Транспорт в праге. Прага: схема трамваев, советы, как и на чем лучше добираться Трамвайные маршруты праги

Прага - один из городов, где жители предпочитают личному - общественный транспорт. Метро, трамваи и автобусы курсируют настолько часто и без сбоев, исключением бывает ремонт дорог, что жители подстраиваясь под расписание могут вовремя добраться в любую точку города.

Самым распространенным наземным транспортным средством является трамвай. Большую часть дорог города покрывают железные трамвайные дороги, что позволяет жителям и туристам без каких либо проблем перемещаться по городу. По статистике, где указано количество перевезенных пассажиров в конкретном виде транспорта, трамваи находятся на втором месте после метро, что не удивительно, ведь перемещаясь на трамвае можно через окно посмотреть на город с разных ракурсов, в зависимости от выбранного маршрута. Сложно представить Прагу без характерного перезвона, ведь неспроста трамвай считается символом Праги.

Ежедневно по улицам, мостовым и набережным города курсирует 24 дневных маршрута, в ночное время остается лишь 9. Самыми ходовыми являются маршруты под номерами 9, 17, 22, которые проезжают через основные достопримечательности. Так же существует отдельный , о котором мы уже рассказывали.


В местах где отсутствуют трамвайные пути - ходят автобусы по определенным маршрутам. На остановках можно посмотреть дальнейшее передвижение, а так же узнать время прибытия транспорта. В некоторых местах автобусы перемещаются по трамвайным путям и на информационном стенде вы так же увидите необходимую информацию.

Желтые листочки, а так же цифры, обозначающие маршрут на желтом фоне - это, как правило, измененные маршруты движения, связанные с ремонтом или реконструкцией путей. Нужно так же знать и то, что расписание общественного транспорта в рабочие и в выходные дни может различаться. В уикенд общественный транспорт в некоторых районах ходит с большим временным промежутком.

Ожидать необходимый трамвай в Праге долго не приходится: в среднем время ожидания составляет не более 5 минут.

Карты (схемы) трамвайных маршрутов Праги

В Праге есть тематическая пивная, которую мы советуем посетить - .

Напоследок небольшое видео 5-го трамвая.

Не так давно сайт Playtvak запустил онлайн трансляцию с камеры установленной на трамвае следующему по 16-ому маршруту. Это самый протяжённый трамвайный маршрут и самый красивый. Нажмите на фотографию ниже, что бы перейти на онлайн трансляцию.

Как остроумно заметил в своём рассказе «Пристальная покерная фишка работы А. Матисса» американский писатель Рэй Брэдбери:

«Пиво – интеллектуальный напиток. Какая досада, что его пьет так много идиотов».

Мы с вами к упомянутой Брэдбери категории не относимся, а потому будем вкушать интеллектуальный напиток в Праге, используя наш культурный трамвайно-пивной маршрут, который отличается не только удобством, но и сочетает в себе одновременно: посещение отличных пражских пивных ресторанов и знакомство с интересными столичными памятниками и достопримечательностями.

Не волнуйтесь, ходить пешком по булыжным пражским мостовым вам не придётся! Все рестораны нашего пивного маршрута по находятся напротив остановок общественного транспорта по маршруту трамвая №22.

Наш удобный пивной маршрут по достоинству оценят не только индивидуальные путешественники, но и большие компании. И даже семейные пары! Пока мужская половина наслаждается объятьями с пивной кружкой, прекрасная половина человечества (одна или вместе с цветами жизни) может ознакомиться с находящимися всего в двух шагах от пивной памятниками архитектуры чешской столицы.

Выгул пса по-пражски. Вокруг любимой пивной!

Кстати, внутри некоторых пивных, таких как «Bernard PUB», «Vinohradský parlament» и «Bruxx», детям будет точно не скучно, так как в них имеются детские игровые комнаты, к тому же во всех питейных заведениях чешской столицы нынче не курят.

Заметим, что несмотря на уютную атмосферу, добротную кухню, отличное пиво и бесплатный WI-FI – ценовая категория питейных заведений относится скорее к низкой или средней, в чём мы вам и предлагаем убедиться самим.

Прага. Пивной ассортимент в ресторации «U Šumavy»

За время нашего небольшого, но увлекательного пивного путешествия мы побываем сразу в 7 отличных пражских пивных ресторанах (самые увлеченные натуры могут посетить ещё 4 пивных, которые мы отметили в статье сноской «факультатив»), отведаем более 10 различных сортов чешского пива и познакомимся не менее чем с 50 разнообразными пивными марками так любимого нами пенного напитка.

Прага. В ресторации «Ferdinanda Malostranská». Тёмный лагер «Ferdinand Tmavé 11°»

Отметим, что читателям, отправляющимся в первый раз в Чешскую Республику, имеет смысл прочесть нашу статью о классификации чешского и посмотреть обзор пражских и чешской столицы, где мы подробно рассматриваем сорта чешского пенного напитка, рекомендуем лучшие пражские пивные, пивные рестораны и пивоварни Праги, а также даём простые советы о поведения в чешской пивной.

Содержание статьи

Пивной маршрут по Праге на карте Google

Прага. Трамвай 22. Маршрут. Остановки на карте

Прага. Трамвай маршрута №22 на Малостранской площади

Наш самостоятельный пивной тур по Праге пролегает по популярному среди туристов маршруту трамвая №22, поездка на котором сама по себе является увлекательным приключением, ведь он проходит почти через все основные пражские .

Маршрут трамвая №22: Bílá Hora – Nádraží Hostivař. Время в пути: 1 час 03 минуты. Интервал движения 04:02 — 00:57, каждые 3-10 минут. Остановки маршрута, по которым мы с вами проедем: Břevnovský klášter — U Kaštanu — Drinopol — Marjánka — Malovanka — Pohořelec — Brusnice — Pražský hrad — Královský letohrádek — Malostranská — Malostranské náměstí — Hellichova — Újezd — Národní divadlo — Národní třída — Karlovo náměstí — Štěpánská — I. P. Pavlova — Náměstí Míru.

Протяжённость нашей поездки на трамвае составит: 9,5 км. Точное расписание и остановки маршрута на карте можно посмотреть на сайте общественного транспорта Праги по данной ссылке. Вставьте в графу «Linka» номер трамвая (в нашем случае — №22)и нажмите кнопку «vyhledat». Кликнув на номер маршрута, вы сможете увидеть расписание и движение трамвая №22 поминутно на каждой остановке. Посмотреть маршрут на карте города можно кликнув на кнопку «mapa».

Что касается правил пользования общественным , то тем, кто с ними не знаком, мы рекомендуем прочесть нашу статью и загрузить в свой смартфон городского транспорта чешской столицы.

Для свободного перемещения по Праге по маршруту трамвая №22 (и не только!) в течение всего дня вам понадобится билет на 24 часа стоимостью 110 чешских крон, который действителен на всех видах общественного транспорта чешской столицы.

Передвигаясь по нашему пивному маршруту на комфортабельном пражском трамвае маршрута №22 (новые составы оснащены бесплатным WI-FI на борту) вы увидите: Бржевновский и Страговский монастырь, Градчанскую площадь, Пражский Град, Королевский летний замок, Малостранскую площадь и костёл Св. Николая, мост Легий и открывающийся с него вид на Карлов мост, Танцующий дом и Вышеград, Национальный театр, Карлову площадь и Новоместскую ратушу, площадь Мира и костёл Св. Людмилы.

К слову сказать, свою прогулку вы можете начать с любого конца нашего пивного маршрута – откуда вам будет удобней: либо от площади Мира, либо от Бржевновского монастыря, откуда её начнём мы.

Ну, а теперь, после небольшого вступления, отправимся, наконец, в наш увлекательный поход по когда-то столице Священной Римской империи, а в наши дни по одной из пивных столиц мира! И как говорили неглупые римляне: «Так будем веселиться!» (лат. Gaudeamus igitur!)

1. Р есторан «Klášterní šenk» и Бржевновский монастырь

Итак, едем на трамвае маршрута №22 до остановки «Břevnovský klášter». На территории Бржевновского монастыря – самого старого монастыря в Богемии, основанного ещё в 993 году князем Болеславом II и пражским епископом Войтехом для бенедиктинского ордена, расположилось первое питейное заведение нашего пивного маршрута – пивной ресторан «Klášterní šenk».

Мы войдём в монастырь через изящные ворота работы немецкого архитектора Килиана Игнаца Динценгофера, которые украшены статуей Св. Бенедикта и гербом монастыря. Пивная ресторация «Klášterní šenk» расположена здесь же, на центральной аллее монастыря, аккурат между главными воротами и церковью покровительницы рожениц Святой Маргариты (Kostel sv. Markéty).

Прага. Ресторация «Klášterní šenk»

В монастырском ресторане помимо запечённой кроличьей ножки в сливочном соусе, козьего сыра с ежевикой и страусиной печени на гриле (причём, по абсолютно разумным ценам) подают крафтовое (ремесленное) пиво от бржевновского пивовара Св. Войтеха:

  • индийский светлый эль «Benedict IPA 15°»;
  • тёмный лагер «Benedict černé 11°»;
  • и светлый лагер «Benedict 12°».

Индийский светлый эль «Benedict IPA 15°» и тёмный лагер «Benedict černé 11°»

В питейном заведении в соответствии с чешской традицией пивоварения у пива указан процент экстрактивности начального сусла, а не процент содержания этилового спирта. Для того чтобы узнать количество спирта в 100 мл. пива, необходимо разделить указанную экстрактивность начального сусла на 2,5. Так у «Benedic t IPA 15°» содержание этилового спирта должно быть равно 6% об. (6 мл. спирта на 100 мл. пива), а у «Benedic t černé 11°» – 4,4% об.

Прага. Интерьер ресторации «Klášterní šenk»

В ресторации помимо монастырского пива точат (разливают): «Rychtář 11°» от одноимённого пивовара Rychtář (завод входит в пивоваренную группу Lobkowicz), а также пшеничный нефильтрованный «Chlumecký Vít 11°» (пивовар из Высоко-Хлумец, пивоваренная группа Lobkowicz). Ввиду популярности заведения, для ужина в ресторации необходима бронь столика по телефону + 420 220 406 294 (на чешском или английском языке) или электронная заявка на сайте ресторана.

  • Адрес: Markétská 1/28, Praha 6, Břevnov;
  • Как добраться: остановка общественного транспорта «Břevnovský klášter». Маршруты трамваев №22 и №25. Далее пешком около 200 метров. Ресторан находится на территории Бржевновского монастыря;
  • ресторан «Klášterní šenk»
  • Часы работы: ПН-ВС 11:30-23:00;
  • Сайт: http://www.klasternisenk.cz

Прага. Бржевновский пивовар Св. Войтеха

После посещения пивной можно заглянуть в восточное крыло монастыря, где в здании бывшей конюшни с 1720 года располагается пивоварня Св. Войтеха (современная пивоварня открылась в 2013 году). Продажа пива производится здесь в бутылках по рабочим дням: 10:00-17:00 (обед 11:45-12:30). С ассортиментом и ценами пивоварни можно ознакомится . Заказ необходимо делать по эл. почте. Карты не принимаются.

Прага. Костёл Святой Маргариты (Kostel sv. Markéty)

Для тех, кто собирается ознакомиться с территорией монастыря поближе, скажем, что по субботам и воскресеньям в монастыре проходят обзорные полуторачасовые экскурсии. Вы посетите костёл Св. Маргариты, построенный по проекту отца и сына Динценгоферов в 1708-1735 гг. (алтарные картины храма принадлежат кисти Питера Брандля); романскую крипту 11 века и барочное здание прелатуры с Терезинским залом.

Прага. Внутреннее убранство костёла Святой Маргариты (Kostel sv. Markéty)

Экскурсии проводятся по субботам в 10:00 и 14:00, и по воскресеньям в 11:00 и 14:00. В летнее время имеется дополнительная экскурсия по субботам и воскресеньям в 16:00. Стоимость входного билета составляет 80 чешских крон. Прогуляться по территории монастыря можно и без экскурсии, а вот посещение костёла Св. Маркеты вне обзорного тура возможно лишь во время церковного богослужения (ПН-СБ: 07:00 и 18:00; ВС 07:30, 09:00 и 18:00).

По монастырю можно совершить виртуальную прогулку

2. Ресторан «Bernard PUB U Bílého Lva»

Осушив свой последний бокал «до дна» (лат. ad profundum) вернёмся на трамвайную остановку «Břevnovský klášter», сядем на трамвай №22 и проедем всего две остановки до трамвайной заставки «Drinopol». Здесь во всей своей красе нас ожидает пивной ресторан пивовара Бернард – «Bernard PUB U Bílého Lva».

Прага. Пивной ресторан «Bernard PUB U Bílého Lva»

Пивной ресторан гумполецкого пивовара «Bernard» порадует своих посетителей не только хорошей чешской кухней и отличными закусками к пиву (обязательно попробуйте фирменные крылышки в меду «Carolina Honey Wings»), но и наличием в заведении небольшой детской игровой площадки.

Пивная линейка ресторана состоит из 6 сортов разливного пива. Два вида «вычепни пиво» (výčepní pivo или просто «дэситка»):

  • светлый лагер «Bernard Světlá 10°»;
  • нефильтрованный светлый лагер «Bernard Nefiltrovaná 10°».

Из лежаков (ležák) в питейном заведении гумполецкого пивовара представлены:

  • светлый лагер «Bernard Světlá 11°»;
  • нефильтрованный светлый лагер «Bernard Nefiltrovaná 12°»;
  • полутёмный лагер «Bernard Polotmavá 12°»;
  • и просто восхитительный тёмный лагер с лавинным эффектом «Bernard Černá lavina 12°».

В дополнение к разливному пиву в заведении присутствует неплохой выбор бутылочного пива: крепкий эль бельгийского типа «Bernard Bohemian Ale 16°»; светлый квасницовый лагер «Sváteční ležák 12°»; тёмный квасницовый лагер «Bernard Černý ležák 12°»; полутёмный квасницовый лагер «Bernard Jantarový ležák 12°»; безалкогольное вишнёвое «Bernard Višeň» и так далее, и прочее (лат. et cetera).

  • Адрес: Bělohorská 241/79, Praha 6, Břevnov;
  • Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Drinopol». Трамваи маршрутов №22, №25 и ночной маршрут №57. От остановки до пивной всего 80 метров;
  • Расположение на карте Mapy.cz: «Bernard PUB U Bílého Lva»
  • Часы работы: ПН-ЧТ 11-24, ПТ-СБ 11-01, ВС 11-23;
  • Сайт: www.u-bileholva.cz

3. «Klášterní pivovar Strahov» и Страговский монастырь. Факультатив

После душевного пивопития, мы, надеюсь, уже в приподнятом настроении, ведь «доброе вино веселит сердце человеческое» (библ. bonum vinum lactificat cor hominus) вернёмся на трамвайную остановку «Drinopol», сядем на трамвай №22 и проедем на нём всего три остановки до трамвайной заставки «Pohořelec».

Прага. Страговский монастырь (Strahovský klášter)

Всего в ста метрах от остановки расположился Страговский монастырь (Strahovský klášter), заложенный по указу князя Владислава II в 1140 году для монашеского ордена премонстрантов. Сокровищницей монастыря является его библиотека. Она расположилась в Философском зале (зал оформлен в стиле раннего барокко архитектором Игнацем Паллиарди) и великолепном Теологическом зале, построенном в 1671 – 1679 гг. итальянцем Доменико Орси.

Страговский монастырь. Теологический зал монастырской библиотеки

Территория Страговского монастыря открыта для посещения ежедневно и круглосуточно. Вход на территорию Страговского монастыря бесплатный.

Библиотека Страговского монастыря открыта ПН-ВС: 09:00-12:00 и 13:00-17:00; нерабочие дни библиотеки 25 декабря и 5 апреля. Стоимость входного билета в библиотеку для взрослого посетителя – 100 Kč.

Замечу, что прогуляться по Страговскому монастырю и имеет смысл хотя бы ради открывающихся с обзорной площадки монастыря изумительных видов на Прагу.

Кстати, по монастырю можно совершить виртуальную прогулку

Ну, и выпить пару другую кружек в местной пивоварне, которая расположилась, аккурат напротив входа в Страговскую библиотеку, тоже не помешает, хотя лично нам это заведение не совсем по вкусу.

Прага. Пивоварня «Klášterní pivovar Strahov». Ресторация «Sv. Norbert»

Решение о строительстве пивоварни было принято аббатом Кашпаром Квестенбергом в 1628 году. В 1907 году пивоварня закрылась и была заново открыта лишь в начале 21 века. Страговская пивоварня – типичный представитель крафтового (ремесленного) пивоварения. Где пиво варится, там и разливается. На сегодняшний день, здесь производят несколько сортов пива. На вычепе питейного заведения представлены:

  • специальное темное нефильтрованное пиво «Св. Норберт 14°» (шварцбир);
  • специальное полутёмное пиво «Св. Норберт 13°» (венский лагер);

Прага. На вычепе в ресторации «Sv. Norbert»

Также на регулярной основе появляются следующие сорта:

  • «Богемский Пилснер», «Рождественский эль» и «Мартовское пиво»;
  • индийский светлый эль «Св. Норберт 16° ИПА» ;
  • «Пшеничное»; «Бокбир», «Доппельбок» и другие.

К сожалению, актуальные сорта пивоварни можно узнать только на вычепе питейного заведения. Сразу оговоримся, что ни ценовая политика пивоварни от 65 Kč за бокал 0,4l, ни вкусовые характеристики тамошнего пива не являются для нас привлекательными и, посетив данное заведение пару раз, мы потеряли к нему интерес. Но как говорится, факультатив на то и факультатив, чтобы обращаться к нему «от случая к случаю» (лат. a casu ad casum).

  • Адрес: Strahovské nádvoří 301/10, Praha 1, Hradčany;
  • Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Pohořelec». Трамвай маршрута №22. Один из входов в монастырь находится в 100 метрах от остановки, в арке дома № 9 на площади Pohořelec, справа от кафе «Melvin»;
  • Расположение на карте Mapy.cz: «Sv. Norbert»
  • Часы работы: ПН-ВС 10-22;
  • Сайт: www.klasterni-pivovar.cz

4. Ресторан «Malostranská Beseda» и костёл Св. Николая

Как говорили в Священной Римской империи: «Злоупотребление не отменяет употребления» (лат. abusus non tollit usum), а потому вернёмся на трамвайную остановку «Pohořelec», сядем на трамвай №22 и проедем на нём пять остановок до трамвайной заставки «Malostranské náměstí».

Садиться в трамвай лучше с правой стороны по ходу движения состава, дабы насладиться прекрасными видами на проплывающий мимо Пражский Град и Королевский летний замок.

Прага. Летний замок королевы Анны (Letohrádek královny Anny)

На Малостранской площади, на нас всей своей махиной обязательно навалится церковь Св. Николая (Kostel sv. Mikuláše). Под таким прессингом не остаётся ничего другого, как укрыться в расположившейся прямо напротив костёла отличной пльзенской ресторации «Malostranská Beseda».

Прага. Летняя терраса ресторана «Malostranská Beseda»

Помимо ресторана в серо-бежевом 4-этажном доме с тремя тёмными железными башенками на крыше имеется клуб, пивная и даже кофейня. Красивый дизайн, в современной интерпретации оригинального ресторана «Pilsner Urquell», хорошая чешская кухня, удачно расположенная летняя терраса с видом на собор Святого Николая и танковый пилс «Pilsner Urquell», что ещё нужно для приятного времяпровождения!

Ресторация «Malostranská Beseda». Вариант розлива пльзенского пива – «Mlíko»

Пилснер здесь, как и полагается в приличных пльзенских пивных, подаётся в 4 вариантах розлива: hladinka (гладинка), šnyt (шнит), mlíko (млико) и čochtan (чохтан).

  • «Hladinka» – это стандартный вариант розлива пива, в котором пена занимает примерно 1/3 часть кружки;
  • «Šnyt» – вариант розлива пива, в котором пена занимает приблизительно 2/3 кружки;
  • «Mlíko» – вариант розлива пива, в котором пена занимает всю кружку;
  • «Čochtan» – вариант розлива пива, при котором пена в кружке вообще отсутствует.

Как это не смешно, но вкусовые характеристики пива, действительно, меняются от количества пены в бокале! Нам, если честно, больше всего по вкусу так называемый женский вариант розлива пива – «Mlíko». Пилснер в нём почти теряет присущую ему горечь и бокал наполняется мягким кремовым вкусом.

Прага. Пивной ресторан «Malostranská Beseda»

Некоторые чехи, выпивающие от 10 кружек пльзенского за вечер, после четырёх обычных кружёк пьют одну в варианте «Mlíko». Знатоки утверждают, что такой способ позволяет не терять оригинальный вкус пива даже после долгого употребления. Признаемся честно, лично данную систему мы пока не проверяли! Помимо пилснера в пивной разливают ещё и тёмный лагер «Velkopopovický Kozel Černý 10°», но до пивовара из Velké Popovice мы доберемся чуть позже!

  • Адрес: Malostranské náměstí 35/21, Praha 1, Malá Strana;
  • Как добраться: остановка общественного транспорта «Malostranské náměstí». Маршруты трамваев №22, №12 и №20. Ресторан находится напротив остановки;
  • Расположение на карте Mapy.cz: ресторан «Malostranská Beseda»
  • Часы работы: ПН-ВС 11-23;
  • Сайт: http://www.malostranska-beseda.cz

Для тех, кто заинтересовался костёлом Святого Николая (покровителя детей, моряков и купцов), скажем, что зелёная крыша величественной барочной церкви господствует над окружающими её дворцами и садами почти триста лет.

В 1710 году архитектор Кристоф Динценгофер построил её внушительный фасад, неф и боковые часовни, а после смерти мастера, его сын Килиан-Игнац Динценгофер в 1722-1752 гг. возвёл хоры и грандиозный купол храма (к слову сказать, с данным семейным подрядом мы уже встречались в Бржевновском монастыре).

По преданию, жители отказывались входить в церковь после её открытия и лишь после осмотра купола специальной комиссией, подтвердившей надёжность постройки, верующие стали посещать церковные службы. На главном нефе храма произведение венского художника Яна Лукаса Кракера «Прославление Святого Николая», самая большая фреска Европы – почти 1500 квадратных метров.

Прага. Внутреннее убранство костёла Св. Николая (Kostel sv. Mikuláše)

По углам алтаря возвышаются скульптуры Отцов Церкви и статуя Св. Николая (автор чешский ваятель Игнац Франтишек Платцер Старший). Особый интерес представляет также изысканный позолоченный 2500-трубный орган, на котором в 1787 году музицировал Моцарт.

По костёлу можно совершить виртуальную прогулку

К храму Св. Николая примыкает колокольня не принадлежащая церкви, о чём и напоминает герб Малой Страны над входом в башню. Колокольня была построена городскими властями в 1756 году для оповещения горожан в случае чрезвычайных ситуаций. Во времена Чехословацкой Социалистической Республики местная служба госбезопасности присматривала отсюда за американским посольством, которое находится всего в ста метрах от колокольни на улице Tržiště.

Прага. Вид с колокольни церкви Св. Николая на улицу Кармелитскую (Karmelitská)

В наши дни на башне устроена смотровая площадка, откуда открываются не самые впечатляющие виды на Прагу.

Часы работы храма: с 1 марта по 31 октября ПН-ВС 09:00-17:00; с 1 ноября по 28 февраля ПН-ВС 09:00-16:00.

Вход: 70 Kč – взрослый билет; 50 Kč – студенты и дети старше 10 лет; дети до 10 лет и инвалиды – бесплатно.

5. Ресторан «Ferdinanda Malostranská» и костёл Девы Марии Победоносной

Побеседовав от души в «Малостранской беседе» вернёмся на трамвайную остановку «Malostranské náměstí», сядем на трамвай №22 и проедем всего одну остановку до трамвайной заставки «Hellichova».

Прага. Костёл Девы Марии Победоносной (Kostel Panny Marie Vítězné a sv. Antonína Paduánského)

Остановка располагается, как раз напротив костёла Девы Марии Победоносной (Kostel Panny Marie Vítězné a sv. Antonína Paduánského), который известен тем, что здесь хранится восковая фигурка младенца Иисуса. Пражский Иезулатко (Pražské Jezulátko) является объектом поклонения для христиан-католиков.

К фигурке младенца Христа мы вернёмся чуть позже, а пока нас интересует находящаяся всего в ста метрах от остановки фирменная ресторация пивовара Фердинанд – «Ferdinanda Malostranská».

Прага. Ресторация «Ferdinanda Malostranská»

Пивная линейка заведения состоит из 5 сортов разливного пива от бенешовского пивовара:

  • светлого лагера «Ferdinand Světlé 11°»;
  • светлого лагера «Ferdinand Světlé Premium 12°»;
  • тёмного лагера «Ferdinand Tmavé 11°»;
  • полутёмного специального пива с добавлением трав «Sedm kulí tmavé 13°» (название пива «7 пуль», как напоминание о выпущенной обойме сербского гимназиста Гаврилы Принципа в эрцгерцога Франца Фердинанда, с последующим развязыванием Первой мировой войны);
  • и специального светлого пива «d`Este speciál 15°».

Согласитесь, «разнообразие доставляет удовольствие»! (лат. varietas delectat!)

Ресторация «Ferdinanda Malostranská». Жареный куриный шницель с картофелем фри

Что касается кухни, то она здесь проста и незатейлива, хотя свиные и куриные шницели здесь отличные.

  • Адрес: Karmelitská 379/18, Praha 1, Malá Strana;
  • Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Hellichova». Трамваи маршрутов №22, №12, №20, №25 и ночной маршрут №57. От остановки до пивной всего 83 метра;
  • Расположение на карте Mapy.cz: «Ferdinanda Malostranská»
  • Часы работы: ПН-СБ 11-23, ВС 11-17;
  • Сайт: www.ferdinanda.cz

Для тех, кто заглянет в костёл, добавим, что изначально церковь Святой Троицы была построена в 1611-1612 гг. для немецких лютеран-протестантов. Проект храма принадлежит придворному Рудольфа II, итальянскому архитектора Джованни Марии Филиппи.

Прага. Костёл Девы Марии Победоносной (Kostel Panny Marie Vítězné)

После поражения протестантов в битве у Белой Горы (гора расположена неподалёку от Бржевновского монастыря) император Фердинанд II пожаловал костёл Ордену босых кармелитов, внёсших посильный вклад в победу императорской армии. 8 сентября 1624 года храм был освящён в благодарность за успех военной компании в честь Девы Марии Победоносной (некоторые источники переводят название костёла как Церковь Богородицы Торжествующей).

Другим покровителем церкви стал Св. Антоний Падуанский. Сокровищем храма считается появившаяся в костёле в 1628 году восковая фигурка младенца Иисуса Христа. Авторство приписывают неизвестному испанскому монаху, к которому, по легенде, явился во время молитвы Христос в младенческом возрасте.

Костёл Девы Марии Победоносной. Молитва Пражскому Иезулатко (Pražské Jezulátko)

Скульптура создана во второй половине 16 века и в храм попала в виде подарка ордену кармелитов от набожной графини Поликсены Лобкович. 47-сантиметровая деревянная статуэтка покрыта воском и представляет Иисуса в возрасте 4-5 лет. Маленькая корона, размещённая непосредственно над статуей младенца – дар от Папы Бенедикта XVI. Понтифик лично посетил костёл в 2009 году.

Скульптуру младенца регулярно переодевают в соответствии с церковным календарем в цвета текущего литургического сезона. Как правило, используются четыре основных цвета:

  • белый (цвет славы, чистоты и святости – на Рождество);
  • красный (цвет крови и огня – для Страстной недели);
  • фиолетовый (цвет Покаяния – Великий пост);
  • и зелёный (цвет жизни и надежды – одежда на любое время).

Прага. Костёл Девы Марии Победоносной. Музей одеяний младенца Иисуса Христа

Ежегодно в первое воскресенье мая в день коронационных торжеств (за разнообразные чудеса, приписываемые Иезулатко, в том числе за многочисленные исцеления и спасения пражан во время осады Праги шведами в 17 веке, статуя была торжественно коронована пражским епископатом в 1655 году) в наряде используется королевская мантия с горностаем и следующие цвета:

  • розовый (приглушенный цвет радости);
  • золотой и синий (праздничные цвета).

Всего в гардеробе младенца более 100 платьев, которые размещены в музее костёла. Одно из самых известных – подарок Императрицы Священной Римской империи и по совместительству королевы Богемии Марии Терезии, которая лично вышила сей наряд для малыша в 1754 году.

Пражский Иезулатко (фото www.pragjesu.cz)

На сегодняшний день, наиболее почитаем младенец Иисус в Испании, Италии, странах Латинской Америки и на Филиппинах. Верующие утверждают, что Pražské Jezulátko (Пражский Иезулатко) приносит женщинам долгожданную беременность, дарует здоровье болеющим деткам и благословляет молящихся на семейное счастье. Храм открыт ежедневно с 08:30 до 19:00.

По костёлу Девы Марии Победоносной можно совершить виртуальную прогулку

6. Ресторан «Kozlovna U Paukerta»

Надеемся, что к середине нашего пивного маршрута в вашем теле появилась приятная лёгкость, гибкость и почти неземная невесомость. Как говорили в Священной Римской империи: «Ешьте, пейте, после смерти нет никакого наслаждения!» (лат. Edite, bibite, post mortem nulla voluptas).

Однажды и я вывалился из этой пивной, как писал в сборнике очерков «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский:

«в шляпе калабрийского разбойника и шотландском шарфике, завязанном «неглиже с отвагой, аля чёрт меня побери».

Жизнь прекрасна! (лат. La vita è bella).

Вернёмся на трамвайную остановку «Hellichova», сядем на трамвай №22 и проедем всего две остановки до трамвайной заставки «Národní divadlo».

Прага. Трамвай №22. Вид на Карлов мост и Пражский Град с моста Легий

Проезжая через мост Легий не забудьте бросить взгляд на Карлов мост (слева по ходу нашего движения) и на крепость Вышеград (справа по ходу нашего движения).

Национальный театр (фото Studio Reasons)

Итак, выйдем у Национального театра. Прямо напротив остановки расположилась пивоварня — одна из худших в городе и если вам хочется почувствовать каким никудышным может быть крафтовое пиво, то вам сюда нужно зайти непременно!

Мы же отправимся в расположенную неподалёку фирменную ресторацию велкопоповицкого пивовара «Kozlovna U Paukerta». Ресторан пивовара из Velké Popovice радует своих посетителей не только уютными залами, но и неплохой старочешской и современной кухней. Помимо хорошо известного и популярного в пражских питейных заведениях тёмного лагера «Velkopopovický Kozel Černý 10°» здесь льют из танков светлый лагер «Velkopopovický Kozel 11°» и светлый нефильтрованный лагер «Kozel nefiltrovaný ležák 11°» .

Прага. Интерьер ресторана «Kozlovna U Paukerta»

В заведении предлагают и řezané pivo (ржезанэ пиво) – где полкружки светлого и полкружки тёмного велкопоповицкого на вычепе на глазок смешает лично для вас бармен питейного заведения.

  • Адрес: Národní 981/17, Praha 1, Staré Město;
  • Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Národní divadlo». Трамваи маршрутов №22, №2, №18, №13, №9 и ночные маршруты №53, №57, №58, №59. От остановки до пивной всего 160 метров;
  • Расположение на карте Mapy.cz: «Kozlovna U Paukerta»
  • Часы работы: ЧТ-СБ 11-24, ВС-СР 11-24;
  • Сайт: http://www.kozlovna.cz/u-paukerta

7. Пивовар «U Medvídků». Факультатив

Кстати, если пивных, представленных в нашем пивном маршруте, вам мало, то рекомендуем заглянуть после « Козловны» к пивовару , который расположился неподалёку от велкопоповицкой пивной — буквально в 150 метрах.

Здесь подают самое крепкое пиво не только в Чехии, но и в мире! В пивной линейке пивовара «U Medvídků» 4 сорта пива: светлое специальное пиво «1466» (14°); полутёмное специальное «Oldgott» (13°); ароматизированное пиво со вкусом мёда «Medvidek» (15°); и крепкий светлый лагер «Х-beer33» (33°). Отличительной чертой пива пивовара является его плотность. Иногда в ущерб вкусу. Кстати, бокал 0,3 литра «Х-beer33» стоит 120 Kč (360 рублей) и его разливают из бутылок.

  • Адрес: Na Perštýně 345/7, Praha 1, Staré Město;
  • Как добраться: остановка общественного транспорта «Národní třída». Трамваи маршрутов №1, №2, №9, №12, №18; №22, №25;
  • Расположение на карте Mapy.cz: Pivovar «U Medvídků»
  • Часы работы: ПН-СБ 11-23; ВС 11:30-22:00;
  • Сайт: umedvidku.cz

8. Пивоварня «Pivovarský Dům». Факультатив

После посещения «Козловны», вернёмся на трамвайную остановку к Национальному театру, сядем на трамвай №22 и проедем всего три остановки до заставки «Štěpánská», не забывая по пути полюбоваться Карловой площадью и Новоместской ратушей.

Прага. Маршрут трамвая №22. Вид на Карлову площадь с Новоместской ратуши

Почти напротив остановки расположился известный многочисленной туристической армии «Pivovarský Dům». Заходить сюда или нет, решать, безусловно, вам. Но лично нас в этой пивной привлекает лишь гордое звание пивовара.

Прага. Пивоварня «Pivovarský Dům»

Ни кухня, ни пиво данного заведения нам не по вкусу. Единственное, что спасает сие заведение, так это наличие в пивной: туристического аттракциона – комплекта ассорти каждого из восьми видов пива, которые варят в пивоварне. По заказу на дегустацию вам подадут по 100 миллилитров каждого в следующем варианте:

  • пшеничное пиво и пиво месяца;
  • светлый и тёмный лагер;
  • ароматизированное пиво с банановым, кофейным, вишнёвым и крапивным вкусом.

Пивоварня «Pivovarský Dům». Фирменная пивная карусель

На наш обывательский взгляд, сумма в 150 чешских крон за данный пивной комплект завышена раза в полтора, но у заведения своя ниша – крафт. Здесь пиво варится, здесь же оно и льётся-пьётся. Поэтому хозяева вправе назначать любую цену, ведь прямой конкуренции между крафтовыми пивоварнями нет. У каждой из них своё пиво: а не «Kozel» или «Pilsner Urquell». Как говорил Цицерон: «Пусть или пьет, или уходит» (лат. aut bibat, aut abeat).

  • Адрес: Lípová 511/15, Praha 2, Nové Město;
  • Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Štěpánská». Трамваи маршрутов №22, №4, №6, №10, №13, №16, №10, №13 и ночные маршруты №51, №56, №57, №59. От остановки до пивной всего 87 метров;
  • Расположение на карте Mapy.cz: «Pivovarský Dům»
  • Часы работы: ПН-ВС 11-23:30;
  • Сайт: http://www.pivovarskydum.com

9. Ресторан «U Šumavy»

О вкусах не спорят (лат. de gustibus non disputandum est). А потому нам ближе другая пивная, находящаяся всего в ста метрах от остановки «Štěpánská».

Прага. Ресторация «U Šumavy»

Старейшее питейное заведение пражского района Новое место ресторация «U Šumavy» открыта ещё в 1873 году. На вычепе данного заведения всегда 10 различных марок пенного напитка от больших и малых чешских пивоварен. На постоянной основе на вычепе:

  • светлый лагер будеёвицкого пивовара «Budvar 12°»;
  • и пилс «Pilsner Urquell».

Ассортимент малых и средних чешских пивоварен регулярно меняется. В момент нашего последнего посещения на вычепе пивной точили (разливали) следующие сорта:

  • индийский светлый эль «Hatatitla 15° IPA» минипивовара «Koníček Vojkovice»;
  • тёмное специальное пиво чернокостелецкого пивовара «Černá svině 13°»;
  • индийский светлый эль «Citra 13° IPA» пивовара из Злина «Zlínský Švec»;
  • светлый лагер «Albrecht 10°» от Либерецкого пивовара «Frýdlant»;
  • светлый лагер «Otakar 11°» местанского пивовара «Polička»;
  • индийский светлый эль «Hopper Sorachi Ace 15°» пивовара карловарского края «Permon»;
  • светлый лагер «Souležák 12° пражского минипивовара «Holá řiť»;
  • светлый лагер «Kruták 12° минипивовара «Továrna» из Slaný.

Прага. Интерьер ресторана «U Šumavy»

Об актуальном пивном ассортименте заведения лучше ознакомиться непосредственно перед посещением на сайте ресторана.

В ресторации несколько залов и царит непринуждённая атмосфера. Кухня заведения ничем не примечательна – ограничьтесь пивом. Единственный минус пивной – здесь не принимают кредитные карты. В ходу только наличные.

  • Адрес: Štěpánská 543/3, Praha 2, Nové Město;
  • Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Štěpánská». Трамваи маршрутов №22, №4, №6, №10, №13, №16 и ночные маршруты №51, №56, №57, №59. От остановки до пивной всего 105 метров;
  • Расположение на карте Mapy.cz: «U Šumavy»
  • Часы работы: ПН-ВС 11-24;
  • Сайт: http://www.usumavy.cz

10. Ресторан «Vinohradský parlament» и костёл Св. Людмилы

Истина в вине, в воде здоровье (лат. In vino veritas, in aqua sanitas), а, потому, нет сомнений, что путь наш как минимум истинен! Поэтому, хорошенько отдохнув в ресторации «У Шумавы», вернёмся на трамвайную остановку «Štěpánská», сядем на трамвай №22 и проедем всего две остановки до заставки «Náměstí Míru».

Прага. Костёл Святой Людмилы (Kostel sv. Ludmily)

Над площадью Мира нависает неоготический костёл покровительницы бабушек Святой Людмилы Чешской (Kostel sv. Ludmily), но нам пока не сюда. Всего в ста метрах от остановки расположилась фирменная ресторация пражского пивовара Staropramen «Vinohradský parlament».

Прага. Ресторация «Vinohradský parlament»

Если придёте сюда днем, не удивляйтесь огромному количеству пражских мам с детьми, которые умудряются за кружкой пива кормить грудью младенцев! Просто в ресторане подают хорошие обеды и имеется отличная детская игровая площадка.

В пивной линейке заведения представлено 4 вида смиховского пива:

  • светлый лагер «Staropramen Světlý 10°»;
  • светлый лагер «Staropramen 11°»;
  • светлое пшеничное нефильтрованное пиво низового брожения «Staropramen Nefiltrovaný 12°»;
  • и тёмный лагер «Staropramen Černý 12°».

Прага. Hospoda «Vinohradský parlament»

Как и положено в приличном заведении туристам не откажут в «ржезанэ пиво» (коктейль из светлого и тёмного лагера Старопрамен). Имеется и фирменный пивной лимонад «Парламент» (коктейль из светлого смиховского лагера и вишнёвого лимонада собственного производства). Ресторан питейного заведения работает до 23:30, зато пивная открыта до 4 утра.

  • Адрес: Korunní 820/1, Praha 2, Vinohrady;
  • Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Náměstí Míru». Трамваи маршрутов №22, №4, №10, №16 и ночные маршруты №51, №57, №59. От остановки до пивной всего 125 метров;
  • Расположение на карте Mapy.cz: «Vinohradský parlament»
  • Часы работы: ресторан ПН-СР 10:45-24:00, ЧТ-ПТ 10:45-01:00, СБ 11:30-01:00, ВС 11:30-23:30; пивная ПН-ВС 10:45-04:00;
  • Сайт: http://www.vinohradskyparlament.cz

11. Ресторация «Bruxx» и площадь Мира. Факультатив

Смиховская пивоварня «Старопрамен» входит в северо-американскую группу «Molson Coors», а потому нет ничего удивительного в том, что соседняя с «Виноградским парламентом» дверь является входом в бельгийскую пивную ресторацию «Bruxx». Североамериканцам принадлежат такие известные бельгийские пивные марки, как «Stella Artois» и «Hoegaarden».

В питейном заведении в соответствии с бельгийской традицией пивоварения указан процент содержания алкоголя в пиве, а не экстрактивность начального сусла как у чешских пивоваров. Наряду со светлым лагером «Stella Artois 5%» в этой шикарной пивном ресторане подают:

  • белое пшеничное (витбир) пиво с добавлением фруктов «Hoegaarden 5%»;
  • лёгкое пшеничное пиво с малиновым вкусом «Hoegaarden Rose 3%»;
  • коричневый фландрийский эль «Liefmans oud bruin 5%»;
  • лёгкое фруктовое пиво со вкусом вишни и клюквы «Floris Kriek 3,6%»;
  • тёмное крепкое фруктовое пиво с добавлением вишнёвого ликёра «Kasteel Rouge 8%»;
  • бельгийский крепкий светлый эль «Delirium Tremens 8,5%»;
  • и голландский «witbier» с фруктовым вкусом «La Trappe Witte 5%».

Бельгийская ресторация «Bruxx». Витбир «Hoegaarden 5%»

Благостную картину дополняет детская игровая зона с лабиринтом, досками для рисования и игровыми консолями. Родители могут наблюдать за детьми через специальное мобильное приложение или систему камер на телевизоре. Для самых маленьких детей имеется манеж.

  • Адрес: Náměstí Míru 820/9, Praha 2, Vinohrady;
  • Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Náměstí Míru». Трамваи маршрутов №22, №4, №10, №16 и ночные маршруты №51, №57, №59. От остановки до пивной всего 110 метров;
  • Расположение на карте Mapy.cz: ресторация «Bruxx»
  • Часы работы: ресторан ПН-СР 11:00-24:00, ЧТ-ПТ 11:00-01:00, СБ 11:30-01:00, ВС 11:30-23:30;
  • Сайт: http://www.bruxx.cz

Вот и подошла к концу наша увлекательная поездка по пражским пивным. Прощаясь с Виноградами можно заглянуть на любимую местными асоциальными элементами площадь Мира и зайти в костёл Св. Людмилы.

Прага. Площадь Мира. Скульптура «Аллегория мира» у костёла Св. Людмилы

Кирпичное неоготическое здание с двумя стройными 60-метровыми башнями, каждая из которых оснащена двумя колоколами, было построено между 1888-1892 годами по проекту чешского архитектора и реставратора Йозефа Моцкера.

Прага. Главный вход костёла Святой Людмилы

Колокола отлитые к открытию храма были переплавлены в пушки во время Первой мировой, а новые появились на костёле лишь в 1925 году. Войти внутрь костёла можно ежедневно в 16-30 во время церковного богослужения.

Прага. Внутреннее убранство костёла Святой Людмилы

Помимо главного архитектора в строительстве храма принимали участие ещё как минимум два Йозефа: известный скульптор Йозеф Вацлав Мысльбек (чьи работы можно увидеть, например, во время прогулки по ) и художник Йозеф Чапек (старший брат писателя Карела Чапека). Писатель Карел Чапек умер ещё до оккупации немецкими войсками Чехословакии в 1938 году, а вот Йозеф Чапек скончался в немецком концентрационном лагере Берген-Бельзен от тифа в апреле 1945.

Слева от главного входа в костёл установлен памятник братьям Чапекам – будто бы простреленный камень, в котором имитация пулевых отверстий образует их имена. С одной стороны постамента входные пулевые отверстия образуют имя Карел Чапек. С обратной стороны выходные отверстия образуют имя Йозефа Чапека.

По площади Мира можно совершить виртуальную прогулку

Пивной маршрут по Праге. Заключение

Как говорили древние: «О вкусах не спорят» (лат. De gustibus non est disputandum). И всё же надеемся, что не только любители чешского пенного напитка, но и профессиональные пивные эксперты по достоинству оценят наш пивной маршрут.

Он прост, удобен и при этом достаточно разнообразен. Безусловно, за его скобками осталось несколько десятков интересных пражских пивных и пивоварен, но для того и существует наш и Праги, чтобы поговорить о них отдельно.

За сим позвольте откланяться! И, как говорил один из отцов-основателей США, великий американский учёный и политический деятель Бенджами Франклин:

« В вине есть мудрость, в пиве есть свобода, в воде есть бактерии» .

Так станем свободными! И заодно здоровыми! Ведь для того, чтобы покрыть необходимую суточную дозу витамина В1, человеку нужно выпить всего 33 литра пива. Для покрытия суточной дозы кальция — 25 литров пива. Суточной дозы витамина В2 — 3 литра пива. Для нас это пустяки! Как говорится, всё в наших руках! «Gaudeamus igitur! Dixi» (лат. Так будем веселиться! Я всё сказал).

Текст и фото:

Прага – из тех городов, где пользоваться общественным транспортом удобнее, чем личным автомобилем. А пражский трамвай – это не только средство передвижения, а еще и один из городских символов, без которого улицы не были бы такими, какими мы их знаем. Эта статья познакомит вас с сетью трамваев чешской столицы и наиболее интересными маршрутами, а также расскажет о правилах пользования этим видом транспорта.

Общее описание сети

Сеть трамваев Праги – крупнейшая и старейшая в Чехии. Она плотно покрывает город, полотно и подвижной состав поддерживаются в идеальном состоянии, интервалы между трамваями довольно короткие – благодаря этому пражская сеть считается одной из лучших трамвайных систем мира. Общая длина рельсового полотна превышает 140 километров, суммарная протяженность маршрутов – более 500 километров, а количество самих трамваев – свыше 900. Ежегодно их услугами пользуются более 300 тысяч человек, что делает трамвай вторым по популярности видом публичного транспорта в Праге после, конечно, метро.

По состоянию на сентябрь 2017 года организованы 25 дневных маршрутов, один из которых, № 23, называют ностальгическим – он обслуживается старыми, немодернизированными моделями трамвая Tatra T3. Дневные маршруты пронумерованы от 1 до 26: отсутствует номер 19, который был отменен, потому что дублировал другие, более популярные линии. Интервал движения по будним дням составляет от четырех до 20 минут в зависимости от маршрута и времени суток. По выходным минимальное время ожидания – 7,5 минут.

Ночных маршрутов – девять. До апреля 2017 года они имели номера от 51 до 59, а потом были переименованы с 91 по 99. То есть 51-й стал 91-м, 52-й – 92-м и так далее. При этом популярный у туристов исторический маршрут № 91 был лишен своего номера в пользу ночной линии и стал 41-м. Большая часть ночных маршрутов с дневными не совпадает, а их сеть устроена по радиальному принципу: все они стартуют из одного места (остановка «Лазарска» в центре города), откуда расходятся по разным районам. Таким образом, «Лазарска» служит пересадочной остановкой, где можно сесть на любой из ночных трамваев. Также есть несколько точек, где сходятся по два ночных маршрута.

Ночные трамваи начинают работу в 20:00 в качестве дневных и примерно до полуночи длится процесс замещения. Когда последний дневной состав отправляется на ночлег, водители ночных меняют номера маршрутов на 91–99. Ходят они до 06:00.

Наконец, есть так называемый исторический маршрут, который мы уже упоминали – 41-й, бывший 91-й. Он обслуживается отреставрированным музейным составом образца 1920 года, который провезет вас по пути, наполненном достопримечательностями. Это не столько транспорт, сколько развлечение, поэтому график работы значительно отличается от обычных трамваев. 41-й ходит с марта по ноябрь только по выходным и праздничным дням. Время работы – с 12:00 до 17:00, интервал составляет около часа. Подробнее о нем мы поговорим позже, а пока вернемся на обыкновенные маршруты.

Как пользоваться трамваем в Праге

Трамваи, кроме 41-го, вместе с автобусами, метро и фуникулером входят в единую систему городского транспорта, которая управляется одной организацией. Поэтому не существует разделения билетов по видам транспорта, а есть общий квиток, который используется везде.

Билеты в чешской столице действуют не по количеству поездок, а по времени. За 24 кроны (чуть менее одного евро) вы приобретаете право пользоваться транспортом в течение получаса, за 32 – на протяжении полутора часов, за 110 можете кататься сутки, за 310 – трое суток. Для пенсионеров и детей – в два раза дешевле.

Срок отсчитывается не с момента покупки, а с момента, скажем так, компостирования – при первой поездке по купленному билету вы «пробиваете» его в специальном автомате, который пропечатает время начала действия. На эти данные будет ориентироваться контролер, который может проверить у вас оплату проезда. Если время действия истекло, а вам нужно ехать дальше, то чтобы не выходить, вы можете купить новый квиток с помощью СМС. В этом случае на ваш телефон придет билет в электронном виде. А обычные бумажные билетики продаются автоматами, которые есть на каждой остановке и станции метро. Пользоваться ими несложно, все понятно на интуитивном уровне. Заметим только, что эти аппараты не принимают бумажные деньги – исключительно монеты.

Если вы планируете находится в Праге долго и перемещаться по городу много, то экономически целесообразным может быть приобретение проездного на длительный срок (месяц, три месяца и так далее). Такой проездной компостировать не нужно, на нем уже будут указаны сроки начала и окончания действия. Но иметь при себе его обязательно. Продаются проездные не везде, а только на определенных станциях метро – например, на «Мустек», одной из центральных станций.

Как спланировать маршрут и выбрать правильный билет

Разумеется, в незнакомом городе вы знаете, сколько будет продолжаться поездка от точки А до точки Б. А знать это нужно, поскольку билет действителен в течение определенного срока. Тут у вас есть два варианта.

Во-первых, на каждой остановке висит табло, где подробно расписан каждый маршрут, который через эту остановку проходит. Указаны названия всех остановок и время езды до них. Таким образом, если ваш маршрут прост и не содержит пересадок, то на остановке вы можете рассчитать его продолжительность и купить соответствующий билет.

Во-вторых, на сайте организации, которая управляет транспортом, есть планировщик маршрута. Он покажет, какими трамваями вам нужно пользоваться, чтобы доехать куда надо, а также сколько времени этой займет. Чтобы получить ответ на эти вопросы, нужно заполнить несколько полей: откуда (From), куда (To), желаемые промежуточные точки (Via), дата (Date) и время (Time). Рядом с полем времени есть слова «departure» (отъезд) и «arrival» (прибытие) – выбрав одно из них с помощью точки, вы отметите, к чему относится указанное время – к началу вашей поездки или к приезду на место.

В графы «откуда», «куда» и «через» нужно вписать название городской локации – например, ваш отель или искомая достопримечательность. Если вы в не ориентируетесь в местных названиях, но знаете, где находитесь, то выбрать места можно на карте – для этого откройте ссылку «Map», расположенную справа от каждого из этих трех полей.

Когда все поля заполнены, жмите «search» – и система выдаст вам варианты маршрутов, где будут указаны все необходимые вам трамваи и другой транспорт. Вы узнаете, где на них садиться, сколько каждый их них едет, во сколько прибывает на нужные вам остановки и так далее. Каждый из предложенных вариантов можно подробно рассмотреть на карте и даже скачать.

№ 41, ранее известный как 91. Этот трамвай проезжает сквозь городской центр, и его называют музейным, ностальгическим, историческим. Дело не только в маршруте, на котором расположено множество достопримечательностей, но и в самом подвижном составе. Он состоит из двух вагонов, которые впервые начали курсировать по пражским улицам 1920 году. В 1944 трамвай попал в аварию и был отремонтирован, после чего работал до 1992 года. В 2000 изношенный состав восстановили, вернули исконный вид и вновь поставили на рельсы.

Поскольку вмещает он всего 45 человек и пользуется большой популярностью, то лучше садиться на одной из первых остановок, в идеале – на самой первой. Он стартует от Vozovna Střešovice, где также находится музей общественного транспорта, по которому можно погулять в ожидании 41-го.
Оттуда вы сможете доехать до Пражского Града – знаменитой крепости, которая сегодня является целым комплексом достопримечательностей и обязательно входит в программу любого туриста.

Еще одна остановка – Королевский сад и расположенный на его территории дворец Бельведер, построенный в стиле итальянского Возрождения.
Трамвай останавливается на Малостранской и Вацлавской площадях – локациях, плотно застроенных историческими зданиями, памятниками, дворцами.


На 41-м также можно добраться до Национального театра и дворца Велетржни. Даже если вы не собираетесь в оперу, то театральное здание все равно достойно вашего внимания как отличный образец изысканного итальянского неоренессанса. А во дворце Велетржни размещен Музей современного искусства, где выставлены работы Пикассо и многих прославленных его коллег по цеху.

Конечная остановка – Выставиште. Это выставочный район, где расположены музыкальные фонтаны, океанариум, луна-парк и прочие интересные объекты.
Обычный взрослый билет на музейный маршрут стоит 35 крон, для детей младше 15 лет – 20. Также 20 крон нужно будет заплатить за коляску с ребенком и человека в инвалидном кресле, столько же платят пожилые люди старше 70 лет.

№ 23. Этот ностальгический маршрут запустили в марте 2017 года, а до 2014 года номер принадлежал обычному дневному маршруту, который отменили, чтобы улучшить работу № 22. По этой линии курсируют Tatra T3 – вагоны чешского производства, которые изготавливались с 1960 года по 1999 и известны жителям не только Чехии, но и других стран бывшего соцлагеря, в том числе и СССР. Где-то их модернизировали, где-то сняли с маршрутов, и теперь исключительно в Праге можно проехать в оригинальном Tatra T3.

Они получили вид в стиле восьмидесятых годов: пластиковые сиденья прежнего образца, массивные громкоговорители, объявления остановок, шрифт информационных надписей – все из прошлого. Едет 23-й по историческому центру – от остановки «Краловка» до района Винограды – и проезжает возле Пражского Града и других туристических мест.

№ 23 – это полноценный дневной маршрут, так что ходит он круглый год и оплачивается обычными билетами по обычной системе.

Из обыкновенных маршрутов самыми интересными считаются №№ 9 и 22. По ним ходят современные трамваи, из окон которых вы сможете увидеть много старинных зданий центра.
Даже если вам никуда особенно не надо ехать, выделите время на то, чтобы покататься на пражском трамвае – без этой детали паззл вашего впечатления о городе не сложится до конца.


Городской транспорт – сложное хозяйство, и каждый крупный город вынужден предпринимать различные шаги в направлении её оптимизации. По мере роста количества личных автомобилей у горожан перемещение внутри города стало настолько затруднительным, что пришлось применять срочные меры.

В Праге, например, пошли по пути совершенствования развития общественного транспорта. Это – очень верное решение, поскольку общественный транспорт имеет очевидные преимущества перед нецентрализованным частным: не занимает места в виде парковок в самых неподходящих для этого местах; имеет вполне определённые маршруты и расписание, что позволяет в полной мере планировать его работу; при должной организации транспортных артерий имеет высокую скорость перемещения пассажиров, да и количество клиентов его растёт по мере роста эффективности перевозок. Сюда следует добавить и экологичность общественного транспорта, то есть, гораздо меньшее загрязнение окружающей среды по сравнению с массой легковых автомобилей.

В результате своевременно принятых серьёзных мер Прага теперь принадлежит к тем немногочисленным городам, где жители широко пользуются общественным транспортом, отдавая ему предпочтение перед личными автомобилями. От троллейбусов пражане отказались ещё более 40 лет назад, зато у них получило широкое развитие трамвайное сообщение. Оно в данный момент является наиболее распространённым, если говорить о наземном транспорте. Трамвай, как говорят сами жители города, является символом Праги, и её улицы были бы другими, не будь на них привычного трамвайного перезвона.

А в тех местах, куда не доходит трамвай, задействованы многочисленные автобусы . Именно поэтому жители, имея в своём распоряжении различные виды транспорта, действующие скоординированно и чётко, в соответствии с расписанием, никуда не опаздывают и не спешат, а спокойно перемещаются но городу, зная, что транспорт их не подведёт.

А всему причиной – чёткая организация функционирования такого обширного хозяйства. На каждой остановке для удобства пассажиров имеется перечень проходящего через эту остановку транспорта с указанием времени прибытия.

Случается, к примеру, что на каком-нибудь участке трамвайных путей, или на автомобильной трассе, производятся плановые ремонтные работы или реконструкция. Как быть пассажирам, которые должны проследовать на данном участке, в таком случае? А вопрос решается просто: на каждой остановке, имеющей отношение к изменениям, появляются в расписании пометки, выделенные жёлтым ярким цветом, информирующие пассажиров об изменениях в маршруте.

Расписание движения транспорта, в том числе, расписание трамваев в Праге разное на протяжении недели, потому что в выходные дни трамваи и автобусы ходят по-разному. Впрочем, эти различия также отмечены в расписании на каждой остановке. Поэтому, путешествуя по выходным дням, стоит иметь в виду, что на остановке можно задержаться более 5 минут, обычных в рабочие дни.

Ну, а уж неплановые ситуации не запрограммируешь заранее, но и на этот случай имеются у городских служб различные «планы Б», позволяющие максимально учитывать потребности пассажиров.

Трамвайных маршрутов много, примерно 24 маршрута в дневное время функционируют на и . И, хотя на ночь остаётся только 9 ночных трамваев , для города это вполне достаточно. Наиболее популярными, конечно, являются маршруты трамваев , проходящие через центр города, это № 17, 9 и 22. Отдельно выделен , имеющий собственное, историческое значение. Он не является постояннодействующим, и трамвай по такому маршруту идёт только с апреля по октябрь. Трамвай следует от , или, как его ещё называют, Музея трамваев , в Стрешовице до остановки Vystaviste. Это – исторический трамвай , экскурсионный, своеобразный музей на колёсах, и к общественному транспорту его не отнесёшь.

Если Вы не являетесь жителем Праги, а поездить по ней Вам всё-таки надо, то для составления правильного маршрута необходимо воспользоваться картами движения общественного транспорта, в том числе — картой (схемой) трамваев Праги , а также – других видов транспорта.

Маршруты / Карта / Схема трамваев Праги /

Маршруты / Карта / Схема ночных трамваев Праги /

Такие карты и схемы легко приобрести в Праге. Но если Вы привыкли пользоваться преимуществами интернета, то и в данном случае он Вам поможет облегчить задачу. Есть такой «Планировщик маршрутов», туда заходят по ссылке . Язык чешский, можно выбрать английский или немецкий. Вам предложат заполнить вполне понятную анкету, где есть графы «From» и «To», то есть, «Откуда» и «Куда», есть место для указания точки, через которую Вы хотите проследовать – графа «Via». Вы указываете дату, на которую планируете путешествие, а также время прибытия на конец маршрута или выезда из начальной точки. Вам предложат несколько вариантов, иногда – довольно много. Есть там ещё и кнопка «Map», нажатие которой предоставит Вам возможность увидеть Ваши маршруты на карте города.

Пример: Предположим, что турист забронировал номер в 4-х звездочном отеле Hotel Golf (Plzeňská 103/215a 150 00 Praha) . Перед тем, как забронировать, он убедился, что рядом с отелем есть остановки трамвая, автобуса или станция метро, как написано . Совсем рядом с выше описаным отелем находится одноименная трамвайная остановка — Hotel Golf , где ходят следующие маршруты трамвая №9, 10, 58, 59. Далее открываем в браузере страницу //spojeni.dpp.cz/ConnForm.aspx?tt=PID&cl=E5 , вбиваем в окошко «From» — остановку Hotel Golf и в следующее окошко «To» — например, Staroměstská . Выбираем дату, время и кликаем на «Search».

После чего нам будут предложены варианты, из которых можно выбрать что-то подходящее по времени и пересадкам.

Турист выбрал первый вариант: в 10:00 посадка на трамвай №9 (остановка Hotel Golf), в 10:17 выходит на остановке Národní divadlo, где у него будет пересадка на трамвай №17 в 10:22. Через 2 минуты он уже будет на остановке Staroměstská. Итого поездка занимает 24 минуты, а это значит ему подойдет одноразовый билет стоимсотью 24 кроны.

Весь маршрут мы можем посмотреть на карте — для этого нужно кликнуть на «Map»

Ну а для того, чтобы увидеть весь перечень остановок, которые он будет проезжать — нажимаем на значок «увеличительное стекло».

Затем скачайте его в формате PDF. Такой формат удобно просматривать на ваших смартфонах и планшетах.

Билеты на трамвай. Стоимость. Как пользоваться трамваем в Праге

Общественный транспорт Праги хорош тем, что на всех его видах действует единая система билетов. То есть, Вы не покупаете отдельно билет на трамвай , а отдельно – на автобус. За основу в этой системе взят не вид транспорта, а время, в течение которого действителен билет.

Есть одноразовые билеты с определённым сроком действия, а есть проездной билет. Одноразовые билеты подлежат компостированию, которое производится в первую поездку после покупки билета. Это – начало отсчёта действия билета, именно на эту дату и время ориентируется контролёр общественного транспорта, когда определяет, действителен ли ещё Ваш билет, или уже нет.

Проездные билеты не компостируются, они просто должны быть при пассажире и подлежат предъявлению контролёрам.

Действие одноразового билета может быть 30 минут, а может быть и 72 часа.

Для детей и пенсионеров предусмотрена скидка, которая составляет половину первоначальной стоимости билета.

Перечень одноразовых билетов и их стоимости:

— действителен 30 минут, стоимость 24 кроны;
— действителен 90 минут, стоимость 32 кроны;
— действителен 24 часа, то есть, одни сутки, стоимость 110 крон;
— действителен 72 часа, то есть, трое суток, стоимость 310 крон

За безбилетный проезд полагается штраф — 40 евро, поэтому будьте осторожны!

Как пользоваться трамваем в Праге

Приобретаете нужный вам билет в автомате, который находится на любой остановке трамвая, автобуса или станциях метро. Затем заходите в трамвай и компосируете его. После чего отсчитываете время.

Такова стоимость трамвая в Праге , но приобретённый билет охватывает все виды транспорта – и трамвай, и автобус , и .

Как одноразовые билеты, так и проездные билеты предназначены для одного пассажира. Но они не являются именными, поэтому, если Вы, например, с подругой, едете не вместе, а в разное время, то можете воспользоваться одним и тем же проездным документом. Но если Вы приехали в отпуск вместе и собираетесь ездить вдвоём, то придётся каждому из Вас приобрести проездной документ.

Для того, чтобы не потратить лишних денег, прикиньте, сколько дней Вы будете находиться в Праге, и выберите наиболее экономичное использование билетов из предлагаемых вариантов. Задачка по арифметике для 4-го класса.

Надо только иметь в виду, что проездной билет на месяц стоит 670 крон, поэтому все варианты одноразовых билетов, которые в сумме превышают эту сумму, должны сразу отвергаться Вами, как неэкономичные, в пользу приобретения месячного проездного. Например, если Вы пробудете в Праге 7 дней, то Вам, если Вы обратитесь к одноразовым билетам, придётся заплатить 310 + 310 + 110 = 730. Это явно больше, чем 670, тем более, придётся компостировать три раза. Поэтому приобретайте проездной, а потом, при отъезде, можете его кому-нибудь передать. Свою функцию экономии Ваших средств он уже выполнил, а это – главное.

Правда, приобрести месячный проездной можно не везде, а в кассе PID (Prazska integrovana doprava) , которая есть не на каждой остановке. Здесь, в кассе, производится оплата или наличными чешскими кронами, или с помощью банковского перевода. Вы получите на руки небольшую картонную карточку, которую можете тут же заламинировать за 10 крон, с указанием даты и времени её выдачи. Здесь же будут указаны ещё две важные даты: дата первого дня и дата последнего дня периода, когда Ваш проездной действителен.

На том же сайте, где Вас ждёт планировщик маршрутов, (dpp.cz), Вам укажут станцию метро, на которой есть касса PID. Для получения нужной информации Вам надо выбрать Вашу линию метро и найти колонку «Coupons with arbitrary start of validity». Те строки, которые отмечены словом «all», обозначают нужные Вам остановки. Это такие:

на ветке А: Skalka, Hradčanská ;
на ветке В: Můstek, Anděl, Palmovka, Florenc, Zličín, Vysočanská, Smíchovské nádraží ;
на ветке С: Nádraží Holešovice, Roztyly, Letňany .

Такие кассы открыты в рабочие дни, но в выходные проездной билет Вы в Праге не купите, всё закрыто. А в рабочие дни – пожалуйста, с 6:00 до 20:00, кроме субботы и воскресенья.

Говорят, что теперь проездные билеты стали продавать и в информационных центрах, и в аэропорту, на первом и втором терминалах.

Популярные маршруты трамваев среди туристов — №9, 22 и 91

Маршрут трамвая №9

Sídliště Řepy – Blatiny – Slánská – Hlušičkova – Krematorium Motol – Motol – Vozovna Motol – Hotel Golf – Poštovka – Kotlářka – Kavalírka – Klamovka – U Zvonu – Bertramka – Anděl (В) – Arbesovo náměstí – Švandovo divadlo – Újezd – Národní divadlo – Národní třída (В) – Lazarská – Vodičkova – Václavské náměstí (А) – Jindřišská – Hlavní nádraží (С) – Husinecká – Lipanská – Olšanské náměstí – Olšanská – Nákladové nádraží Žižkov – Nákladové nádraží Žižkov – Biskupcova – Ohrada – Vápenka – Strážní – Chmelnice – Kněžská luka – Spojovací

Маршрут трамвая №22

Bílá Hora – Malý Břevnov – Vypich – Říčanova – Břevnovský klášter – U Kaštanu – Drinopol – Marjánka – Malovanka – Pohořelec – Brusnice – Pražský hrad – Královský letohrádek – Malostranská (А) – Malostranské náměstí – Hellichova – Újezd – Národní divadlo – Národní třída (В) – Karlovo náměstí (В) – Štěpánská – I.P.Pavlova (С) – Náměstí Míru (А) – Jana Masaryka – Krymská (t) – Ruská – Vršovické náměstí – Čechovo náměstí (t) – Koh-i-noor – Slavia – Kubánské náměstí – Průběžná – Na Hroudě – Nádraží Strašnice – Radošovická – Na Padesátém – Zahradní Město – Sídliště Zahradní Město – Na Groši – Hostivařská – Nádraží Hostivař Rail Europe и на автобус . Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на .

Маршрут трамвая №91

Vozovna Střešovice – Brusnice – Pražský hrad– Královský letohrádek – Malostranská – Malostranské náměstí – Hellichova – Újezd –Národní divadlo – Národní třída – Lazarská – Vodičkova – Václavské náměstí –Jindřišská – Masarykovo nádraží – Náměstí republiky – Dlouhá třída – Nábřeží Kpt. Jaroše – Strossmayerovo náměstí – Veletržní – Výstaviště Holešovice

И – не по теме, но к слову: есть в Праге пивная, называется – «Первый пивной трамвай» . Она имеет вид трамвайного вагона, и переоборудована в общепитовское заведение из трамвайного депо. Приехать сюда легко, это конечная остановка трамвайного маршрута № 11. Несмотря на то, что сама пивная небольшая, в ней есть два зала – один зал для некурящих, а другой, естественно, для курящих. Вас встречает сам хозяин заведения, лично предлагает меню, и вся уютная обстановка пивной располагает к расслаблению и отдыху.

Rail Europe и на автобус . Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на .

Трамвайная сеть в Праги – самая крупная сеть трамваев в Чехии. Протяженность всех путей превышает 141 километр, протяженность маршрутов 548 км. С 1 сентября 2012 года в Праге действует 31 линия, из них: 21 линия дневного транспорта, 9 линий ночной транспорта и 1 маршрут исторического трамвая. Дневные маршруты имеют нумерацию с 1 по 26, при этом маршруты 13, 15, 19, 21, 23, 36 были ликвидированы. Ночные маршруты с 51 по 59. Ностальгический маршрут имеет номер 91.

Трамвайная сеть в год перевозит около 350 миллионов пассажиров. Для этого в Праге используется 7 трамвайных депо для основного пассажирского транспорта, обслуживающих в сумме 980 вагонов: Vozovna Motol – 118 вагонов, Vozovna Hloubětín – 127 вагонов, Vozovna Žižkov – 128 вагонов, Vozovna Kobylisy и Vozovna Strašnice – по 142 вагона в каждом, Vozovna Pankrác – 150 вагонов, Vozovna Vokovice – 173 вагона. Также есть еще одно депо – Vozovna Střešovice. Он используется для музейных экспонатов и служебных вагонов. Обслуживает это депо ностальгический маршрут № 91. Пражский электрический трамвай использует постоянный ток с напряжением 600 вольт.

Все трамваи, как и любой другой общественный транспорт, ходит строго по расписанию. Расписание каждого маршрута указано на его остановке. При этом указываются все остановки от начального пункта, до конечного. Остановка данного места отправления выделена другим шрифтом. Рядом с каждой последующей станцией указано время, через сколько минут трамвай будет на той ли иной остановке. Расписание движения трамваев в будние и выходные дни может различаться. К примеру, в таблице расписания могут находиться графы движения по дням недели: понедельник – четверг, пятница, суббота и воскресенье; либо, например: понедельник – суббота, воскресенье. Напротив каждого часа указаны минуты отправления. Там где рядом с минутами указан значок инвалида, это означает, что трамвай пригоден для перевозки инвалидов, подножка трамвая низкая, не имеет ступенек; в трамвай можно заехать на инвалидной коляске сразу с перрона, также в трамвае имеется место для установки и крепления инвалидного кресла с пассажиром. Не все трамваи имеют возможность перевозки инвалидов, но те, которые такую возможность имеют – ходят довольно часто. Если на стенде лист с расписанием желтого цвета, это означает, расписание временное. На некоторых остановках есть электронное табло, которое показывает, сколько минут осталось до прибытия конкретного номера трамвая.

Дневной трамвая начинает свою работу в 04.30, постепенно заменяя на маршруте ночные трамваи. Заканчивает свою работу в 0.00 часов. Интервал движения в рабочее время утром и вечером в среднем равен 8 минутам, днем 10 минут. В выходные и праздничные дни на различных маршрутах от 7,5 до 15 минут. С 1 сентября 2012 года имеет 21 линию. Ранее было немного больше. С этого времени в трамвайную сеть были внесены значительные изменения, направленные на оптимизацию городского транспорта. Маршруты 3, 9, 11, 17 и 22 являются основными трамвайными маршрутами. Иногда на схемах их выделяют более жирным шрифтом.

Маршруты движения дневных трамваев

Конечные станции Примечание
1 Petřiny – Spojovací
2 Petřiny – Podbaba
3 Levského – Kobylisy
4 Kotlařka – Kubánské náměstí В будние дни время движения сокращено до 20:00.
5 Divoká Šárka – Černokostelecká
6 Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží – Spořilov В будние дни время движения сокращено до 20:00. Основной участок Smíchovské nádraží – Spořilov, но утром и вечером в будние дни маршрут от станции Smíchovské nádraží продлевается до Sídliště Barrandov.
7 Radlická – Ústřední dílny DP По выходным, а также в вечернее время до станции Ústřední dílny DP трамваи идут через один. Каждый второй трамвай не доходит всего одну остановку, конечный пункт у таких трамваев Černokostelecká.
8 Podbaba – Starý Hloubětín
9 Sídliště Řepy – Spojovací
10 Sídliště Řepy – Sídliště Ďáblice
11 Spořilov – Olšanské hřbitovy
12 Sídliště Barrandov – Palmovka
13 Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží Работал только в будние дни в часы пик. С 27.11.2009 отменен.
14 Sídliště Barrandov – Ortenovo náměstí
15 Špejchar – Vysočanská С 1 сентября 2012 отменен.
16 Kotlařka – Sídliště Řepy – Lehovec В будние дни утром и вчером маршрут от Sídliště Řepy продлевается до Kotlařka.
17 Levského – Vozovna Kobylysy Между станциями Výstaviště и Vozovna Kobylysy интервалы в два раза больше, чем на отрезке Levského – Výstaviště, поскольку эта часть менее загружена.
18 Petřiny – Vozovna Pankrác
19 Lehovec – Nádraží Strašnice С 1 сентября 2012 отменен.
20 Divoká Šárka – Sídliště Barrandov
21 Národní třída – Nádraží Braník С 1 сентября 2012 отменен.
22 Bílá Hora – Nádraží Hostivař
23 Kubánské náměstí – Malovanka В 2007 году отменен.
24 Kubánské náměstí – Ortenovo náměstí
25 Lehovec – Vypich
26 Divoká Šárka – Nádraží Hostivař
36 Divoká Šárka – Špejchar С 1 сентября 2012 отменен.

Ночной трамвай работает с 0.30 до 04.30 часов. Такие трамваи из депо выезжают постепенно, в период с 20.00 до 22.30. Свою работу они начинают на маршрутах как дневные трамваи, постепенно заменяя те, которые уходят в депо. Вновь выехавшие трамваи до 0.00 часов работают совместно с теми вагонам, которые обслуживают дневные маршруты, называемые в Праге полуночными трамваями. Приблизительно в 0.00 часов приезжая на конечную станцию водитель трамвая меняет номер маршрута. Таким образом, трамвай на конечной остановке из дневного маршрута «превращается» в ночной. Вагон, выехавший для обслуживания ночных маршрутов отправляется обратно в депо в 5.00 – 6.00 часов утра.

Ночью город обслуживают девять линий, номера с 51 по 59. Не смотря на то, что количество линий на много меньше, чем дневных, ночные линии более длинные, охватывают практически любые точки города. Ночные маршруты не повторяют дневных. Лишь два маршрута частично совпадают с дневными линиями. Интервал движения каждого номера составляет ровно 30 минут. Интервал нельзя назвать большим, поскольку на некоторых станциях проходят более чем один маршрут и, таким образом, интервал между трамваями на станции может сокращаться до 8-17 минут.

В центре города на станции Лазарска (чеш. Lazarská) съезжаются все ночные маршруты трамваев, поэтому здесь можно сделать пересадку на нужный маршрут и добраться в любую точку Праги даже ночью. Также, есть еще несколько пересадочных пунктов, где пересекаются несколько маршрутов. В расписании линии ночного трамвая отмечаются темным цветом.

Маршруты движения ночных трамваев

Конечные станции Примечание
51 Divoká Šárka – Nádraží Strašnice
52 Lehovec – Sídliště Modřany
53 Sídliště Ďáblice – Vozovna Pankrác
54 Lehovec – Sídliště Barrandov
55 Vozovna Kobylisy – Ústřední dílny DP
56 Petřiny – Spořilov
57 Bílá Hora – Nádraží Hostivař
58 Spojovací – Sídliště Řepy
59 Sídliště Řepy – Nádraží Hostivař

Кроме дневных маршрутов 1 – 26 могут время от времени днем ходить трамваи с номерами 27 – 50. Трамваи с такими номерами – временные маршруты. Вводятся они на время ремонтных работ. Например, одно время по городу курсировал трамвай с номером 36. Данный маршрут был необходим в связи со строительством автомобильного туннеля не далеко от стадиона Спарта. Маршрут № 36 был продолжение прерванного маршрута № 26 в связи со строительными работами.

Ностальгический (исторический) трамвай

В теплое время года в Праге ходит исторический трамвай. Его еще называют ностальгическим. Это специальный старинный трамвай. По городу ходит несколько двойных вагонов музейного трамвая. Маршрут № 91, конечные станции Vozovna Střešovice – Výstaviště. Стоимость проезда немного выше чем на других видах транспорта. Здесь выдается специальный билет. Пересадки не предусмотрены, билет действителен только до ближайшей конечной станции. Музейный трамвай обслуживается специальное депо – Vozovna Střešovice. Всего в депо имеется 77 вагонов исторического трамвая. Музейный трамвай курсирует только в выходные дни с 12 до 18 часов с интервалом движения 1 час в период с апреля по октябрь.

Немного истории

Первый трамвай в Праге был пущен 23 сентября 1875 года. Это было конно-рельсовая дорога, в народе называемая «конка». Маршрут первого конного трамвая был «Карлин – Национальный театр» (чеш. Karlín – Národní divadlo). Постепенно дорога продлевалась и к 1883 году вся сеть достигала 19,43 километра.

В 1891 году в Праге пошел первый электрический трамвай. Первая линия электрического трамвая проходила на Летной (чеш. Letná). Это была заслуга инженера Франтишек Кржижик (чеш. František Křižík). 19 марта 1896 года благодаря ему была открыта еще одна линия, которая проходила с нынешнего района Florenc, к районам Либень (чеш. Libeň) и Высочаны (чеш. Vysočany). На следующий год появляется новая линия, уже в области Праги. Маршрут был Смихов – Коширже (чеш. Smíchov – Košíře) и называлась эта линия Главачковой электрической дорогой. В 1898 году открывается еще один маршрут, протяженностью 5,8 км. Прага – Винограды (чеш. Královské Vinohrady), носила имя конечной станции – Královské Vinohrady. Постепенно появилась возможность перевозить жителей пригорода Праги. В 1898 году конку перекупило электрическое предприятие города и постепенно началась реконструкция для перевода линий на электрическую тягу, которая закончилась в 1905 году. Таким образом, образовалось предприятие, которое теперь называется АО «Пассажирское предприятие столицы Праги». Последний электрифицированный маршрут был закончен на Карловом мосту. Там он проработал до 1908 года.

Трамвайные вагоны завода Tatra в различных модификациях. Почти все имеют двери с выходом на обе стороны

Сейчас весь парк трамваев в Праге в основном составляют вагоны завода Tatra в различных модификациях. Не так давно