Путешествие в Норвегию: выбор маршрута, план самостоятельной поездки, примерная стоимость, необходимые документы, отзывы и советы туристов. Личный опыт: Все, что вам нужно знать для поездки в Норвегию

Я родился, вырос и живу в городе Вильнюсе.Так уж получилось, что, считая себя непрофессиональным путешественником, блогером, музыкантом и фотографом, я всем эти занимаюсь очень давно и в какой-то мере могу считать себя знатоком по всем этим направлениям. С 2004 года начал активно путешествовать и на данный момент посетил 55 стран мира. Одновременно с этим начал и много фотографировать. Со школы занимаюсь музицированием, немало концертировал, сочинял, играл в разных группах и проектах. Ну, а интерес к истории, особенно военной, у меня, видимо, заложен на генном уровне. Я пишу о нестандартных путешествиях, интересных местах, истории и музыке всего мира.Мои тексты все авторские, фотографии по большей части тоже.

Большинство из нас думает, что путешествие по Норвегии очень затратное мероприятие. Но пока сам не попробуешь — не узнаешь. Сектрет экономии для этой страны прост — держаться подальше от дорогих отелей и ресторанов, не пренебрегать ночёвками в палатках, закупать продукты в магазинах, отказаться от алкоголя, передвигаться на машине и ехать сюда небольшой компанией. Если придерживаться этих правид, то вот что может получиться…

Один мой знакомый заметил, что посещение Норвегии надо оставлять на десерт, когда объездишь по максиму наш земной шарик и начнёт казаться, что ни что уже в этом мире тебя не удивит. Мы не послушались этого совета и, словно голодные дети, набросились на сладкое при первой возможности. Беспроигрышный вариант с дешёвыми авиабилетами Вильнюс-Осло не мог остаться нами без внимания. Сама собой родилась идея отказаться от посещения самого дорогого города мира Осло, а прямиком ехать на недельку к вожделенным фьордам.

И вот наша небольшая компания из пяти человек уже стояла на норвежской земле в аэропорту «Гардемон». Здесь мы взяли в аренду совсем небольшой автомобильчик «Тойота Карис». После загрузки наших спальников, рюкзаков и палатки аккуратная машинка начала напоминать сарайчик, что, правда нас не смутило. Ведь лучшего познания мира для таких непревзойдённых путешественников, как мы, было не найти. Нам предстояло проехать две тысячи километров вдоль практически всего западного побережья южной Норвегии. Исходной точкой нашего заранее продуманного маршрута стал Люсефьорд. Фотографии скалы Прекистолен манили наши неискушённые сердца и ничто не могло остановить нас. Хотя уже в самом начале нашего пути нас ждало немало испытаний…

Про Осло мне написать нечего — этот супердорогой город мы проскочили, воспользовавшись скоростными туннелями. Изначально поставленная цель ознакомиться с природой страны гнала нас вперёд. Исключение было сделано лишь для «ставкирке» или по-нашему церкви подле городка Хеддал неподалёку от Осло. Это удивительное по своей скромности и одновременно изысканности деревянное строение завораживало. Резные фрагменты крыши напоминали чем-то корабли викингов, а орнаменты стен в виде рунических знаков и фигурок, несомненно, обладали какой-то магической силой. В этой церкви, казалось, переплелись воедино христианство и язычество, легенды и были. Подобных церквей в Норвегии немало, но всё же именно эта запала в мою память особенно ярко.

В городке Конгсберге мы увидели первые пороги, ну а дальше пошло-поехало, словно по наклонной - первый горный перевал, первая горная долина, первый снег и, конечно, первый, настоящий водопад. Мне кажется, у всех это бывает в горах — первый мощный, стремительный, какой-то нереальный для жителей равнин водопад. Его мощь, красоту, стремительность трудно описать. Он ввёл нас в состояние дикого восторга, из которого мы практически уже не выходили на протяжении всей недели этого путешествия. Этот безымянный водопад для нас стал воротами в удивительную страну сказок и грёз наяву.

В Норвегии стоит выбирать пути, как можно сложнее, по возможности избегая популярных здесь туннелей, пронзающих насквозь огромные горные массивы. Конечно, это удобно, быстро и безопасно, но если в поездке руководствоваться такими соображениями, то и ехать из дома никуда не стоит. А вот серпантинные узкие горные дороги практически всегда ведут туда, где реальный мир теряет свою власть, уступая место суровым фантастически красивым декорациям матушки-природы, где чувствуешь себя букашкой и забываешь обо всех своих таких мелочных проблемах и радостях.

К небольшому поселению Лисеботн расположенного у самого начала Лисефьорда вела дорога, обозначенная на карте, чуть ли не пунктирной линией. На самом деле прекрасное асфальтовое покрытие было дополнительным бонусом к великолепным пустынным горным пейзажам. Дорога эта, как и большинство подобных ей, закрывается на зиму и, возможно поэтому, не так уж популярна и летом. Под самый конец этот путь обрывается незабываемым серпантином вниз к устью фьорда с высоты тысячи метров. Это был мой первый серпантин за рулем, он подарил мне множество эмоций. Когда после затяжного спуска я взглянул на пройденный путь снизу вверх, мне не верилось, чтос этой почти отвесной горы можно не только съехать, но ещё и заехать.

Не смотря на то, что наша компания и не планировала этого делать, судьба распорядилась по-своему и уже на следующее утро мы без особых проблем въехали назад на верх и затем уже совсем обыденно спустились вновь вниз. Именно в Лисеботне исчез навсегда мой страх вождения машины в горах. Но этому предшествовали другие не маловажные события. Сразу же по приезду выяснилось, что в этом крошечном поселении отсутствовала бензоколонка, а значит путь назад с практически пустым баком был невозможен. Паром же ходил всего два раза в день ранним утром и днём. Пришлось искать ночлег.,

С этим в Норвегии проблем нет. Такой разветвленной сети кемпингов и придорожных отелей, как здесь, нет более нигде в мире. Места для палаток, кемперов, домики и номера люкс для продвинутых финансово — короче, полный перечень услуг наблюдался практически на любой населённой территории. В Лисеботне мы поселились, сами не ведая, в весьма примечательном месте, Оказалось, что в кемпинге у самого берега фьорда селились экстремалы со всего мира.Джамперы или прыгуны съезжаются сюда круглый год для прыжков с парашютами со здешних отвесных скал высотой более тысячи метров. Все стены небольшого двухэтажного приютившего нас отеля оказались увешаны отличными фотографиями, сделанными во время таких прыжков, а в небольшой закусочной рядом под потолком висело несколько куполов парашютов. В интерьер забегаловки также удачно вписывались несколько раздолбанных горных велосипедов, сноубордов и явно часто используемая здесь по прямому назначению гитара. Позже ребята рассказали нам, что особым шиком среди местной компании были прыжки на парашюте с велосипедом или лыжами в зависимости от времени года.

Нашей ближайшей целью было посещение скалы Прекистолен, поэтому мы собирались уехать отсюда с самого утра. Неожиданно наши планы поменял разговор с путешественником — голландцем, случайно встреченным нами в кафе вечером. Оказалось этот парень уже три месяца путешествует пешком по Норвегии. По его словам более красивых мест, чем местные горы даже при всём изобилии выбора в Норвегии не много. Ну а Прекистолен он обозвал — достопримечательностью для толстых и ленивых американцев. Вот Кьераг по его словам был совсем другим делом. Так назывался яйцеобразный камень, застрявший в расщелине на высоте 1080 метров от моря. Стоило лишь присмотреться, чтобы увидеть изображение этого камня повсюду в Лисеботне Дорожныё указатели, открытки, путеводители и картины — везде был изображён легендарны камень. Взять и просто проехать это место, было бы безумием.

Пешая прогулка к Кьерагу заняла более двух часов, во время которых мы то карабкались по едва заметным тропам, то переходили ручьи и трещины, то бодро скользили по снежным заносам, так и не растаявшим после зимы. Перепады высот с 600 метров на 800, а потом и на весь километр в небозаставляли нас иногда практически карабкаться по скалам на коленках. Но все трудности этой первой вылазки по горным кручам Норвегии перекрывали необыкновенные пустынные пейзажи Лисефьорда. Не смотря на обилие талой воды, на этих скалах, со следами сползавшего когда-то вниз ледника, на плато практически ничего, кроме мха, не росло. Суровость эти местам добавляли головокружительные пропасти, в которых в дымке проглядывались соседние берега фьорда и затерянная деревушка Лисеботн. Детский восторг на грани помешательства наполнил нас, когда мы подошли к обрыву, с которого прыгали парашютисты — джамперы. Я раньше не часто жаловался на боязнь высоты, но здесь к краю километровой пропасти подходить совсем не хотелось. Разве что подползти и заглянуть в бездну со смешанным чувством ужаса и пьянящей эйфории. Второй шок нас ждало подле самого Кьерага.

Ни одна открытка или даже самый достоверный рассказ не может передать девственной красоты этого места. Этот, в общем-то, совсем не маленький кусок скалы, казалось, повис в воздухе, готовый вот-вот соскользнуть вниз в бездну. Пока все мы примерялись, с какого ракурса лучше запечатлеть это не забываемое зрелище, моя жена внезапно появилась на верхушке Кьерага.

Надо заметит, что ещё на автомобильной площадке я обратил внимание на замечание в конце информационного стенда:»Немногие из тех, кто доходит до Кьерага, решаются взобраться на него. Большинству достаточно просто любоваться им со стороныэ». Когда я ринулся вслед за своей женой, я понял, что имели в виду составители этой информации. К камню можно было подойти только по узенькой покатой тропинке с внешней стороны высокой скалы. Причём зацепиться руками там было не за что. Мне было достаточно взглянуть в низ, чтобы отказаться от рисковой затеи. Не сочтите меня за труса, но инстинкт самосохранения оказался сильнее и я присоединился к тому самому большинству, которому было достаточно просто увидеть это место.


Жаль, нам не довелось увидеть один из тех 2000 прыжков, которые делают здесь ежегодно. На обратном пути к машине нам повстречалась не одна группа экстремалов с парашютными рюкзаками на плечах. Когда же после затяжного спуска, мы, наконец, оказались в своём отеле, многие из тех ребят уже, как ни в чём не бывало, просматривали недавно отснятые кадры прыжков. Несомненно, один плюс в этом развлечении была явная быстрота спуска вниз. На что нашей компании потребовалось три с лишним часа и вёдра пота, им хватило нескольких минут свободного падения.

Свой путь мы продолжили на пароме, который провёз нас вдоль всего Лисефьорда до поселения Форсанд. По дороге нам посчастливилось увидеть и морских котиков, чья колония облюбовала этот дикий уголок Норвегии, и самую большую в мире деревянную лестницу в 4444 ступеньки, и полюбоваться абсолютно правильной квадратной формой той самой скалы Прекистолен. Как мне кажется теперь, свое первое путешествие по Норвегии стоит не начинать, а заканчивать Лисефьордом одним из самых романтических мест на Земле.

Переехав по автомобильному мосту Лисенфьорд, от Форсанда мы не укоснимо начали продвигаться вверх на север Скандинавского полуострова. Несмотря на среднюю скорость, которая не превышает в горах 50 км/час, за четверо суток наша Тойота Карис почти доехала до древней столицы Норвегии Тронхейма. Верные своему плану избегать больших городов, затем мы повернули назад к Осло. Этот удивительный маршрут пролегал вдоль высоких гор, вечных снегов, огромных озёр, стремительных рек и, конечно, несметного количества водопадов. По праву Норвегию можно смело назвать королевой водопадов мира. Иногда казалось, что на каждый дом здесь приходится по одному водопаду. Среди высоких скалистых гор с шапками снега наверху их не сосчитать. Тем не менее, мне совсем не сложно выделить среди того увиденного изобилия тройку самых-самых по силе впечатления.

Одно из этих призовых мест в моём рейтинге, несомненно, принадлежит двойному водопаду Латефоссен. Проскочить его никак невозможно. Дорога, проходящая через старинный каменный мост, идёт как раз подле самого водопада. Два мощных потока с оглушительным грохотом несутся вниз буквально в нескольких метрах от офигивающих автомобилистов. Весь мост постоянно окутан облаком водяных брызг. Решающие остановиться здесь туристы, долго не задерживаются, рискуя промокнуть до нитки и оглохнуть от постоянного шума падающей воды.

Немного свернув от намечено пути, мы решили посетить место, отмеченное на карте названием Ворингфоссен. Долгий затяжной подъём вверх через многочисленные туннели и извилистые повороты привёл нас на большую автомобильную стоянку с огромным количеством людей и машин. Водопад Ворингфоссен оказался самым высоким и величественным из всех увиденных нами в этом путешествии. Несколько мощных потоков воды срывались причудливыми белыми струями с краёв полукруглой впадины. Высота водопада достигала почти 200 метров. С обзорной площадки весь водопад был словно на ладони. Неподалёку от края Воригфоссена виднелось трехэтажное продолговатое здание мотеля. Рядом с гигантским божьим творением гостиница выглядела спичечным коробком, построенным людьми. Я чувствовал себя здесь всего-навсего песчинкой вечного круговорота жизни.

И ещё один водопад, о котором, несомненно, стоит упомянуть — Твиндефоссен. В отличие от остальных, к нему мы ехали, заранее зная, куда попадём и что приблизительно увидим. Изображение Твиндефоссена — это один из самых распространенных природных брендов Норвегии. Тем не менее, практически идеальная ступенчатая форма водопада, его красота и королевское величие не может не восхищать заехавших сюда туристов. 60-ти метровый высоты водопад кажется сотканным из сотен небольших каскадов и ручейков. Своей формой он напоминает некий царственный трон или пьедестал. У подножья Твидефоссена расположен большой кемпинг. Очарованные сказочной красотой этого места мы наряду со многими тоже решили здесь переночевать. Здесь нам удалось поставить палатку почти у самого края водопада на небольшом островке, образуемого ручейками с Твиндевоссена. Не смотря на довольно громкий рокот падающей воды, спал я в эту ночь очень крепко, а обалденный утренний пейзаж из проема палатки мог заменить даже сытный завтрак. Короче, достойный водопад в прекрасном месте сказочной страны Норвегия -такая оценка неискушённого туриста, подобного мне.

Стоит заметить что, не смотря на восхитительные природные декорации всех этих ночлегов, завтраков, обедов и ужинов, не перестаивающих нас удивлять своим разнообразием и изыском, были места, из которых нам хотелось убежать, да побыстрее. Никому из нашей скромной компании не забыть третьего по счёту ночлега в Норвегии. Здесь, едва мы заплатили за место и начали расставлять свою палатку, нас яростно атаковала местная мошкара. Она, буквально роем, накрыла все неприкрытые части тел, явно получая огромное удовольствие от нашего бешенства по данному поводу. Единственное, что нас спасло из этой безнадёжной ситуации -неадекватное поведение насекомых в закрытом помещении. Едва попав с воздуха в палатку или машину, мошкара тут же теряла всю свою агрессивность, видимо мечтая лишь об одном- выбраться на волю. Зато с утра нашей компании удалось поставить рекорд времени по свёртыванию лагеря. За 15 минут после пробуждения, палатка и все вещи были скиданы в багажник и салон машины, а ещё через пару секунд мы уже мчались подальше от такого варианта норвежского гостеприимства маленьких кровососов.

Наверное, любой представляет себе, что дороги Норвегии великолепны. Тем не менее, не надо забывать об огромных перепадах высот её горной части. Видимо устав от этого бесконечного петляния по скалистым кручам вверх-вниз, норвежцы решили не жалеть денег на прокладку удобных сквозных туннелей. Шутка ли прорубать многокилометровые дыры в горной породе!Многое теряют те путешественники, которые предпочитают эти удобные, но такие унылые пути, тому великолепию, которое можно увидеть, лишь следуя старыми кривыми и труднодоступными маршрутами. Нет ничего более удивительного, чем наблюдать, как быстро меняется ландшафт от ярко-зелённого побережья фьордов к пустынно-неправдоподобному серому фону склонов хребтов. Самое же интересное путника ждёт наверху. Здесь дорога продолжается посреди вечных снегов, голубого льда и лишь местами оттаявшей поверхности с многочисленными ручьями и лужами. Подчас трёхметровые сугробы обступали наш путь, грозя отбить нам память о лете, из которого мы приехали лишь несколько минут назад.

Где-то за ледником Юстедалсбрином наша Тойота вновь поднялась на высоту тысячи метров над уровнем моря и за очередным заснеженным поворотом мы внезапно для себя увидели действующий горнолыжный курорт. Как полагается здесь были и подъемники, и пункты проката необходимого снаряжения, и снегоуборочная техника, и непременное уютное кафе. Наверное, я дико смотрелся со стороны в шортах, майке и бейсболке среди закутанных в комбинезоны молодых людей с лыжами и сноубордами. Зато теперь становилось понятным, почему норвежцы -неизменные чемпионы зимних видов спорта.

Замечательной местной достопримечательностью оказался и сам ледник Юстедалсбрин. К сожалению, на него самого нам подняться не удалось. Но и вид снизу на эту бесформенную глыбу спрессованного голубоватого льда не мог оставить нас равнодушными. Чем-то очень холодным и мрачным веяло от этого по не многу исчезающего с лица земли древнего ледника, немого свидетеля и участника славных сказаний о викингах и троллях.

Объехав ледник по его западной стороне, мы начали искать варианты ночлега. С это целью было решено свернуть на узкую дорожку, ведущую в горы к местечку под названием Бодал. Чем выше мы подымались вверх, тем как-то тревожней становилось на душе. Что-то неуловимо жуткое было в стенах гор по сторонам и тихой озёрной глади вдоль дороги. С ночлегом здесь тоже был явный напряг. Как-то не привычно дико и пустынно выглядела вся это, в общем, очень живописная горная долина. Где-то на полпути мы сделали небольшую остановку возле информационного придорожного стенда. История этого места оказалась печальна и поучительна для царя природы — человека. В 1905 году здесь возле небольшого селения произошел природный катаклизм. Подточенный ежегодными таянием снега в долину сошел гигантский сель. В глубоководное озеро обрушилась часть отвесного горного массива. Тонны скалистой породы в считанные минуты заполнили водные глади тянущегося на многие километры озера. Находящуюся всего в нескольких километрах отсюда деревушку захлестнула гигантская волна. Без вести пропало более 35 человек. Но удивительно было другое. Ровно через 33 года катастрофа повторилась один в один. Точно в том же месте произошёл новый гигантский обвал. На этот раз смыло посёлок, вновь выросший за эти годы неподалёку. Вновь погибло более 70 человек. Как ни странно в этом, казалось бы Богом проклятом месте, люди живут до сих пор. Причиной тому служило не только плодородная земля здешних мест, но и то, что по уверениям учёных подобной катастрофы больше не может произойти, так как подводное пространство озера уже полностью завалено каменной породой произошедших ранее катастроф.

В жутковатом же месте мы очутились! Но поворачивать назад было поздно. Внезапно мы увидели придорожный знак «Бодан кемпинг». Спустившись вниз почти к самому берегу озера, мы остановились на пустынной, но, тем не менее, аккуратно подстриженной поляне. Судя по состоянию полусгнивших скамеек и разваленному туалету (экзотика для Норвегии!), можно было предположить, что кемпинг не действовал уже многие годы. Во всем же остальном это место идеально подходило для нашего первого бесплатного ночлега в здешних краях. Конечно, нам не трудно было догадаться, что мы очутились где-то рядом у погибшей деревни. Сбоку отлично просматривалась злополучная скала, с реально различимыми следами селя. Да и на душе какая-та тоска появилась… Когда же я пошёл набирать воду из озера,то неожиданно сам для себя сделал удивительное открытие. Разглядывая горный массив на противоположном берегу озера на потемневших от влаги скалах, я внезапно стал замечать какие-то правильные формы. Из этих форм складывался гигантский слегка неаккуратный рисунок. Мне не пришлось приложить много усилий, чтобы в этих контурах увидеть фигуру гигантского воина с мечом в одной руке и со щитов в другой. Конечно, читателю не сложно обвинить меня в через чур бурной фантазии, но мои друзья тоже без труда могли бы подтвердить эти строки. Хотя соглашусь и с тем, что в этот вечер все мы были очень перевозбуждены. Сон долго не мог прийти к нам в эту ночь. Мы прислушивались к малейшему шороху и скрипу в ночном лесу, а образ беспощадного воина-викинга ни как не мог покинуть наши очумевшие головы.
Но первые солнечные лучи быстро развеяли наши страхи, да и природный рисунок на скале с утра уже не казался таким страшным. Мы вновь мчались вперёд! Впереди нас ждало одно из самых разрекламированных мест Норвегии — дорога Троллей.

Этот день не был исключением из остальных. Приключений и сногсшибательных ощущений в Норвегии хватило бы, наверное, на год вперёд. В нашей компании даже завелась утренняя шутка: Ну и чем же нас удивит этот день?! -и каждые новые сутки не переставал удивлять. По пути мы сначала опять попали в зиму. Причём чем дальше на север мы заезжали, тем больше норвежский июнь был похож на поздний январь, и тем удивительней было спускаться вниз к берегам фьордов в царство ярко-зеленого лета. Особенно это почувствовалось в городке Геренжер на берегах одного из самых знаменитых норвежских фьордов включённых в список всемирного наследия Юнеско. Хотя, на мой взгляд, туда надо было бы всю Норвегию целиком включить, как место отдыха людских иллюзий и напрягов.

Но вот занавес вверх — мы на пустынном плоскогорье долины Троллей. Здесь внезапно на нашем пути начали возникать удивительные неземные декорации. Скалы-исполины по обеим сторонам дороги вдруг ожили прямо на моих глазах. Молчаливые грозные стражи, окаменевшие на века, без эмоций взирали на земную тараканью круговерть. Гора «Епископ» и впрямь напоминала присевшего отдохнуть служителя религии в сутане. Ну,а громадная скала «Король» походила на бородатого викинга, слегка наклонившего голову с короной. Древние легенды оживали прямо на нашем пути. Ни многочисленные толпы туристов, ни кучи сувениров, ни парашютисты-экстрималы не могли сбить ощущение мизерности нашего человеческого бытия. Древние же духи Троллей не обращали ровно никакого внимания на человеческую дребедень у своих подножий, снисходительно разрешая лицезреть себя сквозь глазки фото и видеокамер: “Суета сует, господа! Вы ничтожны, а мы вечны!

Наше время истекало. На десерт мы хотели увидеть Атлантику, а уж после этого возвращаться спокойно назад через Осло домой. Правда, перед этим удача вновь улыбнулась и нам удалось вкусить прелести норвежской рыбалки.

По пути к Атлантике мы завернули переночевать в кемпинге прямо на берегу очерёдного фьорда. Наше внимание сразу же привлекло огромное количество рыбачащего народа от мало до велика, как с берега, так и с различных плавучих средств. Надо было видеть наши лица, когда дядька из рецепции кемпинга без лишних слов сразу выдал нам удочку, в ответ на наш вопрос, как можно было бы здесь порыбачить. Какого же было моё удивление, когда после первой же попытки закинуть крючок в воду (а надо заметить что с берега я не ловил рыбу с детства!), я вытащил на берег огромную морскую звезду. Вслед за ней вскоре в ведре очутился и розовый морской ёж, ну а мой друг и товарищ Женька вскоре выудил среднего размера треску. Судя по всему, подводная жизнь здесь кипела. Казалось, что это ночка в Норвегии должна была быть весёлой, но внезапно переломившееся пополам удочка и ушедшая на дно фьорда блесна радикально поменяла наши планы. Рецепция уже не работала и мы с моим товарищем понуро поплелись спать. Тем не менее, не забыть мне никогда вкус утренней тресковой ухи и блеск Женькиных глаз от таких неожиданных норвежских поклёвок!

Норвегия завоевала наши сердца, а духи древних Троллей и Викингов вселились в наши души, но, словно желая окончательно растоптать наши пухнувшие от впечатлений головы, напоследок нам было приготовлено ещё несколько захватывающих приключений. Троллкирка или церковь Троллей — была комплексом соединенных между собой пещер, лежавших в часе ходьбы от трассы на Атлантику.

Пещеры эти располагаются как бы на трёх уровнях и соединены между собой сложной системой лазов и проходов различной величины. Первый уровень пещер длинной около 70 метров мы решили преодолеть вдвоём вместе с моей женой. Мягко говоря, жутковато было лесть по лишенному солнечного света проходу, то и дело, карабкаясь по завалам из скользких камней и перепрыгивая многочисленные протоки. Но зато какая награда ждала нас в конце этого пути! Протиснувшись сквозь очередной завал на своём пути, мы попали в огромный грот высотой до 7 метров. Из многочисленных расщелин в его своде пробивался дневной свет, а прямо по центру откуда-то сверху падал мощный каскад воды. Воистину — самый настоящий алтарь создала здесь сама мать-природа. И изощрённости её фантазий мог бы позавидовать любой архитектор мира. Во второй грот на более верхнем уровне мог спуститься любой желающий, включая тех, кто боится темноты и страдает от клаустрофобии. Этот грот не уступал по красоте первому нами увиденному, хотя и был лишён эффекта неожиданности. Здесь также по центру располагался водопад, а в высоту свод достигал 9-10 метров. Я сумел найти вход и на третий уровень пещер намного более узких и менее проходимых. Но здесь доводы рассудка оказались более весомыми, чем моя вечная страсть к новым приключениям. Тем более, время поджимало. Мы пустились в обратный путь к брошенной на обочине машине.

Финальным аккордом нашего путешествия стало посещение так называемой Атлантической дороги. Так назывался путь, проходящий через несколько десятков островов, соединенных между собой длинными дамбами и причудливыми арочными мостами. Некоторые из них извивались во всех мыслимых и немыслимых направлениях, словно стараясь нарушить мнимые законы математики и логики. Путеводитель советовал проехать по этому пути осенью во время сезона штормов. Наверняка это стоило сделать в другой раз и нам.

Что ж именно здесь, окунув ноги в прохладные воды Атлантического океана, я могу поставить точку в своём рассказе. Сомнений не осталось, я оказался в своеобразном плену Норвегии. Эти красочные горы, глубокие фьорды, яростные водопады и тихие деревушки с их древними обитателями-духами без труда отвоевали частичку моего сердца и души, навсегда оставив в них неумолимое желание вернуться суда вновь и вновь…

Раз увидев фотографии с природными достопримечательностями Норвегии, редко кто остается к ним равнодушным. Но каждый заинтересовавшийся этой страной очень скоро наталкивается на факт, что страна эта очень даже дорогая и не каждому по карману. Тем не менее, поехать-то хочется. Так давайте разберемся, так ли дорога Норвегия и на чем и как можно сэкономить. Рассказывает Мария Петренко.

Составляющие бюджета

Мы путешествуем самостоятельно уже как минимум 10 лет и, исходя из накопленного опыта, могу сказать, что по крайней мере у нас необходимые расходы на путешествие делятся на три почти равные части: питание, проживание, дорога. Четвертая часть затрат – это шопинг и культурная программа. Но тут уж у кого какой аппетит, поэтому и диапазон затрат у каждого будет очень разный.

Итак, давайте по порядку. Начнем с дороги.

Дорога – бензин, парковки, платные дороги

Мы путешествуем на автомобиле, поэтому расскажу о затратах именно в таком путешествии. Сюда я включаю не только покупку бензина, но и оплату платных дорог, парковок, билеты на паромы. Смотрим стоимость 95 бензина в Европе. Актуальные данные всегда есть .

Страна Бензин 95 Бензин 98 Дизель
Беларусь 0.54 EUR 0.59 EUR 0.56 EUR
Россия 0.59 EUR 0.67 EUR 0.56 EUR
Эстония 1.16 EUR 1.20 EUR 1.14 EUR
Австрия 1.18 EUR 1.34 EUR 1.10 EUR
Швейцария 1.23 EUR 1.32 EUR 1.35 EUR
Германия 1.34 EUR 1.47 EUR 1.14 EUR
Франция 1.38 EUR 1.44 EUR 1.25 EUR
Финляндия 1.45 EUR 1.53 EUR 1.26 EUR
Швеция 1.46 EUR 1.53 EUR 1.46 EUR
Норвегия 1.74 EUR 1.84 EUR 1.60 EUR

Из таблички видно, что в Норвегии самый дорогой в Европе бензин. Грустно, но зато платных дорог в стране не так много, как, например, в Италии и Франции, и нет обязательных виньеток, как в Австрии или Швейцарии. Практически нет пробок и светофоров за пределами городов, соответственно и расход топлива меньше.

Кроме того, большинство парковок вне городов у природных достопримечательностей бесплатные, впрочем как и сами достопримечательности, чего нельзя сказать об Австрии и Германии.

Таким образом, понеся максимальные затраты на бензин, мы получаем некоторую экономию на остальном, касающемся дороги.

Паромы

Из России в Норвегию можно добраться как по суше в объезд Финляндии, так и пройдя часть пути на пароме от Хельсинки (или Турку) до Стокгольма. Путь по суше подойдет тем, кто отправляется на север Норвегии и на Лафонтенские острова. Остальным быстрее и проще воспользоваться паромом компании «Viking Line» .

А это тоже существенная статья расходов. Конечно, можно объехать вокруг фьорда, но это повлечет дополнительный расход горючего и самое главное займет много дополнительного времени, которое в путешествии так дорого. Тем не менее, можно спланировать маршрут так, чтобы количество паромов было минимальным.

Конечно, можно и по самой Норвегии путешествовать на пароме, перемещаясь из одного фьорда в другой, но это уже совсем не бюджетный вариант.

Как ночевать в Норвегии бесплатно?

Начнем с минимальных затрат, а вернее существует совсем не затратный вариант. В Норвегии разрешено ставить палатки вне населенных пунктов при соблюдении определенных условий:

  • стоять на одном месте не более 2 суток;
  • не ближе 150 м. от жилья;
  • не на обрабатываемых полях и огородах;
  • если нет прямого запрета в виде таблички «No camping!».

Наверно, кому-то и подойдет такой вариант, но без элементарных санитарных удобств как-то все-таки слишком экстремально получится. Умываться из ручья и бегать в туалет под кустик – это очень на любителя. Экономия должна быть все-таки разумной.

Дешевое жилье в Норвегии

В Норвегии очень большая сеть замечательных кемпингов, позволяющая не только достаточно бюджетно переночевать, но и сэкономить время в поездке, так как кемпинги обычно расположены вдоль туристических трасс и около природных достопримечательностей и вам не придется тратить время на дорогу до гостиницы в городе. Выбрать подходящий можно .

В кемпинге два варианта размещения: палатка (150-250 Нок в сутки) и простенький домик (350-700 Нок). Как видим, разница в цене в 2-3 раза. Но какой бы вариант вы не выбрали, горячий душ, чистый теплый туалет, кухня с холодильником и кухонной утварью вам обеспечены.

Многие продукты питания к ввозу в страны Евросоюза запрещены. Придерживаться ли строго этих правил, решать вам. За все время наших поездок через разные таможенные переходы нас ни разу серьезно не досматривали и проблем у нас не было. Но мы стараемся не сильно нарушать правила, хотя дежурные 2 банки тушенки и батон сырокопченой колбасы у нас всегда с собой есть, а это правилами запрещено.

Что почём в магазинах Норвегии?

Более затратный, чем изложенный выше вариант, но все-таки более бюджетный, чем питание в общепите – покупать продукты в норвежских магазинах и готовить самим.

Определенный минимум мы всегда берем, но это повседневные продукты, которые не сильно различаются в разных странах: соль, сахар, специи, чай, кофе, крупы. Остальное покупаем на месте.

Как и у нас, в Норвегии есть несколько цепочек сетевых магазинов разной ценовой категории. Самые доступные – Bunnpris , Coop Prix , Kiwi . Они есть практически во всех городах и больших населенных пунктах. Только надо учитывать, что все они, кроме Bunnpris, в воскресенье не работают, а в субботу рано закрываются.

Уровень цен можно посмотреть на картинках ниже (октябрь 2017г.). Цены, естественно, в норвежских кронах. Чтобы было более понятно: умножаем на 7, чтобы получить рубли; делим на 10, чтобы получить евро.

Как видно из листовки магазина «Coop», пицца по цене дешевле, чем у нас, при условии, что купите замороженную и сами разогреете.

С рыбой и мясом, конечно, не так все оптимистично выглядит, но в сравнении с рестораном все-равно получается гораздо дешевле.

Качество продуктов везде достойное. Самостоятельное приготовление много времени и сил не отнимет, так как в упаковке все уже вымыто, порезано, очищено и даже чаще всего посолено.

Как и у нас, у каждого магазина есть актуальные спецпредложения с более низкими ценами. Например, у магазинов «Coop» есть отделы с более дешевыми товарами под маркой X-tra, а в магазинах «Bunnpris» присутствует линейка бюджетных продуктов под маркой First Price.

Кроме того, в отделе полуфабрикатов можно поискать товары с красными ценниками. Они продаются со скидкой до 50%, потому что у них кончается срок реализации. Но это совершенно свежие качественные продукты. Просто в Норвегии в магазинах не перебивают этикетки с датами, как иногда бывает у нас.

Если прийти в универсам перед закрытием, то можно увидеть перед кассой или в зале на видном месте тележку с хлебом по 1 кроне или уцененные немного помятые фрукты.

Общепит

Сразу скажу, что цены в норвежских ресторанах вам не понравятся. 80 евро за скромный ужин на двоих – это в среднем. Для примера предлагаю посмотреть меню сетевого ресторана среднего уровня «Egon» .

Эти заведения есть во многих местах страны. Кроме того, что дорого, еще могу сказать, что в норвежских ресторанах нет кулинарной изюминки. Нет каких-то специфических блюд, присущих именно этой стране. Чаще всего в меню обычные стейки, рыба, пицца, салаты.

Более бюджетный общепит – это небольшие ресторанчики азиатской кухни или Макдоналдс. Тут вполне можно покушать на 10-15 евро с носа. Но эти заведения на любителя. Мы точно не любители.

А теперь что касается горячительных напитков. Их точно лучше везти с собой или покупать в Duty Free. В Норвегии это не просто дорого, а очень дорого. Как минимум, раза в три дороже, чем у нас.

Шопинг

Наверно, Норвегия не лучшая страна для шопинга. Там столько интересного и красивого, что просто не хочется тратить время на магазины. Но если вы без этого никак, то тут только один совет, как хоть немного уменьшить свои траты. Обращайте внимание на магазины, работающие с системой Tax Free. Часто на них бывает соответствующий значок, но не всегда, уточняйте у продавцов. В Норвегии высокий НДС (25% на промтовары и 14% на продукты), соответственно вы сможете получить возмещение НДС, то есть покупки станут для вас дешевле.

Есть несколько условий, которые должны быть выполнены: товары должны быть вывезены из Норвегии в течение месяца со дня покупки; стоимость непродовольственных товаров должна быть не менее 315 NOK, продуктов – 285 NOK. Товар должен быть куплен либо у одного продавца, либо в один день у разных.

Не так страшен черт…

Ну вот, теперь у вас есть представление, как и на чем можно сэкономить в путешествии по Норвегии. Я ни в коем случае не призываю к режиму жесткой экономии всегда и на всем, а всего лишь привожу возможные варианты уменьшения затрат на путешествие. А уж на чем можно экономить, а на чем не стоит, это решать только вам.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Когда впервые зародилась мечта увидеть страну викингов, троллей и фьордов, я сейчас даже и не вспомню, но уж точно очень давно. А путь к ней открыли лоукост-рейсы из Польши, которые сделали перелет доступным даже для бюджетных туристов. Норвегия покоряет своей естественностью, натуральностью - всего вокруг и самих норвежцев. Взгляд там всегда останавливается на приятных глазу цветах: ничего «резко-ядовито-яркого», все гармонично.

1 /1


Природа - главная достопримечательность Норвегии

Если планируете путешествие в , то можно и обойти стороной в своем маршруте, так как must-see в этой скандинавской стране - природа, прежде всего - фьорды. Чтобы в полной мере ощутить их величие и уникальность, стоит ехать в район городов и Ставангер - центр нефтедобычи страны. Скалистые выступы Троллтунга («Язык тролля») и Прекестулен («Кафедра проповедника»), камень Кьерагболтен (Kjeragbolten) подарят незабываемые впечатления на всю жизнь. Живописные горы, леса со сказочными цветами, ручьями, реками - это все о Норвегии.

1 /1

Во время полета до Бергена я видела прекрасный пейзаж: фьорды, горы и рыбные промыслы в море сероватого цвета. Население 5-милионной страны (в одном только Киеве такая численность населения) разбросано по маленьким, уютным городам, таким как Берген, Ставангер, Олесунн, а Осло среди них выглядит мегаполисом с массой интересных мест для городского отдыха и музеев.

Страна троллей

17 мая в Норвегии отмечают . В этот день норвежцы надевают традиционную одежду, которые часто передаются из поколения в поколение, и прогуливаются улицами городов.

1 /1

Корни норвежской культуры следует искать в традициях викингов, средневековой «эпохе величия» и сагах, а фольклор богат легендами о троллях. Складывается впечатление, что норвежцы от мала до велика знают о троллях все, вплоть до наименьших подробностей, и временами даже сами верят в их существование. Вырезанные из дерева фигурки троллей - любимый объект народного промысла. О здешних горах и скалах говорят, что это тролли, обращенные в камень, например: Тролльтинды, Тролльхальм, Тролльхейм, Йотунхейм и много других.

На чем можно сэкономить

Прежде всего, советую планировать путешествие заранее, хотя бы за 2-3 месяца, это даст возможность купить билеты по хорошей цене. Неплохие предложения на перелеты в разные уголки Норвегии из Польши предлагают и , из Риги и норвежский лоукостер из разных стран ЕС. Бюджетным туристам проживание в Норвегии может оказаться не по карману, в этом случае лучше воспользоваться каучсерфингом. Это международное сообщество путешественников, у которых можно остановиться бесплатно на несколько дней.

1 /1

С туристической городской картой Oslopass на 1-3 дня можно посетить бесплатно самые значимые музеи и исторические места города, а самое главное - бесплатно пользоваться городским транспортом (метро, автобусы, паромы). Эта маленькая туристическая карта позитивно повлияет на ваш бюджет, ведь цена одного проезда в метро составляет около €5-6.

Что нужно попробовать?

В этой «рыбной» стране нужно пробовать свежую, только что приготовленную рыбу - лосось. Также здесь популярны сельдь, треска, сардины, скумбрия. Ценители гастрономического туризма непременно найдут много неожиданных блюд, среди которых баранья голова (Smalahove) или забродившая форель (Rakfisk). Если же такие лакомства вам не по вкусу, то советую попробовать сладкий коричневый сыр бруност, его едят с хлебцами и часто добавляют ягодный соус, холодные бутерброды с рыбой (Smorrebrod), рождественское вафельное печенье (Krumkake).

Несмотря на отсутствие в рационе большого количества овощей, норвежская кухня считается одной из самых полезных в мире, не зря жители Скандинавии славятся долголетием и хорошим здоровьем.

Куда пойти и что посмотреть?

Одно из самых любимых мест отдыха у норвежцев и гостей города Осло - это скульптурный парк Вигеландспаркен . Первое, что приходит на ум, - Фрейд бы плакал! Но, наблюдая некоторое время за норвежцами, я отметила их легкое отношение ко всему естественному, в том числе и к оголенному телу. Наверное, в этом можно найти объяснение их преимущественной атеистичности и безмерной любви к природе.

Не уступает в популярности и красотка Опера - Норвежский национальный театр оперы и балета, который расположился в современном архитектурном здании-шедевре.

1 /1

Если говорить о музеях, то вот самые интересные в Осло:

  • Норвежский этнографический музей под открытым небом. Только тут вы сможете окунуться во времена викингов, пройтись по улочкам ХХ столетия и посетить средневековый дом. Тут живет дух норвежцев, и в каждом миллиметре чувствуешь любовь к природе, чему бы стоило поучиться и нам.

Родина викингов Норвегия приглашает насладиться суровой северной романтикой: сплавать в круиз по фьордам, постоять под северным сиянием и погулять по меланхоличному Осло. Национальные парки, Дорога троллей и отличная рыбалка - все о Норвегии: туры, отели и цены.

  • Горящие туры в Норвегию
  • Туры на майские по всему миру

Земля фьордов, льда и полярных сияний, Норвегия, пожалуй, самая «богатырская» страна на всем земном шаре. Рождаются здесь исключительно викинги и валькирии, для которых все нипочем: холода, непроходимые леса, суровая северная природа. Вдобавок у норвежцев налицо прямо-таки маниакальная тяга к опасным (и впоследствии славным) предприятиям. Фритьоф Нансен, к примеру, в юном 27-летнем возрасте, выйдя на лыжах из родной страны, отмахал на своих двоих почти всю Гренландию, после чего возглавил экспедицию к Северному Полюсу и открыл кучу территорий на пути. А не менее знаменитый Тур Хейердал мало того, что целый год прожил робинзоном на необитаемом острове в Маркизском архипелаге, так еще после этого переплыл Тихий океан от Южной Америки до Полинезии (ни много, ни мало 8000 км!) - и это на примитивном плоту на парусной тяге. Секрет успеха, которым Норвегия делится со своими гражданами, думается нам, точнее всего озвучил сам Хейердал. «Границы?» - сказал он. «Слышал, что они существуют, но никогда их не видел».

Для туристов страна интересна живописными фьордами и самой уютной столицей Северной Европы Осло, отличными горнолыжными курортами и заполярной экзотикой, вкусной и сытной кухней (где лосось - всему голова), интересными музеями и великолепной «экскурсионкой».

Регионы и курорты Норвегии

Разница во времени c Москвой

− 1 час зимой −2 часа

  • с Калининградом
  • с Самарой
  • с Екатеринбургом
  • с Омском
  • с Красноярском
  • с Иркутском
  • с Якутском
  • с Владивостоком
  • с Северо-Курильском
  • с Камчаткой

Климат

В прибрежных областях - умеренный морской климат (на крайнем севере - субарктический). Во внутренних областях, особенно в горных районах, климат континентальный - более жаркий летом и холодный зимой. Температура января - от +2 °C на юго-западе до −12 °C на севере, июля - от +15 °C до +6 °C соответственно, хотя иногда воздух прогревается до +25 °C даже на севере.

Виза и таможня

Норвегия входит в число стран-участниц Шенгенского соглашения. Гражданам России и СНГ необходимы виза и страховка .

Путешественник, нарушивший таможенные правила, скорее всего лишится не только текущей визы, но и возможности легально попасть на территорию Норвегии в течение весьма длительного срока.

Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен, суммы свыше 25 000 NOK нужно декларировать. Категорически запрещено ввозить в страну мясные и молочные продукты, а также свежие овощи. Беспошлинно ввозится до 2 л пива, до 1 л крепких спиртных напитков (крепостью до 60 °) и до 1 л вина (до 22 °) - или до 2 л вина, если крепкие алкогольные напитки не ввозятся; а также до 200 сигарет или 250 г табака; предметов и вещей домашнего обихода - в пределах личных потребностей; продуктов питания - до 10 кг; автомобильного бензина - не более 200 л (в том числе не более 10 л в канистре). Ввоз слабоалкогольных напитков и табачных изделий разрешается лицам, достигшим 18 лет, крепких - 20 лет. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Запрещены к провозу любое оружие, живые растения, автомобильные «антирадары». Разрешен ввоз лекарственных препаратов для личного пользования, при условии подтверждения (рецепта) от лечащего врача. Нельзя вывозить взрывчатку, боеприпасы, оружие и наркотики. Объекты культурного наследия должны сопровождаться специальными сертификатами.

Вниманию рыбаков: норма вывоза рыбы или рыбной продукции за пределы Норвегии составляет 20 кг на человека. Это касается только тех, кто ловил рыбу на рыболовных базах, прошедших соответствующую сертификацию и регистрирующих ежедневный улов. Для всех остальных норма вдвое меньше - 10 кг.

Tax free

Норвегия входит в число стран, использующих систему Tax free: туристы, совершающие в специально обозначенных магазинах покупки на суммы от 315 NOK, могут вернуть до 19 % их стоимости. Для этого потребуется попросить на кассе чек, где будут указаны точная стоимость товара, размер НДС и паспортные данные покупателя. Некоторые магазины возвращают Tax free прямо на месте, в остальных случаях нужно предъявить чек вместе с паспортом и нераспакованными вещами на таможне (не позднее чем через месяц с момента приобретения), получить штамп, а затем обратиться в пункт Cash Refund в аэропорту за выдачей средств.

  • Какие нужны документы для поездки в Норвегию с ребенком

Как добраться до Норвегии

В Норвегии несколько международных аэропортов: в Осло, Бергене, Киркенесе и Шпицбергене. Крупнейший авиаузел, Гардермуэн , базируется в столице. Из Москвы сюда регулярно летает «Аэрофлот»: отправление из Шереметьево , продолжительность полета - 2 часа 40 минут. «Эйр Балтик» везет с пересадкой в Риге: время в пути - от 4 часов 40 минут, рейсы по 5-6 раз в день. Из Санкт-Петербурга в Осло дешевле всего добираться с «Эйр Балтик» (от 5,5 часов перелета через Ригу), быстрее всего - со «Скандинавскими авиалиниями» (от 3 часов 40 минут через Стокгольм).

Из Москвы в Берген можно долететь лишь с пересадками: «Аэрофлот» и «Скандинавские авиалинии» везут через Осло (от 4 часов 30 минут). С двумя стыковками - дешевле: у «Эйр Балтик» и «Скандинавских авиалиний» есть маршруты через латвийскую и норвежскую столицы (от 7 часов в дороге). Из Питера доставляют все те же «Скандинавские авиалинии» (25,5 часов через Стокгольм), а также «Британские авиалинии» (22,5 часа через Лондон) и «Кей Эл Эм» (6,5 часов через Амстердам).

Самые дешевые билеты в Киркенес - у «Эйр Балтик» и «Скандинавских авиалиний» (от 20,5 часов в воздухе), из Питера (40 часов), стыковки в Риге и Осло.

В Шпицбергене пассажиров принимает аэропорт городка Лонгйир: из российской столицы сюда везет тот же тандем перевозчиков с теми же пересадками и 10 часов (с одной стыковкой - гораздо дороже, 10 часов через Осло), из Питера - «Скандинавские авиалинии» и 9 часов с двумя пересадками.

Поиск авиабилетов в Норвегию

Транспорт

Ж/д сеть Норвегии состоит из 9 основных магистралей, соединяющих практически все крупные города. Поезда комфортабельные, с розетками и бесплатным Wi-Fi (правда, чтобы воспользоваться им, придется создать профиль на оф. сайте Норвежских железных дорог (на англ.)). Билеты бывают двух категорий: стандартные, подлежащие возврату, и Minipris - безвозвратные, зато более дешевые. Приобретать их можно онлайн, в автоматах на станциях или в самих поездах с надбавкой около 40 NOK.

Путешествие из Осло в Берген обойдется в 650-915 NOK, в Трондхейм - в 600-965 NOK.

Крупнейший автобусный оператор - Nor-Way Busexpress (оф. сайт на англ.), есть также бюджетные и люксовые перевозчики. Большинство автобусов оснащены биотуалетами, кондиционерами и остальными удобствами. Ориентировочная стоимость поездки из столицы во Флом - 520 NOK.

В западной части Норвегии, вдоль и поперек изрезанной глубоководными фьордами, самый удобный и быстрый способ передвижения - по воде. Большинство паромов, скоростных судов и катамаранов ходят часто, проблем с ожиданием не возникает. Плата за проезд на паромах - только наличными, кредитные карты не принимаются.

Общественный транспорт внутри городов

В большинстве норвежских городов есть автобусы и трамваи, столицу и близлежащие районы покрывает сеть автобусных линий, метро (T-bane), трамваев и паромов. Одноразовый билет на любой вид транспорта в Осло стоит от 35 NOK (на все зоны - 123 NOK) и действует в течение часа после компостирования (провоз велосипеда оплачивается отдельно). Суточный проездной - 105 NOK на одну зону (237 NOK на все), месячный - 736/1876 NOK соответственно.

Такси достаточно дорогое и работает только в черте города. Принимаются кредитные карты. Все машины радиофицированы, поэтому заказать их можно с любого телефона, равно как и поймать на специальных стоянках или прямо на улице. Посадка обходится от 40 NOK, каждый км пути - от 10 NOK.

Аренда авто

Шоппинг и магазины

У норвежцев «пунктик» на качестве и экологичности, они готовы платить серьезные деньги за все, что соответствует их высоким стандартам. Посему шоппинг в стране - удовольствие небюджетное, зато купленные здесь вещи точно не разочаруют. Аутлетов и стоков нет, но есть много небольших бутиков с одеждой и обувью, произведенными по экотехнологиям.

Пополнить гардероб можно, к примеру, в квартале Грюнерлокка в Осло: ботинки из переработанной резины или бамбуковая блузка - модно, практично и корректно к окружающей среде.

Рекомендуем обратить внимание на вязаные вручную свитера с узнаваемым орнаментом, хотя стоят они немало: от 800 NOK. Если бюджет позволяет, можно замахнуться на высококачественные меха или выделанные шкуры коз и оленей. Хороши также украшения из серебра: местным ювелирным традициям несколько тысячелетий. Самые популярные сувениры - фигурки троллей, миниатюрные корабли викингов, посуда из олова и стекла, фарфор, керамика, деревянные изделия с цветочной росписью «росемалинг». Подарки для гурманов - сыр «бруност» (к нему можно прикупить специальный сырный нож), копченая рыба и крепкий алкоголь «линье-аквавит», настоянный на картофеле.

Зимой и летом, в сезон распродаж, скидки достигают 50-70 %.

Крупные магазины в больших городах работают с 9:00 до 17:00 по будням, по четвергам - до 19:00-20:00, по субботам - максимум до 16:00. Большинство супермаркетов, киосков, торговых центров и частных магазинчиков открыты допоздна.

Путешествие по Норвегии

Кухня и рестораны Норвегии

Суровый северный климат тысячелетиями вынуждал норвежцев питаться сытно и калорийно. Традиции хранятся и сегодня: главные блюда на местном столе - приготовленные по нехитрым рецептам рыба и мясо, а еще молоко, хлеб, каши и минимум соусов, чтобы сохранить натуральный вкус продуктов. В Норвегии обожают дары моря: из селедки, лосося, форели и палтуса сочиняют супы, паштеты, пироги и горячие блюда, разве что в десерты их не кладут.

Главные деликатесы - креветки, китовое мясо, лосятина и оленина.

Самые интересные из традиционных блюд - вымоченная в щелочи и воде треска «лютефиск», забродившая форель «ракфиск», ягнятина с картошкой и капустой «форикол», копченый или жареный лосось «ласк». Мясоедам с крепкими нервами рекомендуем тушеную баранью голову «смалахове». У козьего сыра «бруност» неповторимый вкус, напоминающий соленую сгущенку. Свинину норвежцы почти не едят, из овощей готовят разве что картофель - самый популярный гарнир и главный компонент сухих лепешек «лефсе», которые тут вместо хлеба. На первое стоит отведать фирменный рыбный суп, на закуску - холодный бутерброд «смерреброд», на десерт - вафельное печенье «крумкейк».

Перекусить в фастфуде можно за 50-100 NOK, отобедать в кафе - за 100-150 NOK, поужинать в ресторане - от 200-300 NOK на персону.

Наиболее распространенный общепит в Норвегии - рыбные рестораны и домашние кондитерские, пекущие всевозможные булочки и пироги. Сетевые точки быстрого питания массово закрываются: сознательные норвежцы отказываются от фастфуда. Много баров, где можно отведать местные сорта пива, крепкий аквавит или согревающий глек. Популярны кофейни, а также заведения с европейской и японской кухнями. В столичном районе Акер-Брюгге много первоклассных ресторанов, а рыбаки угощают свежевыловленными креветками и рыбой прямо с лодок.

Визитная карточка страны, ее главное богатство и туристический магнит. Но и человек создает объекты под стать: грозные крепости, лаконичные дворцы и необычные, Люсе-фьорд

Экскурсия «Норвегия в миниатюре»

Поездка на весь день по маршруту Осло - Мюрдаль - Флом - Согне-фьорд - Берген. Дорога из Осло на Берген пересекает национальный парк «Хардангервирда», крупнейшее высокогорное плато в Европе. Станция «Мюрдаль» находится почти на километровой высоте, отсюда начинается захватывающая экскурсия по Фломской железной дороге: ее длина - 20 км, а перепад высот - 865 м. Чтобы преодолеть такие испытания на столь коротком отрезке, дорогу проложили по спирали, проходящей через 20 тоннелей. Весь путь занимает 50 минут: поезд идет медленно, останавливаясь в самых красивых местах.

По прибытии во Флом, городок на берегу фьорда, туристы могут погулять пешком и пообедать. Финал путешествия - круиз на «экспресс-корабле» (катамаране) из Флома в Берген по Согне-фьорду.

Праздники и события

Самый яркий праздник в Норвегии - Рождество: 24 декабря, в Сочельник, близкие собираются вместе, дарят друг другу подарки, смотрят рождественские трансляции, ходят в церковь и, конечно, готовят торжественный ужин. 25 декабря на улицах не встретить прохожих: все остаются дома с родными и друзьями. 26 декабря празднуют День Св. Стефана с разудалыми вечеринками и - снова! - подарками.

Вечер 31 декабря озаряется новогодними фейерверками, застолья продолжаются, а малыши получают сладости от гнома Юленнисена - он почти как Санта-Клаус, только разъезжает на козе.

21 февраля чествуют августейшего именинника - действующего короля Харольда. В конце зимы, перед Великим постом, отмечают Масленицу: в «жирные» воскресенье, понедельник и вторник объедаются мясом, салом, молочными продуктами и прочей сытной пищей. Главный весенний праздник - Пасха, символ которой - желтый цыпленок. 1 мая, в День труда, многие предпочитают парадам и демонстрациям расслабленные пикники на природе. 8 мая - День освобождения от фашизма, с заходом солнца превращающийся в Ночь женщин - торжество феминисток.

Норвегия - удивительная во всех смыслах страна. Ее жители отличаются спокойным нравом и порядочностью. Они берегут природу и вкладывают огромные деньги в поддержание экологии и красоты городов. Везде чисто, созданы удобства для горожан и туристов. Одно в Норвегии не радует наших путешественников - стоимость проживания. Если вы собираетесь туда в отпуск, бронируйте отель заранее. Так вы сэкономите 30-40% от цены, которую придется заплатить на месте. Бюджетные, но удобные отели выберете на нашем сайте по ссылке.

Как добраться до страны и транспорт в Норвегии

Самый быстрый и сравнительно дешевый способ добраться в Норвегию - самолет. Рейсы из Москвы вылетают ежедневно: дешевле всего взять билет до столицы - Осло . Летом он стоит 10000 руб., зимой в два раза дешевле. До фьордов Бергена перелет обойдется в 15500. Добраться на можно из ближайших стран.

Паромы напрямую из России не ходят: если вы путешествуете по Европе, отправляйтесь в Норвегию из Дании, Швеции или Германии. Однако попасть в страну фьордов из России все-таки реально - воспользуйтесь услугами туристических агентств и забронируйте с заходом в северные порты. Паромы, которые производят рейсы в Норвегию - Color line, DFDS, Fjordline, Stena line.

Долгий и утомительный вариант путешествия - на автомобиле. Выдвигайтесь из Санкт-Петербурга в Финляндию на своем или забронированном . Путь пройдет через Швецию.

Транспорт в Норвегии дорогой. При этом инфраструктура - прекрасная. Есть метро (T-bane), автобусы, электрички и поезда между городами. Для передвижения на всех видах транспорта в Осло купите одноразовый билет за 15 NOK (1 NOK = 7 руб.). Он действует час с момента компостирования и является самым не выгодным. Также есть дневной (50 NOK) и недельный проездные (150 NOK).

При передвижении на машине учитывайте, что большинство трасс платные. Откажитесь от автобанов и поезжайте по национальным туристическим дорогам Норвегии: их протяженность 1850 километров, количество - 18. Удивительно красивыми туристы единодушно признали Снежную Дорогу и Дорогу Троллей.

Oslo Pass - где купить, цены, льготы

Неплохо сэкономить в Норвегии можно, приобретя OsloPass - гостевую карту, дающую право на бесплатный проезд на транспорте в городе (1 и 2 зона), бесплатную парковку для авто, посещение 30 музеев, парков, скидки в некоторых магазинах. Стоит отметить, что до аэропорта по Oslo Pass вы не доберетесь - он расположен в 4 зоне, билет до терминала стоит 99 NOK. Отправление с центрального вокзала.


Стандартное время действия Oslo Pass 24,48 и 72 часа. Стоимость для взрослых 395, 595, 745 NOK соответственно, для детей 210, 295, 370 NOK. На каждого путешественника нужна отдельная карта. Норвежцы доверяют туристам и не валидируют карту в момент покупки. Вы делаете это сами при первом использовании.

Учтите, что если вы не собираетесь активно ходить по музеям, имеет смысл приобрести просто проездной. Один музей стоит 60-110 крон - несложно посчитать выгоду от карты.

Летом бесплатно доступны купальни под открытым небом Frognerbadet близ парка Вигеланна. Там два больших бассейна, башни для прыжков и водные горки.

Сэкономьте в Норвегии на покупке карты, заказав ее в интернете за несколько месяцев до поездки. Подпишитесь на рассылку visitoslo.com - информационный сайт для гостей города. Раз в 3-4 недели они присылают письма с индивидуальными скидками 15-20% на покупку Oslo Pass. После оплаты на почту приходит ваучер. Его необходимо распечатать и предъявить в туристическом центре на центральном железнодорожном вокзале (в конце атриума налево, около выхода). По обычной цене Oslo Pass продают на месте.

Еда и жилье в Норвегии дорогие, и как бы это было не удивительно, но чем дальше от центра, тем жильё становится дороже. Самый бюджетный хостел за пределами Осло стоит от 400 NOK. В столице дешевле - за 150-200 NOK за койко-место в хостеле. Останавливаясь в Осло, обратите внимание на отель Anker 3 звезды - уже несколько лет это самое дешевое место для проживания - 110 NOK.


Есть вариант сэкономить на жилье в Норвегии в летнее время: закон позволяет разбить палатку в любом месте, кроме заповедников. До ближайшего строения должно быть не менее 150 метров. Ночевать в палатке разрешено два дня - после этого вас попросят покинуть территорию. Вы имеете право подвинуться на 50 метров и поставить палатку вновь - это считается новым местом дислокации.

Для путешественников на машине отличная возможность сэкономить - снять комнату в частном доме. По дороге ищите таблички «rom til leie» на воротах: как правило, цена на такое жилье в Норвегии редко превышает 90-120 NOK за ночь.

Что касается еды, лучше покупать ее в супермаркетах или арабских магазинах. Причем в последних качество будет выше, чем в KIWI и RIMI. Супермаркет с бюджетными ценами и вкусной едой - Rema 1000. В воскресенье магазины закрыты, поэтому закупайтесь в будние дни. Алкоголь в выходные также не продают. Почти везде кассы самостоятельного обслуживания. Сэкономить в Норвегии 50% на еду помогут распродажные ценники: они действительны на все продукты с истекшим сроком реализации.

Шоппинг в Норвегии хороший: здесь собраны тысячи товаров для дома, аналогов которых вы не найдете нигде. Норвегия поддерживает молодых дизайнеров, которые создают настоящие произведения искусства. Самые низкие цены в преддверии Рождества и Нового года. Скидки 50-70%.

Магазины работают по расписанию:

. пн-пт с 9:00- 17:00

. чт с 9:00- 20:00

. сб 9:00-16:00, воскресенье - выходной

Норвегия славится свитерами. Их продают в Dale of Norway и Oslo Sweater shop. Цена - 1000 NOK. Все что дешевле - китайская подделка. Также купите фигурки троллей - их здесь на любой вкус и цвет. Популярны оленьи шкуры и рога, оловянная и деревянная посуда. Попробуйте коричневый сыр бруност и только после этого соглашайтесь на покупку. Вполне возможно, вам не понравиться необычное сочетание козьего и коровьего молока. В ассортименте красивые сырорезки с серебряными ручками или изображением викингов.

Какие места стоит посетить в Норвегии

Уделите несколько дней Осло - прекрасный город со множеством музеев и красивых парков. Посетите Хольменколлен - национальный символ страны. Это лыжный центр с трассой для биатлона. Там расположен старейший в мире музей лыжного спорта. Прогуляйтесь в парке Вигеланда - он бесплатный и привлекает туристов серией скульптур «состояния человека».


Рекомендуем посетить тур «Норвегия в миниатюре». Вы прокатитесь по самой живописной железнодорожной дороге мира - Бергенской, совершите автобусную экскурсию по Сталхеймсклейву, полюбуетесь на фьорды с кормы корабля. Экскурсия стартует с Бергена или с Осло. Цена 1100 NOK.

Незабываемое зрелище - Юстедальсбреен - крупнейший ледник Европы. Расположен недалеко от города Согналь и составляет 60 километров в длину. Добраться можно только на машине. Есть возможность прогуляться по туристическим маршрутам и сделать потрясающие фотографии.


В Норвегию обычно едут за фьордами: самый популярный Гайрангерфьорд. Увы, зимой он недоступен: прилететь на самолете реально, но рейсы сильно зависят от погоды. Нельзя быть уверенным, что вы возвратитесь обратно в столицу вовремя. Еще одно развлечение в Норвегии - рыбалка на Лофотенах. Это острова за Полярным кругом, которые поражают своим величием и красотой природы.

Посетите Шпицберген - архипелаг островов в районе Северного полюса. Покатайтесь на упряжке с хаски, посмотрите на северное сияние или посетите город-призрак, расположенный в российской части архипелага. Добраться в Шпицберген можно из Мурманска или норвежского Тромсе.

Норвегия - волшебная. Северная страна с переменчивой погодой оставит след в вашем сердце и запомнится надолго.