Дорога троллей в норвегии как добраться. Ожившие мифы: Лестница троллей в Норвегии. История создания Дороги троллей

Из статьи вы узнаете, что такое Тролльстиген, чем знаменита удивительная «трасса» и как добраться к Дороге троллей в Норвегии.

«Лестница троллей» (или как говорится в некоторых источниках «Дорога троллей») — популярная туристическая дорога и одно из самых запоминающихся и посещаемых мест в Норвегии. Сами норвежцы называют ее Тролльстиген. Протянувшись среди величественных гор Бископ, Конген, Дроннинген, в регионе Вестланн, узкий серпантин, состоящий из 11 резких поворотов, является ответвлением национальной дороги RV63.

Дорога троллей на карте Норвегии

Официальный адрес: 6300 Åndalsnes, Норвегия

Тролльстиген - немного истории

Строительство дороги Тролльстиген длилось 8 лет, и было начато по приказу короля Хокона VII. План прокладки маршрута через горы был разработан инженером Нильсом Ховденаку. И хотя уже к 1913 году дорога была завершена, у него появились еще более грандиозные планы, согласно которым автомобильная дорога должна была соединять долины Валльдален и Румсдален, поэтому обустройство решили продолжить.

И-за короткого лета, камнепадов и снежных лавин работы затянулись. Открыли «Лестницу троллей» в июле 1936 года, и с тех пор этот извилистый горный серпантин, поднимающийся на высоту в 858 метров, является важным туристическим маршрутом, привлекающим множество путешественников.

Лестница троллей - как добраться

Национальная дорога Тролльстиген, соединяющая норвежские города Валлдал и Ондалснес, протянулась от озера Лангватне, которое располагается в горах Стрюнефьелль, до самого моста Согге в губернии Румсдал. Если начинать поездку из Осло, то нужно следовать по трассе E136 через долину Румсдаль до города Ондалснес. Отсюда можно сесть на туристический автобус, ведущий прямо к «Лестнице троллей». Если же путешествие начинается с севера, например, из Тронхейма, то нужно доехать до Ондалснеса, свернуть на трассу RV63, которая приведет к мосту Согге.

Существует еще несколько вариантов маршрута, но все так или иначе ведут к городу Ондалснес, который является отправной точкой в поездке по «Дороге троллей». Ехать по ней приятнее на автомобиле, но путешествовать можно и на рейсовом автобусе.

Видео: туристический автобус на Дороге троллей

Удивительная съемка, сделанная со смотровой площадки Тролльстигена. Лайфхак для всех водителей туристических автобусов на Лестнице троллей (и для пассажиров заодно):

Подобно многим дорогам в Норвегии, «Лестница троллей» является гармоничным сочетанием природы и инженерной мысли. Отправляясь по ней в путешествие по красивейшим норвежским ландшафтам, невольно вспоминаются живописные пейзажи, описанные в легендарном романе Дж. Р. Р. Толкина. Высокие горные массивы, окутанные туманом, долины, поросшие буйной зеленью, причудливые каменные глыбы на каждом шагу, хрустальные водопады, шум которых слышен издалека и, конечно же, тропа, уходящая вдаль.

Вот такая она, Лестница троллей! (Тролльстиген, Норвегия)

Несколько интересных фактов о «Лестнице троллей»:

  • В некоторых местах Дорога троллей проходит под уклоном в 9% , что еще больше подчеркивает ее уникальность.
  • Как и многие горные трассы, Тролльстиген имеет очень узкие участки, ширина которых не превышает 3,3 метра . В таких местах запрещается проезжать на транспортном средстве, длиной более 12,4 метров. Большинство туристических автобусов «вписываются» в этот лимит. Но развлечение, прямо скажем, не для впечатлительных. Очень страшно - местами 😉
  • Всего у Тролльстиген 11 серпантинных поворотов , а потому путешествие по ней оказывается еще и довольно затяжным;
  • Из-за суровых погодных условий региона Вестланн Лестницу троллей закрывают в октябре . Побывать здесь, как правило, можно уже в мае, но даты открытия и закрытия Тролльстиген зависят от снежного покрова в горах.
  • Вдоль всей дороги для удобства туристов установлены специальные , где можно припарковать автомобиль и насладиться окрестными видами. Панорама Тролльстигена - еще один повод побывать здесь.

Приятным пунктом путешествия станет пикник, который можно устроить в зоне отдыха - они оборудованы в нескольких местах Лестницы троллей. Вот так норвежцы заботятся о туристах 🙂

Как выглядит туристический центр Тролльстигена?

На территории турцентра есть кафе Trollstigen Kafe, где можно перекусить, если у вас нет запасов еды для экспресс-пикника на Лестнице троллей. Вкусно и не слишком дорого!

Как делаются все эти панорамные снимки на Лестнице троллей?

А вот так! Лестница к смотровой площадке Тролльстигена

Норвегия удивляет и поражает обилием разнообразных природных достопримечательностей: фьорды и водопады, горные озера и стремительные реки, причудливой формы горы со снежными шапками на вершинах и ярко-зеленые долины сменяют друг друга. Но, наверно, как бы вы не составили свой маршрут, он обязательно пройдет через одну из самых популярных и часто посещаемых достопримечательностей этой страны – Trollstigen, Лестницу (или Дорогу) Троллей. Рассказывает Марина Петренко:

Кто такие тролли?

В Норвегии много географических названий так или иначе связанных со сверхъестественными существами из скандинавской мифологии троллями: Дорога Троллей (Trollstigen), горный массив Стена Троллей (Trollveggen), гора Колпак Тролля (Trollhetta), есть даже шуточный дорожный знак «Острожно, тролли!»

Как правило, тролли — это такие уродцы, отличающиеся большущим носом. Они могут быть и совсем маленькими, и огромными. Это горные духи, рождающиеся из скал и превращающиеся на солнце в камень.

Во время путешествия вы обязательно встретите больших и маленьких каменных и деревянных троллей. Фигурки троллей, футболки с их изображением, магниты – главный сувенир, который туристы привозят из Норвегии.

Как появилась дорога-достопримечательность?

Дорогу Троллей, конечно же, построили не эти мифологические существа, а люди. Но это такое невероятное чудо инженерного искусства, что с трудом верится, что человек мог создать эту трассу без вмешательства сверхъестественных сил.

Лестницей Троллей называется одна из 18 национальных туристических дорог Норвегии, являющаяся частью автодороги № 63. Она соединяет два населенных пункта Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall), расположенные по разные стороны протяженного горного массива. Технический проект трассы разрабатывал дорожный инженер Нильс Ховденак (Nils Hovdenak ). Строилась дорога в течение 8 лет и была торжественно открыта королем Норвегии Хоконом VII в 1936 году. Местные жители попросили короля дать новой автотрассе название, после чего она и была названа «Лестница Троллей».

На карте дорога выглядит вот так:

Она представляет собой 11 языков серпантина с крутыми поворотами, мостами через бурные речки, в том числе мостом, под который падает 180-метровый водопад (Stigfossen ).

На подъеме в некоторых местах наклон дороги составляет до 12%, а ширина не превышает 3,3 метра. Имеется даже ограничение на длину транспортного средства. Если учесть, что сразу за дорогой практически без обочины начинается пропасть, достигающая в некоторых местах до 200 метров глубины, а предохранителями-ограничителями являются лишь невысокие природные камни вдоль дороги, то можно представить, какие острые ощущения испытываешь во время езды по этой дороге.

Как ехать?

Сразу хочу обрадовать, что парковки у начала и конца дороги Троллей, смотровые площадки и проезд по самой дороге бесплатны. По Дороге Троллей можно проехать в двух направлениях и какое выбрать, решать вам.

Если Вы направляетесь к этой дороге со стороны Гейрангера или Олесунна, то дорога № 63, вьющаяся между заснеженных гор, сама по себе будет невероятно красива.

Периодически вдоль дороги попадаются маленькие пирамидки Троллей, сложенные туристами из камней.

Дорога приведет вас к большой у современного туристического центра с сувенирными магазинами, кафе, туалетом.

За парковкой расположен красивый ступенчатый искусственный водоем с чистейшей водой.

От него проложена дорожка к смотровой площадке, нависающей над пропастью.

Тут самое высокое место дороги Троллей (858 метров над уровнем моря) и сразу несколько , с которых открывается просто головокружительный вид на долину и петляющую по склонам горного хребта дорогу.

Причем сверху видно ее всю и вы имеете возможность сначала полюбоваться пейзажем и понять, что вам вскоре предстоит преодолеть, а потом уже проехать по дороге Троллей.

Если же вы направляетесь к дороге Троллей со стороны автомагистрали Е136 (Осло или Ондалснес), то вы окажетесь в самой нижней точке дороги Троллей и, как ни удивительно, тоже увидите ее всю, а потом преодолеете ее на подъеме. Нам показался более логичным первый вариант, но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Когда ехать?

Дорога Е136 в районе Лестницы Троллей не круглогодичная. Гарантированно она открыта в три летних месяца. Время открытия и закрытия дороги каждый год варьируется в зависимости от погоды и высоты снежного покрова. Прежде чем ехать, советую посмотреть актуальное состояние дороги . Здесь же имеется статистика по годам, которая несомненно пригодится при планировании путешествия.

Вас может поджидать и вторая неприятность, которую, к сожалению, нельзя предсказать заранее. Погода в Норвегии капризна и переменчива, часты дожди и туманы, низкая облачность. В такую погоду на дорогу Троллей лучше не ехать просто потому, что вы почти ничего не увидите и уж точно не получите тех ярких и острых ощущений, как при хорошей ясной погоде. Могу посоветовать предварительно посмотреть почасовой прогноз погоды в районе дороги Троллей на норвежском погодном сайте .

Ну а про саму дорогу можно дополнительно почитать .

Что еще посмотреть рядом?

Если вы едете к дороге Троллей по 63 дороге со стороны Гейрангера, не пожалейте времени и остановитесь в интересном местечке Гудбрандсювет (Gudbrandsjuvet). Большая бесплатная находится прямо у трассы.

Гудбрансювет

Гудбрандсювет – это небольшое очень узкое ущелье, порядка 5 метров в ширину и 20 в глубину, через которое протекает горная речка Валдола.

Сложно произносимое для русского человека название Гудбрандсювет это место получило в начале XVI века. Согласно старинным преданиям норвежский юноша по имени Гудбранд за свои проделки был объявлен вне закона и вынужден был бежать от своих преследователей. Его невеста согласилась пуститься в бега вместе с ним. Спаслись они, перепрыгнув через очень глубокий овраг в самом узком месте, и поселились в маленькой хижине в долине у реки. С тех пор место это с оврагом стало называться Гудбрандсювет. а долина, где жили беглецы, и по сей день называется Гудбрандсдален.

Бурная речка образовала в мягких горных породах вымоины и причудливые изгибы, а люди обустроили над ущельем металлические мостки и смотровые площадки, с которых открываются красивые виды.

Вода в речке ярко-голубого цвета в окружении белого кружева пены и яркой зелени склонов ущелья смотрится просто изумительно. Около ущелья имеется кафе с полностью стеклянной стеной, обращенной к ущелью, и небольшой сувенирный магазин.

Стена Троллей

Еще одна природная достопримечательность ожидает вас уже после преодоления дороги Троллей на пути к автомагистрали Е136. Это Стена Троллей (Trollveggen) – вертикальная отвесная скала протяженностью более километра и высотой 1795 метров. Она считается самой большой вертикальной скалой Европы и входит в список «Big Wall» самых сложных горных стен в мире для покорения альпинистами.

Но вот только не каждому эта стена показывается во всей красе. Нам повезло с дорогой Троллей, а вот Стена Троллей оказалась спрятанной за низкими облаками.

Ну что же, мы не в обиде. Будет повод еще раз вернуться в Норвегию.

Загадочна и прекрасна страна Норвегия, богата на красивые пейзажи. Потому тут и водится масса туристов каждый год. Величественные горы и зеленые долины, шумные водопады и горделивые фьорды – вот то, что привлекает сюда людей со всех уголков планеты. Мы тоже не удержались и рванули из своего уголка к красотам Норвегии.








Почему Лестница троллей одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии?

Чуть ли не самым посещаемым местом страны является один небольшой участок трассы RV63, называемый в народе Тропа троллей, а в переводе с норвежского языка Лестница троллей. Что может быть столь привлекательного в обычной автомобильной дороге? Вот и у нас взыграло любопытство, и мы отправились в путешествие, чтобы своими глазами увидеть и оценить всю необычность этой достопримечательности.

Это был первый пункт в нашем списке Must Do, но еще за первый день пребывания в Норвегии мы собирались прокатиться по Гейрангер фьорду и посмотреть на него с высоты обзорной площадки Далснибба. Поэтому выезд из нашего маленького, но очень уютного домика был намечен на 8 утра, а всего за день нам необходимо было преодолеть более 300 км, из которых некоторые участки пришлось преодолевать вплавь.


Найти норвежскую лестницу троллей на карте несложно, она расположена между двумя городами, имеющими названия Валлдал и Ондалснес. Это одно из самых живописных мест, встречающихся не только в Норвегии, но и на всей планете. Да-да! А все потому, что в Норвегии тропа троллей крутым серпантином спускается с живописных гор в не менее чудесную долину и имеет свои неповторимые прелести. Передать те ощущения, которые получаешь стоя на смотровой площадке, на высоте в почти 900 метров просто нереально. Да и где, как ни здесь, искать следы присутствия мифических и загадочных троллей?


На пути к Лестнице троллей устали делать фото красот Норвегии

Лестница Троллей насчитывает 11 крутых поворотов, а некоторые участки настолько узкие, что проехать может только одна машина. Однако по всей длине трассы есть достаточное количество небольших карманов, чтобы одна машина, заехав в него, могла пропустить другую во встречном направлении. Часто этими карманами пользуются еще и для небольшой остановки, чтобы сделать несколько красивых фото на этапе «восхождения» по Лестнице троллей. Мы тоже не могли удержаться, и почти в каждом крупном кармане останавливались и выходили сделать пару снимков. Машин в тот день было не так много, поэтому места хватало всем, и никто сложностей своими остановками не создавал. Зато пестрящих красками пейзажей столько, что приходилось загонять друг друга в машину, чтобы продолжить путь.





Поднявшись по трассе наверх, нас ждали достаточно вместительная парковка, туалеты, кафе и сувенирная лавка. Почти вся продукция лавки была украшена изображениями веселых троллей, а цены, конечно же, были норвежскими, что и остановило нас от безудержных трат. А так хотелось купить всего тролльского и побольше. Очень понравилось, что в Норвегии чуть ли не возле каждого места скопления туристов оборудованы столы и лавки – зачем платить огромные деньги в кафе и ресторанах, если можно самостоятельно организовать трапезу на фоне умопомрачительных видов.





Виды, которые нам открылись, были настолько потрясающими, что мы еще долго просто стояли и любовались, не в силах пошевелиться. А какие фотографии получаются, вот он настоящий природный фотошоп.



Дорога открыта для проезда лишь в теплое время года – приблизительно с мая по октябрь, а экскурсионные автобусы ходят по ней круглосуточно с середины мая по конец августа. Зимой тут не менее красиво, однако существует немалая угроза схождения лавины или камнепада. Возможно, у троллей в этот период проходят какие-то праздники, отголосками которых и есть эти камнепадные неприятности. Поэтому, лишь из соображения безопасности, в это время года дорогу закрывают. В мае на верхней смотровой площадке нередко еще лежит снег, однако туда уже можно попасть.

Впечатляющая красота природы никого не оставит равнодушным, а потрясающие водопады и чистейшая вода так и манят к своим берегам. Мы не удержались и попробовали воду из ручья: чистая вкусная и прохладная, а главное – бесплатно, а не доллар за литр. Хочется остаться тут на несколько дней и отдохнуть от городской суеты.

Отравляемся дальше в горы по тропам троллей

Лестница троллей – это не только шоссе, тут есть и пешеходные тропы. Для любителей экстрима предусмотрена крутая тропа, по которой можно забраться наверх или спуститься вниз при помощи каната. Какие же прекрасные виды открываются с вершины для тех, кто рискнул подняться. Я не рискнула, и теперь жалею. Хорошо, что в нашей семье я одна такая несмелая.

Муж с друзьями отправились дальше и выше в горы по тропам троллей. Самый страшный и опасный участок, как оказалось, в самом начале. Отрезок длинной метра 4 прямо по отвесной скале надо преодолевать, прижавшись и держась за поручень. На этом все – испытания закончились.

Повсюду на склонах можно видеть пирамидки из камней. Раньше их складывали для того, чтобы не потеряться в горах и найти обратный путь. Теперь в век GPS составить пирамидку — это как бросить монетку.

Далее можно спокойно прогуливаться, так как уклоны не крутые. Кстати, если кто-то сомневается в своих силах и боится горного хайкинга, отбросьте сомнения в сторону! Чистый горный воздух оказывает удивительное воздействие на организм человека, и усталость не будет Вас тревожить по крайней мере до возвращения назад.







Впереди, после смотровых площадок, нас ждал самый крутой участок пути – орлиная дорога. Отдельное название у этого участка имеется потому, что повороты здесь наиболее крутые и опасные, а орлиной она названа из-за большого количества орлов, летающих в данной местности. В награду за отважность дорога ведет к безумно красивому Гейрангер фьорду, но это уже совсем другая история.

Лестница тролей. Вид со смотровой площадки.

Координаты : 62°28′ с. ш. 7°40′ в. д.  /  62.466667° с. ш. 7.666667° в. д. (G) (O) 62.466667 , 7.666667 Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen , в русских источниках также распространено название Дорога троллей ) - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии . Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).

Описание

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал . Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов , высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра , поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году , подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон .

Как добраться

Расстояние

  • Осло -Ондалснес 480 км
  • Отта-Ондалснес 140 км
  • Домбос-Ондалснес 105 км

Причудливая нитка асфальта с крутыми поворотами в западной Норвегии и есть известная во всем мире Дорога троллей (Лестница троллей). Даже в современное время дорога, построенная в 1936 году, считается эталоном инженерного мастерства.

Из истории.
С 16 века в Румсдалене функционировала ярмарка. Она же вследствие и послужила толчком в постройке пути в Валльдален. Уже в 1891 г. от Веблунгснеса проложили первые восемь километров дорожного полотна. В это же время уездные власти Грюттен и Нордаль составили обращение к амтману, где говорилось о помощи в разработке плана постройки дороги через горный массив. Обращение было принято, и в 1894 году инженер Нильсон Ховденаку обследовал окрестности предполагаемой дороги и сообщил о том, что путь необходимо прокладывать до Стигфьелльрёр от Эвстестёля. Связывал он это с потенциалом трансформации дороги в автомобильное шоссе. Тем не менее, данный дорожный участок Стиген обходился весьма затратно, но он был пригоден для тропки, где свободно могли передвигаться лошади и люди. Директор Крагского ведомства не верил в вероятность постройки дороги для автомобилей, но в году 1896 другие исследователи подтвердили это. В дальнейшее время инженер сделал многое для воплощения своей задумки в реальность. Его упорство принесло свои результаты, и бюджет государства выделил внушительную сумму на строительство.

Уже с 1905 года началось строительство дорожного полотна и в 1913 году было полностью завершено. Но Ховденак не мог остановиться на достигнутом, и продолжал грезить о прокладке дороги для автомобилей, начиная с Валльдалена до самого Румсдалена. Он также упоминал о том, что данная дорога станет туристическим маршрутом, поскольку местный пейзаж поражает своей красотой. Он составил новый план, а также смету на строительство и в 1916 году власти дали на это добро. Укладка знаменитой дороги закончилась в 1936 году.

Примечательно, что серпантин дороги видно полностью снизу доверху. Петли серпантина насчитывают 11, а перепад высот достигает 12%. При подъеме, на середине пути, располагается мост, проложенный над водопадом Стигфоссен . Высота водопада составляет 180 метров.

На вершине располагается парковка, весьма внушительная по размерам, а также обилие сувенирных магазинов. Всего в паре минут пешего хода от парковки находится обзорная площадка, откуда открывается впечатляющий вид на водопад и дорожный серпантин.

Стоит отметить, что ширина дороги в самой широкой части не более 3,3 метров, что делает невозможным проезд машин, у которых длина более 12,4 метров.

Осенью и зимой здесь запрещен проезд, открытие данного участка зачастую приходится на конец весны. В 2005 году норвежскими властями были осуществлены починочные работы. Направлены данные работы, прежде всего, на защиту автомобилистов от камнепадов.

Выше дороги проложен туристический маршрут для пеших туристов. На более опасных участках установлены крепкие цепочные дорожки. Наверху тропы есть небольшая и своеобразная смотровая площадка. Если пройти в самый угол этой площадки, то можно очутиться у края сказочного пейзажа, а также насладиться самым полным и живописным видом на Лестницу троллей.