Где находится ледокол красин. История. В США и Великобритании

В апреле я побывал в Питере и полюбовался ледоколом Красин, вот только посетить его не удалось.
Разбирая архивные фотографии, решил более подробно изучить его историю.

Арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов - судно-музей.
Построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайн в Великобритании в 1916 - 1917 году.
В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем "Святогор".
В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина.
15 сентября 1917 года ледокол вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.


2. Ледокол при среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углём имел автономность по топливу около одного месяца. Конструкция британских паровых котлов была рассчитана на использование высококачественного кардиффского угля, что впоследствии затрудняло бункеровку в высоких широтах. Советский кузнецкий уголь не позволял развить полную мощность.

3. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире.
Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск.
Военная служба "Святогора" продолжалась недолго и закончилась в 1918 году — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.
В декабре 1921 года советское адмиралтейство выкупило ледокол у Англии.
В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль "Италия". Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.
На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".

4. Вторая мировая война застала ледокол на Дальнем Востоке. "Красин" был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.
В роли ледокола "Красин" работал до 1972 года.

5. 10 августа 1989 года Морская арктическая геологоразведочная экспедиция передала ледокол "Леонид Красин" на баланс Международного фонда истории науки, судно было отправлено в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея.
Сейчас место стоянки ледокола — набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.
Вот такая интересная история у ледокола "Красин".

6. Рядом со стоянкой ледокола есть интересные корабли.
На противоположной стороне набережной на ремонте стояла подводная лодка.

7. Современные ледоколы.
Линейный дизель-электрический ледокол "Мурманск".

8. Головной ледокол "Владивосток".

9. Раньше многие бредили Арктикой, мечтали открывать новые земли, заниматься наукой, сейчас таких энтузиастов стало меньше.
Работая в школе, я спрашивал учеников, кем они хотят быть, и ни один не ответил - моряком или полярником...

История создания
Первоначальное название ледокола – «Святогор». Построенный по заказу российского правительства в английском городе Ньюкасл, он был приписан в порт Архангельска. Через два года после постройки во время англо-французского наступления в 1918 году, ледокол было решено затопить. Вместе с несколькими другими судами он лег на дно недалеко от устья реки Чижовки, впадающей в Северную Двину. Основная часть команды корабля принимала участие в боях на суше. В память об их подвиге в Архангельске стоит гранитный обелиск.
Англичане смогли поднять корабль, и, с согласия временного правительства, с 1920 года ледокол ходил под английским флагом. Название «Красин» корабль получил в честь Леонида Борисовича Красина, в то время посла и министра внешней торговли. Именно он добился возвращения судна в российский флот.

Спасение экспедиции Умберто Нобиле
В 1928 году ледокол «Красин» стал известен во всем мире. В этом году итальянец изобретатель дирижаблей Умберто Нобиле организовал вторую в своей жизни экспедицию на северный полюс. На обратном пути дирижабль попал в очень плохие погодные условия. Воздушное судно сильно обледенело и упало на лед. Спасательные операции велись полтора месяца. В них были задействованы суда и самолеты разных стран, сотни людей. Наиболее адекватную помощь смог предложить Советский Союз. «Красин» отправился в направлении Шпицбергена, месту, где произошла трагедия. Даже мощнейшему ледоколу было трудно бороться с торосами, 6 июля он остановился во льдах. В этот момент на поиски людей вылетел самолет. Ему удалось обнаружить двоих выживших членов экипажа. Используя улучшение ледовой ситуации, «Красин» вышел им навстречу. 12 июля итальянцы Цаппи и Мариано поднялись на борт. Немного позднее были найдены еще пятеро членов экипажа. Во время проведения спасательной операции ледокол и сам получил повреждения. Для оперативного ремонта он отправился в ближайший норвежский порт. В это время команда получила радиограмму о том, что неподалеку от них терпит бедствие немецкий пароход «Монте Сервантес». Его пассажиры решились на участие в арктическом рейсе, чтобы увидеть легендарный ледокол. Судно столкнулось с айсбергом, и было пробито. Оказав помощь экипажу «Монте Сервантеса», «Красин» достиг Норвегии. После небольшого ремонта ледокол вновь двинулся на север в поисках экспедиции Руаля Амундсена, отправившегося на помощь своему другу и пропавшему во льдах. К сожалению, поиски не увенчались успехом и «Красин» вернулся в Петербург.

Предвоенное время
В 20-е – 30-е годы ледокол обеспечивал судоходство в Белом и Балтийском море. В это время было оценено экономическое значение Северного пути. По нему снабжались провизией лагеря Норильска и Колымы, а обратно вывозили золото и никель.
В 1937 году ледокол «Красин» и еще около 20 судов замерзли во льдах около Таймыра. Пробившись к бухте Кожевникова, около которой находилось месторождения угля, моряки устроили на берегу простейшую шахту. Чтобы спастись, команда корабля на время превратилась в горняков. Уголь на санях перевозили на борт «Красина». Его хватило не только для поддержания жизнедеятельности судна во время вынужденной зимовки, но и для выведения других судов из ледяного плена.
Сталинские репрессии не миновали экипаж «Красина». Были расстреляны руководитель спасательной операции итальянского дирижабля Иосиф Уншлихт и капитан ледокола Рудольф Лазаревич Самойлович. Комиссар Пауль Орас, работавший в экспедиции «Красина» скончался в ссылке.

Новая жизнь ледокола
Во второй половине двадцатого века у ледокола началась новая жизнь. В 1950 году он был переоборудован из ледокола в геологоразведочное судно. С 1972 года «Красин» участвует в исследовании Шпицбергена. В 1976 году выпускается новый дизельно-электрический ледокол «Красин». Во избежание путаницы, ветерану судоходства решили дать новое имя - «Леонид Красин». В 1989 году он был передан в международный фонд истории науки. В 1992 году «Красин» получает статус памятника истории государственного значения.
Первая музейная экспозиция начала свою работу на борту «Красина» в 1995 году. Сейчас здесь ведется активная экскурсионная работа. Посетители музея могут познакомиться с историей ледокола, с морскими законами. Многое на корабле можно потрогать руками. Здесь можно познакомиться с новейшими навигационными приборами и их предшественниками, ощутить строгость корабельной жизни. Самым везучим гостям музея может встретиться привидение ледокола. Оно иногда пугает посетителей экскурсии в машинном отделении.
Еще на «Красине» есть корабельный кот – иногда экскурсантам удается его увидеть. Говорят, что подняли на борт его с проплывавшей мимо льдины несколько лет назад.

Заглянуть в гости к кораблю можно и в виртуальном пространстве. На страничке живого журнала «Кубрик друзей ледокола «Красин» http://community.livejournal.com/krassin_kubrik/profile можно найти информацию о семинарах и конференциях, проходящих в музее, изменениях графика работы, и, конечно, интересные факты из истории мореплавания.

Знаменитая комбинация сигналов азбуки Морзе три точки, три тире, три тире могла вполне стать своеобразным гимном ледокола «Красин ». Он спас тысячи людей с терпящих бедствие судов застрявших во льдах полярных экспедиций. Этому ледоколу также принадлежит роль первооткрывателя Северного Морского пути - основной транспортной артерии советской Арктики. Именно с помощью этого судна были открыты первые нефтяные и газовые месторождения на дне океана.

Дата службы на море легендарного ледокола совпадает с рождением и закатом Советского Союза. Первые удары судового колокола прозвучали на борту в 1917 году, а в 1991 году «Красин » стал на вечную стоянку в Санкт-Петербурге. Основные маршруты ледокола пролегали по Северному Ледовитому океану. С 30-х годов XX века началось активное освоение Северного Морского пути. Ледокол «Красин » дошел до порта Тикси в Якутии, открыв в Арктике движение грузовых судов. Во время Второй мировой войны ледокол совершил кругосветное плавание с бухты Провидения на Чукотке до американского континента, где его оснастили пушками для проводки конвоев. Вернувшись в Европу, ледокол «Красин » отправился вместе с первым военным конвоем из Рейкьявика в Мурманск.

История ледокольного флота началась в середине XIX века. В то время представления географов о северных широтах было весьма приблизительны. Арктические льды являлись непреодолимым препятствием. Русский адмирал Степан Макаров стоял у истоков российского ледокольного флота и считал, что освоение севера возможно только с помощью определенного типа кораблей.

Адмирал Макаров подхватил идею Михаила Бритнева, русского судовладельца, который в 1864 году хотел продлить навигацию в Финском заливе, чтобы перевозить как можно больше своих грузов. Для этого он придумал у обычного буксира срезать острый нос, чтобы он мог наползать на лед и ломать его собственной тяжестью.

Сначала подобные были слишком маломощными для льдов Северного Ледовитого океана. Первый ледокол арктического класса был построен в 1898 году по заказу русского правительства на верфи «Armstrong Whitworth & Co » в Ньюкасле. Когда после первых походов этого ледокола были видны все недостатки, было принято решение построить второй . Так в 1916 году на свет появился более мощный ледокол «Святогор ». Это имя корабль носил первые 10 лет своей службы. Корпус судна имел бочкообразный вид, что сказывалось на удобстве движения во льдах, но крайне осложняло жизнь команде в свободной воде - высокие волны легко заваливали судно на борт, вызывая сильнейшую качку.

ледокол «Святогор»

История русского ледокола «Святогор » началась с того, что его затопили в 1918 году в устье Северной Двины, чтобы предотвратить путь английским военным кораблям. Однако интервенты все равно взяли город Архангельск, а «Святогор » стал трофеем. Корабль подняли со дна и отправили в Англию. Но вскоре благодаря усилиям Леонида Борисовича Красина российского Торгпреда в Англии, ледокол был возвращен в Россию. За него российскому правительству пришлось выложить круглую сумму. Позже судно было переименовано в честь своего спасителя.

ледокол «Красин» на модернизации в Германии

Сейчас пароход выглядит совершенно иначе, чем на заре своей службы. В 1956 году ледокол был отправлен на модернизацию в Германию, после которой от прежнего судна, по сути, осталась только бортовая обшивка, которая в некоторых местах достигает толщины пяти сантиметров. До модернизации в 50-х годах прошлого века на было две трубы высотой около 17 метров для лучшей тяги, но когда на судне были установлены котлы нового образца, необходимость в тяге исчезла. Теперь на пароходе «Красин » всего одна труба высотой 4,5 метра.

ледокол «Красин»

капитанская каюта

на ходовом мостике

на верхней палубе ледокола «Красин»

Многое изменилось и внутри ледокола. Там стало гораздо просторнее. Вместо десяти кубриков на 10-15 человек появились двухместные каюты.

Конечно же, самым комфортабельным местом на борту ледокола считается капитанская каюта. Она состоит из трех блоков: рабочий кабинет, салон и спальня. В кают-компании ледокола находится стол необычной формы - одна его сторона уже другой. Это сделано для того, чтобы все сидящие могли хорошо видеть друг друга.

По соседству каюты капитана находится каюта начальника экспедиции, которая уступает по всем параметрам «капитанской». Начальник самой знаменитой экспедиции на борту ледокола «Красин» был Рудольф Самойлович, который руководил работами по спасению итальянского генерала Нобеля и его команды в 1928 году. Эта операция принесла ледоколу «Красин » мировую славу.

подвиг ледокола «Красин»

Милан 15 апреля 1928 года. Дирижабль «Italia» под командованием известного ученого Умберто Нобиле, отправляется на покорение северного полюса. 23 мая с острова Шпицберген он взял курс на самую северную точку планеты. Через два дня вблизи полюса при полете на большой высоте обледенение в носовой части дирижабля, привело к клину руля высоты и неуправляемое воздушное судно рухнуло на ледовой шельф. В живых остались 9 человек, включая тяжело раненного Нобиле. Из уцелевшего снаряжения пострадавшим удалось найти лишь одежду, немного еды, палатку и коротковолновую радиостанцию.

Спустя две недели после катастрофы дирижабля советский радиолюбитель поймал сигнал бедствия. Вскоре удалось установить координаты пропавшей экспедиции. Однако тяжелые арктические условия не позволяли произвести посадку самолета. Прийти на помощь мог только ледокол, и правительство Италии обратилось за помощью к СССР.

12 июня 1928 года СССР незамедлительно откликнулся на призыв итальянского правительства о помощи. Специально созданная комиссия подробно изучив обстановку приняло решение направить в район бедствия Краснознаменный ледокол «Красин » - гордость советского флота. Начальником спасательной экспедиции был назначен профессор Самойлович, капитаном ледокола тогда был опытный судоводитель Эгге. На борт был погружен трех моторный «юнкерс» для ведения воздушной разведки.

16 июня 1928 года советский ледокол «Красин » вступил в полосу сплошных льдов. Неожиданно ухудшилась погода. Туман был такой, что с ходового мостика не было видно носа корабля, но ледокол продолжал идти на предельно малой скорости.

1 июля 1928 года ледокол «Красин » вошел в район арктических льдов, толщина которых достигала свыше 1 метра. Борясь с торосами, пароход уверено продвигался к полюсу, однако капитан был обеспокоен, из-за медленного продвижения увеличился расход угля и продовольствия. Он переживал - ресурсы нужно рассчитать так, чтобы самим не остаться в Арктике.

10 июля 1928 года летчик Чухновский вылетел на воздушную разведку и обнаружил покинувших лагерь бедствия полярников. Но только команда обрадовалась, случилось непоправимое - «юнкерс» попал в снежную бурю и разбился. Сам летчик остался жив, но предстояло решить, кому идти на помощь. Чухновский передал по радиостанции, чтобы сначала спасли итальянцев и только после этого он скажет свои координаты. У спасателей не оставалось выбора, и они продолжили поиски обломков дирижабля.

12 июля 1928 года ледокол «Красин » поднял на борт двоих вышедших из группы, которые были в очень плохом состоянии. Позже экипажу судна удалось снять с льдины Чухновского, который был даже не ранен. На все это ушло много времени, и капитан боялся, что не успеет на помощь остальным.

Наконец, 12 июля 1928 года ледокол «Красин » нашел палатку. Люди месяц пробыли на льдине. Практически все находились на грани смерти, с множеством обморожений и травм, полученных еще при падении дирижабля. Когда весь мир уже потерял надежду ледокол «Красин » вырвал из ледового плена всех участников экспедиции генерала Нобиле.

Подняв на борт всех спасенных итальянских полярников, советский ледокол лег на обратный курс, а радостная новость мгновенно облетела весь мир. Но 4 октября ледокол принял еще один сигнал бедствия. Немецкий пароход «Monte Cenvartes» столкнулся с айсбергом, который пропорол левый борт. Капитан Эгге понимал, что если ему не помочь это будет второй « ». Несмотря на сломанный винт и работающие на пределе машины он приказал идти на помощь. Спасая других экипаж советского ледокола не жалел ни себя, ни свой ледокол. Чтобы заделать пробоину лайнера капитан приказал вырвать из палубы машинного отделения железные листы настила, чтобы заделать пробоину на круизном пароходе. В результате ледокол «Красин » одержал еще одну победу.

С успехом завершив свою экспедицию по спасению Нобиле, ледокол «Красин » стал своеобразным брендом СССР. Весь мир, следивший за этой арктической эпопеей, признал, что «Красин » сыграл в ней решающую роль. На родине ледокол ждал настоящий прием.

Пятого октября 1928 года пробыв почти четыре месяца в экспедиции, героический пароход прибыл в Ленинград, где его ожидала торжественная встреча. На набережной собралось около 200 тысяч человек и когда «Красин » в сопровождении эскорта кораблей вошел в Неву, даже портовые краны склонились в почтении. Так ледокол приветствовали рабочие Адмиралтейства.

В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции - все это требовало развитие морского транспорта, способного справляться с суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по освоению русского севера.Именно по этой причине в России появляется ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного флота "Ермак" и "Святогор" были самыми мощными кораблями этого класса в мире."Святогор", который позже будет переименован в "Красин", усовершенствует конструкцию первого российского ледокола "Ермак" и на несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.За почти 70 лет своей трудовой деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал - затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны; проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.А в 1980-м году ледокол "Красин", став на вечную стоянку в Ленинграде, становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день...

Ледокол "Красин" при постройке носил имя "Святогор". К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола "Ермак" становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ. Однако в начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый ледокол "Святогор" строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые машины. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.Всего на постройку, ходовые испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола понадобилось... чуть больше года.Это в начале XX века.

Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол "Святогор" решают... затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои функции, но уже под английским флагом.

В 1921 году "Святогор" выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь Леонида Красина

В 1928 году ледокол "Красин" становится всемирно известным - в тот год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившего катастрофу дирижабля "Италия". В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины - "Италия". Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил Северный полюс и "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек. К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и недоброжелатель Нобиле, Руал Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью, спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола "Красин". В память о той спасательной экспедиции, на ледоколе "Красин" хранится часть оболочки дирижабля "Италия" Умберто Нобиле

С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом - высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя ледокол. Однако, Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу Главсевморпути. Во время войны ледокол "Красин" осуществлял неоднократную проводку конвоев с военным грузами по северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведен благодаря ледоколу стал конвой PQ-15 - самый крупный из всех конвоев за время войны. В его состав было включено 26 транспортов.

После войны «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола - набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

Ходовой мостик ледокола. Отсюда происходило управление кораблем во время всех его многочисленных морских походов.

Машинный телеграф

Главный компас, расположенный на ходовом мостике

Средства связи на ходовом мостике. Многочисленные телефоны дополняют классические переговорные трубки

Спускаемсч в нижние помещения, расположенные на нижних палубах

Штурманская рубка

Здесь идет прокладка курса и вносятся записи в судовой журнал

Радиоприемник...

И более ранние их предшественники

Со слов экскурсовода, это интересное устройство использовалось для указания курса кораблоя и расписения вахт для неграмотных матросов, которые не умели читать

«Красин» — легендарное судно, пережившее войну, долгую дорогу эмиграции, и даже гибель. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Сегодня ледокол — легенда русского флота пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта и является филиалом Калининградского музея Мирового океана.

Все, что нужно знать об одном из самых мощных ледоколов в мире.

В начале прошлого столетия Россия признавалась лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Предпосылкой для появления ледокольного флота послужили обширные торговые пути, а также огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями. В течение почти половины XX века первенцами ледокольного флота были судна «Ермак» и «Святогор». В мире по мощности им не было равных.

«Святогор», который впоследствии был переименован в «Красин», за семь десятков лет успел затонуть, восстать с морского дна, пережить страшную войну и спасти людей, потерпевших авиакатастрофу. Лишь в конце 1980-х ледокол причалил к набережной Ленинграда, где, на правах ветерана, начал ждать на своем борту детские экскурсии и толпы туристов.

Родом из Англии

В начале XX века для работ в Арктике стране не хватало единственного на тот момент ледокола «Ермак», хотя он и не имел себе равных по мощи и силе. Балтийский флот поднимал вопрос о закладке судна еще в 1911 году, но дело застопорилось на пять лет.

Россия вернулась к проблеме лишь в январе 1916 года. Контракт на строительство ледокола с тремя винтами, мощностью 10 тысяч лошадиных сил и водоизмещением более 10 тысяч тонн был заключен с фирмой «Сэр Армстронг, Витворт и Ко» из Англии. Специалисты из Ньюкасла ранее работали над проектом «Ермака».

Приход «Ермака» в Кронштадт.

Англичане справились с постройкой судна довольно быстро. Треть массы корпуса зарубежная фирма собрала к маю 1916 года, а 3 августа корабль уже спустили на воду и достраивали его в Мидлсбро. Во время тестовых испытаний было выявлено, что судно не слушается руля, но эти неполадки были устранены. 15 сентября 1917 года «Святогор» полностью достроили и включили во флотилию Северного Ледовитого океана. Ледокол привезли в порт Архангельска, где он должен был служить очень долго.

Утонул на службе

События, разыгравшиеся в России в 1918 году, непосредственно коснулись «Святогора». Летом начался период англо-французской интервенции. Иностранные корабли подошли к Архангельску, где служил ледокол. Было решено преградить путь кораблям интервентов, чтобы они не смогли войти в город. Для этого было решено принести судно в жертву. «Святогор» должен был «погибнуть» в устье Северной Двины. Впрочем, затопить судно нормально не сумели. «Святогор» посадили на мель так, что над водной поверхностью виднелись и 16 метровые трубы, и большая часть корпуса.

Жертвы были напрасными – английские войска вошли в Архангельск. Спустя несколько дней они смогли поднять ледокол со дна Северной Двины, а затем, не оформляя вовсе никаких бумаг, забрали его к себе. «Святогор» с 1920 года ходил под английским флагом.

Возвращение в Россию

В ноябре 1919 года Россия не смогла справиться с бедой в северных морях без мощнейшего на тот момент ледокола, который работал в Англии. Осенью ледокольный пароход «Соловей Будимирович» шел к Канину Носу, чтобы купить для голодающих жителей Архангельска мяса у ненцев. В итоге судно было затерто во льдах и вынесено в Карское море. 85 человек четыре месяца не могли получить помощи. Большевистскому руководству пришлось обращаться к англичанам, которые год назад увели «Святогор», чтобы прорваться через льды к терпевшим бедствие людям. Ледокол, взятый в аренду, свою миссию выполнил и вернулся в Англию еще на два года.

Новое имя

Все время, пока ледокол служил у иностранцев, большевистское руководство вело переговоры по возвращению судна назад. Сдвинуть дело с мертвой точки удалось дипломату Леониду Красину. Торговый представитель Великобритании в 1921 году работал над подписанием советско-британского торгового договора, который ознаменовал поворот в развитии дипломатических отношений со странами Запада. Одновременно с этим дипломат договорился о возвращении Англией уведенного в 1918 году ледокола «Святогор», естественно, не бесплатно – российская сторона заплатила приличную сумму.

Леонид Красин ушел из жизни в 1926 году, а год спустя возвращенное им судно назвали его фамилией. Под этим именем ледоколу было суждено совершить еще несколько подвигов.

Спасение экипажа дирижабля «Италия»

В начале XX века дирижаблестроение заняло особое место в истории воздухоплавания. Дирижабли, как и ледоколы, начали сооружать непосредственно для того, чтобы покорять арктические просторы.

Дирижабль «Норге», созданный итальянским инженером Умберто Нобиле, в 1926 году через всю Центральную Арктику перелетел к Северному полюсу. Руководителем той экспедиции был Руал Амундсен. Почти сразу после этого между ним и Нобиле произошел разлад. Вражда двух выдающихся людей побудила Нобиле повторить полет, организовав свою собственную экспедицию без участия Амундсена. Для этих целей был построен новый дирижабль – «Италия», прототипом для которого послужил «Норге». Экспедиция состояла из 16 человек. По замыслу Нобиле, группа исследователей должна была высадиться на 90-й параллели и провести там опыты. Тем самым итальянец хотел победить в споре с Амундсеном.

11 мая 1928 года дирижабль «Италия» вылетел со Шпицбергена, пролетел над полюсом и приземлился на Аляске. А вот на обратном пути случилась катастрофа. Связь с «Италией» потеряли 25 мая.

Позднее выяснилось, что на дирижабле произошла утечка газа в 100 км от и он начал терять высоту. Воздушное судно с силой ударилось о ледяную поверхность. От удара погиб моторист. Шесть человек пропали без вести. Еще 10 участников экспедиции, включая Нобиле, оказались в ледяном плену. Через девять дней с помощью радиостанции потерпевшие крушение люди случайно смогли передать сигнал о помощи, который поймал радиолюбитель.

Мир узнал о трагедии и на помощь в числе 18 кораблей и 21 самолета направился «Красин». 12 июля, пробив льды, судно смогло спасти большую часть экспедиции, чуть было не сгинувшую во льдах после крушения «Италии». Стоит отметить, что в ходе спасательной экспедиции разбился самолет «Латам-47», на котором летел тот самый Руал Амундсен, с кем враждовал Нобиле. В дальнейшем итальянец признается, что Амундсен смог победить его.

«Красин» же после участия в спасательной экспедиции стал известен во всем мире.

Участник Второй мировой

Вторая мировая война застала советский ледокол на Дальнем Востоке. Для несения службы ему нужно было перейти через два океана – Тихий и Атлантический – а также Панамский канал. «Красин» успел к началу навигации в западной секции Арктики.

С начала военных действий ледоколы стали военными судами, которые вынуждены были обеспечивать проводку конвоев в ледовых условиях. Немецко-фашистское командование сулило высокие награды тем, кто выведет из строя ледоколы противника, но советские войска конвойные операции дезорганизовать так и не дали. Сам же «Красин» провел неоднократную проводку конвоев с важнейшими грузами по северному морскому пути.

Почетная стоянка

В роли же ледокола судно работало до 1970-х, а до этого успело пройти ремонт в ГДР, немного сменив облик. Далее пришлось уступить место более современным кораблям. До передачи в Ленинград «Красин» работал уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.

В конце 1980-х годов ледокол «Красин», знатно потрудившийся в Арктике, перешел под опеку Всесоюзного общества «Знание» и отправился в Ленинград для продолжения службы в роли корабля-музея на набережной Лейтенанта Шмидта.

Тезка из Финляндии

Еще один ледокол «Красин» был построен в Финляндии в 1976 году. Он был призван заменить состарившегося предшественника, а сам по себе представлял подобие атомного ледокола «Ленин». Судно было уже куда мощнее первого «Красина» (36 000 л.с.). Взяв себе гордое имя, ледокол 1976 года успел поучаствовать в спасательной операции в Охотском море в 2011 году, когда там застряли около 600 рыбаков.