Самая длинная трамвайная линия. Береговой трамвай в бельгии. P. S. Свет в конце пещеры. Новоафонская железная дорога

Многие линии общественного в Москве могут удивить своей историей и красотой маршрутов. Сегодня мы расскажем вам про трамвайные маршруты.

Самый популярный маршрут

Трамвай № А «Аннушка»

Маршрут: Калужская площадь — метро «Чистые пруды».

Это самый известный маршрут трамвая в Москве, запущенный в 1911 году и ласково прозванный москвичами «Аннушкой». Маршрут трамвая пролегал по Бульварному кольцу «А», про которое в свое время писал Паустовский: «Линия была нарядная, театральная и магазинная, и пассажир был иной — интеллигентный и чиновный». Вся красота златоглавой проносилась перед глазами пассажиров «Аннушки». В 1936 году «кольцо А» разомкнули, и путь трамвая изменился навсегда, а в 1991 году ликвидировали и вовсе. На празднование 850-летия Москвы в 1997 году трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен.

Самый старинный маршрут

Трамвай № 27

Маршрут: метро «Войковская» — метро «Дмитровская»

Самый старый сохранившийся, пусть и частично, трамвайный маршрут находится на севере Москвы. Его возраст — целых 113 лет. Он начинался как маршрут городской конно-железной городской дороги (конки). Ее эксплуатация была невыгодна. По вечерам лошадей и вагоны приходилось отправлять в депо за восемь километров. В дождливую погоду лошади застревали среди полей в грязи, а вагоны конки были холодными. И уже в 1891 году конку было решено заменить на паровой трамвай.

Самый первый электрический маршрут

Трамвай № 6

Маршрут: Братцево — метро «Сокол».

Именно по трамвайному маршруту № 6 пустили первый электрический трамвай в 1899 году. На торжественное открытие съехался весь город. Первый блестящий вагон, украшенный лентами и флажками, выехал по маршруту, проходившему от любимого городанами Петровского парка к Савеловскому вокзалу. Уже через 12 лет в столице не останется ни одной конно-железной дороги, все линии будут электрифицированы. Маршрут много раз менялся, полностью отменялся и вводился снова. Более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования трамвай № 6 получил в 1944 году.

Маршрут с оборотом в тупике

Трамвай № 9

Маршрут: МИИТ — метро «Белорусская».

На этом маршруте работают двусторонние поезда, которые состоят из двух сцепленных вагонов с пятью дверьми на каждой стороне. Он был запущен в 2012 году. И именно из-за большого количества людей и машин в центре, застройки трамвайного кольца офисами пришлось использовать челночную систему «тяни-толкай», по которой вагоны, как в метро, не разворачиваются, а едут взад-вперед, так как в качестве конечной используется оборотный тупик.

Самый туристический маршрут

Трамвай № 39

Маршрут: Чистые пруды — метро «Университет».

Это одна из самых красивых трамвайных линий, поэтому ее и прозвали туристической. Маршрут не менялся с момента его открытия в 1963 году. Проезжая по этому маршруту можно увидеть очень много достопримечательностей Москвы — старинные усадьбы и домики, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты с их сталинскими постройками. А на конечной можно пешком может дойти до МГУ.

Самый инновационный маршрут

Трамвай № 17

Маршрут: Останкино — Медведково

Этот маршрут из Останкино в Медведково проходит по изолированному от автомобилей полотну и имеет самый большой пассажиропоток в столице. Поэтому власти всячески стараются улучшить условия его работы. Там сделала изоляция полотна от автомобильного транспорта, применена новая технология скрепления рельс и шпал, платформы для посадки и ступенька трамвая сделаны на одном уровне. Планируется, что именно на этом маршруте будет применена современная система управления движением, когда вагоны будут управлять светофорами, обеспечивая себе «зеленую волну».

Единственный кольцевой маршрут

Трамвай № 4

Маршрут: метро «Сокольники» — метро «Бульвар Рокоссовского».

Единственный кольцевой маршрут в Москве примечателен еще и тем, что имеет два названия: 4л и 4пр, что объясняется стороной движения трамваев по кольцу. Протяженность маршрута чуть более 12 километров. От Сокольнической заставы до Ростокинского проезда это единственный маршрут трамвая, и часть пути он идет через парк. Говорят, тут можно испытать ощущение сказки — в окна стучатся ветки деревьев и проникает настоящий лесной аромат.

Маршруты будущего

Самые быстрые трамваи городские власти планируют запустить в 2017 году. Это будут новые линии со скоростным движением от метро «Пражская» в районы Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное, а также вдоль шоссе Энтузиастов до района Ивановское. Они будут построены по самым современным стандартам, с использованием новейших конструкций трамвайного пути. Средняя маршрутная скорость движения по этим линиям составит 30 км/ч.

Московский монорельс.

Несмотря на то, что первый рельсовый эстакадный транспорт появился в России еще в XIX веке, попытки превратить его в полноценный вид общественного транспорта увенчались успехом только в начале века XXI. 20 ноября 2004 года в свой путь над Москвой отправился первый состав. Впрочем, до 2008 года монорельс рассматривался скорее как своеобразный аттракцион. Ходили составы с 10:00 до 16:00 с интервалом в полчаса, стоимость проезда составляла 50 рублей, и только с 10 января 2008 года монорельс стал полноправным элементом транспортной системы российской столицы. В настоящее время московский монорельс представляет собой линию протяженностью 4,7 километра, связывающую улицу Сергея Эйзенштейна с платформой Тимирязевской через ВДНХ и Останкино. Поскольку дорогой управляет московский метрополитен, то и система оплаты проезда на нем аналогична московскому метро.



Круиз на паровозе. Кругобайкальская железная дорога.

Вдоль западного берега озера Байкал проходит железная дорога «Слюдянка – Байкал» протяженностью 89 километров. Когда-то она была частью Транссибирской магистрали, однако со вводом в эксплуатацию участка на другом берегу дорога пришла в запустение. Сейчас она используется для связи с большой землей жителей прибрежных поселков, а также в качестве туристического маршрута. Многочисленные мосты и тоннели вкупе с живописными пейзажами Прибайкалья привлекают внимание любителей экзотического отдыха. К их услугам одна из туристических фирм предоставляет ретро-поезд «Байкальский круиз». Из Иркутска состав доставляется электровозом на станцию Слюдянка, откуда, ведомый уже локомотивом на паровой тяге, он идет до поселка Байкал и обратно. Длится поездка два дня.



Метротрам. Волгоградский скоростной трамвай.

Открытая в 1984 году линия Волгоградского скоростного трамвая сегодня является одной из достопримечательностей города-героя наряду с Мамаевым Курганом или Старой Сарептой. Все потому, что часть линии проходит под землей и подземные остановки выглядят как самые настоящие станции метро. Только вот платформы не возвышаются над путями, а вместо электричек ездят такие же трамваи, как и наверху. Схожесть с метрополитеном закрепила за транспортом название «метротрам», хотя до 2011 года было всего две подземных станций и одна эстакадная. Теперь же под землей располагается пять станций, однако участок «Профсоюзная – ТЮЗ – Ельшанка» обслуживают только новые сочлененные ЛВС-2009, у которых кабины расположены с двух сторон. Привычные же «Татра Т-3» туда не заезжают из-за отсутствия разворотного кольца, по-прежнему сворачивая с эстакады на «Пионерской» на площадь Чекистов. К чемпионату мира-2018 года планируется запустить новую линию скоростного трамвая.



Транспорт гидроэнергетиков. Черемушкинский трамвай.

Возле Саяно-Шушенской ГЭС расположился поселок с названием Черемушки. Живут здесь в основном гидроэнергетики, эту самую ГЭС обслуживающие. А основным способом добраться на работу является трамвай, за 15 минут проходящий весь маршрут. Уникальность черемушкинского трамвая не только в том, что часть маршрута проходит по бывшему дну Енисея, но и в том, что он стал последней трамвайной системой, построенной в нашей стране. Всего через семь месяцев после открытия маршрута распался СССР, а на современном этапе истории пока ни один город трамваем не обзавелся.



Трамвай курортника. Село Молочное.

Если черемушкинский трамвай предназначен для доставки на работу тружеников, то его «родственник» из села Молочного, что под крымской Евпаторией, возит отдыхающих. Учредить свой собственный трамвай в 1989 году решила администрация санатория «Береговой», который, несмотря на название, расположен в полутора километрах от черноморского пляжа. Именно отдыхающие являются главными пассажирами трамвая и могут пользоваться им бесплатно. Но и любой желающий, купив билет у кондуктора, сможет прокатиться до черноморского побережья. С присоединением Крыма к России трамвайная линия села Молочного протяженностью всего полтора километра стала самой короткой в России.



Трамвай из леса. Волчанск.

Завершаем небольшую серию трамвайных очерков повествованием о трамвае города Волчанска, расположенного на северо-западе Свердловской области. Распространено мнение, что Волчанск – самый маленький в мире город, имеющий собственный трамвай. Городские власти в 2009 году даже хотели засвидетельствовать этот факт в книге рекордов Гиннеса, но в Германии отыскался Бад-Шандау, который, несмотря на население меньше трех тысяч человек, имеет статус города и обладает собственной трамвайной системой. Однако и без того волчанский трамвай уникален. Дело в том, что Волчанск состоит из двух частей: Волчанки и Лесной Волчанки, разделенных заросшими лугами и тайгой, через которые и едет трамвай. Несколько десятилетий назад существовала междугородняя трамвайная линия между Волчанском и соседним Карпинском, в котором также был свой трамвай, однако в далеком 1965 году ее разобрали, чтобы пропустить шагающий экскаватор, да так обратно и не собрали. А в 1994 году Карпинск отказался от трамвая. В Волчанске же, несмотря на конкуренцию в виде автобуса, трамвай по-прежнему ходит.



Узкоколейная дорога жизни. Алапаевская УЖД.

К северу от Алапаевска расположены несколько деревень, добраться до которых можно одним-единственным способом – по железной дороге с шириной колеи 750 миллиметров и протяженностью 270 километров, что делает дорогу длиннейшей узкоколейкой на территории России. Построил этот транспортный и исторический памятник в конце XIX века А. Ю. Иллеро, алапаевский промышленник французского происхождения, для производственных нужд. В XX веке предназначение дороги изменилось: вместо металлургов она стала обслуживать лесозаготовителей, а также жителей окрестных деревень. В середине прошлого столетия алапаевская узкоколейка представляла собой разветвленную сеть железных дорог, а до наших дней дошла только основная линия Алапаевск – Калач с небольшими ответвлениями. Впрочем, чтобы добраться до крайней точки пути, путешественнику придется сделать пересадку в Санкино, куда поезда из Алапаевска, имеющие в своем составе общие и плацкартные вагоны, ходят четыре раза в неделю. От Санкино до Калача трижды в неделю ходит состав из тепловоза и одного общего вагона. За Калачом дорога немного продолжается и обрывается на местном кладбище. Такой конец железнодорожного пути часто воспринимается как тревожный символ скорой «смерти» узкоколейки, однако, несмотря на постоянную угрозу закрытия, дорога, являющаяся для жителей Калача и других деревень единственным средством связи с цивилизацией, продолжает работать.



Крымский троллейбус.

С присоединением Крыма Россия получила не только самый короткий трамвайный маршрут (см. выше), но и самый длинный троллейбусный. Дело в том, что троллейбусные системы Симферополя, Ялты и Алушты соединены между собой междугородними маршрутами. В 2014 году были восстановлены закрытые в 1998 году маршруты «Аэропорт Симферополь – Алушта» и «Аэропорт Симферополь – Ялта». Теперь, чтобы доехать от аэропорта Симферополя до южного побережья, туристу достаточно сесть в троллейбус и проехать более 90 километров по горным трассам.



Полет над Волгой. Нижегородская канатная дорога.

Нижний Новгород и расположенный на другом берегу Волги город Бор связывают не только железная дорога и шоссе, но и подвесная дорога. Ежегодно дорога над Волгой, гребным каналом и прибрежной зоной используется тысячами пассажиров, направляющимися из Бора в областной центр на работу и учебу. Трехкилометровый участок пути с перепадом высот 62 метра восьмиместные кабинки преодолевают за 15 минут, что существенно экономит время. Правда, утром и вечером гораздо больше времени уходит на ожидание своей очереди на посадку. Несмотря на достаточно высокую стоимость проезда (по состоянию на 2014 год одна поездка обходится в 75 рублей), транспорт популярен среди учащихся, которым предоставляются льготные проездные.



Фуникулер «советского Сан-Франциско». Владивосток.

Говорят, что построить во Владивостоке фуникулер решил Никита Сергеевич Хрущев: после возвращения из Америки он решил превратить столицу Приморья в «советский Сан-Франциско», одним из символов которого является канатный трамвай. Расположить фуникулерную линию решили на склоне сопки Орлиной, обращенной к бухте Золотой Рог, и в 1962 году между улицами Суханова и Пушкина появился 183-метровый рельсовый путь, по которому стали курсировать два вагончика. Вдоль линии по склону горы в 1957 году проложили лестницу для ходьбы во время ремонта или профилактики фуникулера. Местные жители называют ее «лестницей здоровья». Значительную часть пассажиров составляют студенты ДВФУ, чьи учебные корпуса находятся рядом с обеими остановками фуникулера.



P. S. Свет в конце пещеры. Новоафонская железная дорога.

Завершает наш топ Новоафонская пещерная железная дорога, расположенная в Абхазии.

В 1961 году в Новом Афоне в недрах Иверской горы была обнаружена одна из крупнейших пещер Абхазии. Спустя 14 лет ее решили сделать открытой для туристов, а для их удобства проложили железную дорогу, многими сравниваемую с метро. От традиционной «подземки» новоафонскую отличают только узкая колея и отсутствие второго пути. Протяженность дороги составляет 1,3 километра, имеются три станции. Составы из шести вагонов проходят весь путь за пять минут. Курсируют поезда с мая по ноябрь, а также в рождественские праздники.

Чуть больше месяца как в Петербурге начал курсировать ночной ретро-трамвай. Пока, лишь эксперементальный, однако власти утверждают, что маршрут станет регулярным.
«Собака.ru» изучил действующие пути следования городских трамваев и выяснил, как устроить себе экскурсию за 25 рублей. Интересные трамвайные маршруты - самый короткий, самый длинный, исторически важный, единственный загородный и самый живописный.

№3. Площадь Репина - Сенная площадь

(Площадь Репина - Лоцманская улица (обратно: проспект Римского-Корсакова) - набережная реки Фонтанки - Садовая улица - площадь Тургенева - Садовая улица - Сенная площадь)

3-й маршрут - самый короткий в городе. Его путь состоит из семи остановок, и 2,5 километра путей. Тройка появилась еще в 1907 году и двигалась от Балтийского вокзала до Новой Деревни. Со временем длина пути сокращалась, да и сам маршрут закрывали четыре раза. В марте 2013-го он появился снова, связав площадь Репина и станцию метро Сенная площадь. Сегодня на путях работают новые челночные трамваи с двумя кабинами, способные разгоняться до 80 км/ч.

№9. Ж/Д станция Ручьи - метро «Удельная»

(Проспект Науки - Тихорецкий проспект - проспект Культуры - проспект Луначарского - проспект Энгельса - Енотаевская улица)

Еще один исторический маршрут. Он также действует с 1907 года, в этом году была открыта первая в Петербурге трамвайная полоса. На маршруте движение приостанавливалось лишь в 1941 году, когда во всем городе прервалась подача электроэнергии. В 1950 году его маршрут возобновили с некоторыми изменениями и увеличением длины путей. Попасть на исторический маршрут легко: сегодня девятый трамвай ходит с интервалом в 10-15 минут.

№100. Придорожная аллея - Ж/Д станция Ручьи

(Придорожная аллея - проспект Энгельса - проспект Просвещения - улица Руставели)

В 2007 году, в честь столетия со дня открытия сухопутного электрического трамвая в Петербурге, был запущен 100-й трамвай. Вернее, в сотый переименовали 57-й маршрут. Но изменения коснулись не только номера: по путям пустили первый скоростной трамвай. От станции «Придорожная аллея» до проспекта Луначарского была организована «зеленая волна» (синхронизация светофоров для безостановочного движения), а пути реконструированы. Сегодня маршрут продлен до станции «Ручьи» и работает в обычном режиме. Что касается 57-го трамвая - его маршрут появился снова в 2009 году, работает и сегодня.

№36. Оборонная улица - поселок Стрельна

(Улица Трефолева - улица Маршала Говорова - улица Новостроек - Кронштадтская улица - проспект Стачек - Петергофское шоссе - Санкт-петербургское шоссе)

Единственным трамваем, который следует в пригород сегодня остается 36-й. Его маршрут проходит по бывшей 66-километровой Ораниенбургской электролинии, которая, по сути, является первой линией пригородных поездов в Петербурге. Изначально 36-й соединял завод имени Ломоносова с Петергофской площадью, а в 2006 году получил свой окончательный вид: почти 20 километров путей, которые начинаются на Оборонной улице и заканчиваются на станции «Стрельна».

№77. Проспект Солидарности - улица Коммуны

(Проспект Солидарности - улица Дыбенко - Дальневосточный проспект - Новочеркасский проспект - Якорная улица - Среднеохтинский проспект - Большая Пороховская улица - Ириновский проспект)

Cамый длинный маршрут, длится 23 километра. Маршрут проходит вдоль Невы через два моста: Володарский и Александра Невского. Начинается на станции «проспект Солидарности» и заканчивается кольцом улицы Комунны.

Текст: Евгений Строков

Да. Еще пару лет назад я придумал совершить большое трамвайное путешествие: проехать на трамвае через всю Москву. От самой южной трамвайной остановки Москвы - "Улица Академика Янгеля" до самой северной - "Медведково". Трамвайного маршрута такой длины в Москве, конечно, нет. Нужно ехать с пересадками, как минимум - с четырьмя. С помощью метро аналогичное путешествие можно совершить за 1 час 5 минут с двумя пересадками. Сколько же времени потребуется трамваю?

И вот, в мае этого года поездка, наконец, состоялась.

Для воплощения идеи большого трамвайного путешествия лучше было выбирать выходной день: чтобы ехать быстрее из-за меньшего количества автомобилей на дорогах и комфортнее из-за меньшего количества пассажиров в трамваях.

Взглянув на схему трамвайных маршрутов Москвы , я выбрал такую траекторию поездки:

Улица Академика Янгеля - метро Тульская - Павелецкий вокзал - метро Пролетарская - метро Авиамоторная - метро Семеновская - метро Преображенская площадь - Богородский храм - ВВЦ - Медведково.

Забегая вперёд скажу, что полное время путешествия составило 3 часа 16 минут. Теперь подробнее.

- В 15:32 подошёл к остановке "Улица Академика Янгеля".

- В 15:36 сел на свой первый трамвай, идущий по маршруту №1.

- Первая пересадка. В 15:54 вышел на остановке "Симферопольский бульвар, дом 20" и в 15:56 сел на трамвай №16.

- Вторая пересадка. В 16:24 вышел на остановке "Даниловский рынок" и в 16:34 сел на трамвай №38.

- Третья пересадка. В 16:50 вышел на остановке "метро Пролетарская" и в 16:53 сел на трамвай №43.

- Четвёртая пересадка. В 17:36 вышел на остановке "метро Семеновская" и в 17:40 сел на трамвай №11. За 4 минуты ожидания успел купить минералку и шоколадку, которые и употребил в трамвае №11:)

- Пятая (и последняя) пересадка. В 18:07 вышел на остановке "ВВЦ, северный вход " и в 18:10 сел на трамвай №17.

- В 18:48 вышел счастливый на конечной остановке "Медведково".

Можно заметить, что свой маршрут я выбирал исходя не из уменьшения количества пересадок или общего километража, а из наименьшего времени ожидания трамваев на остановках.

На карте Москвы траектория большого трамвайного путешествия выглядит так:


Общая же статистика большого трамвайного путешествия такова:

Трамвай №1 №16 №38 №43 №11 №17
Время ожидания трамвая 4 мин 2 мин 10 мин 3 мин 4 мин 3 мин
Время поездки 18 мин 28 мин 16 мин 43 мин 27 мин 38 мин
Количество пройденных остановок 18 15 12 25 18 20
Пройденное расстояние 6 км 8 км 5 км 11 км 8 км 9 км
Скорость чередования остановок (остановок в час) 60 32 45 35 40 32
Средняя скорость движения 20 км/ч 18 км/ч 19 км/ч 15 км/ч 17 км/ч 14 км/ч
Среднее расстояние между остановками 339 м 547 м 425 м 436 м 422 м 455м
Среднее количество пассажиров 3 10 15 10 10 50
Водитель жен жен жен жен муж жен

ИТОГО:

Общее время ожидания трамваев - 26 минут .

Общее время поездки (без учёта ожидания трамваев) - 2 часа 50 минут .

Общее время от старта до финиша - 3 часа 16 минут .

Общее количество пройденных остановок - 108 .

Общее пройденное расстояние - 47 км .

Средняя скорость чередования остановок - 41 остановка в час .

Средняя скорость движения - 17 км/ч .

Среднее расстояние между остановками - 437 метров .

Примерное количество безбилетников: 7% от общего числа пассажиров.

Скандал пассажира с водителем - 1 (из-за безбилетного прохода, трамвай №16)

Количество встреченых контролёров - 0 .

Начиная с 2013 года по Санкт-Петербургу курсирует специальный экскурсионный ретро-трамвай. Этим увлекательным и необычным видом транспорта уже сумели воспользоваться сотни петербуржцев и любознательных гостей города. Этот скромный по размерам вагон, но невероятно милого вида радует горожан уже который сезон подряд. Вполне вероятно, что такое хорошее начинание станет доброй традицией в городе на Неве.

Сам вагон был изготовлен еще в довоенное время, и когда он движется по городу, то неизменно привлекает к себе взоры прохожих, вызывая улыбки на их лицах и естественное желание его сфотографировать. Как правило, ежедневные поездки на таком трамвае начинаются 18 апреля, а заканчиваются 2 ноября. Чтобы сохранить такую старинную технику, трамвайное депо решило отказаться от зимних поездок. К тому же туристы не так часто приезжают с Санкт-Петербург зимой.

Надо сказать, что маршрут такого трамвая сориентирован главным образом на гостей города, поэтому они с большим удовольствием любуются городскими достопримечательностями через окна ретро-трамвая. А по дороге гиды с увлечением рассказывают об истории развития транспорта в Санкт-Петербурге. Маршрут этого трамвая проходит от Васильевского острова, затем он следует к Тучкову мосту, затем по Петроградскому острову и к Троицкому мосту, а далее движется по Садовой улице вплоть до площади Тургенева, на которой он разворачивается и отправляется в обратный путь.

Трамвай отправляется в путь от Среднего проспекта на Васильевском острове, остановка возле музея Городского Электротранспорта. Кстати, интересующиеся также могут посетить этот музей. До площади Тургенева трамвай движется со всеми остановками, так что на него можно подсесть в любом месте по маршруту следования.

Буквально до недавнего времени Санкт-Петербург считался чуть ли не самой трамвайной столицей мира, но в последнее время отдал свою пальму первенства Мельбурну. Но все же и до сегодняшнего дня в городе имеется несколько интереснейших маршрутов, прокатившись на которых, можно за символическую плату познакомиться с замечательными местами северной столицы.

Маршрут № 36. Единственный на сегодняшний день городской трамвай, следующий до пригорода Санкт-Петербурга. Любой петербуржец или гость города может сесть на этот трамвай на Оборонной улице и, проехав, почти 20 километров, минуя по пути множество остановок, сойти на конечной остановке в самой Стрельне. А дальше можно пройти и посетить русский Версаль. Кстати, маршрут трамвая №36 проходит по Ораниенбургской электролинии протяженностью 66 километров, которая по праву считается самой первой в городе линией пригородного сообщения.

Маршруты №5 и №6. Один из них следует с острова Голодай на Волковское кладбище, а второй – с этого же острова на Красненькое кладбище. Дело в том, что благодаря этим давним маршрутам в блокадном Ленинграде даже бытовала такая фраза – «поголодаю и на кладбище». Такой вот черный блокадный юмор. Хотя, вы сейчас вряд ли найдете на карте города остров Голодай, поскольку этот остров, находящийся в дельте Невы и входящий в состав Василеостровского района, носит название острова Декабристов. Однако, начиная с 1775 года у него было другое название – Галладай, и только позднее и вплоть до 1926 года местные жители упрощенно называли его Голодай.

Маршрут №77. Считается самым длинным маршрутом в городе. Следует от проспекта Солидарности и до самого своего кольца на улице Коммуны. Длина его маршрута составляет целых 23 километра. По пути своего следования минует два моста – мост Александра Невского и Володарский. Так что по пути можно осмотреть множество прекрасных зданий и исторических мест.

Маршрут №3. Считается самым коротким маршрутом в городе, его протяженность составляет всего лишь 2,5 километра, а по пути он делает всего лишь 7 остановок. Но зато по пути своего следования от площади Репина до Сенной площади он провозит пассажиров по очень интересной исторической части города.