Высота пирамиды хеопса. Пирамида фараона Хеопса. История египетских пирамид Современная высота пирамиды хеопса

В этот раз хотелось бы поведать о самой величественной из них о пирамиде Хеопса. Пирамида Хеопса (также известна под названием Пирамида Хуфу) – является . и одной из крупнейших египетских пирамид. Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.

Интересный факт №2

Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э В Египте официально установлена и празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса - 23 августа 2470 года до н. э.

Интересный факт №3

Однако имеются и другие предположения. Так, арабский историк Ибрагим-бен ибн Вассуфф Шах считал, что пирамиды Гизы были возведены допотопным царём по имени Саурид. Абу Зейд эль Бахи пишет о некоей надписи, в которой говорится, что Великая Пирамида Хеопса была построена около 73 000 лет назад. Ибн Батута утверждал (и не только он), что пирамиды построил Гермес Трисмегист и т.д. Очень интересна гипотеза русского учёного Сергея Проскурякова, который считает, что пирамиды были построены Пришельцами с Сириуса и что архитектор Хемиун сам был с Сириуса. Владимир Бабанин также считает, что пирамиды были построены Пришельцами с Сириуса, а возможно и с Дессы созвездия Лебедя в незапамятные времена, но во времена Хеопса пирамиды были отреставрированы. Некоторые считают, что пирамиды возвели атланты

Интересный факт №4

Логично выглядит версия, что в любом случае Пирамиды были воздвигнуты уже после того, как на Земле произошло смещение полюсов, иначе невозможно было бы сориентировать Пирамиды с такой невероятной точностью, с какой они расположены сегодня.

Интересный факт №5

Изначально высота пирамиды Хеопса составляла 146,6 метра.Но время безжалостно растворило 7 метров и 85 сантиметров это величественной конструкции. Несложные подсчеты покажут, что теперь пирамида имеет высоту 138 метров и 75 сантиметров.

Интересный факт №6

Периметр пирамиды 922 метра, площадь основания 53 000 квадратных метров (сравнима с площадью 10 футбольных полей). Ученые посчитали общий вес пирамиды, который составил более 5 миллионов тонн.

Интересный факт №7

Пирамида состоит из более чем 2,2 миллионов больших каменных блоков известняка, гранита и базальта, средний вес каждого из которых около 2,5 тонн. Всего в пирамиде 210 рядов блоков. Самый тяжелый блок весит около 15 тонн. Основание представляет собой скальное возвышение, высота которого 9 метров. Изначально поверхность пирамиды представляла собой гладкую поверхность, т.к. была покрыта специальным материалом.

Интересный факт №8

Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Этот вход в пирамиду был заделан гранитной пробкой

Интересный факт №9

Сегодня туристы попадают внутрь пирамиды через 17м пролом, который сделал в 820 г. халиф Абу Джафар аль-Ма’мун. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя.

Интересный факт №10

Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой.

Интересный факт №11

Когда солнце движется вокруг пирамиды, можно заметить неровность стен - вогнутость центральной части стен. Возможно, причиной этого является эрозия или повреждения в результате падения каменной облицовки. Возможно также, что это было специально сделано ещё во время строительства

Интересный факт №12

Одна из самых ранних гипотез рассматривала египетские (и другие) пирамиды как гробницы, откуда и пошли названия: камера царя (фараона) и камера царицы. Однако, по мнению многих современных ученых-египтологов, пирамида Хеопса в качестве гробницы никогда не использовалась, а имела совсем другое назначение.

Интересный факт №13

Некоторые египтологи полагают, что пирамида является хранилищем эталонов древних мер и весов, а также моделью известных линейных и временных измерений, которые характерны для Земли и основываются на принципе вращения полярной оси. Считается подтвержденным, что тот (или те), кто руководил строительством пирамиды, обладал абсолютно точным знанием о таких вещах, которые были открыты человечеством значительно позже. К ним относится: длина окружности земного шара, долгота года, среднее значение орбиты Земли при ее вращении вокруг Солнца, конкретная плотность земного шара, ускорение силы тяжести, скорость света и многое другое. И все эти знания, так или иначе, заложены, якобы, в пирамиде.

Интересный факт №14

Есть мнение, что пирамида представляет собой своеобразный календарь. Почти доказано, что она служит и теодолитом, и компасом, причем такой точности, что с ней можно сверять самые современные компасы.

Интересный факт №15

Еще одна гипотеза полагает, что не только в параметры самой пирамиды, но и в ее отдельные структуры заложено множество важных математических величин и соотношений, например, число "пи", а параметры камеры царя объединяют "священные" треугольники со сторонами 3-4-5. Считается, что углы и угловые коэффициенты пирамиды отражают самые современные представления о тригонометрических значениях, а контуры пирамиды с практической точностью включают в себя пропорции "золотого сечения".

Интересный факт №16

Существует гипотеза, рассматривающая пирамиду Хеопса как астрономическую обсерваторию, а по другой гипотезе Великая пирамида использовалась для посвящения в высшие ступени тайных знаний, а также для хранения этих знаний. При этом человек, посвящаемый в тайные знания, располагался в саркофаге.

Интересный факт №17

Много выдвинуто гипотез и о технологии строительства пирамиды, так как даже при использовании современного строительного оборудования построить такое грандиозное сооружение с той точностью, с какой оно было построено, не представляется возможным.

Пирамида Хеопса – наследие древней египетской цивилизации, ее стараются увидеть все туристы, приезжающие в Египет. Она поражает воображение грандиозными размерами. Вес пирамиды около 4 миллионов тонн, ее высота 139 метров, а возраст – 4,5 тыс. лет. До сих пор остается загадкой, как строили пирамиды люди в те давние времена. Не известно достоверно для чего были возведены эти величественные сооружения.

Легенды пирамиды Хеопса

Окутанный тайнами древний Египет был когда-то самой могущественной страной на Земле. Возможно, его народу были известны тайны, которые недоступны еще современному человечеству. Глядя на огромные каменные глыбы пирамиды, которые уложены с идеальной точностью, начинаешь верить в чудеса.

По одной из легенд пирамида служила хранилищем зерна во время великого голода. Эти события описаны в Библии (Книга Исход). Фараону приснился вещий сон, предупреждавший о череде неурожайных лет. Иосиф, сын Иакова, проданный братьями в рабство, сумел разгадать сон фараона. Правитель Египта поручил Иосифу организовать заготовку зерна, назначив его своим первым советником. Хранилища должны были быть огромными, учитывая, что из них кормились многие народы семь лет, когда на Земле был голод. Небольшое несоответствие по датам – примерно в 1 тысячу лет, приверженцы этой теории объясняют неточностью углеродного анализа, благодаря которому археологи определяют возраст древних построек.

По другой легенде пирамида служила для перехода материального тела фараона в высший мир Богов. Удивительным фактом является то, что внутри пирамиды, где стоит саркофаг для тела, не найдена мумия фараона, которую не могли забрать грабители. Для чего правители Египта сооружали такие огромные гробницы для себя? Неужели их целью была постройка красивого мавзолея, свидетельствовавшего о величии и могуществе? Если процесс постройки занимал несколько десятков лет и требовал огромных затрат труда, значит, конечная цель возведения пирамиды была жизненно важна для фараона. Некоторые исследователи считают, что мы очень мало знаем об уровне развития древней цивилизации, загадки которой еще предстоит открыть. Египтяне знали секрет вечной жизни. Ее обретали фараоны после смерти, благодаря технологии, которая была спрятана внутри пирамид.

Некоторые исследователи считают, что пирамиду Хеопса построила великая цивилизация еще более древняя, чем египетская, о которой нам ничего не известно. А египтяне только реставрировали уже имеющиеся древние здания, и использовали их по своему усмотрению. Им самим был неизвестен замысел предтеч, сооружавших пирамиды. Предтечи могли быть гигантами Допотопной цивилизации или обитателями других планет, прилетевшими на Землю в поисках новой родины. Гигантские размеры блоков, из которых сооружена пирамида, легче представить удобным строительным материалом для десятиметровых великанов, чем для обычных людей.

Еще одну интересную легенду о пирамиде Хеопса хотелось бы упомянуть. Говорят, что внутри монолитного строения скрывается тайное помещение, в котором находится портал, открывающий пути в другие измерения. Благодаря порталу можно мгновенно очутиться в выбранной точке времени или на другой, обитаемой планете Вселенной. Он был тщательно скрыт строителями для пользы людей, но будет вскоре найден. Остается вопрос, разберутся ли современные ученые в древних технологиях, чтобы воспользоваться открытием. А пока, исследования археологов в пирамиде продолжаются.

В эпоху античности, когда начался расцвет греко-римской цивилизации, древние философы составили описание самых выдающихся памятников архитектуры на Земле. Их назвали «Семь чудес света». К ним причислили Висячие сады Вавилона, Колос Родосский и другие величественные строения, сооруженные еще до нашей эры. Пирамида Хеопса, как самая древняя, стоит в этом списке на первом месте. Это чудо света единственное дошедшее до наших дней, все остальные были разрушены много веков назад.

По описаниям древнегреческих историков большая пирамида сияла в лучах солнца, отливая теплым золотистым блеском. Она была облицована плитами известняка метровой толщины. В гладком белом известняке, украшенном иероглифами и рисунками, отражались пески окружающей пустыни. Позднее местные жители разобрали облицовку для своих жилищ, которых они лишились в результате разрушительных пожаров. Возможно, верх пирамиды был украшен особым треугольным блоком, изготовленным из драгоценного материала.

Вокруг пирамиды Хеопса в долине расположился целый город мертвых. Полуразрушенные здания заупокойных храмов, две другие крупные пирамиды и несколько гробниц поменьше. Огромная статуя сфинкса с отбитым носом, которую недавно реставрировали, вытесана из монолитного блока гигантских размеров. Он взят из того же карьера, что и камни для постройки гробниц. Когда-то в десяти метрах от пирамиды была стена трехметровой толщины. Возможно, она предназначалась для охраны царских сокровищ, но не смогла остановить грабителей.

История строительства

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, как древние люди строили пирамиду Хеопса из огромных каменных глыб. По найденным рисункам на стенах других сделано предположение, что каждый блок рабочие вырубали в скалах, а затем тащили к месту строительства по пандусу, изготовленному из кедра. История не имеет единого мнения и по поводу того, кто был задействован в работах – крестьяне для которых во время разлива Нила не было другой работы, рабы фараона или наемные рабочие.

Сложность состоит в том, что блоки нужно было не только доставить к месту строительства, но и поднять на огромную высоту. Пирамида Хеопса до постройки была самым высоким сооружением на Земле. Решение этой задачи современные архитекторы видят по-разному. По официальной версии для подъема использовались примитивные механические блоки. Страшно представить, сколько людей погибло при строительстве таким методом. Когда рвались веревки и ремни, державшие глыбу, она могла раздавить десятки людей своим весом. Особенно тяжело было установить верхний блок постройки на высоте 140 метров над землей.

Некоторые ученые предполагают, что древние люди обладали технологией управления земной гравитацией. Блоки весом более 2 тонн, из которых построена пирамида Хеопса, могли перемещаться при таком методе с легкостью. Строительство выполнялось наемными рабочими, знавшими все секреты ремесла, под предводительством племянника фараона Хеопса. Не было человеческих жертв, непосильного труда рабов, только строительное искусство, достигшее высочайших технологий, которые нашей цивилизации недоступны.

Пирамида имеет основание одинаковое с каждой стороны. Его длина равна 230 метров и 40 сантиметров. Удивительная точность для древних необразованных строителей. Плотность кладки камней настолько велика, что между ними невозможно просунуть лезвие бритвы. Площадь в пять гектаров занята одним монолитным строением, глыбы которого соединены особым раствором. Внутри пирамиды несколько ходов и камер. Имеются вентиляционные отверстия, выходящие на разные стороны света. Предназначение многих внутренних помещений остается загадкой. Грабители вынесли все ценное задолго до того, как в гробницу вошли первые археологи.

В настоящее время пирамида внесена в список культурного наследия Юнеско. Ее фото украшает многие египетские туристические проспекты. В XIX веке власти Египта хотели разобрать огромные монолитные блоки древних сооружений для строительства дамб на реке Нил. Но затраты труда намного превосходили выгоды от работы, поэтому памятники древней архитектуры стоят по сей день, восхищая паломников долины Гиза.

Пример наглой Клеветы.

Эта информация расположена на глухом, но относительно популярном сайте.

Называется статейка

" Пирамида "Хеопса ": Размеры в метрах. "

Зеленым отмечена достоверная информация, красным - наглая ложь. Синим - мои комментарии.
Оранжевым , и другими оттенками - сомнительная информация.

Пирамида Хеопса, одна из трёх пирамид в Гизе, находится неподалёку от Каира и построена в форме правильной пирамиды с квадратом в основании . По данным точной реконструкции (она была частично разобрана на камень местными жителями ):

  1. В основании: Квадрат со сторонами по 230.35 метров (b=230.35 м)
  2. Высота приамиды Хеопса: 146.71 метра (h=146.71 м)
  3. Боковая грань пирамиды представляет собой равнобедренный прямоугольный треугольник - угол при вершине 90 o , два угла внизу - по 45 o (Вопиющая ложь, такое бывает только в квадрате разделенном диагоналями, т.е. высота пирамиды = 0)
  4. Всего треугольных граней 4 (естественно, т.к. в основании - квадрат)
  5. Сложена пирамида из кубических блоков известняка, самый большой из которых имеет длину ребра 1.5 метра
  6. Вероятно, первоначально, к вершине пирамиды вели 210 ступеней (К чему бы это приложить?)

Золотые сечения : Обозначим c длиннy "лестницы", которую образует наклонная боковая грань пирамиды. По теореме Пифагора:

c 2 =h 2 +(b/2 ) 2 ~186.52 метра (теорема правильная, цифры сомнительные)

(b/2)/c~0.618 золотое сечение.

Позднее была замечена ещё одна "золотая закономерность": Площадь основания пирамиды относится к площади всех 4 боковых граней пирамиды в пропорции "золотого сечения". Площадь боковой грани оказалась равна квадрату её высоты (bc/2 = h 2). (свойство пирамиды золотого сечения)

Вопрос: Кому нужна такая "Информация"?.

Дополнительная справка.

Математически точные размеры пирамиды живого сечения 3 порядка (Ф 3), соответствующие пирамиде Хеопса, при длине основания 230.35 м имеет высоту h = 146.505 м. При высоте h=146.71 м длина основания пирамиды b = 230.673 м

Ниже приведены данные различных измерений разными исследователями в разное время.

Размер Howard -Vyse Tailor Smyth Petrie Cole Проскуряков
A

Основания

232,751 232,867 231,394 230,561 230,365 233,164
H 148,153 148,133 147,113 146,721 146,731 146,595
h 188,395 188,415 187,158 186,592 186,539 187,300
a

угол наклона

51°51" 51°49"57" 51°49" 51°50"34" 51°52"06" 51°30"21"
Ф=tg 2 a 1,620676 1,618623 1,616799 1,619834 1,622818 1,581158

Расхождения в основном связаны с тем, где бралась линия основания. Какая точка принималась за верхнюю, тоже не совсем понятно, т.к. вершина пирамиды усечена. Толи это была реальная верхняя точка, толи она определялась по линиям, продолжающим грани.

В частности если взять за основу измерения Проскурякова, то похоже, что основание он мерил по наиболее достижимой нижней линии, а высоту до реальной вершины. В этом случае получаем следующие размеры пирамиды Хеопса.

При основании b =233,164 м. Математическая высота пирамиды h= 148.295 м.

Высота пирамиды, усеченной по третьей сфере h_= 146.344 м.

Если взять за основу h_= 146.595 м.

Тогда b = 233.572 м h= 148.554 м.

Апофема полной грани c= 188.964 м. ((b/2)/c=0. 618034, или c/(b/2)=1.618034)

Апофема усеченной грани c_= 186.478 м.

По ряду своих предположений, эти значения мне кажутся более правильными.

, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне , Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.

Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э. Существующие методы датирования времени начала строительства пирамиды делятся на исторические, астрономические и радиоуглеродные. В Египте официально установлена и празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса - 23 августа 2560 года до н. э. Данная дата получена с использованием астрономического метода Кейт Спенс (Университет в Кембридже). Однако не стоит считать эту дату истинным историческим событием, так как её метод и полученные с его помощью даты подвергались критике многих египтологов. Существующие три других метода датирования дают разные даты - Стивена Хака (Университет Небраска) 2720 до н. э., Джуана Антонио Бельмонте (Университет астрофизики в Канарисе) 2577 до н. э. и Поллукса (Университет Баумана) 2708 до н. э. Радиоуглеродный метод даёт диапазон от 2680 до н. э. до 2850 до н. э. Поэтому установленному «дню рождения» пирамиды нет никаких серьёзных подтверждений, так как египтологи не могут сойтись в том, в каком именно году началось строительство .

Статистические данные

  • Высота (сегодня): ≈ 138,75 м
  • Угол наклона боковой грани (сейчас): 51° 50"
  • Длина бокового ребра (изначально): 230,33 м (по подсчётам) или около 440 королевских локтей
  • Длина бокового ребра (сейчас): около 225 м
  • Длина сторон основания пирамиды: юг - 230,454 м; север - 230,253 м; запад - 230,357 м; восток - 230,394 м
  • Площадь основания (изначально): ≈ 53 000 м² (5,3 га)
  • Площадь боковой поверхности пирамиды (изначально): ≈ 85 500 м²
  • Периметр основания: 922 м
  • Общий объём пирамиды без вычета полостей внутри пирамиды (изначально): ≈ 2,58 млн м³
  • Общий объём пирамиды за вычетом всех известных полостей (изначально): 2,50 млн м³
  • Средний объём каменных блоков: 1,147 м³
  • Средняя масса каменных блоков: 2,5 т
  • Самый тяжёлый каменный блок: около 35 т - расположен над входом в «Камеру царя».
  • Количество блоков усреднённого объёма не превышает 1,65 млн (2,50 млн м³ - 0,6 млн м³ скального основания внутри пирамиды = 1,9 млн м³/1,147 м³ = 1,65 млн блоков указанного объёма физически может поместиться в пирамиде, без учёта объёма раствора в межблочных швах); отнесение к 20-летнему сроку строительства * 300 рабочих дней в году * 10 рабочих часов в день * 60 минут в часе приводит к скорости укладки (и доставки к месту строительства) - около блока в две минуты.
  • По подсчётам, общий вес пирамиды - около 4 млн тонн (1,65 млн блоков х 2,5 тонн)
  • Основание пирамиды покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 12-14 м и занимает, по последним данным, минимум 23 % от первоначального объёма пирамиды

О пирамиде

Пирамида называется «Ахет-Хуфу» - «Горизонт Хуфу» (или более точно «Относящийся к небосклону - (это) Хуфу»). Состоит из блоков известняка и гранита. Она была построена на естественном известняковом холме. После того, как пирамида лишилась нескольких слоёв облицовки, этот холм частично просматривается на восточной, северной и южной сторонах пирамиды. Несмотря на то, что пирамида Хеопса - самая высокая и самая объёмная из всех египетских пирамид, всё же фараон Снофру построил пирамиды в Мейдуме и в Дахшуте (Ломаная пирамида и Розовая пирамида), общая масса которых оценивается в 8,4 млн тонн.

Первоначально пирамида была облицована более твёрдым, чем основные блоки, белым известняком . Верх пирамиды венчал позолоченный камень - пирамидион (др. егип. - «Бенбен»). Облицовка сияла на солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 году арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды для того, чтобы построить новые дома.

Структура пирамиды

Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки, но это структура, которая была внутри пирамиды - истинный вход не сохранился. Истинный вход в пирамиду, вероятнее всего, был закрыт каменной пробкой. Описание такой пробки можно найти у Страбона , также облик её можно представить, исходя из сохранившейся плиты, закрывавшей верхний вход в Ломанную пирамиду Снофру, отца Хеопса. Сегодня туристы попадают внутрь пирамиды через 17-метровый пролом, который сделал в 820 году багдадский халиф Абдуллах аль-Мамун на 10 метров ниже. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя .

Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой.

Погребальная «яма»

Нисходящий коридор длиной в 105 м, идущий под наклоном 26° 26’46, приводит к горизонтальному коридору длиной 8,9 м, ведущему к камере 5 . Расположенная ниже уровня земли в скальном известняковом основании, она осталась незавершённой. Размеры камеры 14×8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота достигает 3,5 м, потолок имеет крупную трещину. У южной стены камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7×0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком. Инженеры Джон Перринг (John Shae Perring) и Говард Уайз (Richard William Howard Vyse) в начале XIX века расчистили в камере пол и вырыли колодец глубиной 11,6 м, в котором они надеялись обнаружить скрытую погребальную комнату. Они основывались на свидетельствах Геродота , утверждавшего, что тело Хеопса находится на острове, окружённом каналом в скрытой подземной камере. Их раскопки ни к чему не привели. Поздние исследования показали, что камера была брошена незавершённой, а погребальные камеры было решено устроить в центре самой пирамиды.

Несколько фотографий, сделанных в 1910 году

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

Восходящий коридор и Палаты царицы

От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5° идёт на юг восходящий проход (6 ) длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи (9 ).

В своём начале восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные «пробки», которые снаружи, из нисходящего прохода, были замаскированы блоком известняка, выпавшим при работах аль-Мамуна. Таким образом, предыдущие примерно 3 тысячи лет считалось, что в Большой пирамиде нет иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор. По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что восходящий проход имеет пробки, установленные в начале строительства и, таким образом, этот проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки находились до этого в пределах Большой галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона.

Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды - так называемые коридорах испытаний к северу от Большой пирамиды, - имеется стык не двух, а сразу трёх коридоров, третьим из которых является вертикальный туннель. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос, есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым.

В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность: в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» - то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно. В районе рамочных камней стены прохода имеют несколько небольших ниш.

Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Стены этого горизонтального коридора сложены из очень крупных блоков известняка, на которые нанесены фальшивые "швы", имитирующие кладку из блоков меньшего размера. За западной стеной прохода имеются полости, заполненные песком. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы», хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.

    Chambre-reine-kheops.jpg

    Чертёж Палаты царицы (7 )

    Ниша в стене Палаты царицы

    Коридор у входа в зал царицы (1910)

    Вход в камеру царицы (1910)

    Ниша в камере царицы (1910)

    Вентиляционный канал в камере царицы (1910)

    Коридор в восходящий туннель (12 )

    Гранитная пробка (1910)

    Blocs-bouchons2.jpg

    Коридор в восходящий туннель (слева - закрывающие блоки)

Грот, Большая галерея и Палаты Фараона

Ещё одно ответвление от нижней части Большой галереи - узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение - «Грот» (Grotto) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот (12 ) расположен на «стыке» каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и, поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение, что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том, как строителям удалось точно выйти на Грот.

Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т. н. «ложный свод ») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений неясного предназначения. Углубление заканчивается т. н. «Большой ступенькой» - высоким горизонтальным выступом, площадкой 1×2 метра в конце Большой галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» - Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены (28-я и последняя пара углублений БГ). Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещён пустой гранитный саркофаг. Крышка саркофага отсутствует. Вентиляционные шахты имеют устья в "Камере царя" на южной и северной стенах на высоте примерно метра от уровня пола. Устье южной вентшахты сильно повреждено, северная предстает неповрежденной. Пол, потолок, стены камеры не имеют никаких украшений либо отверстий или элементов крепления чего-либо, относящихся к времени строительства пирамиды. Плиты потолка все лопнули вдоль южной стены и не падают внутрь помещения лишь за счет прижима весом вышележащих блоков.

Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX веке пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные гранитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие из известняка. Считается, что их назначение - распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити , оставленные, вероятно, рабочими.

    Интерьер Грота (1910)

    Чертеж грота (1910)

    Чертеж соединения Грота с Большой галереей (1910)

    Вход в туннель (1910)

    Вход в туннель (1910)

    Embranchement-grande-galerie.jpg

    Вид Большой галереи от входа в помещение

    Grande-galerie.jpg

    Большая галерея

    Большая галерея (1910)

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    «Большая ступенька»

    Kheops-chambre-roi.jpg

    Чертеж Камеры фараона

    Chambre-roi-grande-pyramide.jpg

    Камера фараона

    Камера фараона (1910)

    Интерьер вестибюля перед камерой царя (1910)

    Канал "вентиляции" у южной стены комнаты царя (1910)

Вентиляционные каналы

От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя», известные ещё с XVII века, сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены около 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 году. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности примерно 12 метров. Верхние концы каналов «Камеры царицы» закрыты каменными «Дверками Гантенбринка», каждая с двумя медными ручками. Медные ручки были опечатаны гипсовыми печатями (не сохранились, но остались следы). В южной вентшахте «дверца» обнаружена в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II» ; изгиб северной шахты не позволил обнаружить в ней такую же «дверцу» этим роботом. В 2002 году с помощью новой модификации робота в южной «дверце» было пробурено отверстие, но за ней обнаружилась небольшая полость длиной в 18 сантиметров и ещё одна каменная «дверца». Что находится дальше, пока неизвестно. Этот робот подтвердил наличие аналогичной «дверцы» на конце северного канала, но её сверлить не стали. Новый робот в 2010 году смог просунуть в просверленное отверстие в южной «дверце» змеевидную телекамеру и обнаружил, что медные «ручки» с той стороны «дверцы» оформлены в виде аккуратных петель, а на полу «вентиляционной» шахты нанесены отдельные значки красной охрой. В настоящее время наиболее распространена версия, что предназначение «вентиляционных» каналов носило религиозный характер и связано с представлениями египтян о загробном путешествии души. А «дверца» на конце канала - это не что иное, как дверь в загробный мир. Именно поэтому она не выходит на поверхность пирамиды.

Угол наклона

Точно определить первоначальные параметры пирамиды не представляется возможным, поскольку её края и поверхности в настоящее время большей частью разобраны и уничтожены. Это затрудняет вычисление точного угла наклона . Кроме того, её симметрия сама по себе не является идеальной, так что при разных измерениях наблюдаются отклонения в цифрах.

Исследование геометрии Великой пирамиды не даёт однозначного ответа на вопрос о первоначальных пропорциях этого строения. Допускается, что египтяне имели представление о «Золотом сечении » и числе пи, которые были отражены в пропорциях пирамиды: так, соотношение высоты к половине периметра основания равняется 14/22 (высота = 280 локтей, а основание = 220 локтей, полупериметр основания = 2×220 локтей; 280/440 = 14/22). Впервые в мировой истории эти величины были использованы при строительстве пирамиды в Мейдуме . Однако для пирамид поздних эпох данные пропорции больше нигде не применялись, как, например некоторые имеют соотношения высоты к основанию, как 6/5 (Розовая пирамида), 4/3 (Пирамида Хефрена) или 7/5 (Ломаная пирамида).

Некоторые из теорий считают пирамиду астрономической обсерваторией . Утверждается, что коридоры пирамиды точно указывают в сторону «полярной звезды » того времени - Тубан , вентиляционные коридоры южной стороны - на звезду Сириус , а с северной стороны - на звезду Альнитак .

Вогнутость сторон

Как и в XVIII веке, когда было открыто это явление, сегодня по-прежнему нет удовлетворительного объяснения этой особенности архитектуры.

Лодки фараона

Вблизи пирамид было обнаружено семь ям с настоящими древнеегипетскими лодками, разобранными на части. Первое из этих судов, названных «Солнечные лодки» или «Солнечные ладьи», было обнаружено в 1954 году египетским архитектором Камалем эль-Маллахом и археологом Заки Нуром. Лодка была из кедра и не имела ни единого следа от гвоздей для крепления элементов. Лодка состояла из 1224 частей, их удалось смонтировать реставратору Ахмеду Юссефу Мустафе только в 1968 году.

Размеры лодки: длина - 43,3 м, ширина - 5,6 м, а осадка - 1,50 м.

На южной стороне пирамиды Хеопса открыт музей этой лодки.

    Kheops-boat-pit.JPG

    Одна из двух ям для Солнечных лодок. Восточная часть пирамиды

    Barque solaire-Decouverte2.jpg

    Место, где была обнаружена Солнечная лодка

    Cairo - Pharaons funeral ships museum outdoors.JPG

    Музей лодки на южной стороне пирамиды

    Gizeh Sonnenbarke BW 2.jpg

    Солнечная лодка Хеопса, обнаруженная неподалёку от пирамиды в 1954 г.

Пирамиды цариц Хеопса

    Pyramide Henoutsen 01.JPG

    Спуск к погребальной камере Henoutsen

    Pyramide Henoutsen 02.JPG

    Погребальная камера Henoutsen

Напишите отзыв о статье "Пирамида Хеопса"

Литература

  • Ионина Н. А. 100 великих чудес света. - Москва., 1999.
  • Войтех Замаровский . Их величества пирамиды. - Москва., 1986.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Пирамида Хеопса

– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

31-03-2017, 22:01 |


Пирамида Хеопса это единственное из семи чудес света, которое сохранилось до наших дней. Вес 5 млн. тонн, высота 146 метров, возраст 4500 лет. Строительство пирамиды Хеопса и по сей день покрыто большой тайной. Многие ученые и египтологи делают ряд предположений, как же удалось в то время возвести такое массивное сооружение.

С помощью современных технологий одному из французских архитекторов удалось воспроизвести довольно точную картину. Вообще пирамиды представляют собой прекрасное и загадочное зрелище. Массивные сооружения пирамиды - , их строили без специальной техник, только руками древних египтян. Это очень странно, и поэтому вызывает такой интерес.

Строительство древних пирамид Египта


Чтобы прояснить всю картину вернемся во время строительства пирамид. это проявление . Они стали вратами для всех фараонов из мира живых в вечный мир мертвых. Самые внушительные из пирамид египтяне построили в течение одного столетия. Изначально строили пирамиды ступенчатые, например пирамида Джосера в Сакаре такая.

А вот первая пирамида с ровными гранями была построена фараоном из IV династии Снофром. Он был отцом Хеопса. Специальная облицовка пирамид делала их земным воплощением солнца. Со временем правда облицовка была заимствована нас строительство храмов и мечетей. Такую облицовку мы можем встретить лишь у основания пирамиды Хеопса и на вершине пирамиды Хефрена.

Пирамида Хефрена стала последней большой пирамидой в истории Египта. Затем после столетия грандиозного строительства вся страна вступила в трудное для себя время. Время усобиц, также произошло изменение климата, очень часто стали случаться засухи. Это привело к тому, что в смутное время междоусобиц секреты строительства пирамиды были утрачены.

Недавно археологами был найден поселок, по их мнению именно там проживали строители пирамиды. Это привело к многим открытиям. Египтологам стало понятно, как проходил - они жили вполне прилично, имели хорошее жилье и еды вдоволь, кушали мясо, хлеб, пили пиво. Как выяснилось, что строители не являлись . Раньше именно эта точка зрения господствовала.

Интересно, что пирамида Хеопса была самой высокой в мире до конца XIX в. Напомним, что ее высота составляла 146 метров. Погребальная камера пирамиды выложена гранитными блоками, вес которых выше 60 тонн. Это все очень странно и загадочно. Как же все-таки строили пирамиды. Поразительная высота и гранитные блоки внутри пирамиды Хеопса это две большие тайны.

Пирамида Хеопса точки зрения на строительство


Многие пытались раскрыть тайну строительства этой . Геродотом в 5 веке до н.э. была выдвинута идея об использовании рычагов из дерева. Еще одна идея о существовании насыпей до вершины пирамиды, или о пандусах снаружи в виде спирали. Эти гипотезы очень распространены на уроках истории. Однако не одна из них не содержит четкой доказательной базы. Нет тех аргументов, которые бы позволили со 100 % вероятностью сказать что та или иная гипотеза верна.

Одному французскому археологу пришла идея о том, что строительство пирамид происходило изнутри при помощи спирального тоннеля. Перед этим он провел ряд исследований всех гипотез, рассмотрел чертежи. Вскоре он выстроил свое предположение о том, как строили . Для начала ему следовало сделать технический анализ своего предположения. То есть разработать теорию о том, как же на практике реализовывалось такое строительство.

Для того чтобы доказать эту гипотезу следовало все рассчитать. Можно совершенно точно утверждать, что тоннелей в форме колец египтяне не строили. А вот выстраивать сооружения под прямым углом точно умели. Так в разработку пришла идея строительства пандуса внутри под углом 90 градусов. Если такой пандус существовал, то становилось возможным поднять блоки так высоко, даже на 146 метров.

Строительство в деталях пирамиды фараона Хеопса


Итак, идея внутренних пандусов. Уклон пандусов не должен превышать 7%, иначе просто нереально поднять блоки высоко. На поворотах были созданы специальные открытые площадки. Они позволяли поворачивать блоки в нужном направлении и при этом осуществляли вентиляцию тоннелей. Теория с пандусами была хороша, но требовала доказательств.

Для проверки всех расчетов требовалось заручиться поддержкой видных историков. Французский архитектор стал искать заинтересованных египтологов. Однако найти во Франции тех, кто обратил бы внимание на его масштабный проект, не удалось. Но один из американских египтологов ответил на его предложение. Встретившись, американец был поражен этой теорией.

Ученые отправляются в , что бы найти доказательство своей теории. Стоит отметить, что пирамида Хеопса зрелище потрясающее. Туристов пускают во внутрь через грабительский проход. Исследуя пирамиду изнутри, ученые пытались найти хоть какие-то намеки на внутренний пандус. Поражают стыки между блоками, они просто идеальны, нет никаких щелей.

Если двигаться через узкий проход под потолком галереи, то он приведет к 5-ти слоям гранитных блоков. Они образуют разгрузочные полосы над камерой царя, она снимает нагрузку с потолка нижних камер. Если бы не было этой системы, то камера фараона обрушилась бы.

Кроме этого есть специальный строительный проход на самую вершину пирамиды. Именно там ученые в начале XIX в. обнаружили картуш фараона Хеопса. Это главное доказательство того, что это пирамида именно фараона Хеопса.

Кстати, что если вы турист и хотите ознакомиться с сокровищами фараонов, то вам надо отправиться в музей Каира. Там представлено миллион экспонатов, которые расскажут о древней цивилизации Египта. Но к пирамиде конкретно Хеопса имеют отношение только два экспоната - Статуэтка Хеопса из слоновой кости и салазки из кедра. Салазки из ливанского кедра позволяют понять, как строили пирамиду.

Этапы строительства пирамиды


В правление Хеопса ни один египтянин не имел представления о том, что такое колесо. Каменные блоки перевозили на кедровых салазках. Но, тем не менее, по уровню техники египтяне достигли больших успехов. Гениальность строителей пирамид до сих пор восхищает египтологов.

По теории французского архитектора пандусов было два. Первый прямой идет от основания пирамиды снаружи. Он позволяет возвести основание пирамиды и еще больше половины самого строения, при этом построить и галерею фараона. Затем был построен второй пандус, который располагался уже внутри пирамиды. По теории после строительства 43 метров пирамиды на ее поверхность подняли блоки для камеры царя. Потом внешний пандус был разобран и из этих материалов построили второй внутренний пандус.

Для доказательства этой теории нужно обнаружить остатки пандуса внутри . Недалеко от Хеопса был построен храм Солнца, его построили спустя 100 лет. Интересно, что там есть внутри ход, похожий на внутренний пандус. Сам храм бы разрушен в конце XIX в., но имеется его чертеж. Это прямое доказательство того, что египтяне умели строить подобные ходы. Таким образом, есть большая вероятность и в пирамиде Хеопса построили такой же пандус.

Пирамида Хеопса и особенности строительства


Для того чтобы форма была идеальной, по мнению ученого, сначала укладывали внешние блоки. Соответственно внутренние блоки укладывали потом. Такая последовательность позволяло наглядно контролировать поверхность и угол уклона строящейся . В Дашуре есть ломанная пирамиды, у нее сохранилась облицовка. Толщина внешних блоков облицовки гораздо больше, чем у внутренних блоков. Это тоже говорит в пользу того, что сначала ставили наружные ошлифованные блоки, а потом уже внутренние.

Итак, укладывали внешние ошлифованные блоки, затем горизонтально еще один слой блоков, а все остальное пространство заполнялось грубыми блоками в качестве наполнителя. При таком порядке строительства и вправду можно было возвести в течение 20-ти лет. Такая дата и указана в текстах древних египтян.

На пирамиде Хеопса просматриваются снаружи белесые линии, можно предположить, что это и есть пандус. Их широта и наклон в точности соответствуют цифрам в этой теории. Для точных данных пирамиду нужно просканировать и если найдется колебания в плотности, то это будет основным доказательством существования пандуса. После исследования таки колебания были обнаружены. Колебания образовывали форму спирали. Такие результаты дало микрограмимитрическое исследование.

Согласно микрограмимитрическому исследованию пустоты в плотности пирамиды образовывали форму спирали. Согласно полученным данным пустоты занимали 15 % всей плотности пирамиды Хеопса. На северо-восточном ребре пирамиды есть зарубка, по расчетам она проходит прямо в районе пандуса. Может быть, там была площадка для строительства, где египтяне разворачивали блоки. Но исследовать этот участок сложно, так как после несчастных случаев на пирамиду залезать запрещено.

Пирамида Хеопса

Но власти пошли на встречу, и египтолог вместе с помощником забрались посмотреть на зарубку поближе. Однако не удалось обнаружить какой-нибудь намек на пандус. Но исследования точно доказали, что внутри есть спиральная полость. Только вот еще одна загадка - это то как поднимали блоки для палаты царя. Ведь по внутреннему пандусу можно поднимать лишь небольшие блоки, а как же доставляли остальные … Это тоже вопрос-загадка пока что. Если строить пирамиду, то внешний пандус не поможет доставить блок в 60 тонн на вершину. Для этого нужно 600 человек, которые работали бы синхронно. А это практически невозможно.

Таким образом предположение о внутреннем пандусе в виде спирали жизнеспособно, более того эта версия больше других подходит к строительству пирамид. Но есть некоторые нюансы, которые все еще объяснить сложно. Может быть это так и останется загадкой еще много лет.

Строительство пирамиды хеопса видео