Помпеи: история гибели города и интересные факты. Краткая история помпей Когда была гибель помпеи

Сразу надо отметить, что тела умерших граждан в Римской империи не предавали земле, а кремировали. Для современных историков это большой минус, так как по костям можно многое узнать о жизни человека. Что он ел, чем болел, какой вёл образ жизни. Поэтому скелеты, возраст которых исчисляется двумя тысячами лет, представляют собой очень большую ценность. Найти их в Италии сложно. Отсюда огромное археологическое значение Помпеи. В этом городе, который был погребён под многометровым слоем вулканического пепла, скелетов сохранилось очень много.

Гибель Помпеи датируется 24 августа 79 года . Через 62 года можно будет отмечать 2000 лет со дня гибели города. По историческим меркам срок сравнительно небольшой. По меркам космоса - мгновение. Но если рассматривать трагедию с позиций продолжительности человеческой жизни, то прошёл огромный период времени.

История Помпеи

Сами Помпеи были основаны в VI веке до н. э. Город вобрал в себя 5 небольших поселений и превратился в единое административное образование. Это были владения этрусков, тех самых древних племён, культура которых послужила основой римской культуры. В конце V века город захватили самниты, а через 100 лет Помпеи связали свою судьбу с Римской республикой. Жители города пользовались большими правами и считались не подданными, а союзниками Рима.

Но такое союзничество было чистой формальностью. Римский сенат смотрел на подобные города с потребительских позиций. Горожан брали на службу в армию, а римское гражданство не давали. Обделяли их также в материальных вопросах, касающихся прав на общественные земли. Всё это породило восстание.

План города Помпеи

В 89 году до н. э. в Помпеи вошли войска, и город объявили колонией Римской республики. Город навсегда утратил даже формальную независимость. Но на жителях это никак не сказалось. Оставшиеся 90 лет они жили свободно и обеспечено. Земли были плодородными, рядом располагалось море, климат отличался мягкостью, и знатные римляне охотно строили виллы в этих местах.

Рядом находился город Геркуланум. В нём селились легионеры, вышедшие в отставку, а также бывшие рабы, ставшие свободными гражданами. В Римской республике любой раб мог купить свободу или получить её в дар за какие-то заслуги. Вот такие люди и населяли город.

Ещё один соседний город назывался Стабии. Это было место римских нуворишей. Здесь стояли утопающие в зелени роскошные виллы. Дома бедных людей находились в отдалении. В них жила обслуга, ремесленники, торговцы. Все они кормились от богатых людей, обеспечивая их потребности.

Гибель Помпеи неразрывно связана с этими двумя городами. Они также были погребены под вулканическим пеплом «проснувшегося» Везувия. Большинство жителей погибло. Спаслись только те, кто покинул свои дома в самом начале извержения. Они бросили всё имущество и ушли, тем самым, сохранив жизни себе и своим близким.

Улица Помпеи

Со дня своего образования Помпеи активно строились. Особенно оживлённо велось строительство последние 300 лет до трагедии. Был возведён огромный амфитеатр на 20 тысяч мест. Строительство его датируется 80 годом до н. э. На арене, которая в длину достигала 135 метров, а в ширину 105 метров, устраивались гладиаторские бои. За 100 лет до этого древние строители возвели Большой театр на 5 тысяч зрителей. Почти одновременно с амфитеатром поострили Малый театр на 1,5 тысяч зрителей.

В городе располагалось множество храмов, посвящённых различным богам. В центре находился форум. Это площадь, сформированная из общественных зданий. На ней проходила как политическая, так и торговая жизнь. Улицы были прямыми и пересекались перпендикулярно.

Водоснабжение города осуществлялось посредством акведука. Это большой лоток на опорах. Строители всегда делали небольшой уклон, и вода бежала по нему. В город живительная влага попадала из горных источников. Из акведука она стекала в огромный резервуар. Он находился выше жилых зданий и имел множество труб, которые отходили от него к домам богатых граждан. То есть в наличии имелся водопровод, но только для обеспеченных людей.

Простой люд довольствовался общественными фонтанами. К ним также подходили трубы от резервуара. Но был один неприятный нюанс. Все трубы делали из свинца. Это, естественно, сказывалось на здоровье людей и влияло на продолжительность жизни. Если бы люди тех времён знали об этом, то, скорее всего, делали бы серебряные трубы. Это отразилось бы на здоровье самым положительным образом.

Во дворе роскошной виллы
Обращает на себя внимание добротная кирпичная кладка

Хлебом город обеспечивали хлебопекарни. Существовало текстильное производство. Имелась мощная крепостная стена и, конечно, термы (бани). В Древнем Риме они пользовались огромной популярностью. В таких местах люди не только мылись, но и общались, обсуждая последние общественные и коммерческие новости.

Археологи нашли даже лупанарий. Так называли публичные дома в римскую эпоху. В Помпеях представлял он собой 2-х этажное каменное здание. На каждом этаже располагалось по 5 комнат. Предполагается, что в городе ещё имелось 30 одиночных комнат. Находились они над винными лавками в разных жилых районах.

Если посчитать, то получается, что клиентов обслуживало не более 40 проституток. В городе жило 20 тысяч человек. Из них половина мужчины, плюс приезжие. На такую массу людей всего 40 жриц любви. Можно утверждать, что мужчины в то время были гораздо целомудреннее нынешних жителей планеты. Отсюда вывод: половая распущенность римских граждан является лишь плодом воображения недобросовестных историков.

Вулкан Везувий

А что же Везувий? Это действующий вулкан. Расположен он в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 метров. За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. Лишь в 63 году он активизировался. Произошло землетрясение, которое разрушило несколько зданий в городе. Землетрясение и извержение - это один и тот же геологический процесс, выраженный в разных формах. Но откуда жители Римской республики могли знать об этом.

Город Помпеи и Везувий

После трагедии 79 года вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Активизировался в 1631 году. Из заросшего лесом кратера вылилась лава. Она уничтожила небольшой итальянский город Торре-дель-Греко. При этом погибло 1500 человек. Вулкан был активен в течение 2 недель.

С этого момента Везувий периодически активизировался с интервалом в 15-30 лет. Крупное извержение началось 4 апреля 1906 года. Вулкан безумствовал вплоть до 28 апреля. При этом выбрасывался газ, и лилась лава. Затем аналогичный сценарий, но в более скромной форме повторился через 7 лет. А 20 марта 1944 года произошло последнее извержение. По силе оно соответствовало извержению 1906 года.

Таким образом, видно, что вначале из вулкана выделялись лишь газы, пемза и твёрдые породы. Всё это сопровождалось сильными взрывами и тоннами раскалённого пепла, который покрывал землю многотонной массой. С XVII века помимо газов и пепла из кратера потекла лава.

По-сути, те люди, которые живут возле Везувия, очень рискуют. А ведь это густонаселённый район Италии. В любую минуту он может превратиться в место страшной трагедии. Но пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит лишь через тысячу лет.

Хронология гибели Помпеи

Итак, вернёмся в 79 год. За неделю до 24 августа в городе произошло землетрясение. Оно было очень сильным и соответствовало 6 баллам по шкале Рихтера. Город, едва оправившийся от землетрясения 63 года, вновь подвергся частичному разрушению. Половина жителей покинула его. Но другая половина осталась. Люди стали расчищать завалы и благоустраивать нарушенный быт.

Не исключено, что в городе появились мародёры. Они грабили брошенные богатые усадьбы. Видимо административная власть сразу не смогла навести порядок, поэтому воры чувствовали себя вполне вольготно. Ситуацию усугубило то, что в водоводе пропала вода. Технические службы не смогли сразу определить причину аварии. Нужно было идти в горы и там проверять состояние акведука.

На всё про всё как раз и ушла неделя. Жизнь постепенно входила в привычную колею. Утро 24 августа ничем не отличалось от предыдущих дней после землетрясения. Люди ходили по улицам, работали рынки. Вдали величественно возвышалась гора Везувий. Она выглядела вполне спокойно, и горожане никак не связывали землетрясение с ней.

Постепенная гибель Помпеи началась около часа дня. Вначале последовало несколько сильных подземных толчков. Затем послышался звук взрыва, и над Везувием появился чёрный столб дыма. Из кратера стал под огромным давлением вырываться газ. Он увлёк за собой мелкие камни твёрдых пород, вулканический пепел и пемзу (вулканическая пористая порода). Огромный столб достигал в высоту 30 км.

Гипсовые тела погибших людей

Вся эта масса закрыла небо и стала падать на землю. Когда с огромной высоты падает даже маленький камушек, он может убить человека. Поэтому люди покинули улицы и попрятались в домах. Вулкан при этом то активизировался, то ослабевал в своём неистовстве.

Те жители, которые, бросив всё, в полдень покинули город, остались в живых. Но основная масса населения даже не представляла всю серьёзность опасности. Многие считали крыши домов самой надёжной защитой.

Вулканическая пыль вперемешку с пемзой падала на землю всё активнее. Уже к 4 часам дня стало темно, как ночью. Некоторые крыши домов под тяжесть вулканических извержений стали рушиться. По улицам невозможно было ходить. Жители поняли, что их живьём замуровывает в домах.

Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Сводчатый потолок помещения равномерно распределял нагрузку, создаваемую вулканической пылью. Поэтому убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Усугубил же ситуацию пирокластический поток (вулканические газы и пепел с температурой до 700 градусов Цельсия).

В недрах Везувия резко возросло давление. Раскалённые газы и пепел с утроенной силой рванулись наружу. Часть вершины кратера не выдержала и обрушилась. В результате раскалённая масса устремилась не вверх, а в бок и с огромной скоростью 500 км/ч двинулась в сторону города. При этом температура пирокластического потока достигала 300 градусов по Цельсию.

Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало. Так погибло множество людей, оказавшихся в это время на улицах города. Археологи нашли конюшню, где заживо истлело более двух десятков лошадей. Бедные животные были привязаны, и не смогли вовремя вырваться наружу.

Жуткое вулканическое явление значительно ускорило гибель Помпеи. Те 54 человека, которые укрылись в подвале оптового склада, задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли. Они лежали в спокойных позах. В отличие от них, те, кто погиб на улицах, зажарились заживо.

Кратер Везувия

Раскопки города начались в XIX веке. Полости, которые обнаруживали в вулканической пыли, заливали гипсом. И пустота превращалась в скрюченное тело человека. Таковых было великое множество. Практически всё население погибло. Приводится цифра в 16 тысяч человек. Но это с учётом двух других городов: Геркуланума и Стабии.

Таким образом, гибель Помпеи стала величайшей трагедией, случившейся в самом начале I тысячелетия новой эры. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Расчищено 75% его площади. Остальная часть пока находится под пеплом. Сейчас о трагедии ничто не напоминает. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Глядя на него, и не скажешь, что виновник ужасного кошмара затаился лишь на время. Но вот когда наступит роковой час - неизвестно никому.

Автор, исследуя уничтоженный вулканом якобы древнеримский город Помпеи, доказывает, что на всей традиционной истории нужно ставить жирный крест. Строго в рамках той же традиционной истории - произошедшее в Помпеях уравнивает 79 год нашей эры с 1631 годом.


В результате многолетних исследований автор пришел к сенсационному выводу, что Помпеи исчезли с лица земли не в I веке н.э., а в результате мощнейшего извержения Везувия 16 декабря 1631 года. Данная версия нашла подтверждение и в письменных свидетельствах современников этого извержения. Как оказалось, существует масса свидетельств упоминания Помпей, как средневекового города и даже как современника эпохе Возрождения. Позиция автора подкреплена многочисленными фотографиями из его экспедиций на место событий.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всем известно, что 24 августа 79 года н.э произошло извержение Везувия, и в результате этого извержения были засыпаны античные города Геркуланум и Помпеи. Но как возникла эта датировка? Кто, как и когда решил, что Помпеи погибли от извержения вулкана Везувия именно в 1-ом веке н.э.? Вся официальная литература, учебники, туристические справочники, весь интернет пестрят перепечатанной друг у друга почти слово в слово, сказкой про письма Плиния Младшего Тациту, где он описывает извержение Везувия, якобы приведшего к гибели Помпей. Почему сказкой? Потому, что даже не задаваясь вопросами о реальности Плиниев и Тацита, как исторических персонажей и разночтениями в датах и текстах переводов разных лет, достаточно обратить внимание хотя бы на то, что Плиний Младший не упоминает в своих письмах Помпеи и Геркуланум, ни как города побережья, ни, тем более, как погибшие вместе с его дядей, Плинием Старшим в результате одной и той же катастрофы.

Следует обратить внимание, что во всех первопечатных изданиях, вообще отсутствует понятие «в каком году» произошло извержение и только в дальнейшем, при согласовании лет жизни упомянутых Плинием персонажей с хронологией Древнего Мира, принятой по другим древним авторам, возникает год.

Описание гибели дяди Плиния Младшего в его письмах к Тациту больше походит на отрывок из художественного произведения. Плиний Старший, увидев необычное облако над Везувием, немедленно приказал снарядить легкую быстроходную галеру - либурнику - и предложил племяннику плыть с ним в Стабию, но тот отказался. Перед самым отплытием, Плиний Старший получает от жены своего друга Тасция письмо, в котором она просит помощи. Ее дом находился у подножия Везувия, в Ретине (В других вариантах Ретина, или Ресина, оказывается именем этой женщины). Дороги завалило толстым слоем пеплов и туфов. Для спасения оставался только путь через залив. Плиний немедленно изменяет план и приказывает подготовить квадриремы - тяжелые галеры с четырьмя рядами гребцов с каждой стороны. Квадриремы Плиния, быстро миновав большую часть Неаполитанского залива, вошли в зону густого пеплопада. На суда падали огненные обломки пемзы и небольшие угловатые куски лавы. Пристать где-то в районе современного Торре Аннунциата уже было невозможно - берег поднялся на несколько метров. Плиний решает плыть в Стабию к Помпониану, сыну своего друга и покровителя Помпония Секунда. Стабия (ныне Кастелламаре) находилась всего лишь в 8 - 10 км от Помпей, но пеплопад там еще не был сильным.

Пристав к берегу и быстро погрузив вещи Помпониана на квадрирему, Плиний не смог сразу же отплыть - был встречный ветер (северный или северо-западный). Он принимает решение остаться на ночь в доме Помпониана. Это стоило ему жизни. Плиний спал, а дом ходил ходуном от частых подземных ударов. Из-за непрерывно падающего пепла невозможно было открыть двери. Рано утром Плиний Старший вышел на берег моря. Была кромешная тьма, сверху непрерывно летела легкая и пористая пемза. Он лег на разостланный парус, надев на голову подушку, предохранявшую от падающей пемзы. Воздух стал горячее, все почувствовали усиливающийся запах серы. Плиний приподнялся с помощью двух своих рабов и тут же упал замертво, скоропостижно скончавшись, по-видимому, от инфаркта.

Гай Светоний Транквиил в «Жизни двенадцати цезарей» приводит другую версию гибели Плиния Старшего:

«Командуя мизенским флотом, он при извержении Везувия поехал на либурнской галере, чтобы ближе разведать причины события, но противный ветер помешал ему вернуться, и он был засыпан пеплом и прахом, или, как полагают некоторые, был убит своим рабом, которого, изнемогая от жары, попросил ускорить свою смерть.»

Известный русский историк Татищев (кн. 1-4, 1768 – 1784) так пишет о Плинии Секунде Старшем: «Сей славный философ родился в лето Христово 20-е, следственно, пред концом жизни Страбона. Умер в лето Христово 76-е на горе Везувии, которую из любопытства желая осмотреть, от курения из оной задохнулся.»

В 1631 году история повторилась. 16-го декабря началось извержение и население близлежащих городов и деревень в панике бежало в сторону Неаполя. Пепел и вулканические бомбы засыпали окрестности Везувия. На следующий день, вслед за разрушительными потоками грязи - лахар, к морю устремились потоки лавы. 18-го декабря извержение сошло на нет и 19 декабря, так же как и у Плиния, была организована эвакуация морским путем оставшихся в живых. По разным данным в результате этого извержения погибли от 4-ех до 18-ти тысяч человек.

После извержения «79-го года» различные источники приводят до одиннадцати извержений в период между 202-ым и 1140-ым годами. Но последующие 500 лет, вплоть до декабрьского извержения 1631 года, нет никаких более-менее достоверных сведений об извержениях Везувия. Выглядит так, что активный, с завидной регулярностью, вулкан вдруг успокоился, накапливая силы, на целых 500 лет! Начиная с 1631 года своей активностью Везувий уже не прекращает беспокоить жителей Кампании вплоть до последнего извержения 1944 года.

А не может быть, что Помпеи погибли именно в результате этого декабрьского извержения 1631 года? Сохранились ли документальные свидетельства этого сравнительно позднего природного катаклизма? Нет ли в них дальнейших параллелей с приведенным выше описанием Плиния Младшего? Оказывается, такие свидетельства есть и их довольно много.

В книге Alcubierre, R., et al., Pompeianarum Antiquitatum изданной в Неаполе в 1860 году приводятся дневники раскопок за период с 1748-го по 1808 год. В ней, кроме всего прочего, описывается артефакт под инв.ном. 16, обнаруженный 16 августа 1763 года в виде статуи с надписью, приписываемой Сведию Клеменсу, в которой упоминаются Помпеи и хранящийся, якобы, в Неаполитанском музее.

LOCA PVBLICA A PRIVATIS

POSSESSA T. SVEDIVS CLEMENS

TRIBVNVS CAVSIS COGNITIS ET

MENSVRIS FACTIS REI

PVBLICAE POMPEIANORVM

Так вот, на самом деле, этой статуи там нет и о ней никто ничего не знает. Нет ее и в музейном каталоге "античных надписей". Кроме того, согласно данной книге, надпись была на пьедестале какой-то статуи из травертина, а в Помпеях сегодня стоит посреди дороги на возвышении обыкновенный камень с тем же самым текстом! Как так может быть? А вот так. Надо же было миллионам туристов, ежегодно посещающим Помпеи, хоть как-то "документально" подтвердить, что город, в который они стремятся со всех концов света – действительно те самые Помпеи.

А может быть, что изначально, когда раскопали Помпеи в 18-ом веке и задались вопросом - а что же мы раскопали? - произошло недоразумение, сознательное или нет, но НЕДОРАЗУМЕНИЕ, ОШИБКА и с тех пор, к сожалению, все научные работы, диссертации, исторические и околоисторические опусы зиждятся исключительно на этом недоразумении?

История раскопок Помпей и Геркуланума – это отдельная обширная тема, требующая особого детального рассмотрения. Поэтому здесь я только слегка ее коснусь, не углубляясь в детали и не подвергая критическому анализу первоисточники. Остановлюсь лишь на ключевых, неудобных некоторым исследователям, моментах, которые всячески замалчиваются или же наоборот забалтываются приверженцами классической версии гибели Помпей 24 августа 79 года н.э.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в качестве первого невольного первооткрывателя Помпей упоминается знаменитый папский архитектор-инженер Доменико Фонтана, кроме всего прочего, прославившийся завершением строительства собора Св. Петра в Ватикане, переносом и установкой египетского обелиска на его главной площади и строительством Палаццо Реале в Неаполе.

«В эпоху средних веков даже само место, где находилась Помпеи, было забыто, и она, в течение полутора тысяч лет, таилась никому не ведомой под засыпавшим ее пеплом и позднейшими почвенными наслоениями. В 1592 г., архитектор Д. Фонтана, проводя существующий доныне подземный канал для доставки воды из реки Сарно в Торре-Аннунциату, наткнулся на помпейские развалины, но на них не было обращено никакого внимания.»

Водовод был заказан, в конце 1500-х годов, Графом Сарно, у архитектора Доменико Фонтана, с целью подачи воды в Торре Аннунциату. С начала 1900-х годов он использовался крестьянами как ирригационный, для орошения полей и функционировал вплоть до 1960-х годов, когда использование канала прекратилось и он пришел в упадок.

Из этих слов можно сделать вывод, что инженер Фонтана, занимался производством горно-проходческих работ по прокладке туннеля на некоторой глубине и, в процессе этих работ, наткнулся на крыши и стены домов, погребенного под многометровым слоем пепла, города. Вроде бы ничего удивительно здесь нет, если не задаться вопросом, а как, чисто технически, ему удалось пройти почти два километра в вулканическом грунте, отнюдь не благоуханном, выделяющим метан и углекислый газ, без принудительной вентиляции горной выработки?

На итальянском сайте Аntikitera.net 26-го февраля 2004 года была опубликована интересная заметка, ссылающаяся в свою очередь на публикацию сайта Culturalweb.it от 23-го января того же года, в которой говорится о канале инженера Фонтаны, в частности, следующее:

«Когда канал был выкопан, он пересекал (о чем никто не подозревал) Помпеи с востока, начинаясь под воротами Сарно и доходя до улицы Гробниц, в западной части города. На своем пути по старому городу он задевал храм Изиды, храм Евмахии, проходил под форумом и храмом Аполлона. Вдоль канала были расположены многочисленные колодцы и наблюдательные пункты, которые, помимо того что предоставляли свет и воздух, делали возможной периодическую чистку канала.»

Получается, что Доменико Фонтана, проводя подземную галерею, длинной 1764 метра, через Помпейский холм в 1592 году, ухитрился так пройти не просто под землей, но даже под фундаментами зданий и крепостными стенами, вроде бы построенных в 1-ом веке нашей эры, что на своем пути не задел и не повредил ни одного из них! Особенно интересными должны выглядеть «многочисленные колодцы», которые, учитывая многометровую толщу вулканических пород, похоронивших Помпеи, как трубы «Титаника», должны украшать сегодня помпейский пейзаж. Но есть ли такие там в наличии?

По дороге от Неаполя на юг к Торе Аннунциата, в 15 километрах от Неаполя, можно видеть памятник - эпитафию на фасаде виллы Фараоне Меннела погибшим в результате извержения Везувия 1631 года - две каменные пластины с текстом на латинском языке.

Рис. 1 Вилла Фараоне Меннелла в Торре дель Греко (www.torreomnia.com)

На одной из них в списке погибших городов наряду с РЕСИНОЙ и ПОРТИЧИ упоминаются города ПОМПЕИ и ГЕРКУЛАНУМ!!!

VIII ET LX POST ANNO XVII CALEND (AS) IANUARII

PHILIPPO IV REGE

FUMO, FLAMMIS, BOATU

CONCUSSO CINERE ERUPTIOHE

HORRIFICUS, FERUS SI UNQUAM VESUVIUS

NEC NOMEN NEC FASCES TANTI VIRI EXTIMUIT QUIPPE, EXARDESCENTE CAVIS SPECUBUS IGNE, IGNITUS, FURENS, IRRUGIENS,

EXITUM ELUCTANS. COERCITUS AER, IACULATUS TRANS HELLESPONTUMDISIECTO VIOLENTER MONTIS CULMINE,

IMMANI ERUPIT HIATU POSTRIDIE,

PONE TRAHENS AD EXPLENDAM VICEM PELAGUS IMMITE PELAGUS

FLUVIOS SULPHUREOS FLAMMATUM BITUMEN,

FOETAS ALUMINE CAUTES,

INFORME CUIUSQUE METALLI RUDUS,

MIXTUM AQUARUM VOIURINIBUS IGNEM

FEBRVEM (QUE) UNDANTE FUMO CINEREM

SESEQ (UE) FUNESTAMQ (UE) COLLLUVIEM

IUGO MONTIS EXONERANS

POMPEIOS HERCULANEUM OCTAVIANUM, PERSTRICTIS REАTINA ET PORTICU,

SILVASQ (UE), VILLASQ (UE), (UE)

MOMENTO STRAVIT, USSIT, DIRUIT

LUCTUOSAM PRAEA SE PRAEDAM AGENS

VASTUMQ (UE) TRIUNPHUM.

PERIERAT HOC QUOQ (UE) MARMOR ALTE SEPQLUM CONSULTISSIMI NO MONUMENTUM PROREGIS.

EMMAHUEZL FONSECA ET SUNICA COM (ES),

MONT IS RE (GIS) PROR (EX),

QUA ANIMI MAGNITUDINE PUBLICAE CALAMITATI EA PRIVATAE CONSULUIT

EXTRACTUM FUNDITUS GENTIS SUI LAPIDEM.

COELO RESTITUIT, VIAM RESTAURAVIT,

FUMANTE ADHUC ET INDIGNANTE VESEVO.

AN (NO) SAL (UTIS) MDCXXXV,

PRAEFECTO VIARUM

ANTONIO SUARES MESSIA MARCHI (ONE) VICI.

Это, вероятно, самое неудобное для историков вещественное доказательство несостоятельности традиционной версии гибели Помпей в 1-ом веке н.э.

История этой эпитафии прослеживается в 17-ом и 18-ом веках. Французский путешественник Миссон посетивший Италию в 1687-88 годах, в 1691 году издал книгу о своей поездке в Италию, в которой есть глава о его посещении Везувия. В Амстердамском переиздании 1743 года приводится латинский текст эпитафии без перевода. Муссинот в книге «Историческое и критическое описание подземного города, обнаруженного у подножия Горы-Везувия…» изданной в Авиньоне в 1748 году на стр.19 также полностью приводит эпитафию на латинском языке без перевода. Таким образом в 17 и 18 веке об Эпитафии было известно, но никого не заинтересовало, а что же там собственно написано?

Из всего вышесказанного, на многое из которого обратил мое внимание российский альтернативный историк-исследователь Евгений Шуршиков, следует, что датировка знаменитого катастрофического извержения Везувия, приведшая к гибели Помпей, Геркуланума и Стабии произведена на основании невызывающих доверия средневековых данных, в свою очередь базирующихся на античных рукописях сомнительного происхождения.

Согласитесь, что у меня были веские причины как можно скорее отправиться в Кампанию и попытаться самому разобраться с этими «вещдоками» на месте.

КАМПАНИЯ

Вначале, под впечатлением увиденного, будь то в археологическом музее или на следующий день в Помпеях, честно признаюсь, я готов был согласиться с офицальной версией глубокой античности всего представленного. Но в процессе критического, ознакомления с экспозицией и раскопками, я все больше сомневался в "двухтысячелетнем" временном отрезке, отделяющем "наше сегодня" от "ихнего вчера".

1. Национальный археологический музей Неаполя.

Надпись Сведия Клеменса

Честно говоря, я ожидал большего. Минимум информации на сопроводительных табличках. Поражает бедность публичной коллекции. И это в регионе, где уже триста лет копают? Множество фресок, знакомых по книгам и из интернета, вообще отсутствуют. Великое множество копий и реплик! Это - в музее! А где же тогда сами оригиналы? Нужно отдать должное, честно указывают, что экспонаты - копии. Но, все равно, не ожидал.

Про Сведия Клеменса и его надпись никто из музейных работников среднего звена, а это - обладатели университетских дипломов историко-филосовских факультетов, не осведомлен. Было высказано предположение, что камень может находиться в «Зале Античных Надписей», который однако закрыт для посещений уже несколько лет, вроде бы в связи со строительными работами на станции метро под музеем. А в специальной брошюрке, посвященной залу античных надписей, о камне Сведия Клеменса нет ни слова.

Несмотря на то, что я был в музее в рабочий день недели и в рабочее время, побеседовать с администрацией музея мне не удалось. Для этого нужно заранее прислать эл. письмо, где указать суть вопроса, свою автобиографию, размер сапог, год призыва и т.п., что вовсе не гарантирует что вас примут. В общем, без предварительного "фэйс-контроля", официальные лица опасаются спонтанно вступать в беседы на исторические темы. Причем не только в музее, но и в Институте Вулканологии и, и, и, и.... Такое складывается впечатление.

Знаменитая христианская "крестословица" из Помпей тоже хранится где-то в особенном месте (не в музее) и чтобы ее увидеть, нужно списаться по эл. почте с каким-то профессором из Рима или из Ватикана (фамилию не запомнил). Ну, да и бог с ней.

Забегая вперед, скажу, что стеллу Клеменса я нашел в Помпеях за воротами Porta di Nucera, в некрополе, прямо посередине дороги. Каждый сам может гадать, насколько древен этот камень. Что сразу бросается в глаза, это то, что он здесь - инородное тело. "Они здесь не стояли". Где его откопали, и откапывали ли, на самом деле мне, к сожалению, выяснить не удалось...

Рис. 2 Стелла Сведия Клеменса у Нукерийских ворот. Помпеи.

Помпейские Грации (Хариты):

Даже обыкновенный путеводитель для туристов отмечает явное несоответствие помпейских артефактов с 1-ым веком н.э., но, чисто интуитивно, сравнивает со средневековьем, куда эти артефакты очень даже вписываются.

"Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения. При раскопках были найдены солнечные часы, разделенные на "равномерные часы". То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Знаменитые мозаики "античной" Помпеи поразительно похожи по композиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля, Джулио-Романо, то есть на фрески Эпохи Возрождения. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей".

Особенно поражает удивительная похожесть, даже в деталях, композиции помпейской фрески «Три грации» и гораздо более позднего Рафаэля. Тот же сюжет мы видим на картине Франческа дель Косса (Francesco del Cossa) "Триумф Венеры" 1476-1484 г., Питера Паулья Рубенса «Три грации», ок. 1640 г. и в скульптурной композиции из Кирен, неизвестного автора, датируемой 3-им веком до н.э.. У меня лично это вызывает удивление и вопросы, на которые мне никто толком ответить, пока, не в состоянии. Я допускаю, что существовал среди художников своеобразный канон, как изображать граций, но не в деталях же? Он что, папой римским был предписан? Налицо - явный плагиат! Или Рафаэль срисовал фреску в Помпеях, предварительно поработав лопатой, или у Рафаэля была машина времени!

«Использование римскими художниками и живописцами ренессанса одинаковых деталей, общие цветовые решения, сюжетные параллели, общие композиционные планы, присутствие на помпейских фресках вещей, появившихся только в 15 - 17 веках, наличие в помпейских росписях жанров живописи, сформировавшихся только в эпоху Возрождения, а также присутствие на фресках и мозаиках христианских мотивов, указывает на то, что и помпейские фрески, и работы художников эпохи ренессанса являются творением рук людей, живших в одно и то же время, т.е. помпейские фрески, как и великие творения художников эпохи ренессанса, были написаны в XV - начале XVII веках.» - Витас Нарвидас, «Помпейские фрески и Ренессанс: Очная ставка», Электронный альманах Арт&Факт №1(5), 2007


Рис. 3 Три грации. Рафаэль, 1504 г.


Рис. 4 Три грации. Помпейская фреска. Национальный археологический музей Неаполя.

Продолжение статьи с массой других доказательств гибели Помпеи и Геркуланума в 17 веке тут

Вконтакте

На протяжении своей истории человечество пережило немало катастроф. Однако самой известной из них является гибель Помпеев. История знакомит нас с многочисленными фактами этой катастрофы, которая случилась в 79 году в Италии. Здесь, в самом центре державы, произошло извержение вулкана Везувия. И хотя его вряд ли можно назвать самым сильным, но это событие привело в шок многих людей, свято верующих в исключительность своей родины. Ведь в результате извержения был разрушен большой процветающий город - Помпеи. Пережитое людьми можно сравнить с той катастрофой, когда в результате теракта произошло разрушение башен-близнецов в США. И это несмотря на то, что временное расстояние между этими двумя трагедиями составило 1922 года.

Интерес для археологов

Что представляли собой Помпеи? Это был один из самых красивых городов древности, благодаря которому мы наиболее полно можем узнать о том, как жили в те времена римляне. На месте, где стояли Помпеи, до сих пор сохранились интересные артефакты, которые свидетельствуют о том, насколько величественным было это поселение. Дома и кварталы, храмы и фрески... Все это осталось практически нетронутым, так как в течение двух тысячелетий после катастрофы находилось под пеплом. Побывать на развалинах этого древнейшего поселения - удача для любого археолога

Возникновение города

Когда появились Помпеи? История великого города берет свое начало в 4-м в. до н. э. Именно тогда в районе Неаполя было основано поселение. Позже этот населенный пункт присоединил к себе пять небольших сел и стал единым административным образованием. Принадлежало оно этрускам, тем самым древним племенам, культура которых впоследствии легла в основу культуры римлян.

Какова дальнейшая история Помпеев (кратко)? К концу 5-го в. до н. э. город был захвачен самнитами. А еще спустя столетие Помпеи стали союзничать с Римской Республикой. Однако подобные связи были не более чем формальностью. Подобные Помпеям города рассматривались сенатом Рима лишь с потребительских позиций. Их граждане служили в армии великого государства, но при этом были обделены во многих материальных вопросах, в частности тех, которые касались права на общественные земли. Подобное и стало причиной зарождения восстания.

Однако протесты граждан Помпеев были подавлены. В 89 г. до н. э. в город вошли войска, объявив его римской колонией. Помпеи навсегда утратили свою независимость. Однако жители города подобных перемен даже и не почувствовали. Все оставшиеся в истории города девяносто лет они продолжали жить свободной и обеспеченной жизнью на земле, которая отличалась плодородием, рядом с морем и в мягком климате. Не затронула их и гражданская война, в которой принимали активное участие Цезарь и Помпей. История города указывает на его активное развитие вплоть до случившейся трагедии.

Соседние поселения

Недалеко от Помпеев находился Геркуланум. Это город, в котором селились вышедшие в отставку легионеры, а также купившие себе свободу рабы. Еще неподалеку от Помпеев располагался город Стабии. Он был излюбленным местом римских нуворишей. На его территории возводились чудесные виллы, которые восхищали своей роскошью и буквально утопали в зелени. В некотором отдалении от них находились дома, где жили бедные люди - прислуга, торговцы, ремесленники. Все они зарабатывали себе на жизнь тем, что обеспечивали потребности богатых людей.

История гибели города Помпеи непосредственно связана с Геркуланумом и Стабиями. Они тоже оказались погребенными под пеплом, извергавшимся из Везувия. Из всех жителей спасти удалось только тем, кто бросил свое имущество и ушел в самом начале извержения. Этим люди смогли сохранить жизнь себе и своим близким.

Инфраструктура

История Помпеев, начиная с момента образования города, характеризовалась возведением огромного количества зданий. Особенно активным строительство было в последние три столетия до разыгравшейся трагедии. Среди объектов инфраструктуры можно выделить:

  • огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест;
  • Большой театр, вмещавший в себя 5 тыс. зрителей;
  • Малый театр, рассчитанный на 1,5 тыс. человек.

В городе также было возведено большое количество храмов, которые были посвящены различным богам. Центр Помпеев украшала площадь - форум. Это территория, сформированная из общественных зданий, на которой проходила основная торговая и политическая жизнь поселения. Улицы города были прямыми и пересекались друг с другом перпендикулярно.

Коммуникации

Город имел собственное водоснабжение. Оно осуществлялось с помощью акведука. Данное приспособление представляло собой большой, стоящий на опорах, лоток. Живительной влагой город снабжался из горных источников. После акведука вода попадала в объемный резервуар, а из него, по системе труб, в дома богатых горожан.

Для простого люда работали общественные фонтаны. К ним также были подведены трубы от общего резервуара.

Огромной популярностью пользовались и построенные в городе бани. В них люди не только мылись, но и общались, а также обсуждали коммерческие и общественные новости.

Производства

Хлеб в Помпеях производили собственные хлебопекарни. Существовало в городе и текстильное производство. Оно было на достаточно высоком для того времени уровне.

Соседство вулкана

А как же Везувий? Да, этот вулкан является действующим. Находится он всего в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 м. Историки и ученые утверждают, что раньше она была раза в два больше. Однако события 79 г. уничтожили большую часть вулкана.
На протяжении всей истории своего существования у Везувия насчитывается 80 крупных извержений. Но, по утверждениям археологов, до 79 г. вулкан не проявлял активности на протяжении 15 веков.

Почему же, несмотря на существующую опасность, именно в этом месте были возведены Помпеи, история которых закончилась столь печально? Дело в том, что людей притягивала эта территория своей плодородной почвой. И они не обращали внимания на реальную угрозу, исходившую от соседствующего рядом с ними кратера.

Предшественники трагедии

Помпеи - один из древнейших городов Италии - в 62 году ощутил толчки сильнейшего землетрясения. В нем практически не осталось ни одного неповрежденного здания. Некоторые из сооружений были разрушены полностью.

Землетрясение и извержение является одним и тем же геологическим процессом, только выраженным в различных формах. Однако жители Римской империи в те времена еще не знали об этом. Они свято верили в то, что их прекрасный город будет стоять веками.

Не успев опомниться от последствий этих возмущений земных недр, Помпеи испытали целую серию новых толчков. Произошли они за день до извержения Везувия, случившегося в 79 г. Именно это событие и привело к тому, что история Помпеев подошла к своему завершению. Разумеется, люди не связывали толчки земных недр с вулканом.

Кроме того, незадолго до случившейся катастрофы резко повысилась температура воды Неаполитанского залива. В некоторых местах она даже дошла до точки кипения. Пересохшими оказались все колодцы и ручьи, находившиеся на склонах Везувия. Недра горы стали издавать жуткие звуки, напоминавшие протяжные стоны. Все это также указывало на то, что история города Помпеи кардинально изменится.

Гибель города

Каким был последний день Помпеев? История кратко может описать его благодаря имеющимся записям политического деятеля тех времен Плиния Младшего. Катастрофа началась в два часа дня 24.08.79 г. Над Везувием возникло белое облако с бурыми пятнами. Оно быстро набирало свои размеры и, поднимаясь в высоту, начало растекаться во все стороны. Почва возле вулкана пришла в движение. Чувствовались непрекращающиеся подземные толчки, а из недр слышался страшный грохот.

Колебания почвы ощущались даже в городе Мизено, располагавшемся в 30 километрах от вулкана. Именно в этом населенном пункте и находился Плиний Младший. Согласно его записям, толчки были настолько сильными, что казалось, разрушаются статуи и дома, которые швыряло из стороны в сторону.

В это время из вулкана продолжала вырываться газовая струя. Она, обладая невероятной силой, выносила из кратера огромное количество кусков пемзы. Обломки поднимались на высоту примерно двадцати километров. И это продолжалось все 10-11 часов извержения.

Гибель людей

Считается, что из Помпеев не смогло выбраться порядка двух тысяч человек. Это приблизительно десятая часть всего населения города. Остальным, вероятно, удалось спастись. Следовательно, настигшая катастрофа все же не застала помпейцев врасплох. Эта информация была получена учеными из писем Плиния. Однако узнать точное число погибших не представляется возможным. Дело в том, что останки людей археологи обнаружили даже за пределами города.

История Помпеев, составленная исследователями, говорит о том, что, по существующим данным, количество погибших составляет шестнадцать тысяч человек. Это жители не только описываемого города, но и Геркуланума, а также Стабий.

Люди в панике бежали к гавани. Они рассчитывали спастись, покинув опасную местность по морю. Это подтверждают раскопки археологов, которые обнаружили множество человеческих останков на побережье. Но, скорее всего, корабли не успели или просто не смогли вместить всех желающих.

Среди жителей Помпеев были и такие, кто надеялся отсидеться в закрытых помещениях или в глухих погребах. После они, правда, пытались выбраться наружу, но было слишком поздно.

Следующий этап извержения

Что происходило дальше с городом Помпеи? История, написанная на основании данных летописей, говорит о том, что взрывы в кратере вулкана, происходили с некоторым промежутком. Это позволило многим жителям отойти на безопасное расстояние. В городе оставались только рабы, игравшие роль охранников хозяйского имущества, и те жители, которые не пожелали покинуть свои хозяйства.

Ситуация усугубилась. Ночью наступил следующий этап извержения. Из Везувия начали извергаться языки пламени. Утром следующего дня из кратера потекла раскаленная лава. Именно она и погубила тех жителей, которые остались в городе. Приблизительно с 6 часов утра с неба начал опускаться пепел. В это же время землю стали покрывать и «шарики» пемзы, укрывшие толстым слоем Помпеи и Стабии. Длился этот кошмар на протяжении трех часов.

Исследователи полагают, что энергия Везувия в тот день во много раз превосходила ту, которая выделилась во время атомного взрыва в Хиросиме. Люди, оставшиеся в городе, метались по улицам. Они пытались спастись, но быстро теряли силы и падали, закрывая от отчаяния головы руками.

Как происходила гибель Помпеев? Малоизвестные факты, которые были опубликованы сравнительно недавно, рассказывают о том, что хлынувшие на город пирокластические гидротермальные потоки доходили температуры 700 градусов. Именно они и несли с собой ужас и смерть. При смешении горячей воды с пеплом образовывалась масса, обволакивающая собой все то, что попадалось у нее на пути. Люди, пытавшиеся спастись от неминуемой гибели, падали без сил, и их тут же засыпало пеплом. Они задыхались, умирая в страшной агонии. Этот факт истории Помпеев подтверждают конвульсивно сжатые руки со сведенными пальцами, искаженные от ужаса лица и рты, открытые в безмолвном крике. Именно так и умирали горожане.

Слепки тел погибших

В результате извержения Везувия вулканические породы погребли под собой всю округу. Нижний пласт этого слоя, толщина которого достигает 7 м, состоит из небольших кусков плазмы и камней. После находится слой пепла. Его толщина равна 2 м. Общий слой вулканических пород в среднем составил 9 м. Но в некоторых местах он был и значительно больше.

Основное число жителей Помпеев археологи обнаружили в верхнем слое вулканических пород. Останки пролежали в застывшей лаве практически 2 тыс. лет. Если рассматривать фотографию, представленную выше, то можно увидеть положение тел, принятое в момент гибели, а также выражение агонии и ужаса на лицах обреченных. Это гипсовые слепки, сделанные археологами. На местах гибели помпейцев в застывшей лаве образовывались пустоты из-за плотно облеплявшей людей массы, получившейся из воды и пепла. Этот состав высох и затвердел. При этом на нем остались черты лица и складки одежды, отпечатки тел и даже мелкие морщинки. Заливая эти пустоты гипсом, ученым удалось создать очень реалистичные и точные слепки. Несмотря на то что сами тела уже давно стали прахом, смотреть на эти фото все равно жутковато. Эти фигуры отчетливо передают тот ужас и отчаяние, которое пришлось испытать жителям Помпеев.

Андреас Чурилов, автор книги «Непоследний день Помпей » однозначно доказал, что на всей традиционной истории нужно ставить жирный крест - датируемая в рамках традиционной истории и науки гибель знаменитого города в 79 году нашей эры на самом деле произошла в 1631 году.

1. Карты и средневековые источ-ники

Помпеи и Геркуланум отмечены на карте относимой к 4 веку нашей эры, на картах 15-16-х веков, и на иллюстрациях к извержению везувия в 1631 году в книгах того времени.

Йоханес Баптист Масколо, очевидец этого извержения, так и пишет:

«...Все, что встречалось на пути, было захвачено этой бурей и вихрем огня. Скот, стада подавило и разбросало во все стороны по окраинам полей. Деревья, хижины, дома, башни были повалены и разбросаны. Из этих огненных потоков два были наиболее быстрыми, один с силой устремился к Геркулануму, другой к Помпеям (города, возрожденные некогда из пепла, не знаю, будут ли они снова жить)...

2. Спящий Везувий

После извержения «79-го года» различные источники приводят до одиннадцати извержений в период между 202-ым и 1140-ым годами. Но последующие 500 лет нет никаких сведений об извержениях Везувия. Активный, с завидной регулярностью, вулкан вдруг выключается на пол тысячелетия, а затем с 1631 года снова регулярно беспокоит местных жителей. Такая вулканическая спячка становится легко объяснима, если принять во внимание хронологический сдвиг.

3. Эпитафия

В 15 километрах от Неаполя до сих пор стоит памятник с эпитафией, посвящённой извержению Везувия 1631 года.

Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. В списке пострадавших городов упоминаются города Помпеи и Геркуланум.

4. Средневековая письменность

В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки - ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания.

5. Три грации

В национальном археологическом музее Неаполя выставлена фреска с помпейских раскопок. Она является точной копией знаменитой картины Рафаэля «Три грации» 1504 года, вплоть до поз и малейших деталей композициии. Либо Леонардо да Винчи изобрёл и подарил Рафаэлю машину времени, либо владелец виллы в Помпеях знал о картине Рафаэля и заказал средневековым дизайнерам интерьеров сделать копию знаменитой на тот момент картины.

6. Технологический уровень средневековья

В процессе раскопок было найдено огромное количество различных инструментов, неотличимых по технологии изготовления от современных: уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты, сложные музыкальные инструменты, в том числе тромбоны с золотыми мундштуками.

При строительстве использовался стандартный калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.

На фресках изображено холодное оружие 16-17 веков - сабли и мушкетёрские шпаги.


Водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.

Найдено большое количество железных деталей, которые по определению не могут быть в бронзовом веке - замки, дверные ручки, шарниры, засовы, задвижки.

Подводящие и магистральные трубы сложнейшей системы водоснабжения в Помпеях изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.

На одной из фресок изображен ананас, но этот фрукт появился в Европе только после открытия Америки, в 15-м веке.

В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.

Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города. Однако впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века. А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от конкурентов. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера - 45х44 см. и 80х80 см. Но первые известные оконные стёкла стали делать только в 1330 году, а первое подобное геркуланумскому стандартное оконное стекло произвели методом современного вальцевания только в 1688 году.

7. Водовод Доменико Фонтана

Если бы даже не было ни одного из вышеперечисленных пунктов, «древность» Помпей перечёркивает в прямом и переносном смысле водовод, проведённый знаменитым папским инженером-архитектором Доменико Фонтана. Это был передовой инженер того времени, который, помимо прочего, устанавливал обелиск на площади перед собором Петра в Ватикане, и достраивал сам собор.

По официальной версии, Помпеи, как и Геркуланум, были открыты миру практически случайно в 1748 году при восстановлении водоснабжения порохового завода, мельницы которого приводились в движение водой, поступающей по каналу из реки Сарно. Один из участков канала был подземным и проходил под холмом, который впоследствии и оказался погребённым Везувием городом Помпеи. Холм так и назывался - "Городище". Однако официальная версия вынуждена признать в качестве случайного первооткрывателя засыпанного города Доменико Фонтана, который и строил тот самый водовод под Помпеями в конце 16-го века. А через сто с лишним лет восстановление этого же водовода и привёло к открытию Помпей.

Получается, что инженер Фонтана, занимаясь горно-проходческими работами, наткнулся на крыши и стены домов города, погребённого под многометровым слоем пепла. Но, во-первых, о подобной находке сам Доменико Фонтана нигде не упоминал, а во-вторых, двухкилометровый туннель нельзя построить в вулканическом грунте без принудительной вентиляции горной выработки. Выделяемый из вулканических грунтов ядовитый газ, делает невозможным производство любых подземных работ без эффективной вентиляции, с которой горная выработка по схеме напоминала бы титаник, с основным туннелем и огромными "трубами" для вентиляции. Ведь если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровым слоем вулканического пепла, то и шахты были бы многометровыми. Вместо подобных конструкций мы видим обыкновенные городские колодцы.

Очень редко водовод проложен с нарушением городской инфраструктуры, как, например, здесь.


Глубина залегания водовода незначительна по отношению к нулевому уровню Помпей, и, за малым исключением, он проходит под улицами, стенами домов и культовыми сооружениями.

Если пройтись по маршруту водовода, проложенному Фонтана под Помпеями, то можно обнаружить удивительные вещи. Следы перекладки дорожного покрытия, водяную мельницу, которая археологами называется "бурбонским водоподъемником", но которой нет на картах бурбонского и более поздних периодов.

На ранних топографических картах Помпей до начала раскопок никакие колодцы не обозначены. Все колодцы водовода были обнаружены исключительно в процессе раскопок, большей частью в XX-м веке. Некоторые колодцы снабжены каменными ступенями-консолями, встроенными в одну из боковых стенок. Некоторые колодцы реставраторами просто уничтожаются. Есть колодец с боковой дверью. Другой колодец имеет окно в одной из стен. Зачем делать окно под землёй? И как можно было штукатурить колодец снаружи, если его выкладывали как вертикальную шахту изнутри?

Во дворах храма Изиды водовод тоже имел колодец, в настоящий момент уничтоженный, он представлен на гравюре Франческо Пиранези 18 века, который изобразил храм Изиды непосредственно после его раскопок. Колодец изображён с боковыми скосами и крышками - что логично для простого городского колодца.

Это был первый колодец водовода, обнаруженный в процессе раскопок. Поэтому во времена Пиранези ещё не поняли, какую опасность он представляет для официальной версии гибели Помпей в глубокой античности.

При выходе из Помпей водовод открывается г-образным колодцем со ступеньками и с боковым входом.

Канал вне города, проложенный траншейным методом, пришлось откапывать более 20 лет. Мельницы новой пороховой фабрики испанского вице-короля были запущены только в 1654 году. Однако по официальной версии там же расположенный город Помпеи катастрофическое извержение 1631 года никак не коснулось.

Как комментируют археологи этот очевидный факт? Первые раскопки водовода проводились ещё в 1955 году, проводятся они и сейчас, но ни результаты старых, ни новых раскопок до сих пор не опубликованы, ведь тогда придётся пересматривать очень многое...

Зачем скрывать?

Казалось, бы, нет ничего более монолитного, чем историческая наука, твёрдо стоящая на трёх китах.

Первый кит истории - это первоисточники, которые в той или иной степени сохранности, якобы существуют на протяжении двух исторических тысячелетий.

Но факт состоит в том, что подделать любой письменный источник очень просто. Например, весь 19-й век можно смело назвать веком фальшивок . Якобы древнегреческие рукописи, письма монархов, известных учёных, и многие другие документы подделывались не сотнями, не тысячами, а десятками тысяч экземпляров. Например, только между 1822 и 1835 годами в одной только Франции было продано более 12000 рукописей знаменитых людей...

Но и до 19-го века деятельность по фальсификации источников была государственной европейской программой. В средние века старинные античные манускрипты массово и очень кстати находят в заброшенных башнях монастырей, а дельцы на ниве мистификаций, как, например, Поджо Браччолини , написавший в том числе «Истории» Тацита, за большие деньги продают "подлинники" античности богачам того времени.

Второй кит истории - археология, которая 400 лет копает везде, где только можно, и всё, что выкапывается, только подтверждает традиционную версию. Однако на практике археология всего лишь легализует уже существующий исторический костяк, привязывая находки к устоявшейся хронологии, несмотря на явные противоречия. Технологические артефакты, найденные в Помпеях - яркая иллюстрация этому процессу.

Третий кит истории - независимые методы датирования, всем известный радиоуглеродный и дендрохронологический методы. Но и здесь заявляемая независимость совершенно не оправданна.

Несмотря на то, что за открытие радиоуглеродного анализа была дана Нобелевская премия по химии, по сути, он работает только на утверждение существующей хронологии. Чтобы не получить чего-то крамольного, лаборатории, проводящие такие анализы, никогда не берут образец вслепую, без указания места его происхождения и предположительного возраста, жестко привязанного к хронологической шкале.

Если радиоуглеродная датировка поддерживает наши теории, мы помещаем ее в работу. Если она не полностью противоречит им, мы помещаем её в сноску. И если она полностью не подходит, мы просто не берём её.




Обоснованная критика этих методов имеется, например, в работе "ОШИБКИ БАЗОВЫХ ПОСТУЛАТОВ РАДИУГЛЕРОДНОГО и АРГОН-АРГОНОВОГО ДАТИРОВАНИЯ "

Одним из первых образцов для оттачивания метода Радиоуглеродного анализа был хлеб из Помпей. Дендрохронологических калибровочных кривых тогда еще не было, при этом несмотря на приблизительность известного в то время периода полураспада, результаты удивительным образом точно совпали с общепринятой хронологией. По сути, Радиоуглеродный анализ - это метод подгонки под существующую хронологическую шкалу.

То же самое касается дендрохнологического метода, таблицы которого основаны на той же стандартной хронологии. Дата гибели Помпей в 79 году нашей эры там является одним из основополагающих реперов.

Так зачем же европейские специалисты работали и продолжают работать над возвеличиванием своей историии и относят её в глубокую древность? Всё очень просто - когда славяне с рогатинами гонялись по лесам за медведями, европейцы уже жили в городах и кушали ананасы. А значит в современных политических вопросах младший брат должен слушаться более зрелую, на целых полторы тысячи лет, европейскую цивилизацию. Именно так проявляется суть Истории как идеологического оружия.

Но вот почему российские историки до сих пор работают на сочинённую Миллером, Шлецером, Байером историческую сказку, не понятно. Может быть, пора заканчивать работать против своей страны и стоит начать трудиться на благо своих соотечественников?

Но пока дипломированные историки не спешат разгребать авгиевы конюшни ложной хронологии, эту задачу решают грамотные наравнодушные энтузиасты. Исследование Андреаса Чурилова - яркий пример такой работы.

Помпеи сегодня.

При каждом последующем взрыве наружу вырывались смертельные раскаленные газы, пепел и настоящий дождь из обломков породы, а за этим всем следовали пирокластические потоки, более смертельные, чем лава, из-за их высокой температуры и скорости. Когда все было кончено, Помпеи и его жители оказались похоронены под 6 метрами вулканического мусора и пепла.


Погибший во сне горожанин.

После погребения в окаменевшем пепле в течение более 1900 лет, жертв Помпеи сумели раскопать с помощью современных технологий. Так ученые наконец смогли увидеть цивилизацию, погибшую почти 2 тысячелетия назад, и буквально «застывшую во времени».


Горожане сгорели заживо.

До недавнего времени основной причиной смерти жителей Помпей считалось удушье, вызванное смертоносными вулканическими газами и пеплом. Но недавнее исследование, проведенное вулканологом Джузеппе Мастролоренцо и его коллегами, показало, что сотни смертельных случаев произошли во время четвертого пирокластического взрыва, который первым достиг Помпей. Ученые определили, что в смертельном потоке было гораздо меньше золы, чем считалось ранее - около 3 сантиметров. Тем не менее, температура составляла не менее 300 градусов по Цельсию, поэтому люди погибали мгновенно.


3/4-ти горожан застыли в позах, в которых находились в момент смерти.

Позы людей показывают, как они погибли: одни оказались в ловушке внутри зданий, а другие пытались прикрыть собой членов семьи. Когда этих несчастных жертв раскопали современные ученые, они использовали технологию гипсового литья (в одном случае - литья из смолы) для сохранения окаменевших фигур людей. Мягкие ткани жертв давно разложились, внутри каждой такой окаменевшей фигуры находится скелет. Поэтому это не статуи или реплики, а настоящие трупы, которые были залиты гипсом, чтобы предотвратить их разрушение.

Из примерно 2000 найденных мертвых тел было сделано всего 86 таких гипсовых слепков фигур людей. Условия для создания подобной фигуры редки, что объясняет, почему их не сделали из всех найденных останков. Раскопки все еще проводятся в Помпеях и сегодня. Но гипс повреждает хрупкие останки трупов, поэтому археологи больше не производят новые «скульптуры со скелетами внутри». Более того, что сохранились не только позы жертв на момент смерти, но и выражение их лиц, которое показывает агонию.


Застывшие в агонии.

Одна из жертв подняла руки над головой в защитном жесте - отчаянной рефлексивной попытке предотвратить надвигающуюся гибель. Лицо застыло в бесконечном крике, показывая прекрасно сохранившиеся зубы во рту. Протянув руки, мать и ее ребенок встречают смерть. Один человек сидит, закрыв лицо руками, как бы смирившись с тем, что вот-вот должно произойти. Другие пытаются уползти, в тщетной попытке спастись от неизбежной участи. Ряд окаменевших останков был найден свернувшимися в позе эмбриона или обнимающими своих близких.

Никто не знает, как он проведет последние минуты, столкнувшись с такой страшной перспективой. Однако в случае одного человека у археологов возник ряд вопросов. Его окаменевшие останки лежат на спине, с раздвинутыми ногами, причем человек прижал руки к низу живота. Таким образом, хотя большинство из раскопанных жертв явно демонстрируют ужас и ожидание последних моментов жизни, одна жертва, возможно, решила поступить совсем по-другому.


Сад беглецов - место, где нашли самую большую группу жертв.

Из примерно 2000 жителей Помпей, которые, как считается, погибли в результате бедствия, археологи обнаружили только около 1150 тел. Это означает, что большинство из 20-тысячного населения города сумело бежать, когда началась вулканическая активность. Больше всего жертв, погибших в одном месте, нашли в «Саде беглецов». Там искало убежища и погибло тринадцать человек. В Доме Мистерий нашли останки девяти человек (считается, что крыша здания рухнула и завалила этих людей). В термальных ваннах и на рыбном рынке нашли еще по две жертвы, а на Олиториуме (рынок) обнаружилось еще несколько.


Останки домашнего пса, найденные на рынке Олиториум.

В Помпеях были найдены останки нескольких животных. Поскольку это был процветающий город, у многих жителей были домашние животные, в основном собаки. У большинства состоятельных жителей также были лошади и сельскохозяйственные животные. К тому же, в окрестностях города бродили дикие животные, которые также не смогли убежать и были обречены.


Останки свиньи на рынке Олиториум.

На рынке Олиториум были обнаружены останки свиньи, а также маленькой собаки (предположительно, чьего-то домашнего животного), которая лежала на спине, а ее лапы были так скрючены, будто в последние мгновения животное испытывало страшную боль. Предполагается, что владельцы привязали бедную собаку в атриуме, и она сумела пережить первую фазу извержения, взобравшись по золе и пемзе, пока те засыпали дом... но цепь не пустила ее дальше, и четвертое извержение убило пса.


Останки лошади на улице Помпей.

Владельцы, возможно, оставили собаку охранять их ценности, в надежде вернуться, когда извержение закончится. Но этим они обрекли ее на страшную смерть. Недавно археологи обнаружили несколько лошадей в конюшне одной из вилл Помпей. Похоже, что погибло по меньшей мере три лошади, двое из которых были запряжены и, возможно, подготовлены к спешной эвакуации. Однако, этого сделать не успели.


Хлеб сохранил свою форму и текстуру.

Под толстым слоем пыли и золы был обнаружен полностью сохранившийся древний хлеб. Хотя в нем нет на самом деле ничего экзотического, рассказать о нем стоит. Это была прекрасно сохранившаяся круглая буханка, разделенная на восемь частей, и отмеченная штампом пекаря (хлебопекарни в ту эпоху обычно ставили штампы на хлебе своего производства, чтобы можно было сразу найти, кто произвел любую буханку). Данный хлеб сохранил свою форму и текстуру в течение 2 тысячелетий под 9-метровым слоем пепла и земли.

После этой находки ученые из Университета Цинциннати провели исследование, пролившее свет на то, чем питались и что пили жители древних Помпей. Исследователи проанализировали остатки органики из кухонь и туалетов (да-да, все верно, древние окаменевшие фекалии).


Общественный туалет.

Они смогли определить, что рацион помпейцев состоял в основном из зерна, чечевицы, оливок, яиц, орехов, рыбы и мяса. В рацион более высокопоставленных граждан входили также импортные продукты, такие как экзотические специи, моллюски, морские ежи, фламинго и даже жирафы.

Соавтор исследования Стивен Эллис, профессор Университета Цинциннати, сказал: «Это считается единственной костью жирафа, когда-либо обнаруженной в результате археологических раскопок в римской Италии». Наконец, помпейцы увлекались гарумом, ферментированным рыбным соусом, который делали из внутренностей рыбы (соленую рыбу оставляли ферментироваться (или гнить) на два месяца на солнце). Некоторые современники сравнивают гарум с тайским рыбным соусом. Но в древних Помпеях это считалось чем-то вроде кетчупа.


У жителей Помпей были здоровые зубы.

Недавнее сканирование показало, что у жителей Помпей были на удивление здоровые жемчужно-белые зубы. Хотя в 79 г. н. э. не было надлежащей стоматологической помощи, у жителей Помпей состояние зубов было намного лучше, чем у среднестатистического европейца. Исследователи указывают, что зубы помпейцев были во многих отношениях даже лучше, чем у людей сегодня. Это связано с тем, что рацион местных жителей был здоровым, с обилием фруктов и овощей, а также с низким содержанием сахаров. Кроме того, в воздухе и питьевой воде города было высокое содержание фтора из-за близости к вулкану.


«Две девы» на самом деле оказались мужчины.

Ранее считалось, что эта знаковая пара окаменевших останков из Помпей - две женщины, которые обнялись перед лицом надвигающейся смерти. Когда археологи нашли их, то назвали «Две девы». Однако в начале 2017 года исследователи обнаружили, что обнимающиеся индивидуумы были мужчинами, и вполне возможно, что любовниками.

Компьютерная томография и результаты ДНК костей и зубов подтвердили, что они определенно мужчины, а также не родственники. Одному было 18-20 лет, а другому - более 20. Один положил голову на грудь другого, как бы ища утешения или убежища. Конечно, уже нельзя утверждать, что они были геями, но результаты ДНК и поза, в которой они были найдены, заставили ученых предположить, что между ними могла существовать эмоциональная связь.


Ох, уже эти желания.

Сексуальные привычки жителей Помпей заставили бы покраснеть и современных людей, ведь древний Рим и Помпеи считались гедонистскими культурами без комплексов. Помпеи впервые были открыты в конце XVI века рабочими, которые рыли канал, чтобы изменить курс реки Сарно. Они сообщили о своем открытии итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который был настолько поражен откровенными фресками и другими предметами сексуального характера, что приказал закопать все заново.


Слишком скандальные сцены.

Найденные предметы считались слишком скандальными и оскорбительными для той эпохи. В итоге артефакты остались погребенными до XVIII века. И даже после того, как начали повторные целенаправленные раскопки, большинство «сокровищ Помпей» скрывали. В 1819 году Франциск I, будущий правитель Королевства обеих Сицилий, был настолько потрясен явно эротическим характером предметов, привезенных ему из Помпеи, что приказал запереть их в секретном кабинете. Доступ к артефактам ограничивался только самыми зрелыми господами с отсутствием избыточной морали.


Ну очень откровенные сцены.

Большинство этих артефактов не были доступны для публики до 2000 года. Помпейцы украшали фаллическими символами мебель, масляные лампы и даже музыкальные подвески. Эротические сцены были изображены на мозаиках и фресках на стенах домов. Эротика была повсюду. Самым известным объектом является подробная скульптура бога Пана, занимающегося прелюбодеянием с козой. Эта вещь принадлежала Люциусу Понтифику, тестю Юлия Цезаря.


бордели - самые популярные заведения в Помпеях.

Также в древних Помпеях были очень популярны бордели, которых на момент извержения в городе было 35 штук. Цены на услуги были написаны на стенах заведения. А какие услуги можно получить внутри, было также нарисовано на стенах борделей, причем во всех подробностях. Но вопреки изображениям на стенах, работники секс-индустрии, по-видимому, вели мрачную жизнь. В комнатах были каменные кровати и отсутствовали окна, а также любые удобства.


Тюрьма для рабов.

Несмотря на многочисленные раскопки Помпей, мрачная история рабства в этом месте до конца не изучена. Все, что известно, ученые узнали из картин, фресок и мозаик, найденных при раскопках. Однако ясно, что рабство было обычным явлением в Помпеях. Будь то слуги, наложницы или работницы секс-бизнеса, рабы были в обществе Помпей повсюду. Как и в других обществах, рабы были собственностью, а владельцы могли делать с ними что угодно, по своему усмотрению.

У рабов были различные обязанности, одной из наиболее любопытных среди которых был сбор и использование мочи в качестве чистящего средства. Они замачивали грязную одежду своих хозяев в ваннах, наполненные собранной мочой и водой, после чего забирались в ванну и топтали одежду ногами, подобно тому, как давят виноград. А самая грустная картина рабства, найденная во время раскопок, - это рабская тюрьма. Когда Везувий уничтожил Помпеи, прикованный раб не смог сбежать. Его нашли лежащим лицом вниз, а кандалы все еще сковывали его лодыжки.


Самый невезучий парень в Помпеях.

Стоит только представить себе хаос падающего огня, пепла и густой дым. Земля дрожит и трескается под ногами. Здания вокруг рушатся. Горячая лава лавиной мчится навстречу, пожирая все на своем пути. А теперь стоит представить, что удалось выбраться из этого ужаса, и в голове только одна мысль: «Да! Я смог спастись». И затем внезапно падающий камень сносит голову.

Да... явно это был неудачный день для «самого невезучего парня в Помпеях». Никто не знает его имени. Известно лишь то, что его скелетные останки были найдены под огромным валуном через 2000 лет после его кончины. Археологи смогли предположить, что он бежал из города, но не смог увернуться от огромного валуна. Голову бедняги так и не нашли.


Артефакты Помпей.