Арабские путешественники на Великом шелковом пути (IX-X в.в.). Какие территории исследовали арабские путешественники? Средневековые арабские путешественники презентация

В эпоху Средневековья (5-15 века) география успешно развивалась по всем направлениям на Арабском Востоке, в Индии, Китае. Большую роль в развитии географии сыграли не только учёные и путешественники, но и купцы, становившиеся открывателями новых земель.

Арабский Восток

В результате завоевательных походов арабов в 7 веке возникло огромное государство - Арабский халифат. Помимо , оно включало территории , Ирана, Палестины, Пиренейского полуострова и некоторые другие. В результате культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов сложилась особая арабская культура. В 8-9 веках на арабский язык были переведены многие труды учёных Древнего мира, в том числе древнегреческие, персидские, индийские. Это способствовало развитию математики, астрономии, химии, медицины и географии.

Арабы были великолепными мореплавателями, они прекрасно по звездам и , составляли довольно точные . Сведения о странах содержали не только описание, но и точное местоположение городов и других важных объектов.

Арабские путешествия

Активно занимаясь торговлей, арабы проложили древние караванные пути через и открыли её южный край, назвав его Сахель («берег пустыни»). Опытные мореходы, они ещё в 9 веке вдоль восточных берегов Африки достигали острова Мадагаскар, вдоль южных берегов Азии - Индии и Китая. Преградой для арабских путешественников стал лишь Атлантический океан, если не считать плаваний к .

Самым известным из арабских путешественников считается Абу Абдаллах Ибн Баттута. В 14 веке он объехал и исследовал почти все страны Азии и Северной Африки, пересёк Сахару. Итогом его путешествий стал большой труд, в котором подробно описаны города и страны, представлены сведения о .

Освоение Азии

В Азии географическое познание новых территорий шло морским и сухопутным путём. По суше из Индии и Китая двигались буддийские монахи, купцы и путешественники. Их путь лежал через пустыни Центральной Азии, Тибет и . Странствуя по разным районам Азии, они собирали географические сведения о природе и народах увиденных стран. Большую роль в освоении обширных пространств Азии сыграли скотоводы кочевники.

Освоение Азии морским путём привело к заселению Больших и Малых . Начиная с 10 века китайские суда (джонки) подходили Калимантан, Ява, Суматра. Китай устанавил широкие торговые связи с и .

В 14-15 веках для торговли со странами Востока русские использовали путь по , затем по , а далее по суше в Персию и Индию. Именно этим путём отправился в Индию в 1468 году тверской купец Афанасий . Он первым из европейцев подробно описал эту страну в своих путевых записках «Хождение за три моря».

Европа

В начале Средневековья в Европе наблюдался упадок научных знаний, что отразилось и на развитии географии. Однако к середине Средних веков географический кругозор расширился. Происходило повторное знакомство европейцев с далёкими , освоение северных районов Европы и Северной , западных берегов Африки.

Состояние географии

Накопленные цивилизациями Древнего мира географические знания в средневековой Европе были забыты. Путешествия чаще всего носили случайный характер, а главными путешественниками стали паломники к святым местам. Географические представления расширились во время Крестовых походов (11-13 века). Это были военные походы европейцев на с целью освобождения от мусульман Святой земли (Палестины) и Гроба Господня в . Крестоносцы плыли в Палестину вдоль берегов Южной и Юго-Восточной Европы, уточняя на картах очертания островов и заливов Средиземного моря.

Походы викингов

С конца 8 века большую роль в открытии и освоении новых земель играли викинги - жители Скандинавского полуострова. В русских летописях викингов называют варягами, а в европейских источниках - норманнами («северными людьми»). Главными занятиями викингов были рыбный промысел, торговля, а нередко и морской разбой. На своих надёжных судах - дракарах они совершали морские походы как под парусом, так и на вёслах.

Варяги плавали по , которое на Руси называли Варяжским. Их путь в Византию проходил через Финский залив, затем по рекам и волокам в Чёрное и Средиземное моря. Этот путь в русских летописях называют путём «из варяг в греки». Викинги были в Англии и , ходили в через Гибралтарский пролив. В 9 веке они поселились на острове , в 10 веке достигли берегов и островов у восточного побережья Северной Америки.

Путешествия Марко Поло

В 12-13 веках расширялись торговые связи между и азиатскими государствами. Путешествия в дальние страны для купцов стали регулярными, хотя и были небезопасны. Это способствовало накоплению географических знаний. Венецианский купец Марко Поло первым из европейцев побывал в Китае, а также в других странах Азии. Вернувшись на родину, он издал «Книгу о разнообразии мира».

Книга Марко Поло содержит описания природы и жизни населения неизвестных в то время европейцам стран. В ней приводятся подробные сведения о Китае, Персии, Индии, Японии, об островах Ява и Суматра и других богатейших территориях. Европейцы впервые узнали о бумажных деньгах, саговой пальме, горючих «чёрных камнях» (каменном угле) и, главное, о районах, где выращивали пряности, ценившиеся на вес золота. В течение нескольких веков книга Марко Поло пользовалась огромным успехом, в том числе у таких великих мореплавателей, как , Магеллан.

Португальские мореплаватели

В 15 веке могущественной морской державой стала . Для путешествий в дальние страны португальцы вывели на морские просторы новый тип парусников - трёхмачтовые каравеллы. Они могли легко двигаться не только при боковом, но и при встречном ветре. Вдохновителем и организатором морских путешествий был принц Португалии Энрике. Он получил прозвище Мореплаватель, хотя сам редко выходил в море. Энрике задумал грандиозное географическое - достичь морским путём Индии. В 1434-1460 годах в поисках такого пути организованные им многочисленные экспедиции отправлялись к островам центральной части . Продолжалось освоение португальцами Африки. В стране была создана обсерватория, открыта мореходная школа. Португалия, а затем и долго были главными центрами мореплавания и мореходной науки в Европе.

Арабские путешественники на Великом шелковом пути (IX-X в.в.)

Джуманалиев Т.Д., кандидат исторических наук, доцент КГНУ.

Возникновение ислама, а затем последовавшие арабские завоевания на Западе и на Востоке, привели к образованию арабского халифата. Однако завоевания продолжались на северо-востоке в первой четверти VIIIв., где были присоединены Мавераннахр и ряд других сопредельных областей. С ростом и укреплением халифата в VIII-IX.в.в. возник ряд государственных задач, особенно в финансово-налоговой системе. Конечно, арабы могли заимствовать хозяйственно-финансовую систему покоренных народов, в принципе они взяли за основу, но изменившиеся условия требовали и вновь проверенных точных сведений о распределении провинций, заселенных пунктов, о продуктах земледелия и промышленности, о размере обложений натуральных и денежных.

Кроме того, централизованная система управления требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения.

Интересы государства, будучи мировой державой своего времени, не позволяли ему ограничиваться знанием только своей территории; необходимо было иметь точное представление о других, в первую очередь о соседях и предполагаемом противнике. И война и мир этому содействовали: сведения доставляли и посольства, и пленники, возвращавшиеся на родину.

Путешествия с первых веков халифата приобрели очень оживленный характер. Как известно, одним из требований ислама было паломничество в Мекку, обязательное раз в жизни для мусульманина при наличии известного достатка и свободных путей сообщения. Поэтому существования последних имела религиозную сторону, а также торговля сухопутными маршрутами, не только объединяла самые отдаленные области халифата, но выходила далеко за пределы его, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. Короче, и религия, и торговля расширяли масштабы путешествия; тому же содействовала и система образования, которая рассматривала путешествия в поисках науки завершением круга учения и считалась обязательным.

До IX в. у арабов отсутствовало самостоятельное географическое произведение, но в девятом веке начинается знакомство с географическими трудами Птолемея как Альмагеста и География в переводах сирийских авторов и другими произведениями древних греков. Одновременно, подвергая их обработке, и завершается оформления научной и описательной географии арабов. Основное значение арабской географической литературы заключалась на новых фактах, сведениях сообщаемых ею особо не вдаваясь в теорию. Арабы, в своих географических описаниях, охватили всю Европу за исключением крайнего севера, южную половину Азии, Северную Африку, берега Восточной Африки. Арабы дали полное описание всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных пространств и пустынь, с указанием сферы распространения культурных растений, мест нахождения полезных ископаемых. Их интересовали не только физико-географические или климатические условия, но в такой же мере быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения. Сведения их не были ограничены областями халифата и значительно выходили за пределы известного грекам мира. Последние плохо знали страны к востоку от Каспийского моря, не имели почти никакого представления о восточном береге Азии к северу от Индокитая. Арабы же сообщают сведения о пути по суше к верховьям Иртыша и Енисея, о морском береге Азии вплоть до Кореи.

Таким образом, вышеотмеченные объективные и субъективные факторы дали толчок возникновению собственно арабской географической литературы, которая оставила глубокий след и, в последующем, оказала влияние на европейскую географическую науку.

Как выше отметили, арабы в географических описаниях не ограничивались пределами халифата, они продолжали свои путешествия на северо-восток и юго-восток, где находились исторические области, как Мавераннахр, Семиречье и Восточный Туркестан и вышли на торговые пути существовавших уже несколько столетий до прихода арабов.

Арабские путешественники в своих географических описаниях дали подробную картину городов и поселений, их жителей, местностей и ряд других ценнейших сведений, которые были расположены на Великом шелковом пути и тем самым они внесли весомый вклад в изучение истории и культуры народов Центральной Азии в эпоху средневековья. Благодаря сообщениям арабских путешественников нам известно о существовании средневековых городов и поселений, названия племен и местностей, маршруты торговых путей, в известной степени дают некоторые сведения хозяйственной и религиозной жизни жителей этого региона.

Для арабских географов IX-X в.в. характерно давать описание только мусульманским странам, поскольку нет необходимости в описании страны безбожников. В то время Таласская долина и западная часть нынешней Ошской долины до г. Узгена входили в область ислама. В Центральной Азии караванная торговля переживала своеобразный торговый бум, поскольку основные ветви шелкового пути проходили через территории данного региона.

Сведения арабских авторов IX-X в.в. позволяют с большей или меньшей точностью восстановить для рассматриваемого периода отрезок Великого шелкового пути со всеми его ответвлениями, проходивший через Центральную Азию. Основная трасса этого отрезка начиналась в Багдаде - столице Аббасидского халифата - крупнейшем центре культуры и торговли всего мусульманского Востока, связанном с многочисленными странами мира.

Естественно, торговые связи с другими государствами зависели от интенсивности межгосударственных отношений, а также от стабильности в регионах расположенных на торговом пути.

В указанный период Центральная Азия переживала своеобразный торговый бум, связанный с развитием городов, ремесла и торговли, предметом торговли были самые разнообразные товары, привозимые из разных стран, которые пользовались огромным спросом на среднеазиатских рынках, в частности ткани, ювелирные украшения и металлические изделия и т.д. К числу товаров вывозившихся из Центральной Азии следует отнести ферганских лошадей, кожу, меха, изделия из стекла, драгоценности, ковры, сельскохозяйственные культуры и т.д., которые также пользовались большим спросом на рынках других стран.

Несомненно и другое, что арабские путешественники ходили только по самым удобным, хорошо известным караванным путям, где можно было получить (или купить) все необходимое для дальнейшего путешествия. Это свидетельствует о том, что маршруты исследования совпадают с уже ранее существовавшим торговым путям.

Среди арабских путешественников следует выделить ибн Хардадбеха, Кудама ибн Джафара, Ибн ал- Факиха, ал - Мукаддаси, ал-Истахри, которые дали свои географические описания северной ветви Великого шелкового пути. В свою очередь северная ветвь состояла из двух основных ответвлений: Южной и Северной. Судя по описаниям арабских путешественников, они сумели пройти оба ответвления, кроме того, дать характеристику этим маршрутам. Согласно их описанию, арабские путешественники двигались от Багдада через северную Месопотамию, попадали в Иран, а затем по персидскому участку шли к северо-востоку, в область Хорасан, где начинался собственно центрально-азиатский участок. В качестве ворот в Центральную Азию служил г. Мерв (ныне Мары, Туркмения), последний имел важное политическое и торговое значение в IX-X в.в. От Мерва путешественники направлялись в Амулю (ныне Чаржоу, Туркмения) далее в Бухару, оттуда в Самарканд. Расстояние между этими городами арабы указали, и они занимают от 36 до 39 фарсахов (1 фарсах - 6-7 км.). Причем ибн-Хардадбех, Кудама ибн Джафар и ибн ал- Факих дают разные расстояния между этими городами и эта разница составляет от 3 до 5 фарсахов. При установлении их современного эквивалента необходимо учитывать разницу между дорожным и картографическим расстоянием, разницу между древним и современным расстоянием. Дело в том, что путешественники стремились к выпрямлению и упрочению путей, если географический рельеф позволял это сделать, и открывали новые пути или их участки и ряд других моментов. Это можно заметить при дальнейшем описании маршрутов арабских путешественников.

Далее путешественники двигались от Самарканда к Замину (Узбекистан), здесь торговый путь разделялся на ветви, это, так называемая, Ферганская (южная) и Шашская (тюркская). По В.В. Бартольду этот путь разделялся в Сабате. От Замина дорога шла к г. Ахсикету (ныне руины Иски-ахсы, Узбекистан). По мнению О.К. Караева, что между этими городами от южной дороги отходило (еще) четыре ветви: две селении Сабата, третья в г. Ходженте, а четвертая в г. Ахсикете. Эти дороги соединяли между собой мусульманские области с районами Центральной Азии. Далее путь следовал от г. Ахсикета через Куба в Ош, а затем в Узген. Этот путь для караванной торговли был удобен и проходил по степи. От Узгена путь лежал через высокие горные проходы по Кудама ибн Джафара ал-Акаба, где автор отмечает, что дорога очень крутая и труднопроходимая, с подъемами и спусками и оттуда можно попасть в г. Атбаш. О.К. Караев дает пояснение, что арабское слово Ал-Акаба означает - горный проход, горная дорога, крутой подъем. По Махмуду Кашгарскому этот горный проход называется Качук Арт и он находился между Узгеном и Кашгаром. По мнению А.Н. Бернштама, этот горный проход, о котором упоминает Кудама ибн Джафар, находился не в районе Арпа, а долине реки Ала-Бука.

От Акаба дорога вела через долину Кара-Коюн в средневековый г. Атбаш (ныне развалины Кошой-Коргон). По данным археологии г. Атбаш в VIII-XII в.в. являлся ставкой тюркских каганов.

О.К. Караев ссылаясь на сообщения Кудама ибн Джафара соединяет дорогу Атбаш- Верхний Барскан, и она проходила через кочкорскую и иссык-кульскую долины. У В.В. Бартольда этот путь не указан.

Очевидно, Южная дорога играла второстепенную роль, поскольку этот путь менее освещен у арабских географов, за исключением Кудама ибн Джафара.

Что касается тюркской или шашской дороги, Северной ветви Великого шелкового пути, как называли арабские путешественники, то она начиналась у г. Замина, оттуда путь лежал к реке Тюрк (совр. Чирчик) и далее г. Шаш (г. Ташкент). Согласно арабским писателям р. Тюрк рассматривалась как граница между мусульманскими областями и страной тюрков или неверных. От г. Шаш дорога вела в Исфиджаб (Чимкент), оттуда в Тараз. Все указанные арабскими путешественниками расстояния между городами и селениями почти совпадают с современными и поэтому у нас нет повода не доверять авторам.

От г. Тараза северный путь проходил через селения Уч-Булак и Кулан (ст. Луговая), этот участок упоминает ибн Хардадбех и ал-Мукаддаси, что в Кулане была соборная мечеть и укрепление.

Северная дорога от с. Кулан до с. Аспара (с. Чалдовар), проходила по территории современного Кыргызстана через многочисленные селения Чуйской долины в г. Невакет (Кеминь). На этом участке, по сообщениям арабских географов, находились многочисленные города и селения Мерке, Аспара, Нускет, Харанджуван, Сарыг, Джуль, Кирмираб и Невакет (с. Орловка), ныне все вышеперечисленные города и селения в развалинах.

Северная дорога от г. Невакета вела через г. Суяб (ныне с. Шабдан) в Верхний Барскан, последний находился на юго-восточном берегу Иссык-Куля, далее путь лежал через перевал Сан - Таш в районе Каркары в Восточный Туркестан.

По мнению О. Караева, в районе Верхнего Барскана соединяются северные и южные торговые дороги.

В долине Талас и Чу, северная дорога разделялась на пять ветвей, проходивших непосредственно по территории современного Кыргызстана.

Первая (Чаткальская) ветвь северного пути начиналась у г. Тараза и шла через перевал Кара-Бура и долину Чаткала в Фергану. О долине Чаткал сообщают мусульманские географы X в. Ибн Хаукал, ал-Мухаддаси и автор анонимного сочинения Худуд ал-алам и ее городе Ардаланкет.

Вторая ветвь северной дороги начиналась также у г. Тараз и проходила через территории Кыргызстана и вела в Верхний Барскан через долины Таласа и Суусамыра.

Третья (илйская) ветвь начиналась в районе Харран (с. Ак-Су). По мнению А.Н. Бернштама, этот путь проходил через брод Тайкечу на р. Чу, Курдайский перевал, в районе Алма-Аты.

Четвертая ветвь северной дороги связана с г. Джулем (развалины Чала- Казак). В.В. Бартольд писал на основе письменных источников IX-X в.в., что этот путь проходил от Джуля через Тараз и соединялся с дорогой из Ахсикета.

Последняя, пятая ветвь начиналась в г. Невакет и шла по Боомскому ущелью к берегам Иссык-Куля, где соединялась с южной дорогой. Хотя А. Бернштам отрицает существование этой торговой линии, ссылаясь на то, что Боомское ущелье лишено каких-либо следов былых обжитых пунктов.

Таким образом, возникновение, а затем расцвет арабской географической науки были связаны с рядом факторов, прежде всего с образованием арабского халифата и распространением ислама, а также освоение греческой географической науки арабами, и ее творческие достижения. Кроме того, арабы одновременно все достижения в области науки связывали с нуждами и интересами государства и финансово-хозяйственной системы.

Итак, арабские географы ибн- Хардадбех, Кудама ибн-Джафар, ал-Истахри и др., дали в своих трудах географическое описание северной ветви Великого шелкового пути, в которых отметили существование городов и поселений в IX-X в.в. на территории Кыргызстана. Можно сказать, судя по сообщениям арабских географов, что северная ветвь торгового пути занимало особое место, как и все другие ветви Великого шелкового пути. Более того, путешественники указали маршруты дорог и местностей, расстояния между ними, без которых невозможно было бы восстановить пути движений караванной торговли. Несомненно, что оседлое и кочевое населения принимали активное участие в международной торговле, это подчеркивают арабские географы. Кроме того, благодаря сообщениям этих путешественников, мы знаем, что на территории Кыргызстана, в то время бурно развивались городская цивилизация, ремесло и торговля, и занимало значительное место в их хозяйственной жизни.

Список литературы

Еще более широк был географический кругозор арабов, по­явившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ «человека путешествующего ста­новится популярным в восточной литературе, С VII в. арабские племена, прожинавшие на Аравийском полуострове, обрели но­вую религию - мусульманство. Основатель новой религии Мохаммед (ок. 570-632 гг.) вынужден был бежать из Мекки в соседний город Медину. Это событие - хиджра (по-арабски «пе­реселение») состоялось 16 июня 622 г. Эта дата станет началом новой эры, и от нее идет мусульман­ское летосчисление. После смерти пророка руководители мусульман­ских общин получают титул халиф, т.е. «заместитель», «наместник».

Первыми халифами были бли­жайшие сподвижники Мохаммеда, которые завершили объедине­ние Аравии, заложив основы ги­гантской империи арабов Хали­фата. География военных походов арабов простиралась практически по всему Средиземноморью охватывая африканское побережье и территорию Западной Евро­пы. Завоевание Испании в 714 г. маврами привело к усилению влияния арабской культуры.

Не только завоевательные походы, но и развитие торговли связано с арабским Востоком. В IX-Х вв. арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Север­ной Африки и средиземноморского побережья. Корабли араб­ских торговцев плавали по всем морям Европы по Красному морю и Индийскому океану. Из арабских путешественников по Передней Азии наиболее известны Сулейман из Басры (V)II в.), который совершил путешествие в Китай, посетив Цейлон и Суматру, Андамановы и Никобарские острова. На его записках описано много удивительных приключений на море и островах, населенных каннибалами.

В Х-XI вв. путешественники значительно расширили географию странствий. Арабский писатель Ибн Даста, жив­ший в Персии, совершил длительное путешествие, в результа­те которого появилась историко-географическая энциклопе­дия своего времени «Книга драгоценных сокровищ», содер­жавшая интересные сведения о стране восточных славян.

Из наиболее известных арабских путешественников Х в. можно назвать аль-Масуди из Багдада, оставившего о своем путешествии книги "Золотые пояса и россыпи драгоценно­стей» и «Сообщения и наблюдения», в которых он описал все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Северную и Восточную Африку. Много путешествовал хорезмский ученый Бируни (924-1048 гг.), обобщивший собранные им материалы об индийской культуре в своем и «Каноне Масуда».

Путешествия были столь распространенным явлением, что великий врач, уроженец небольшого селения близ Бухары Абу Али Ибн Сина (ок. 980- 1037 гг,), которого европейцы называли Авиценной, в своем «Медицинском каноне» посвятил специаль­ную главу режиму путешествующих. В этом трактате семь параграфов, где выдающийся целитель дает рекомендации по режиму питания, профилактике здоровья и оказанию помощи путешественникам в paзных климатических зонах, а также со­веты для путешествующих по морю.

В XII в. знаменитый арабский путешественник аль-Идриси был приглашен сицилийским королем в Палермо для составле­ния географических карт. В 1154 г. появились его кни­га «Географические развлечения», в которой помимо страноведческих сведений совершалась проверка идеи Птоломея. Более того, итогом его многолетней работы стали карты мира, круго­вая и прямоугольная, на 70 листах.

Несомненно, самым известным арабским путешественни­ком считается Абу Абдаллаха Ибн Баттута из Танжера (Ма­рокко), который в XIV в. побывал почти но всех странах тог­дашней Азии. познакомился е северным побережьем афри­канского материка и долиной Нила. Во времена второго путе­шествия он пересек Сахару в разных направлениях. В даль­нейших своих путешествия Ибн Баттута посетил Крым, побы­вал в низовьях Волги, посетил Среднюю Адию. Несколько-пет прожил в Индии, далее он прошел через Индостан на юг, посе­тил Мальдивские острова, Цейлон и морем прибыл в Китай. Пройдя по суше и по морю в общем счете болеe 130 тыс. км, вернулся домой и продиктовал книгу под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», более известную как «Путешествия Ибн Батуты». Книга о его 25-летних путешествиях, содержавшая большой истори­ческий, географический и этнографический материал, была переведена на несколько европейских языков и стала ценным пособием по средневековому страноведению.

Завоевательные походы арабов, развитие торговли приво­дят к быстрому распространению мусульманства. Всем мусу­льманам предписывается, по крайней мере, раз в жизни совер­шить паломничество в Мекку - священный для всех предста­вителей этой религии город. Начиная с тех времен и поныне в Мекку устремляются потоки мусульманских паломников. Главная цель паломничества в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы и прикоснуться к черному камню. Кааба находится на святом месте - Аль-Харрам, который ныне представляет собой самый большой храм под открытым небом. Вторым по значению священным городом для мусуль­ман является Медина, пли Город пророка, в котором находит­ся могила пророка Мохаммеда.

Священные для мусульман места есть и в древнем Иеруса­лиме. Это город, в котором был пророк Мохаммед во время своего легендарного ночного путешествия из Мекки в отдален­ные мечети. В Мусульманском квартале расположен Харам-эш-Шериф (священный двор) со святынями ислама. Это знаменитые мечети Омара иАль-Акса, Мечеть Скалы была по­строена в 691 г, по велению халифа Омара, отсюда ее второе на­звание. Через два года на месте христианской базилики была Сооружена мечеть Аль-Акса, в северном крыле которой нахо­дится место – Маком Азиз, где, по преданию, пророк Мохам­мед вознесся на небо из Иерусалима.

9.4. Иерусалим – центр паломничества

В Иерусалим стекаются паломники разных вероисповеда­ний. История города насчитывает 4 тысячи лет. На этом месте царем Давидом была создана столица его государства. В Х в. до н.э. царь Соломон, сын Давида, построил здесь Первый храм, развалины стены которого - Стена Плача – с V в. являются местом паломничество представителей иудаизма. В VI в. до н. э. был построен Второй храм. Красоту этого величествен­ного сооружения описал древний историк Иосиф Флавии, который сравнил его со сверкающей горной вершиной. Второй храм был разрушен в I в. н.э. но время Иудейской воины. Пре­доставить великолепие этого сооружен и я можно по точной мо­дели Второго храма, которая была создана в 60-е гг. XX в. в масштабе 1:50 и ныне демонстрируется на территории одного из отелей. Для евреев Иерусалим - это Земля Обето­ванная. Здесь и поныне находится Еврейский кварталсо знаменитыми синагогами.

Земли древней Палестины являются священным местом для поклонения христиан всего мира. Первое, куда устремляется поток паломников, - это Вифлеем, небольшой город, в котором родился Иисус. Паломники устремляются на поклонение святым местам в Вифлееме, городе, где родился Иисус Христос и где в 325 г. над несколькими пещерами была построена базилика, а позднее, во времена правления импера­тора Юстиниана в VI в. возведен храм Рождества Христова, находящийся в самом центре города. Большое число священ­ных для христиан мест находится в самом Иерусалиме, городе, ставшем местом казни и воскресения Иисуса Христа. В IV в. византийский император Константин повелел воздвигнуть на руинах римского языческого храма храм Гроба Господня, ибо на этом месте, по преданию, был распят, погребен и затем воскрес Иисус Христос. Поклонение Гробу Господнему составляет важнейшую цель паломничества христиан. Христианские верующие стараются пройти по стопам Иисуса Христа на Голгофу. Этим путем пилигримы следуют с IV в. н.э.

Этот город на протяжении своей истории неоднократно подвергался нападениям и войсками вавилонского царя Наву­ходоносора, и мусульманскими завоевателями, в эпоху средневековья из Европы сюда устремлялись армии крестоносцев.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

История путешествий и туризма как наука

Введение в настоящее время ждет формирование комплексной науки объединяющей достижения различных исследований сферы туризма специалистами из области..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как наука
1.1. Научное творчество – часть истории культуры Вступая на путь исследования истории путешествий и ту­ризма, нам надо помнить, что само научное творчество

Культуры
В ранней истории человеческой культуры были эпохи Ве­ликих переселений, когда, гонимые холодом и голодом, а не­редко под натиском вражеских орд, целые народы вынужден­но покидали об

Цели и задачи изучения истории путешествий и туризма
История – это наша культурная память. Она запечатлевается в фольклоре, фиксируется в летописях, оседает документами в архивах; библиотеках, превращается в научные труды историков. Многое в необъятн

Правовой статус основных понятий
Туризм представляет собой сферу практической деятель­ности людей, которая регулируется соответствующими зако­нами. Вот почему для специалистов в области туризма важно знать не только точные научные

Периодизация истории путешествий и туризма
Задача каждого историка культуры не просто описать че­реду событий, а найти закономерности, обусловливающие ход исторического процесса, выделить основные этапы или периоды, по которым шло развития

Цивилизации и великие исторические реки
Одной из теоретических проблем науки о туризме служит, выявление роли путешествий и туризма как формы межкуль­турных коммуникации, Путешествие – это поиск путей сообщения. Стремлен

В истории мировой культуры
4.1. Путешествия – источник для развития науки История путешествий самым тесным образом связана с ис­торией культуры не только характером н

Свидетельство культурной диффузии
Вокруг концепции культурной диффузии долго не утихали теоретические споры. За проверку идеи пространственного перемещения культур брались не только кабинетные ученые, но и путешественники. Самый из

Культурный или познавательный туризм
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наи­более сильных побудительн

Интереса
Важными переменными, влияющими на привлекательность ту­ристского направления для различных групп и категорий ту­ристов, являются его культурные и социальные характеристи­ки. Наибольший интер

Природного наследия в туризме
Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, ко

Путешествия древних египтян
Развитию межкультурных коммуникаций и расширению географии путешествий способствовала и культура Древнего Египта. Считается, что человек освоил водные просторы более 6000 лет назад, бороздя реки на

Финикийские мореходы
В IV–II тыс. до н.э. на восточном побережье Средиземного моря обитали семитские племена. В Ветхом завете эта терри­тория, включавшая Финикии, Палестины, Иордании и Сирии, именуется

Традиционное общество
Япония на пути модернизации. Эпиграф: Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа это безусловно конец истории, а Азия ее начало. Гегель. Философия

Путешествия в период харапской культуры
По территории огромного полуострова протекает немало рек, но одной из них суждено было дать имя целой стране, рас­положенной в бассейне этой реки. Древние индийцы называ­ли эту реку Синдху, пирсы –

Древнекитайские путешественники
Во II тыс. до н.э. на территории Северного Китая образова­лось первое государство. Сами китайцы имели несколько ва­риантов названия своей страны, хотя чаще всего использова­лись име

Торговые пути Древней и Средневековой Азии
То, что мы привыкли называть Великим шелковым путем, на самом деле сеть дорог, больших и малых караванных троп, созданных в разное время и по разным поводам. Сквозное объединение этих коммуникаций

У истоков системы гостеприимства
В обычаях ризных народов было широко распространено гостеприимство, которое обеспечивало покровительство пут­никам и выступало формой защиты их личности и имущества. Традиции гостеприимства у разны

Бани в Древней Греции и Риме
Большой популярностью среди горожан пользовались бани, которые постепенно превращались в общественные уч­реждения. Древние греки любили посещать бани после физи­ческой работы. Начиная с микенского

Карты и путеводители древности
Обширные размеры Римской империи, желание увидеть иные земли порождало потребность в специальных картах. Сохранились карты дорог с указателем расстояний и морских путей. Эт

Паломничество как культурный феномен
С падением в vb. римской империи закончилась целая эпо­ха, которая дала миру величайшие достижения. Развитие ма­териальной культуры обеспечило достаточно высокий уро­вень комфорта в городах, доволь

Паломничество в мировых религиях
Начиная с IV в. н.э., в Китае широкое распространение по­лучает буддизм, который стал проникать сюда из Индии. В этом направлении устремился поток монахов-миссионеров, которых двигало желание посет

История крестовых походов
В 1000 год - год начала нового тысячелетия - священники предвещали конец погрязшего в грехах мира. Тысячи верую­щих в панике собирались в церквах, ожидая прихода всадни­ков Апокалипсиса. Но мир не

Географические представления в эпоху Возрождения
Эпоха великих географических открытий была подготов­лена изменениями, которые произошли в европейском обще­стве и в науке того времени. Географические представления Клавдия Птолемея, изложенные им

Причина заокеанской экспансии Испании
Эпоха великихгеографических открытий на­чалась при наличии определенных социально-политических, экономических и научно-технических предпосылок. Планы достижения стран Востока вынашивали многие госу

Христофор Колумб и его проект
Эпоху великих географических открытий уче­ные делят на два периода: 1. Испано-португальский период длился с конца XV до XVI вв. В это время было сделано открытие Америки, португал

Историческая ошибка
Новый континент, открытый в результате плавания Хрис­тофора Колумба, не был назван Колумбиец как того, казалось, требовала историческая справедливость. Эту часть света окре­стили Америкой в честь д

Тайны американских индейцев
Колумб был уверен, что открыл Восточную Азию. Лишь экспедиции Америго Веспуччи и Фердинанда Магеллана убе­дили евроиен цен, что ноту сторону Атлантического океана ле­жит новый таинственный мир.

Поиски и географические открытия
12.1. Васко да Гама: морской путь в Индию найден Мореплаватели настойчиво искали пути к богатствам Ин­дии, делая все новые географические открытия. Открытие Ко­лумба вызва

Кругосветное путешествие Магеллана
Испанцы и португальцы продолжили обследование нового континента. В результате были открыты Бразилия, Флорида, Юкатан, Куба и обследованы берега Мексиканского залива и многочисленные острова.

Пиратские экспедиции
История мореплавания полна не только известиями о вели­ких и малых открытиях, но со второй половине XVI века, кро­ме заморских экспедиций, снаряжавшихся правительствами для завоевания новых земель

Развитие картографии в России
Развивающаяся русская картографии с самого начала была государственным достоянием. Во второй половине XV в. на Руси стали появляться первые описания отдельных местностей, так называемые писцовые кн

Русские путешественники и первооткрыватели
С конца XVI столетия, как полагают историки, начинается, «эпоха великих географических открытий», сделанных рус­скими первопроходцами в Сибири и на Дальнем Востоке. К се­редине следующего века русс

Особенности путешествий и состояние системы
гостеприимства в конце XVIII–начале XIX веков Заметное усиление интереса историков к процессу взаимо­действия культур па протяжении последних полутора-двух сто­летии, во м

Революции
История европейской культуры полна драматическими со­бытиями рождения и гибели различных государств, но какие бы не происходили события, в целом ритмы жизни оставались примерно одинаковы. Вот как п

Ресторанного бизнеса
«Транспортная революция», сопровождавшаяся повышением качества обслуживания пассажиров в сочетании с удешевлением стоимости поездки, способствовала сущест­венному увеличению транспо

Зарождение туризма в России
План предпринимаемого путешествия в чужие края В декабре 1777г. читатели «Московских ведомостей» получили вместе с различными прибавлениями к газете несколько страниц, озаглавленных

Развитие экскурсионного дела в России
Россия достаточно долго оставалась страной загадочной для иностранного путешественника, да и ее жителей редко можно было встретить на дорогах Европы. Лишь изменения, затронувшие Россию в петровские

Начало туристского бизнеса в России
По вопросу о времени начала туристского бизнеса в России существуют разные мнения. Первой туристской фирмой в Рос­сийской империи ряд исследователей считают «Акционерное общество «Иматры» («АОИ»),

Туристские общества, их просветительская роль
Особенностью российского туризма можно считать появле­ние большого числа общественных организаций, которые ста­ли уделять различным видам туризма большое внимание. Сре­ди них были различные обществ

Развитие курортного дела в России
На территории СССР находятся музейные ценности, отрывочные сведения о которых содержатся еще в произведениях писателей древности: Колхидская низменность, источники минеральных вод Азии, Джермук, Ис

В начале ХХ века
Заметное усиление интереса историков к процессу взаимо­действия культур на протяжении последнего столетия во мно­гом обусловлено глобальной задачей поиска путей развития че­ловеческой цивилизации н

Развитие гостиничного и ресторанного бизнеса
Появление новых видов транспорта меняло природу гости­ничной индустрии. Развитие железных дорог привело к созда­нию системы питания на вокзалах, а также привокзальных гостиниц. В Канаде железная до

Новые концепции туризма
Происходящие изменения в европейском обществе иегокультуре приводят к трансформации видов туризма и направ­лений деятельности туристских фирм. При этом меняется сам характер туризм

Причины сдерживания развития туризма
Начало XX века было означено началом кризисных про­цессов в европейском обществе. Их проявления охватывали все десятилетие до 1914 года и являлись предвестниками раз­разившейся первой мировой войны

Организаций
Несмотря на выявленные негативные факторы, развитие туризма продолжается. Становление массового туризма соче­тается с развитием международного туризма. После первой мировой войны заметно расширяетс

Советской власти
Первая мировая война и последовавшая за ней социали­стическая революция отразились на географии экскурсий и путешествий и практически разрушили сложившуюся систе­му туристско-экскурсионного обслужи

Становление советского туризма
В первые годы Советской власти туризм развивался доста­точно стихийно. Существовало немало организаций, которые по-разному понимали цели и задачи туристского движения. В 1924 г. начался серийный вы

Туризма
Довоенный период развития туризма в СССР был отмечен постепенным усилением влияния государства и партии на ра­боту туристских организаций. Одной из первых организаци­онных форм туризма и экскурсий

Туристские организации СССР
Напомним, что первыми советскими туристскими органи­зациями были: Бюро школьных экскурсий Наркомпроса (1918г.), акционерное общество «Советский турист» (1928 г.), Всесоюзное акционерное общество «И

Развитие плановых туристских маршрутов
Вторая мировая война оказала крайне негативное влияние на развитие туризма. В нашей стране в период Великой Отече­ственной войны прекращает свою деятельность туристско-экскурсионное управление ВЦСП

Туризма и гостеприимства
Период, длившийся с 70-го по 90-й годы, ряд исследовате­лей советского туризма называют административно-норма­тивным. Особенностью это периода является наращивание темпов развития

Международный туризм. Иностранные туристы в СССР
Первая деятельность международного туризма была осуществлена в 1920 году, 26 мая, английскими рабочими. В том же году нашу страну посетил влиятельный английский п

География международного туризма
Начало нового этапа в развитии туризма связано с оконча­нием войны, в 1948 г. были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. Но еще долгие годы «холодной войны» ме­шали полноценному развитию

Современного туризма
Развитие туризма тесно связано с тенденциями общего экономического развития. Экономические подъемы и спады проявляются на колебаниях туристского рынка, хотя в каж­дой отдельной стране такая реакция

Значение геополитической обстановки для формирования туристских потоков
Развитие туризма напрямую связано не только с экономи­ческим и социальным развитием общества, но и с его полити­ческой историей. Следовательно, к числу основных факторов, непосредственно влияющих н

Как выше отметили, арабы в географических описаниях не ограничивались пределами халифата, они продолжали свои путешествия на северо-восток и юго-восток, где находились исторические области, как Мавераннахр, Семиречье и Восточный Туркестан и вышли на торговые пути существовавших уже несколько столетий до прихода арабов.

Арабские путешественники в своих географических описаниях дали подробную картину городов и поселений, их жителей, местностей и ряд других ценнейших сведений, которые были расположены на Великом шелковом пути и тем самым они внесли весомый вклад в изучение истории и культуры народов Центральной Азии в эпоху средневековья. Благодаря сообщениям арабских путешественников нам известно о существовании средневековых городов и поселений, названия племен и местностей, маршруты торговых путей, в известной степени дают некоторые сведения хозяйственной и религиозной жизни жителей этого региона.

Для арабских географов IX-X в.в. характерно давать описание только мусульманским странам, поскольку нет необходимости в описании страны безбожников. В то время Таласская долина и западная часть нынешней Ошской долины до г. Узгена входили в область ислама. В Центральной Азии караванная торговля переживала своеобразный торговый бум, поскольку основные ветви шелкового пути проходили через территории данного региона.

Сведения арабских авторов IX-X в.в. позволяют с большей или меньшей точностью восстановить для рассматриваемого периода отрезок Великого шелкового пути со всеми его ответвлениями, проходивший через Центральную Азию. Основная трасса этого отрезка начиналась в Багдаде - столице Аббасидского халифата - крупнейшем центре культуры и торговли всего мусульманского Востока, связанном с многочисленными странами мира. Естественно, торговые связи с другими государствами зависели от интенсивности межгосударственных отношений, а также от стабильности в регионах расположенных на торговом пути.

В указанный период Центральная Азия переживала своеобразный торговый бум, связанный с развитием городов, ремесла и торговли, предметом торговли были самые разнообразные товары, привозимые из разных стран, которые пользовались огромным спросом на среднеазиатских рынках.

Несомненно и другое, что арабские путешественники ходили только по самым удобным, хорошо известным караванным путям, где можно было получить (или купить) все необходимое для дальнейшего путешествия. Это свидетельствует о том, что маршруты исследования совпадают с уже ранее существовавшим торговым путям.

Среди арабских путешественников следует выделить ибн Хардадбеха, Кудама ибн Джафара, Ибн ал- Факиха, ал - Мукаддаси, ал-Истахри, которые дали свои географические описания северной ветви Великого шелкового пути. В свою очередь северная ветвь состояла из двух основных ответвлений: Южной и Северной. Судя по описаниям арабских путешественников, они сумели пройти оба ответвления, кроме того, дать характеристику этим маршрутам. Согласно их описанию, арабские путешественники двигались от Багдада через северную Месопотамию, попадали в Иран, а затем по персидскому участку шли к северо-востоку, в область Хорасан, где начинался собственно центрально-азиатский участок. В качестве ворот в Центральную Азию служил г. Мерв (ныне Мары, Туркмения), последний имел важное политическое и торговое значение в IX-X в.в. От Мерва путешественники направлялись в Амулю (ныне Чаржоу, Туркмения) далее в Бухару, оттуда в Самарканд. Расстояние между этими городами арабы указали, и они занимают от 36 до 39 фарсахов (1 фарсах - 6-7 км.). Причем ибн-Хардадбех, Кудама ибн Джафар и ибн ал- Факих дают разные расстояния между этими городами и эта разница составляет от 3 до 5 фарсахов. При установлении их современного эквивалента необходимо учитывать разницу между дорожным и картографическим расстоянием, разницу между древним и современным расстоянием. Дело в том, что путешественники стремились к выпрямлению и упрочению путей, если географический рельеф позволял это сделать, и открывали новые пути или их участки и ряд других моментов. Это можно заметить при дальнейшем описании маршрутов арабских путешественников.

Далее путешественники двигались от Самарканда к Замину (Узбекистан), здесь торговый путь разделялся на ветви, это, так называемая, Ферганская (южная) и Шашская (тюркская). По В.В. Бартольду этот путь разделялся в Сабате. От Замина дорога шла к г. Ахсикету (ныне руины Иски-ахсы, Узбекистан). По мнению О.К. Караева, что между этими городами от южной дороги отходило (еще) четыре ветви: две селении Сабата, третья в г. Ходженте, а четвертая в г. Ахсикете. Эти дороги соединяли между собой мусульманские области с районами Центральной Азии. Далее путь следовал от г. Ахсикета через Куба в Ош, а затем в Узген. Этот путь для караванной торговли был удобен и проходил по степи. От Узгена путь лежал через высокие горные проходы по Кудама ибн Джафара ал-Акаба, где автор отмечает, что дорога очень крутая и труднопроходимая, с подъемами и спусками и оттуда можно попасть в г. Атбаш. От Акаба дорога вела через долину Кара-Коюн в средневековый г. Атбаш (ныне развалины Кошой-Коргон). По данным археологии г. Атбаш в VIII-XII в.в. являлся ставкой тюркских каганов.

Очевидно, Южная дорога играла второстепенную роль, поскольку этот путь менее освещен у арабских географов, за исключением Кудама ибн Джафара.

Что касается тюркской или шашской дороги, Северной ветви Великого шелкового пути, как называли арабские путешественники, то она начиналась у г. Замина, оттуда путь лежал к реке Тюрк (совр. Чирчик) и далее г. Шаш (г. Ташкент). Согласно арабским писателям р. Тюрк рассматривалась как граница между мусульманскими областями и страной тюрков или неверных. От г. Шаш дорога вела в Исфиджаб (Чимкент), оттуда в Тараз. Все указанные арабскими путешественниками расстояния между городами и селениями почти совпадают с современными и поэтому у нас нет повода не доверять авторам.

От г. Тараза северный путь проходил через селения Уч-Булак и Кулан (ст. Луговая), этот участок упоминает ибн Хардадбех и ал-Мукаддаси, что в Кулане была соборная мечеть и укрепление.

Северная дорога от с. Кулан до с. Аспара (с. Чалдовар), проходила по территории современного Кыргызстана через многочисленные селения Чуйской долины в г. Невакет (Кеминь). На этом участке, по сообщениям арабских географов, находились многочисленные города и селения Мерке, Аспара, Нускет, Харанджуван, Сарыг, Джуль, Кирмираб и Невакет (с. Орловка), ныне все вышеперечисленные города и селения в развалинах.

Северная дорога от г. Невакета вела через г. Суяб (ныне с. Шабдан) в Верхний Барскан, последний находился на юго-восточном берегу Иссык-Куля, далее путь лежал через перевал Сан - Таш в районе Каркары в Восточный Туркестан. арабский географический картография путешествие

По мнению О. Караева, в районе Верхнего Барскана соединяются северные и южные торговые дороги.

В долине Талас и Чу, северная дорога разделялась на пять ветвей, проходивших непосредственно по территории современного Кыргызстана.

Первая (Чаткальская) ветвь северного пути начиналась у г. Тараза и шла через перевал Кара-Бура и долину Чаткала в Фергану. О долине Чаткал сообщают мусульманские географы X в. Ибн Хаукал, ал-Мухаддаси и автор анонимного сочинения Худуд ал-алам и ее городе Ардаланкет.

Вторая ветвь северной дороги начиналась также у г. Тараз и проходила через территории Кыргызстана и вела в Верхний Барскан через долины Таласа и Суусамыра.

Третья (илйская) ветвь начиналась в районе Харран (с. Ак-Су). По мнению А.Н. Бернштама, этот путь проходил через брод Тайкечу на р. Чу, Курдайский перевал, в районе Алма-Аты.

Четвертая ветвь северной дороги связана с г. Джулем (развалины Чала- Казак). В.В. Бартольд писал на основе письменных источников IX-X в.в., что этот путь проходил от Джуля через Тараз и соединялся с дорогой из Ахсикета.

Последняя, пятая ветвь начиналась в г. Невакет и шла по Боомскому ущелью к берегам Иссык-Куля, где соединялась с южной дорогой. Хотя А. Бернштам отрицает существование этой торговой линии, ссылаясь на то, что Боомское ущелье лишено каких-либо следов былых обжитых пунктов.

Таким образом, возникновение, а затем расцвет арабской географической науки были связаны с рядом факторов, прежде всего с образованием арабского халифата и распространением ислама, а также освоение греческой географической науки арабами, и ее творческие достижения. Кроме того, арабы одновременно все достижения в области науки связывали с нуждами и интересами государства и финансово-хозяйственной системы.

Итак, арабские географы ибн- Хардадбех, Кудама ибн-Джафар, ал-Истахри и др., дали в своих трудах географическое описание северной ветви Великого шелкового пути, в которых отметили существование городов и поселений в IX-X в.в. на территории Кыргызстана. Можно сказать, судя по сообщениям арабских географов, что северная ветвь торгового пути занимало особое место, как и все другие ветви Великого шелкового пути. Более того, путешественники указали маршруты дорог и местностей, расстояния между ними, без которых невозможно было бы восстановить пути движений караванной торговли. Несомненно, что оседлое и кочевое населения принимали активное участие в международной торговле, это подчеркивают арабские географы. Кроме того, благодаря сообщениям этих путешественников, мы знаем, что на территории Кыргызстана, в то время бурно развивались городская цивилизация, ремесло и торговля, и занимало значительное место в их хозяйственной жизни.

средневековый путешественник географический арабский

IX-X вв. - время подъема географической культуры в странах арабского Халифата. В VII-VIII вв. арабы распространили свои завоевания на огромную территорию, включающую на западе Испанию, а на востоке - Среднюю Азию и западную часть Индии. Во вновь образованном государстве - Халифате - создались условия, способствовавшие процветанию географии. Подробные описания провинций, населенных пунктов, продуктов земледелия и ремесел были необходимы для взимания податей и налогов. Географию рассматривали как «науку о путях и государствах». Еще большее значение для накопления и распространения географических знаний имело развитие торговли. Эти своеобразные условия породили многообразие географических сочинений, некоторые из которых толковали географию в математическом смысле как «науку о широтах и долготах». В их основе лежала «География» Птолемея, переведенная на арабский язык. На этом же языке выполнялись надписи на картах, описываемые в истории картографии как «арабские карты», хотя их творцы были выходцами из разных углов исламского мира.

Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, освоили Южную и Центральную Азию, Восточную Европу. Они проникли в африканские страны к югу от Сахары и перешли через экватор. Благодаря широко развитой торговле арабы дали средневековому миру в IX - XIV вв. ряд выдающихся путешественников.

Одним из них был Сулейман, купец из Басры. Он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай,посетив попутно Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. О своем путешествии Сулейман оставил записки, датируемые 851 г. н.э., в которых описал пройденный им маршрут и приключения, случившиеся в дороге.

Записки Сулеймана позже были дополнены арабским географом Абу-Зейд-Гассаном и в таком виде приобрели очень большую известность.

Это сочинение представило в совершенно новом свете торговые пути и отношения, существовавшие в IX в. между жителями побережий Египта, Аравии, прибрежных стран Персидского залива, с одной стороны, и жителями индийских и китайских провинций - с другой.

На рубеже IX -Х вв. путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе арабский писатель Ибн-Даста родом из Персии. Результаты своих странствий он изложил на арабском языке в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ». В которой имеются ценные сведения о славянах. Ибн Фадлан-- еще один арабский путешественник и писатель первой половины X века. В 921--922 гг. в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию. Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путеводных заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Произведение пользовалось большой популярностью в арабо-персидском мире.

Из путешественников первой половины Х в. выделяется багдадский араб Массуди, историк и географ. До нас дошли две его книги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения», в которые вошли обширные сообщения о природе, истории и этнографии посещенных им стран. Посетил же он все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию. Кавказ и Восточную Европу, а на юге - Восточную Африку до Мадагаскара включительно.

Однако самым выдающимся арабским путешественником XIV в.был странствующий купец Ибн Баттута (1304-1377), бербер по происхождению, уроженец города Танжер. Закончив свои многочисленные странствия, он продиктовал описания своих путешествий, целиком полагаясь на свою память.

Книга « Путешествия Ибн Баттуты» переведена на ряд европейских языков. Она содержит огромный исторический, географический и этнографический материал, представляет большой интерес до настоящего времени для изучения средневековой истории.

Арабская картография заняла среди других научных дисциплин одно из первых мест лишь после того, как на арабский язык были переведены древние книги, прежде всего греческие, и особенно труды Клавдия Птолемея. Халифы выступали в роли щедрых покровителей, так как понимали значение античных знаний. Чтобы внедрить их в мусульманскую культуру, они поощряли переводы на арабский язык сокровищ античной науки. Халиф аль-Мамун, например, жаловал переводчикам столько золота в монетах и слитках, сколько весили переведенные ими труды.

Арабы не только тщательно сохраняли это наследие, но на протяжении всего средневековья постоянно обогащали картографию своими открытиями, а также достижениями индийских ученых. В период с VII по XII в. полюс географических знаний переместился в такие крупные центры образования и науки, как Багдад, Кордова, Дамаск. Поэтому не будет ошибкой сказать, что, хотя между арабской и европейской картографией не существовало прямых связей, возрождение математики и астрономии в XIII в. в Риме, Оксфорде и Париже явилось прямым следствием прогресса, достигнутого арабами в области картографии. Арабы приняли эстафету, в свою очередь подготовив великий расцвет науки в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Арабы справедливо считали, что труды Птолемея отразили наивысшие достижения греков и римлян. Однако они не слепо следовали учению великого греческого астронома, математика и географа. Арабские путешественники оспаривали целый ряд его идей. Со своей стороны восточные астрономы усовершенствовали расчет градуса, добившись очень точных результатов. Они являлись не просто передатчиками культуры античности. Они начинали с той точки, на которой остановились их предшественники, с жадностью углубляя накопленные знания.

В X в. самым известным из арабских картографов был Абул Хассан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и провел свою молодость в путешествиях, посетив Индию, Цейлон, Южно-Китайское море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. Конец жизни он провел в Египте и умер в Фустате. Аль-Масуди, должно быть, был знаком с большей частью имевшейся тогда географической литературы. Он упоминает многие работы, которые не дошли до нашего времени. Его главный труд "Промывальни золота и рудники самоцветов" носит обобщающий характер. У него есть и другие работы. Созданная им планисфера мира является одной из наиболее точных арабских карт того времени. Он считал, что Земля - шар, и расширил границы известного тогда мира, прибавив два континента: один в южных морях, а второй - для симметрии - в другом полушарии.

Золотой век арабской картографии, которая начала развиваться в IX в., приходится на десятое столетие (4 век Хиджры), когда была создана серия карт "Атлас мусульманского мира", тесно связанная со многими трудами о "дорогах и царствах". Методология описания мусульманского мира была предложена выходцем из Балха (аль-Балхи), затем продолжена и расширена персидским ученым из Ирана (аль-Истахри), чьи работы в свою очередь послужили основой для Ибн Хаукаля, географа и великого путешественника, родившегося в Багдаде, который их пересмотрел, исправил и существенно расширил.

В этих картах не было ничего общего с птолемеевскими моделями. "Атлас мусульманского мира" по-прежнему включал располагавшиеся в строго определенном порядке 21 карту, первая из которых представляла собой сферическое изображение всего мира. Далее следовали шесть карт, изображавших Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Средиземноморье. Последние четырнадцать карт относились к центральной и восточной частям мусульманского мира. Задача заключалась в том, чтобы представить мир (речь шла исключительно о мусульманском мире) таким, каким его видели аль-Истахри и особенно Ибн Хаукаль, который говорил: "И я подробно описал страны ислама, провинция за провинцией, район за районом, округ за округом".

Деятельность этих картографов была главным образом сосредоточена на восточной части мусульманского мира, но и западная его часть также не была забыта. С мусульманским западом связан последний период мусульманской картографии, представленный трудами аль-Идриси (XII век). После обучения в Кордове аль-Идриси обосновался на Сицилии, где король Роджер II заказал ему огромную планисферу, а также подробный комментарий к ней. На планисфере был показан весь земной шар во всем его разнообразии. По словам самого географа, там были изображены все "регионы со своими странами и городами, реки, земли и моря, дороги, указаны расстояния и все, что там можно увидеть". Планисфера не сохранилась, но комментарии аль-Идриси дошли до нас в труде "Развлечение тоскующего о странствии по областям" ("Китаб нузхат аль-муштак фи и хтирак аль афак"), более известном как "Книга Рожера" ("Китаб Руджар").

Этот труд помог западным географам расширить свои знания, а португальским первооткрывателям XV в. - исследовать новые земли. Для аль-Идриси Земля была "круглая, как мяч", "к ней естественно примыкала вода", "земля и вода находились в космосе в подвешенном состоянии, подобно желтку внутри скорлупы". К своим комментариям аль-Идриси прибавил атлас мира, причем его карты были цветными.

Таким образом, арабские ученые-путешественники IX-XIV вв. внесли весомый вклад в историю открытия и освоения земель новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомили Западную Европу с Азиатским материком, продолжили и описали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций.