine Option

Airbus уже давно занимается разработкой новых двигателей, которыми будет оснащаться "Аэробус А320". Схема салона представлена ниже. Эта разработка получила название New Engine Option, сокращенно NEO. Заказчикам предложены на выбор двигатели Pratt & Whitney PW1000G и CFM International LEAP-X. Они почти на 16 процентов более экономичные, хотя итоговая экономия будет немного меньше, так как приблизительно 2 процента сэкономленных денег уйдут на переустановку двигателей на уже существующих моделях. Новые устройства обеспечат большую дальность полета (приблизительно на 950 километров) и грузоподъемность (на целых две тонны). A320 NEO также оснащен обновленными крыльями с концевыми шайбами, которые носят название акульих плавников.

Pratt & Whitney’s PW1000G

Главный директор компании Airbus сообщил, что при установке двигателей серии Pratt & Whitney’s PW1000G можно гарантировать снижение эксплуатационных расходов на 15-20 процентов. Первые самолеты данного типа будут поставлены уже в 2016 году. Всего в планах Airbus выпустить 4000 самолетов класса A320 NEO в последующие 15 лет. Одним из самых крупных заказчиков стала американская авиатранспортная компания Virgin America, которая оформила все документы и оплатила заказ сразу на 30 новеньких "Аэробусов". Всего в рамках договора предстоит поставить 60 самолётов. Авиакомпания IndiGo также заинтересовалась новыми двигателями и заключила контракт на поставку порядка 150 самолётов A320 NEO.

Конкуренция

Основным соперником на самолетном рынке для семейства А320 являются самолеты Boeing. Например, Boeing 757 является конкурентом "Аэробуса А321", так как обладает большей дальностью полета и большей пассажировместимостью. К счастью для компании Airbus S.A.S., данная модель лайнеров была снята с производства в 2005 году. Хотя "Аэробус А320", отзывы пассажиров о котором всегда были очень хорошими, долгое время являлся самым популярным самолетом, развитие современных технологий вынуждает разработчиков совершенствовать лайнер снова и снова. К тому же появление на рынке самолетов линейки Next Generation потеснило все семейство А320, что и подтолкнуло Airbus к выпуску самолетов класса А320 NEO.

С момента ввода в эксплуатацию А320 абсолютно превзошёл все остальные гражданские самолёты в плане использования высоких технологий – как в аэродинамике, так и в области бортового оборудования.

История создания

После десяти лет дискуссий, в которых приняли участие практически все авиастроительные компании в Европе, консорциум Airbus Industrie в 1981 году приступил к осуществлению проекта 150-местного авиалайнера для ближних и средних магистралей.

На то время на мировом рынке пользовались спросом самолёты с большой
пассажировместимостью, поэтому в разработку взяли две машины на 154 и 172 места. Это были две модели А320-100 и А320-200 , но в 1984 году от такого проекта отказались в пользу одной 162-местной машины. Новый проект предусматривал два варианта самолёта, отличавшихся лишь вместимостью топливных баков и обозначение А320-100 и А320-200 осталось актуальным.

Первый полет А320

Впервые новый самолёт был поднят в воздух 22 февраля 1987 года, под названием А320-100 , в серию таких авиалайнеров было выпущено всего лишь 21 машина. Второй вариант А320-200 стал основным представителем лайнеров А320 , сертификат лётной годности на эту модель оформили в ноябре 1988 года. Этот самолёт отличается от А320-100 повышенным максимальным взлётным весом, законцовками крыльев с дельтовидными винглетами и дополнительным баком для топлива на 8016 литров в центроплане.

Консорциум Airbus непрестанно работает над модернизацией своих лайнеров, запущена программа New Engine Option по оснащению А320 новыми экономичными силовыми установками. Двигатели Pratt & Whitney PW1000G по утверждению руководства компании снизят эксплуатационные расходы на 20%, а сам авиалайнер получит улучшенную аэродинамику и новый дизайн пассажирского салона.
Российская компания Transaero заключила твёрдый контракт на закупку 8 единиц А320neo , которые стали поступать в эксплуатацию в 2015 году.

Особенности конструкции авиалайнера А320

По своей аэродинамической схеме А320 – это моноплан с низкорасположенным крылом стреловидной формы, под которым с обеих сторон размещены двигатели и однокилевым хвостовым оперением.

Крыло авиалайнера тонкое с высокой аэродинамической эффективностью, вся механизация выполнена из композитных материалов, киль и передняя кромка стабилизатора изготовлены также из композита. Боковые винглеты на законцовках крыла позволяют экономить топливо и уменьшают индуктивное сопротивление.

Airbus A320 — полет по всей Европе

Силовые установки с 1989 года оснащены самыми тихими и мощными двигателями в своём классе V2500. Двигатели А320 на взлётном режиме дают уровень шума не более 82 децибел. Шасси самолёта трёхопорное, каждая тележка по два колеса. Основные стойки убираются в полёте в центроплан, носовая – в переднюю часть фюзеляжа.

Отличительная особенность самолёта – это электродистанционное управление. В кабине пилотов у командира с левой стороны, у второго пилота с правой расположены два сайдстика, заменяющие обычный штурвал. Сайдстики не имеют прямой связи с поверхностями управления, любое отклонение просчитывается компьютером и сигнал от него даёт команду гидроприводу на отклонение рулей.

Видео: Airbus A320 — полет из кабины пилота

Эти боковые ручки управления освободили место для откидных столиков у пилотов и улучшили обзор шести цветных ЖК-дисплеев, по два прямо перед пилотами и два в центре приборной доски. Дисплеи выдают пилотам всю информацию о навигационной обстановке, работе силовых установок и другого оборудования лайнера.

Пассажирский салон А320 сделан очень просторным, полки для ручной клади имеют большой объём, на нижней палубе много места для груза и широкие люки для загрузки багажа. В салоне облицовка из современных панелей, сенсорный дисплей на Flight Attendant Panel, светодиодное освещение каждого пассажирского места и возможность менять яркость освещения всего салона от 0 до 100%.

Лётно-технические характеристики

  • Длина самолёта – 37,57 м.
  • Высота самолёта – 11 м.
  • Размах крыла – 34,1 м.
  • Ширина салона – 3,7 м.
  • Максимальный взлётный вес – 77 т.
  • Минимальная взлётная дистанция – 2090 м.
  • Двигатели – 2 х IAE V2500-A5.
  • Тяга – 2 х 104,5 кН.
  • Скорость крейсерского режима – 840 км/час.
  • Количество пассажиров – от 140 до 180.
  • Расход топлива – 2700 л/час.
  • Дальность – 6150 км.
  • Практический потолок – 12 тыс.м.
  • Экипаж – 2 чел.

Особенности выбора лучших мест

Полёт на самолёте всё же очень утомителен и зависит от правильно выбранного места и А320 даёт вам возможность провести время в воздухе спокойно и удобно. Правила выбора мест обычные, на буклете, который купить можно в авиакассе, есть компоновка мест в пассажирском салоне.

Выбор места зависит от вашего вкуса, есть только одна особенность – кресла рядом с туалетом и в хвосте являются самыми неудобными и беспокойными. Если вы желаете отдохнуть и выспаться в полёте – выбирайте кресло у переборки, ежели вам нравится вид из иллюминатора – пожалуйста смотрите на землю или любуйтесь видом облаков.
«Аэрофлот» называет лучшие места в салоне А320 следующие: в четвёртом ряду – A, B, E, F и в одиннадцатом – B, C, D, E.

В салоне А320 первые пять рядов считаются бизнес-классом, у кресел в этих рядах можно далеко откинуть спинку, не создав неудобств для пассажиров в соседних рядах. В бизнес-классе оборудованы места для детских люлек, но нет специального места для размещения ног.

Эконом-класс отделён перегородкой, расстояние между креслами здесь меньше, чем в бизнес-классе, но спинка без помех может быть откинута на весь размах. Кресла перед перегородкой имеют свои неудобства, если вы не захватите литературу для чтения, вам придётся всё время смотреть на стенку, но зато с этого ряда начинается обслуживание.

a320 — салон

Из-за близости туалета места в двадцать четвёртом ряду самые беспокойные, детям и людям в возрасте не рекомендуется приобретать места в десятом и девятом ряду. Нахождение мест четвёртого и одиннадцатого ряда вблизи аварийного люка делает их самыми безопасными. В пассажирском салоне для человека высокого роста недостаточно комфортно из-за технических особенностей самолёта, но несмотря на все эти погрешности, «Аэробус-320 » считается достаточно удобным для этого класса. Счастливого полёта!

Airbus А320 - это пассажирский самолет, созданный для выполнения полетов на малые и средние дистанции.Пассажирская кабина вмещает в себя от 150-и до 180-и пассажиров, в зависимости от конкретной модификации и выбранной компоновки пассажирского салона.
В пассажирском салоне имеется два класса: бизнес класс и экономичный класс. В бизнес классе пассажиры располагаются в креслах по 4-е человека в ряду. Для перемещения пассажиров по кабине в течение полета имеется один центральный проход. За счет этого достигаются наиболее комфортные условия перелета у пассажиров этого класса. Экономичный класс отличается тем, что кресла здесь расположены по 6-ть штук в каждом ряду. Так же имеется один центральный проход, который обладает несколько меньшей шириной, по сравнению с бизнес классом. Однако, его вполне хватает для беспрепятственного и свободного перемещения по салону пассажирам и бортпроводникам. Конечное количество мест в каждом салоне зависит от выбранной компоновки салона.

Для отделки салона применяются самые современные материалы. После 2000-го года начала производится широкая модернизация имеющихся самолетов и создание новых с учетом последних разработок. В результате этих новшеств пассажирская кабина стала значительно более просторной. Были увеличены полки для ручной клади.
В пассажирском салоне имеется освещение двух типов: основное, которое освещает всю пассажирскую кабину, и индивидуальное, находящееся над каждым пассажиром. Яркость основного освещения может быть изменена на любую величину в диапазоне от 0 до 100% своей мощности. Индивидуальное освещение, выполненное на основе светодиодов, так же обладает большими возможностями для регулирования.

Аэробус А320 является вторым по популярности самолетом подобного класса в мире, уступая лидерство только Боингу 737 . Именно Airbus А320 является родоначальником целого поколения различных самолетов.

Кратко об Airbus A320

Аэробус А320 - это второй по популярности пассажирский реактивный самолет в мире. Этот самолет создан для того, чтобы перевозить до 180-и пассажиров на короткие или средние дистанции. Самолет имеет схему низкоплан с парой двигателей, закрепленных под крылом на пилонах. Фюзеляж выполнен по схеме полумонокок. Шасси - классическое трехопорное, основные опоры - задние.

Airbus А320 положил начало целой линейке моделей, которые разрабатывались в разные годы с учетом разнообразных требований. История создания этого самолета началась после успеха модели Airbus А300 . В результате этого консорциум европейских авиапроизводителей «Airbus S.A.S.» принял решение создать новый самолет. Он должен был успешно конкурировать с популярными на тот момент Боингами 727 и Боингами 737 . Однако, для повышения экономической эффективности, самолет должен был обладать более совершенным комплексом управления.

На сегодняшний день общее количество заказанных самолетов 6,5-й тысяч экземпляров. При этом, было произведено около 4-х тысяч бортов. По состоянию на 28-е августа 2008-го года в эксплуатации находилось 3945 экземпляров.

При этом, самолеты собираются на данный момент на двух заводах: в Тулузе и в Гамбурге-Финкенвердер. Изначально все Airbus А320 собирались на заводе в Тулузе, остальные модели собирались на обоих заводах. Однако, для осуществления экономического оздоровления производства, с 2007-го года производство Airbus А320 так же было налажено в Гамбурге-Финкенвердер. Помимо этого, сборка самолетов Airbus А320 была налажена в Китайской Народной Республике. Планируется, что завод в Китае с 2011-го года будет выпускать по 4-е борта каждый месяц.

История создания Airbus A320

Официально история полетов Airbus А320 началась в конце февраля 1987-го года. Первые самолеты этой модели были оснащены двигателями CFM56-5A1. Самолет достаточно быстро прошел все испытания и сертификацию. В Европе он был сертифицирован в конце февраля 1988-го года, а в декабре того же года он прошел сертификацию в США. Первым заказчиком новых самолетов была компания Эйр Франс , которая получила первый борт в марте 1988-го года.
Новый самолет имеет ряд принципиальных конструктивных отличий, которые резко выделяют эту модель среди аналогов в мире:

  • Самым главным отличием является электродистанционная система управления полетом. В результате применения принципиально новой схемы управления классические штурвальные колонки были заменены на боковые рукоятки управления. Пилот не оказывает прямого воздействия на органы управления. Все перемещения рукоятки при помощи электропроводки передаются на управляющие механизмы, которые и оказывают необходимое воздействие. Именно на А320 подобная система была применена впервые.
  • Вторым кардинальным отличием этого самолета от своих конкурентов является использование передовой по своей оснащенности кабины пилотов. В конце 80-х годов решение отказаться от использования стрелочных приборов, и заменить их лучевыми дисплеями, было революционным. Впоследствии, эти дисплеи были заменены на ЖК-мониторы. В результате этого новшества пилотирование самолета стало значительно проще.
  • Еще одной уникальной чертой этого самолета является горизонтальное оперение. Именно на Airbus А320 впервые было применено горизонтальное оперение, полностью изготовленное из композиционных материалов.

Вообще, в Airbus А320 используется революционно большое количество композитных материалов. Их суммарная масса - примерно 20% от общей массы сухого самолета. Основными композитными материалами являются усиленный фиберпластик и углепластик. Так же широко используются различные сотовые заполнители. Полностью из этих материалов изготовлен вертикальный стабилизатор и передняя кромка горизонтального оперения. Практически вся механизация крыла и все не силовые элементы конструкции так же состоят из композитных материалов.

Если рассматривать менее революционные, но не мене важные отличия, то здесь можно упомянуть о количестве дверей различного назначения. На Airbus А320 имеется 4-е пассажирских входа и еще 4 аварийных выхода.

Технические характеристики Airbus A320

Длина - 37,57 м.
Размах крыла - 34,10 м.
Диаметр фюзеляжа - 3,96 м.
Пассажировместимость - от 150-и до 180-и
Максимальный взлетный вес - 77.000 кг.
Крейсерская скорость полета - 840 км/ч
Дальность рейса - до 5700 км.

Airbus A320 – узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный концерном Airbus. Серийное производство лайнера продолжается с 1987 года по наши дни.

Обзор салона и схема расположения лучших мест

Аэробус A320 при двухклассовой компоновке пассажирского салона (бизнес и эконом) вмещает 150 пассажиров.

Салон бизнес-класса вмещает (согласно схеме пассажирского салона) шесть мест, занимающих ряды с номерами от 1 до 3. Здесь имеется более широкий (по сравнению с салоном эконом-класса) центральный проход, а места располагаются по схеме «2-2». Бизнес-класс располагается в носовой части пассажирского салона аэробуса A320, имеет более мягкие сиденья и меню несколько разнообразнее, чем для пассажиров эконом-класса. Расстояния между креслами здесь большие, что обеспечивает должный отдых для ног даже людям высокого роста.

Лучшими в бизнес-классе являются места во втором ряду, в особенности у иллюминаторов. Несколько неудачными являются места первого и третьего рядов. Это объясняется тем, что места первого ряда, хоть и имеют большее пространство для ног, но в то же время располагаются непосредственно у туалета и подсобных помещений. Эта особенность становится причиной порой оживлённого движения здесь, что может серьёзно помешать спокойному отдыху. Места третьего ряда расположены вплотную у перегородки, отделяющей салон бизнес-класса от эконом-класса. Движение обслуживающего персонала и шум, доносящийся из эконом-класса, также могут стать причиной определённых неудобств.

За салоном бизнес-класса размещается эконом-класс с более узким центральным проходом, а также креслами, расположенными по схеме «3-3». Места эконом-класса занимают (согласно схеме) ряды с номерами от 4 до 27.

Лучшими для эконом-класса являются места в четвёртом ряду. Это объясняется их некоторой удалённостью от шумной середины и несколько большим пространством для ног пассажиров. Не самыми лучшими для эконом-класса являются места, расположенные в самом его конце (в 27 ряду). Их неудобство заключается в близком расположении туалета и подсобных помещений, что может доставить немало неудобств. При бронировании билетов этих не самых лучших мест следует по возможности избегать.

Варианты Airbus A320

На сегодняшний день существует 4 варианта аэробуса A320: A318, A319 , A320 и A321 .

Самолёт Airbus A318 является наиболее компактным из всего семейства A320: его пассажировместимость составляет от 107 человек в двухклассовом до 132 человек в одноклассовом варианте. Одним из важнейших качеств данного лайнера является то, что он может взлетать с более коротких взлётно-посадочных полос.

Также стоит отметить, что именно на аэробусе A318 были впервые установлены усовершенствованные бортовые системы, которыми сегодня оборудуются все самолёты семейства A320.

Коммерческое использование самолёта было начато в 2003 году.

Airbus A319 является несколько укороченной версией аэробуса A320 за счёт убранных двух последних рядов пассажирских мест в салоне эконом-класса. Благодаря этому самолёт может использовать более короткую взлетно-посадочную полосу. Базовая модель имеет пассажировместимость 116 человек, однако имеется и другая версия, позволяющая перевозить до 156 человек.

Эксплуатация A319 началась в 1996 году.

Аэробус A319 имеет следующие модификации:

  • Airbus A319LR – основным отличием от базовой модели являются дополнительные топливные баки, позволяющие увеличить дальность полёта до 8000 км.
  • Airbus A319CJ – бизнес-модификация с увеличенной дальностью полёта.
  • Airbus A320 является узкофюзеляжным самолётом, максимальная пассажировместимость которого составляет 180 человек. Коммерческое использование продолжается с 1988 года.
  • Airbus A321 является удлинённой версией аэробуса A320 с повышенной (до 220 человек) пассажировместимостью. Самолёт является среднемагистральным (дальность полёта – до 5950 км). Эксплуатируется с 1994 года.

Характеристики A320

Конструктивно самолёт Airbus A320 является низкопланом. Крыло – стреловидное. Оперение — вертикальное однокилевое. Силовая установка аэробуса представлена двумя турбовентиляторными двигателями, марка которых зависит от модели самолёта.

Airbus A320 создавался в качестве замены устаревшим самолётам A300 концерна Airbus, а также для конкуренции набравшим на тот момент (середина 80-х годов XX века) самолётам Boeing 727 и Boeing 737 . Основным нововведением стала полная модернизация бортовой электроники, а также усовершенствованная приборная панель: вместо стрелочных приборов были использованы электронно-лучевые трубки.

Ещё одним важным отличием семейства A320 от ранних самолётов компании Airbus является то, что вместо стандартных штурвалов для пилотов был применён сайдстик (боковая ручка управления), что вкупе с современной на тот момент электроникой позволило облегчить управление самолётом и ограничить его экипаж двумя пилотами.

Лётно-технические характеристики самолётов семейства A320:

Airbus A318-100 Airbus A319-100 Airbus A320-200 Airbus A321-100
Длина, м 31,4 33,8 37,6 44,5
Размах крыла, м 34,1
Диаметр фюзеляжа, м 3,95
Ширина салона, м 3,7
Высота, м 12,5 11,8 11 11,8
Площадь несущих поверхностей, м² 122,6
Макс. взлётная масса, кг 68 000 75 000 77 000 93 500
Минимальная полоса при максимальной взлётной массе, м 1355 1950 2090 2180
Крейсерская скорость 840 км/ч или 0,78 М
Пассажировместимость 107 до 132 116 до 156 140 до 180 170 до 220
Дальность полёта, км 5950 6850 6150 5950
Запас топлива, л 24 210 от 24 210 от 24 210 от 24 050
до 30 190 до 30 190 до 30 030
Пассажирских дверей 4 4 4 4
Аварийных выходов 2 2 4 4
Практический потолок, м 12 000
Расход топлива, л 2400 2600 2700 2900
Двигатели 2 CFMI CFM56-5B каждый 105,9 кН или 2 Pratt & Whitney PW6000A каждый 96 кН 2 CFMI CFM56-5B каждый 104,5 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 104,5 кН 2 CFMI CFM56-5B каждый 118 кН или 2 IAE V2500-A5 2 IAE V2500-A5 каждый 118 кН 2 CFMI CFM56-5B каждый 142,3 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 146,8 кН

За последние 10 лет произошел качественный скачек в моделях 144-го масштаба. По деталировке они стали догонять модели более взрослого 72-го масштаба периода 90-х годов. Одной из таких прорывных моделей стала новая модель авиалайнера Airbus A320 от Звезды. Оценим ее сильные и слабые стороны, заодно сравним с популярной моделью от Revell.

Китография

Среднемагистральный пассажирский самолет Airbus A320 совершил первый полет 11 февраля 1987 г. и уже спустя год появилась новинка от Revell в 144-м масштабе , которая была перевыпущена в 1990 г. Модель была довольно грубой и примитивной по деталировке .

Следующая модель появилась только в 1999 г. Это была классическая модель от Revell - внутренняя расшивка , неплохая деталировка (примерно 70-75 деталей), отличная декаль . Ежегодно Revell перевыпускал эту модель с новыми декалями . Позже кроме A320 появились еще модификации A319 и А321, различающиеся только фюзеляжем. В конце 90-х и в 2012-2013 годах эта же модель была перепакована фирмой Hasegawa .

В 2000-х годах появилась модель от Heller в нестандартном масштабе 1/125, которую перепаковала Звезда . В 2010 г. появилась ЛНД модель от фирмы Восточный Экспресс (всего 40 деталей). Но в отличие от остальных, фирма не стала делать самые распространенные модификации и ограничилась самым коротким A318. Сама модель была сделана на основе модели от Revell с минимальными отличиями от нее, но с декальными окнами и технологией литья ЛНД. И теперь в июне 2014 г. вышла новая модель A320 от фирмы Звезда. Были и другие менее распространенные модели, в том числе и в других масштабах.

Упаковка и инструкция

Модель упакована как обычно в двойную коробку - мягкую внешнюю коробку из тонкого картона и внутреннюю удобную коробку из жесткого картона.

Литники запаяны в пакеты. В комплекте также прилагается подставка под модель. Инструкция простая и понятная. Единственное, не стоит ссылаться при окраске мелочевки на инструкцию Звезды и надо красить по фотографиям.

Литники

Всего в наборе 3 литника из серого пластика и 1 литник из прозрачного мягкого пластика - итого 139 деталей (12 прозрачных - 2 не используются). Но часть деталей не используется - в частности двигатели IAE V2500 и дополнительные 2 окна в передней части салона. Скорее всего, будет еще один перевыпуск Звездой этой модели в другой компоновке салона и с другими двигателями (к примеру, у Авиановы было подобное сочетание двигателей и одноклассовой компоновки салона максимальной вместимости) или другой модификации (318, 319 или 321). К сожалению, Звезда последние несколько лет перешла на мягкий полиэтиленовый прозрачный пластик, который практически невозможно полировать. Для сравнения, в модели Revell всего 65 деталей (3 прозрачных). Несмотря на многочисленные жалобы на бракованное литье Звезды, мне попалась нормальная отливка без поведенного фюзеляжа, крыльев. Облоя пока нигде нет, усадок пластика по минимуму - вдоль руля направления на киле, на нижней плоскости центроплана. Следы толкателей заметны только на потолке ниши передней стойки шасси и на креслах пилотов. Расшивка довольно тонкая и аккуратная. В целом все прилично на фоне обросшего облоем Ревелл. Странно, но отливки от Hasegawa с тех же самых пресс-форм Revell выглядят куда приличнее по качеству.

Декаль

Декаль предлагается на 3 самолета авиакомпании Аэрофлот. К сожалению, толи это брак, толи недоработка, но в декали испорчен черным цветом градиент на триколоре. Возможно, что в следующих отливках данный недостаток уберут. В целом, если не обращать внимания на косяк с градиентом, то декаль неплохая - в ней есть вся крупная и видимая на самолете техничка, цвета не искажены, смещений при печати нет. Серебристый цвет как обычно для Звезды сымитирован серым. Увы, но это «не айс». Но на семейство Airbus A320 есть целое море более качественных и разнообразных декалей в том числе и с шелкографией, поэтому одним Аэрофлотом можно не ограничиваться. Конечно, они все были заточены под модель от Revell, но я думаю, что в скором времени появятся новые декали, заточенные под геометрию модели от Звезды.

Airbus A320-214 авиакомпании Аэрофлот, «Н. Басов», VP-BLL, c/n 5572
Первый полет совершил 20 марта 2013 г., поставлен в авиакомпанию 10 апреля 2013 г. Салон с компоновкой 8/150 мест.

Airbus A320-214 авиакомпании Аэрофлот, «И. Павлов», VQ-BEH, c/n 4133
Первый полет совершил 24 ноября 2009 г., поставлен в авиакомпанию 14 декабря 2009 г. Салон с компоновкой 20/120 мест.

Airbus A320-214 авиакомпании Аэрофлот, «В. Челомей», VQ-BCN, c/n 3954
Первый полет совершил 15 июня 2009 г., поставлен в авиакомпанию 1 июня 2009 г. Салон с компоновкой 20/120 мест.

Фюзеляж

Фюзеляж отлит из двух половин, нижняя часть центроплана отлита зацело с крылом. Антенны в отличие от модели Revell даны отдельными деталями, тогда как там они отлиты зацело с одной из половинок фюзеляжа. Но их количество в обеих моделях недостаточно - в модели Звезды не хватает 5 антенн, у Revell - 4. Зато у модели от Звезды выполнены водостоки над входными дверями, чего нет у Revell. Также есть вопросы к обводам фюзеляжа у модели Revell в районе кабины, что заметно искажает линию остекления кабины пилотов. На верхней части фюзеляжа есть несколько усадок пластика.

Крыло

Одной из отличительных черт новой модели Звезды является выпущенная механизация крыла во взлетном положении. Закрылки, обтекатели тяг и предкрылки даются двух видов - в убранном и выпущенном положении. В целом все очень даже симпатично. Но сделано простенько, поэтому производители афтемаркета скорее всего обратят внимание на это и появится травление или смола . Отдельного внимания заслуживает посадочная конфигурация механизации крыла. Тут пригодилось бы травленые спойлеры, тормозные щитки и лонжерон крыла и смоляные закрылки с элеронами. Комментировать тут особо нечего, смотрите фотки. Конечно, деталировка упрощена по сравнению с реальностью или более крупными масштабами. Но для 144-го масштаба такого хватит вполне, учитывая, что ранее в этом масштабе такие фишки были редкостью или не были доступны вообще.

Двигатели

В модели даны 2 различных типа двигателей. Конкретно под декали Аэрофлота даются двигатели CFM International CFM56-5A/B, которые стоят на большинстве самолетов семейства A320. Также еще в комплекте есть двигатели International Aero Engines IAE V2500-A. А может и V2522-A5 или V2524-A5 или V2527-A5 или V2530-A5 или V2533-A5, но это уже не суть важно. В 144-м масштабе разница между ними никак будет заметна. Возможно, что в будущем Звезда расширит количество модификаций данной модели или сделает декали на другие авиакомпании. В сравнении с моделью Revell у модели Звезда более простая деталировка сопла и центрального тела компрессора . В модели Revell также даются двигатели этих двух типов. Передняя кромка воздухозаборников двигателей у Звезды дается отдельной деталью, что облегчает обработку мотогондолы.

Кабина и салон

Еще одним новшеством модели от Звезды является наличие интерьера кабины пилотов, тамбура в районе передней входной двери и возможность сделать эту дверь открытой. Кабина сделана простенько, но в ней есть все что необходимо - кресла пилотов, задняя стенка кабины, имитация входной двери в кабину, отлитые вместе с боковыми панелями РУСы и приборная доска. В переднем тамбуре салона сделана имитация складных сидений бортпроводников, механизма открывания двери правого борта, шторки в проходе в пассажирский салон бизнес-класса, а также переборки. Открытую пассажирскую дверь по левому борту можно сделать в двух положениях - открытом (имитация механизма открывания сделана) и закрытом. Окошки на дверях из-за своих мелких размеров сымитированы декалями. Салон по естественным причинам его невидимости через окошки в 144-м масштабе Звезда делать не стала. Также салон не было бы видно и через открытые пассажирские двери. В модели Revell вообще нет ничего подобного. При окраске кабины и тамбура лучше ориентироваться на фотографии реального самолета от Аэрофлота, а не на предлагаемые цвета из инструкции. Там предлагается окрасить все стенки в тамбуре, шторки и кресла бортпроводников в белый цвет, а ковролин в черный, что не соответствует действительности. Цвет панелей салона был светло-серым, кресла и шторки в салоне - синие, а ковролин темно-синим.

Остекление

У модели Revell дается только остекление кабины пилотов. Остекление пассажирского салона у нее не сделано и имитация окошек дается в декали, несмотря на то, что в фюзеляже сделаны сквозные прорези под окошки. Решение довольно спорное и не очень удачное. В модели Звезды остекление пассажирского салона сделано в полном объеме. В данном выпуске первые иллюминаторы салона предлагается закрыть заглушками. В данном выпуске самолеты Аэрофлота имели двухклассовую компоновку 8/150 и 20/120 мест. Возможно, что в планах у Звезды модель А320 с салоном одноклассовой компоновки (как в Авианове). Увы, но остекление сделано из мягкого полиэтиленового пластика, который плохо поддается полировке.

Шасси

Еще одним новшеством в модели Звезды является наличие двух типов стоек шасси с амортизаторами в обжатом и разжатом состоянии. Это позволяет собрать модель во взлетной или посадочной конфигурации шасси и не переделывать длину стоек. Тормозные диски колес основных стоек шасси отлиты отдельно от колес. Стойки отлиты хорошо, без следов от пресс-форм. Все очень аккуратно. Но вот ниши шасси всех трех стоек шасси не имеют никакой деталировки - стенки и потолок абсолютно голые. Вдобавок ко всему в нише передней стойки шасси на потолке следы от двух толкателей. Одно утешает, что ниша передней стойки шасси на стоянке почти полностью закрыта и не будет видно вообще никакой деталировки в ней. А вот пустые ниши основных стоек шасси это беда. И беда большая, так как у Revell деталировка всех ниш была сымитирована очень хорошо. Посадочные фары на передней стойке шасси, все три АНО даны прозрачными деталями.

Афтемаркет

Пока для данной модели от Звезды нет никакого специализированного афтемаркета. Но в будущем на нее обязательно появятся декали в том числе и с шелкографией и возможно травление , а может даже и смола. Декали под модель Revell могут и не подойти, так как модели могут незначительно отличаться по геометрии. Лучше дождаться появления более качественных декалей от известных отечественных производителей декалей для гражданской авиации. Там серебристый цвет будет серебристым, а не серым и проблема с градиентом будет решена.

Ссылки и источники

При написании статьи были использованы следующие источники информации:

  • http://www.scalemates.com/search.php?section=0&q=%22Airbus+A320%22&qs=Search
  • http://www.scalemates.com/products/product.php?id=194747
  • http://www.ipmsdeutschland.de/FirstLook/Revell/Rev_A320_LH/Airbus_A320_LH.html
  • http://www.britmodeller.com/forums/index.php?/topic/70865-airbus-a320-edelweiss-air/
  • http://www.modellversium.de/kit/artikel.php?id=9307
  • http://www.findmodelkit.com/content/airbus-a320-0
  • http://www.findmodelkit.com/content/airbus-a320
  • http://www.modellversium.de/kit/artikel.php?id=2764
  • http://www.modellversium.de/kit/artikel.php?id=997
  • http://scalehobby.kz/index.php/aviaciya-obzor-main/aviatsiya-drugie-masshtaby-obzory/297-obzor-a-318-1-144-ot-ve

Сравнение с моделью Revell

Преимущества Звезды:

  • Деталировка кабины пилотов и тамбура
  • Наличие обжатых/расжатых амортизаторов стоек шасси
  • Наличие выпущенной механизации крыла
  • Хорошая деталировка стоек шасси и колес
  • Наличие мелочей как посадочные фары, водостоки, АНО
  • Остекление пассажирского салона
  • Пока литье без облоя

Недостатки Звезды:

  • Отсутствие деталировки ниш шасси
  • Брак в декали и отсутствие в ней серебристых элементов
  • Недостаточная деталировка двигателей, особенно сопел
  • Отсутствие многих антенн
  • У многих отливок Звезды поведенные крылья или фюзеляжи
  • Наличие усадок пластика
  • Мягкий не поддающийся полировке пластик остекления
  • Ошибки в инструкции в окраске мелочей (тамбура салона)
  • Цена новой модели такая же как у модели Revell, при наличии у Revell более качественной декали.

Итого

Модель от Звезды стала одной из первых моделей в 144-м масштабе, у которой была выполнена деталировка кабины пилотов, хотя бы части салона (тамбура) и наличие выпущенной механизации крыла. Модель вышла в нишу рынка, занятой очень неплохой в свое время моделью от Revell, выпускающей сразу 3 модификации семейства А320. Но чуда не случилось, и переплюнуть модель от Revell по всем статьям у Звезды не получилось. Здесь сыграли свою роль традиционные проблемы Звезды с декалями и качеством литья. Если декаль можно заменить на афтемаркетную с шелкографией, то вот с браком в виде поведенных крыльев и фюзеляжа ничего не сделаешь. Но Звезда производит обмен бракованных литников или недостающих деталей. Вроде модель обладает хорошей деталировкой, но при этом деталировка ниш шасси отсутствует полностью, а деталировка двигателей уступает деталировке от Revell. Также еще свою негативную роль играет мягкий пластик остекления у Звезды, который почти не поддается полировке. Но, несмотря на все эти мелочи и недостатки, модель у Звезды удалась и позволяет собрать интересную модель. Назвать ее лучшей моделью А320 у меня пока не получается, но она является достойной альтернативой модели от Revell. Каждая из этих моделей обладает своими сильными и слабыми сторонами. Но не стоит забывать, что модель Звезды стала стоить на уровне модели Revell 750-800 рублей. А за эти деньги хочется не просто хорошей модели.

С уважением, Андрей «SilverGhost»