Замок кастель-дель-монте. Кастель дель Монте: таинственный замок. Апулия Кастель дель монте на карте

  • Горящие туры в Италию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Замок Кастель-дель-Монте называют «Короной Апулии» и считают одним из самых загадочных строений не только Италии, но и всей Европы. В этих стенах 8 веков назад происходили удивительные, мистические и, возможно, ужасные вещи, о которых до сих пор многое неизвестно.

    Кастель-дель-Монте (или замок на горе) находится в Италии, в области Апулия. Строительство его было начато по приказу Фридриха II предположительно в 1240 г. Интересно, что всего за год до этого финансовое состояние Испании было настолько плачевным, что Фридрих II остановил возведени нескольких военных крепостей. Но не Кастель-дель-Монте.

    Немного истории

    В истории замка масса таинственного и неизвестного - и даже есть свое мистическое число. 8-угольная форма строения и бассейна, 8 башен по краям, 8 залов на нижнем этаже и 8 - на верхнем. В деталях архитектуры можно встретить число 8 бесчисленное количество раз: в листьях на колоннах, узоре на сводах. К слову, магия числа 8 распространилась и на хозяина замка - Фридриха II, правда, уже после смерти. Когда для реставрации собора в Палермо вскрыли усыпальницу короля, который умер в 1250 г. (сложите цифры), на его руке обнаружился таинственный перстень с изумрудом, окруженный золотыми лепестками, которых было... конечно, 8.

    Что посмотреть

    Издалека Нагорный замок кажется круглым, но если подойти ближе - становится видна его необычная форма. Кастель-дель-Монте построен в виде правильного восьмиугольника с башнями по углам. Во внутреннем дворе находился такой же формы бассейн, вырубленный из цельного куска камня - символ Святого Грааля.

    Кастель-дель-Монте одиноко стоит на уединенном холме, поднявшись на крышу, можно насладиться панорамным видом на море с каменной террасы.

    До сих пор неизвестно наверняка, зачем построили этот замок. Конечно, есть официальная версия - Фридрих II, увлекавшийся соколиной охотой, хотел использовать его в качестве охотничьего домика, но удивительно, что в Кастель-дель-Монте нет помещений для слуг, отдельной кухни, конюшни. Одним словом, всего того, что точно должно быть в королевской охотничьей резиденции.

    Зато в замке много каминов, слишком маленьких по размеру для приготовления на них пищи, но подходящих для алхимических опытов. Винтовые лестницы, закрученные не вправо, как требовала традиция того времени, а влево. Сообщающиеся двери, позволяющие пройти незамеченным почти весь замок, переходя из одной комнаты в другую. Есть и легенда о потайном тоннеле длиной почти 18 км, ведущем в замок Ducale di Andria.

    Практическая информация

    Адрес: Апулия, Авто Strada Statale, 170 Dir. Веб-сайт (на англ.).

    Добраться можно на автобусе № 6 из Андрии (только в летний сезон с мая по сентябрь) или на личном авто - недалеко от замка есть стоянка.

    Часы работы: с 1 октября по 31 марта - с 9:00 до 18:30 (продажа билетов до 18:00), с 1 апреля по 30 сентября - с 10:15 до 19:45 (продажа билетов до 19:15). С 25 декабря по 2 января замок закрыт. График работы в другие праздничные дни появится на сайте.

    Стоимость экскурсии: взрослые - 5 EUR, студенты (18-25 лет) - 2,50 EUR. Аудиогид - 3,50 EUR.

    



    Расположился замок в Апулии, недалеко от города Андрия. По предположениям, возведен он был на месте разрушенной крепости. Правда ее следов так и не нашли. В 1240 году король Фридрих II отдает приказ построить замок на месте крепости. Строительство длилось ровно десять лет. После окончания стройки правитель неожиданно умирает. С этого момента и начались все тайны. До сих пор никто не знает, кто построил замок, и как он использовался в жизни людей. Известно, что Фридрих дружил с лидером тевтонского ордена. Некоторые документы говорят о том, что даже сам император состоял в ордене и был одним из магистров. Сооружение не имеет практического значения, оно строилось под влиянием тамплиеров. Вряд ли его суть поймут практические умы, здесь лучше мыслить философски.

    Если присмотреться к структуре, то можно обратить внимание на восьмиугольники, расположенные на этажах замка. Восьмиугольник находится в промежуточном положении между квадратом – знаком земли и кругом, олицетворяющим небо. Такие здания всегда строили себе тамплиеры. На первом и на втором этажах находятся по восемь комнат в форме трапеций. К башням можно добраться по винтовым лестницам, крутящимся против часовой стрелки. Это противоречит всем остальным строениям прошлых веков, в которых лестницы заворачивались по часовой стрелке. Все помещения замка выстроены по типу лабиринта, совершенно непонятно в каком из них ты окажешься в следующий раз. Удивляет еще то, что в замке нет ни одного жилого помещения, вокруг пустые голые комнаты.


    Внутри замка, во дворе расположен бассейн в форме восьмиугольника, вырезанный из целого мраморного куска. Использовался он для тайного обряда «слеза Господа», проводимого членами ордена тамплиеров. Под бассейном располагалась система цистерн для дождевой воды. Это один из первых примеров древней канализации, сохранившихся до наших дней. Весь интерьер просто забит предметами, напоминавшими восьмерки. Даже в лепнине на стенах очень много упоминаний о цифре восемь. Почему именно «8»? Все дело в том, что эта цифра символизирует бесконечность и соединяет небо и землю.


    Если рассматривать замок с мистической стороны, то использовался он как тайный храм, как место, помогающее выйти в контакт с небесными силами. Даже вход в сооружение находится со стороны восходящего солнца. Судя по всей архитектуре и расположению, солнце играет одну из главных ролей. В полдень оно отбрасывает тень таким образом, что очертания полностью повторяют пропорции замка. Во время летнего солнцестояния появляются тени прямоугольной формы, отбрасываемые так, что замок оказывается ровно посередине. На входных колоннах расположились два льва, смотрящие прямо на точки восхода солнца.


    Если рассматривать практическую сторону использования замка, тот тут все просто. Ученые выяснили, что Фридрих II очень любил охоту на соколов. Он даже написал целую книгу об этих птицах со своими собственными рисунками. Вполне вероятно, что Кастель-дель-Монте использовался как охотничий замок или для проведения важных мероприятий.

    Наше время Кастель дель Монте

    Долгие годы замок не принадлежал ни одному из государств. Однако в 1876 году он был куплен государством, на территории которого находился все это время. Его отреставрировали и через двадцать лет причислили к списку Всемирного Наследия. В настоящее время замок стал туристическим объектом, привлекающим туристов своей необычной формой и мистической историей.

    Уникальный средневековый Кастель-дель-Монте является самым известным из многих замков, построенных в 13 веке в Италии Фридрихом II. Он занимался укреплением Адриатического побережья от вторжения. Замок на горе начал возводиться в начале века, вскоре после возвращения императора в королевство Сицилия из Германии. Фридрих усиливал северные прибрежные районы Сицилии. Следы его правления прослеживаются на Адриатике и Ионическом побережье. В Апулии он построил с нуля или восстановил крепости на горе Гаргано, в Монте-Сант-Анджело, Фьорентино ​​ в Лучера, в Мельфи, в Бари, в Барлетте, в Джоя-дель-Колле и других местах. Некоторые из них были на участках, укрепленных ранее нормандскими основателями королевства Сицилия. В целом, считая остров Сицилия, Калабрия и Апулия, Фредерик во время его правления построил или восстановил около двух десятков крепостей.

    Уникальный средневековый замок на горе широко известен за пределами Италии благодаря своей уникальной восьмиугольной форме. Это одна из самых загадочных построек, выполненных по заказу Фридриха II. Замок, где, возможно, император никогда и не жил, но где, как ни парадоксально, воображение рисует его присутствие, предстает перед взором на высоте 540 метров над уровнем моря. В Кастель-дель-Монте ведет автомагистраль A16 Бари-Каноса, свернув с которой на трассу Андрия-Барлетта через 18 километров перед взором предстанет главная достопримечательность Апулии. Полное название замка — Санта-Мария-дель-Монте. Он был назван так в честь церкви, более ранней постройке, ныне утраченной.

    История Кастель-дель-Монте

    Возведение замка началось в 1240 и закончилось в 1249 году. Нет достаточных сведений о его изначальном предназначении. Вероятнее всего он замышлялся не как крепость. Отсутствуют типичные защитные сооружения, таких как рвы, разводные мосты, подземные проходы, позволяющие подтвердить гипотезу оборонительного назначения. Однако стены как внешнего, так и внутреннего периметров поражают своей толщиной в два с половиной метра. Есть некоторые свидетельства того, что замок был построен на месте более ранней нормандской крепости. В любом случае его расположение на горе, рядом с римской Траяновой дорогой, ведущей из Беневенто в Бриндизи, заполнило брешь в грандиозной цепи замков и крепостей, построенных Фридрихом. Да и расположение на вершине единственного высокого холма на огромной плоской равнине, несомненно, придает ему доминирующее значение.

    Архитектурные особенности замка

    С точки зрения архитектуры замок является одним из первых примеров готического стиля в Апулии. Это, однако, особая готика. Вся структура восьмиугольная. Замок построен в форме восьмиугольника с диагональю 56 метров, к каждому углу которого пристроены октагональные башни. Внутренний двор также является восьмиугольником. Вход обрамляет великолепный арочный портал. Главные ворота, поддерживаемые львами, обращены к морю на восток. Между внешними башнями находятся готические окна, обрамленные элегантными колоннами из розового мрамора с капителями. Окно над главным входом шире, чем с других сторон, и обрамлено узорами. На каждом из двух этажей замка располагаются по восемь больших комнат. Колонны из красного мрамора с коринфскими капителями расположены в углах комнат, поддерживая сводчатые потолки, украшенные узорным орнаментом. Широкие мраморные ступени ведут к окнам. Кое-где сохранились фрагменты подлинного мозаичного пола.

    Загадка формы основания замка беспрерывно интерпретируется всевозможными эзотерическими, астрологическими и геометрическими теориями. Нумерология и магико-мистическая символика «восьмерки» в Кастель-дель-Монте не дает покоя любителям сверхъестественных теорий. Число 8 имеет светское, религиозное и мифологическое значение.

    Возможный символизм в восьмиугольной архитектуре замка:

    • перевернутый символ бесконечности;
    • объединение божественной бесконечности и смертности человека;
    • элемент последовательности чисел Фибоначчи;
    • символ гармонии;
    • число божественного правосудия;
    • 8 ангелов, несущих арш в исламе;
    • число направлений компаса;
    • музыкальный интервал октава;
    • буддийское колесо жизни с восемью спицами дхамма чакра;
    • магическое небесное число;
    • великая восьмерка из египетской мифологии огдоада;

    Император Фридрих II Гогенштауфен

    Удивительна фигура основателя замка. Будучи внуком Фридриха I Барбаросса, утонувшего в 1190 году во время своего третьего крестового похода в Палестину, сыном Генриха VI и его супруги Констанции, Фридрих стал королем Сицилии в возрасте 4 лет. У него было много времени, чтобы совершенствоваться в абсолютной монархии на своем пути к управлению Священной Римской империей. Будучи в официальных браках четыре раза и имея связи на стороне, он оставил миру не менее 20 потомков. Он был не типичным правителем: он свободно говорил на шести языках, включая арабский, на котором читал Коран, проявлял интерес к медицине, разбирался в философии, писал стихи и чтил науки.

    Фридрих II (император Священной Римской империи)

    Византийцы и норманны до него оставили великолепную церковную архитектуру в Апулии, а Фридрих II добавил к этому собор Альтамуры. Однако его настоящей слабостью было возведение замков, часть из которых эксплуатировалась в качестве охотничьих домиков. Он построил около 200 крепостей на юге Италии и на Сицилии, некоторые из которых были настолько большими, что больше походили на дворцы.

    Оставленный без надлежащего ухода с восемнадцатого века, замок был опустошен, лишен мрамора и мебели, а в довершении всего служил в разные периоды убежищем для пастухов, бандитов и беженцев. В 1876 году, не дожидаясь окончательного разрушения, его выкупило итальянское правительство. Восстановительные работы велись параллельно с должными научно-исследовательскими исследованием, начиная с 1928 года до восьмидесятых годов прошлого века. За свою уникальность ЮНЕСКО включила в 1996 году Кастель-дель-Монте в список объектов всемирного наследия. Замок удостоился чести разместиться на итальянском евро-центе.

    Режим работы замка

    Открыт: с 9:00 до 18:30 — 1 октября по 31 марта, с 10:15 до 19:45 — с 1 апреля по 30 сентября. Закрыт для посещение с 25 декабря по 2 мая. Экскурсии стоят 2.5 евро (для студентов) и 5 евро (для взрослых).

    Кастель-дель-Монте - одно из самых известных и посещаемых мест Апулии; еще бы, оно включено в ЮНЕСКОвский список объектов Всемирного культурного наследия. Романские соборы Апулии только-только вступили в борьбу за попадание в этот список, и поэтому бОльшую часть этих соборов можно пока посмотреть в тишине и гордом одиночестве. Кастель-дель-Монте же наполнен туристами, как, впрочем, и Матера. Удивительно, что люди так слепо доверяют дяденькам и тетенькам из ЮНЕСКО, что готовы тащиться в глухомань, не обращая внимания на шедевры под боком)))

    Когда-то двор украшали статуи античных и средневековых мастеров, но замок после уничтожения семьи Гогенштауфенов и вплоть до конца Бурбонской монархии неустанно расхищали; кое-какие статуи оказались даже в Казерте. Так что сейчас во дворе можно увидеть несколько барельефов (высоко, мой фотоаппарат не осилил), два портала - входа в помещения первого этажа, а также три окна второго этажа.

    Один из порталов первого этажа:

    Внутри замок пуст - все украли до нас. Голые стены украшают лишь порталы из кораллового известняка, камины и колонны.


    Это всё были фотографии первого этажа, далее следует второй.

    Еще можно высунуться из окон и попытаться рассмотреть с близкого расстояния те детали двора, что снизу плохо просматриваются.

    Собственно и всё.
    От Кастель-дель-Монте у меня остались противоречивые впечатления. С одной стороны, о нем было столько всего написано умными людьми (и прочитано глупым, т.е. мною), что действительность разочаровала. Тащиться в такую даль, подгадывать автобусные расписания - и все это ради голых стен. Но, с другой стороны, если бы я пропустил памятник ЮНЕСКО, то потом бы себе методично выедал плешь всю оставшуюся жизнь))) С третьей стороны, из увиденных в поездке крепостей (Бари, Трани, Барлетта, Мельфи) Кастель-дель-Монте оказался самым интересным.

    В любом случае, больше часа тут смотреть нечего (я же приехал в 12-15, а уехал в 15-00), так что подбирайте себе правильно пару автобусов "туда-сюда". Если бы я предполагал, что забастовка в грядущую пятницу будет столь серьезной, я бы все же рискнул своей плешью, опустил бы посещение Кастель-дель-Монте и так перекроил программу, чтоб хотя бы до Конверсано добраться. Но что сделано, то сделано.

    Возможно, на мое настроение повлияла погода. На фотографиях вы видите солнце, но это все обман))) Хоть и было выше 20 градусов, и действительно светило солнце, но при этом дул пронизывающий холодный ветер, а я был в одной рубашке. Это был тот самый ураганный ветер, из-за которого мы накануне несколько раз заходили на посадку в аэропорту Бари. в последующие дни куртку приходилось брать всегда, так как утром и вечером было прохладно.

    В следующий раз мы с вами пробежимся по Андрии (забегая вперед, уж простите за каламбур, скажу, что уж Андрию точно можно пропускать, если отпуск короткий), заглянем в собор и маленькую церковь Сант-Агостино.

    Что-то мы давненько на ВО не обращали свое внимание на замки, а ведь их так много, что… обо всех ну просто не расскажешь. Вдумайтесь только: во Франции сегодня их более 600, но раньше было еще больше – около 6000! В Испании их более 2000, причем 250 находятся в целости и сохранности. А есть еще Англия, Германия, Чехия и даже все та же Польша, где высится один из самых больших кирпичных замков мира – замок Мариенбург. В Калининградской области руины древних замков высятся повсюду, а в одном из них – Шаакене, разыгрываются занятные «средневековые представления» с самой настоящей «рыцарской хреновухой», пивом и жареной сельдью. И каждый, кстати, неповторим, потому как построены они были в разных местах, в разное время и из разных материалов. Да и средствами их строители располагали тоже разными. Например, замок Бомарис в Англии выстроили всего за каких-то 18 месяцев, с 1278 по 1280 год, а все потому, что трудились над ним 400 каменщиков и 1000 чернорабочих, а всего работавших там было более 2000 человек. А теперь посмотрим, во что обходилось прокормление такой оравы: зерна по пол-литра на человека в день (1800 гектолитров за полгода!), а еще мясо, пиво, соленая рыба. Так что неудивительно, что замок отца – короля Генриха, его сынок – Ричард Львиное Сердце оплачивал потом целых 12 лет!

    Вот так выглядит замок Кастель-дель-Монте, расположенный на невысоком холме посреди равнины и цветущих фруктовых садов.


    Ну, а так он выглядит сегодня сверху.

    Существовали замки-крепости и замки для проживания, известны «королевские замки» и замки, принадлежавшие сеньорам, замки о которых все известно и замки, наполненные тайнами. И вот об одном из таких замков и пойдет сегодня наш рассказ. А называется этот замок Кастель-дель-Монте, что по-итальянски означает «замок на горе» или «горный замок».


    Сохранился до наших дней он очень хорошо, да и не удивительно. Осадам он ни разу не подвергался, никто в нем не жил, деревенских жителей, которые могли бы разобрать его на камни, рядом не было.

    Находится замок на юге Италии, всего лишь в 16 км от города Андрия, так что добраться до него труда не представляет. Ну, а интересен он в первую очередь тем, что это память об императоре Фридрихе II Гогенштауфене, которого современники называли кто «крестоносцем без креста и без похода», тогда как другие (понятно, что в первую очередь это были его придворные поэты и сами придворные!) пышно величали «Чудом мира».


    Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

    Сооружали его (если сравнить с тем же Бомарисом) довольно долго, с 1240 по 1250 год. Орды монголов разоряли поля и города Европы, повсюду лилась кровь, а тут люди обтесывали себе камни, мешали известку и не очень-то и торопясь возили на постройку камень. Обычная накладка на упряжку из двух быков составляла 2.5 тонны, но проехать с таким грузом они могли не более 15 км в день, так что нетрудно себе представить, сколько сил и времени заняла перевозка сюда на равнину одного лишь строительного материала. Архитектор замка неизвестен (хотя и возможно, что участвовал в строительстве и сам Фридрих). Сначала замку дали название castrum Sancta Maria de Monte по имени расположенного там же монастыря Мария-дель-Монте. Но от него ничего не осталось, так что с точностью этого утверждать нельзя. Принято считать, что это один из самых выдающихся замков эпохи жизни императора Фридриха II. Есть у замка и еще одно название – «Корона Апулии», что определенным образом связано с его формой. Здесь нужно сказать, что император Фридрих был известен современникам как один из самых образованных людей того времени, что он мог говорить на греческом и арабском языках, ну и, конечно, писал и говорил на латыни и приглашал к своему двору поэтов и художников как с Запада, так и с Востока. При его дворе проводились математические состязания, в которых принимал участие знаменитый математик Фибоначчи, и, возможно, это каким-то образом повлияло и на строгую архитектурную форму замка.


    Вход в замок был явно предназначен только для людей, а не для лошадей и это в то время, когда вся знать передвигалась только верхом. Даже женщины.

    Дело в том, что Кастель-дель-Монте имеет вид правильного восьмиугольника высотой 25 м, по углам которого высятся башни, также построенные в виде восьмиугольников высотой 26 м. Длина каждой из сторон основного восьмиугольника равна 16,5 м, а длины сторон восьмиугольных малых башен равна 3,1 м. Главный вход в замок ориентирован на восток и находится между двумя башнями. Другой вход находится прямо напротив первого.


    Так выглядел этот замок в 1898 году.

    Хотя Кастель-дель-Монте называют замком, это сооружение в точном смысле этого слова замком не является. У него нет рва, вала, нет и подъемного моста. В нем нет ни помещений для припасов, ни конюшен, ни кухни. Вход в него оформлен как портал готического собора. И уж совсем непонятно его функциональное предназначение. Высказывалось предположение, что возможно, он должен был стать охотничьей резиденцией императора, но его внутренние покои, по мнению ряда исследователей, были уж слишком богато отделаны и обставлены для простого «охотничьего домика».


    Вход напоминает портал собора.

    Чисто конструктивно Кастель-дель-Монте – это двухэтажное строение из камня, имеющее плоскую крышу. Точно на половине его высоты по всему периметру идет небольшой карниз, делящий этажи. Второй карниз, что отделяет цоколь здания, проходит на высоте около 2 м. Поскольку «замок» имеет форму восьмигранника, то и его внутренний двор имеет такую же форму правильного восьмиугольника.


    Входим в его внутренний двор…


    … смотрим вверх и видим правильный восьмиугольник!

    Все здание замка выглядит как один единый монолит, да таковым по сути дело оно и является. Выстроен он из отшлифованных известняковых блоков, но вот колонны, обрамления замковых окон и его порталы сделаны из мрамора. На внешней стене расположены по два окна - с одной аркой на первом этаже и с двумя на втором. Но почему-то одно окно второго этажа, выходящее на север, имеет три арки.


    План замка по-своему тоже загадка. Ну почему бы не соединить проходами все помещения? Зачем было делать именно так?

    А теперь немного посчитаем и выясним, что вся постройка связана с цифрой восемь, а она в нумерологии является символом мира и бесконечности, и находится между миром Неба и Земли. Все это попахивает самым настоящим оккультизмом. А к нему Фридрих был весьма склонен. И вообще он был большой рационалист. Например, он отрицал божественное происхождение стигматов Франциска Ассизского – случай для христианина беспрецедентный, причем на том основании, что, дескать, появились они у него на ладонях, а Христа не могли прибить к кресту таким образом, так как кости ладони не прочные и не выдержали бы веса его тела! Истинно божественные стигматы должны были бы появиться на запястьях, между лучевой и локтевой костями!


    Внешние окна первого и второго этажей.

    16 внутренних помещений замка имеют форму правильных трапеций, числом по восемь на каждом этаже. При этом в угловых башенках расположены гардеробы, туалеты и, ведущие наверх, винтовые лестницы. Интересно, что эти лестницы закручиваются не вправо, как это было бы принято по моде тех лет для целей обороны, а влево, словно панцирь у улитки. Причем известно, что сам Фридрих левшой не был.


    Лестница для левши?

    Во внутренний двор замка ведут три портала первого этажа, но кроме них, на уровне второго этажа также есть три двери, которые должны были выходить на кольцевой деревянный балкон, который до сегодняшнего дня не сохранился. Есть в стенах, выходящих во двор, и маленькие окна. Таким образом свет проникает в его внутренние помещения и через внешнюю, и через внутреннюю стену. Зубцовки ни на стенах, ни по периметру башенок предусмотрено не было и… законным образом возникает вопрос, а каким образом люди, которые должны были проживать в этом замке, вознамерились бы в случае необходимости его защищать?


    Окно второго этажа. Вид изнутри.

    Хотя все помещения, как на первом, так и на втором этажах, имеют одинаковую для всех форму, друг от друга они все же отличаются расположением входных дверей. У двух залов первого этажа есть выходы за пределы замка через восточный и западный порталы, но у них нет выходов во внутренний двор, хотя из них есть двери в другие залы. То есть из зала №2 ты никак кроме как через двор в зал №3 не попадешь, хотя разделяет их только стена. Нужно выйти во двор, пройти в зал №4 и уже из него попасть в зал №3! Зато из комнаты №4 вы можете свободно прости в комнаты 5,6,7,8. То есть кроме проходных залов, у которых по 2-3 двери, в замке есть и такие, в которых наличествует всего одна дверь. И таких залов 4 - опять-таки по два на каждом из этажей. В каждом из этих 4 залов есть камин и ход в туалет, расположенный в смежной с ним башне. Туалеты устроены таким образом, что хорошо проветривались через отдушины в стенах и даже – о, чудо тогдашней архитектуры и строительного искусства, – могли промываться водой из баков, находившихся на крыше. Есть зал, который обычно называют тронным. Его окно выходит на восток и находится над главным порталом. Однако в нем нет ни камина, ни туалета.


    Типичный готический крестокупольный свод.

    А теперь самое интересное: вот эти самые окна в стенах первого и второго этажей. Через них в каждое помещение на втором этаже прямой солнечный свет обязательно проникает два раза в сутки весь год, а вот на первом этаже такое происходит только летом. То есть, что получается? Верхняя часть замка - это по сути огромные солнечные часы, а первый этаж так и вовсе может служить календарем. То есть весь этот замок, есть не что иное, как гигантский астрономический прибор? Вполне возможно. Документов о его постройке не сохранилось. Вернее, есть один документ от 29 января 1240 г., в котором император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен приказывает губернатору и судье Ричарду де Монтефуссолу купить известку, камень и все необходимое для строительства. Есть еще документ от 1241-1246 гг. – «Список укреплений, требующих починки». Но в нем Кастель-дель-Монте уже указан как построенный, а не строящийся замок. Нет и никаких подтверждений того, что Фридрих II вообще хоть когда-то бывал в этом замке или же использовал его как свою охотничью резиденцию. А в 1250 г. Фридрих II вообще умер и замок перешел к его сыновьям.


    Фридрих хотя и был рыцарем, но воевать не любил. Добивался своих целей переговорами. Поэтому его биографам приходилось прибегать к откровенным подделкам. Например, на этой миниатюре, изображающей битву при Джильо (1241), Фридрих изображен слева в шлеме с короной, хотя на самом деле он в ней не участвовал. «Новая хроника» Джованни Виллани. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

    Тут-то и подтвердилась правота поговорки, что «природа на детях отдыхает». Если Фридрих успешно противостоял двум Папам, трижды подвергался отлучению от церкви, без войны сумел вернуть христианам Иерусалим, подписав с султаном аль Камилем соглашение о передачи им святых мест Палестины, то сын его Манфред умер, так и не добившись трона Сицилии и Неаполя, а его малолетних детей: Фридриха, Генриха и Энцо его победитель Карл Анжуйский заточил в этот замок на целые 33 года. А потом этот замок был и вовсе заброшен и его лишь изредка использовали для свадебных церемоний, а еще там спасалась местная знать от чумы.


    Такие вот «головки» в архитектуре того времени использовались очень часто.

    В 1876 году замок был приобретен государством, отреставрирован и приведен в порядок., а 1996 году ЮНЕСКО внесло его в список всемирного наследия, так что за ним сегодня следят, приводят в порядок, а поток туристов к нему не ослабевает!


    Макет замка Кастель-дель-Монте фирмы Aedes Ars.

    П.С. Нет возможности вот так просто взять и поехать посмотреть этот замок? Тогда к вашим услугам его… макет в масштабе 1:150, который собирается из маленьких кирпичиков! Вот до чего дошли нынче люди – предлагают и такие оригинальные «сборные модели». О качестве можно судить по фотографии. Производитель – испанская фирма Aedes Ars, ну а само фото собранного замка нам любезно предоставила фирма «Верфь на столе».