Сверхмалая военная подлодка ссср проекта 865 пиранья. Подводная лодка «Пиранья»: маленькая и очень опасная. Очень маленькая и очень опасная

В середине 70-х командование ВМФ было озабочено отсутствием в составе флота малых подводных лодок, которые можно было бы использовать в целях разведки и противодействия. Поэтому в 1976 году конструкторскому бюро «Малахит» было выдано задание на проектирование сверхмалой подводной лодки. Проект определял, что такая подлодка предназначена для использования в районах мелководья на глубинах от 10 до 200 метров, где сможет решать диверсионные задачи в целях противодействия противнику, а также вести разведку. На ней необходимо было разместить водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров, радиоэлектронное и минно-торпедное вооружение.


Проектные работы начались за несколько лет до получения технического задания в 1974 году под руководством конструктора Сергея Михайловича Бавилина, а с 1976 года осуществлялись главным конструктором Львом Владимировичем Чернопятовым, затем, с 1984 года, Юрием Константиновичем Минеевым. Особенностями будущей подводной лодки проекта 865 «Пиранья» являлись: титановый корпус; забортный комплекс для хранения, доставки и использования водолазного снаряжения, а также минного и торпедного оружия; как малогабаритное оборудование, так и механическое; высокая степень автоматизации.

Закладка первой опытовой субмарины МС-520 проекта 865 «Пиранья» состоялась на Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года. По конструкции - двухкорпусный корабль с развитой надстройкой, в которой размещено оружие и специальное водолазное оборудование. Длина - 28,2 м, ширина 4,7 м. Для маневренности на малых скоростях и на мелководье был предусмотрен движительный комплекс с винтом в поворотной насадке.
В 1987 году была заложена вторая подлодка МС-521, а в 1988-м флот получил головную подводную лодку МС-520. В 1990 году флоту передали вторую подлодку.


Экипаж подводной лодки состоял из 3 человек: командир, он же штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Также на борту располагалась диверсионная группа из 6 человек. Для проведения специальных операций по высадке и приему водолазов-диверсантов был предусмотрен водолазный комплекс, в который входила располагающаяся в носовой части шлюзовая камера. Необходимое для водолазов оборудование хранилось в двух контейнерах, расположенных в надстройке. Находясь снаружи, водолазы могли использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию и пополнять запас газовых смесей для дыхания.

Обе субмарины хорошо показали себя во время испытаний и в первые годы эксплуатации флотом. Но, к сожалению, они не прослужили и 10 лет. В 1998-м первая, а в 2001-м - вторая, эти уникальные малые подводные лодки были выведены из состава флота и утилизированы в Кронштадте.
Причин вывода было несколько: сложность эксплуатации, так как, в силу своей специфики, выходы в море были сопряжены с определенными трудностями и мнение ряда высших флотских чинов о ненужности сверхмалых субмарин. И, конечно, главная причина - отсутствие финансирования.


Стоит добавить, что одновременно со строительством подводных лодок проекта 865 велись работы по созданию сверхмалой подводной лодки проекта 8652 (Пиранья-2) с энергетической установкой, в которой используется электрохимический генератор. Технический проект был утвержден в 1991 году, однако дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. «Малахит» до сих пор продвигает эту лодку на международном рынке. К настоящему времени удалось довести водоизмещение до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек.

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:
Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м;
Водоизмещение: надводное – 218 т, подводное – 319 т;
Скорость хода: подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.;
Дальность плавания: полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль;
Максимальная глубина погружения: 200 м;
Автономность плавания: 10 суток;
Экипаж: 3 чел + до 6 боевых пловцов;
Вооружение: 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины

Рабочая глубина погружения 180 Предельная глубина погружения 200 Автономность плавания 10 суток Экипаж 3 + 6 водолазов Размеры Водоизмещение надводное 218 т Водоизмещение подводное 319 т Длина наибольшая (по КВЛ) 28,3 м Ширина корпуса наиб. 4,7 м Высота 5,1 м Средняя осадка (по КВЛ) 3,9 (средняя) Силовая установка дизель + электродвигатель, 220 л. с. Вооружение Торпедно-
минное вооружение 2 400-мм торпеды , 4 мины ПМТ Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации . Тип состоял на вооружении флота с по 1999 год . Всего было построено две подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года .

История проектирования и строительства

Главным конструктором проекта 865 был назначен Л. В. Чернопятов, которого в 1984 году сменил Ю. К. Минеев. Так как более ранние наработки Остехбюро по сверхмалым ПЛ были засекречены и прочно забыты, вновь потребовалось начинать проектирование «с нуля». В ходе проектирования ПЛ проекта 865 был выполнен значительный объём опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам .

Закладка опытной подводной лодки состоялась на Ленинградском Адмиралтейском объединении в июле 1984 года . Её габариты составляли: длина 28,2 метра, ширина 4,7 метра, средняя осадка 3,9 метра, водоизмещение надводное - 218 тонн .

Конструкция

Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Полная подводная скорость достигала 6,7 узлов , надводная - 6 узлов. Дальность плавания под водой экономическим ходом (4 узла) достигала 260 миль , в надводном положении - 1000 миль .

В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, а также органы управления основными системами и устройствами. Под палубным настилом центрального поста размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ , шахта выдвижного устройства комплекса РЛС . Центральный пост ограничивала носовая сферическая переборка, имевшая входной люк в шлюзовую камеру . На носовой переборке располагался иллюминатор для наблюдения за работой водолазов и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Там же находились приборы управления системой шлюзования водолазов .

От электромеханического отсека центральный пост отделяла плоская кормовая переборка с газоплотной дверью. В электромеханическом отсеке на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на амортизаторах дизель-генератор мощностью 160 кВт , гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт , насосы , вентиляторы , компрессор и другое оборудование. Благодаря системе двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях подлодка проекта 865 имела минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек в походе посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещённый в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля .

Вооружение

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ , либо две решётки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всём диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса .

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины . Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Экипаж

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов . Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию , а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок .

Служба

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Вступление в строй
МС-520 01465 15 июля 20 августа 30 декабря
МС-521 01466 1 декабря 31 мая 25 декабря

Напишите отзыв о статье "Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»"

Примечания

Ссылки

  • www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.
– Вот хочет сраженье посмотреть, – сказал Жерков Болконскому, указывая на аудитора, – да под ложечкой уж заболело.
– Ну, полно вам, – проговорил аудитор с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой, как будто ему лестно было, что он составлял предмет шуток Жеркова, и как будто он нарочно старался казаться глупее, чем он был в самом деле.
– Tres drole, mon monsieur prince, [Очень забавно, мой господин князь,] – сказал дежурный штаб офицер. (Он помнил, что по французски как то особенно говорится титул князь, и никак не мог наладить.)
В это время они все уже подъезжали к батарее Тушина, и впереди их ударилось ядро.
– Что ж это упало? – наивно улыбаясь, спросил аудитор.
– Лепешки французские, – сказал Жерков.
– Этим то бьют, значит? – спросил аудитор. – Страсть то какая!
И он, казалось, распускался весь от удовольствия. Едва он договорил, как опять раздался неожиданно страшный свист, вдруг прекратившийся ударом во что то жидкое, и ш ш ш шлеп – казак, ехавший несколько правее и сзади аудитора, с лошадью рухнулся на землю. Жерков и дежурный штаб офицер пригнулись к седлам и прочь поворотили лошадей. Аудитор остановился против казака, со внимательным любопытством рассматривая его. Казак был мертв, лошадь еще билась.
Князь Багратион, прищурившись, оглянулся и, увидав причину происшедшего замешательства, равнодушно отвернулся, как будто говоря: стоит ли глупостями заниматься! Он остановил лошадь, с приемом хорошего ездока, несколько перегнулся и выправил зацепившуюся за бурку шпагу. Шпага была старинная, не такая, какие носились теперь. Князь Андрей вспомнил рассказ о том, как Суворов в Италии подарил свою шпагу Багратиону, и ему в эту минуту особенно приятно было это воспоминание. Они подъехали к той самой батарее, у которой стоял Болконский, когда рассматривал поле сражения.
– Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков.
Он спрашивал: чья рота? а в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это.
– Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер.
– Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию.
В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки.
– Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев!
Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.
Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню. «Хорошо!» сказал Багратион на доклад офицера и стал оглядывать всё открывавшееся перед ним поле сражения, как бы что то соображая. С правой стороны ближе всего подошли французы. Пониже высоты, на которой стоял Киевский полк, в лощине речки слышалась хватающая за душу перекатная трескотня ружей, и гораздо правее, за драгунами, свитский офицер указывал князю на обходившую наш фланг колонну французов. Налево горизонт ограничивался близким лесом. Князь Багратион приказал двум баталионам из центра итти на подкрепление направо. Свитский офицер осмелился заметить князю, что по уходе этих баталионов орудия останутся без прикрытия. Князь Багратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмотрел на него молча. Князю Андрею казалось, что замечание свитского офицера было справедливо и что действительно сказать было нечего. Но в это время прискакал адъютант от полкового командира, бывшего в лощине, с известием, что огромные массы французов шли низом, что полк расстроен и отступает к киевским гренадерам. Князь Багратион наклонил голову в знак согласия и одобрения. Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Но посланный туда адъютант приехал через полчаса с известием, что драгунский полковой командир уже отступил за овраг, ибо против него был направлен сильный огонь, и он понапрасну терял людей и потому спешил стрелков в лес.
– Хорошо! – сказал Багратион.
В то время как он отъезжал от батареи, налево тоже послышались выстрелы в лесу, и так как было слишком далеко до левого фланга, чтобы успеть самому приехать во время, князь Багратион послал туда Жеркова сказать старшему генералу, тому самому, который представлял полк Кутузову в Браунау, чтобы он отступил сколь можно поспешнее за овраг, потому что правый фланг, вероятно, не в силах будет долго удерживать неприятеля. Про Тушина же и баталион, прикрывавший его, было забыто. Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и к удивлению замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что всё, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что всё это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями. Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию.

Литература

Малые подводные лодки проекта 865

MC-520
MC-521

Построенные в 1988-1989 гг. Ленинградским – Адмиралтейским объединением по проекту 865, разработанному СПМБМ “Малахит”, две малые ПЛ Пиранья, предназначались для решения специальных задач в прибрежных, мелководных, сложных в навигационном отношении районах, где действия больших ПА либо затруднены, либо вообще невозможны. Для выполнения этих задач в указанных условиях малые ПЛ вооружены минами, торпедами и водолазным оборудованием. ПЛ обладала повышенной скрытностью по основным физическим полям (магнитному и акустическому) за счет применения новых корпусных материалов – титановых сплавов и стеклопластика, а также использования малошумных механизмов и оборудования и их эффективной акустической защиты.

В архитектурно-конструктивном плане малая ПЛ проекта 865 – двухкорпусный корабль с развитой надстройкой,is которой размещено оружие и спецоборудование ПЛ. Носовая оконечность эллипсоидной формы и веретенообразная корма малой ПЛ характерны для современных одновальных ПА. Для обеспечения повышенной маневренности малой ПА, в том числе для эффективного управления ею на малых ходах, необходимых для действий ПЛ в районах с ограниченными глубинами, предусмотрена установка движительного комплекса с гребным винтом в поворотной насадке. ПК малой ПЛ, изготовленный из титановых цилиндрических и конических обечаек, разделен газоплотной поперечной переборкой на две части (зоны). В носовой, обитаемой части расположены: ЦП, РЭВ и АБ, а в кормовой, периодически посещаемой, электромеханическое оборудование: ДГ, ГЭД, электрощиты и прочее.

Дизель-электрическая энергетическая установка малой ПА выполнена по схеме полного электродвижения (с дизель-генератором и тихоходным всережимным ГЗД), что обеспечило возможность создания эффективной акустической защиты энергоустановки и ПА в целом. У ПЛ проекта 865 были существенно меньшие, чем у обычных ПЛ, главные размерения и водоизмещение, поэтому для её постройки потребовалось создание нового малогабаритного оборудования (РЭВ, механизмов и пр.). На малой ПЛ была предусмотрена комплексная автоматизация управления кораблем и его техническими средствами, что позволило сократить до минимума численность экипажа. В целом ПЛ проекта 865, для создания которой потребовалось выполнение значительного объема проектно-конструкторских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имела следующие основные ТТХ:

Водоизмещение надводное, м.куб. – 218
Длина наибольшая, м – 28,2
Ширина корпуса наибольшая, м – 4,7
Осадка средняя, м – 3,9
Архитектурно-конструктпвный тип – двухкорпусный
Глубина погружения, м – 200
Автономность, сут. – 10
Численность личного состава, чел.
экипажа – 3
легководолазов – 6
Энергетическая установка
Тип – дизель-электрическая, с полным электродвижением
число х мощность дизель-генераторов, кВт – 1 х 160
число х мощность ГЭД, кВт – 1 х 60
число гребных валов – 1
тип АБ – свинцово-кислотная
Скорость подводного хода, уз
наибольшая – 6,7
экономическая – 4,0
Дальность плавания, миль
надводная и в режиме РДП – 1000
экономическая подводная – 260
Вооружение и спецоборудование:
число забортных аппаратов для минных постановок и пуска торпед – 2
число забортных контейнеров для водолазного снаряжения – 2

Одной из задач, возлагаемых на малую ПЛ, являлась доставка, высадка и обратный прием на ПЛ в подводном положении десантной группы в составе шести легководолазов. Для этой цели на ПЛ предусмотрен водолазный комплекс, позволяющий выполнять операции по высадке и обратному приему легководолазов на глубинах до 60 м и включавший шлюзовую камеру. Последняя находилась в носовой части ПЛ, и ее корпус пристыкован к носовой переборке ПК корабля. Шлюзовая камера, оборудованная необходимыми системами и устройствами, имела два люка: один – связывал камеру с ПК, а через другой – осуществлялся выход (обратный прием) легководолазов с ПЛ. Необходимое для легководолазов снаряжение хранилось в двух герметических цилиндрических контейнерах длиной 12 м и диаметром 0,62 м каждый, побортно расположенных в надстройке ПЛ.

После завершения строительства и проведения испытаний обе ПЛ проекта 865 находились в составе Балтийского флота, а в 1999- 2000 гг. они были утилизированы на Кронштадтском судоремонтном заводе. В результате разделки обеих ПЛ было получено около 200 т титанового лома, а уникальные корабли со сроком службы всего 10 лет были уничтожены. Если бы наши военные моряки поступили с ПЛ проекта 865 так же, как американские – с СМПЛ Х-1, то одна “Пиранья” могла бы стать кораблем- музеем.

" написал статью про сверхмалую подводную лодку проекта 865 "Пиранья".

В середине 70-х командование ВМФ было озабочено отсутствием в составе флота малых подводных лодок, которые можно было бы использовать в целях разведки и противодействия. Поэтому в 1976 году конструкторскому бюро «Малахит» было выдано задание на проектирование сверхмалой подводной лодки. Проект определял, что такая подлодка предназначена для использования в районах мелководья на глубинах от 10 до 200 метров, где сможет решать диверсионные задачи в целях противодействия противнику, а также вести разведку. На ней необходимо было разместить водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров, радиоэлектронное и минно-торпедное вооружение.

Проектные работы начались за несколько лет до получения технического задания в 1974 году под руководством конструктора Сергея Михайловича Бавилина, а с 1976 года осуществлялись главным конструктором Львом Владимировичем Чернопятовым, затем, с 1984 года, Юрием Константиновичем Минеевым. Особенностями будущей подводной лодки проекта 865 «Пиранья» являлись: титановый корпус; забортный комплекс для хранения, доставки и использования водолазного снаряжения, а также минного и торпедного оружия; как малогабаритное оборудование, так и механическое; высокая степень автоматизации.

Закладка первой опытовой субмарины МС-520 проекта 865 «Пиранья» состоялась на Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года. По конструкции — двухкорпусный корабль с развитой надстройкой, в которой размещено оружие и специальное водолазное оборудование. Длина — 28,2 м, ширина 4,7 м. Для маневренности на малых скоростях и на мелководье был предусмотрен движительный комплекс с винтом в поворотной насадке.


  • Водоизмещение нормальное — 220 т, подводное — 320 т,

  • глубина погружения — 200 м,

  • скорость хода подводная — 6,5 узлов,

  • вооружение составляло 2 забортных пусковых устройства калибром 537 мм для пуска торпед или мин.

В 1987 году была заложена вторая подлодка МС-521, а в 1988-м флот получил головную подводную лодку МС-520. В 1990 году флоту передали вторую подлодку.

Экипаж подводной лодки состоял из 3 человек: командир, он же штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Также на борту располагалась диверсионная группа из 6 человек. Для проведения специальных операций по высадке и приему водолазов-диверсантов был предусмотрен водолазный комплекс, в который входила располагающаяся в носовой части шлюзовая камера. Необходимое для водолазов оборудование хранилось в двух контейнерах, расположенных в надстройке. Находясь снаружи, водолазы могли использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию и пополнять запас газовых смесей для дыхания.

Обе субмарины хорошо показали себя во время испытаний и в первые годы эксплуатации флотом. Но, к сожалению, они не прослужили и 10 лет. В 1998-м первая, а в 2001-м — вторая, эти уникальные малые подводные лодки были выведены из состава флота и утилизированы в Кронштадте.

Причин вывода было несколько: сложность эксплуатации, так как, в силу своей специфики, выходы в море были сопряжены с определенными трудностями и мнение ряда высших флотских чинов о ненужности сверхмалых субмарин. И, конечно, главная причина — отсутствие финансирования.

Стоит добавить, что одновременно со строительством подводных лодок проекта 865 велись работы по созданию сверхмалой подводной лодки проекта 8652 (Пиранья-2) с энергетической установкой, в которой используется электрохимический генератор. Технический проект был утвержден в 1991 году, однако дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. «Малахит» до сих пор продвигает эту лодку на международном рынке. К настоящему времени удалось довести водоизмещение до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек.

Малая специальная подводная лодка ("МС"). ТТЗ ВМФ СССР на создание специальной малой ПЛ было выдано КБ "Малахит" в 1976 г. (главный конструктор - Л.В.Чернопятов, позже - Ю.К.Минеев). В 1984 г. главным конструктором проекта назначен Ю.К.Минеев и 15 июля 1984 г. на заводе "Ленинградское Адмиралтейское объединение" заложена головная ПЛ МС-520 (спущена на воду 20 августа 1986 г.). Вторая ПЛ МС-521 заложена там же 1 декабря 1987 г. Заводские ходовые и позже государственные испытания ПЛ производились на Балтике с базированием ПЛ в Палдиски (Эстония). Первая ПЛ МС-520 принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации 30 декабря 1988 г., вторая - 25 декабря 1990 г. Базирование - Лиепая, Балтийский флот. Лодки выведены из состава ВМФ в 1999 г., но еще в 1998 г. в одном из цехов Кронштадского морского завода разрезаны на металл.

ПЛ МС-520 пр.865 "Пиранья" - LOSOS на испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

Вывод ПЛ МС-520 пр.865 "Пиранья" - LOSOS из цеха "Ленинградского адмиралтейского объединения" и спуск на воду краном "Демаг" с использованием специальной балки (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

ПЛ пр.865 "Пиранья" LOSOS

Назначение ПЛ - лодка предназначена для решения разнообразных задач противодействия противнику в условиях мелководного шельфа на глубинах от 10 до 200 м, проведение мероприятий в обеспечение и во взаимодействии с водолазами и боевыми плавцами на глубинах до 60 м, разведка, диверсии.

Конструкция ПЛ - двухкорпусная. Материал прочного корпуса - титановый сплав. Сборочно-сварочные работы по формировани прочного корпуса велись в одном из пролетов цеха №9 "Адмиралтейских верфей". Тут же монтировались цистерны главного балласта, изготовленные заводом "Пелла" из стеклопластика. Так же велся монтаж легкого корпуса и ограждения входного люка из стеклопластика. Испытания прочного корпуса проводились внутренним гидравлическим давлением. После испытания корпус разрезался на две части для монтажа оборудования. Спуск лодки на воду осуществлялся плавкраном "Демаг" с использованием специально спроектированной балки и штатных штоков спасательного устройства ШУ-200.

Двигатели : полное электродвижение

1 х дизель-генератор мощностью 220 л.с.

1 х гребной электродвигатель мощностью 82 л.с.

Движитель - 1 вал и 1 винт фиксированного шага в поворотной кольцевой насадке.

Энергетика - стандартно - свинцово-кислотные; либо более ёмкие серебряно-цинковые аккумуляторы (ёмкость батарей 1200 киловольт - так в источнике - дипшторм.ру ).

ТТХ подводной лодки :

Экипаж - 3 офицера + диверсионно-разведывательная группа (до 6 чел)

Длина - 28.2 м

Ширина - 4.7 м

Осадка - 3.9 м

Водоизмещение надводное - 218 тонн

Водоизмещение подводное полное - 390 тонн ("Оружие России")

Масса топлива - 6500 кг

Скорость надводного хода - 6.43 уз

Скорость подводного хода - 6.65 уз

Скорость экономического подводного хода - 4 уз

Дальность хода надводная - 1450 миль

Дальность хода в режиме РДП - 1000 миль

Дальность хода подводная (серебряно-цинковые аккумуляторы) - 250-260 миль

Дальность хода подводная (свинцово-кислотные аккумуляторы) - 134 мили

Глубина погружения - 200 м

Автономность - 10 суток

Вооружение :

2 х устройства минной постановки-торпедных аппарата

Боезапас - 2 мины ПМТ или 4 донным мины большой мощности или 2 торпеды "Латуш" (пуск за счет двигателя торпед)

2 х наружных контейнера для груза (4 буксировщика водолазов типа "Протон" или 2 транспортных средства водолазов "Сирена-У")

Так же есть шлюзовая камера, комплект водолазного снаряжения для работы боевых пловцов (с возможностью пополнения запасов дыхательной смеси снаружи ПЛ).