Малоизвестные факты, события, версии: Загадки Кольского полуострова. Аномальные зоны и места силы мурманской области Путь к Светлому озеру, где розовые облака отражаются в воде

Дневник участницы похода по Заполярью – Ловозерским тундрам Кольского полуострова в августе 2014 года.

Я на краешке сижу В небо звездное гляжу И холодных звезд свеченье Возвращает отраженье Посланных когда-то слов. С мира падает покров. Мягких ягельных ковров Гостья я.

Летим через километры в поезде “Москва-Мурманск”. Духота, бесконечный стук колес, интеллектуальные беседы и гора пирожков с рыбой:) С каждым километром все желанней и притягательней кажется высадка на планету Тундр... Но пока напрочь отсутствует осознание, куда мы едем.

Наша группа состоит из восьми человек. Познакомились со всеми участниками, кроме женщины из Питера – с ней мы должны встретиться на вокзале Оленегорска.

Путь в сказку

От рудника Карнасурта начинается наш путь. Плавно пределы рудника с его мелкими серыми камнями да советско-урбанистическими рельсами со вставшими вагонетками перетекли в нечто удивительно-мягкое под ногами – бесконечно тянущиеся вдаль нежно-зеленые ковры.

Тундры начались сразу. Вот граница номер раз – деревянный мостик через ручей, и сразу – такой же, номер два. Поднимаю голову – все пространство залито каким-то инфернальным свечением. Воздух упоительно-вкусный. И звенящая тишина стоит.


Идется быстро и легко. Довольно скоро мы устраиваемся на перекус под большим камнем. Какое все аппетитное, уминаем за обе щеки!

Посетила странная мысль: тут вроде некому нас ждать, но ощущение, что нас рады видеть, кажется, испытывают все.

Какие-то изнуренно-счастливые, движемся вверх, на плато. На втором по счету привале успели почувствовать себя оленями, жуя сухой и кислый ягель. Я согласна питаться так, если что:)


И вот, наконец, мы оказались здесь .

Наша стоянка и ее окрестности деликатно освещены золотистым солнцем. В пространстве перед нами развернулось каменное море, слегка тронутое затейливым узором лишайника, с потрясающим видом на глубокое ущелье Поденоуай.


В поисках свежести спускаемся к реке. Здесь, грохоча водопадами, бежит вода, собираясь в прозрачных ванночках. Меж блестящих камней растут желтые цветы – кувшинки, что ли...

Опьяненные невероятной удачей присутствовать в этом невообразимом месте, спешим купаться (даже, вернее будет сказать, очиститься) в ледяной воде. Я с головой окунулась. Ух, освежICE!!!


Смотрю на ребят: все кем-то обернулись. Кто в гнома превратился, кто в нимфу:) Проявляются другие лица . Лица сказочной реальности.

Поднявшись, отправляемся в радиальное путешествие по миру камней. Андрей сказал, что где-то здесь есть небольшой разлом в породах, что означает: пещера !

В разных местах ищем, и наконец Валар кричит, чтобы мы спускались к нему.

Небольшое подземное пространство играет серебряными бликами. Это на влажных стенках висят тысячи прозрачных капелек, мерцающих в свете наших фонарей.

Любуемся…

А на плато все уже озарилось янтарем предзакатного светила. Бродим по каменным холмам, завороженные. Потрясает возможность ходить по камням, которые порой в два раза больше тебя самого...

Вдруг слышим: ухнули совой. Это Андрей зовет в лагерь. Ужин готов.

Солнце село за горы. Мягко засияли лазурными оттенками очертания тундр, но небо все не темнеет. Кажется, что и спать ложиться не надо…

Так и сидим мы за полярным кругом, аж до восхода, поем песни под гитару и созерцаем светлое дыхание ночной тундры.

Гиперборея в зеркале Светлых озер

Несмотря на активные ночные бдения и всего несколько часов сна, мы выглядим довольно свежо:) Во время варки чая (действо сие было дополнено удержанием защищающей от ветра экранирующей пластины близ пламени горелки) я неожиданно увидела, какое все вокруг чистое, обновленное и удивительно-прекрасное. А себя увидела в образе некого… Монаха, что-ли. И потекли размышления о Вечном. И текли они, пока мы собирали лагерь, пока шли на место базового лагеря в районе горы Сэлсурт...

По пути нас ожидали потрясающие виды на ущелье Поденоуай и плато Карнасурта, откуда мы только что ушли.


Мы плыли средь камней. Облака – огромные летающие тарелки. Каменная пустыня разверзлась перед нами. Гигантские глыбы-отторженцы вперили свой взор в глубокое синее небо, нам же не видно конца и края этой бесконечно стелющейся густо-серой каменистой поверхности.

Вот так лежат эти камни здесь, лежат… Сотни тысяч лет. Как они тут оказались? …Загадка. А что здесь делаем мы – загадка еще большая…

Песнями О.Медведева о Гиперборее навеяны мысли о снежных барсах. Мы сами, как барсы – прыгаем по камням, и так удивительно-легко получается...


Спускаемся в каменную “комнату”. Отдыхаем. Здесь кем-то сложен очаг, в центре которого вырос цветочек:) Очень приятный “естественный” интерьер с видом на долину Светлых озер. Может, останемся?

Спуск в долину наполнен волшебством. Косые желтые лучи освещают широкую уютную долину, в глубине которой синеют блюдца озер.


По пути нам встречается подкрашенный розовым снег – остатки ледника.


Меж призрачных скал сияют бликами Светлые озера. Их зеркальную гладь нарушает ветер, нагоняя ряби. И вода вибрирует, звенит. Здесь обитает Нэсси. Кроме нее тут, по ощущениям, никто и не живет. Пространство зыбкое, нереальное, но до краев наполненное светом.

Боже! Гиперборея находится именно здесь!..


Мы встречаем куропатку с куропатятами. Они мяучат, будто кошки. И совсем не боятся нас.


Устанавливаем лагерь и принимаемся готовить еду.


На ужин были макароны с ядерным чесноком. Ели и плакали! А в палатке потом всю ночь стоял духан:)

Было жарко, и показалось, спали долго. Мне приснилась феноменальная сковорода-неподгорайка, которую по приезду обязательно надо запатентовать.

В гости к Троллям

Как прекрасно просыпаться здесь!..


После завтрака идем на прогулку к вечному леднику. Он совсем близко. Слышим шум: это меж больших валунов бежит водопад, стекая в соблазнительную для купания ванну. А сверху нависает целая гора снега… Он все же тает, звеня капелью.

Плещемся голышом в глубоком кулуаре с ледяной водой. Мальчиков зачем-то прогнали:)



Со дна водоемов поднимаются струйки пузырьков. Наверное, подземные газы... Места живописные и залипушные, прямо садись – и созерцай.


После прогулки перекусили и отправились впятером вглубь долины, к дальним озерам. Виды потрясные.


Скалы, мох, камни. Пустынный пейзаж… Как будто другая галактика. Все очень напоминает декорации, за которыми на самом деле скрывается что-то, что мы, к сожалению, пока не можем увидеть. Но зато чувствуем.

Движимые какими-то увлекающими вглубь потоками, мы проходим одно за одним бирюзово-синие озера, не позволяя себе остановиться возле них для купания. С гор бегут талые ручьи, колокольчиками переливаясь в водопадах, и собираются в сапфировых озерах. Вода в них будто живая. В какой-то момент мы остановились у самого глубокого озера, зачарованные движением волн. Волны бегут по своим неведомым законам, играют друг с другом, и кажется, будто делают они это вполне осознанно. Купаемся и курим трубку. Вода здесь тоже обжигающе-холодная.


Спустя сотни пестрых камней видим массивное каменное “построение”. Валары утверждают, что тут живут Тролли. И вправду, даже Маша почувствовала здесь что-то потустороннее... Поэтому долго не задерживаемся:)

Вскоре меж расходящихся стен ущелья нам открылся вид на лесистую долину Ловозера. Сидим на большой каменной плите и любуемся…

По дороге обратно нас накрыло, что Андрей и Настя уже заждались путешественников по другим измерениям, и мы прямо-таки ломанулись в лагерь. На этот раз мы шли по другому берегу озер, в тени скалы. Все казалось мрачным, и не покидало чувство, что за нами кто-то наблюдает. Лично для меня это было серьезным внутренним испытанием.


В лагере нас ждали хитро-веселые Андрей и Настя. Оказалось, что мы вовсе не припозднились. На радостях мы с Вовой еще раз искупались в ванне у ледника, а потом всей группой долго сидели в прозрачных светлых сумерках.

Путь к Светлому озеру, где розовые облака отражаются в воде

Доброе утро, прекрасный, девственный мир!

После легкого завтрака мы выдвигаемся в дорогу к озеру Светлое. Так не хочется покидать сказочную долину…


Путь кажется тяжелым. Мы несколько раз пересекаем реку Светлую вброд.


Делаем привал у чудесного бирюзового кулуара с водопадом.

Вскоре стены ущелья расступаются, и мы попадаем в долину, покрытую густыми зарослями кустарника.


Устроились обедать на уютной зеленой опушке, где удалось немного подремать и восстановить силы, которые вдруг куда-то делись. Нам весьма помог травяной напиток под названием “саган-дайля”, заботливо приготовленный Володей.

Идем почти весь день. Глаз радуется душистому разнотравью. Природа щедра, и на привалах мы активно подкрепляемся спелыми ягодами.

В лесной зоне начинаются комары. Они реально хотели нас сожрать! С собой, слава богу, есть реппелентные средства, которые мы, отбросив всякое чувство брезгливости к химии, поспешили применить.


Последняя речная переправа преодолена успешно. И вскорости мы оказываемся на поляне у долгожданного Светлого озера.


Виды – как на курорте! По обе стороны, слева и справа от озера, возвышаются горы.


В центре водоема – одинокий остров, густо поросший деревьями. Здесь очень много ягод (водяника, черника, голубика), а также мошки и комаров. Решаем перекусить. Но неизвестно, кто к кому попал на обед:)

Купаемся в огромном озере. Вода теплая, по сравнению с ледниковой.


Смотрю на вечернюю гору. И чувствую какое-то до боли родное, зовущее пространство…

Сидим у костра, наблюдаем за розовыми облаками, отражающимися в водном зеркале. И смотрим небесный спектакль. На небе сегодня – фильмы про пиратов, бабу-Ягу, и еще много про кого.

Появилась необычная мысль: под тундрами – пустоты. Полости, продуваемые ветрами Вселенной.

Домик с видом на гору

Проснулись от аццкой жары! Я сразу же плюхнулась в прохладную воду.


Долго сидим у очага, идти никуда не хочется... Мы – в кристально чистом пространстве. Мысли синхронно озвучиваются каждым из участников. Полный дзен:)


Все же решаем размяться и отправляемся вчетвером (я, две Маши и Валар) на радиалку вдоль берега озера, смотреть на домик когда-то обитавшего в нем этнографа. Тропка узкая, поросшая по бокам иван-чаем и ягодами… Под ногами – толстые переплетающиеся коренья. Прямо сказка! В кустах, на бережку, сидит Илья, пытается ловить рыбу. Но мы спешим дальше.


Вскоре нами обнаружена избушка с милой покошенной трубой и окошком, из которого открывается вид на поросший соснами берег Светлого озера и гору Кемесьпахкчорр. Затерявшийся средь зарослей цветов и трав, домик был особенно прекрасен. А если бы там не воняло стухшими остатками яств, которые затащили внутрь туристы-недотепы, было бы совсем хорошо.


Дошли до плато. Повсюду на мху рассыпаны камни, причем, как мне кажется, в виде символов. Медленно бреду по плоской поверхности. Меня накрыло каким-то странным ощущением, что нас видно всем . Я впала в глубокую задумчивость. Меня сумело вытащить из него только озеро, в этой части которого вода была холоднее, чем рядом с лагерем.


По пути вдруг задумалась одна из Маш и тоже осталась для купания на одной из многочисленных симпатичных стоянок. А дальше задумчивость случилась с другой Машей, но вместе мы каким-то образом справились с накатившими чувствами и благополучно вернулись в лагерь.

На берегу озера нас ждали Андрей, Настя и Илья.

Некоторое время мы сидим и созерцаем бегущие по воде волны. Близится закат, взрывая небо яркими красками…

Изумрудные холмы и панорама Ловозера

Солнечный день снова начался с купания!

После завтрака отправляемся на радиалку к вершине горы Вавнбед. Мы планомерно обходили ее по кругу, по пути подъедаясь всевозможными ягодами.


Я первый раз в жизни попробовала морошку. Это роскошное лакомство!

Снова встретили несколько куропаток. Они отлично маскируются в камнях, поэтому на фото их искать бессмысленно:)

Мы вышли к изумрудным холмам. Они переливаются зеленью, как на шотландских открытках. Ветер пускает волны ряби по травам, и стебли их колышутся, качая соцветиями. Ищем подходящее место для перекуса и выходим к каменистой террасе на краю обрыва.


Нам открывается потрясающий вид на Ловозеро. На зеркале почти что безбрежных глубоких синих вод кое-где выросли черные острова. Все вместе они образуют ассиметричный красивый узор. Мы – на вершине мира. Ветер ласково треплет волосы и обдувает со всех сторон...


Шагаем по склону. Наткнулись на загадочный водоем, где средь булыжников растут невесомые сияющие белые шарики – как выяснилось позже, сие растение называется "пушица".


Погода хмурится... К моменту, когда мы оказались в лагере, начался дождик. Натягиваем тент и дружно угощаемся салом.


Вечером нам показывают неповторимый черничный закат. Все небо озарилось багряными, розовыми и пурпурными оттенками... Попивая пуэр, наблюдаем, как поверхность озера стала малиновой.

Мы еще долго стояли на берегу и любовались неземной красотой. Правда, по народным приметам, после ярких закатов на следующий день бывает плохая погода.

Туманы на горе Куйвчорр

Проснувшись, обнаруживаем, что все краски выключены. Небо затянуто серыми тучами. Собираем лагерь и выдвигаемся в гору.


По пути делаем несколько привалов для витаминизации и подъедаемся черникой/голубикой. Оглядываюсь назад: над нашим озером навис туман. Вскоре и рядом с нами воздух стал влажным и тяжелым. Пошел дождь.


На вершине горы Куйвчорр стало уже совсем ничего не видно: на плато опустился плотный сырой туман, окутав зябкой дрожью наши и без того замерзшие тела. Облепленные мокрой одеждой, мы шли и шли по бесконечным скользким камням сквозь порывы промозглого ветра и холодные струи дождя. Посовещавшись, решили вернуться к нашим прекрасным Светлым озерам. В нас теплилась надежда, что в низине ветер добрее и не будет так задувать за шиворот...


По дну долины разлился млечный путь. Ставим палатки. Варим кофе на горелке, но из палаток вылезать уже совершенно никто не горит желанием:) Я смело выступила в качестве разносчика кофе в номера:) Ужинаем все у себя в домиках... Всю ночь идет дождь.

Дождь на планете Тундр

Утром – редкие проблески на небе. Кофе, сборы, и в путь. Идем на нашу первую стоянку – Воронову гору.

Примерно пол-дня в пути, и вот мы оказываемся на площадке, усыпанной остатками домиков геологов – то бишь досками. Дрова нам очень нужны!


Набиваем рюкзаки деревяшками. Набираем воду в симпатичном близлежащем роднике, и вскоре оказываемся на плато Карнасурта, нашей первой стоянке.

Разбиваем лагерь и заряжает дождь. До самого вечера мы в его объятиях. Кругом темень, тундры занавесили шторки. Мы одни в этом мире…

Перекрикиваемся из палаток – проводим ревизию продуктов. Запасы на исходе. Завтра нужно спускаться с гор и закупаться съестным в поселке Ревда.

Подношение Лунному Ворону

Пасмурное утро, но медлить не стоит – нужно успеть попасть в магазин до момента, когда с прилавков исчезнет хлеб. Собираемся и выдвигаемся вчетвером (Андрей, Валар, Илюша и я) в цивилизацию.


Там оказалось не только так же серо, но еще и противно… Володя купил килограмм маринованной селедки, которой почему-то очень хотелось. После длительных закупок (всегда побыстрее стараемся покинуть эти места мира, но не всегда получается) возвращаемся к руднику, от которого наш путь привел нас к большому камню, возле которого мы останавливались на перекус в начале похода.

Отдыхаем… Я снова вдыхаю чистый горный воздух, и кажется, будто это тундры делают вдох вместе со мной. Я слышу песню духов – шум ветра где-то высоко в ущельях… Духи радуются.


Мы возвращаемся, а там – Луна! Огромная, нависла она над сине-зелеными холмами и залила все своим серебряным светом. В очаге пылает огонь. Мы вскрываем селедку, и оказывается, что она тухлая:)

Мы решили отдать селедку местным воронам.

Ночи стали совсем темные. Долго сидим у костра, играем на гитаре…

Священная саамская долина

Выбравшись из палаток, видим, как по всему плато разливается мягкий солнечный свет.

Камень, на котором была оставлена селедка, пуст. Подношение принято!


Идем в священную саамскую долину. При спуске видим, как змеится и блещет на солнце наша йок (речка:))


По некоторым данным, ущелье Эльморайок находится в месте тектонического разлома, а это значит – мы в щели между мирами! Внизу ощущения уже совсем другие – сказочно-эльфийские:)


Кругом зелено и все усеяно чернильными бусинами ягод, растут карликовые березки, а наша тропа, извиваясь, бежит средь них. Скачем по гигантским выбеленным камням – высохшему руслу реки. Кстати, в былые саамские времена в долину мог спускаться лишь шаман.


Привал у бурлящей реки. Напиваемся вдоволь и набираем воды.


Начинается болотистая местность. Идем по краешку трясины. Топь источает какие-то совершенно немыслимые приятные ароматы… Отсюда открывается вид на гору великана Куйвы – Куйвчорр, на вершине которой нас застал врасплох туман. По легенде, Куйва замурован в этом горном массиве.


Действительно: мы видим вдалеке огромный черный силуэт на скале... Значит, Куйва является хозяином этого места. Внутренне приветствую его.


По очереди пересекаем интересной конструкции мост через широкий бирюзовый ручей: длинное бревно с одной лишь периллой, и то, расположенной под углом в 45º.


На мостке надпись: “Потрясный” :)

По пути встречаются люди. Они стоят лагерем в лесной зоне. Мы же движемся дальше, на одинокий мыс, омываемый водами Сейдозера.


Ставим палатки, и вновь на нас обрушивается буря. Словно природа дает понять, что она нас видит и чувствует. Мы во власти северной стихии! Здесь некуда убежать, негде спрятаться от лихого ветра и бушующих волн…

Натянули тент. Дождь льет весь вечер и всю ночь... Под палатками уже лужи. А мы сидим до рассвета и поем песни под гитару, согреваясь изнутри. Так и назвали мы наш остров: Буян.

Шаман-озеро

Спалось сладко-сладко!..


Погода наладилась:) За завтраком Маша рассказала нам свой сон, в котором ей показали наше место без декораций: будто бы под Сейдозером спрятан космический корабль, а вход в него охраняет дружелюбный Гиперборейский змей. Удивительно, как такие места реагируют на искренних, открытых сердцем людей.


Мы идем в радиалку к Шаман-озеру. Мистическое, таинственно-поглощающее, оно требует от путника молчания. Границы озера обрамлены вековыми камнями, поросшими нефритом мха, а солнце отражается на его поверхности, как луна.


Мы увидели, что за гранью прозрачных вод покоятся на дне белесо-голубоватые камни. В какой-то момент очень захотелось нырнуть в воду и потрогать их: казалось, что они сотворены из какой-то несуществующей породы… Но что-то сдерживает порыв.

Долго сидим на берегу, слушаем озеро. А озеро слушает нас.



Следуем в лагерь. Нам встречается гигантский сейд, разломленный на две половины. Володя каким-то образом залез на его вершину, и было страшно потом наблюдать, как он спускается вниз по березе…

На “Потрясном” наши мужчины искупались, по очереди ныряя рыбкой с моста в ручей. В это время была замечена белка. Не удержались и оставили ей сыру в качестве угощения, хотя она, наверное, и так закормленная:)


Вечером у всей группы было лирическое настроение. Выплыла огромная белая Луна, устилая темные воды нашего озера мерцающими бликами лунной дороги. Настя построила на берегу замок из песка. Мы вспомнили очень много красивых старых песен и до глубокой ночи читали стихи любимых поэтов.

Стоянка НЛО

С самого утра небо нахмурило брови, а к моменту сбора лагеря и вовсе отправило к нам огромную серую тучу. Но мы уже погостили здесь. Нам пора.

Вскоре распогодилось, и мы шли по живописным джунглям, ели красную смородину и наблюдали в небе радужные полосы.


Скорый путь привел нас на стоянку НЛО.

Место здесь какое-то… Схлопывающееся. Редкие сосенки, по загадочной причине, желто-рыжих оттенков.

Рядом располагается котлован, на месте которого лет десять назад было озеро. Теперь же на его дне выложены камнями послания от туристов.


После установки палаток принялись готовить еду, и тут до нас добралась черная туча, видимо, все же бродившая где-то в окрестностях. Прошел небольшой дождь, но готовить пришлось под его холодными каплями.


Мы пошли по грибы – они росли прямо на глазах. Забредя в поисках оных в сверкающую зеленую чащу, я пошла по направлению к лагерю и неожиданно оказалась в таинственной озерной ложбине. Как – не знаю… Запутало меня место!

Свечерело. По небу поплыли неведомы зверушки, а над головой зажглись первые звезды…

Ночью все одновременно проснулись в своих палатках от громкого душераздирающего воя. Володя сразу же определил, что это Чупакабра вышла на прогулку.

В гостях у Чупакабры

Все утро обсуждали ночные звуки.

После завтрака ребята отправились на радиалку в ущелье.


Я же решила остаться в лагере за дежурную.


Хотелось помедитировать в этом засасывающем месте, напитанном мистикой. Володю оставили со мной, чтобы я не боялась Чупакабры.


На ужин приготовили грибное ассорти с салом:)

В сумерках пили пуэр у костра молчали. Дзен-вечер… Володя ходил проверять Чупакабру и нашел фазана.

Не верится, что это наша последняя ночь…

Прощание с Тундрой

Ранний подъем. Небо затянуто сиреневыми тучами.


Выходим, и в небе вспыхивает радуга. На земле вырос огромный гриб. Провожают…


Движемся по долине и видим несколько групп, снующих из тундр-в-тундры.

Во время подъема на Воронову гору ливанул дождь. Я не надеваю плащ, мокну. Тундра обнимает на прощание, и мне приятно зябнуть.


На плато наползают туманы. Мир стирается, закрывает за нами двери. Уже внизу, у подножия гор я оборачиваюсь – и вижу лишь плотную белую стену…


Впереди нас ждет серая Ревда, угрюмый, дождливый Оленегорск и долгие часы ожидания поезда на вокзале. Что ж, теперь каждому из нас – в свой мир.


”До встречи” – поет Тундра. ”До встречи” – отвечаю сердцем я…

Саамы. Хомич Л.В.

П ожалуй, нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, то есть того, что обычно называют устным народным творчеством или фольклором. А как он разнообразен у разных народов! Какие только не встречаются сюжеты и персонажи! Вспомним русские сказки о Царевне Несмеяне, Бабе-Яге или Иванушке-дурачке. Или арабские сказки о Синдбаде-Мореходе и Али-Бабе! А помните Вяйнямёйнена и Ильмаринена из «Калевалы»?..

Сколько на свете сказок о животных! Некоторые из них очень древние и, возможно, восходят к мифам, объясняющим происхождение тех или иных явлений природы. Есть, конечно, в фольклоре разных народов и много общего: великаны, лешие, добрые и злые феи, однако их облик и особенности поведения характерны, как правило, только для данного народа. Понять, чем обусловлено появление тех или иных персонажей в фольклоре какого-либо народа - очень увлекательное дело, однако это слишком обширная задача, а мы обратимся к устному творчеству саамов и попытаемся определить его основные сюжеты и образы.

Следует отметить, что пока еще не опубликована научная работа обобщающего характера по саамскому фольклору, но есть книги, содержащие описание отдельных жанров. Записи саамского фольклора делали Н. Н. Харузин, В. В. Чарнолуский, Г. М. Керт и другие исследователи этнографии и языка саамов. Большая часть записей сделана на русском языке. Краткая классификация фольклора Кольских саамов имеется в работе В. В. Чарнолуского. Вот начало одной из сказок:

«Раз поздно вечером собрались мальчики и девочки кататься на санках. А матери не велят им: «Ребята, довольно вам играть! Луна взошла - пора домой. Вот ужо Тала придет, он вас всех утащит к себе». Однако дети не послушались. Стали кататься при луне. На горке светло, а что за горкой - о том они не думают. А Тала пучеглазый тут как тут. Притаился в тени и говорит: «Катайтесь, катайтесь, детки, я вам чикум-бакушки устрою!»

Вот дети с горки покатили. Тала выскочил из-за камня и распахнул поперек дороги большой мешок из тюленьей кожи с костяными застежками. Дети в мешок и вкатились... Затворки щелкнули и заперлись. Мешок, полный мальчиков и девочек, Тала вскинул на спину и пошел к себе домой. Нес, нес и устал. Остановился, повесил мешок на сучок и сказал: «Поспите, детки, а я пойду за три-четыре озерка в лесок посидеть и отдохнуть». И ушел... Время идет. Тала где-то ходит, а ребята в мешке висят. «Что будем делать?» - шепнул один. «Тала нас съест»,- сказал другой. Девочки заплакали.

Тогда самый маленький мальчик спросил у девочек, есть ли у них иголка с ниткой. «Есть, есть»,- ответили девочки и дали ему иголку с ниткой и наперсток. «Слушайте,- сказал мальчик,- я мешок ножом распорю, а вы время даром не теряйте, таскайте камни!» Мешок распороли, дети выскочили и ну таскать камни и складывать в него. Наложили полный мешок камней, и мальчонка туда прыгнул. Дети зашили мешок и убежали домой, а мальчик остался один и висел в мешке вместе с камнями. Вернулся Тала и спрашивает: «Здесь ли вы? Все ли вы тут?» «Здесь, здесь, Тала, все мы тут»,- ответил мальчик. Тала взял мешок, перекинул через плечо и пошел...»

И, конечно, умный паренек обманул глупого Талу. Не правда ли, это напоминает сказку «Мальчик-с-Пальчик»?

Кто же такой Тала и почему это существо враждебно людям? Чисто ли это фантастический персонаж или его присутствие в саамском фольклоре имеет какие-то исторические корни?

Сказки саамов - майнс - разнообразны по содержанию и по форме. Есть детские сказки, сказки о Тале, сказки о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Сказки считаются развлекательным жанром, хотя майнс о Тале или чаклях имеют много общего с некоторыми другими жанрами.

Большой интерес представляют саамские мифы и легенды- ловта. В старину ловта пелись, текст их был стихотворным. К ним относились трепетно, как к чему-то имеющему культовое значение. Наиболее известен миф о Мяндаше- олене-человеке. Кроме того, у саамов есть сказки-легенды о солнце, северном сиянии и других явлениях природы (найнас).

Еще один жанр, близкий русским сказкам и скандинавским сагам,- сакки. Это исторические предания о войнах, о борьбе с врагами, о подвигах, а также предания, связанные с отдельными горами, озерами, чем-либо примечательными. Сакки, по убеждению саамов, рассказывают о реальных событиях, имевших место в прошлом, что подтверждают какие-либо сохранившиеся следы этих событий.

Бывальщины и побасенки (бойса) - это краткие шуточные рассказы назидательного содержания, некоторые из них напоминают притчи.

И наконец, муштоллы (в буквальном переводе - «на ум пало, на ум пришло») - рассказы о событиях дня, импровизации, иногда бытующие в форме песен.

Приведем здесь одну из бойса:

«Жил муж с женой. Жили они хорошо. Хозяйство у них было справное, и дети были у них, и стадо оленей, и овцы, и уточек они держали. Раз муж с женой поспорили. Жена говорит: «У меня по дому много дел. Овец кормить надо, белье стирать надо, обед варить, хлебы печь - все надо. И все сразу». Муж ей отвечает, что все эти дела - не работа, одна лишь суета, а вот поди-ка ты с оленями управься!

Пошла жена пасти стадо, а муж дома остался хозяйничать. Стал он тесто месить. Пока месил, собака мясо из котла выхватила и побежала. Он за собакой, а двери-то не запер. Овцы в вежу забрались, тесто загубили, морды перепачкали, глаза залепили. Он овец гнать, а они сослепу в озеро попадали. Вернулся муж в вежу, взял белье, побежал на реку полоскать. Тут собака подошла, он на нее: «Ты зачем мясо съела?!», а сам белье в воду упустил, течением его далеко унесло. Пока он пытался догнать белье, к веже прилетел орел, всех уточек перетаскал. Муж домой бежит: дома дети пищат, есть просят. А у него ничего нет - мяса нет, теста нет, уток нет.

Смотрит: жена уже из тундры идет. Стадо к веже пригнала. Пастушьи собаки с ней. Говорит: «Дай нам поесть, мы голодные!» Муж отвечает: «Ничего нет: мясо собака съела, тесто овцы размазали, глаза себе залепили и в озере утонули, белье течением унесло, а уток орел утащил». Дети на постели хнычут: «Хлебца хотим!» Что оставалось жене? Говорит: «Эх ты! Принимай оленей - все целы и сыты!»

Наиболее интересными представляются произведения о чаклях и Мяндаше. Чакли (в некоторых говорах чахкли, чаклинги) - маленькие человечки, живущие под землей, в пещерах, расщелинах скал. Их образ жизни такой же, как у саамов: они занимаются оленеводством, рыбной ловлей, ходят на охоту. Разговаривают они чудно: скажут им что-нибудь или спросят у них, они теми же словами, только в обратном порядке отвечают. При этом все время хихикают. Саамы считают чаклей зловредными. Их относят к реальным существам: еще в конце XIX века многие саамские сказители утверждали, что сами видели чаклей.

Вот как рассказывается о взаимоотношениях саамов с чаклями в одной из сказок:

«Недалеко от города Колы жили старик со старухой. Детей у них не было. Старик охотился, а старуха управлялась дома.

Однажды ходил старик по лесу и вдруг заметил, что между корнями старой-престарой ели дымок курится. Подошел он ближе, смотрит: дыра в земле. Лег он на мох и заглянул в отверстие. Что там такое? Что там делается? И видит: там, под землею, житье такое же, как и у нас, саамов: погосты стоят - одни в лесу, другие у моря. Пастухи оленей пасут, рыбаки рыбу ловят. В погостах вежи-шалаши из тесаных досок такие же, сверху берестой и дерном покрыты, стоят как положено, в два ряда. В вежи люди входят и выходят из них, и детишки на улице играют. Вон бабенка выскочила из одной вежи и бежит к себе домой. В руках у нее головешка дымит, искры сыплются - это она заняла у соседки огня, чтобы разжечь свой очаг. Какой-то мужичок учит оленя возить керёжу. Керёжа такая же, как и у саамов, словно лодочка, поставленная на лыжный полоз. Еще дальше - пастух гонит стадо оленей; девушки полощут в речке белье. Все там, под землей, как у людей, а не люди. Какой-то человек вышел из вежи: ружье на плече, собачонка сзади бежит; ружье-то кремневое, старинное, гремяхой называется.

Это он на охоту пошел. Только сам-то уж очень маленький, а собачка его и того меньше. Да и домик-то у него крохотный.

Смотрит: детишки собрались у лесины и лезут по ней вверх, к нему, на землю. Старик назад подался. Притаился за елкой и стал ждать: что дальше будет? Вот из-под земли вышли маленькие детки. Головки у них большие, глазки как щелочки на березовой коре, на тоненьких ножках преболыпущие каньги, белые, из оленьего меха, с загнутыми вверх носками. «Вот чудо,- думает старик,- это же чакли! Подземные жители!»

Детки эти вышли на свет, на поверхность земли, и давай играть. И прыгают-то они, и кувыркаются, друг друга передразнивают, и все-то смеются они, так и заливаются, будто их кто-то щекочет. Умильно старику смотреть, какие эти чакли веселые да забавные. Своих-то детей у него нет, вот он и этим бесенятам рад, любуется ими. А они, словно маленькие белочки, играют и резвятся на мхе, под елью. Старик загляделся на них, задумался. Вернулся он домой и сказал старухе: «Сшей-ка ты мне большую каньгу, да обору к ней привяжи». Сшила старуха большую каньгу и прикрепила к ней обору. А старик привязал к каньге длинную веревку.

Взял он эту каньгу и пошел на то место, где чаклей видел. Подбросил каньгу поближе к дыре и стал поджидать: что будет? Свечерело. Как только последние лучи солнца осветили вершины деревьев, из дыры в земле выскочили эти ребятишки и начали играть. Один из них увидел каньгу и давай с нею возиться: то на себя опрокинет, то прыгнет через нее, наконец встал обеими ногами в каньгу, да еще и оборой обмотался. Тут старик дернул за веревку и крикнул. Все ребята в дырку попрыгали, а тот, который в каньге был, упал и остался лежать на боку. Старик поднял его, освободил от оборы, взял в руки и спрашивает: «Как тебя зовут?» Дите смотрит старику в глаза, смеется и тоже спрашивает: «Зовут тебя как?» - «Ярасим,- отвечает старик,- Ярашкой тоже».- «Тоже Ярашкой, Ярасим»,- повторяет чакля и смеется-заливается. Вот и назвал старик веселого найденыша своим именем - Ярашкой.

Принес он парнишку домой и говорит жене: «Не было у нас детей - вот тебе сын!» - «Сын тебе вот, детей у нас не было»,- повторяет Ярашка вслед за стариком. Старуха обрадовалась. Ну и стали они жить да поживать...»

Образы карликов, близкие к саамским чаклям, встречаются у многих северных народов. В частности, у соседей саамов - ненцев - это народец сйхиртя. Как и чакли, сихиртя маленького роста, живут под землей, странно говорят (как бы заикаются). В этих персонажах ненецких преданий ученые видят какое-то древнее население приполярной зоны. Быть может, это же можно предположить и относительно чаклей? В. В. Чарнолуский считает, что и тала, о которых говорилось выше, возможно, отражают представления саамов о каких-то древних обитателях этой земли или об их соседях. С другой стороны, у ученых есть данные, подтверждающие что Тала - это медведь-оборотень. Словом, образы саамского фольклора неоднозначны, и работу по его изучению следует продолжить.

В заключение хотелось бы рассказать о ловтах, посвященных Мяндашу - оленю-человеку. Сюжеты о превращении людей в животных встречаются в фольклоре разных народов мира (вспомним хотя бы: «Не пей из лужицы, козленочком станешь!» Мальчик не послушал сестрицы и стал козленочком). У саамов Мяндаш - дикий олень, рожденный от самца оленя и женщины (нечто подобное встречается в польских и литовских легендах о Локисе - человеке-медведе).

Рассказывается это так:

«Очень давно жила старуха-нойда (колдунья). Наскучило ей пребывать в человеческом облике. Обернулась она важенкой - самкой дикого оленя. Долго ли она оленем ходила - никто точно не знает. Гуляла она с дикими оленями. И вот настало ей время родить. Перед самыми родами она испугалась: а ну как у нее родится олень? Колдунья опять обратилась в женщину. Однако не помогло - сын родился оленем.

Медная бляха «Мяндаш»

Теленка она кормила своей грудью. Он у нее вырос большой и стал помогать по хозяйству: возил дрова к веже, где она жила. Они друг друга понимали. Когда олень стал взрослым, захотелось ему на волю и он ушел в тундру...»

Связь человека с диким оленем прослеживается в саамском фольклоре достаточно четко. Возможно, некогда существовал запрет охотиться на дикого оленя. Связано ли это было с пережитками тотемизма (представлением о происхождении группы людей от какого-либо животного) или иными верованиями, трудно сказать. Во всяком случае, в устном творчестве саамов фигурируют три существа из животного мира, о браке которых с женщинами часто упоминалось,- это ворон, медведь и дикий олень. Цикл о Мяндаше - наиболее интересный. Как упоминалось ранее, в дальнейшем охота на дикого оленя была широко распространена ввиду малочисленности стада домашних оленей. Однако особое отношение к дикому оленю сохранилось.

Подтверждение этому ученые находят в других видах творчества.

В. В. Чарнолуский исследовал так называемый звериный стиль в произведениях пермских литейщиков, которые относят примерно к концу I - началу II тысячелетия нашей эры. Правда, изображенный на бронзовых бляшках человек имел черты сходства не с оленем, а с лосем, широко распространенным в Прикамье, в районе Коми-Пермяцкого автономного округа. Сопоставление персонажей саамских легенд о Мяндаше с изображениями на пермских литых бляшках представляет несомненный интерес.

Обратимся теперь к другим сторонам духовной культуры саамов.

Древняя история Кольского изучена слабо, в ней много белых пятен. А то, что все-таки удалось найти, до конца еще не осмыслено. К тому же, экспедиций здесь проводилось катастрофически мало. В конце 70-х они вообще перестали сюда приезжать. Причем большинство экспедиций носили не исторический, а геологический характер. Искали не древние артефакты, а месторождения металлов. Тем не менее, есть легенды, которые передаются из уст в уста. Мне удалось услышать и записать несколько из них.

Саамы

Для меня пока сами саамы легенда, я о них много слышала, но пока так и не увидела. Саамская мифология очень похожа на финскую. У них тоже есть сказки (майнс): для детей, о Тале — глупом людоеде, о равках — вурдалаках, о чаклях — карликах. Распространены сказки-легенды о явлениях природы, мифы (ловта), например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, горах и водных объектах.

Два брата

…с точки зрения межпланетной биологии, саамы являются одной из форм внеземных цивилизаций, которая прибыла из солнечной системы Альфа Центавра

Два брата — два каменных сейда-останца, расположенные прямо на берегу моря чуть в стороне от береговой террасы в губе «Земляная» полуострова Рыбачий. Останцы завораживают. Тридцатиметровые каменные изваяния, напоминающие готовящихся к взлету птиц, с вытянутыми шеями и тревожно повернутыми в сторону моря головами. С ними связано множество легенд и преданий.

Саамы считали, что «Два Брата» — это могучие исполины нойды (колдуны) Киипери-Укко и Киипери-Акка, которые 10 тысяч лет тому назад властвовали в этих краях. Они стоят тут в наказание за причиненное ими зло. По саамским верованиям, каменные сейды — это воплощение божеств и духов. Саамы старались их задобрить: приносили жертвы — мясо, сало, кровь оленей или другие угощения. От сейдов необходимо отличать гурии — столбы из камней, поставленные на морских побережьях. Это — навигационные знаки. Любопытно, что саамы, издревле живущие в этих краях, не считают сейдов частью своей культуры. В последнее время даже появилась полуфантастическая версия о принадлежности сейдов к культуре таинственной расы гипербореев.

Легенда саамов о сотворении мира

В начале не было ничего, кроме головы старика. На его темени располагались колодцы. Но так как голова была покрыта шапкой, к воде добраться было невозможно. Однажды гром разорвал шапку. Тогда струи из колодцев поднялись до неба и залили весь мир. Летающая над водой утка нашла травинку среди океана. Постепенно травинка выросла, и вокруг нее начала образовываться земля. Птица положила на травинку пять яиц. Из них возникли растения, источники, рыбы, птицы, звери, и, наконец, — мужчина и женщина. У этой первой человеческой пары родились сын и дочь. Они отправились в разные стороны на поиски супругов. Но первые люди не нашли никого. Они обошли всю землю и встретились вновь. От них и произошел человеческий род.

Легенда острова Аникиев

Одна из легенд рассказывает об Анике-воине, богатыре, который путешествовал по свету и всегда сражался один. По одной версии, однажды он вступил в бой с самой Смертью, но испугался и был побежден ею. По другой версии, его победил монах Печенгского монастыря Амвросий. Согласно легенде, на острове Аникиев, рядом с полуостровом Рыбачий, находится могила этого злого богатыря Аники. Он часто упоминался во многих сказках и притчах, его нередко изображали и на лубочных картинках, текст которых обычно являл собою краткое изложение «Повести о прении живота со смертью».

Самые нелепые мифы о саамах

…что саамов больше нет.
…с точки зрения межпланетной биологии, саамы являются одной из форм внеземных цивилизаций, которая прибыла из солнечной системы Альфа Центавра. Они дошли до такого упадка здесь, на Земле, что обратно улететь не смогли.
…что саамы собираются создать свой Саамский парламент.

Интересные факты

Существует саамская футбольная сборная, которая выиграла чемпионат мира по футболу среди непризнанных сборных в 2006 году.
- Мать Рене Зельвегер имеет саамские корни.
- День саамского народа празднуется 6 февраля.
- В 2008 году был снят фильм «Восстание в Каутокейно», повествующий об одном из трагических эпизодов истории саамов.

СОВЕТСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

Легенда про забытого «Декабриста»

Уже 70 лет остается неразгаданной тайна гибели подводной лодки Д-1, которая до 21 августа 1934 года называлась «Декабрист» и была первой советской североморской подлодкой. Она исчезла из виду сразу двух береговых постов 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе.

С 1997 года стали говорить о том, что каждый новый пробуренный в Кольской сверхглубокой скважине километр принес несчастья нашей стране

В тот роковой для себя день Д-1 заняла назначенный полигон для проведения упражнения курса боевой подготовки. В 13.30 она погрузилась на перископную глубину в семи милях от мыса Выев-Наволок, минут через 15 ее зафиксировали на мысе Шарапов в юго-восточной части полуострова Рыбачий в 1,5 километрах от берега. Затем приборы неожиданно обнаружили движение перископа подлодки, идущей к центру Мотовского залива. Как подводный «Декабрист», следуя курсом строго на запад, быстро «перелетел» в северную часть залива, и зачем вновь всплыл на перископную глубину? Эти вопросы до сих пор остались без ответа.

Упражнение было выполнено успешно, но в назначенное время Д-1 не вышла на связь и не вернулась на базу. Мотовский залив за ночь прочесали от и до. Только на рассвете обнаружили на мысе Шарапов масляное пятно, спасательный круг, мелкие обломки. Так появилось первое, позже принятое за официальную версию, мнение, что подлодка затонула на большой глубине в северной части залива. Но самой большой неожиданностью стала находка в южной части залива: здесь корабельный металлоискатель показал наличие большого металлического объекта. В эту же ночь еще один такой же был обнаружен в двух милях от мыса Выев-Наволок. По непонятным причинам поиски подлодки прекратили.

Подлодку хотели поднять в апреле 1941-го, после окончания зимних штормов, но началась война, и о ней забыли. Снова начать поиски хотели в 1990 году, но вдруг обнаружилось, что вся информация о «Декабристе» таинственно исчезла. Про него вспомнили еще через 10 лет. Назначили поисковые работы на сентябрь 2000-го, но катастрофа «Курска» сорвала эти планы. Не стали искать «Декабриста» и в год 65-летия его гибели. Выяснилось, что сегодня Северный флот, как и в первые послевоенные годы, не имеет технической возможности отыскать Д-1.

Колодец в ад

Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3) — самая глубокая буровая скважина в мире. Она находится в 10 километрах к западу от города Заполярного Мурманской области. Ее глубина составляет 12 262 метра. Примерно с 1997 года со скважиной стали связывать легенду о «дороге в ад». Утверждается, что каждый новый пробуренный в ней километр принес несчастья нашей стране. По этой легенде, в самой толще земли, на глубине 12 тысяч метров, микрофоны ученых записали крики и стоны, а когда буровики вели проходку тринадцатой тысячи метров, распался СССР.

Говорят, что буровики почувствовали ужас — словно из шахты выскочило нечто страшное, невидимое, но от этого еще более пугающее. Их рассказы напечатали финские и шведские газеты — они утверждали, что «русские выпустили демона из ада». Работы по бурению были прекращены — их объяснили недостаточным финансированием.

Накануне войны, под видом немецких геологов, на Кольский полуостров прибыли специалисты оккультной организации Третьего рейха Аненербе . Их целью были местные шаманы .

За этими же шаманами в то время посылал экспедиции спецотдел НКВД СССР. А спустя более чем 70 лет по следам советских и фашистских спецслужб на Кольский полуостров отправилась экспедиция профессора Эрнста Мулдашева .

Целью экспедиции было найти потомков загадочных найдов - колдунов и шаманов маленькой северной народности саами . Это оказалось нелёгкой задачей - большинство найдов были уничтожены в годы сталинских репрессий. Что такого они могли, что стали объектом охоты двух могущественных спецслужб? Как выяснилось в ходе экспедиции, найды обладали редким даром: с помощью короткого громкого крика-заклинания они вводили в состояние мерячения одновременно огромное количество народа.

Мерячение, известное как арктический или северный психоз, превращало человека в послушного робота . В таком состоянии он был готов выполнить любое приказание. Экспедиция изучила районы полуострова, где осталось большое скопление сейдов - камней, похожих на истуканов легендарного о. Пасхи. По легенде, именно с помощью сейдов найды совершали свои колдовские обряды. Самое большое скопление было обнаружено экспедицией на побережье Баренцева моря. По легенде, оттуда «геологи» Аненербе запускали свои летающие тарелки. Для своих опытов они пытались использовать энергию заклинаний, которой обладали колдуны Кольского полуострова.

Участники экспедиции разыскали предполагаемый вход в подземный бункер, который немцы заминировали, чтобы никто не мог добраться до спрятанных там летающих тарелок.


С помощью колдунов Севера военные рассчитывали разработать мощное психотропнное оружие


Победить врага без танков


- Чем же таким сверхъестественным владели нойды?

Эрнст Мулдашев (далее - Э.М.): Ни наш НКВД, ни немецкая «Аненербе» особенно не вникали в секреты саамских нойдов. Зато они знали, что нойды могут зомбировать людей, причём в массовом порядке. На саамском языке это называется «кевве », что является синонимом слова «мерячение», когда люди беспрекословно выполняют любые команды.

Вполне понятно, что могли открыться новые возможности в войне, когда подвластный кому-либо нойд мог бы «замерячить» войска противника. Да, как выяснилось в ходе наших исследований, экспедициям НКВД и «Аненербе» удалось пленить многих нойдов в попытке заставить их работать на себя под угрозой смерти.

Можно поверить, что экспедиция НКВД нашла нойдов, но в то, что это же сделали немцы на нашей территории, верится с трудом…

Э.М.: Мурманский исследователь, член Географического общества РФ Владислав Трощин нашёл документы, из которых явствовало, что Сталин перед войной пускал на наши северные территории немецких геологов, чтобы, после того как они разведают полезные ископаемые, выгнать их и воспользоваться результатами их работы. Но немцы были не столь просты, запуская вместо геологов экспедиции «Аненербе» .

Все попытки и наших энкавэдэшников, и немцев оказались безрезультатными, потому что даже под угрозой смерти нойды отказывались мерячить кого-либо, ссылаясь на то, что это не позволяют им сделать духи. Нойды, на мой взгляд, умеют пользоваться через заклинания силой бестелесного мира. Их секрет в памяти - действующей памяти - о том прошлом, когда умело произнесённое заклинание было основой бытия, когда даже нужно было зазомбировать человека, чтобы он смог выжить, чтобы подступающий холод во время полярной ночи не поглотил его.

Крики-заклинания


- А сохранилась ли техника мерячения в настоящее время?

Э.М.: Да, сохранилась. Но в уродливой форме, называемой арктическим, или северным, психозом, когда человек вдруг начинает повторять какую-либо фразу, хвататься за нож и колоть человека, хватать за волосы, пытаться открутить голову и тому подобное, обнаруживая при этом недюжинную силу.

В ходе опроса местного населения удалось установить, что арктический психоз возникает как результат резкого окрика , который вызывает испуг. Старики рассказали, что в те времена, когда ещё были живы настоящие нойды, они вводили людей в состояние мерячения именно через испуг, неожиданно и громко выкрикивая нужное заклинание. При этом человек как бы сразу «столбенел» и превращался в послушного робота. А сейчас, когда без нойдов знания заклинаний канули в Лету, испуг вызывает чаще всего арктический психоз. Но даже во время психоза человек склонен повторять движения, которые ему показывают.

Нойды имели чуть ли не целую науку по технологии испуга. Они знали, в какое время дня или ночи испугать и какое заклинание надо ввести в пугающий окрик, чтобы добиться разных целей при мерячении. Нойды учили родителей пугать своих детей, чтобы они на некоторое время, став зомби, были послушными и впитывали в себя знания. Путём зомбирования нойды заставляли работать лентяев, «мирили» врагов, наказывали преступников, превращая их в зомби порой пожизненно. Нойды могли вызвать агрессивное мерячение, чтобы люди бесстрашно шли в бой…

Удивительная и необычная «технология испуга» помогала им управлять жизнью саамов. Сами же нойды никому не верили, кроме, как явствует из легенд, чахкли - мифических человекоподобных существ, пришедших из подземного мира, которые и научили их мерячению.


Э.М.: Напомню, что нойды обладали способностью зомбировать людей, или, другими словами, мерячить. В литературе много сведений о том, что мерячение встречается у всех северных народностей, в частности у якутов. Что-то подобное есть в Латинской Америке. Недавно к нам приезжал аргентинец русского происхождения врач Владислав Василенко , который привёз группу больных из этой страны. Услышав мои рассказы о мерячении, он поведал о том, что на севере Аргентины он сам видел целые племена зомбированных людей чангаринес , которые не только послушно выполняли команды местных колдунов макумберос , но и обретали какую-то животную устойчивость к плохим условиям жизни, даже не требуя крыши над головой. У него сложилось впечатление, что макумберос используют некий альтернативный путь адаптации человека к природе - анимализацию , то есть переход к образу жизни, близкому к животному.

Кстати, в животных превращались и колдуны племени саами. Мы сами вначале посчитали, что это досужие байки местного населения. Однако многие из опрошенных людей, имеющих абсолютно здравый рассудок, совершенно серьёзно говорили: «Мой отец мог превращаться в волка » или «Мой дед был оборотнем ». В качестве примера я приведу рассказ одной весьма образованной и умной женщины.

«Мой дед был нойдом очень высокого уровня. Все его уважали. Главной его особенностью было то, что он мог превращаться в волка, а потом опять в человека. В это трудно поверить, но я всё это видела своими глазами, хотя дед всегда старался сделать это скрытно от людей. Однажды я подглядела, как он это делает. Дед совершил необходимый обряд, читая заклинания, после чего разделся догола. Вдруг его тело напряглось и начало становиться прозрачным, пока не исчезло, а на этом месте тут же появилось вначале прозрачное, а потом обычное тело волка. Дед-волк огляделся и побежал в тундру. Меня он не заметил. На следующий день он пришёл в вежу (жилище) и рассказал, что, превратившись в волка, он согнал оленей, которые разбрелись».

Никто из опрошенных на эту тему людей не утверждал, что превращение в волка происходит именно в полнолуние, никто не говорил, что человек-волк очень агрессивен.

- Всё равно это похоже на сказку.

Э.М.: Саами делятся на три рода: саами-олени , саами-тюлени и саами-вороны . Местные знатоки, такие как Н. Е. Афанасьева и Л. П. Авдеева, утверждают, что в те далёкие времена, когда изгоняемый с насиженных мест их народ начал вымирать, нойды решились на перемещение душ животных и птиц в тело человека, чтобы человек, обретя животную силу, мог адаптироваться к суровым условиям. В тундровых саами была перемещена душа оленя, в саами побережья Баренцева моря - душа тюленя, а в лесных саами - душа ворона. При этом нойды просили помощи у подземного мира - туннлант . Практически все легенды и сказки племени говорят об этом, а в местном музее есть изображение того, как женщина рожает оленёнка. Поэтому, если верить легендам, перемещение души волка в человека и превращение его в оборотня выглядит не столь уж фантастическим.

- Вы - врач. С точки зрения медицины такой феномен может иметь хоть какие-либо объяснения?

Э.М.: С точки зрения современной медицины - нет. А вот с точки зрения тибетской медицины, которую я тщательно изучал в ходе экспедиций на Тибет и в Бурятию, - да. По тибетским представлениям основой бытия любого живого существа является бессмертный дух, живущий в теле, которое создаёт душа (состоящая из пяти элементов) в утробе матери или путём материализации. Встречаются описания, что иногда человек может иметь две души - одну свою, человеческую, другую, например, волка. Если такой двудушный человек знает заклинания и ритуалы, он способен менять свои тела, дематериализуя одно и материализуя другое или наоборот.

Современные люди не очень верят в возможность материализации или дематериализации. Зато в Индии существуют целые школы в этом направлении. Наши экспедиционные исследования показали, что, видимо, существует преемственность между телесным и бестелесным мирами, когда каждое телесное существо имеет свой аналог в бестелесном мире, называемом в религиях миром ангелов. Поэтому, кто знает, может быть, саамские нойды-колдуны и в самом деле владели секретами предыдущей цивилизации, жившей в мире заклинаний, добиваясь «феномена оборотня».

- Слово «колдун» ассоциируется с чем-то плохим...

Э.М.: Из трудов Платона и Блаватской явствует, что предыдущая цивилизация атлантов погибла 13 000 лет тому назад из-за того, что они «заколдовали друг друга». Заклинания обладают огромной силой, но в «чистых руках». После этой катастрофы человечество как бы разделилось на две части. Одна, большая часть, перешла на физический образ жизни. Другая, меньшая часть человечества (саами-лопари, индейцы Латинской Америки и другие) осталась верна заклинаниям, отдав свои народы во власть нойдов, шаманов, жрецов и тому подобных людей. При встрече с колдунами у первой части людей (европейцы и другие), возникал естественный страх перед неизвестным. Поэтому колдунов изгоняли в дикие места. Победил физический образ жизни, в основе которого лежит материальный прогресс.

- А сейчас колдуны остались?

Э.М.: Возможно, где-то они есть. Но саамские нойды почти исчезли. Зато остались объекты, через которые они колдовали, - таинственные сейды...

Уникальный отчет всемирно известного ученого профессора и путешественника Эрнст Мулдашева на загадочный Кольский полуостров. Необычные уникальные явления и версии в фактах про данное малоизученное место.

Необычную экспедицию совершил на Кольский полуостров известный путешественник и ученый Эрнст Мулдашев. Что так заинтересовало профессора с мировым именем на Кольском полуострове, и какие открытия он и его команда совершили.

Экспедиция «По следам древних цивилизаций» была одной из редких, проходивших на территории России, — рассказывает Эрнст Мулдашев. — Обычно мы путешествуем за рубежом или маршруты бывают смешанные. Главной нашей целью было — понять феномен зомбирования или «мерячения» людей, который существовал на Кольском полуострове. Эта экспедиция промежуточная перед большой поездкой «По следам Чингсхана». По монгольским легендам, у Чингисхана был девятый фрагмент философского камня, позволяющий зомбировать людей. Но зомбировал он по-доброму — он говорил людям: «Не воюйте, мы все братья, национальный вопрос не принципиален».

На Кольском полуострове зомбированием владели нойды — шаманы народности саами или, по-другому, лопари. Лопари — оленеводы, их осталось немного — около трех тысяч. Интересно, что у них очень светлые голубые, почти белые глаза. Эта народность удивительна тем, что ее целенаправленно изучал спецотдел ВЧК-ОГПУ-НКВД СССР под руководством Глеба Бокия (этот отдел существовал с 1921 по 1938 годы. Официальными его задачами являлись масштабная радио- и радиотехническая разведка, дешифровка телеграмм, разработка шифров, радиоперехват, пеленгация и выявление вражеских шпионских передатчиков на территории СССР. Занимался он и магией во всех ее проявлениях — прим. авт.). Тогда весь мир стремился освоить новые технологии, такие, например, как зомбирование людей. Ведь если уметь зомбировать людей, то выигрыш в любой войне будет обеспечен. На Кольский полуостров была организована поездка спецотдела НКВД. Туда же были организованы две экспедиции немецкой организации «Аненербе» — «Наследие предков» (бюро СС, проводившего исследования от Тибета до Антарктики — прим. авт.) Цель была одна — овладеть техникой зомбирования..

Что же мы нашли на Кольском полуострове? Мы выяснили, что да, феномен «мерячения», действительно, существовал. И существует в той или иной степени до сих пор. Нойды знали и знают заклинание, позволяющее вводить людей в состояние зомби. Более того, это заклинание позволяло выживать саами в суровых условиях Севера — полярная ночь, мороз, ветра. Это заклинание произносилось в виде неожиданного окрика и человек входил в состояние транса — кеввэ. Потом этому человеку показывали — что надо делать, и он повторял показанные движения, например, рубил дрова или мыл посуду. Как выяснилось, это было системой воспитания детей. Вырастали работящие люди. Так же воздействовали и на лентяев, добиваясь, чтобы они работали. Однако было массовое «мерячение» и в других ситуациях, например, во время военных действий — людей ставили в шеренгу, давали ружья, звучал окрик — и все ровными рядами шли вперед, нажимая на курок. Именно эту способность шаманов хотели использовать военные организации. Но военные не понимали, что шаманы — это проводники Бога и их невозможно силой заставить что-либо делать, и смерть им не страшна. Представляете, — восклицает Эрнст Мулдашев, — какое счастье, что во время II Мировой войны битву за зомби никто не выиграл, никто не смог воспользоваться умением шаманов!

Кроме того, — продолжает профессор, — перед началом экспедиции перед нами стоял вопрос о летающих тарелках Гитлера. Мы знали, что где-то в этих краях немцы испытывали летательные аппараты, созданные по так называемым магическим технологиям.

И мы увидели место запуска этих тарелок. Ученый из Мурманска — Владислав Трошин — нашел на берегу Северного ледовитого океана, в местечке Лиинахамари необычные круги. На берегу в этом месте есть не очень высокая горка. Но она имеет три отличительные черты.

Первая — там из любого камня сочится вода. Если камень стесать, то из него будет капать вода. Ни болот, ни ручьев там нет, и откуда в камнях вода — совершенно непонятно.

Вторая — там очень много широких кварцевых жил, которые уходят, как говорят, чуть ли не до ядра Земли.

И третья особенность этой горки — там находятся сейды. Это овальные камни, весом по многу тонн, поставленные на ровном месте необычным образом. Они стоят вопреки законам физики, вроде бы центр тяжести должен перевесить, и камень должен упасть, но он стоит. Их держит какая-то энергия. Сейды на каждом шагу — через пять-десять метров. Кто их поставил так? Неизвестно. Причем, довольно много свежих сейдов. Местные жители говорят, что некоторые появились буквально в прошлом году.

Там находится много немецких артиллерийских батарей. Эта зона была очень укреплена. И на этой горке есть котлован глубиной семь метров, диаметром около 40 метров, вырытый в скальном грунте. И в нем четыре круга разного диаметра из бетона очень хорошего качества. Котлован заполнен водой.

Мы нашли в интернете рассекреченные материалы экспедиции «Аненербе» о магических технологиях. Суть технологий вот в чем: маги, в основном тибетские ламы получали из космоса информацию — что, где и как строить. А в «Аненербе» нашелся талантливый инженер Виктор Шаубергер, который смог по этим технологиям на немецких заводах сделать летающие тарелки. Тарелок было три вида. Различались они по диаметру. И испытывались эти тарелки где-то на берегу Северного ледовитого океана. Двигатель этих тарелок был водным. В центре тарелки была полость, заполненная водой. Вокруг нее был электромагнитный двигатель, который приводил воду в движение, разгоняя ее по кругу. Запускались тарелки также с воды. По бокам бассейна были еще два двигателя, которые разгоняли воду в нем. Но все это работало только после того, как маг прочитает заклинание на воду. Вода с огромной скоростью крутилась в самой тарелке и в котловане. Появлялся водяной вихрь, возникал эффект антигравитации, тарелка взлетала. По описаниям тарелка летала со средней скоростью 21 тысяча километров в час. Самолет преодолевает 800-900 километров.

Судя по этим описаниям, можно сказать, что испытания проходили именно на этой горке, которую мы видели. Воды много, сама подступает. Сейды — это энергетическая система Земли. Кварцевые жилы — проводники энергии. Когда мы проанализировали круги, то все совпало с описаниями экспедиции «Аненербе».

Но во II Мировой войне немцы проиграли. Наши наступали, немцы очень упорно обороняли эту горку, потому что там было оружие будущего, но, увидев, что сопротивление будет сломлено, они отнесли тарелки в бункер и взорвали их. Этому есть даже свидетели из местного населения. И заминировали все вокруг. Наши войска потом засыпали все это землей, чтобы мирное население не взорвалось на этих минах. Если бы разминировать бункер, мы бы нашли эти тарелки, — говорит профессор. — Кстати, в этом поселочке, Лиинахамари, стоит здание «Аненербе».

А потом немцы испугались, что маги — нойды, шаманы, ламы попадут в руки НКВД, и расстреляли их в концлагере Маутхаузен. А создатель тарелок Виктор Шаубергер остался жив. И после войны его пригласили американцы, предложили много денег и попросили снова заняться изготовлением тарелок. Он ответил:

Денег мне не нужно, все схемы у меня в голове, гору с водой и с сейдами, где мы проводили испытания, я могу найти. Но магов-то нет! Они остались в Маутхаузене. А без заклинаний я ничего не смогу сделать.

Кроме исследований, проведенных на этой горе, экспедиция Эрнста Мулдашева побывала на священном саамском озере — Сейдозере, с которым связано много легенд и которое считается одним из предполагаемых мест существования одной из предыдущих земных цивилизаций — гиперборейской. Там под водой есть стены непонятного происхождения. Но поскольку специального оборудования для подводных работ у участников экспедиции не было, да и задач таких не стояло, то ограничились поверхностным исследованием и осмотром окружающих мест.

В планах на будущее у профессора Мулдашева — экспедиции в Румынию и в Монголию — за новыми интересными фактами.