Русский классицизм в архитектуре. Столичные архитекторы в провинции Post русская архитектура 18 века

В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Именно эти изменения главным образом были обусловленные весомыми требованиями правительства. Прежде всего, архитектура 18 века в России должна была выразить всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений.

С политическим и экономическим развитием России предъявляются новые требования и к градостроительству. Условно вся русская архитектура 18 века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями. Это в первую очередь барокко и рококо, ну и, конечно, классицизм.

Русская архитектура 18 века: основные стили

Согласно определению «барокко » - это уникальное направление в живописи и в искусстве, отличительными чертами которого является необыкновенная пышность, своеобразная контрастность, а так же особое совмещение настоящего и иллюзорного. Признанными мастерами 18 века в стиле барокко, считались Трезини, Шлютер, Мичетти, Земцов, Растрелли, Чеванский и Ухтомский . Именно в их работах ярче всего была выражена архитектура 18 века в России, их фамилии навсегда останутся в истории великой державы.

Наиболее весомым вкладом в сокровищницу мирового и русского зодчества было обновление Петербурга. Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село. Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер . В отличие от Москвы и всех остальных городов России именно в Питере строительство культовых зданий практически не велось - их возводили только в случае крайней необходимости.

Архитектура в России 18 века в частности во второй половине начинает значительным образом преобразовываться. Декоративное барокко и чопорное рококо сменил архитектурно-художественный стиль - классицизм. Он довольно быстро утвердился не только в Петербурге и Москве, а и распространился по всей стране.

Классицизм в России

Классицизм (в пер. с лат. - образцовый) - художественный стиль, созданный путем лаконичного объединения форм, образцом и композиций искусства античного мира и шедевром эпохи итальянского возрождения.

Архитектура 18 века в России формируется также в умелых руках таких прославленных основоположников русского классицизма как: В. И. Баженов, А. Ф. Кокоринов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Талантливые зодчие воздвигали прекрасные памятники, в которых присутствовали и классические архитектурные принципы, и элементы мировой классики, а также четко прослеживались традиции русского архитектурного наследия. Архитектурные сооружения этих архитекторов выделяются характерной простотой и строгостью, а так же рациональностью.

Архитектура 18 века в России прославилась такими творениями зодчества раннего русского классицизма: Петербургская академия художеств , произведения В. И. Баженова в Москве - выстроенный дом Пашкова и нереализованный проект величественного Кремлевского дворца в Царицыне; Голицынская больница, Московский сенат в Кремле , а также Таврический дворец в Петербурге И. Е. Старова и другие.

Прогрессивные традиции русского зодчества 18 века имели огромное значение для практики более поздней архитектуры. С каждым годом архитектура преобразовывалась, но некоторые особенности русского зодчества развивались на протяжении грядущих столетий, сохраняя традиции и устойчивость вплоть до XX века.

(Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)

После окончания эпохи Петра Великого, во время которой силы всех лучших Русских архитекторов были брошены на возведение новой столицы, Петербург, снова взялись за перестройку и строительство Москвы. В это время прямо на глазах вырастали церкви и больницы, школы и университеты, а так же различные общественные здания.

В число самых выдающихся архитекторов середины XVIII века, входили М. Казаков и В. Баженов. В 1799 году, В. Баженов оканчивает гимназию, которая находилась при Московском университете, затем продолжает учебу в новой, только что организованной академии художеств в Петербурге. После окончания обучения, Баженов отправляется в Италию и Францию, а по возвращении, он получает звание академика.

(Кремлевский дворец в белых стенах Кремля)

Не обращая внимания на то, что его архитектурная карьера в столице, складывалась наилучшим образом, Баженов по приглашению Екатерины II возвращается в Москву, где приступает к воплощению в жизнь грандиозных планов императрицы, и в первую очередь, это возведение Кремлевского Дворца. Но как выяснилось, патриархальная Москва еще не была готова к слишком смелым решениям архитектора, и его проект с треском провалился.

(Белый Кремль)

По приказу императрицы следовало снести наиболее обветшалые здания кремля, разобрать некоторые участки стен с южной стороны, а вокруг оставшихся древних строений, в том числе и колокольни "Иван Великий", построить грандиозный дворец в стиле классицизма. Следуя замыслам архитектора, на территории кремля было возведено множество зданий, в число которых входил театр, различные коллегии, арсенал, а так же народная площадь.

Все это было проделано с единственной целью, превратить средневековую крепость, в тесно связанный со столицей большой общественный комплекс. Баженов представил Екатерине не только чертежи будущего дворца, но и изготовил его деревянный макет. Но не смотря на то, что императрица одобрила проект архитектора, и даже провели торжественную церемонию по закладке первого камня, воплотить его в жизнь было не суждено. В начале 1775 года, Екатерина II, дает Баженову новое задание по строительству для нее, не далеко от Москвы, резиденции на территории имения "Черная грязь", впоследствии получившего название Царицыно.

(Дворец в Царицино)

По желанию императрицы, этот комплекс был построен в псевдоготическом стиле. Уже к концу 1785 года были построены каменные мосты, Большой дворец, Оперный и Хлебный дома, а так же множество других сооружений, большинство из которых сохранились и по сегодняшний день. Комплекс Царицыно, отличался от строительных ансамблей того времени, формами архитектуры, выполненными в готическом стиле. В первую очередь он выделялся сложной конструкцией оконных проемов, стрельчатыми арками и похожими необычными элементами.

(Васильевский спуск)

Так же здесь можно встретить и исконно русские элементы средневековой архитектуры, например "Ласточкин хвост", напоминающий окончания стен современного Кремля. Стены выполненные из красного кирпича, прекрасно сочетаются с белыми декоративными элементами, такое сочетание присуще архитектуре конца XVII века. Что касается планировки, она специально была выполнена максимально сложной. Снаружи дворец выглядел настолько мрачным, что когда императрица его увидела, она воскликнула что это больше похоже на тюрьму, а не на резиденцию царицы.

(Московский Кремль XVIII века)

Жить в ней она отказалась. В дальнейшем, по приказу императрицы большинство построек, в число которых входил и дворец, были снесены. Строительство нового дворца, в готическом стиле, было поручено известному в то время русскому архитектору М. Казакову. Его строительство он завершил к концу 1793 года.

В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствииКрасные ворота.

Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий БаженовиМатвей Казаков. Оба они известны прежде всего поархитектурному комплексу в ЦарицыноиПетровскому замку. Баженов построил знаменитыйПашков дом. По проектам Казакова построеныБлагородное собрание,дворец генерал-губернатора,здание Сената в Московском Кремле,дом Елисееваи многие другие московские здания.

Матве́й Фёдорович Казако́в (1738 -1812) - русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле . Один из крупнейших представителей русской псевдоготики . Разработчик проектов типовой застройки.

    1 Биография

    2 Работы

    3 Примечания

Биография

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова - выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля , в районе Боровицкого моста . В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского ; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения ; в частности, в 1768-1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле . В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов , А. Н. Бакарев , О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань . Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября ) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря .

Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне . В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А.Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия.

Работы

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову (на переднем плане) в Царицыне работы Леонида Баранова

    Пречистенский дворец в Москве (1774-1776);

    Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);

    Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди );

    Ново-Екатерининская больница (1774-76);

    Благородное собрание (1775);

    Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775);

    Петровское-Алабино , дом-усадьба Мещерских (1776);

    Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788);

    Путевой дворец (Тверь) ;

    Дом Козицких на Тверской (1780-1788);

    Храм Вознесения на Гороховом поле (1790-1793);

    Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803);

    Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789-1791) ;

    Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);

    Голицынская больница (1796-1801);

    Павловская больница (1802-1807);

    Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);

    Генеральный план Коломны 1778 года;

    Церковь Спаса в селе Райсемёновское , достраивал в 1774-1783

    Петровский подъездной дворец (1776-1780);

    Генерал-губернаторский дом (1782);

Приписываемое

    Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е)

    Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802).

    Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе

22. Градостроительное развитие Петербурга в 1760-х – 1790-х годах. Мосты и набережные.

Вторая половина XVIII века внесла много нового в отечественную архитектуру. Рост промышленности, торговли, увеличение городов, а также крупные успехи русской науки обусловили изменения в строительстве. Передовые архитекторы этого времени разрабатывали вопросы, связанные с планировкой городов, создавали новые типы общественных зданий. Радикальными были изменения во внешнем облике построек. Формы, применявшиеся в середине XVIII века для отдельно стоящих уникальных дворцовых и церковных сооружений, естественно, оказались непригодными для более широкого по масштабам строительства. Новое содержание определило и соответствовавшие ему формы. Зодчие обращались к наследию античной, в первую очередь древнеримской, классики. От последней они брали ордера, которые воспроизводились чрезвычайно точно с соблюдением правильности соотношений и деталей. Ордера стали главным средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. Другое требование, предъявляемое к архитектурным сооружениям этого времени, - гармоничность пропорций, как в отношении общих объемов, так и отдельных элементов построек. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма.

С начала 1760-х годов развернулись крупные градостроительные работы - в Петербурге, Москве, ряде других русских городов. Большое значение в строительстве Петербурга имели работы по регулированию берегов Невы и малых рек, проведению новых каналов, строительству гранитных набережных, сооружению первых каменных мостов. "В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами", - метко и точно охарактеризует впоследствии эти работы А. С. Пушкин. Одновременно шла разработка системы крупных площадей на территории окончательно определившегося к этому времени центра города у Адмиралтейства. Созданы были площади у Фонтанки; ее берега соединили семь монументальных разводных мостов. В Москве, на месте старых крепостных стен Белого города, возникло кольцо широких красивых бульваров, определив облик многих улиц. Значительные строительные работы осуществлены и в ряде других городов. Так, в Твери (ныне г. Калинин) после пожара 1763 года реконструирован на новых началах весь центр города. Немалое строительство развернулось в Ярославле.

Вместе с тем построены были и отдельные крупные сооружения нового назначения. На берегу Невы А. Ф. Кокориновым (1726-1772), учившимся у Коробова, у Ухтомского, и Ж.-Б. Баллен-Деламотом (1729-1800) возведено громадное здание Академии художеств (1764-1788, ил. 33). Около Смольного монастыря, превращенного в эти годы в закрытое привилегированное учебное заведение, Ю. М. Фельтен построил новый большой корпус уже специально для учебных целей. В Москве сооружено обширное здание Воспитательного дома. В общих схемах их решений еще много от прежних дворцовых сооружений, но вместе с тем зодчие смело разрабатывали и новые приемы, создавали удобные, рациональные планы. Внешний облик этих зданий также решен по-иному - в строгих и простых формах.

Ил. 33. А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Академия художеств. 1764-1788. Ленинград

Простота и сдержанность характерны и для других сооружений этого времени. Показателен построенный архитектором А. Ринальди (ок. 1710-1794) в центральной части Петербурга Мраморный дворец (1768-1785), фасады его отличаются четкостью композиции, гармоничностью пропорций.

То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени - Баженова, Казакова, Старова, Кваренги.

В. И. Баженов (1737-1799). Василий Иванович Баженов начал заниматься в школе Ухтомского, затем учился в Московском университете у Чевакинского и, наконец, закончил Академию художеств. После заграничной командировки он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой.

Ил. 49. В. И. Баженов. Въездные павильоны Михайловского замка. 1798-1800. Ленинград

В 1768-1773 годах Баженов возглавил проектную мастерскую - так называемый Модельный дом, где велась работа над проектом грандиозного нового Кремлевского дворца. Предполагалось, что дворец охватит весь кремлевский холм. На его внутренних дворах-площадях должны были находиться древние памятники Кремля. В отличие от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целой системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В тесной связи с новым зданием дворца (главный корпус которого был ориентирован к Москве-реке) были задуманы и большие корпуса главных административных учреждений Москвы. Въезд с Красной площади через Спасские ворота приводил к основной площади (двору) в виде грандиозного зала под открытым небом с расположенными амфитеатром местами для больших собраний. Поблизости должен был находиться и главный вход во дворец. Проект Баженова (1767-1775) не получил осуществления, но созданная им грандиозная модель (ныне в ГНИМА, ил. 51) оказала сильное воздействие на развитие архитектуры того времени.

Ил. 51. В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца в Москве. Фрагмент. 1773

В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче. В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Заброшенные еще в конце XVIII века, эти постройки дошли до нас в полуразрушенном состоянии.

Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший Пашков дом (1784-1786), ныне старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел местонахождение здания в непосредственной близости от Кремля.

Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры конца XVIII века. Если многие из его начинаний и не получили осуществления в сложных условиях того времени, то его попытки создания общественной картинной галереи в Москве, организация художественной школы, издания громадного гравированного труда о русском зодчестве, проект реформы Академии художеств наглядно свидетельствуют о его передовых взглядах, о неутомимом стремлении развивать национальное русское изобразительное искусство и зодчество. Таков Баженов - человек славной и вместе с тем почти трагической творческой судьбы.

М. Ф. Казаков (1738-1812). Наряду с Баженовым в Москве работал Матвей Федорович Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Сперва он был ближайшим помощником Баженова по Модельному дому, с середины 1770-х годов началась его самостоятельная работа. Одной из первых выдающихся построек Казакова было здание Сената в Кремле (1776-1787), ныне Верховного Совета СССР (ил. 50). Казаков превосходно учел и использовал особенности отведенного для строительства треугольного по форме участка и создал постройку, в которой монументальность общего облика и парадность композиции органически сочетаются с необычным для того времени удобством и целесообразностью плана. Во внутренней отделке особенно замечателен большой круглый зал (ныне Свердловский).

Ил. 50. М. Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (ныне здание Верховного Совета СССР). 1776-1787

В дальнейшем Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются университет (после пожара 1812 г. восстановленный Д. Жилярди, изменившим внешний облик, но сохранившим первоначальную общую композицию и планировку) и Голицынская больница (1796-1801, первая крупная городская больница Москвы), относящаяся к числу последних и наиболее строгих по стилю работ зодчего.

И. Е. Старов (1745-1808). Один из крупнейших зодчих этого времени Иван Егорович Старое также получил свои первые познания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для разных городов, но его важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783-1789, ил. 53). Участок, на котором он расположен, не входил еще в конце XVIII века в черту города, что дало возможность свободно разместить здание, организовав подъезд к нему каналом от Невы, и создать при нем большой парк. Дворец предназначался для больших празднеств и приемов, связанных с торжествами по случаю присоединения к России Крыма. Этим обусловлено и наличие во дворце парадных залов. За вестибюлем размещается подкупольный зал ("Пантеон российский", как называл его в своем описании дворца Г. Р. Державин), за ним, пересекая по ширине все здание, располагался грандиозный колонный зал и позади - зимний сад, к стенам которого примыкал обширный парк дворца. По широте и размаху, торжественности и одновременно строгости Таврический дворец был одним из наиболее значительных сооружений того времени.

Ил. 53. И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783-1789. Ленинград

В конце XVIII - начале XIX века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги (1744-1817). Уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию в 1779 году получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий, простых и лаконичных по формам, также преобладают общественные сооружения - Академия наук (1783-1789), Государственный (Ассигнационный, как он тогда назывался) банк (1783-1790), торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института (1806-1808, ил. 52).

Ил. 52. Д. Кваренги. Смольный институт. 1806-1808. Ленинград

Чрезвычайно простое и рациональное в плане, строгое по внешнему облику, оно неразрывно связано для нас с событиями Великой Октябрьской социалистической революции.

В пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске - в последние два десятилетия XVIII века работал архитектор Чарльз Камерон (1740-е-1812). Построенные им Павловский дворец (1782-1786) и Камеронова галерея (1783-1786) в Царском Селе отличаются четкостью композиции, изяществом отделки. Необычайно разнообразными по композиционному решению и по использованным в них облицовочным материалам были интерьеры личных комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села.

В эти годы шло значительное строительство не только в городах, но и в усадьбах. Здесь большую роль играли крепостные зодчие, тесно связанные с народными традициями и в то же время использовавшие новые архитектурные приемы (усадьба "Останкино" под Москвой, созданная крепостными мастерами при участии замечательного крепостного зодчего П. И. Аргунова).

В 1760-х - 1790-х годах широко ставились вопросы синтеза искусств. В области декоративной скульптуры работали выдающиеся ваятели того времени - Шубин, Козловский, Прокофьев.

Много нового было внесено в паркостроение. На смену регулярным садам пришли пейзажные парки. К лучшим образцам этого типа принадлежат: Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск.

23. Архитектурный ансамбль Царского Села.

Царское Село – жемчужина архитектуры XVIII века

Опубликовано: Ноябрь 14, 2013

Архитектура России 18 века (кроме Москвы) , проекты жилых и общественных зданий

18 век в архитектуре России является очень значимым. В нем можно выделить три направления, которые постепенно сменяются друг друга, это , и классицизм. В течение этого периода времени появилось множество новых городов, новых зданий, которые признаны историческими памятниками и которые можно увидеть и сегодня.

Картина «Вид Петербурга в день празднования 100-летия города» работы Бенжамена Патерсена . Холст, масло. 66.5х100 см. Швеция. Около 1803 г.

Основное строительство происходит в Санкт-Петербурге. Связано это было с началом Северной войны против Швеции, которая началась в целях освобождения Невских берегов. Тогда были построены многие военные сооружение, и главным из них стала Петропавловская крепость. Ближе к югу, лицом к крепости, построили Адмиралтейство – судостроительная верфь-крепость, не только инженеры работали над их созданием, но и сам Пётр Первый. Сначала поселения строились как крестьянские избы и городские хоромы, редко расписывались под кирпич. Чтобы лучше понять, как это выглядело, можно посмотреть на рубленый домик Петра Первого на Неве.

Петропавловский собор озведён в 1712-1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704)..

Деревянный Петропавловский собор, старинная гарвюра

Хоть людей и заставляли переселяться в Петербург, все равно строительство шло очень медленно. Тогда архитекторам были поставлены особые задачи: город должен был стать современным, и быть не только архитектурно оформленным, но и быть комфортным по своей планировке.

Начался 18 век большими преобразованиями, виновником которых был Петр Первый. За это время во многих российских городах произошли социально-экономические и архитектурные изменения. В это время активно начала развиваться промышленность, появлялись рабочие поселки, здания общественного назначения. До этого времени особое внимание уделялось церквям и царским резиденциям, сейчас же больше обращают внимание на внешний вид обычных зданий, театров, набережных, школ и больниц. Позабыли про дерево в качестве строительного материала и заменили его кирпичом. Для начала только в столице использовали этот материал, а в остальных городах России не было видно ни кирпича, ни камня.

Петр Первый основал специальную комиссию, которая теперь будет заниматься проектированием не только столицы, но и всех крупных городов. Церковное строительство уходит в сторону, оставляя место для гражданских сооружений. Теперь главный акцент ставится не на облик домов, а на общий вид города, дома тянутся вдоль улиц едиными фасадами, застройки делаются менее плотными, для того чтобы оградить от опасности пожаров, для эстетической цели, дороги улиц оснащаются фонарями, улицы озеленяются. На все это явно оказал влияние запад и Перт Первый, который издавал множество указов относительно градостроительства, что доходило до масштабов революции. За короткий срок Россия подошла вплотную к Европе по уровню развития городов.

Главное событие в истории архитектуры – это строительство Санкт-Петербурга. После этого активно начинают меняться и другие города, Петр Первый приглашает архитекторов с Запада, а российские мастера едут на стажировку в Европу.

Спустя некоторое время, в столице собрались зодчие из самых разных школ, новые здания сочетали в себе русские традиции, итальянские, голландские, французские и так далее. Также архитектура Петербурга становится особенной благодаря использованию новых строительных материалов, дома были или кирпичного или мазанкового типа, штукатурка использовалась двух цветов: красного (коричневого) и белого.

В 1710 году, по указу Петра Первого начинается застройка Финского залива, в Петергофе появляются знаменитые дворцово-парковые ансамбли. В 1725 году появился двухэтажный Нагорный дворец, позже его перестраивали и расширяли, работой руководил сам Растрелли. В тоже время на берегу залива построили небольшой дворец для Петра, он состоял из парадного зала и нескольких других комнат, это был дворец Монплезир.

Петергоф - вид парка со стороны дворца, 1907 год, старинная открытка

Большой вклад в архитектуру обещают внести приезжие Растрелли, Шедель, Леблон, Трезини и другие. Стоит отметить, что, когда они только начали творить в России, они четко следовали своему предыдущему опыту, творили по европейскому аналогу, но уже спустя некоторое время, на них повлияла русская культура и это сильно отразилось на их творчестве.

Первая треть 18 века была отмечена как период барокко. Здания этого времени отличались сочетание несочетаемого, контраста и помпезности, реальности и иллюзии. В 1703-1704 гг. в Петербурге началось строительство Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Петр возлагал на архитекторов большие надежды и очень строго следит за выполнением работы. Получившийся стиль с роскошными дворцами, церквями, музеями и театрами назвали русским барокко (барокко Петровской эпохи).

Панорамный вид стрелки Васильевского острова в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1805-1807 гг. Подпись (англ., фр.): "Лист 4. Биржа и склад. Новая биржа. Крепость св. Петра и св. Павла".

За это время были построены Петропавловский собой, летний дворец, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий, дворец Меньшикова. Большое количество церквей появилось и в Москве, все они были украшены элементами барокко. Достаточно важным объектом на то время стал Петропавловский собор в Казани.

К середине 18 века Россия потеряла Петра Первого, это стало большой потерей для государства и для всех людей, но что касается градостроительства и архитектуры, то существенных изменений после его ухода не отметилось. Страна имела очень сильных мастеров, ведь многие из них прошли обучение заграницей, самыми знаменитыми и востребованными на тот момент были Бланк, Мичурин, Усов, Земцов и др. Начинают появляться здания в стиле рококо, то есть сочетая в себе одновременно барокко и классицизм. Строения становятся более уверенными, элегантными. Рококо проявляется не только во внешних деталях, но и в интерьере. Снаружи, как и внутри, здания помпезные, но в то же время строгие.

В это время как раз начала править Елизавета, дочь Петра, и она много работы назначает Растрелли младшему. Он вырос в условиях русской культуры, поэтому и в работах отмечались блеск и роскошь вместе с русским характером. Совместно с Квасовым, Чевакинским и Ухтомским они создавали памятники русского зодчества. Растрелли создавал купольные композиции по всей России, а не ограничивался Москвой или Санкт-Петербургом, они все больше вытесняли шпилеобразные детали. Русская история не помнит больше ничего подобного таким шикарным и громоздким русским ансамблям. Но, не смотря на большое количество поклонников Растрелли, его стиль быстро сменился следующим – классицизмом. В этот период полностью меняется план Петербурга и происходит перепланировка Москвы.

Последнюю треть 18 века занимает новое направление в архитектуре – русский классицизм. Уже к концу столетия, классицизм стал устойчивым направлением в искусстве. Для него характерны строгие формы с античными элементами, отсутствие лишних деталей, роскоши, рациональность конструкций. Больше всего таких зданий можно увидеть в Москве, но это не означает, что в других городах их не было. Самыми яркими примерами для Москвы стали дворец Разумовских, дом Голицына, Царицинский комплекс, здание Сената и дом Пашкова. В Санкт-Петербурге стоит отметить Академию наук, Эрмитажный театр, сам Эрмитаж, Мраморный дворец, Таврический дворец. Самыми знаменитыми архитекторами того времени стали Ухтомский, Баженов и Казаков.

Мраморный дворец построен в 1768-1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле классицизм по заказу императрицы Екатерины для её фаворита графа Г. Г. Орлова. Мраморный дворец - первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Литография Джозефа Шарлеманя (1782-1861)

Классицизм – стиль, который развивается благодаря заимствованию форм, образцов и композиций античного мира и времени итальянского возрождения. Появляются здания с правильными формами и площадями, логичные, симметричные, рациональные, во всем есть строгость и гармония, активно используется ордерная тектоническая система. Многие заказчики не могли позволить себе больше дома в стиле барокко, теперь настал период крестьян и купцов с меньшими экономическими возможностями.

Благодаря экономическому и социальному положению в стране, активно начал развиваться внутренний и внешний рынки, чтоб позволяло расширять промышленное и ремесленное хозяйство. Появилась необходимость казенных и частных сооружений: торговых палат, гостиных дворов, рынков, ярмарок, складов. Появились и уникальные для того периода здания: банки и биржи.

Во всех городах начали появляться строения общественного назначения: школы, гимназии, институты, больницы, тюрьмы, казармы, пансионаты и библиотеки. Города быстро разрастались, поэтому не было больше финансирования на барочные дома и не хватало для этого мастеров.

В 1762 году основали комиссию по вопросам каменного строения в Санкт-Петербурге и Москве. Она была создана для регулирования и попечения градостроительства. Комиссия существовала до 1796 года, в нее входили Квасов, Старов, Лем др. великие архитекторы. Главными факторами стали сухопутные и водные магистрали, границы между городами, торговые площадки и административные здания. Город имел четкую прямоугольную планировку. Высота улиц имела четкие ограничения, были образцы, которым нужно было следовать, дома должны были стоять на минимальном расстоянии друг от друга. Архитектурные решения оживлялись фигурными обрамлениями окон.

В провинциальных городах России здания не строили выше 1-2 этажей, в то время как в Петербурге можно было увидеть и 3-х и 4-х этажные здания. Квасов разработал проект, согласно которому облагораживалась территория набережной Фонтанки, в скором времени она превратилась в дугообразующую магистраль.

Самым ярким примером классицизма можно назвать «Увеселительные дома» в Ораниенбауме, сейчас его уже не существует, поэтому увидеть можно только на страницах книг и учебников. Над этим зданием работали Кокорин, а Виста в то время построил Ботный дом в Петропавловской крепости.

Что касается провинциальных городов, то больше всего искусство 18 века отложило отпечаток на Царское село, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Архангельск, Одоев Богородицкий и др. После этого периода начали активно развиваться Петрозаводск, Екатеринбург, Таганрог и т.д., они большое внимание уделяли промышленности и экономике всего государства.

По теме:

«Архитектура России XVIII века » - «Центрнаучфильм» (00:26:26 цветной) Режиссёр -- А. Цинеман


- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Связан с творчеством архитекто-ра Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).

Зданиям, построенным в этом стиле, присущи необычайная пышность и нарядность. Стены дворцов и храмов богато украшены причудливой лепниной, скульптурами, колоннами, которые ничего не поддержи-вают. В архитектуре практически отсут-ствуют горизонтальные линии. Идеал ба-рокко — плавно изогнутая кривая. Линия фасада динамична: выступы зданий то и дело сменяются углублениями. Неповто-римую прелесть барочным постройкам придавала многоцветная окраска: позоло-той сияли завершения колонн и скульпту-ра, а белоснежные колонны чётко выделя-лись на голубой, бирюзовой, жёлтой или розовой поверхности стен.

Особой пышностью отличались ин-терьеры барочных дворцов. Стены залов обтягивались шёлковой тканью, украша-лись зеркалами, резной позолоченной лепниной. Полы отделывали паркетом со сложным рисунком . Потолки расписыва-лись искусными живописцами. Хрусталь-ные люстры, изысканные дверные руч-ки, замысловатые камины, часы, вазы, роскошная мебель дополняли все это ве-ликолепие. Дворцовые помещения вы-страивались в длинный ряд проходных комнат и залов так, чтобы дверные про-ёмы были расположены по одной оси. Подобная планировка отвечала теме па-радных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых «вы-ходах монарха», но и во всех ритуалах , даже танцах.

Градостроительство

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градо-строительная программа. Строились новые и перестраивались ста-рые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались посе-ления. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.

В 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы . Она должна была не только заниматься гра-достроительными проблемами двух российских столиц, но и разраба-тывать генеральные планы губернских и уездных городов. К 1775 г. Комиссия о каменном строении утвердила планы 216 городов. Сле-дует отметить, что, перестраивая старые города, архитекторы старались сохранить памятники древнерусского зодчества : храмы, ко-локольни, крепостные сооружения.

Во второй половине XVIII в. значительно возросло количество общественных (нежилых) сооружений, возводимых в городах. Строятся здания для учреждений городского самоуправления (го-родские думы, дворянские собрания и т. д.), больницы, школы, го-стиные дворы, общественные бани, складские помещения. В круп-ных городах, помимо дворцов и особняков, появляются первые до-ходные дома, в которых квартиры сдаются в наем.

Классицизм

Изменяется архитектурный стиль: на смену пышному барокко приходит классицизм . «Благородная простота и спокойное вели-чие» — так характеризуют новый стиль, утвердившийся в России в конце XVIII столетия. В нем преобладают прямые горизонталь-ные и вертикальные линии. Все части зданий симметричны, про-порциональны, уравновешены. Колонны не только служат украше-нием, но и имеют конструктивное предназначение — поддержива-ют перекрытия. Крыши делаются пологими. Фасады зданий архитекторы предпочитают окрашивать в сдержанные цвета — жёл-тый, кофейный, серый, палевый... Материал с сайта

Представители в Санкт-Петербурге

Крупнейшими зодчими классицизма в Петербурге являлись Жан-Батист Валлен-Деламот (Академия художеств, Гостиный двор на Невском проспекте), Иван Егорович Старое (Троицкий со-бор Александро-Невской лавры, Таврический дворец), Чарльз Камерон (Павловский дворец, Камеронова галерея Царского Села), Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, Ассигнационный банк), Николай Александрович Львов (Петербургский почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, церковь «Кулич и Пасха»).

Н. А. Львов (1751 — 1803) был известен не только как талантливый ар-хитектор, но и как выдающийся учёный, писатель, график, музыковед. Он создал первый художественный салон (кружок), в который входили вы-дающиеся литераторы, композиторы, художники. Львова почитали гени-ем вкуса.

Представители в Москве

В Москве творили Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799) (дом Пашкова, дворцовый комплекс Царицыно) и Матвей Федорович Казаков (1738-1812/1813) (здания Сената в Кремле, Благородного собрания — ныне Колонный зал Дома союзов, Голицынской больницы — ныне 1-я Градская).

Картинки (фото, рисунки)

  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-1762 гг.
  • Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1748-1764 гг.
  • Большой Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1752-1756 гг.
  • Картинный зал в Большом Петергофском дворце. Акварель Л. О. Премацци. 1855 г.
  • Анфилада парадных комнат в Екатерининском дворце в Царском Селе. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-е гг.
  • Парадная лестница в Зимнем дворце. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. Акварель К.А. Ухтомского. XIX в.
  • План Петербурга 1776 г.
  • Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге. Архитекторы А. Ф. Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот
  • Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор И. Е. Старое