Подвесной мост в стамбуле. Величественные мосты Стамбула: список и фото нового моста через пролив Босфор. Основные характеристики моста Султана Мехмеда Фатиха в Стамбуле

Мост представляет собой двухэтажную конструкцию, на первом этаже которого расположена прогулочная зона и рестораны, а на втором этаже осуществляется автомобильное и трамвайное движение. Длина моста 484 метра, ширина - 42 метра, центральная часть моста длиной 80 метров - разводная. Мост открыт в 1994 году. Находится рядом с районом Эминоню, известным как перекресток Стамбула.

Мост также является символом соединения различных культур, представленных в Стамбуле.

Мост Султана Мехмета Фатиха

Мост Султана Мехмета Фатиха или Второй Босфорский мост – висячий мост, который соединяет Европейскую и Азиатскую части Стамбула. Мост пересекает Босфорский пролив и находится в 5 километрах севернее Первого Босфорского моста в Стамбул.

Длина моста - 1560 метров. Особенностью моста является его крепление - вся конструкция подвешена на тросах крепящихся к колоннам расположенным по противоположным берегам. Иных креплений моста нет.

Стоимость строительства моста составила $130 миллионов. Ежедневно по мосту проходит приблизительно 150 000 транспортных средств, в каждую сторону. Проезд по мосту платный, для пешеходов мост закрыт.

Мост через Босфор

Масштабы Босфорского моста впечатляют – не только его полуторакилометровая длина, но и ширина, общий замысел постройки, а также огромное количество транспорта, который проходит по мосту за сутки.

Пешеходный проход по этому символу Турции в общем и Стамбула в частности, увы, закрыт – слишком часто его пытались использовать для своих целей самоубийцы. Поэтому пройтись по нему и ощутить величие соединения Европы с Азией не удастся, однако у вас есть шанс разглядеть мост с одного из берегов – того, который для вас будет удобнее, или же попробовать охватить оба берега, но за это придется заплатить – проезд по мосту платный.

Однако удовольствие того стоит – виды Босфорского моста не зря украшают многие открытки из Стамбула – зрелище (особенно ночью, когда мост по всей длине украшен тысячами огней) совершенно невероятное.

Даже тот, кто никогда не был в Стамбуле, слышал о босфорских мостах. Пока их два, но открытие третьего, по словам чиновников городской мэрии, не за горами. Но только один из них является настоящей достопримечательностью города — первый Босфорский мост, соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула. Босфорский мост соединяет два живописных города — на европейской стороне и Бейлербеи в Азии.

Босфорский висячий мост был заложен только в 1970 году, хотя планы по его возведению вынашивались еще с античных времен. Торжественное открытие моста состоялось через 3 года — 29 октября 1973 года и было приурочено к 50-летней годовщине создания Турецкой Республики.

Длина Босфорского моста — 1560 метров, а длина основного пролета — 1074 метра, что делает Босфорский мост 15-м в списке самых длинных мостов мира. Высота дорожного полотна над водой — 64 метра.

Возвращаясь к истории, скажем, что первым, кто хотел возвести мост над Босфором, был персидский император Дарий I (522-485 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют записи Геродота, гласящие, что уже тогда был сооружен одноразовый понтонный мост, и Дарий I получил возможность преследовать со своей армией отступающих скифов, а также перебросить часть войск на Балканы, чтобы разгромить Македонское царство.


Первый же современный проект моста через Босфор был предложен султану Османской империи и 99-м халифу Абдул-Хамиду II в 1900 году Босфорской железнодорожной компанией. Этот план предусматривал использование моста для железнодорожной связи между континентами.


Решение строить мост было принято лишь в 1957 году премьер-министром Турции Аднаном Мендересом (в честь которого, кстати, назван аэропорт в городе Измир). Для инженерных работ в 1968 году была нанята британская фирма Freeman Fox & Partners, а строительство стартовало в феврале 1970 года. На проекте трудилось 35 инженеров и 400 строителей. Возведение моста обошлось стамбульской казне в 200 миллионов долларов США (1.4 млрд. по курсу 2014 года).

Построенный Босфорский мост стал лишь вторым за всю историю мостом через Босфор, соединяющий Европу и Азию. Первый, напомним, был построен в 513 году до нашей эры.

Сегодня Босфорский мост — важнейшая артерия города. По мосту организовано только автомобильное движение (из общественного транспорта здесь ходят и ) в 8 полос (6 полос для транспорта и 2 полосы для экстренных служб). Разумеется, на мосту постоянно образуются гигантские пробки в связи с тем, что мост, фактически, связывает бизнес-центр европейской части (район Шишли) с густонаселенными .


Пробки на мосту и подъездам к нему — обычное дело

Каждый день по мосту проезжает почти 250.000 автомобилей. Проезд по мосту платный. Водители небольших легковых автомобилей должны заплатить 4,25 TL, джипов, пикапов и фургонов — 5,5 TL, автобусов — 10,25 TL, небольших грузовых машин — 26,00 TL.

Кстати, в первые четыре года существования мост был еще и пешеходным, а люди могли подняться к мосту на специальных лифтах, которые были построены с каждой стороны. Сегодня движение пешеходов и грузовых автомобилей по мосту строго запрещено. А пешеходов не пускают потому, что раньше мост пользовался большой популярностью у любителей красиво свести счеты с жизнью, бросившись в Босфор. Тем не менее, желающие отойти в мир иной находятся каждый год.


Босфорский мост кроме основного предназначения еще является и важной достопримечательностью. В 2007 году на нем была установлена подсветка и с тех пор вечером и ночью мост притягивает внимание всех горожан и туристов. Кроме того через Босфорский мост пролегает путь Стамбульского межконтинентального марафона, на время которого мост перекрывается для автомобилей и

Посещая город Стамбул, мы решили посмотреть на знаменитый Босфорский мост. Он является первым висячим мостом, который был построен через пролив Босфор, поэтому его ещё называют первый Босфорский мост. Он соединяет между собой азиатскую и европейскую части города.

Этот мост по праву считается не только одним из символов современного Стамбула, но и всей Турции. Грандиозность этого сооружения, действительно, впечатляет. Общая длина моста составляет более 1,5 км, длина основного пролёта - около 1 км, ширина моста - 33 метра, высота опор - 166 метров, а от поверхности воды до проезжей части - 64 метра.

Строительство моста было запланировано ещё в 1950 году. Но проект, который разработали британский инженеры У. Браун и Г. Робертс, «зрел» ещё целых 20 лет. Работы по строительству начались только в 1970 году. Официальное открытие моста состоялось в конце октября 1973 года, как раз к 50-летнему юбилею Турецкой Республики. На его строительство потратили около 200 млн. американских долларов. На момент завершения строительства Босфорский мост считался четвертым мостом по длине в мире, на сегодняшний день он опустился на 16 место.

Каждый день через мост проезжает более 200 тыс. автомобилей , которые перевозят порядка 600 тыс. пассажиров. За проезд по мосту придётся заплатить, к сожалению, точную сумму я не помню, но стоит он недорого. Для пешеходов мост закрыт. Как нам удалось выяснить, такие радикальные меры связаны с тем, что раньше мост пользовался большой популярностью у самоубийц. Но один раз в год, в качестве исключения, на мост всё-таки пускают пешеходов. Это происходит в октябре во время Стамбульского марафона, где участники начинают забег в Азии, а заканчивают уже в Европе. Во время этого марафона всё автомобильное движение по мосту перекрывается.

Прокатившись на автомобиле по мосту, ничего интересного мы не увидели - это обычная дорога, сотни тонн бетона и металла.

Поэтому мы решили посмотреть на него издалека. Я могу порекомендовать для этого следующие места: днём можно полюбоваться на мост с корабля, курсирующего по Босфору. Издалека мост похож на тонкую ниточку, он весь будет как на ладони. Говорят, если проплыть прямо под мостом и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Лучше всего посмотреть на мост в вечернее время. Он особенно красив на закате или ночью, когда включают подсветку. Для этого, на мой взгляд, идеально подойдёт какой-нибудь ресторанчик на берегу Босфора. К примеру, один из ресторанов под Галатским мостом. В темноте мост весь светится, переливается разноцветными огнями, а сверкающая гирлянда отражается в воде. Раз в несколько минут цвет включенных ламп на нём меняется - они становятся то красными, то синими, то зелёными.

Сооружение, конечно, впечатлило. Сотни тонн металла и бетона, по которым движутся одновременно сотни машин, со стороны выглядят как игрушка. Мост, на мой взгляд, отлично вписывается в общий вид города.

Обзор двух мостов через Босфор – южного, видимого из центра Стамбула (Первого Босфорского, 1973), и северного, более позднего (Моста Фатих, 1988). Оба моста строились и открывались к значимым датам: первый – к 50-летию основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком, второй – к 535-летию завоевания Константинополя у Византии. Оба моста достаточно красивые, однако второй мне понравился более. Заодно увидите на снимках, насколько узок Босфор, соединяющий два моря и разъединяющий две части света.

Мост им. султана Мехмеда II Фатиха, 1988

Сперва покажу Первый Босфорский мост (Boğaz Köprüsü). Основные данные :
Длина моста - 1560 метров, длина основного пролета 1074 метров, ширина - 33 метра, высота опор - 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды - 64 метра. Закладка моста, запланированная еще в 1950 г., была осуществлена 20 февраля 1970 года. Открытие моста состоялось 29 октября 1973 года, к 50-летию установления Турецкой Республики. Мост был сооружен немецкой фирмой Хохтиф и английской фирмой Кливленд Инжиниринг.

2. Поскольку Босфор я пересекал несколько раз в разную погоду, то и снимки будут разные по настроению. Этот – сделан, когда я шёл на пароме к вокзалу Хайдарпаша. Погода была почти идеальная. Обратите внимание, как косо идёт по фарватеру торговое судно. Как я потом убедился, путь следования по главному фарватеру там не прямой и довольно сложный, так что лоцман для проводки обязателен.

3. А это он же, но в пасмурную погоду. Идём из Ускюдара.

4. Ещё, с мешающими снимать чайками. Почему-то там их огромное количество, а наиболее продвинутые местные покупают бублики, крошат их и кидают чайкам прямо на ходу, и можно наблюдать настоящий воздушно-птичий спектакль “Забери у соседки на лету кусок”.

5. Опять в хорошую погоду. Снова в кадр поймано транзитное судно, следующее в Чёрное море.

5a. Вечером в какие-то дни его включают, подсветка выглядит вот так. Но не во все дни! (закономерность мне выявить не удалось)

6. Ну и кадр, сделанный из метробуса через стекло, когда я пересекал его сухопутно. Помните, я вам показывал видео “Из Европы в Азию “?

Второй мост, им. Султана Мехмета Фатиха “Завоевателя” (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) показался мне заметно харизматичнее по виду. Все снимки сделаны недалеко от конечной автобуса, который ходит до исторической крепости Румелихиссар. Некоторые – от крепости, некоторые – сверху.

Данные по нему:
Длина моста - 1510 метров, длина основного пролёта 1090 метров, ширина моста - 39 метров, высота опор - 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды - 64 метра.

Второй мост строили японцы, а не европейцы, а по высоте над уровнем моря (64 м) и по высоте пилонов (165 м) он идентичен Первому. Оба моста строго-настрого закрыты для пешеходного движения – можно ехать только на транспорте, от мотоцикла и выше.

7. Общий вид сверху. У азиатского берега на возвышении – громадный флагшток с турецким флагом.

8. Несколько ближе, с видом на азиатский пилон. Обратите внимание, насколько интенсивно там движение. И почему-то тут больше грузовых, чем на Первом мосту – возможно, у турков есть на этот счёт какие-то ограничения. И тяжёлые грузовые на 80% идут из Азии в Европу, а не наоборот. Обьяснения этому факту я быстро не нашёл.

9. Ракурс на Босфор, который там сложно петляет.

10. Ещё вид от крепости.

11. Поднялись выше, кадр ракурсом на север.

12. Фуры в Европу идут почти непрерывным потоком.

13. На самой верхушке сопочки: можно увидеть поток сверху.

14. Вид оттуда же, но на восток, к Азии. Оцените узость Босфора – его ширина тут метров 600-700, наверное. Около берега главным фарватером идёт большое судно, почти по центру – башня крепости “Перерезанное Горло”, построенной этим самым Фатихом в 1452 году всего лишь за полгода. Этим строительством он окончательно перекрыл свободный проход по Босфору и сосредоточил там войска и артиллерию. Через год после постройки крепости несчастный византийский Константинополь падёт.

15. Это же судно, следует к Черному мору. Фарватер и там петляет.

16. Ещё раз вид на мост. Обратили внимание в левом нижнем углу на главный признак Стамбула? Если бы я его приметил раньше, этот снимок попал бы в пост “Стамбульские коты” 🙂

17. Вид на Азию.

18. …и, десертом, на узенький Босфор. Крепость чуть южнее начинается, в кадр не вошла.

Два висячих моста соединяют Европу и Азию, протянувшись над Босфором. Движение здесь не утихает даже ночью, машины перебираются с одного берега на другой и обратно, в любое время суток.
мы смотрели здесь, а сегодня предлагаю прогулку днем, посмотреть на величественные конструкции, и взглянуть на небоскребы района Левент (и немного в Азии).


На самом деле, я хотела показать еще и Стамбул с его самой высокой точки, но получился очень объемный пост, поэтому эта часть - в следующем посте!
А пока - из Азии в Европу по второму мосту - мосту султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü), строительство завершено в 1988 году. Длина моста — 1510 метров, длина основного пролёта 1090 метров, ширина моста — 39 метров, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра.
На строительство моста потрачено 130 миллионов долларов США. Движение по мосту - платное, на сайте нашла информацию, что 4,25 лиры (примерно 80 руб.), но мне почему-то помнится, что меньше. Как говорит Вики, ежесуточно через мост проходит более 150 000 единиц транспорта. Интересно было бы узнать, какой срок окупаемости планировался при строительстве, и что получилось фактически. (Проезд по первому мосту также платный).



Вид на первый мост:

Вид на берега Босфора:

Можно даже успеть щелкнуть вот так:

Район Истинье:

И яхты:

Жилая застройка:

Турецкая федерация футбола:

Подъезжаем к району Левент - деловому центру Стамбула, на Европейской стороне.

Скайлайн здесь причудливая:

Еще увидим город сверху, поднявшись на самый высокий небоскреб Стамбула - Сапфир. А пока - вернемся в Азию через другой мост, первый, он же Босфорский, он же Boğaziçi Köprüsü, Boğaz Köprüsü. Открытие моста состоялось 29 октября 1973 года, к 50-летию установления Турецкой Республики, поэтому если доведется побывать в Стамбуле в этот день, то вы можете стать зрителем великолепного праздничного фейерверка. Вот, например, видео 2013 года. (Можно с 0:40)

Несмотря на логику того, что при движении такого количества машин по мосту, он должен прогибаться вниз, он словно выгибается.


Оба моста закрыты для пешеходов, но в один особенный день, в день проведения Стамбульского марафона, Босфорский мост закрывают для машин и открывают для марафонцев и пешеходов. В этом году прогуляться по мосту (и мешаться марафонцам) можно 16 ноября, начало в 9:30 :)

С моста открывается такой вид - на Девичью Башню. на полуостров Ускюдар, на Султанахмет.

Представляете, ведь кто-то едет здесь каждый день, и может видеть это великолепие, но глаз уже не воспринимает торжества и красоты.