Перу относится к какой стране. Официальный язык Перу. Как добраться из Перу в Чили, Боливию и Эквадор

Перу — далёкая южноамериканская страна с интригующей историей, уникальной архитектурой и необыкновенным природным разнообразием. Являясь обладательницей одного из новых семи чудес света — таинственного города Мачу-Пикчу, Перу по праву гордится богатейшим наследием империи инков. Эта пёстрая, полная контрастов страна манит туристов не только своим богатейшим археологическим наследием, но и аутентичной колониальной архитектурой, изысканной гастрономией, а также девственной природой в горах и джунглях.

Расположенная в Андах на западном побережье Южной Америки страна граничит на северо-западе с Эквадором , на севере — с Колумбией , на востоке — с Бразилией , на юго-востоке — с Боливией и Чили . На западе её береговая линия омывается водами Тихого океана. Перу считается одной из крупнейших по площади стран Южной Америки, по этому показателю она занимает третье место после Бразилии и Аргентины. Площадь её весьма впечатляет и составляет 1 285 216 км2.

Численность населения страны по данным на 2018 год превышает 32 495 510 человек. Столица Перу — город Лима с населением в 9 562 280 чел. человек. Национальная валюта страны — перуанский новый соль, PEN. В среднем курс обмена по отношению к доллару составляет примерно два с половиной к одному, то есть за один доллар дают 2,7 соля. Государственный язык в стране — испанский, но в регионах с преобладанием индейского населения официальными являются языки кечуа и аймара.

Перу очень религиозная страна, основная религия в стране — католицизм

Текущее время в Лиме:
(UTC -5)

Таможенные правила

В Перу не существует слишком жёстких таможенных правил. Как и повсюду, запрещены к ввозу наркотики, оружие и боеприпасы. На ввоз колбас и, в особенности, сыровяленой ветчины, требуется специальный сертификат годности от производителя. Разрешается ввозить до 2,5 литров крепких алкогольных напитков на человека, а также до 400 сигарет. Ввоз и вывоз иностранной и национальной валюты не ограничен. Вывоз ограничивается только ввезёнными ранее суммами. Следует помнить, что вывоз из страны предметов, представляющих археологическую или историческую ценность строго запрещен.

Как добраться до Перу

Разумнее всего начинать путешествие со столицы страны — это самый крупный город, и перелеты туда будут значительно дешевле и чаще, чем в другие города Перу.

Самый простой и логичный вариант долететь до Лимы () из России — рейсы одной из европейских авиакомпаний со стыковкой в аэропорту ее базирования. Это Iberia, Air France, KLM, Air Europa и Lan. Все варианты перелета из вашего города в Перу смотрите с помощью формы ниже.

Как добраться из Перу в Чили, Боливию и Эквадор

В последнее время туристы все чаще совмещают посещение Перу с Чили , Боливией и Эквадором . Из Лимы в эти страны удобнее всего добираться прямыми рейсами авиакомпании LAN. На сегодняшний день эта авиакомпания считается бесспорным лидером на латиноамериканском авиационном рынке. LAN славится безупречным сервисом и надежными самолетами, но цены на билеты у нее достаточно высокие. Средняя стоимость авиабилета в экономклассе по маршруту Лима-Сантьяго-Лима составит примерно 400 долларов, при условии покупки билета за несколько месяцев до вылета. Непосредственно накануне вылета цены могут достигать и 700 долларов. Время в пути четыре часа.

Города и регионы Перу

В административном плане территория Перу делится на 25 регионов, которые в свою очередь подразделяются на многочисленные провинции и районы. Каждый из регионов обладает своей интересной спецификой и особенностями, как природно-географического, так и культурно-исторического характера.

Регион Столица
1 Амасонас Чачапояс
2 Анкаш Уарас
3 Апуримак Абанкай
4 Арекипа Арекипа
5 Аякучо Аякучо
6 Кахамарка Кахамарка
7 Кальяо Кальяо
8 Куско Куско
9 Уанкавелика Уанкавелика
10 Уануко Уануко
11 Ика Ика
12 Хунин Уанкайо
13 Ла-Либертад Трухильо
14 Ламбайеке Чиклайо
15 Лима Лима
16 Лорето Икитос
17 Мадре-де-Диос Пуэрто-Мальдонадло
18 Мокегуа Мокегуа
19 Паско Сьерра-де-Паско
20 Пьюра Пьюра
21 Сан-Мартин Мойобамба
22 Пуно Пуно
23 Такна Такна
24 Тумбес Тумбес
25 Укаяли Пукальпа

Достопримечательности Перу

Как правило, посещение Перу начинается, со столицы. Остальные достопримечательности и интересные места весьма разбросаны и удалены друг от друга. Ниже Вы найдёте ссылки на достопримечательности Лимы, Арекипы, Куско, Пуно и других регионов Перу.

Достопримечательности остальных регионов Перу

  • Заповедник Оксапампа-Ашанинка-Янеша
  • Водопады Гера
  • Национальный перуанский железнодорожный музей
  • Курорт Манкора
  • Курорт Пуэрто-Писарро

Национальные парки Перу:

На территории страны расположено немало природных парков, самыми интересными и достойными посещения из которых признаны следующие:

  • Национальный парк Ману в регионе Мадре-де-Дьос
  • Национальный заповедник Тамбопата-Кандамо в регионе Мадре-де-Дьос
  • Национальный парк Паракас в регионе Ика
  • Национальный парк Уаскаран в регионе Анкаш
  • Национальный заповедник Пакайя-Самирия в регионе Лорето

Куда сходить в Перу

Достопримечательности

Музеи и галереи

Парки и зоны отдыха

Транспорт

Частные гиды в Перу

Более детально с Перу вам помогут ознакомиться русские частные гиды.
На проекте Эксперты.Туристер.Ру зарегистрировано .

Чем заняться

Кроме несметного количества самых разных достопримечательностей Перу может предложить своим гостям широчайший спектр мероприятий, как спортивно- развлекательного, так и познавательного характера. Здесь можно гулять по горам, заняться конным спортом, кататься на горных велосипедах, мотоциклах или джипах, сплавляться по рекам на рафтах, заниматься серфингом и горными лыжами и даже полетать на параплане! Последняя забава особенно распространена в столице. Поскольку Лима находится выше уровня океана, то сама структура города располагает к полетам на параплане. В районе Мирафлорес можно запросто полетать над океаном и террасами береговой линии, ощутив себя птицей. Почти постоянные потоки теплого воздуха позволяют стартовать и садиться в одном и том же месте.

Фестивали и праздники в Перу

Будучи глубоко религиозной страной, Перу имеет в своем календаре неимоверное количество разнообразных религиозных праздников. Главные праздники — Страстная пятница и Пасха отмечаются с большим размахом по всей стране. В самых религиозных городах страны — Лиме , Куско и Аякучо проходят массовые красочные церемонии и торжественные шествия. А День Всех Святых отмечают по всей стране традиционной церемонией посещения могил предков. Самый важный праздник в жизни местных жителей — «Инти Райми» — праздник летнего солнцестояния отмечают 24 июня. Красочная церемония встречи Солнца и поклонения ему ежегодно проводится в Куско и Саксайуамане, собирая несметное количество туристов со всего мира. 5 ноября в Пуно проходит необычный праздник символического появления первого инки Манко Капак и его подруги на озере Титикака.

Кроме того, каждый регион имеет и свои местные праздники в формате событий местной истории и почитания святых-покровителей данной конкретной местности, что делает такие мероприятия в своем роде уникальными и непохожими на другие.

Так, в феврале проходит Фестиваль танца «Маринера» в Трухильо , в марте — праздник виноделия Вендимия в Ике , в июне — Фестиваль Сан-Хуана в Икитосе , в апреле — соревнования перуанских лошадей в Пачакамас, а в ноябре — Бои быков в Лиме. Интересно также посмотреть, что же из себя представляют петушиные бои, популярное развлечение среди перуанцев, которое проводится в столице на протяжении всего года.

Передвижение по стране

Общественный транспорт развит в Перу достаточно хорошо и представлен самолетами, автобусами и поездами.

Самолеты в Перу

В стране с таким сложным рельефом как Перу авиационное сообщение играет важную роль — ведь во многие труднопроходимые места можно добраться исключительно по воздуху. А тем более, если Вы путешествуете на большие расстояния, то имеет смысл воспользоваться услугами одной из местных авиакомпаний, например, TACA, StarPeru или Peruvian Airlines. Лучшей авиакомпании на перуанском авиационном рынке считается TACA, лидирующая по всем показателям, и соответственно имеющая самые высокие тарифы на билеты.

Перед тем как приобрести билеты на внутренние рейсы, следует иметь в виду, что здесь есть свои подводные камни. Дело в том, что в Перу существует дифференциация в тарифах для иностранных и национальных пассажиров, но касается это только двух топовых туристических направлений — Куско и Икитоса . И разница в цене весьма существенная — для сравнения, билет Лима — Куско для перуанца будет стоить около 80 долларов, а для иностранца уже целых 170 дол!

Автобусы в Перу

К выбору автобусной компании следует подойти со всей серьезностью, ведь от этого напрямую зависит Ваша безопасность и комфорт. Бесспорным лидером среди автобусных компаний Перу считается Cruz del Sur. Автобусы этой компании комфортны и надёжны, а соотношение цена-качество — одно из лучших на всем латиноамериканском континенте. В Перу существуют различные виды автобусов по степени комфортности также сидений, самыми популярными из которых являются полураскладывающиеся сиденья — semicama и полностью раскладывающиеся — cama.Автобус — самый популярный вид транспорта в стране, недорогой и комфортный. Сеть автобусных маршрутов различных компаний охватывает практически всю территорию страны. Имеет смысл воспользоваться автобусом на средние расстояния, например из Куско в Пуно или Арекипу . Не имеет смысл ехать автобусом из Лимы в Куско или Пьюру , это займет слишком много времени и будет довольно утомительно. Но если у Вас ограничен бюджет и много времени, то такой вариант будет вполне приемлемым. Для примера, поездка на автобусе из Лимы в Куско занимает в среднем около 12 часов и стоит примерно 30 долларов.

Из других автобусных компаний, имеющих положительные отзывы, можно назвать следующие:

  • Buses Flores Hermanos
  • Tepsa
  • Linea
  • Ormeno
  • Oltursa

Безопасность

Перу — довольно бедная страна со всеми вытекающими отсюда последствиями, поэтому совсем неудивительно, что уровень преступности здесь довольно высок. Однако, это совсем не значит, что во время вашего путешествия на каждом шагу Вас будет подстерегать опасность. В топовых туристических местах в стране наведён относительный порядок и беспокоиться особо не о чем. В Лиме самыми безопасными районами считаются Мирафлорес и Барранко. Центр столицы круглосуточно курируется туристической полицией, в задачу которой входит оберегать гостей города и всячески помогать им. Куско — в целом, спокойный и безопасный город, однако в народные районы Санта-Клара и в особенности вокруг рынка лучше не ходить, особенно в одиночку. Стоит помнить, что в каждом городе есть определенные районы, куда туристам ходить не рекомендуют.

Вот некоторые меры предосторожности, которые будет не лишним соблюдать во время путешествия по этой стране:

  • Не следует провоцировать местное население своим внешним видом, надевать дорогие украшения, демонстрировать дорогостоящую технику, большие суммы наличных.
  • Оставляйте ценные вещи, документы и наличные в сейфе отеля. С собой лучше носить фотокопию паспорта.
  • Если Вам нужно снять деньги в банкомате, лучше сделать это в дневное время и с сопровождающим.
  • Такси лучше заказывать в отеле или в ресторане. Расплачиваясь с таксистами лучше давать точную сумму, бывали случаи, когда таксисты притворялись, что у них нет сдачи.
  • Как следует изучите, как выглядят местные деньги. Бывали случаи, когда торговцы давали туристам сдачу старыми, вышедшими из обращения купюрами.
  • Старайтесь избегать места большого скопления народа, в толпе ворам гораздо легче незаметно вытащить деньги. Соответственно всегда следите за своими сумками и кошельками.
  • Не носите с собой больших сумм наличных, лучше ограничьтесь небольшой суммой в соответствии с Вашими ежедневными тратами.
  • Женщины, путешествующие одни, могут часто слышать в свой адрес посвистывания и откровенные комплименты со стороны перуанских мужчин. Это не страшно, если не вступать с ними в контакт. Лучше сделать вид, что вы не понимаете их намерений и пройти мимо.
  • Ночью не рекомендуется гулять в одиночку. Если же у Вас нет компании, и Вы припозднились, следует вызвать официальное такси.

При возникновении чрезвычайных ситуаций набирайте 105 (служба спасения), номер полиции в Лиме — 714-313.

Если вы потеряли документы, а также в любой другой затруднительной ситуации рекомендуем обратиться в Посольство России в Перу .

(Республика Перу)

Географическое положение. Перу-государство на западе Южно-американского континента. На севере страна граничит в Эквадором, на востоке - с Бразилией и Боливией, на юге-с Чили. Перу омывается водами Тихого океана на западе.

Площадь. Территория Перу занимает 1 285 216 кв. км.

Главные города, административное деление. Крупнейшие города: Лима (6 ООО тыс. чел.), Кальяо (750 тыс. чел.), Арекипа (700 тыс. чел.), Трухильо (600 тыс. чел.), Чиклайо (480 тыс. чел.), Куско (300 тыс. чел.). Административно-территориальное деление страны: 25 департаментов.

Государственный строй

Перу-республика. Глава государства-президент. Законодательный орган- Демократический учредительный конгресс.

Рельеф. На западе, вдоль берега Тихого океана, тянется узкая полоса пустынных береговых равнин (Коста). Восточнее-горный пояс Анд (Сьерра), высотой до 6 768 м (г. Уаскаран). На востоке-Амазонская низменность (Сельва), переходящая на юге в предгорную равнину (Монтанья).

Геологическое строение и полезные ископаемые. Недра страны содержат запасы меди, золота, серебра, нефти, железной руды.

Климат. Среднемесячные температуры на побережье 15-25°С, в Андах, на плоскогорьях от 5 до 16°С, на равнине 24-27°С. Осадков от 700 до 3 000 мм в год.

Внутренние воды. Из рек крупнейшая - Амазонка, из озер - Титикака.

Почвы и растительность. На западных склонах Анд-редкие кустарники, кактусы; на внутренних плоскогорьях, на севере и востоке-высокогорные тропические степи, на юго-востоке - полупустыни. На восточных склонах Анд и на равнинах Сельвы-влажные вечнозеленые леса.

Животный мир. В Перу водятся ягуар, пума, лама, обезьяны, муравьед, ленивец, тапир, пекари, шиншилла, броненосец, крокодил, много разнообразных птиц, змей, ящериц и насекомых.

Население и язык

Более половины из 23 миллионов перуанцев проживают в городах. Джунгли Амазонии - малонаселенный район: 5% населения на 60% территории. Этнические группы: около 50% населения страны - индейцы, около 30%-метисы, 12%-представители белой расы и 5% - негритянской. Перу - испаноязычная страна. Большая часть индейского населения Сьерры и Косты говорит по-испански, сохраняя в быту традиции родного (кечуа или аймара) языка. Леса Амазонки населяют 70 этнических групп индейцев, говорящих на непонятных друг для друга языках. В горных и лесных районах, достаточно удаленных от центров цивилизации, испанский является в лучшем случае вторым языком. Здесь большая часть населения говорит только на родном наречии.

Вероисповедание

Доминирующая религия в Перу-Римско-Католическая Церковь. Местное индейское население после обращения в христианство сохраняет некоторые языческие обычаи и обряды.

Краткий исторический очерк

Столицей государства инков был город Куско, расположенный на юго-востоке Перу, в верховьях реки Урубамбы. Территория империи, состоявшая из нескольких провинций, во время расцвета занимала огромные пространства (около 1 млн. кв. км), протянувшись с севера на юг на 5 тыс. км от Рио-Анкасмайо в сегодняшней Колумбии до Рио-Мауле в Чили. Считается, что первые люди, представители земледельческой культуры Маркавелье, появились в этой местности в конце II тысячелетия до н. э. На севере Перу к этому времени уже существовала более высокая по уровню цивилизации городская культура. Археологические раскопки показывают, что здесь строили храмы, создавали оросительные системы. В середине I тысячелетия н. э. окрестности Куско вошли в состав государства с центром в Уари. Исследователи полагают, что на становление культуры инков помимо цивилизации Уари повлиял еще один центр-в бассейне озера Титикака. Существует также гипотеза о том, что основатели загадочной цивилизации пришли в эти районы с востока, из тропических лесов Амазонии. О связи культур инков и Уари говорит тот факт, что и там и там употреблялось кипу- древнее узелковое письмо. Легендарным первым вождем инков был Манко Капак. К несчастью для инков, поклонявшихся богу-Солнцу и золоту, металлу цвета солнца, первыми европейцами, достигшими пределов их империи, оказались авантюристы-золотоискатели, для которых не представляла никакого значения культурная ценность того, что они увидели. Навеки утрачен фантастический Золотой сад, который отображал жизнь в империи инков. Различные испанские хроники единодушно утверждают, что все, находившееся в этом саду, было сделано из чистого золота. Здесь в металле были воспроизведены участок поля с всходами маиса, початки которого были сплетены из серебряной проволоки, стадо лам с детенышами, девушки, срывающие с золотых яблонь золотые плоды, птицы, сидящие на ветвях других золотых деревьев и кустарников, змеи со вставными глазами из драгоценных камней, золотые бабочки и жуки. Создатели уникального памятника-представители покоренной инками культуры чиму. Ко времени появлении в Куско первых европейцев город превратился в административный и военный центр империи. Согласно хроникам, основательную перестройку города, прежде небольшого селения, осуществили 9-й правитель инков, Пачакути Юпанки, и его сын, Тупак Юпанки. Сами инки сравнивали планировку Куско с телом пумы. Крепость Саксауман представлялась им головой животного. Это творение производит впечатление на посетителей Куско как сверхъестественное явление. Саксауман был построен из плотно пригнанных огромных бетонных блоков. Ученые не могут сегодня объяснить, как эти гигантские плиты, весом более 350 т каждая, поднимались инками на вершину горы. Каждый из трех валов крепости имел в длину 360 м и состоял из 21 бастиона. Куско окружали три заградительных вала. Внешний, самый мощный, был построен из блоков высотой в 9 м, шириной - в 5, и толщиной - в 4. Еще одно величественное сооружение-Трон Инки-гладко отшлифованная скала, на одном из склонов которой вырублены сиденья. Инки поклонялись Солнцу. Существовали также храмы Луны, Радуги, Грома, Молнии, Венеры. Культ Солнца и Луны, почитаемых супружеской парой, объясняет традицию императорского рода инков заключать браки только между родными братьями и сестрами. При этом хроники никогда не указывают на рождение от таких кровосмесительных союзов больных детей. За счет исключительно родственных браков инкам удавалось сохранять замкнутым элитный круг императорской семьи. Когда испанцы прибыли в Перу, то во всей империи нашлось не более 500 представителей царствующей династии.

Поражение империи инков кажется таким же загадочным, как и история ее возникновения и развития. 25 сентября 1513г. отряд под руководством Васко Нуньеса де Бальбоа впервые пересек Панамский перешеек и оказался на берегу Тихого океана. В мае 1532 г. отряд конкистадоров в 177 человек с Франсиско Писарро во главе, заручившись поддержкой испанского короля, прибыл к тихоокеанским берегам Колумбии в поисках загадочной страны Пиру. В это время в империи инков правил 13-й император по имени Атауальпа, недавно одержавший победу в междоусобной гражданской войне. Под его началом находилось 10 миллионов беззаветно преданных жителей страны, и им не составило бы особого труда расправиться с кучкой пришельцев. Но испанцы, зная об особенностях менталитета индейцев, решили захватить в плен императора, «сына Солнца», и использовать его в своих целях. В столицу инков было отправлено посольство. В результате переговоров было решено устроить встречу императора с предводителем испанцев 16 ноября 1532 г. император был захвачен. Испанцы требовали у индейцев огромный выкуп за Атауальпу: компенсация должна была составить такое количество золота, какое могла вместить комната, где содержался император. Камера имела площадь около 30 кв. м, а расстояние от пола до потолка составляло 294 см. Выкуп составил 5 500 000 кг золота и около 12 000 кг серебра. Однако Атауальпу не освободили. Испанцы приговорили его к смертной казни. В 1572 г. был обезглавлен последний из династии «сынов Солнца»-Амару I.

В последующие за захватом века инки не раз поднимались на стихийные восстания, которые всегда заканчивались их разгромом. Наиболее серьезные волнения проходили в конце XVIII в. Свободу государство Перу получило лишь после того, как к движению за независимость подключились белые переселенцы, креолы. Их не устраивали высокие пошлины, установленные Испанским двором. Два решительных сражения между колонистами и сторонниками короля проходили в 1824 г., 6 августа возле местечка Хунин и 9 декабря у Айачо. Затем перуанцы вели войны с соседями, Чили и Эквадором, за спорные прибрежные территории. Последняя большая война между Перу и Эквадором проходила в 1941 г., а мелкие приграничные стычки продолжаются и по сей день. В июне 1990 г. президентом Перу был избран Альберто Фухимори, выходец из семьи японских иммигрантов.

Краткий экономический очерк

Перу-аграрная страна с развитой горнодобывающей и развивающейся обрабатывающей промышленностью. Основные товарные культуры: хлопчатник (преимущественно длинноволокнистый), сахарный тростник, кофе, какао. Пастбищное животноводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, лам, альпак. Лесозаготовки. Рыболовство (главным образом сардины, анчоусы). Рыба используется в основном для производства рыбной муки. Главные отрасли горнодобывающей промышленности: добыча руд цинка, свинца, меди, железной руды, серебра, золота, нефти. Пищевая, главным образом рыбная промышленность; цветная и черная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная промышленность. Экспорт: продукция горнодобывающей и металлургической промышленности, нефть и нефтепродукты, рыбная мука, кофе, хлопок, сахар.

Денежная единица-инти.

Краткий очерк культуры

Искусство и архитектура. Лима. Руины доинкского периода; восстановленный храм Маранга, датируемый 200-500 гг. до н. э.; храм доинкского периода Хуака; Музей золота Перу (одно их богатейших в мире собраний золотых вещей самого разнообразного назначения: предметы быта, культа, украшения); Музей оружия; Музей искусств (в экспозиции музея представлены как предметы колониального периода, так и находки, относящиеся к пятивековой истории империи инков); Национальный музей антропологии и археологии; Национальный музей Республики; Музей Центрального сберегательного банка с коллекцией предметов доколумбовой эпохи и произведений искусства Перу XIX-XX вв.; Музей инквизиции; Музей перуанской культуры; Музей естественной истории, главные экспонаты которого-чучела редких животных, обитающих в разных ландшафтных зонах Перу; кафедральный собор, заложенный в 1555 г.; церковь и монастырь св. Франциска, францисканский монастырь.

Государство на западе Южной Америки.
Территория - 1285,2 тыс. кв. км. Столица - г.Лима.
Население - 25,23 млн. чел. (1999 г.), перуанцы, около 50% индейцы кечуа и аймара, 30% - метисы.
Официальные языки - испанский, кечуа.
Господствующая религия - католицизм.
В доколониальный период территория Перу была центром империи инков. В 1532-1536 гг. завоевана испанцами. В 1821 г. провозглашена независимость Перу. В 1968-1980 гг. у власти находилось Революционное правительство вооруженных сил.

Государственное устройство

Перу - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 12 регионов и 1 независимая провинция.
Действующая Конституция принята на референдуме 31 октября 1993 г. (11-я по счету с 1821 г.). По форме правления Перу - президентская республика с элементами парламентаризма. Политический режим - умеренно авторитарный. В апреле 1992 г. президент А. Фухимори совершил государственный переворот, что привело к установлению в стране более авторитарной системы власти.
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Национальному конгрессу, избираемому по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет.
Правом законодательной инициативы обладают Президент и члены Конгресса. Другие государственные власти, публичные автономные институты, муниципалитеты и профессиональные организации также имеют право инициировать законы по вопросам своих функций.
Для принятия простого закона достаточно большинства голосов присутствующих на заседании членов Конгресса. Органические законы, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции, требуют одобрения большинством от общего числа членов Конгресса.
Принятые законы передаются Президенту для промульгирования. Он имеет право в течение 15 дней наложить вето на весь закон или его отдельные положения. Для преодоления вето требуется повторно одобрить закон большинством от общего числа членов Конгресса.
Постоянно действующим органом Национального конгресса является избираемая им из своего состава Постоянная Комиссия. Последняя обладает значительными полномочиями, в том числе назначает по предложению Президента Генерального контролера; одобряет назначение Президента Центрального резервного банка и суперинтенданта банковского дела и страхования; одобряет дополнительные кредиты, трансферты и ассигнования госбюджета в период парламентских каникул; осуществляет законодательные полномочия, предоставленные ей Конгрессом. Постоянной комиссии не могут быть переданы полномочия относительно конституционной реформы, одобрения международных соглашений, принятия органических законов, бюджета и утверждения отчета об его исполнении.
Глава государства и правительства, а также верховный главнокомандующий - Президент, избирается прямым тайным голосованием на 5 лет.
Президент представляет государство внутри страны и за рубежом; направляет общую политику правительства; наблюдает за внутренним порядком и внешней безопасностью Республики; заключает и ратифицирует международные соглашения; назначает послов и других дипломатических представителей с одобрения Совета министров и после уведомления Конгресса; принимает верительные грамоты; осуществляет контроль над национальной обороной и организует Вооруженные силы и Национальную полицию; принимает необходимые меры для защиты Республики, целостности территории и суверенитета государства; с разрешения Конгресса объявляет войну и заключает мир; осуществляет помилование; присваивает государственные награды с согласия Совета министров.
Во исполнение Конституции и законов Президент издает декреты и резолюции, а в предусмотренных Конституцией случаях - законодательные и чрезвычайные декреты. Однако все акты Президента должны быть скреплены подписью премьера правительства.
Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством. Совет министров образует заседание всех министров, на котором председательствует Президент Республики. Последний назначает и смещает Председателя Совета министров, а по предложению и с согласия последнего - всех других министров. Председатель, имеющий статус министра без портфеля, координирует работу всех министров и скрепляет своей подписью декреты и резолюции Президента.
Совет министров одобряет законопроекты, которые Президент Республики представляет Конгрессу; одобряет законодательные декреты и чрезвычайные декреты, продиктованные Президентом Республики, так же как и проекты законов, декретов и резолюций, которые предусматривает закон; обсуждает вопросы публичного интереса и осуществляет другие полномочия и функции, предоставленные ему Конституцией и законами. Каждая резолюция Совета министров требует одобрения большинства членов кабинета.
Министры индивидуально ответственны за собственные действия (акты) и за президентские действия (акты), которые они санкционируют. Министры ответственны коллективно за уголовные действия, нарушения Конституции или законов, совершенные Президентом Республики, если только они не уходят в отставку немедленно.
Совет министров несет политическую ответственность перед Конгрессом. Последний может выразить правительству или отдельному министру вотум недоверия либо отказать в доверии, когда такой вопрос ставится по министерской инициативе. Совет министров или министр, которому отказано в доверии, должен уйти в отставку. Президент Республики имеет право распустить Конгресс, если последний вынесет резолюцию порицания или откажет в доверии двум Советам министров.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Перу в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Первоначальной основой для формирования перуанского права выступила правовая культура бывшей метрополии - Испании. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское право оказало значительное влияние французское и германское законодательство.
До 1821 г. в стране действовало испанское колониальное право (см. раздел "Аргентина"). После провозглашения независимости начались работы по созданию современного кодифицированного законодательства. В перуанских кодексах XIX в. буржуазный дух основных институтов гражданского и торгового права уживался с элементами колониализма, остатками докапиталистических форм эксплуатации, сословной неполноправностью и т.д. Так, в ГК Перу 1851 г. предусматривалось рабство и подробно регламентировалось правовое положение рабов и вольноотпущенников. Конституционное устройство Перу, так же как и большинства других стран региона, отличалось нестабильностью.
В первой половине XX в. правовая система Перу подверглась существенному обновлению в соответствии с современными политическими и правовыми тенденциями: были приняты новые УК (1924) и ГК (1936), появилось трудовое законодательство. В октябре 1968 г. после военного переворота к власти пришло Революционное правительство вооруженных сил во главе с генералом X. Веласко Альварадо, объявившее о проведении коренных социальных преобразований. Военное правительство национализировало ряд предприятий, владельцами которых были американские граждане или фирмы, приняло закон об аграрной реформе.
В 1990-егг. в Перу под руководством президента А. Фухимори проводилась политика либерализации и стабилизации. Принят целый комплекс законодательных актов о поощрении иностранных инвестиций и частного предпринимательства, либерализовано регулирование земельных и трудовых отношений, одновременно введено жесткое законодательство о борьбе с терроризмом.
Принятая в 1993 г. Конституция создала в стране более авторитарную систему власти, в то же время многие ее положения, особенно об экономическом строе, носят весьма либеральный характер. В соответствии с тенденциями современного конституционализма Конституция 1993 г. ввела несколько новых институтов, направленных на укрепление независимости и рост профессионализма судебной власти, в том числе Конституционный трибунал для проверки конституционности законодательства Конгресса и актов правительства; Национальный совет магистратуры для назначения, продвижения по службе и контроля за деятельностью судей и прокуроров; Судебную академию для их обучения; автономную Службу Защитника Народа.
Конституция закрепила (в ст.200) целую систему конституционных гарантий для личности, в число которых входят процедуры хабеас корпус, хабеас дата, ампаро, запросы о конституционности правовых актов, "народное действие" (оспаривание конституционности или законности административных актов), а также иски о надлежащем исполнении (Accion de Cumplimiento), которые могут подаваться против любого государственного органа или должностного лица, нарушающего правовые нормы. В качестве крайнего средства защиты предусмотрено обращение в международные судебные инстанции.
Основным источником права в Перу являются законодательные и другие нормативные акты, иерархию которых составляют Конституция, органические и обычные законы Конгресса, декреты Президента, подзаконные акты других органов государственной власти, включая региональные и муниципальные.
Перуанское право хорошо кодифицировано. Действуют ГК, ГПК, УК, УПК, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс военной юстиции, Торговый кодекс, Кодекс о детях и подростках, Кодекс об окружающей среде и природных ресурсах, Санитарный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс о дорожном движении и безопасности.
Правовой системе Перу, как и других стран Латинской Америки, известны институты делегированного и чрезвычайного законодательства. Согласно Конституции (ст.104) Конгресс может делегировать исполнительной власти полномочие издать законы посредством законодательных декретов (decretos legislativos) по вопросам и на период, четко определенным в Законе о делегировании. Законодательные декреты подчинены тем же самым нормам обнародования, публикации и юридического действия, что и законы.
Президент может издавать чрезвычайные декреты (decretos de urgencia), имеющие силу закона, в экономических и финансовых вопросах, когда этого требуют национальные интересы и после уведомления Конгресса. Последний вправе изменять или отменять эти чрезвычайные декреты.
Ратифицированный международный договор признается в Перу непосредственным источником права. В соответствии с Конституцией (ст.55) соглашения, заключенные государством и вступившие в силу, составляют часть национального права.
Определенное значение в качестве источника права имеет обычай, поскольку индейское сельское население во многих вопросах по-прежнему руководствуется обычным правом.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

Гражданское право Перу прошло несколько этапов развития. Первоначально оно основывалось на испанских и французских традициях. Первый гражданский кодекс 1851 г. (во многих источниках указывается как ГК 1852 г.) имел много общего с ФГК 1804 г. В 1936 г. его сменил новый кодекс, в структуре и ряде общих положений которого проявилось влияние зарубежных гражданских кодификаций более позднего периода - Германского гражданского уложения (1896), Швейцарского гражданского уложения (1907), а также ГК Бразилии (1916). Кодекс 1936 г. состоял из пяти книг: "О праве лиц", "О семейном праве", "О наследственном праве", "О вещных правах", "Об обязательственном праве", включавших 1835 статей.
В настоящее время основным источником гражданского права является ГК, утвержденный 24 июля и вступивший в силу 14 ноября 1984 г., третий в истории страны и один из самых новых в Латинской Америке. ГК 1984 г., разработка которого велась с 1965 г., заметно отличается от своих предшественников и структурой, и рядом новых положений. Так, он состоит из 10 книг, Вводного и Заключительного титулов (всего 2122 статьи). Вводный титул целиком следует латиноамериканской традиции, заключая в себе общие правила о значении законов, порядке их применения, недопустимости злоупотребления правом, обязанностях судей осуществлять правосудие несмотря на отсутствие или неясность правовой нормы и т.д. В книгах Кодекса рассматриваются следующие вопросы: I - Право лиц; II Юридические сделки; III - Семейное право; IV - Наследственное право; V Вещное право; VI - Обязательства; VII - Источники обязательств; VIII Исковая и погасительная давность; IX - Публичные реестры; X Международное частное право.
Наибольшее число новаций ГК 1984 г. относится к обязательственному праву; введены, в частности, такие разновидности договоров, как "подготовительные контракты", "договоры с самим собой" (contrato consigo mismo), признана "публичная оферта", расширены способы передачи договорных прав третьим лицам и др.
Некоторые новые подходы (по сравнению с ГК 1936 г.) наблюдаются и в области вещного права. В частности, в книге V выделены в особый раздел нормы об "Основных вещных правах". Многие из них касаются отношений по поводу недвижимости. К числу основных вещных прав отнесены те, которые касаются владения (ст.896-899), его приобретения и сохранения (ст.900-904), видов владения, в том числе прекария, компенсации владельцу недвижимости улучшений, произведенных за время владения (ст.916-919), владельческой защиты (ст.920-921) и, наконец, оснований прекращения владения (ст.922). Несколько изменена классификация вещей, провозглашена презумпция добросовестности владения (ст.906). В легальное определение права собственности (ст.923) включена норма, возлагающая на собственника обязанность "осуществлять свое право в гармонии с социальным интересом", что отражает концепцию ограничения собственности. Кодекс предусматривает возможность принудительного отчуждения права собственности и содержит общие положения об экспроприации недвижимости в целях "публичной полезности" (ст.928). Текст кодекса дополняется приложением ряда специальных законов, в частности, "Общим законом об экспроприации" от 14 ноября 1984 г.
В отличие от гражданских кодексов других латиноамериканских стран ГК Перу отводит земельной собственности специальную главу (гл.III титула II книги V, ст.954-967). Земельные отношения в Перу имеют особую социальную остроту. Первые, локальные акты об аграрной реформе были приняты в 1962 г. после того, как крестьяне начали вооруженную борьбу за землю. Закон об аграрной реформе от 21 мая 1964 г. распространял свое действие уже на всю страну. Он упразднил архаичные формы земельной аренды, при которых крестьянин-арендатор (pegujalero) находился фактически в личной зависимости у земельного собственника-арендодателя. Однако наиболее значительный удар по латифундизму был нанесен после революционного переворота 1968 г. с принятием Декрета-закона N 17716 от 24июня 1969 г. (Закон об аграрной реформе 1969 г.). Последний предусматривал существенное ограничение крупной частной собственности, установив низкие пределы неотчуждаемой площади земель, находящихся в собственности частных лиц. В нем были предусмотрены положения, запрещавшие дробление крестьянских земельных участков на парцелы менее установленного минимума (ст.98) и предписывавшие в определенных случаях слияние таких участков (ст.102). К моменту свертывания аграрной реформы в 1975 г. перераспределению подверглись 38% учтенных земельным кадастром земель страны, что, однако, не решало полностью земельной проблемы.
В период неолиберальных реформ А. Фухимори был принят Закон о частных инвестициях, развитии экономической деятельности на землях в пределах национальной территории и крестьянских общинах от 17 июля 1995 г. N 26505. Он исходит из новой для Латинской Америки концепции, заключающейся в отказе от ограничения крупной частной земельной собственности и переходе к безусловному превращению земли в предмет свободного имущественного оборота. В частности, устраняются почти полностью ограничения собственности на землю в отношении приобретения ее иностранцами, вводится гражданско-правовой порядок рассмотрения споров по поводу земли.
Основным источником торгового права является ТК 1902 г. Действуют также Закон о защите прав потребителей 1991 г., Закон о товарной бирже 1994 г., Декрет-закон о малых и средних предприятиях от 9 июля 1980 г., Общий закон о [хозяйственных] обществах (ley general de sociedades), Закон об индивидуальных предприятиях с ограниченной ответственностью 1976 г., законы о коммерческом регистре, о ценных бумагах, о рынке ценных бумаг, о банкротстве и др.
Экономическое законодательство Перу, принятое с 1990 г., направлено на активное привлечение частных национальных и иностранных инвестиций в экономику страны. Правовой базой для этой политики служит "Общий закон об увеличении частных капиталовложений", в котором определяются права частных вкладчиков (национальных и иностранных). В законе устанавливаются общие принципы, которые гарантируют неприкосновенность частной собственности и свободу предпринимательства, свободное распределение прибылей, одинаковые условия для частных и государственных предприятий. Закон "О содействии иностранным инвестициям" от 13 ноября 1991 г. исключает дискриминацию между национальными и иностранными капиталовложениями, не ограничивает право перевода прибылей за границу, создает режим налоговой стабильности для иностранных инвесторов. Деятельность иностранного капитала в стране, в том числе в рамках смешанных компаний, регулирует закон "О правовом положении иностранных инвестиций и признании определенных гарантий".
Перуанский закон 1991 г. о свободных зонах, называемых Центрами промышленной переработки, торговли и предоставления услуг, предусматривает в числе льгот для инвесторов полное освобождение от таможенных пошлин на импорт товаров, необходимых для производства; освобождение от внутренних налогов и от обязательства привлекать таможенных агентов для получения импортных и отправки экспортных товаров.
Значительную эволюцию совершило трудовое законодательство Перу. Первые законы о труде были приняты в начале XX в. в связи с ростом профессиональной и политической активности рабочих (закон о несчастных случаях на производстве 1911 г.). В дальнейшем правовое регулирование труда становилось все более подробным, были законодательно закреплены многие социальные права трудящихся, особенно после революционного переворота 1968 г. С началом неолиберальных реформ в 1990 г. трудовое законодательство стало изменяться в сторону усиления его гибкости, что на практике означало ограничение многих прав работников. Закон о занятости 1991 г. (действует в редакции 1995 г.) отразил главные направления реформ: отказ от чрезмерной централизации трудовых отношений и сдвиг в сторону развития локального регулирования труда, а также легализацию атипичных форм занятости и видов трудового договора, в частности широкое допущение срочных трудовых отношений. Новое законодательство отменило порядок, согласно которому незаконно уволенный работник должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой возмещения за вынужденный прогул. Вместо восстановления на работе была введена компенсация за увольнение, размер которой зависит от прежней зарплаты и трудового стажа. Восстановление на работе сохранилось лишь в отдельных случаях: увольнение за профсоюзную деятельность, дискриминационное увольнение, увольнение беременной женщины.
Конституция 1993 г. гарантирует право на 8-часовой рабочий день при 48-часовой рабочей неделе.

Уголовное право и процесс

Основным источником уголовного права Перу является УК 1924 г. Он относится к кодексам с традиционным испанским влиянием, в которых, однако, сильны позиции позитивистской теории. В кодексах данного типа наряду с наказаниями (обычно весьма суровыми) предусматривается применение мер безопасности, причем некоторые из них (лишение прав) могут назначаться на неопределенные сроки.
Уголовный кодекс Перу состоит из 4 книг: Первая содержит общие положения и по существу является Общей частью кодекса, Вторая - нормы Особенной части о наказуемости (delitos), Третья - нормы о нарушениях (faltas) и Четвертая - о действии кодекса и некоторые нормы процессуального характера. Всего в УК 410 статей. В последние десятилетия наиболее существенным изменениям подверглись нормы Особенной части о наказуемости некоторых государственных преступлений. Так, Декретом N 46 от 10 марта 1981 г. значительно расширена и усилена ответственность за террористические акты.
В начале 1990-х гг. был представлен проект нового Уголовного кодекса, который должен был упорядочить многочисленные изменения, внесенные в уголовное законодательство за последние годы. В нем предполагалось также усилить уголовную ответственность за наркопреступления, терроризм, нарушение прав человека, экологические и налоговые преступления. Однако после переворота 1992 г. большинство из указанных задач были решены путем издания Президентом соответствующих декрет-законов.
Одним из наиболее спорных в перуанском уголовном праве является вопрос о высшей мере наказания. Смертная казнь была впервые отменена в Перу по национальной Конституции 1856 г., но уже в 1860 г. восстановлена за убийство при отягчающих обстоятельствах. По Конституции 1920 г. сфера ее применения была расширена, она была предусмотрена за государственную измену. Однако Уголовный кодекс 1924 г. ввел пожизненное лишение свободы за преступления, которые ранее наказывались смертной казнью, и страна вновь отказалась от применения этой меры. Но в 1949 г. декрет-закон инкорпорировал смертную казнь в Уголовный кодекс, а сменяющие друг друга военные правительства в период 1968-1980 гг. расширили круг преступлений, наказуемых смертной казнью, включив в него террористические акты. По Конституции 1979 г. смертная казнь была отменена за преступления, совершенные в мирное время. Новый Военный уголовный кодекс, введенный в июле 1980 г., сохраняет ее за ряд преступлений против государства, совершенных военнослужащими во время войны. В связи с превращением терроризма в национальное бедствие неоднократно ставился вопрос о восстановлении смертной казни за указанный вид преступлений, что было учтено при разработке последнего Основного закона. Согласно ст.140 Конституции 1993 г. смертную казнь можно применять только за измену стране во время войны и терроризм в соответствии с законами и соглашениями, в которых Перу является обязанной стороной.
Уголовный процесс в целом основан на демократических принципах и построен преимущественно по французской модели с некоторыми элементами англо-американской уголовной процедуры. Действует УПК 1991 г.
Согласно п.XXIII ст.2 Конституции 1993 г. никто не может быть задержан иначе как по ордеру, выданному судьей, или властью полиции в случае задержания на месте преступления. Каждый задержанный должен быть представлен соответствующему судье в пределах 24 часов, или в течение срока, необходимого для доставки с учетом расстояния. Эти правила не применяются в делах терроризма, шпионажа или незаконного оборота наркотиков. В таких делах полиция может осуществлять превентивное задержание предполагаемых виновных на срок до 15 дней. О задержании должны быть проинформированы прокурор и судья, которые решают вопрос о содержании под стражей до истечения указанного периода времени.
Согласно п.XIV ст.139 Конституции каждый вправе пользоваться помощью своего защитника с момента привлечения к ответственности или задержания любой властью. Бедным гарантируется бесплатная правовая помощь. Однако правительство часто не в состоянии обеспечить неимущим обвиняемым квалифицированных адвокатов.
На соблюдение демократических стандартов уголовного процесса в Перу негативно влияет необходимость бороться с террористической и повстанческой деятельностью. Многие из предусмотренных УПК процессуальных гарантий не применяются в зонах действия чрезвычайного положения. Подозреваемые в измене автоматически попадают в сферу военной юстиции и могут содержаться в изоляции дополнительно 30 дней. Дела об измене и об особо опасном терроризме рассматриваются только военными судами, не обеспечивающими должных гарантий справедливого судебного процесса.
В 1993 г. в антитеррористические законы внесена поправка, отменившая практику заочного осуждения подозреваемых террористов. В результате все обвиняемые теперь имеют право присутствовать на судебном процессе. После отмены в 1997 г. "анонимных" трибуналов в рамках гражданской юрисдикции была создана новая система специализированных антитеррористических судов с идентифицируемыми судьями и более высокой степенью процессуальных гарантий.

Судебная система

Основы организации и деятельность судебной власти определены в Конституции (глава VIII).
В Перу существует трехзвенная структура суда: Верховный суд (Corte Suprema de Justicia), вышестоящие суды (Corte Superior) и нижестоящие суды. Имеется также отдельная система военных судов.
Президент Верховного суда является главой судебной власти. Пленарное заседание (la Sala Plena) Верховного суда является высшим органом судебной власти.
Власти сельских и индейских родовых общин при помощи сельских кругов (Rondos) могут осуществлять юрисдикционные функции в пределах их территориального ведения в соответствии с обычным правом, если это не нарушает фундаментальные личные права. Закон устанавливает порядок взаимодействия этой специальной юрисдикции с мировыми судьями и другими инстанциями судебной власти (ст.149 Конституции). Мировые судьи избираются народными выборами. Закон может также устанавливать выборы судей первой инстанции.
Согласно ст.146 Конституции государство гарантирует судьям независимость и несменяемость. Они не могут быть перемещены без их согласия. Судьи находятся на службе до тех пор, пока демонстрируют поведение и компетентность, соответствующие их функциям.
Управление судейским сообществом осуществляет Национальный совет магистратуры (Consejo Nacional de la Magistratura), являющийся независимым органом. В его компетенции назначать на основе публичного конкурса судей и прокуроров всех уровней большинством в 2/3 голосов членов Совета (за исключением избираемых населением судей); переутверждать ("ратифицировать") судей и прокуроров всех уровней каждые 7 лет, причем не прошедшие утверждение не могут более занимать судебных и прокурорских должностей; смещать с должности членов Верховного суда и высших прокуроров, а по представлению Верховного суда или Совета высших прокуроров - судей и прокуроров всех нижестоящих уровней.
Члены Национального совета магистратуры избираются тайным голосованием: один - Верховным судом на пленарном заседании; один - Советом высших прокуроров; один - Национальной ассоциацией юристов; два - членами других профессиональных организаций страны в соответствии с законом; по одному - ректорами национальных и частных университетов. Срок полномочий членов Совета - 5 лет.
В марте 1998 г. Конгресс принял закон, по которому право смещения судей Верховного суда и прокуроров передано от Национального совета магистратуры соответственно исполнительным комиссиям по судебной власти и по прокуратуре, каждая из которых фактически контролируется Президентом Республики. Им же было поручено осуществлять предварительное расследование о нарушениях, допущенных судьями и прокурорами. В сентябре 1998 г. Конгресс по требованию судейского сообщества частично восстановил полномочия Национального совета магистратуры.
Уголовное преследование в Перу осуществляет прокуратура (El Ministerio Publico), которая действует как автономное учреждение под руководством Национального прокурора (el Fiscal de la Nacion). Последний избирается Советом высших прокуроров (la Junta de Fiscales Supremos) сроком на 3 года; этот срок может быть продлен только на 2 года. Прокуроры имеют те же права и статус, что и представители судебной власти в пределах соответствующей категории и разряда.
Прокуратура управомочена: предпринимать ex officio или по ходатайству стороны судебные действия в защиту законности и публичных интересов; охранять независимость юрисдикционных органов и законность отправления правосудия; представлять общество в судебном разбирательстве; с самого начала расследовать преступления; осуществлять уголовное преследование ex officio или по просьбе стороны; отдавать распоряжения до судебного решения в случаях, предусмотренных законом; осуществлять законодательную инициативу и уведомлять Конгресс или Президента Республики о пробелах либо дефектах в законодательстве.
Конституционный контроль в Перу осуществляет учрежденный Конституцией 1993 г. Конституционный трибунал, который рассматривается как особое автономное учреждение. В его состав входят семь членов, избираемых на пятилетний срок Конгрессом большинством в 2/3 голосов.
Конституционный Трибунал обладает исключительным правом определять конституционность законов и других нормативных правовых актов; в последней инстанции слушать дела в порядке процедур хабеас корпус, хабеас дата, ампаро; рассматривать споры о юрисдикции.
Запрос о конституционности могут подать Президент Республики, Национальный прокурор, Защитник Народа, 25% от общего числа членов Конгресса, 5 тыс. граждан (если оспариваемая норма - муниципальный ордонанс, достаточно подписей 1% граждан соответствующей территории), а также губернаторы и мэры с согласия соответствующих советов, профессиональные организации по вопросам их компетенции.
Конституция 1993 г. учредила автономную Службу Защитника Народа (La Defensoria del Pueblo) - аналог института омбудсмана. Защитник избирается и смещается Конгрессом большинством в 2/3 голосов. Срок полномочий - 5лет. Служба Защитника Народа охраняет конституционные и фундаментальные личные права и такие же права сообществ, контролирует выполнение обязанностей государственной администрации и публичных служб перед гражданами. Защитник Народа ежегодно представляет доклад Конгрессу, а также делает это всякий раз по просьбе последнего.

Литература

Lavalle H. de. A Statement of the Laws of Peru in Matters Affecting Business. 4th ed., revised and enlarged. Washington, 1973.
Valderama D.M. Law and Legal Literature of Peru: A Revised Guide. Washington, 1976.

ПЕРУ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Национальное правительство. 5 апреля 1992 президент Альберто Фухимори распустил обе палаты Национального конгресса, провел чистку судейского корпуса, приостановил действие конституции и при поддержке вооруженных сил установил в стране режим единоличной власти. Тем самым был положен конец 12-летнему периоду конституционного правления, который ознаменовался углублением экономических и социальных проблем, обострением политических разногласий и поляризацией политических сил. В ноябре 1992 в стране были проведены выборы в Учредительную ассамблею. Поскольку большинство оппозиционных партий отказалось принять участие в выборах, Ассамблея состояла преимущественно из сторонников президента, и разработанная ею конституция давала президенту широкие полномочия. На проведенном в октябре 1993 референдуме новый текст конституции был одобрен 52% голосов против 48%. По общему мнению, президенту Фухимори удалось восстановить в стране порядок (хотя и с использованием жестких мер) и экономическую стабильность (уровень инфляции, составлявший в 1990 более 7000%, снизился до 11% в 1994); в результате он был избран президентом на второй срок в апреле 1995 с большим отрывом от других кандидатов (Фухимори получил 64% голосов, его ближайший соперник - 22%). Новая конституция закрепила широкий спектр президентских полномочий. Согласно ее положениям, президент избирается на 5 лет и может быть переизбран на второй срок. Он имеет право принимать законы, вносить законопроекты в Конгресс, пересматривать принятые Конгрессом законы, назначать послов и членов высшего военного командования без утверждения Конгрессом. Президент имеет также право распускать высший орган законодательной власти, если последний выскажет отрицательное мнение о деятельности двух или более членов кабинета, в противном случае министрам будет вынесен вотум недоверия. Кроме того, президент может своей волей ввести режим чрезвычайного положения на срок до 60 дней, в течение которого действие конституционных прав приостанавливается, а контроль за соблюдением общественного порядка возлагается на армию. Законодательная власть в стране принадлежит однопалатному Национальному конгрессу, состоящему из 120 членов, выборы которых проводятся по партийным спискам одновременно с выборами президента сроком на 5 лет. Прерогативой Конгресса является принятие бюджета, утверждение соглашений о займах и международных договоров, разработка законопроектов и принятие законов. Конгресс имеет право проведения расследований по "вопросам, имеющим общественное значение", делать запросы и выражать недоверие правительству (Совету министров) или отдельным его членам. Судебная власть, которая официально считается третьей ветвью власти, независимой от двух других, издавна являлась оплотом политического фаворитизма. После того как в апреле 1992 Фухимори совершил государственный переворот, функционирование судебной системы страны было приостановлено, затем она была перестроена с расчетом на большую независимость от влияния правящей политической элиты. Члены Верховного суда назначаются независимым Национальным юридическим советом. Конституционный суд, семь членов которого избираются Национальным конгрессом на пятилетний срок, имеет право, со своей стороны, отменять постановления правительства. По конституции 1993 была восстановлена смертная казнь за такие преступления, как терроризм и измена в военное время.
Административно-территориальное деление. Согласно конституции 1993, в Перу восстановлено существовавшее до 1987 административное деление на 24 департамента, 159 провинций и более 1500 городских образований. Конституция 1979 утвердила создание в стране областей, которые должны были функционировать как автономные экономические и административные единицы. К настоящему времени на базе 23 (из 24 существующих) департаментов создано 12 областей. Образование еще одной области временно отложено, остальные также еще не начали выполнять свои функции в полном объеме. По конституции 1993, деление на области сохраняется, однако объем полномочий местных органов самоуправления сокращается.
Политические организации. На протяжении последнего столетия общественная жизнь Перу характеризовалась наличием слабых политических партий, постоянно повторяющимися экономическими кризисами и ярко выраженным расслоением населения по социальным и культурным признакам. Эти факторы объясняют огромное политическое влияние, которым обладают в Перу вооруженные силы, долгое время ощущавшие себя единственным гарантом порядка и вершителем политических судеб страны. Ведущими политическими силами Перу в 1990-х годах были две "анти-партии": Перемена-90, которая была создана в 1989 во время первой предвыборной кампании Фухимори, и Новое большинство - неформальное политическое образование, которое от имени президента вело избирательную кампанию на выборах 1992 в Демократический учредительный конгресс (ДУК) и парламентских выборах в 1995. В результате эти политические объединения получили 67 из 120 мест и обеспечили Фухимори поддержку большинства в парламенте при проведении его политики и реализации законодательных инициатив. В апреле 1995 Фухимори одержал уверенную победу, получив 64% голосов, что в значительной степени объяснялось успехом его экономической политики в 1994. Совершенно неожиданно его правительству бросила вызов подпольная организация под названием "Революционное движение Тупак Амару": в декабре 1996 боевики этой организации захватили посольство Японии в Лиме и удерживали его в течение нескольких месяцев. В конечном счете посольство было взято штурмом, во время которого погибли все боевики и один заложник. Следующей по степени влияния политической силой страны является Союз во имя Перу, во главе которого встал бывший Генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр, занявший второе место по количеству набранных голосов на выборах 1995. Ни одна из традиционно существовавших в Перу политических партий не преодолела 4-процентного барьера на выборах 1995. Одной из старейших и наиболее влиятельных партий Перу долгое время была Перуанская апристская партия (ПАП), созданная на основе Американского народно-революционного альянса (AПРA). Эта партия во всех районах страны имела значительное число сторонников, которые принимали активное участие в ее политических и неполитических мероприятиях. АПРА был основан Виктором Раулем Айя де ла Торре в Мексике в 1924, а в 1930 апристская организация была создана в Перу и год спустя преобразована в национал-реформистскую партию. Айя де ла Торре оставался лидером партии и играл заметную роль в политической жизни Перу вплоть до своей смерти в 1979. В начале деятельности партии ее радикальная позиция, склонность к насильственным и прямым действиям (забастовки, демонстрации и пр.) завоевали ей сторонников среди промышленных и сельскохозяйственных рабочих, а также представителей среднего класса. После неудачной попытки вооруженного восстания в 1932 партия была объявлена вне закона, и ее официальная деятельность была запрещена (кроме короткого периода с 1945 по 1948) до середины 1950-х годов, когда для того, чтобы получить статус легальной партии, она объявила о переходе на более умеренные позиции. Айя де ла Торре несколько раз выставлял свою кандидатуру на президентских выборах, но так и не добился своей цели. Его протеже и соратник по партии Алан Гарсия Перес был избран президентом в 1985. Основными правоцентристскими партиями Перу являются партия Народное действие (НД), лидер которой Фернандо Белаунде Терри был президентом страны с 1963 по 1968 и с 1980 по 1985, а также консервативная Народно-христианская партия (НХП), которая достигла заметных политических успехов после того, как отделилась от Христианско-демократической партии (ХДП), не пользовавшейся сколько-нибудь значительным влиянием. После жестокого поражения на выборах 1985 НД и ХДП совместно выступили в поддержку неолиберального кандидата, писателя Марио Варгаса Льосы, который потерпел поражение от Альберто Фухимори, независимого кандидата японского происхождения. В Перу имеется значительное количество политических партий левого направления, большинство которых в 1980-х годах объединилось в широкую, хотя и нестойкую коалицию, известную под названием Объединенные левые. Несмотря на отдельные успехи, достигнутые на муниципальных и парламентских выборах, эта коалиция не смогла достойно выступить на президентских выборах 1985 (против Гарсии Переса) и 1990 (против Варгаса Льосы и Фухимори). Составляющие коалицию мелкие партии, исповедующие троцкистские, прокитайские и христианские взгляды, не смогли объединиться в рамках общей единой программы и в конце концов лишились сторонников. Самой радикальной группировкой в Перу в 1980-е годы была промаоистская фракция Коммунистической партии, именовавшая себя "Сендеро Луминосо" ("Сияющий путь"). В 1980 эта организация развязала партизанскую войну среди индейцев, проживающих в высокогорных Андах. Деятельность "Сендеро Луминосо" приобретала все более широкие масштабы и в последующие годы охватила прибрежные города, несмотря на то, что действия повстанцев отличались крайней жестокостью, а армия принимала не менее жесткие меры по отношению к жителям, подозревавшимся в поддержке партизан. После того как лидер организации Абимаэль Гусман был схвачен правительственными силами безопасности в 1992, размах партизанской деятельности группировки значительно снизился.
Судебно-правовая система. Как и в большинстве стран Латинской Америки, судебно-правовая система Перу основывается на положениях римского гражданского права в том виде, как они были использованы в Испании и, в меньшей степени, во Франции.
Вооруженные силы. Для мужчин, достигших 18-летнего возраста, служба в вооруженных силах является обязательной, срок службы - 2 года. Тем не менее не все лица, достигшие призывного возраста, в обязательном порядке призываются в армию. В 1997 на действительной службе в вооруженных силах Перу состояло 120 тыс. человек, в том числе в сухопутных войсках - 75 тыс. (включая 50 тыс. служащих срочной службы), военно-морские силы насчитывали 18 тыс. человек (в том числе 3000 морских пехотинцев), военно-воздушные силы насчитывали 15 тыс. человек. Обеспечение внутренней безопасности и полицейские функции осуществляются частями гражданской и республиканской гвардии, насчитывающими ок. 60 тыс. человек.
Международные отношения. Перу является членом ООН и ее специализированных организаций, а также членом ОАГ. Кроме того, Перу входит в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛААИ), Андскую группу, Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна, Организацию по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке. Напряженность в отношениях между Перу и Эквадором, вызванная территориальными претензиями обеих стран, вылилась в открытый вооруженный конфликт в 1941, когда Эквадор начал необъявленную войну, стремясь закрепить за собой спорную территорию в верхнем течении р.Мараньон. Однако акция Эквадора не увенчалась успехом, и в 1942 было между двумя странами был подписан Договор о мире, дружбе и границах, в соответствии с которым Эквадор терял 334 тыс. кв. км территории. Этот договор, однако, на смог положить конец противостоянию. Каждый год в годовщину его подписания вспыхивали конфликты, а в январе-феврале 1995 в долине верхнего течения р.Сенепа начались военные действия, которые вскоре закончились подписанием мирного соглашения. Это соглашение, подготовленное при участии стран-гарантов соблюдения "протокола Рио" (Аргентины, Бразилии, Чили и США), не определяло точного положения границы. Для надзора за спорной территорией в Перу и Эквадор была направлена международная миссия военных наблюдателей, и в 1996 начались переговоры по урегулированию пограничного спора. К январю 1998 на переговорах в Рио-де-Жанейро Эквадор и Перу достигли соглашения, которое явилось поворотным пунктом в истории этого конфликта. Окончательное разрешение спорных вопросов было возложено на специально созданные комиссии, которые должны были разработать условия договора о торговле и навигации между этими двумя странами и определить в деталях положение границы, исключающее дальнейшие конфликты; создана также особая двусторонняя комиссия, которой поручено разработать меры по укреплению взаимного доверия и обеспечению безопасности обеих стран. Большая часть комиссий успешно справилась со своими задачами, однако решение главного вопроса о проведении границы затягивалось. Стремясь положить конец конфликтам, президенты Мауад и Фухимори обратились к гарантам "протокола Рио" с просьбой об установлении границы. Окончательное соглашение о границах было подписано обоими президентами и министрами иностранных дел Перу и Эквадора 26 октября 1998 в городе Бразилиа. Перу издавна имеет территориальные претензии к Чили в связи с передачей Чили части перуанской территории после завершения Тихоокеанской войны 1879-1884. Перу объявило своими территориальными водами морскую прибрежную зону шириной 200 морских миль (370 км). Попытки судов США и других стран вести лов рыбы в этой зоне приводили к неоднократным и ожесточенным спорам с перуанскими властями.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Географическая энциклопедия

ПЕРУ - РЕСПУБЛИКА ПЕРУ Государство на западе Южной Америки. На севере граничит с Эквадором и Колумбией, на востоке с Бразилией и Боливией, на юге с Чили. На западе омывается Тихим океаном. Площадь страны, включая несколько прибрежных островов,… … Города и страны

ПЕРУ - (Peru) Общие сведения Официальное название Республика Перу (кечуа Piruw Mama Llaqta, исп. República del Perú, англ. Republic of Peru). Расположено в западной части Южной Америки. Площадь 1285 тыс. км2, численность населения 25,6 млн чел. (2000).… … Энциклопедия стран мира

Логотип ГКАУ Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ) (укр. Державне космічне агентство України (ДКАУ)) специально уполномоченный центральный орган исполнительной вла … Википедия Википедия

Здание Конгресса Конгресс республики Перу (исп. Congreso de la Repúblic … Википедия

Действует Конституция 1993. В административном отношении страна разделена на департаменты: Аякучо, Амасонас, Анкаш, Апуримак, Арекипа, Ика, Кальяо, Кахамарка, Куско, Ла-Либертад, Ламбаеке, Лима, Лорето, Мадре-де-Диос, Мокегуа, Паско, Пью-ра, Пуно, Сан-Мартин, Такна, Тумбес, Уанкавелика, Уануко, Укаяли. Важнейшие города: Лима, Аякучо, Арекипа, Ика, Икитос, Кахамарка, Куско, Пукальпа, Пьюра, Сулья-на, Такна, Трухильо, Уанкайо, Уануко, Хулиака, Чик-лайо, Чимботе.

Законодательная власть представлена однопалатным Конгрессом, избираемым на 5 лет всеобщим тайным, прямым обязательным голосованием на основе пропорционального представительства. Квота от каждого департамента зависит от численности его населения.

Конгресс занимается законодательной деятельностью. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, представителю исполнительной власти, Верховному суду. Конгресс утверждает государственный бюджет, займы, решает проблемы распоряжения природными ресурсами, ратифицирует международные договоры, предоставляет гражданство или восстанавливает его, определяет численность Вооружённых сил, объявляет амнистию.

Исполнительная власть принадлежит президенту вместе с государственными министрами. Президент выступает в качестве гаранта Конституции и правового государства, назначает председателя совета министров и по рекомендации последнего - министров. Президент выполняет функции Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами, назначает командующих родов войск и высших офицеров. Кандидат в президенты должен быть перуанцем по рождению в возрасте не моложе 35 лет.

Президент и два вице-президента избираются сроком на 5 лет абсолютным большинством голосов по единому национальному округу. Представители Вооружённых сил и полиции не имеют права участвовать прямо или косвенно в выборах. С 2001 президентом Перу является А. Толедо Манрике.

Судебная власть автономна. Она представлена Верховным судом, Конституционным судом, окружными и местными судами, автономными трибуналами, учреждаемыми по делам о террористической деятельности. Смертная казнь отменена, за исключением дел об измене во время войны и о террористической деятельности. Члены Верховного и Конституционного судов избираются квалифицированным большинством Конгрессом на 5 лет без права повторного переизбрания. Верховный суд является высшей судебной инстанцией, выносит окончательное решение по обвинению высших должностных лиц (после предварительного заключения Конгресса).

Губернаторы департаментов назначаются президентом. Выборы муниципальных властей проводятся 1 раз в 3 года.

Система политических партий Перу, сложившаяся с 1930-х гг. и существовавшая до 1990, переживает кризис. Администрациям А. Фухимори и А. Толедо не удалось его преодолеть. Большинство старых партий (Апристская, Народное действие, Христианская народная, Объединённая левая) продолжают существовать в той или иной форме. Из них выделились новые партии и блоки, участвовавшие во всеобщих выборах 1995, 2000 и 2002.

Перуанская Апристская партия была основана в 1924 в качестве Американского народно-революционного альянса. Как политическая партия впервые выступила в 1930. В 1945-77 официально называлась Народной партией. В 1985-90 стояла у власти (президент - А. Гарсиа), входит в Постоянную конференцию политических партий Латинской Америки и Карибского бассейна и является консультативным членом Комитета Социалистического интернационала по Латинской Америке и Карибскому бассейну.

Движение «Возможное Перу» было создано в 1999 как предвыборный блоколо Руководители - А. Толедо (ныне - президент Перу) и Х.Б. Кабальеро. Провозгласило приверженность идее демократизации политического строя, уважения прав человека, модернизации экономики, социальной ориентации политики.

Партия Народное действие основана в 1956. Лидер - Ф. Белаунде Терри (президент Перу в 1963-68, 1980-85). На выборах 1990 поддерживала кандидатуру писателя М. Варгаса Льосы в президенты Перу. В 1997 входила в парламентский блок демократической оппозиции, на выборах 2000 и 2002 действовала самостоятельно. Входит в Форум демократических политических партий Латинской Америки и Карибского бассейна.

«Союз ради Перу» основан в 1994 в качестве предвыборного движения в поддержку кандидатуры в президенты Перу бывшего генерального секретаря ООН Х. Переса де Куэльяра. Выступал против политики президента А. Фухимори, за демократизацию, смягчение неолиберальной политики, за социальную ориентацию бюджетной политики.

Христианская народная партия создана в 1966 на базе правой фракции Христианско-демократической партии. Участвовала в правительстве Ф. Белаунде Терри. В 1990 поддержала кандидатуру в президенты Перу от Демократического фронта писателя М. Вар-гаса Льосы. Лидер Л. Бедойа Рейес, министр юстиции в 1964, мэр Лимы в 1963-64, стоял в открытой оппозиции к военным режимам и правительству А. Фухимори. Партия входит в Союз латиноамериканских партий.

В Перу обязательная военная служба длится 2 года (для мужчин в возрасте 20-25 лет). Насчитывается 188 тыс. резервистов. Вооружённые силы 125 тыс. чел, в т.ч.: в сухопутной армии - 85 тыс., Военно-морском флоте - 25 тыс., ВВС - 15 тыс.

Информационный портал – является путеводителем в мире, где в 257 странах проживают народы разных религиозных взглядов и традиций. Вся информацию о стране предоставляется в свободном доступе. По материалам сайта можно хорошо ознакомиться с культурой, историей, географией и экономикой страны. Никогда не знаешь, в каком уголке мира можешь оказаться, лучше ознакомиться заранее с особенностями той или иной страны. Изучая доклад "Государственное устройство и политическая система Перу" вы можете открыть для себя много интересного и неизведанного.