Монте корона италия. Замок Кастель-дель-Монте на юге Италии: описание, история. Наше время Кастель дель Монте

Кастель-дель-Монте - одно из самых известных и посещаемых мест Апулии; еще бы, оно включено в ЮНЕСКОвский список объектов Всемирного культурного наследия. Романские соборы Апулии только-только вступили в борьбу за попадание в этот список, и поэтому бОльшую часть этих соборов можно пока посмотреть в тишине и гордом одиночестве. Кастель-дель-Монте же наполнен туристами, как, впрочем, и Матера. Удивительно, что люди так слепо доверяют дяденькам и тетенькам из ЮНЕСКО, что готовы тащиться в глухомань, не обращая внимания на шедевры под боком)))

Когда-то двор украшали статуи античных и средневековых мастеров, но замок после уничтожения семьи Гогенштауфенов и вплоть до конца Бурбонской монархии неустанно расхищали; кое-какие статуи оказались даже в Казерте. Так что сейчас во дворе можно увидеть несколько барельефов (высоко, мой фотоаппарат не осилил), два портала - входа в помещения первого этажа, а также три окна второго этажа.

Один из порталов первого этажа:

Внутри замок пуст - все украли до нас. Голые стены украшают лишь порталы из кораллового известняка, камины и колонны.


Это всё были фотографии первого этажа, далее следует второй.

Еще можно высунуться из окон и попытаться рассмотреть с близкого расстояния те детали двора, что снизу плохо просматриваются.

Собственно и всё.
От Кастель-дель-Монте у меня остались противоречивые впечатления. С одной стороны, о нем было столько всего написано умными людьми (и прочитано глупым, т.е. мною), что действительность разочаровала. Тащиться в такую даль, подгадывать автобусные расписания - и все это ради голых стен. Но, с другой стороны, если бы я пропустил памятник ЮНЕСКО, то потом бы себе методично выедал плешь всю оставшуюся жизнь))) С третьей стороны, из увиденных в поездке крепостей (Бари, Трани, Барлетта, Мельфи) Кастель-дель-Монте оказался самым интересным.

В любом случае, больше часа тут смотреть нечего (я же приехал в 12-15, а уехал в 15-00), так что подбирайте себе правильно пару автобусов "туда-сюда". Если бы я предполагал, что забастовка в грядущую пятницу будет столь серьезной, я бы все же рискнул своей плешью, опустил бы посещение Кастель-дель-Монте и так перекроил программу, чтоб хотя бы до Конверсано добраться. Но что сделано, то сделано.

Возможно, на мое настроение повлияла погода. На фотографиях вы видите солнце, но это все обман))) Хоть и было выше 20 градусов, и действительно светило солнце, но при этом дул пронизывающий холодный ветер, а я был в одной рубашке. Это был тот самый ураганный ветер, из-за которого мы накануне несколько раз заходили на посадку в аэропорту Бари. в последующие дни куртку приходилось брать всегда, так как утром и вечером было прохладно.

В следующий раз мы с вами пробежимся по Андрии (забегая вперед, уж простите за каламбур, скажу, что уж Андрию точно можно пропускать, если отпуск короткий), заглянем в собор и маленькую церковь Сант-Агостино.

Кастель дель Монте - это самый известный средневековый замок, который полон тайн и различных символов. Он размещен в южной стороне Италии и в переводе означает «замок на горе». Данная постройка относится к временам правления императора Фридриха II Гогенштауфена, который возвел ее в XIII столетии.

С незапамятных времен на холме существовала церквушка Санта Мария-дель-Монте, которую уничтожили, не оставив и следа. Именно здесь и был сооружен замок, что своим необычным видом привлекает множество современных туристов.

Ученые определили, что замок возводился в течении десяти лет. Но, до сих пор остается загадкой, кто был главным архитектором этого необычного грандиозного сооружения, также неизвестно прямое назначение данной постройки. Припускают, что Кастель дель Монте хранит в себе тайну точных наук древнего народа, среди которых астрономия и математика. Данный замок преподносит цифру восемь, которая замечается во всем. В форме восьмиугольника выстроено все здание, что вмещает два этажа. По граням восьмиугольной постройки размещено ровно восемь башен, которые придерживаются все тех же восьми углов. На каждом этаже насчитывается ровно восемь комнат, а в самих башнях имеются винтовые лестницы, раскручивающиеся против часовой стрелки, что не привычно для построек данного периода. Данный замок не имеет комнат для определенного назначения, все они соединены между собой арочными проемами.

Кастель дель Монте включает внутренний дворик, на котором размещен фонтан в виде восьмиугольника, что высечен с мрамора. Этот фонтан принимал непосредственное участие в некоторых обычаях тамплиеров.

Украшением замка служит декор, что также продолжает тему числа восемь. Здесь можно насчитать ровно такое количество листьев на колонах, на ключе свода, а здешние подсолнухи содержат восемь лепестков. Это число не простое, ведь оно выступает в роли посредника между небом и землей. В виде декора также сооружено два льва, что размещены при входе на колонах.

Если учесть тот факт, что император Фридрих II был поклонником охоты на соколов, и даже посвятил этой теме один из своих письменных трудов, то можно припустить, что именно Кастель дель Монте выполнял роль охотничьего замка. Здесь также проходили очень важные события, среди которых свадьба дочери правителя.

Достаточно долгое время Кастель дель Монте был в полном забытье. В 1876 году им начало распоряжаться государство, именно тогда замок был отреставрирован и приобрел ухоженный вид.

В списки всемирного наследия ЮНЕСКО данная достопримечательность попала в 1996 году. В наше время замок Кастель дель Монте, что имеет большое сходство с царской короной, могут увидеть все желающие.

Огромной каменной короной венчает замок Кастель-дель-Монте холм в мягком ландшафте итальянской Апулии. Этот символ светской власти, заметный издалека, издавна поражал своим величием и таинственностью. Захватывающий вид ему придает необычная 8-угольная форма.

Кастель дель Монте часто называют известнейшим замком мира, однако это сооружение не является замком в точном значении этого слова. У него отсутствует ров, вал и подъёмный мост, вместо этого присутствует церквеподобный портал. Нет также помещений для припасов, конюшен, отдельной кухни. Назначение его является загадкой. Чаще всего предполагается, что он был задуман как охотничья резиденция, однако внутренние помещения были, по мнению некоторых исследователей, слишком богато украшены и обставлены для этого.


Кастель дель Монте - это двухэтажное сооружение с плоской крышей. Снаружи здание представляет собой правильный восьмиугольник со стороной 16,5 м. На каждом углу находится также восьмиугольная башня. Точно на половине высоты по всему периметру проходит небольшой карниз, разделяющий этажи. Второй карниз, отделяющий цоколь здания, проходит на высоте примерно 2 м.


Внутренний двор также представляет собой правильный восьмиугольник. Высота стен от поверхности внутреннего двора - 20,5 м, угловые башни лишь немного выше.



Только при таком ракурсе возможно оценить, насколько стены замка огромны по-сравнению с человеком

Первоначально на месте замка существовал монастырь Святой Марии на Горе, но описаний его формы и интерьера не сохранилось. В 1240 году император Фридрих II Штауфен построил здесь замок Кастель дель Монте. После возвращения из Шестого крестового похода и успешного захвата Иерусалима он таким образом хотел подтвердить свои претензии на власть в “Священной Римской империи”. Этот мотив, как и характер императора, должен был отразиться в архитектуре здания. Если смотреть на замок издалека, то большие углы 8-угольника превращаются в круг, а выступающие угловые 8-угольные башни предстают в виде зубцов каменной короны. Подходя к замку все ближе, начинаешь утрачивать впечатление круглой формы и различать настоящую его структуру.


Снаружи Кастель дель Монте не только оставляет ощущение замкнутости, но и закрытости от внешнего мира: в массивных башнях нет ни окон, ни дверей, и даже привычных глазу бойниц. Фасады гладкие и простые, без всяких украшений, в каждой из стен есть только два маленьких окошка, расположенных одно над другим. Примерно на середине высоты вдоль всех фасадов башен и трактов проходит карниз, который словно скрепляет башни вместе. Благодаря такой архитектуре замок выглядит устрашающим и неприступным, хотя по сути он не является оборонительным сооружением.


На углах замка находятся башни также выстроенные в виде восьмиугольников. Высота основного восьмиугольника - 25 м, а высота башен - 26 м. Длина каждой стены замка составляет 16 м 50 см, а ширина каждой башни порядка 3 м 10 см. Конструкция замка имеет следующую особенность - две стороны башни состыкованы с одной из сторон основного восьмиугольника.


Портал главного входа обращён строго на восток. На противоположной, западной стене находится второй вход.

Сам замок Кастель дель Монте построен из отшлифованного известняка, а колонны, обрамления окон и порталы - мраморные. На каждой стороне внешней стены имеются два окна - одноарочное на первом и двухарочное на втором этаже. Лишь одно окно второго этажа - северное - имеет три арки.

То, что этот замок был задуман в первую очередь как репрезентативное и жилое здание, становится ясно, как только попадаешь внутрь. Любящий роскошь Фридрих II великолепно отделал замок изнутри. Стены были украшены мраморной отделкой и другим дорогим материалом, порфирными пилястрами, обрамляющими окна и двери.

У стен в высоких помещениях были расставлены скамьи. Обогревали замок огромные камины, а водопровод и вентиляционные шахты, проходящие сквозь многочисленные этажи, обеспечивали комфорт, редкий для того времени.

Внутренние помещения представляют собой 16 правильных трапеций, по восемь на каждом этаже. В угловых башенках находятся гардеробы, туалеты и винтовые лестницы. Интересно, что лестницы закручиваются не вправо, как это целесообразно для обороны, а влево, следуя за природой (так, например, устроен панцирь улитки).


Во внутренний двор ведут три портала на первом этаже, кроме того, на втором этаже есть также три двери, ведшие на ныне отсутствующий кольцевой деревянный балкон. Кроме того, в стенах двора расположены и другие маленькие окна, так что свет приникает в каждое помещение, как через внешнюю, так и через внутреннюю стену.



Хотя все помещения, как первого, так и второго этажа имеют одинаковую форму, они отличаются друг от друга расположением дверей. Два зала первого этажа соединяются с внешним миром через восточный и западный портал, но не имеют выходов во внутренний двор, а соединяются с другими залами. Кроме проходных залов, имеющих 2-3 двери, есть так называемые концевые, в которых лишь одна дверь. Таких залов 4 - по два на каждом этаже. Каждый из последних имеет камин и проход в туалет, расположенный в смежной башне. Туалеты хорошо проветривались через шлицы в стенах и промывались водой из баков, расположенных на крыше. Один из конечных залов второго этажа принято назвать тронным. Его окно выходит на восток и расположено над главным порталом. В нём отсутствует камин и туалет.

В каждое помещение второго этажа прямой солнечный свет проникает два раза в сутки круглый год, для помещений первого этажа это справедливо только летом. Таким образом, верхняя часть сооружения представляет собой гигантские солнечные часы. Два дня в году - на летний и зимний солнцеворот свет равномерно распределяется между всеми помещениями первого этажа как пространственно, так и по времени. Таким образом, первый этаж может служить как календарь, а всё здание рассматриваться как своеобразный астрономический прибор.

Кастель-дель-Монте за века своей истории не раз грабили, поэтому от роскоши императора Фридриха почти ничего не осталось.


Посетители и исследователи замка до сих пор безуспешно пытаются разгадать, что означала 8-угольная структура замка: расположение планет, христианские святыни, архитектурные и художественные традиции, переход от квадрата, символа Земли, к кругу, небесному символу, через восьмиугольник?.. Какие только догадки и теории не выдвигались в объяснение необычности Кастель дель Монте , но никаких доказательств какому-либо из выдвигаемых предположений до сих пор не найдено…


Что-то мы давненько на ВО не обращали свое внимание на замки, а ведь их так много, что… обо всех ну просто не расскажешь. Вдумайтесь только: во Франции сегодня их более 600, но раньше было еще больше – около 6000! В Испании их более 2000, причем 250 находятся в целости и сохранности. А есть еще Англия, Германия, Чехия и даже все та же Польша, где высится один из самых больших кирпичных замков мира – замок Мариенбург. В Калининградской области руины древних замков высятся повсюду, а в одном из них – Шаакене, разыгрываются занятные «средневековые представления» с самой настоящей «рыцарской хреновухой», пивом и жареной сельдью. И каждый, кстати, неповторим, потому как построены они были в разных местах, в разное время и из разных материалов. Да и средствами их строители располагали тоже разными. Например, замок Бомарис в Англии выстроили всего за каких-то 18 месяцев, с 1278 по 1280 год, а все потому, что трудились над ним 400 каменщиков и 1000 чернорабочих, а всего работавших там было более 2000 человек. А теперь посмотрим, во что обходилось прокормление такой оравы: зерна по пол-литра на человека в день (1800 гектолитров за полгода!), а еще мясо, пиво, соленая рыба. Так что неудивительно, что замок отца – короля Генриха, его сынок – Ричард Львиное Сердце оплачивал потом целых 12 лет!

Вот так выглядит замок Кастель-дель-Монте, расположенный на невысоком холме посреди равнины и цветущих фруктовых садов.


Ну, а так он выглядит сегодня сверху.

Существовали замки-крепости и замки для проживания, известны «королевские замки» и замки, принадлежавшие сеньорам, замки о которых все известно и замки, наполненные тайнами. И вот об одном из таких замков и пойдет сегодня наш рассказ. А называется этот замок Кастель-дель-Монте, что по-итальянски означает «замок на горе» или «горный замок».


Сохранился до наших дней он очень хорошо, да и не удивительно. Осадам он ни разу не подвергался, никто в нем не жил, деревенских жителей, которые могли бы разобрать его на камни, рядом не было.

Находится замок на юге Италии, всего лишь в 16 км от города Андрия, так что добраться до него труда не представляет. Ну, а интересен он в первую очередь тем, что это память об императоре Фридрихе II Гогенштауфене, которого современники называли кто «крестоносцем без креста и без похода», тогда как другие (понятно, что в первую очередь это были его придворные поэты и сами придворные!) пышно величали «Чудом мира».


Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Сооружали его (если сравнить с тем же Бомарисом) довольно долго, с 1240 по 1250 год. Орды монголов разоряли поля и города Европы, повсюду лилась кровь, а тут люди обтесывали себе камни, мешали известку и не очень-то и торопясь возили на постройку камень. Обычная накладка на упряжку из двух быков составляла 2.5 тонны, но проехать с таким грузом они могли не более 15 км в день, так что нетрудно себе представить, сколько сил и времени заняла перевозка сюда на равнину одного лишь строительного материала. Архитектор замка неизвестен (хотя и возможно, что участвовал в строительстве и сам Фридрих). Сначала замку дали название castrum Sancta Maria de Monte по имени расположенного там же монастыря Мария-дель-Монте. Но от него ничего не осталось, так что с точностью этого утверждать нельзя. Принято считать, что это один из самых выдающихся замков эпохи жизни императора Фридриха II. Есть у замка и еще одно название – «Корона Апулии», что определенным образом связано с его формой. Здесь нужно сказать, что император Фридрих был известен современникам как один из самых образованных людей того времени, что он мог говорить на греческом и арабском языках, ну и, конечно, писал и говорил на латыни и приглашал к своему двору поэтов и художников как с Запада, так и с Востока. При его дворе проводились математические состязания, в которых принимал участие знаменитый математик Фибоначчи, и, возможно, это каким-то образом повлияло и на строгую архитектурную форму замка.


Вход в замок был явно предназначен только для людей, а не для лошадей и это в то время, когда вся знать передвигалась только верхом. Даже женщины.

Дело в том, что Кастель-дель-Монте имеет вид правильного восьмиугольника высотой 25 м, по углам которого высятся башни, также построенные в виде восьмиугольников высотой 26 м. Длина каждой из сторон основного восьмиугольника равна 16,5 м, а длины сторон восьмиугольных малых башен равна 3,1 м. Главный вход в замок ориентирован на восток и находится между двумя башнями. Другой вход находится прямо напротив первого.


Так выглядел этот замок в 1898 году.

Хотя Кастель-дель-Монте называют замком, это сооружение в точном смысле этого слова замком не является. У него нет рва, вала, нет и подъемного моста. В нем нет ни помещений для припасов, ни конюшен, ни кухни. Вход в него оформлен как портал готического собора. И уж совсем непонятно его функциональное предназначение. Высказывалось предположение, что возможно, он должен был стать охотничьей резиденцией императора, но его внутренние покои, по мнению ряда исследователей, были уж слишком богато отделаны и обставлены для простого «охотничьего домика».


Вход напоминает портал собора.

Чисто конструктивно Кастель-дель-Монте – это двухэтажное строение из камня, имеющее плоскую крышу. Точно на половине его высоты по всему периметру идет небольшой карниз, делящий этажи. Второй карниз, что отделяет цоколь здания, проходит на высоте около 2 м. Поскольку «замок» имеет форму восьмигранника, то и его внутренний двор имеет такую же форму правильного восьмиугольника.


Входим в его внутренний двор…


… смотрим вверх и видим правильный восьмиугольник!

Все здание замка выглядит как один единый монолит, да таковым по сути дело оно и является. Выстроен он из отшлифованных известняковых блоков, но вот колонны, обрамления замковых окон и его порталы сделаны из мрамора. На внешней стене расположены по два окна - с одной аркой на первом этаже и с двумя на втором. Но почему-то одно окно второго этажа, выходящее на север, имеет три арки.


План замка по-своему тоже загадка. Ну почему бы не соединить проходами все помещения? Зачем было делать именно так?

А теперь немного посчитаем и выясним, что вся постройка связана с цифрой восемь, а она в нумерологии является символом мира и бесконечности, и находится между миром Неба и Земли. Все это попахивает самым настоящим оккультизмом. А к нему Фридрих был весьма склонен. И вообще он был большой рационалист. Например, он отрицал божественное происхождение стигматов Франциска Ассизского – случай для христианина беспрецедентный, причем на том основании, что, дескать, появились они у него на ладонях, а Христа не могли прибить к кресту таким образом, так как кости ладони не прочные и не выдержали бы веса его тела! Истинно божественные стигматы должны были бы появиться на запястьях, между лучевой и локтевой костями!


Внешние окна первого и второго этажей.

16 внутренних помещений замка имеют форму правильных трапеций, числом по восемь на каждом этаже. При этом в угловых башенках расположены гардеробы, туалеты и, ведущие наверх, винтовые лестницы. Интересно, что эти лестницы закручиваются не вправо, как это было бы принято по моде тех лет для целей обороны, а влево, словно панцирь у улитки. Причем известно, что сам Фридрих левшой не был.


Лестница для левши?

Во внутренний двор замка ведут три портала первого этажа, но кроме них, на уровне второго этажа также есть три двери, которые должны были выходить на кольцевой деревянный балкон, который до сегодняшнего дня не сохранился. Есть в стенах, выходящих во двор, и маленькие окна. Таким образом свет проникает в его внутренние помещения и через внешнюю, и через внутреннюю стену. Зубцовки ни на стенах, ни по периметру башенок предусмотрено не было и… законным образом возникает вопрос, а каким образом люди, которые должны были проживать в этом замке, вознамерились бы в случае необходимости его защищать?


Окно второго этажа. Вид изнутри.

Хотя все помещения, как на первом, так и на втором этажах, имеют одинаковую для всех форму, друг от друга они все же отличаются расположением входных дверей. У двух залов первого этажа есть выходы за пределы замка через восточный и западный порталы, но у них нет выходов во внутренний двор, хотя из них есть двери в другие залы. То есть из зала №2 ты никак кроме как через двор в зал №3 не попадешь, хотя разделяет их только стена. Нужно выйти во двор, пройти в зал №4 и уже из него попасть в зал №3! Зато из комнаты №4 вы можете свободно прости в комнаты 5,6,7,8. То есть кроме проходных залов, у которых по 2-3 двери, в замке есть и такие, в которых наличествует всего одна дверь. И таких залов 4 - опять-таки по два на каждом из этажей. В каждом из этих 4 залов есть камин и ход в туалет, расположенный в смежной с ним башне. Туалеты устроены таким образом, что хорошо проветривались через отдушины в стенах и даже – о, чудо тогдашней архитектуры и строительного искусства, – могли промываться водой из баков, находившихся на крыше. Есть зал, который обычно называют тронным. Его окно выходит на восток и находится над главным порталом. Однако в нем нет ни камина, ни туалета.


Типичный готический крестокупольный свод.

А теперь самое интересное: вот эти самые окна в стенах первого и второго этажей. Через них в каждое помещение на втором этаже прямой солнечный свет обязательно проникает два раза в сутки весь год, а вот на первом этаже такое происходит только летом. То есть, что получается? Верхняя часть замка - это по сути огромные солнечные часы, а первый этаж так и вовсе может служить календарем. То есть весь этот замок, есть не что иное, как гигантский астрономический прибор? Вполне возможно. Документов о его постройке не сохранилось. Вернее, есть один документ от 29 января 1240 г., в котором император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен приказывает губернатору и судье Ричарду де Монтефуссолу купить известку, камень и все необходимое для строительства. Есть еще документ от 1241-1246 гг. – «Список укреплений, требующих починки». Но в нем Кастель-дель-Монте уже указан как построенный, а не строящийся замок. Нет и никаких подтверждений того, что Фридрих II вообще хоть когда-то бывал в этом замке или же использовал его как свою охотничью резиденцию. А в 1250 г. Фридрих II вообще умер и замок перешел к его сыновьям.


Фридрих хотя и был рыцарем, но воевать не любил. Добивался своих целей переговорами. Поэтому его биографам приходилось прибегать к откровенным подделкам. Например, на этой миниатюре, изображающей битву при Джильо (1241), Фридрих изображен слева в шлеме с короной, хотя на самом деле он в ней не участвовал. «Новая хроника» Джованни Виллани. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Тут-то и подтвердилась правота поговорки, что «природа на детях отдыхает». Если Фридрих успешно противостоял двум Папам, трижды подвергался отлучению от церкви, без войны сумел вернуть христианам Иерусалим, подписав с султаном аль Камилем соглашение о передачи им святых мест Палестины, то сын его Манфред умер, так и не добившись трона Сицилии и Неаполя, а его малолетних детей: Фридриха, Генриха и Энцо его победитель Карл Анжуйский заточил в этот замок на целые 33 года. А потом этот замок был и вовсе заброшен и его лишь изредка использовали для свадебных церемоний, а еще там спасалась местная знать от чумы.


Такие вот «головки» в архитектуре того времени использовались очень часто.

В 1876 году замок был приобретен государством, отреставрирован и приведен в порядок., а 1996 году ЮНЕСКО внесло его в список всемирного наследия, так что за ним сегодня следят, приводят в порядок, а поток туристов к нему не ослабевает!


Макет замка Кастель-дель-Монте фирмы Aedes Ars.

П.С. Нет возможности вот так просто взять и поехать посмотреть этот замок? Тогда к вашим услугам его… макет в масштабе 1:150, который собирается из маленьких кирпичиков! Вот до чего дошли нынче люди – предлагают и такие оригинальные «сборные модели». О качестве можно судить по фотографии. Производитель – испанская фирма Aedes Ars, ну а само фото собранного замка нам любезно предоставила фирма «Верфь на столе».


Кастель-дель-Монте - это довольно загадочное строение, истинное назначение которого ныне никому не известно. Что это за замок без рва и вала, без моста и помещения для хранения запасов на случай осады, без кухни и конюшни, но зато с порталом, напоминающим церковный?

Это один из самых выдающихся замков времён императора Фридриха II. Ещё одно название замка - «Корона Апулии».

Кастель-дель-Монте расположен в Апулии в 16 км от города Андрия, в месте под названием «Terra di Bari» на невысоком холме рядом с монастырем Santa Maria del Monte на высоте 540 м над уровнем моря. Считается, что замок был выстроен на месте древней крепости, от которой, правда, не сохранилось каких-либо следов.


Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен (нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое...
Впрочем, далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду - начало строительства или какие-то финишные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг. - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.


К сожалению, не сохранилось каких-либо достоверных свидетельство того, что Фридрих II когда-либо отдыхал в замке или использовал его в качестве охотничьей резиденции.
Император был одним из самых образованных людей своего времени, знал греческий, арабский и латинский языки. При дворе Фридриха устраивались математические состязания, в которых принимал участие Фибоначчи, что возможно, в какой-то мере повлияло и на строгие архитектурные формы Кастель-дель-Монте.

В 1250 г. Фридрих II умирает и замок переходит к его сыновьям.
В 1266 году, после того как сын Фридриха Манфред проиграл в борьбе за трон Сицилии и Неаполя и умер, малолетние дети Манфреда - Фридрих, Генрих и Энцо - были заточены в замке победителем этого противостояния Карлом Анжуйским на долгие 33 года.
Впоследствии замок был почти заброшен и лишь изредка использовался в качестве места для проведения свадебных церемоний.
В середине XVII века Кастель-дель-Монте в последний раз служил как убежище для знатных семей, нашедших здесь спасение от чумы.

В Кастель дель Монте два этажа с плоской крышей. Снаружи замок представляет собой правильный восьмиугольник, сторона которого 16,5 метров. На каждом углу здания находится восьмиугольная башня. Строго посередине высоты по всему периметру проходит небольшой карниз, который разделяет этажи друг от друга. Второй карниз отделяет цоколь здания и проходит на высоте около 2 метров. Внутренний двор - это также правильный восьмиугольник, высота стен которого, считая от поверхности внутреннего двора, - 20,5 метров, высота угловых башен немного больше.


Каждый угол венчается восьмиугольной башней, внутренний двор, также имеет восемь углов. Весь архитектурный замысел тесно связан с цифрой восемь, которая в нумерологии считается символом бесконечности и мира, занимает посредническую позицию между миром Земли и Неба. Это заставляет думать об особом предназначении замка, возможно, он был обсерваторией средневековых времён, возможно, в нём занимались алхимией или оккультизмом.


Панорама внутреннего двора Кастель-дель-Монте

Главный вход обращен строго на восток. С противоположной, западной стороны находится второй вход. Всё здание построено из шлифованного известняка, а обрамления окон, колоны и порталы - из мрамора. Каждая сторона внешней стены имеет два окна - одно одноарочное на первом этаже и другое двухарочное на втором этаже. Только окно, выходящее на север, на втором этаже имеет три арки.


Три выхода на первом этаже ведут во внутренний двор. Помимо этого, на втором этаже также находятся три двери, которые вели на деревянный балкон, к сожалению, несохранившийся до наших времен. Также в стенах есть другие небольшие окна, благодаря которым свет проникает в каждое помещение через внутреннюю и внешнюю стены.


Внутренние помещения замка представляют собой 16 правильных трапеций, и расположены по восемь на первом и втором этажах. Гардеробные, туалеты и винтовые лестницы находятся в угловых башенках. Примечательно, что винтовые лестницы закручиваются, как правило, вправо, так как это необходимо для обороны здания. Здесь же, напротив, винтовые лестницы закручиваются влево, будто повторяя форму панциря улитки.

Все помещения обоих этажей имеют одинаковую форму, однако они отличаются расположением дверей. Два зала, расположенных на первом этаже, соединены с улицей восточным и западным порталами, но они не имеют выхода во внутренний двор крепости, а соединяются с другими залами. Залы, имеющие несколько дверей, называются проходными.


Также в крепости есть четыре концевых зала по два на первом и втором этажах, имеющих лишь одну дверь. В каждом концевом зале есть камин и вход в туалет, который расположен в смежной с залом башне. Уборные комнаты всегда хорошо проветривались через отверстия в стенах и омывались водой из баков, которые были установлены на крыше замка. Один из конечных залов на втором этаже называют тронным залом. Окно в нём выходит на восток и находится над главным порталом. В этом зале отсутствует камин и проход в туалет.
При этом в замке нет ни спален, ни жилых комнат, ни кухни, ни комнат для прислуги.


В помещения второго этажа солнечный свет прямо проникает дважды в сутки круглый год, а в помещения первого этажа прямые солнечные лучи проникают только летом. Таким образом, верхняя часть крепости представляет собой огромные солнечные часы. Два дня в году - во время летнего и зимнего солнцеворота солнечные лучи равномерно распределяются между всеми помещениями на первом этаже.
Так, первый этаж мог служить жителям замка в качестве календаря, а все сооружение может рассматриваться как неординарный астрономический прибор.




В 1876 году замок купило государство, его отреставрировали и привели в порядок. В 1996 году Кастель дель Монте был внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
И теперь каждый желающий может полюбоваться на Кастель дель Монте, замок похожий по форме на корону, в которой короновался Фридрих II и находящийся в абсолютно стратегически невыгодном положении среди открытого пространства.