Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле. Зимний дворец Стоимость билетов и часы работы

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

Источник: wikipedia.org

От домика до дворца

История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.


Источник: wikipedia.org

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.

Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.


Источник: wikipedia.org

В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

Тяжелые дни Революции

В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.


Это грандиозное здание, расположенное в Санкт-Петербурге, как и все архитектурные творения города, отличается своей изысканностью соединенной с пышностью, помпезностью. Зимний дворец Санкт-Петербург служит центром искусства и туризма Российской Федерации, ее великой достопримечательностью. Это сооружение имеет многовековую, загадочную историю, окутанную легендами и мифами. Пышность дворца очаровывает и заставляет перенестись в далекие времена императоров, балов и светской жизни того времени. Архитектурные решения, примененные при строительстве, поражают своим великолепием. Конструкция прошла ряд изменений, она перевоплощалась несколько раз и пришла в своем окончательном облике в наше время. Расположено данное творение на Дворцовой площади, соединившись с ней в единое целое и воссоздав грандиозный ландшафт.

Зимний дворец: описание здания

Стиль, в котором выполнено здание – елизаветинское барокко. С периода советских времен в этом помещении размещается основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец всю свою историю был резиденцией российских императоров.

Многие туристы на память создали зимнего дворца фото. Эта необычайная красота завораживает. Дворец шикарен как снаружи, так и внутри. Далее об этом поподробнее.

История грандиозного дворца

Еще в далеком 1712 году при правлении Петра І, земельные участки запрещалось отдавать в распоряжение простым людям. Такие земельне зоны предназначались для моряков высшего класса. Петр взял для себя этот участок.

Сначала был построен деревянный, обычный дом. Ближе к холодам перед фасадом дома прорили канавку, которую назвали Зимней. Вот откуда и пошло в дальнейшем название дворца.

Спустя годы Петр назначал многих известных архитекторов к работе над реконструкцией, улучшением дома. Так, из деревинного он превратился в каменный дворец.

В 1735 году за дело принялся именитый архитектор Франческо Растрелли. Он предложил Анне Иоановне, которая была при власти, викупить близлежащие земельные участки с домами и провести тотальную реконструкцию. Так был построен нынешний Зимний дворец, который через некоторое время приобрел несколько иной вид.

С приходом к власти Елизаветы Петровны, Зимний дворец стал другим, тем, который могут лицезреть современники. По ее мнению дворец не отвечал требованиям, которые необходимы для резиденции императрицы. Растрелли создал новый проект.

Великий архитектор за небольшой промежуток времени сделал свое творение по-настоящему великолепным. Были задействованы лучшие мастера, 4 тысячи рабочих. Франческо Растрелли индивидуально проработал каждую деталь дворца, которые не были похожи друг на друга.

Архитектура дворца

Архитектура Зимнего дворца поражает своей многогранностью. Высота здания подчеркнута двухъярусными колоннами. Стиль барокко сам по себе является примером пышности и богатства.

Это сооружение имеет 3 этажа, внутренний двор, в плане форму каре, состоящую из 4 флигелей. Фасады дворца обращены к реке Неве, Дворцовой площади и Адмиралтейству.

Фасады отделаны очень изысканно, главный – прорезан аркой. Торжественность и великолепие создают необычные архитектурны решения Растрелли: выступы ризалитов, неравномерное распределение колон, разнообразная компоновка фасадов, акценты на ступенчатых углах здания.

Зимний дворец состоит из 1084 различных комнат, имеющих в общей сложности 1945 окон. Предусмотрено 117 лестниц. Для мировой практики того времени это здание было необычным тем, что в стротельстве было применено огромное количество металла.

Колористика дворца такова, что соответствует песчаным оттенкам. Такой ход задумал архитектор Растрелли. Местные власти после всяческого выбора цветовых решений пришли к выводу, что нужно воссоздать ту цветовую гамму, которая была продумана и выполнена Растрелли.

Зимний дворец изнутри

К сожалению, того оригинального великолепия, созданного великим архитектором, в современное время нет. Причиной тому послужил пожар 1837 года. Смогли сохраниться только несущие стены и полуколонны на первом этаже, в отличии от отделки всех залов.

Зимний дворец имеет следующие залы:

  • Фельдмаршальский зал (его украшают портреты 6 фельдмаршалов, по традиции 7-я ниша пустует);
  • Иорданская галерея (выполнена в стиле русского барокко, название получила в честь крестного хода из Большой церкви Зимнего дворца через это помещение);
  • Петровский/Малый тронный зал (посвящен памяти Петра I);
  • Гербовый зал (после пожара восстановлен В.П. Стасовым в стиле русского позднего классицизма, предназначен был для приемов господ, имеет гербы российских губерний);
  • Георгиевский/Большой тронный зал (расположен белый мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона»);
  • Военная галерея (посвящена войне с Наполеоном и победе над ним);
  • Пикетный/Новый зал (посвящен истории русской армии);
  • Большая церковь (сооружена звонница с 5 колоколами, выполнена в стиле барокко);
  • Покои императрицы Марии Александровны (состоят из Золотой гостиной, Танцевального зала, Синей спальни, Будуара, Малинового кабинета);
  • Александровский зал (в настоящее время находится коллекция серебра западноевропейского происхождения);
  • Аванзалы Невской парадной анфилады (состоит из концертного зала, Аванзала, Николаевского зала);
  • Белая столовая (отличается разнообразием интерьера, выполнена в стиле рококо);
  • Малахитовая гостиная (было использовано для отделки 125 пудов малахита, вся гостиная обрамлена в него).

Заключение

Зимний дворец всегда был и будет символом величия Российского государства. Это непоколебимый лидер среди туристических объектов мирового масштаба. Ради такой исторической красоты немало ошеломленных туристов ставят первым в списке по посещению именно Зимний дворец с его чарующим летним садом , разбитым на берегу Невы.

Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга является Зимний дворец. Большой размер и великолепная отделка позволяют с полным правом отнести Зимний дворец к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имеет ничего подобного в целой . Своею огромностью, своею архитектурою изображает он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминает о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России… Зимний дворец для нас является представителем всего отечественного, русского, нашего», - так писал о Зимнем дворце В.А Жуковский.

История Зимнего дворца

Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческа) Растрелли (1700-1771)- крупнейший представитель русского барокко. По происхождению . В 1716 году приехал с отцом в Петербург. Учился за границей. В 1730-1760 годах он был назначен придворным архитектором. К его детищам относят собор Смольного монастыря, Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец), Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгонова, дворец Воронцова и, конечно, Зимний дворец.

Зимний дворец строился сразу с целью, что это будет главная резиденция царей. Дворец возводился «для единой славы всероссийской», подчеркивал Растрелли. Пока возводился дворец, царский двор располагался во временном деревянном дворце, построенном Растрелли в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки. В 1754 году был утвержден проект дворца. Его строительство продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и недолгое правление Петра III. Осенью 1763 года Екатерина II возвращается после коронационных торжеств из Москвы в Петербург и становится полновластной хозяйкой нового дворца.

Сначала Зимний дворец был построен как небольшой двухэтажный дом, крытый черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом. Но в дальнейшем был достроен еще один этаж.

Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4 тысяч человек трудилось на этой строительной площадке. Здесь были собраны лучшие мастера со всей страны.

Завершилось строительство в 1762 году, но в течение долгого времени еще велись работы по отделке внутреннего интерьера. Отделка интерьеров была поручена лучшим русским архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж. Б. Валлен-Деламоту и А. Ринальди.

В 1780-1790-х годах работы по переделке внутреннего убранства дворца продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. Вообще, дворец невероятное число раз переделывался и перестраивался. Каждый новый архитектор старался привнести что-то свое, порой разрушая уже построенное.

По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца. Помещения по сторонам галерей носили служебный характер. Здесь находились кладовые, караульное помещение, жили служащие дворца.

Парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии располагались на втором этаже и были построены в стиле русского барокко - огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный декор «рококо». На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Много раз дворец разрушался. Например, сильный пожар 17-19 декабря 1837 года почти полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего дворца, от которого остался лишь обгорелый остов. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А.П.Брюллов. Согласно приказу Николая I дворец должен был быть восстановлен таким же, каким он был до пожара. Однако не все было так легко сделать, например, только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде.

В конце XIX - начале XX века внутреннее оформление постоянно изменялось и добавлялось новыми элементами. Таковы, в частности, являются интерьеры покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, созданные по проектам Г. А. Боссе (Красный будуар) и В.А. Шрейбера (Золотая гостиная), а также библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский). Среди обновленных интерьеров наиболее интересной была отделка Николаевского зала, в котором находился большой конный портрет императора Николая I работы художника Ф. Крюгера.

Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. После убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. С этого момента в Зимнем дворце проводились лишь особо торжественные церемонии. С вступлением на престол Николая II в 1894 году императорская фамилия вновь вернулась во дворец.

Самые существенные изменения в истории Зимнего дворца произошли в 1917 году, вместе с приходом большевиков к власти. Очень много ценностей было расхищено и повреждено матросами и рабочими, пока дворец находился под их контролем. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости, были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней Советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло здания под охрану. Вскоре ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в и в здании Исторического музея.

В 1918 году часть помещений Зимнего дворца было отдано под музей Революции, что повлекло за собой переустройство их интерьеров. Полной ликвидации подверглась Романовская галерея, в которой находились портреты государей и членов дома Романовых. Многие покои дворца заняли приемный пункт для военнопленных, детская колония, штаб по устройству массовых торжеств и т. д. Гербовый зал использовали для театральных представлений, Николаевский зал переоборудовали в кинематограф. Кроме того, в залах дворца неоднократно проводились съезды и конференции различных общественных организаций.

Когда в конце 1920 года эрмитажные и дворцовые коллекции возвратились из Москвы в Петроград, для многих из них просто не нашлось места. В итоге сотни произведений живописи и скульптуры пошли на украшение особняков и квартир партийных, советских и военных руководителей, домов отдыха чиновников и членов их семей. С 1922 года помещения Зимнего дворца начали постепенно передаваться Эрмитажу.

Зимний дворец серьезно пострадал в годы войны. Снарядами и бомбами были повреждены Малый тронный или Петровский зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесен ущерб Иорданской лестнице. Реставрационные работы потребовали огромных усилий, растянулись на много лет.

Особенности строения Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.

Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.

Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.

Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней расположены различные детали декора - колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый Театр.

Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной - изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово.

Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный, зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д. Доу.

Достойны внимания Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственна строгость и художественная цельность, что отличает стиль классицизма. Самый большой зал Зимнего - это Николаевский зал (площадью тысяча сто квадратных метров). Особенно замечателен Малахитовый зал - единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь малахитовых колонн, столько же пилястр и два больших малахитовых камина.

Место расположения Зимнего дворца

Три центральные площади - Дворцовая, площадь Декабристов и Исаакиевская площадь образуют единый пространственный элемент на берегу Невы. Именно на этих площадях расположены главные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Её широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий.

Официальный адрес Зимнего дворца - Дворцовая набережная, дом 36.

Сегодня трудно отделить Зимний дворец от Эрмитажа. Здесь теперь размещаются ценные выставки и экспозиции, да и сам дворец уже давно воспринимается, как историческая ценность. Его история представляет собой непосредственное продолжение истории России, Петербурга и императорской династии.

Можно сказать, что зимний дворец известен во всём мире, его знают также как французский и как английский Тауэр. Санкт-Петербург является одним из самых интересных городов в России, и он очень привлекателен для туристов. И почти все экскурсионные группы посещают Эрмитаж, где они и узнают историю Зимнего дворца.

Построено в 1754 - 1762 годах по проекту архитектора Б.-Ф. Растрелли.
 Первый Зимний дворец Петра I стоял на канале, получившим название Зимняя канавка. Второй Зимний дворец построен был также на этой Зимней канавке, но главным фасадом он был обращен на Неву. В нем, в январе 1725 года, Петр I умер (в комнате первого этажа за нынешним вторым окном, считая от Невы).

Второй Зимний дворец вскоре после смерти Петра, в 1726 - 1727 годах, был расширен, украшен, обогащен по проекту Доменико Трезини . В 1730-х годах для царицы Анны Ивановны Б.-Ф. Растрелли построил новый, четвертый Зимний дворец, перестроив для этого палаты графа Апраксина (они стояли на части территории, занимаемой нынешним Зимним дворцом).
 Дочь Петра 1 - царица «Елисавет» (как она себя именовала) - приказала возвести для нее новый, пятый Зимний дворец . И Растрелли возвел здание деревянного Зимнего дворца, которое на Невской першпективе заняло пространство от Мойки до Малой Морской слободы (Малая морская улица).

Здесь царица Елизавета обреталась «со служителями» и любимыми котами (их было около сотни).
 Поэт А. К. Толстой писал:
… Веселая царица
Была Елисавета.
Поет и веселится,
Порядка только нет…

После смерти Елизаветы в гардеробах её осталось 15 тысяч платьев, многие тысячи туфель и чулок, а в государственной казне оказалось лишь шесть серебряных рублей. Тем не менее, в царствование её был (за счет доходов, принадлежавших царской казне кабаков) отстроен шестой Зимний дворец.
 Сменивший на троне Елизавету Петр III захотел немедля въехать в новую резиденцию. Но Дворцовая плошадь ещё была загромождена грудами кирпичей, досками, бревнами, бочками с известью и тому подобным строительным мусором.
 Капризный нрав нового царя был известен, и оберполицеймейстер нашел выход: по Петербургу было объявлено, что все обыватели имеют право брать на Дворцовой площади все, что им заблагорассудится. Современник (А. Болотов) пишет в своих мемуарах, что чуть ли ни весь Петербург с тачками, повозками, а кто и с санками (несмотря на близость Пасхи!) прибежал на Дворцовую площадь . Над ней поднялись тучи песка и пыли. Обыватели хватали все: и доски, и кирпичи, и глину, и известь, и бочки… К вечеру площадь была очищена полностью. Торжественному въезду Петра III в новый Зимний дворец ничего не мешало. 


Зимний дворец - одно из грандиозных сооружений в стиле русского барокко. Многие интерьеры дворца принадлежат к числу мировых шедевров. 
Длина здания - почти 200 метров, ширина 160 метров, высота 22 метра, а протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 километра. Во дворце 1057 помещений с площадью полов 46 516 квадратных метров, 117 лестниц, 1 786 две
рей, 1 945 окон. В 1844 году Николай 1 отдал приказ, по которому, частные дома должны были строиться так, чтобы по высоте своей, по крайней мере, на сажень уступать Зимнему дворцу, что призвано было подчеркнуть приоритет и величие царской резиденции. Это правило действовало вплоть до 1905 года. Сад у западного (обращенного к Адмиралтейству) фасада Зимнего дворца был разбит лишь в 1896 году. Раньше на этой площадке происходили разводы караулов. В 1901 году сад обнесли установленной на красном камне-песчанике узорчатой решеткой. 


Любопытен такой факт: после Октябрьского штурма Зимнего дворца, красногвардеец, которому было поручено расставить караулы для охраны Зимнего, решил ознакомиться с расстановкой караулов в дореволюционное время. Он с удивлением узнал, что один из постов издавна находился на ничем не примечательной аллее придворцового сада (царская семья называла его «Собственным» и под этим названием сад был известен петербуржцам). Пытливый красногвардеец выяснил историю этого поста. Оказалось, что как-то царица Екатерина II, выйдя утром на Разводную площадку, увидела там проросший цветочек. Чтобы его не затоптали солдаты и прохожие, Екатерина, вернувшись с прогулки, приказала у цветочка поставить охрану. А когда цветочек увял, царица забыла отменить свой приказ о пребывании караула на этом месте. И с тех пор, около полутораста лет на этом месте стоял караул, хотя уже не было ни цветка, ни царицы Екатерины, ни даже Разводной площадки… 


Ограда Собственного сада в 1920 - 1924 годах была разобрана. Звенья решетки украсили сад имени 9 января за бывшей Нарвской заставой, а блоки красного песчаника, из которых были сделаны пилоны Собственного сада, использовали для оформления цоколя здания, построенного на месте сгоревшего (в дни Февральской революции) дома барона Фредерикса - на углу Почтамтской улицы и Конногвардейского переулка.
 В наше время в Зимнем дворце размещены коллекции

Освоение территории восточнее Адмиралтейства началось одновременно с возникновением верфи. В 1705 году на берегу Невы возвели дом для «Великого Адмиралтейца» - Федора Матвеевича Апраксина. К 1711 году место нынешнего дворца занимали особняки знати, причастной к флоту (строиться здесь могли только морские чиновники).

Первый деревянный Зимний дом «голландской архитектуры» по «образцовому проекту» Трезини под черепичной крышей был построен в 1711 году для царя, как для корабельных дел мастера Петра Алексеева. Перед его фасадом в 1718 году прорыли канал, впоследствии ставший Зимней канавкой. Петр называл его «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны дворец из деревянного был перестроен в скромно декорированный двухэтажный каменный дом с черепичной кровлей, который имел спуск к Неве. По мнению некоторых историков, свадебный пир состоялся в большом зале этого первого Зимнего дворца.

Второй Зимний дворец был сооружен в 1721 году по проекту Маттарнови. Главным фасадом он выходил уже на Неву. В нем Петр прожил свои последние годы.

Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения этого дворца по проекту Трезини. Части его позднее вошли в объем Эрмитажного театра, созданного Кваренги. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты петровского дворца внутри театра: парадный двор, лестница, сени, комнаты. Теперь здесь по существу экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого».

В 1733-1735 годах по проекту Бартоломео Растрелли на месте бывшего дворца Федора Апраксина, выкупленного для императрицы, был построен четвертый Зимний дворец - дворец Анны Иоанновны. Растрелли использовал стены роскошных палат Апраксина, возведенных ещё в петровские времена архитектором Леблоном.

Четвертый Зимний дворец стоял примерно там же, где мы видим нынешний, и был гораздо наряднее предыдущих дворцов.

Пятый Зимний дворец для временного пребывания Елизаветы Петровны и ее двора вновь строил Бартоломео Франческо Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Это было огромное деревянное здание от Мойки до Малой Морской и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. От него давно не осталось и следа. Многие исследователи истории создания нынешнего Зимнего о нем даже не вспоминают, считая пятым - современный Зимний дворец.

Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Строился он с 1754 по 1762 год по проекту Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны и является ярким образцом пышного барокко. Вот только пожить во дворце Елизавета не успела - умерла, так что первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца стала Екатерина вторая.

В 1837 году Зимний сгорел - пожар начался в Фельдмаршальском зале и продолжался целых три дня, все это время служители дворца выносили из него произведения искусства, украшавшие царскую резиденцию, вокруг Александровской колонны выросла огромная гора из статуй, картин, драгоценных безделушек... Говорят, что ничего не пропало...

Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года без каких-либо серьезных внешних изменений, к 1839 году работы были закончены, ими руководили два архитектора: Александр Брюллов (брат великого Карла) и Василий Стасов (автор Спасо-Перображенского и Троице-Измайловского соборов). Было только уменьшено количество скульптур по периметру его крыши.

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид. Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора появилось в 1946 году.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, - дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось.
Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Планировка Зимнего дворца

Бартоломео Растрелли уже имел опыт строительства царских дворцов в Царском Селе и Петергофе. В схему Зимнего дворца он заложил стандартный планировочный вариант, ранее им опробованный. Подвал дворца использовался, как жилье для слуг или складские помещения. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во втором этаже размещались торжественные парадные залы и личные апартаменты императорской семьи.На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эта планировка предполагала преимущественно горизонтальные связи между различными помещениями дворца, что нашло отражение в бесконечных коридорах Зимнего.
Северный фасад отличается тем, что в нем располагаются три громадных парадных зала. Невская анфилада включала: Малый зал, Большой (Николаевский зал) и Концертный зал. Большая анфилада разворачивалась по оси Парадной лестницы, идя перпендикулярно Невской анфиладе. Она включала в себя Фельдмаршальский зал, Петровский зал, Гербовый (Белый)зал Пикетный (Новый) зал. Особое место в череде залов занимали мемориальная Военная галерея 1812 года, торжественный Георгиевский и Аполлонов залы. В число парадных залов входили Помпейская галерея и Зимний сад. Маршрут прохождения царской семьи через анфиладу парадных залов имел глубинный смысл. Отработанный до мелочей сценарий Больших выходов служил не только демонстрацией всего блеска самодержавной власти, но и обращением к прошлому и настоящему российской истории.
Как в любом другом дворце императорской семьи, в Зимнем была церковь, вернее - две церкви: Большая и Малая. По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить императрице Елизавете Петровне и её «большому двору», Малая же - «молодому двору» - двору наследника-цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Интерьеры Зимнего дворца

Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Один из немногих интерьеров дворца, сохранивший первоначальную отделку в стиле барокко – парадная Иорданская лестница. Она занимает огромное пространство почти 20-метровой высоты и кажется еще выше за счет росписи плафона. Отражаясь в зеркалах, реальное пространство кажется еще больше. Созданная Бартоломео Растрелли лестница после пожара 1837 года была восстановлена Василием Стасовым, сохранившим общий замысел Растрелли. Декор лестницы бесконечно разнообразен – зеркала, статуи причудливая позолоченная лепнина, варьирующая мотив стилизованной раковины. Формы барочного декора стали сдержаннее после замены деревянных колонн, облицованных розовым стюком (искусственным мрамором) на монолитные гранитные колонны.

Из трех залов Невской анфилады наиболее сдержан по отделке Аванзал. Основной декор сосредоточен в верхней части зала – это аллегорические композиции, исполненные в монохромной технике (гризайль) на позолоченном фоне. С 1958 года в центре Аванзала установлена малахитовая ротонда (сначала она находилась в Таврическом дворце, затем в Александро-Невской лавре).

Более торжественно оформлен самый большой зал Невской анфилады – Николаевский. Это один из самых больших залов Зимнего дворца, его площадь - 1103 м кв. Парадность ему придают трехчетвертные колонны пышного коринфского ордера, роспись каймы плафона и огромные люстры. Зал выдержан в белом цвете.

Концертный зал, предназначенный в конце XVIII века для придворных концертов, имеет более насыщенный скульптурный и живописный декор, чем два предыдущие зала. Зал украшают статуи муз, установленные во втором ярусе стен над колоннами. Этот зал завершал анфиладу и первоначально был задуман Растрелли как преддверие к тронному залу. В середине XX века в зале установили серебряную гробницу Александра Невского (переданную в Эрмитаж после революции) весом около 1500 кг, созданную на Монетном дворе Санкт-Петербурга в 1747–1752 гг. для Александро-Невской лавры, в которой и по сей день хранятся мощи Святого князя Александра Невского.
Большую анфиладу начинает Фельдмаршальский зал, предназначенный для размещения портретов фельдмаршалов; он должен был дать представление о политической и военной истории России. Его интерьер создан, так же как и соседнего с ним Петровского (или Малого тронного) зала, архитектором Огюстом Монфераном в 1833 г. и восстановлен после пожара 1837 г. Василием Стасовым. Главное назначение Петровского зала мемориальное – он посвящен памяти Петра Великого, поэтому его отделка отличается особой пышностью. В золоченом декоре фриза, в росписи сводов – гербы Российской империи, короны, венки славы. В огромной нише с закругленным сводом помещена картина, изображающая Петра I, ведомого богиней Минервой к победам; в верхней части боковых стен размещены картины со сценами важнейших битв Северной войны - при Лесной и под Полтавой. В декоративных мотивах, украшающих зал, бесконечно повторяется вензель из двух латинских букв «P», обозначающих имя Петра I, - «Petrus Primus»

Гербовый зал украшен щитками с гербами русских губерний XIX в., расположенными на огромных люстрах, освещающих его. Это образец позднеклассического стиля. Портики на торцовых стенах скрадывают огромность зала, сплошное золочение колонн подчеркивает его парадность. Четыре скульптурные группы воинов Древней Руси напоминают о героических традициях защитников отечества и предваряют следующую за ним Галерею 1812 года.
Самое совершенное творение Стасова в Зимнем дворце - Георгиевский (Большой тронный) зал. Созданный на том же месте зал Кваренги погиб в пожаре 1837 г. Стасов, сохранив архитектурный замысел Кваренги, создал совершенно иной художественный образ. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Декор потолка и колонн выполнен из золоченой бронзы. Орнамент потолка повторяется в паркете, набранном из 16 ценных пород дерева. Отсутствуют в рисунке пола только Двуглавый орел и святой Георгий – негоже наступать на гербовые знаки великой империи. Трон из золоченого серебра восстановлен на прежнем месте в 2000 г. архитекторами и реставраторами Эрмитажа. Над тронным местом находится мраморный барельеф со святым Георгием, поражающим дракона, работы итальянского скульптора Франческо дель Неро.

Хозяева Зимнего дворца

Заказчицей строительства была дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна, она торопила Растрелли с постройкой дворца, поэтому работы велись бешеными темпами. Спешно отделывались личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Но пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 года. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник императрицы (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию к Пасхе 1762 года. Петр III немедленно затеял переделки в юго-западном ризалите. В число покоев вошли кабинет и библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу царскосельского. Для своей жены он определил покои в юго-западном ризалите, окна которого выходили на промышленную зону Адмиралтейства.

Император прожил во дворце только до июня 1762 года, после чего, сам того не предполагая, навсегда покинул его, переехав в свой любимый Ораниенбаум, где в конце июля подписал отречение, вскоре после чего был убит в Ропшинском дворце.

Начался «блестящий век» Екатерины II, ставшей первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца, а юго-восточный ризалит, выходивший на Миллионную улицу и Дворцовую площадь, стал первой из «зон проживания» хозяев дворца. Екатерина II после переворота в основном продолжала жить в деревянном елизаветинском дворце, а в августе уехала в Москву для коронации. Строительные работы в Зимнем не прекратились, но вели их уже другие архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Антонио Ринальди, Юрий Фельтен. Растрелли сначала отправили в отпуск, а потом и в отставку. Вернулась Екатерина из Москвы в начале 1863 года и перенесла свои покои в юго-западный ризалит, показывая переемственность от Елизаветы Петровны к Петру III и к ней - новой императрице. Все работы в западном крыле свернули. На месте покоев Петра III при личном участии императрицы был выстроен комплекс личных покоев Екатерины. В него вошли: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая с двумя окнами; Уборная; две Повседневные спальни; Будуар; Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Позднее Екатерина приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные ящики, крепящиеся к стенам.
Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз.

Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из него и вернулся в ноябре 1796 года, став императором. Во дворце Павел прожил четыре года в переделанных покоях Екатерины. Вместе с ним переехала его большая семья, поселившаяся в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, не скрывая своих планов буквально «ободрать» интерьеры Зимнего дворца, использовав все ценное для украшения Михайловского замка.

После гибели Павла в марте 1801 года император Александр I сразу же вернулся в Зимний дворец. Дворцу вернулся статус главной имперской резиденции. Но он не стал занимать покои юго-восточного ризалита, вернулся в свои комнаты, находящиеся вдоль западного фасада Зимнего дворца, с окнами на Адмиралтейство. Помещения второго этажа юго-западного ризалита навсегда утратили значение внутренних покоев главы государства. Ремонтировать покои Павла I начали в 1818 году, накануне приезда в Россию короля Прусси Фридриха Вильгельма III, назначив ответственным за выполнение работ «коллежского советника Карла Росси» . По его рисункам выполнены все дизайнерские работы. С этого времени комнаты в этой части Зимнего дворца стали официально именовать «прусско-королевскими комнатами», а позднее - Второй запасной половиной Зимнего дворца. Она отделена от Первой половины Александровским залом, в плане эта половина состояла из двух перпендикулярных анфилад, выходящих окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, которые по-разному соединялись с комнатами, выходящими во двор. Было время, когда в этих комнатах жили сыновья Александра II. Сначала Николай Александрович (которому так и не суждено было стать русским императором) , а с 1863 года и его младшие братья Александр (будущий император Александр III) и Владимир. Они съехали из помещений Зимнего дворца в конце 1860-х, начав свою самостоятельную жизнь. В начале ХХ века в комнатах Второй запасной половины селили сановников «первого уровня», спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 года там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем осенью 1905 года в этих помещениях поселили премьер-министра Столыпина с семьей.

Помещения на втором этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 году. Умная, честолюбивая и волевая жена Павла в период своего вдовства сумела сформировать структуру, которая именовалась «ведомство императрицы Марии Федоровны». Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи представителям различных сословий. В 1827 году в покоях сделали ремонт, закончившийся в марте, а в ноябре этого же года она умерла. Её третий сын император Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась Первая запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 году там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти пять лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 году. После смерти императрицы Марии Александровны и императора Александра II их комнаты вошли в состав Первой запасной половины.

На первом этаже южного фасада между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности(2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.

Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Так как эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец; другие встречали там не только старость, но и смерть...

Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр. Его снесли в середине 1780-х гг., чтобы разместить там комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего императора Павла I. В 1816 году великая княгиня Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для великого князя Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После того как великий князь стал в 1825 году императором Николаем I супруги переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит. А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (будущей императрице Марии Александровне) они заняли помещения второго этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться «Половиной императрицы Марии Александровны»

Фотографии Зимнего Дворца