В горах на юго-западе Польши, возможно, найден легендарный немецкий «золотой поезд. Что известно о таинственном поезде с «сокровищами нацистов Поезд рейха в польше

О золоте нацистов ходит много слухов и легенд. Историки, журналисты и профессиональные кладоискатели до сих пор ведут ожесточенные споры о том, куда исчезли золотые слитки Третьего рейха. Ведь союзники, оккупировав гитлеровскую Германию, обнаружили там только пустые банковские хранилища.

Версия о том, что гитлеровская Германия полностью растратила свой золотой запас в последние годы войны, сегодня полностью опровергнута серьезными научными исследованиями. Тем не менее спустя 70 лет после краха Третьего рейха удалось найти только незначительную часть исчезнувших сокровищ. Нацисты тщательно собирали золото по всей Европе и не собирались его транжирить. Главный казначей НСДАП Мартин Борман объявил золото рейха неприкосновенным запасом, его стратегическим резервом. И этот резерв к концу войны, по оценкам американских экспертов, составлял 400-500 миллиардов долларов в современных ценах.

Помимо собственно немецкого золота в него вошли захваченные золотые запасы Австрии, Чехословакии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Венгрии, Румынии и частично Польши. Даже в Советском Союзе гитлеровцам удалось поживиться и захватить на Украине три вагона с золотом, которые не успели эвакуировать сотрудники Гохрана. 120 тонн золота передал немцам «на ответственное хранение» Бенито Муссолини, 100 тонн — хорватский диктатор Анте Павелич. К этому надо добавить золото, конфискованное в частных банках, ювелирных магазинах, изъятые церковные ценности и другие «мелочи». В общем, как говорилось в одном популярном романе, деньги у клиента имелись и деньги немалые.

В конце 1944 года, по предложению министра финансов Германии Вальтера Функа, было решено эвакуировать золотой запас рейха. Эшелоны с золотом направлялись в труднодоступные горные районы Баварии и Австрии. Там оборудовались различные схроны и тайники. Часть ценностей спрятали на дне горных озер. Только в окрестностях австрийского городка Бад-Аусзее разгрузили десятки вагонов с тоннами золота, килограммами платины и бриллиантов. Три вагона с золотом из банков советской Украины пропали у озера Альтзее. Золото из «запаса Муссолини» было вывезено спецкомандой СС, и следы его затерялись на станции Бад-Ишль.

Любопытно, что курировал эту операцию небезызвестный оберштурмбаннфюрер СС Отто Скорцени. Он был арестован американским патрулем как раз в районе озера Топлицзее 16 мая 1945 года. На допросах Скорцени указал американцам на некоторые тайники, но через три года успешно бежал из лагеря военнопленных и оказался в Испании, в гостях у диктатора Франко. Испанцы категорически отказались выдавать Отто Скорцени. И понятно почему. Он много знал о спрятанных сокровищах Третьего рейха, и похоже, щедро делился этой информацией с испанцами.

С другой стороны, нацисты не были наивными людьми и не стали бы складывать все яйца в одну корзину. Определенную часть золота и платины они перевели в Бразилию, Аргентину, Перу, Чили через швейцарские банки и ту же Испанию.

По мнению некоторых современных исследователей, переводить золото в южноамериканские банки гитлеровцам помогала, разумеется небескорыстно, и даже Ватикан. Позже это золото использовали многочисленные военные преступники, а также немецкая диаспора, проживавшая в странах Латинской Америки. По одной из версий, часть
золота была вывезена на подводных лодках и спрятана в труднодоступных районах Чили, Аргентины и даже в Антарктиде.

Немецкое общество полярных исследований исследовало Антарктиду еще в начале XX века. В 1939 году немецкая экспедиция открыла там свободный ото льда и вполне пригодный для жизни оазис Ширмахера. После окончания Второй мировой войны существовал миф о том, что именно там скрывался оставшийся в живых Гитлер и другие нацистские лидеры.
Это, конечно, маловероятно, но вот спрятать там золото и другие ценности было вполне возможно.

Поисками исчезнувших сокровищ Третьего рейха занимались и частные лица, и целые государства. Еще в августе 1945 года Потсдамская конференция постановила: золотой запас нацистской Германии должен быть поделен между СССР, США, Великобританией и Францией. Часть золота удалось найти, что называется, по горячим следам. Так, 11 мая 1945 года, в тоннеле под Зальцбургом, американские солдаты обнаружили эшелон с венгерским золотом. Пользуясь случаем, большую часть слитков американцы забрали себе.

Венграм вернули кое-какие драгоценности, в том числе их национальное достояние — корону святого Стефана. Там же, в Австрии, в заброшенных колодцах, обнаружили 20 тонн маркированного золота диктатора Хорватии Павелича. Но остальные 80 тонн куда-то исчезли.

Сегодня золото рейха находят совершенно случайно и порой в самых неожиданных местах. Летом 1983 года двое туристов обнаружили в лесу, близ городка Бад-А-усзее, заброшенный дом. Стены здания оказались сложены из золотых слитков Рейхсбанка, окрашенных в кирпично-коричневый цвет. Стоимость такой «виллы» тянула на десятки миллионов долларов. А в озере Топлицзее, на глубине ста метров, аквалангисты нашли и достали на поверхность шесть ящиков с золотом.

К 2000 году удалось обнаружить 329 тонн золота, принадлежавшего нацистам. Но это всего лишь пятая часть исчезнувших сокровищ рейха. Говорят, время от времени на черном рынке появляются золотые «кирпичики» со свастикой и надписью Deutsche Reichsbank, которые пользуются огромной популярностью у коллекционеров.

В 2015 году в Польше два кладоискателя нашли в заброшенном горном тоннеле поезд с 300 тоннами золота, алмазами, жемчугом. В окрестностях города Валбжих. Удачливые парни через юристов передали координаты громкой находки властям, требуя 10 процентов от стоимости клада. Точное место не раскрывается. Власти Валбжиха провели пресс-конференцию, фактически подтвердив сенсацию. Неужели в самом деле нашли драгоценный состав? Поезд искали с 1945 года!

— Легенды о золотом эшелоне ходят в этих краях с конца Второй мировой вой­ны, — сказал историк Третьего рейха Константин Залесский. -­ Недаром «Золото Бреслау» вошло в книгу «100 великих кладов».

— Причем здесь Бреслау? В новостях фигурирует Валбжих.

— Валжбих находится в Нижней Силезии. Она перешла Польше после войны. До того это была германская земля со столицей Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Здесь издавна жили богатые немецкие землевладельцы, аристократы. Золото у них имелось. В историю Второй мировой Бреслау вошел как немецкий Брест. С февраля 45-го советские войска пытались взять город-крепость. Но капитулировал он лишь 6 мая. Обороной руководил гауляйтер обергруппенфюрер СС Карл Ханке, любимец фюрера.

Этот Ханке и отправил вроде бы в конце 1944-го или в начале 1945-го бронепоезд с золотом в Берлин (или еще куда), понимая, что город вот-вот окружат советские вой­ска. Состав вышел из Бреслау в сторону Вальденбурга (нынешний Валбжих). Но до станции не дошел. По одной из версий, секретный эшелон въехал в тоннель возле замка Ксенж и… исчез. В тех краях фашисты построили целую систему тоннелей. По другой версии, его загнали под гору Собес у городка Пелерсдорф, где был подземный военный завод. Там тоже имелась железная дорога. В штольнях, тоннелях и укрыли якобы ценный груз. По третьей версии, золото спрятали под горой Снежка в Судетах.

Поиск золотого поезда третьего рейха в тех краях начался сразу после войны. Черные копатели искали сокровища и в многочисленных подземельях Вроцлава, но безрезультатно.

— Вы верите в находку?

— Слишком уж серьезно все обставлено. И юридическая фирма, и пресс-конференция властей Валжбиха. Это не блеф. Обратите внимание, что сказал на днях представитель министерства культуры Польши Петр Жуковский: «Я призываю прекратить все поиски до завершения официальной процедуры, направленной на обеспечение безопасности этой находки… В спрятанном поезде, в существовании которого я не сомневаюсь, могут находиться опасные материалы времен Второй мировой войны. Существует большая вероятность, что поезд заминирован». Какие тут могут быть сомнения? Нашли!

В эшелоне везли шедевры музеев

— И что там может быть?

— Возможно, ценности, награбленные нацистами в странах Восточной Европы, в СССР. Золото, монеты, алмазы… Не исключаю старинные сокровища. В Бреслау был знаменитый Королевский музей искусства и старины (ныне — Национальный музей Вроцлава), другие музеи. Туда же в 1944 году нацисты свезли коллекции из Берлина, других городов, поскольку Бреслау еще не бомбили. За эвакуацию всех сокровищ в конце войны у гауляйтера Ханке отвечал музейный хранитель Гюнтер Грундманн. Часть ценностей он успел вывезти, часть спрятал в здешних замках, шахтах. По его описи польские власти после вой­ны нашли в Нижней Силезии около 80 таких захоронок. Но многие музейные сокровища Бреслау не всплыли до сих пор. Возможно, они в этом бронепоезде. Впрочем, не будем гадать. Дождемся официальных сообщений. Ждать недолго.

— Этот поезд — последняя громкая находка времен Второй мировой?

— Да что вы! Вспомним хотя бы бесценную Янтарную комнату, похищенную нацистами в Царском Селе. До сих пор энтузиасты ищут ее и в Калининграде, Германии, Польше, Чехии. Много легенд о нацистских сокровищах ходит в Австрийских Альпах, где в конце войны фюрер создавал особый укрепрайон. Там действительно много чего запрятано в шахтах, тоннелях, на дне озер. Мрачную славу приобрело озеро Топлицзее. Вроде бы сюда фашисты сбросили много загадочных ящиков. Немало любителей-аквалангистов погибло, пытаясь их найти. 16 ящиков обнаружили. Но там оказались… фальшивые банкноты. Многие тайники времен Второй мировой еще ждут своих кладоискателей.

Два кладоискателя утверждают, что нашли в Польше спрятанные немцами сокровища

Пропавший в 1945 году под Вроцлавом . Во всяком случае, так утверждают двое мужчин - граждан Германии и Польши. В обмен за информацию о суперкладе они хотят получить 10 процентов его стоимости.

Власти польского города Валбжых подтвердили, что к ним обратилась некая юридическая фирма, представляющая интересы двух человек, обнаруживших бронепоезд времен Второй мировой войны.

Люди, утверждающие, что нашли поезд, требуют гарантий того, что получат причитающееся им вознаграждение (а речь, будто бы, идет о 300 тоннах золота) - и только тогда обещают раскрыть его местонахождение. Как сообщается, один из этой пары имеет опыт поисковых работ и оборудование, позволяющее искать спрятанные под поверхностью земли объекты.

«Юристы, военные, полицейские, пожарные - все занимаются этим делом», - заявила представитель местной администрации Марика Токарская. По ее словам, в городе после войны не проводились работы по раскопкам, поэтому никто не может заранее предугадать, что удастся найти. Проблема в том, что власти настаивают на том, что они могут дать какие-то гарантии насчет вознаграждения не раньше, чем будут знать, где находится поезд и что в нем. Если это был военный поезд, то он может содержать боеприпасы, в том числе взрывчатые вещества, что представляет опасность. Кроме того, есть даже вероятность того, что поезд перевозил материалы, связанные с нацистскими исследованиями в области ядерной технологии. Есть также риск того, что если поезд был «запечатан» в туннеле, там мог скопиться метан, что создает опасность взрыва при раскопках.

Легенда о «поезде-призраке», в который немцы погрузили золото и драгоценности, живет в этих краях давно. Говорят, что поезд выехал из Бреслау (нынешнего Вроцлава) в мае 1945 года, перед тем, как в город вошли части Красной армии. После этого, якобы, поезд въехал в тоннель около замка Ксенж в польской Силезии - и исчез где-то в районе современной границы между Польшей и . По некоторым данным, в поезде могло находиться до 300 тонн золота. Как сообщает «Радио Вроцлав», 150-метровый поезд перевозил оружие, промышленное оборудование и некие драгоценности.

Попытки найти «золотой поезд» успехом не увенчались, что заставляет скептиков считать его выдумкой.

«Никто никогда не видел какого-либо документального свидетельства, подтверждающего существование такого поезда, - комментирует «Радио Вроцлав» слухи о кладе местная историк Иоанна Лампарская. - Какие-то люди уже искали этот поезд, повредив в процессе пути, но ничего так и не нашли. Однако легенда захватила воображение». Тема спрятанных нацистами на территории Польши сокровищ нашла отражение в польской массовой культуре - можно вспомнить, например, фильм «Последний свидетель» (1970) со Станиславом Микульским в главной роли.

Как отмечает британское издание The Daily Mirror, нацисты действительно использовали зимой и весной 1945 года поезда для того, чтобы перевозить ценности из районов, где наступали войска Красной Армии и западных союзников. В частности, нацисты отправили из Будапешта в десятки вагонов, заполненных золотом, серебром и предметами искусства, конфискованными у венгерских евреев. Эти грузы оценивались в сумму до $200 млн. Такой поезд был перехвачен американскими солдатами, которые, как показало позже расследование, часть грузов присвоили себе.

Случались ли в прошлом находки столь габаритных кладов?

В первую очередь на память приходит, конечно же, случившаяся три года назад история в Петербурге, где при реконструкции старинного особняка Нарышкиных рабочие обнаружили замурованную потайную комнату, заполненную драгоценной серебряной посудой, статуэтками, вазами... Там насчитали в общей сложности несколько тысяч артефактов.

Другая история относится к первым послевоенным месяцам, когда специально созданная поисковая группа нашла в одном из горных районов Германии в заброшенной каменоломне неподалеку от берега Эльбы оборудованное там гитлеровцами секретное хранилище, куда они вывезли сотни картин знаменитых живописцев из коллекции Дрезденской галереи (в том числе и «Сикстинскую мадонну» Рафаэля).

Обе эти истории абсолютно реальны и подтверждаются официальными документами. Но есть и другие - о которых известно лишь из рассказов очевидцев и «причастных лиц».

Вот, что сообщил «МК» в свое время один из читателей газеты, назвавший себя Вильгельм Кайзер: «Не так давно мои друзья, увлекающиеся поиском тайников, обнаружили в подвале одного из домов в высокогорной альпийской деревушке бункер, судя по всему, оборудованный нацистами на исходе войны. Там они спрятали награбленные в других странах художественные и исторические ценности. Люди, нашедшие этот «склад», попросили меня, как профессионального историка, помочь в атрибуции найденного, - естественно, на условиях полной конфиденциальности. Так что никакой географической привязки сообщить не могу. Судя по документам, которые я видел, устройство данного бункера - дело рук одного из высокопоставленных чиновников Министерства культуры Третьего Рейха, - человека, которому не чужд интерес к произведениям искусства, склонного к коллекционированию. Спрятанное им в горах собрание награбленных ценностей весьма пестрое. Часть предметов явно русского происхождения, скорее всего они были вывезены в первые годы войны откуда-то из оккупированных районов страны: картины Коровина, Сомова, Бурлюка, Бенуа, даже Репина, памятные медали царского времени (некоторые из них являются большой редкостью, были изготовлены буквально в нескольких экземплярах)... Обнаружились в этом «схроне» и полотна, на которых подписи известных западноевропейских художников - Ван Гога, Гогена, Пикассо... Судя по выявленным индивидуальным приметам, могу предполагать, что одна из картин, - на ней изображен старый еврей-ростовщик, прижимающий к груди мешок с деньгами, - принадлежит кисти Брейгеля. Исследования еще продолжаются, но об авторстве этого знаменитого мастера уже можно говорить вполне определенно.»

Еще об одном случае заставляют вспомнить сегодняшние польские новости. История эта произошла в середине 1960-х в Прибалтике. Была спроектирована трасса новой автодороги. Согласно проекту, она проходила по задворкам одной из деревень, не трогая ничьих построек, только кусок самого крайнего участка оказался в зоне, где предстояло сооружать дорожное полотно, и на этом «пятачке» находился крестьянский погреб. К хозяину заранее пришли представители строительной организации, объяснили ситуацию и предложили: укажите другое удобное для вас место, и наши рабочие совершенно бесплатно построят там новый погреб. Но абориген категорически отказался. На протяжении нескольких дней его пытались уговорить, объясняли, что старый погреб, все равно, придется сломать, однако крестьянин ничего и слышать не хотел. Кончилось тем, что строители решили действовать с позиции силы: в один прекрасный день к злополучному участку подогнали бульдозер, экскаватор... Хотели предупредить хозяина о начале работ на его участке, но того нигде не было, - дом стоял пустой. Перед тем, как пустить в ход тяжелую землеройную технику, рабочие решили на всякий случай заглянуть в погреб: вдруг там остались какие-то хозяйские припасы, которые надо перенести в безопасное место? Однако зайдя в это подсобное помещение мужики ахнули от удивления. Обнаружилось, что на дворе крестьянском - вовсе не погреб, а замаскированный под него бункер. И в этом подземном бункере стоит немецкий танк! Бронированная машина оказалась полностью в исправном состоянии. После того, как разобрали перекрытие «погреба» и подготовили наклонную площадку для выезда из подземелья, оставалось только залить в бак горючее, поставить аккумулятор, снятый с трактора, - и чудище с фашистскими крестами на башне после нескольких десятилетий, проведенных в тайнике, своим ходом выползло на белый свет. Видимо, танк был спрятан еще в самом конце Великой Отечественной для возможного использования «лесными братьями», орудовавшими в этих краях после войны. Однако уточнить все обстоятельства появления столь необычного «клада» было не у кого: крестьянин - хозяин участка, исчез бесследно. По вполне понятной причине он ударился в бега.

Возможно, история, похожая на нынешнюю польскую, происходит и в современной России. Об этом «МК» узнал от специалиста в области кладоискательства Владимира Порываева.

По моей информации есть человек - бывший достаточно высокопоставленный прокурорский работник, - которому каким-то образом стало известно место, где находится «схрон» с сокровищами, устроенный еще в XVIII веке, - рассказывает Владимир. - Это не просто «кубышка» или сундук, это казна - сродни тем богатствам, которые спрятаны в легендарных кладах Пугачева или Разина. Судя по имеющимся сведениям, речь идет о нескольких тоннах золота, драгоценностей, старинного оружия, спрятанных кем-то в старину. Реализовать втихаря такое богатство невозможно. Этот человек намерен действовать официальным порядком. Но вначале он решил заручиться гарантиями того, что, выдав «схрон», он получит причитающуюся ему по закону долю их стоимости. Однако все государственные чиновники, к которым он обращался, откровенно смотрели на него, как на шизофреника, и серьезный разговор вести отказывались. В итоге, потыкавшись без толку в «высокие» кабинеты, этот человек решил пока отложить решение данной «золотой» проблемы.

Между тем : Пока с «золотым поездом-призраком» в Польше вопросов больше, чем ответов, в Америке кладоискателям досталась вполне ощутимая добыча. Дайверы нашли на затонувшем три века назад, в июле 1715 года, у побережья Флориды корабле . Как сообщает USA Today, клад оценивается в $4,5 млн. Часть монет - их отчеканили для испанского короля Филиппа Пятого - представляют чрезвычайную редкость.

Сенсация! В Польше два кладоискателя нашли в заброшенном горном тоннеле . В окрестностях города Валбжих. Удачливые парни через юристов передали координаты громкой находки властям, требуя 10 процентов от стоимости клада. Точное место не раскрывается. Власти Валбжиха провели пресс-конференцию, фактически подтвердив сенсацию. Неужели в самом деле нашли драгоценный состав?

"Поезд искали с 1945 года!"

Легенды о золотом эшелоне ходят в этих краях с конца Второй мировой вой­ны, - сказал "Комсомолке" историк Третьего рейха Константин Залесский. -­ Недаром "Золото Бреслау" вошло в книгу "100 великих кладов".

- Причем здесь Бреслау? В новостях фигурирует Валбжих.

Валжбих находится в Нижней Силезии. Она перешла Польше после войны. До того это была германская земля со столицей Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Здесь издавна жили богатые немецкие землевладельцы, аристократы. Золото у них имелось. В историю Второй мировой Бреслау вошел как немецкий Брест. С февраля 45-го советские вой­ска пытались взять город-крепость. Но капитулировал он лишь 6 мая. Обороной руководил гауляйтер обергруппенфюрер СС Карл Ханке, любимец фюрера.

Этот Ханке и отправил вроде бы в конце 1944-го или в начале 1945-го бронепоезд с золотом в Берлин (или еще куда), понимая, что город вот-вот окружат советские вой­ска. Состав вышел из Бреслау в сторону Вальденбурга (нынешний Валбжих). Но до станции не дошел. По одной из версий, секретный эшелон въехал в тоннель возле замка Ксенж и… исчез. В тех краях фашисты построили целую систему тоннелей. По другой версии, его загнали под гору Собес у городка Пелерсдорф, где был подземный военный завод. Там тоже имелась железная дорога. В штольнях, тоннелях и укрыли якобы ценный груз. По третьей версии, золото спрятали под горой Снежка в Судетах.

Поиск золотого эшелона в тех краях начался сразу после войны. Черные копатели искали сокровища и в многочисленных подземельях Вроцлава, но безрезультатно.

- Вы верите в находку?

Слишком уж серьезно все обставлено. И юридическая фирма, и пресс-конференция властей Валжбиха. Это не блеф. Обратите внимание, что сказал на днях представитель министерства культуры Польши Петр Жуковский: "Я призываю прекратить все поиски до завершения официальной процедуры, направленной на обеспечение безопасности этой находки… В спрятанном поезде, в существовании которого я не сомневаюсь, могут находиться опасные материалы времен Второй мировой войны. Существует большая вероятность, что поезд заминирован". Какие тут могут быть сомнения? Нашли!

В эшелоне везли шедевры музеев

- И что там может быть?

Возможно, ценности, награбленные нацистами в странах Восточной Европы, в СССР. Золото, монеты, алмазы... Не исключаю старинные сокровища. В Бреслау был знаменитый Королевский музей искусства и старины (ныне - Национальный музей Вроцлава), другие музеи. Туда же в 1944 году нацисты свезли коллекции из Берлина, других городов, поскольку Бреслау еще не бомбили. За эвакуацию всех сокровищ в конце войны у гауляйтера Ханке отвечал музейный хранитель Гюнтер Грундманн. Часть ценностей он успел вывезти, часть спрятал в здешних замках, шахтах. По его описи польские власти после вой­ны нашли в Нижней Силезии около 80 таких захоронок. Но многие музейные сокровища Бреслау не всплыли до сих пор. Возможно, они в этом бронепоезде. Впрочем, не будем гадать. Дождемся официальных сообщений. Ждать недолго.

- Этот поезд - последняя громкая находка времен Второй мировой?

Да что вы! Вспомним хотя бы бесценную Янтарную комнату, похищенную нацистами в Царском Селе. До сих пор энтузиасты ищут ее и в Калининграде, Германии, Польше, Чехии. Много легенд о нацистских сокровищах ходит в Австрийских Альпах, где в конце войны фюрер создавал особый укрепрайон. Там действительно много чего запрятано в шахтах, тоннелях, на дне озер. Мрачную славу приобрело озеро Топлицзее. Вроде бы сюда фашисты сбросили много загадочных ящиков. Немало любителей-аквалангистов погибло, пытаясь их найти. 16 ящиков обнаружили. Но там оказались… фальшивые банкноты. Многие тайники времен Второй мировой еще ждут своих кладоискателей.

НАША СПРАВКА

Откуда у фашистов столько ценностей

Нацисты в оккупированных странах забирали все золото в монетах и слитках из национальных казначейств и других банков. Старт величайшему золотому грабежу в истории был дан в марте 1938 года. Аннексировав Австрию, нацисты забрали из ее Национального банка 91147 кг золота. В Чехословакии взяли золотой запас на 44 миллиона долларов, Голландия лишилась $163 млн, Люксембург - $4,8 млн, Бельгия - $223 млн, Италия - $80 млн. Количество реквизированного греческого золота неизвестно. Дания, Норвегия, Франция успели переправить большую часть золотого запаса в Англию и США. Польша умудрилась свои 65 тонн драгметалла окольными путями, с большими приключениями увезти в Африку, оттуда - в США. Это же пыталась проделать и Бельгия. Но нацисты накрыли в Африке бельгийские 270 тонн и вывезли в Берлин.

Пусть вас не смущают незначительные по нынешним временам суммы. Унция благородного металла (31,1 грамма) тогда стоила 37 долларов, сейчас - примерно 1130 долларов.

Нацистскую казну пополняли и другими путями. 1 января 1939 года Герман Геринг подготовил указ, по которому все имущество эмигрирующих из Третьего рейха евреев конфискуется в пользу государства. Они обязаны были сдавать "находящиеся в их собственности предметы из золота, платины, серебра, а также драгоценных камней". Когда же настала пора концлагерей, нацисты выдергивали у жертв золотые зубы. Только в Освенциме ежедневно переплавляли до 11 кг золота - зубные коронки, ювелирные украшения, часы.

В ТЕМУ

Борман переправлял ценности в Южную Америку на подводных лодках

Уже к 1943 году хитрый рейхс­ляйтер Мартин Борман, правая рука фюрера, понял - война проиграна. И начал готовить "запасные аэродромы" для четвертого рейха. Он спланировал и провел тайную операцию "Полет орла" по выводу из Германии золота и прочих ценностей. Прежде всего в Южную Америку, где были сплоченные немецкие колонии. Сокровища тайно отправляли на самолетах, кораблях, подводных лодках. Одного лишь золота Борман вывез на сумму в 1,12 миллиарда долларов в тогдашних ценах. Ныне стоимость возросла многократно. Плюс платина, драгоценные камни, монеты, картины, акции, облигации. Приходилось расплачиваться с местными властями. Золотой запас Аргентины увеличился с 346 до 1173 тонн к концу вой­ны. В Бразилии - с 50 до 346 тонн. Но основное золотишко осталось в Латинской Америке у законспирированных нацистов.

Часть сокровищ спрятали в Европе. Только на территории Третьего рейха под контролем Бормана было 134 тайных хранилища, большинство - в шахтах. Одним из главных нацистских хранилищ шедевров мирового искусства стал замок Нойшванштайн в Альпах. Эсесовцы собирались взорвать его в конце вой­ны, но им помешали союзные вой­ска. Целых шесть недель потом из замка выносили награбленные шедевры.

По "Декрету Нерона" от 19 марта 1945 года во многих тайниках нацисты заложили взрывчатку, чтобы ценности не попали в руки союзников. Так что предположение министерства культуры Польши о том, что спрятанный в тоннеле "золотой бронепоезд" может быть заминирован, имеет все основания.

Исследователь-энтузиаст Валентин Дегтерев в своем блоге сообщил о еще одном открытии, которое ему удалось сделать. На этот раз он заявил, что ему якобы удалось решить загадку так называемого «золотого поезда» Третьего рейха - состава, в котором якобы были обнаружены драгоценности.
Дегтерев напомнил, что в СМИ в 2015 году появилась информация о том, что власти польского города Валбжих получили сообщение от некоей юридической фирмы, в котором двое клиентов утверждали о том, что нашли поезд с драгоценностями, якобы принадлежавшими Третьему рейху.
При этом исследователь-энтузиаст отмечает, что длина состава равнялась 150 метрам, а сам поезд перевозил вооружение, промышленное оборудование, драгоценные камни и другие сокровища. В момент, когда власти Третьего рейха решили вывезти награбленное в Берлин - а это случилось в 1945 году, уточняет Дегтерев, - поезд якобы мог пропасть.

«Этот железнодорожный состав неоднократно упоминался в местных легендах. Окрестные жители рассказывали, что поезд въехал в тоннель около замка Ксенж и снаружи уже не появлялся. За годы, прошедшие с окончания войны, многие пытались найти таинственный состав, но успехом все эти начинания не завершились. Критики утверждают, что этого поезда никогда не существовало», - написал он.

По словам Дегтерева, исследователям якобы не удалось найти именно местоположение обрушенного тоннеля. При этом исследователь-энтузиаст отметил, что ученые не прибегали к использованию в поисках спутниковых фотографий, а работали исключительно с данными геодезической съемки и архивными документами.
Дегтерев сообщил, что в своей работе он использовал архивные спутниковые фотографии за 2017 год, «наиболее свежие и качественные».
«По снимкам установил место, откуда железная дорога уходила в тоннель. Оттуда обнаружил силуэт длинного подземного тоннеля, а также бетонные обломки технического входа. Конечно, сегодня этот вход разрушен. Кроме того, обнаружил на фотоснимках останки железнодорожных путей. Видимо, тоннель был не только под землей, часть его была и на поверхности. По результатам своих исследований установил возможную общую схему тоннеля», - сообщил он.

Так, исследователь-энтузиаст пришел к выводу, что «золотой поезд» якобы попал под бомбежку. Когда же он въехал в тоннель, то больше оттуда и не выезжал, поскольку состав якобы «попал в капкан из-за обрушения тоннеля».
«Поляки не смогли найти сам тоннель только из-за того, что не стали искать спутниковых фотографий местности. Найти тоннель в лесу довольно трудно из-за сложного рельефа местности и густого леса. Однако поезд можно найти, если проверить указанные мной места по точным координатам», - сообщил Дегтерев.
Исследователь-энтузиаст привел данные и снимки со спутников. Видеоролик он опубликовал на YouTube.

В среду, 19 августа, мир облетела сенсация: поляк и немец , что обнаружили в Польше легендарный железнодорожный состав Третьего рейха, груженный золотом, драгоценностями и предметами искусства. Не исключено, что в его вагонах могут находиться и сокровища знаменитой «Янтарной комнаты» Царского Села. Пока разные претенденты богатства, само существование которых еще под вопросом, «Лента.ру» разбиралась, как железнодорожный состав попал в польское подземелье и что его теперь ждет.

Закат империи

Сентябрь 1943-го, четвертый год Второй мировой войны. Развязка пока не очевидна, но «тысячелетний рейх» уже сотрясается под могучими ударами союзнической коалиции. На восточном фронте Красная армия в ходе Курской битвы только что разгромила одну из сильнейших группировок вермахта.

Англо-американские войска в ходе операции «Хаски» взяли под контроль Сицилию, а верхушка итальянских фашистов свергла диктатора Бенито Муссолини, лишив фюрера важного союзника на юге Европы. Инициатива полностью переходит к антигитлеровской коалиции: американцы с британцами приступили к освобождению Италии, а советские войска начали операцию по ликвидации немецких войск на территории Левобережной Украины.

Проект «Гигант»

Учитывая сложившиеся обстоятельства и постоянные налеты союзнической авиации, руководство нацистской Германии принимает решение перенести стратегически важные промышленные объекты в более безопасные районы. Самые важные объекты - военные заводы - планировалось разместить в сложной сети подземных тоннелей. Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер, занимающий пост рейхсминистра вооружений и военного производства, ведет переговоры с организацией Тодта о возможных вариантах выполнения задания.

Военно-строительная организация, названная в честь ее создателя и предшественника Шпеера на посту рейхсминистра Фрица Тодта, занималась координацией действий различных немецких фирм для осуществления масштабных строительных проектов еще до войны. Под эффективным руководством Тодта на территории рейха было построено больше трех тысяч километров современных автомобильных дорог - автобанов. С началом боевых действий организация была привлечена для работ за пределами страны. К 1942 году в ней числилось уже почти полтора миллиона человек, по статусу они были приравнены к военнослужащим. Радикально изменился состав рабочей силы: один процент - негодные к военной службе немцы, полтора процента - узники концлагерей, все прочие были либо военнопленными, либо призванными на принудительную трудовую службу жителями захваченных территорий.

В результате переговоров для Силезии была создана отдельная организация, а проект по строительству сети тоннелей получил кодовое обозначение Riese (Гигант). Уже в ноябре для рабочих были готовы особые лагеря. В них разместили пленных и угнанных из СССР, Польши и Италии. Была поставлена задача прокопать тоннели под Совиными горами в Польше. Развернулись масштабные работы по вырубке лесов, прокладке дорог и созданию системы водоотвода. Горную породу сверлили и взрывали под руководством нанятых специалистов-горняков.

Дело продвигалось медленно из-за эпидемий и твердости состоящей из гнейса породы. В апреле 1944 года Гитлер, недовольный темпами строительства, передал его под прямое управление организации Тодта. Фюрер также приказал направить на объекты заключенных Освенцима - руководство лагеря выделило для этого около 13 тысяч евреев. Питание на стройке было скудным, нормы завышенными, а работы опасными, к тому же в лагерях случались эпидемии тифа.

К февралю 1945 года стало очевидно, что стройку закончить не удастся: советские войска наступали слишком быстро. Грандиозный проект был далек от завершения: успели прокопать лишь девять километров тоннелей. Общая площадь подземных помещений достигла 25 тысяч квадратных метров. В мае в район, где должен был разместиться «Гигант», вошла Красная армия.

Наследие «Гиганта»

19 августа 2015 года власти города Валбжих в Силезии получили сообщение от представителей двух кладоискателей о том, что недалеко от местной достопримечательности - замка Ксёнж - в замурованном тоннеле обнаружен железнодорожный состав. В нем предположительно находятся награбленные нацистами ценности, которые они хотели перевезти из Бреслау (ныне польского Вроцлава) в Берлин.

В годы Второй мировой власти Третьего рейха отобрали Ксёнж у его владельцев - семьи Хохберг - и сделали там штаб-квартиру Немецких имперских железных дорог. Позже замок был включен в состав грандиозного проекта: под ним выкопали два уровня тоннелей, внутри возвели новые лестничные пролеты и установили лифтовые шахты. После войны ходили легенды о таинственном поезде: местные жители рассказывали, что немцы, покидая Польшу, но надеясь вернуться, замуровали в подземном тоннеле состав с золотыми слитками.

Сперва польские власти отнеслись к заявлению кладоискателей со скепсисом, но изменили свое мнение, увидев снимки с георадара. И согласились с претензиями удачливых охотников за сокровищами на одну десятую всех найденных драгоценностей.

Заместитель министра культуры Польши Петр Жуховский поделился некоторыми подробностями. По его словам, о «золотом поезде» на смертном одре поведал поляк, помогавший его прятать. «Это невероятно. Состав длиной больше 100 метров, к тому же он бронирован. Мы не знаем, что внутри, но его бронирование говорит о том, что там необычный груз, - рассказал чиновник. - Скорее всего, в вагонах не только военное оборудование, но и драгоценности, предметы искусства и архивные документы, о существовании которых мы знали, но понятия не имели, где они могут находиться». Жуховский также отметил, что с вероятностью 99 процентов кладоискатели действительно нашли тот самый поезд, о котором говорится в местных легендах. Разве что вместо золотых слитков в бронированных вагонах могут оказаться награбленные личные вещи и предметы искусства, конфискованные из частных коллекций и музеев.

Узнав о находке, в Валбжих кинулись искатели приключений, жаждущие добраться до таинственного железнодорожного состава раньше остальных. Однако на подходах к тоннелю местные власти выставили наряды полиции: при эвакуации подземного комплекса все было заминировано, и срок действия многих взрывных устройств еще не истек.

Кладезь раздора

Хотя неясно, что именно находится внутри «золотого поезда Третьего рейха», его уже делят. Когда сообщили о том, что внутри состава скорее всего не золотые слитки, а личные вещи, официальная Варшава поспешила заверить, что все они будут возвращены законным владельцам или их наследникам - если таковых удастся установить. Остальное поступит в собственность государства.

О своих правах заявил и Всемирный еврейский конгресс. «Если какие-либо из этих предметов были украдены у евреев перед их убийством или отправкой в концлагеря, мы должны предпринять все необходимое, чтобы вернуть это собственникам или их наследникам», - заявил генеральный секретарь организации Роберт Зингер. Он подчеркнул, что отнятые у евреев ценности должны послужить благу польских евреев, которые «не получили должной компенсации за страдания и экономические потери во время холокоста».

Фото: Kornelia Glowacka-Wolf / Agencja Gazeta / Reuters

Со стороны России официальных требований о передаче какой-либо части найденного пока не поступило, однако в эфире радио Sputnik юрист Михаил Йоффе отметил: «Бесспорно, имущество должно быть описано и доступно странам-участницам антигитлеровской коалиции. И если это имущество вывезено с территории, в том числе Советского Союза, то данный груз по нормам международного права должен быть передан российской стороне». Он также сообщил о том, что кладоискатели не имеют права требовать вознаграждение в размере 10 процентов стоимости найденного - по его словам, у нацистов не было своего имущества, они везли награбленное, и потому нашедшим его ничего не полагается.

Но прежде чем поделить содержимое «Золотого поезда», нужно попасть в тоннель, вход в который был взорван нацистами при отступлении. На соответствующие раскопки, по словам археологов, может уйти несколько месяцев. Но и это не конец истории - директор замка Ксёнж по культурным вопросам Магдалена Вох (Magdalena Woch) в интервью The Telegraph заявила , что всего «золотых поездов» в районе замка было три, и в каком именно спрятана основная часть награбленных нацистами сокровищ, остается загадкой.