Перечень негабаритных (опасных) мест и служебных проходов. Положение об организации работы в опасных местах электроустановок Штат Мегхалая, Индия

2.5.1. К опасным местам на контактной сети следует относить:

· врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования;

  • места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций;
  • опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м;
  • общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м;
  • опоры, где расположены 2 и более разъединителей, разрядников;
  • прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами;
  • места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин;
  • места расположения электрорепеллентной (отпугивающей птиц) защиты;
  • опоры с роговым разрядником, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к другому пути.

2.5.2. К опасным местам на ВЛ следует относить:

· опоры с совместной подвеской проводов ВЛ 6,10 кВ и до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;

  • участки ВЛ в пролете пересечения двух линий, если пересечение выполнено с отступлением от требований правил устройства электроустановок;
  • опоры, на которых установлены 2 и более разъединителей, 2 и более кабельные муфты различных присоединений;
  • опоры, на которых крепятся провода пересекающихся линий напряжением до 1000 В различных присоединений;
  • участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения пассажирских платформ на тросовой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах поперечин;
  • деревянные опоры с загниванием более допустимого, согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ.

2.5.3. В зависимости от местных условий, по решению руководства ЭЧ, в пределах районов контактной сети могут устанавливаться и другие опасные места.

2.5.4. Опасные места должны определяться комиссией, возглавляемой заместителем начальника ЭЧ, ведающего эксплуатацией контактной сети, в составе инженера по охране труда или инженера по контактной сети, начальника (старшего электромеханика) ЭЧК. Результаты обследования электроустановок оформляются актом, в котором указываются причины опасности. Ограждение каждого опасного места должно производиться предупреждающим знаком "Внимание! Опасное место", согласно положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта.



2.5.5. Перечень опасных мест и их карточки (приложение 6 к настоящим Правилам) должны утверждаться руководством ЭЧ и находиться у энергодиспетчера и в ЭЧК. Вместо карточек энергодиспетчеру может быть выдан перечень опасных мест с указанием в нем мер безопасности при выполнении работ в каждом месте. Перечень опасных мест с мерами безопасности должен быть вывешен в уголке по технике безопасности ЭЧК.

2.5.6. Опасное место может быть исключено из перечня, если будет выполнена необходимая техническая реконструкция электроустановки, обеспечивающая безопасные условия производства работ без принятия дополнительных мер безопасности.

10.1. Перечень негабаритных и опасных мест (ворота, рампы и стены складов, опоры козловых и мостовых кранов, опоры контактной сети, осветительных установок и другие станционные обустройства), находящихся на территории эксплуатационного депо указан в настоящей Инструкции (приложение № 5).

10.2. Порядок проследования негабаритных мест.

Все негабаритные места должны иметь отличительную окраску из желто – черных полос под углом 45˚. При подъезде к негабаритному месту машинист локомотива обязан подать оповестительный звуковой сигнал, убедиться в свободности пути и отсутствии людей, проследовать негабаритное (опасное) место с особой бдительностью, скорость проследования негабаритных (опасных) мест должна быть не более 3 км/ч. При проследовании негабаритных (опасных) мест помощник машиниста, составитель поездов при нахождении на подножке подвижного состава, не доезжая негабаритного (опасного) места должен подать команду машинисту на остановку, спуститься с подвижного состава и пройти негабаритное (опасное) место пешком, с безопасного расстояния подать сигнал машинисту на движение локомотива. После проследования негабаритного (опасного) места подать сигнал машинисту на остановку локомотива и осуществить посадку на подвижной состав.

10.3. При проследовании негабаритного (опасного) места одиночным локомотивом запрещается высовываться из боковых окон кабины машиниста за пределы паравана (эркера), находиться на лестницах и подножках, и других наружных частях локомотива.

10.4. Схемы служебных проходов указаны схеме деповских путей в приложении № 1.

Охрана труда

11.1.Все работники, занятые в маневровой работе на путях эксплуатационных локомотивных депо при выполнении своих должностных обязанностей должны соблюдать все нормы и требования охраны труда, руководствоваться «Инструкцией по охране труда для локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД»
от 27 декабря 2012 г. № 2707р, «Правилами по охране труда при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2753р, «Инструкцией по охране труда при экипировке локомотивов ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2757р, «Инструкцией по охране труда машинистов локомотивов, работающих без помощников машинистов при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 27 октября 2014 г. № 2517р, а также настоящей Инструкцией.



11.2.При нахождении на железнодорожных путях эксплуатационного депо, локомотивная бригада должны соблюдать следующие требования безопасности:

Находиться в сигнальном жилете со светоотражающими полосами и надписью с наименованием принадлежности к хозяйству и структурному подразделению;

Выполнять требования показаний светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

Проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями «Служебный проход»;

Переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

Обходить группы вагонов (локомотивов), стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии, не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

Проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается посередине, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;

При приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;

При выходе из помещения на территорию эксплуатационного депо в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений;

В ночное время, для подачи ручных сигналов обязательно пользоваться ручным фонарем;

11.3.При нахождении на железнодорожных путях эксплуатационного депо запрещается:

Проходить внутри колеи;



Переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) движущегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска состава;

Сходить с локомотивов во время движения;

Находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;

Перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

Становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

Переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе;

Располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава;

Прыгать с локомотива или с переходной площадки вагона;

Пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видео - плеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

При использовании переносных радиостанций для связи помощника машиниста с машинистом, находящимся на локомотиве, запрещено находиться в колее железнодорожного пути и в негабарите к смежному пути.

11.4. Очистку стрелочных переводов от снега на путях эксплуатационного депо необходимо производить в перерыве между производством маневровых работ. При очистке стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией, заходить внутрь колеи запрещено, а в случае обдувки стрелочных переводов сжатым воздухом необходимо присутствие второго работника в качестве сигналиста.

При очистке стрелочных переводов от снега работник обязан производить работу в защитных очках, внутри колеи должен быть установлен ручной фонарь с красным огнем ночью, днем красный щит.

11.5.Во время движения локомотива запрещается высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркал заднего вида и поворотного предохранительного щитка, паравана (эркера).

11.6. Работнику локомотивной бригады, производящему маневровые передвижения, заходить в пространство между подвижным составом можно только после полной остановки подвижного состава.

Запрещается машинисту локомотива приводить подвижной состав в движение при отсутствии помощника машиниста в кабине локомотива, а также до полного убеждения в отсутствии людей в пространстве между подвижным составом.

11.7.При отсутствии визуального контроля с лицами, участвующими в маневровых передвижениях, а также при отсутствии радиосвязи, машинист локомотива обязан немедленно остановиться и выяснить их местонахождение.

11.8. Работники локомотивных бригад обязаны извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), а также о возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей.

11.9.В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады другой работник обязан прекратить маневровые передвижения, оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся дежурному по эксплуатационному депо, дежурному по станции (при необходимости).

11.10. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, сдавшие квалификационные экзамены, а также прошедшие инструктажи, стажировку, проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям.

11.11. В процессе работы работник должен проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке инструктажи и обучение по охране труда, пожарно – техническому минимуму, оказанию первой помощи пострадавшим, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках и дублирование.

11.12. Работник должен знать в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям:

Конструкцию и назначение устройств локомотивов;

Воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

Правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов, негабаритные места в зоне выполнения работ; безопасные приёмы выполнения работ;

Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

Место хранения аптечки первой помощи;

Места расположения первичных средств пожаротушения и сигналы оповещения при пожаре;

Требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности;

Химические факторы, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров;

Физические перегрузки;

11.13. Работнику запрещается:

Приступать к выполнению работы, не пройдя в установленном порядке инструктажи по охране труда и очередную проверку знаний – требований охраны труда;

Приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от непосредственного руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

Приступать к выполнению работы без средств индивидуальной защиты, применение которых оговорено соответствующей инструкцией, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными индивидуальными средствами защиты или с истекшим сроком их испытаний;

Находиться в местах, отмеченных знаком безопасности «Осторожно! Негабаритное место!» во время маневров подвижного состава;

Подниматься и выходить на крышу локомотива, находящегося под контактным проводом или проводами воздушной линии электропередачи и при наличии напряжения в контактной сети экипировочной позиции;

Производить какие-либо работы по экипировке подвижного состава во время производства маневров;

Заходить за защитные ограждения электрооборудования;

Прикасаться к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

Прикасаться к проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам, независимо

от того, касаются они или не касаются земли, заземленных конструкций.

Находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.

Работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;

Снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;

Заходить за ограждения опасных мест;

Использовать мобильные телефоны, плейеры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание, при выполнении своих трудовых обязанностей на рабочих местах, кроме специально отведенных мест для отдыха.

11.14. Требования охраны труда во время работы.

11.14.1. После постановки на ремонтную позицию подвижной состав должен быть заторможен ручным тормозом, под его колесные пары (с внутренней стороны двухосной тележки или с двух сторон колеса средней колесной пары трехосной тележки) подложены тормозные башмаки.

11.14.2. Перед проворотом коленчатого вала или запуском дизеля машинист обязан проверить отсутствие работников в дизельном помещении, подать звуковой сигнал (свистком – один короткий), и предупредить голосом работников локомотивных бригад, экипировщиков и другой обслуживающий персонал: «Внимание! Произвожу проворот дизеля!» или «Внимание! Произвожу запуск дизеля!».

11.14.3. Вентили и краны запрещается открывать и закрывать ударами молотка.

11.14.4. При приемке тепловозов проверить наличие и исправность средств пожаротушения.

11.14.6. Заправку и слив охлаждающей воды из системы охлаждения дизелей тепловозов работник должен производить при помощи исправных трубопроводов, шлангов и других приспособлений, исключающих пролив воды.

11.14.7. Запрещается выдача охлаждающей воды и её компонентов для других целей кроме заправки систем охлаждения дизелей тепловозов.

I. Область применения

1.1. Настоящее Положение устанавливает общие правила организации работы в опасных местах электроустановок и распространяется на все электроустановки, находящиеся на балансе структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее – ЦДИ), не относящиеся к электроустановкам хозяйства электрификации и электроснабжения.
1.2. Положение разработано на основе технического указания «Об определении опасных мест на контактной сети, тяговых и понизительных подстанциях, постах секционирования, пунктах параллельного соединения и линиях электропередачи», подписанного начальником Департамента электрификации и электроснабжения 26.09.2005 № О-04/05, «Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей», утвержденных ОАО «РЖД» 03.07.2008 № 12176 (далее – Правила № 12176), «Межотраслевых Правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок», утвержденных постановлением Минздравсоцразвития России от 05.01.2001 № 3, приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163 (далее – ПОТ РМ-016-2001); Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее – ПТЭЭП).

II. Общие положения

2.1. Порядок обеспечения безопасности работников при выполнении работ в электроустановках до и выше 1000 В регламентируется соответствующими правилами и инструкциями, положениями, должностными обязанностями по соблюдению мер безопасности при производстве работ.
2.2. Своевременное выявление опасных мест направлено на снижение рисков и предупреждение случаев производственного электротравматизма.
2.3. Работники, обслуживающие электроустановки до и выше 1000 В, должны соблюдать меры безопасности при выполнении работ в опасных местах.
2.4. Примерный Перечень опасных мест в электроустановках до и выше 1000 В в структурных подразделениях ЦДИ, кроме электроустановок хозяйства электрификации и электроснабжения, представлен в Приложении № 1 к настоящему Положению.
2.5. Форма карты технологического процесса подготовки работы в опасном месте (далее – карта) представлена в Приложении № 2 к настоящему Положению.
2.6. Форма перечня опасных мест представлена в Приложении № 3 к настоящему Положению.

III. Термины и определения

В настоящем Положении применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Источник электрической энергии – электротехническое изделие (устройство), преобразующее различные виды энергии в электрическую энергию (в соответствии с ПТЭЭП).
3.2. Электрическая сеть – совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определённой территории (в соответствии с ПТЭЭП).
3.3. Электрооборудование – совокупность электрических устройств, объединенных общими признаками. Признаками объединения в зависимости от задач могут быть: назначение, например, технологическое; условия применения, например, в тропиках; принадлежность к объекту, например, станку, цеху (в соответствии с ПТЭЭП).
3.4. Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид (в соответствии с ПТЭЭП).
3.5. Электроустановка действующая – электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов (в соответствии с ПТЭЭП).
3.6. Допуск к работам – проверка достаточности принятых мер, обеспечивающих безопасность производства работ, а также соответствия состава бригады и квалификации, включенных в наряд (распоряжение) лиц, инструктаж допускающим членов бригады (в соответствии со Стандартом «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения» СТО РЖД 15.013-2011, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 13.09.2011 № 2003р (далее – СТО РЖД 15.013-2011)).
3.7. Инструктаж целевой – указания по безопасному выполнению конкретной работы в электроустановке, охватывающие категорию работников, определенных нарядом или распоряжением, от выдавшего наряд, отдавшего распоряжение до члена бригады или исполнителя (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.8. Знак безопасности – цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения человека о непосредственной или возможной опасности запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов (в соответствии с «Инструкцией по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках», утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261).
3.9. Распоряжение – это задание на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и работников, которым поручено её выполнение с указанием группы по электробезопасности (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.10. Наряд-допуск (далее – наряд) – задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное выполнение работы (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.11. Опасное место – присоединение или электроустановка, при техническом обслуживании которой для обеспечения безопасности персонала должны быть выполнены дополнительные меры (в соответствии с «Инструкцией по безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной ОАО «РЖД» 17.03.2008 № 4054).
Если после проведения аварийно-восстановительных или других работ подготовка места работы требует повышенного внимания и выполнения дополнительных мер безопасности, то необходимо оформить акт обследования опасного места (далее – акт).
3.12. Ответственный за электрохозяйство – работник из числа административно-технического персонала, на которого возложены обязанности по организации безопасного обслуживания электроустановок в соответствии с действующими правилами и нормативно-техническими документами (согласно ПОТ РМ-016-2001).
3.13. Персонал электротехнический – административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.14. Производственное подразделение – составляющая часть структурного подразделения (в соответствии с СТО РЖД 15.013-2011).
3.15. Работа со снятием напряжения – работа, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов снято напряжение и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на токоведущие части к месту работы (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.16. Коммутационный аппарат – электрический аппарат, предназначенный для коммутации электрической цепи и снятия напряжения с части электроустановки (выключатель, выключатель нагрузки, отделитель, разъединитель, автомат, рубильник, пакетный выключатель, предохранитель и т.п.) (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).

IV. Порядок выявления опасных мест

4.1. Выявление опасных мест проводится комиссионно с оформлением локального распорядительного документа (приказа, распоряжения). Комиссия по выявлению опасных мест назначается распоряжением (приказом) руководителя структурного подразделения. В состав комиссии входят: ответственный за электрохозяйство структурного подразделения, начальник производственного (участка, цеха) подразделения, специалист по охране труда структурного подразделения, представитель производственно-технического (эксплуатационного) отдела (инженер, технолог).
Обследованию на предмет выявления опасных мест подлежат электроустановки до и выше 1000 В. При необходимости в составе комиссии по согласованию сторон могут принимать участие специалисты дистанций электроснабжения, в целях оказания методической помощи (в части выявления опасных мест) структурным подразделениям дирекций инфраструктуры: дистанциям сигнализации, централизации и блокировки; пути; инженерных сооружений; эксплуатационным вагонным депо; Центрам диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры; службам механизации и их структурным подразделениям.
Результаты обследования оформляются актом, который составляется вне зависимости от результатов обследования электроустановки и подписывается всеми членами комиссии.
4.2. В акте отражается факт проведения обследования вне зависимости от выявленных результатов (наличия или отсутствия опасного места), указываются объекты обследования, где находится опасное место, его границы (для дистанций сигнализации, централизации и блокировки; пути; инженерных сооружений; эксплуатационных вагонных депо; Центров диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры; служб механизации и их структурных подразделений – перегон, станция, номер опоры, наименование электроустановки, устройства, номер ячейки или иное конкретное место производства работ) и причина, по которой место отнесено к опасным.
4.3. Акты хранятся у специалистов по охране труда, копии – у руководителей производственных подразделений, инженеров (технологов) производственно-технических (эксплуатационных) отделов для планирования работы по ликвидации опасных мест, связанной с капитальными вложениями. Перечень мест хранения указанных документов может быть расширен и определён приказом (распоряжением) по структурному подразделению.
4.4. Комиссионный осмотр электроустановок проводится не реже одного раза в 2 года.
Если после проведения аварийно-восстановительных или других работ подготовка места работы требует повышенного внимания и необходимости разработки и принятия дополнительных мер безопасности, такое место работы оформляется в недельный срок актом как опасное место по представлению начальника производственного подразделения в соответствии с требованиями пункта 4.1 настоящего Положения.
4.5. На основании акта обследования в двухнедельный срок ответственным за электрохозяйство совместно с руководителем производственного подразделения составляются технологические карты на работы в местах повышенной опасности за подписью членов комиссии (Приложение № 2).
На опоры с загниванием выше допустимых показателей разрешается составлять одну карту, но на схемах такие места должны быть обозначены на каждом перегоне, станции.
Карты утверждаются начальником структурного подразделения.
Карты пересматриваются ежегодно, переутверждаются один раз в три года.
4.6. На основании актов и карт инженером (технологом) производственно-технического (эксплуатационного) отдела разрабатываются сводные перечни опасных мест (далее – перечни) по установленной форме (Приложение № 3).
В графе «Меры безопасности; переключения, которые необходимо выполнить» указываются объекты, присоединения и коммутационные аппараты, которые должны быть отключены при подготовке места работы, количество переносных заземлений и другие меры безопасности.
Перечни подписывает ответственный за электрохозяйство, утверждает начальник структурного подразделения.
Перечни хранятся у ответственного за электрохозяйство, инженера по охране труда, диспетчеров (при наличии в штате структурного подразделения), лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений, инженера (технолога) технического (эксплуатационного) отдела, в производственных подразделениях структурного подразделения.
У диспетчера структурного подразделения (при наличии в штате предприятия) и лица, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, перечни хранятся в отдельной папке.
4.7. Перечни размещаются в уголках по охране труда, корректируются и переутверждаются до 1 января следующего года.
4.8. Руководители структурных и производственных подразделений обязаны обеспечить изучение перечней персоналом, обслуживающим электроустановки. Знание причастным персоналом перечней и карт проверяется при периодических проверках знаний норм и правил работы в электроустановках.
4.9. Подготовка локального распорядительного документа (приказа, распоряжения) о создании комиссии по выявлению опасных мест возлагается на ответственного за электрохозяйство.
4.10. Ответственному за электрохозяйство структурного подразделения установлена ответственность за:
полноту охвата электроустановок производственных подразделений комиссиями по выявлению опасных мест;
составление необходимой документации;
оформление нарядов-допусков в опасных местах в соответствии с требованиями настоящего Положения;
наличие у инженера (технолога) производственно-технического (эксплуатационного) отдела, диспетчера (при наличии в штате структурного подразделения) и лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений, необходимой документации.
V. Обозначение опасных мест

5.1. Согласно ОСТ 32.4-76 в электроустановках, на линиях опасные места должны быть обозначены плакатами «Внимание! Опасное место».
5.2. На однолинейных схемах электроснабжения (далее – схемы) наличие каждого опасного места отмечается знаком (красной стрелой или красным треугольником). Схемы с нанесенными на них обозначениями опасных мест (образец приведен в Приложении № 4) хранятся в производственном подразделении, у ответственного за электрохозяйство, диспетчера (при наличии в штате структурного подразделения) и лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений.

VI. Выполнение работ в опасных местах

6.1. Производство работ в опасных местах выполняется с оформлением наряда на производство работ.
6.2. Наряд на выполнение работы в опасном месте обязательно должен иметь отличие: красную полосу по диагонали от левого нижнего угла до правого верхнего угла шириной не менее 3 мм. Полоса наносится лицом, выдающим наряд при его выписке. Такая же полоса должна быть и на карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. В правом верхнем углу наряда проставляется номер карты.
6.3. Выдающий наряд, обнаружив на схеме в границе работы знак опасного места, должен при определении мер безопасности руководствоваться картой технологического процесса подготовки работы в опасном месте.
6.4. При выдаче наряда на производство работы в опасном месте выдающий наряд должен провести производителю работ и членам бригады инструктаж по особенностям предстоящей работы, порядку ее выполнения, мерам безопасности, отраженным в карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. Факт проведения инструктажа по наряду и карте на выполнение работы в опасном месте фиксируется в наряде и в журнале учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям (с заполнением всех граф), форма которого приведена в приложении № 5 к настоящему Положению.
Технологическая карта на производство работ в опасном месте выдаётся производителю работ в обязательном порядке.

VII. Ликвидация опасных мест

7.1. По результатам выявления опасных мест в электроустановках ответственный за электрохозяйство структурного подразделения совместно с инженером (технологом) производственно-технического (эксплуатационного) отдела разрабатывают предложения для включения в план ликвидации опасных мест по пятилетнему циклу с разбивкой по цехам и срокам выполнения. Позиции плана в дальнейшем должны быть включены в соответствующие программы ремонта с указанием стоимости работы и предполагаемого источника финансирования. Сводный план по ликвидации опасных мест по структурному подразделению обобщается начальником технического (эксплуатационного) отдела, согласовывается ответственным за электрохозяйство структурного подразделения и утверждается начальником структурного подразделения. Утвержденный сводный план хранится у ответственного за электрохозяйство. Копия утвержденного сводного плана устранения опасных мест с указанием цехов и сроков устранения передается специалисту по охране труда структурного подразделения для контроля за устранением опасных мест. На основании утвержденного плана ликвидации опасных мест, программ ремонта электрооборудования ответственный за электрохозяйство совместно с руководителем производственного подразделения и инженером (технологом) технического (эксплуатационного) отдела включают устранение опасных мест в годовой график планово-предупредительного ремонта структурного подразделения с помесячным планированием.
7.2. Опасное место может быть исключено из перечня, если будет выполнена необходимая техническая реконструкция электроустановки, которая обеспечит безопасные условия производства работ, не требующих дополнительных мер безопасности.
7.3. Ликвидация опасного места должна быть оформлена актом комиссии в составе, указанном в пункте 4.1 настоящего Положения, и утверждена руководителем структурного подразделения с последующим оформлением организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения) по структурному подразделению.

Заместитель начальника дирекции по
технической политике и развитию Н.Н.Балуев

Начальник службы охраны труда,
промышленной безопасности и экологии А.В.Морковников

  • 4. Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности выполнения работ
  • 4.1. Работники, обеспечивающие безопасность работ.
  • 4.2. Организационные мероприятия. 4.2.1. Виды организационных мероприятий.
  • 4.2.2. Порядок выдачи и оформление наряда или распоряжения.
  • 4.2.3. Проведение выдающим наряд, распоряжение инструктажа производителю работ (наблюдающему).
  • 4.2.4. Выдача приказа или разрешения на подготовку места работы.
  • 4.2.5. Допуск к работе.
  • 4.2.6. Инструктаж членам бригады.
  • 4.2.7. Надзор во время работы, изменение состава бригады.
  • 4.2.8. Оформление перерывов в работе.
  • 4.2.9. Перевод бригады на новое рабочее место.
  • 4.2.10. Окончание работы, сдача-приемка рабочего места, включение оборудования в работу.
  • 4.2.11. Выполнение работ по распоряжению.
  • 4.2.12. Выполнение работ в порядке текущей эксплуатации.
  • 4.2.13. Пробное включение электрооборудования.
  • 4.3. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения.
  • 4.3.1. Виды технических мероприятий.
  • 4.3.2. Производство отключений.
  • 4.3.3. Вывешивание плакатов, ограждение рабочего места.
  • 4.3.4. Проверка отсутствия напряжения.
  • 4.3.5. Заземление отключенных токоведущих частей в электроустановках.
  • 4.3.6. Хранение и учет заземлений.
  • 4.4. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий.
  • 5. Меры безопасности при подготовке и выполнении отдельных работ
  • 5.1. Работы на сглаживающем устройстве и его реакторе.
  • 5.2. Работы на постах секционирования, пунктах параллельного соединения, автотрансформаторных пунктах электропитания, пунктах подготовки к рейсу пассажирских поездов.
  • 5.3. Работы на фидерных выключателях 27,5 кВ.
  • 5.4. Обслуживание установок компенсации реактивной мощности.
  • 5.5. Обслуживание блока трансформатора собственных нужд и других трехфазных блоков.
  • 5.6. Работы на коммутационных аппаратах.
  • 5.7. Обслуживание комплектных распределительных устройств (кру).
  • 5.8. Обслуживание измерительных приборов, устройств релейной защиты, вторичных цепей, устройств телемеханики.
  • 5.9. Обслуживание электросчетчиков.
  • 5.10. Чистка изоляции в распределительных устройствах, окраска.
  • 5.12. Работа с мегаомметром.
  • 5.13. Работа с электроизмерительными клещами и измерительными штангами.
  • 5.14. Работы в электроустановках, связанные с подъемом на высоту.
  • 5.15. Обслуживание аккумуляторных батарей.
  • 5.16. Обслуживание сборок и щитов до 1000 в.
  • 5.17. Обслуживание мест подключения отсасывающих линий.
  • 5.18. Работы в открытых распределительных устройствах тяговых подстанций с грузоподъемными машинами, механическими вышками.
  • 5.19. Основные меры безопасности при работе с электроинструментом, светильниками.
  • 5.20. Переносные ручные электрические светильники.
  • 5.21. Электросварочные работы.
  • 5.22. Работа командированного персонала на эчэ, пс, ппс, атп, ку, упк, ппп, эчс.
  • 5.23. Работы на воздушных линиях электропередачи 6, 10, 35 кВ и до 1000 в, на осветительных установках пассажирских платформ, на ригелях и прожекторных мачтах железнодорожных станций.
  • 5.24. Рытье траншей для кабелей вдоль или поперек железнодорожного полотна.
  • 5.25. Работа на опорах воздушной линии электропередачи напряжением до 35 кВ, в том числе вблизи железнодорожного полотна.
  • 5.26. Выполнение работ с использованием машин с шарнирной стрелой вблизи движущихся поездов.
  • 5.27. Работы с грузоподъемными машинами, механическими вышками вблизи питающих линий контактной сети и воздушных линий электропередачи.
  • 5.28. Меры безопасности при фазировке в сетях 6, 10, 35 кВ.
  • 5.29. Работы по расчистке трассы воздушной линии электропередачи от деревьев вблизи железнодорожных путей и других вл.
  • Рмсунок 6. Расположение направляющего подруба или пропила со стороны падения дерева и выше него с противоположной стороны ствола дерева основного пропила.
  • 5.30. Работы с приставных лестниц
  • 5.31. Обходы и осмотры вл. Ликвидация повреждений на вл.
  • 5.32. Требования пожарной безопасности к содержанию территории и распределительных устройств электроустановок.
  • Группы по электробезопасности персонала, обслуживающего электроустановки
  • Правила прохода по железнодорожным путям
  • Рекомендации по оценке знаний персонала по электробезопасности
  • Удостоверение №
  • Перечень обязательной оперативно-технической документации на тяговых подстанциях, районах электроснабжения
  • 1. Общая документация.
  • 2. Специальная документация на тяговых подстанциях.
  • 3. Специальная документация в районах электроснабжения.
  • Техническое указание № о-04/05 «Об определении опасных мест на контактной сети, тяговых и понизительных подстанциях, постах секционирования, пунктах параллельного соединения и линиях электропередачи»
  • 1. Порядок выявления опасных мест.
  • 2. Обозначение опасных мест.
  • 3. Выполнение работ в опасных местах.
  • 4. Ликвидация опасных мест.
  • Карта технологического процесса подготовки работы в опасном месте
  • Форма наряда-допуска эу-44
  • Наряд-допуск №
  • Регистрация целевого инструктажа, проводимого выдающим наряд
  • Регистрация целевого инструктажа,
  • Регистрация целевого инструктажа, проводимого ответственным руководителем (производителем работ, наблюдающим)
  • Лицевая сторона наряда
  • Оборотная сторона наряда
  • Наряд-допуск
  • Наряд-допуск №
  • Порядок заполнения наряда-допуска формы эу-115 (наряда)
  • Лицевая сторона наряда
  • Оборотная сторона наряда
  • Требования безопасности к лестницам, лесам, подмостям, сходням и другим приспособлениям
  • Журнал учета работ по нарядам и распоряжениям
  • Нормы комплектования тяговой подстанции, пс, ппс, атп, выездных бригад средствами защиты
  • Распределительные устройства напряжеием выше 1000 в тяговой подстанции
  • Нормы комплектования рабочего места в трансформаторной подстанции, выездных бригад средствами защиты
  • Распределительные устройства напряжением выше 1000 в подстанции
  • Оперативно-выездные бригады, обслуживающие подстанции, воздушные и кабельные линии электропередачи
  • Журнал учета и содержания средств защиты (рекомендуемая форма)
  • Переносные заземления
  • Ремонтные работы на кабелях
  • Классы электроинструмента и электрических машин
  • Меры безопасности при работе с ручным инструментом
  • Формы заявки, приказа и уведомления на производство работ
  • Нормы обеспечения противопожарным оборудованием объектов тягового электроснабжения
  • Меры первой медицинской помощи пострадавшим в аварийной ситуации
  • Содержание
  • 3. Оперативное обслуживание и производство работ на тяговых подстанциях и в электроустановках районов электроснабжения 21
  • 4. Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности
  • 4.4. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации
  • 5. Меры безопасности при подготовке
  • Приложения
  • Техническое указание № о-04/05 «Об определении опасных мест на контактной сети, тяговых и понизительных подстанциях, постах секционирования, пунктах параллельного соединения и линиях электропередачи»

    Персонал, обслуживающий электроустановки, подвергается опасности травмирования электрическим током. С этой позиции электроустановки всех классов напряжения до и выше 1000 В опасны, в тоже время в элек­троустановках хозяйства электроснабжения ОАО «РЖД» имеются участки, которые требуют особого внимания - опасные места.

    Такие места возникают при ликвидации повреждений, в процессе соз­дания временных схем электропитания, вводе в эксплуатацию оборудова­ния, смонтированного без проекта, с нарушением требований ПУЭ, ПУТЭКС на контактной сети, в электроустановках районов электроснаб­жения, тяговых подстанций.

    Наличие опасных мест объясняется также необходимостью эксплуата­ции не подвергшихся реконструкции устройств, выполненных в соответ­ствии с требованиями отмененных нормативных документов. Выполнение работы в опасных местах требует особого внимания.

    С целью обеспечения безопасности персонала при выполнении работ по обслуживанию электроустановок в опасных местах необходимо:

      своевременно выявлять опасные места, формировать перечни (базу дан­ных) таких мест для лиц, выдающих наряды, осуществляющих проверку пра­вильности их выписки при приеме заявок (ЭЧЦ), чтобы исключить случаи травматизма из-за отсутствия в наряде дополнительных мер безопасности;

      доводить до каждого работника сведения о наличии опасных мест, ме­рах безопасности при выполнении работ в таких местах;

      вести планомерную работу в хозяйстве по замене оборудования, мо­дернизации электроустановок с целью исключения травмоопасных узлов.

    1. Порядок выявления опасных мест.

    1.1. Выявление опасных мест должно быть проведено комиссионно.

    В состав комиссии должны входить: отраслевой заместитель начальни­ка дистанции, начальник линейного подразделения, отраслевой инженер производственно-технического отдела (технолог).

    Результаты обследования должны оформляться актом, подписанным всеми членами комиссии. На предмет выявления опасных мест должны быть обследованы контактная сеть, питающие и отсасывающие линии, воздушные линии (ВЛ) до и выше 1000 В, в том числе ВЛ автоблокировки и продольного электроснабжения, тяговые и трансформаторные подстан-

    ции, в том числе комплектного и модульного исполнения, линейные уст­ройства тягового электроснабжения, железнодорожных узлов. Акты об­следования должны быть составлены по перегонам, станциям, тяговым подстанциям, линейным устройствам тягового электроснабжения (ПС, ППС, АТП), по железнодорожным узлам с перечислением трансформатор­ных подстанций, линий до и выше 1000 В. При обследовании оборудова­ния, находящегося на территории одного подразделения и обсуживаемого персоналом другого подразделения, выявление опасных мест необходимо производить комиссией, в состав которой должны входить отраслевые за­местители начальника дистанции, курирующие оба подразделения

      В акте должен быть отражен факт проведения обследования вне за­висимости от выявленных результатов (наличия или отсутствия опасного места), указано, что обследовано, где находится опасное место, границы (перегон, станция, номер опоры, электроустановка, номер ячейки) и при­чина, по которой место отнесено к опасным. Если опасным местом являет­ся прошивка шлейфа, необходимо указать место прохождения шлейфа по отношению к контактной сети, ВЛ (над ВЛ, контактной сетью, между не­сущим тросом и контактным проводом, верхним фиксирующим и нижним фиксирующим тросами гибкой поперечины, расстояние и расположение шлейфа по отношению к ферме ригеля).

      Акты должны храниться у инженеров по охране труда, копии - у руководителей линейных подразделений и отраслевых инженеров техни­ческих отделов для планирования работы по ликвидации опасных мест, связанной с капитальными вложениями. В цехах дистанции электроснаб­жения акты должны храниться в отдельной папке.

    1.4. Повторное обследование электроустановок должно проводиться комиссионно при проведении обходов и осмотров электроустановок один раз в 2 года в соответствии с требованиями нормативных документов по техническому обслуживанию устройств СЦБ, связи и контактной сети электрифицированных железных дорог.

    Если в результате проведения аварийно-восстановительных или других работ допущены отступления от требований ПУЭ, ПУТЭКС и подготовка места работы требует повышенного внимания и выполнения дополнитель­ных мер безопасности, такое место должно быть оформлено актом как опасное место, в недельный срок по представлению начальника цеха в со­ответствии с требованием п. 1.1.

    1.5. На основании акта обследования в двухнедельный срок руководи- телем линейного подразделения совместно с отраслевым инженером про- изводственно-технического отдела должны быть составлены карты техно- логического процесса подготовки работы в опасном месте (далее карты) за подписью членов комиссии (приложение №1). На опоры с загниванием выше допустимого можно составлять одну карту, но на схемах такие места должны быть обозначены на каждом перегоне, станции. Карты утвержда- ются начальником дистанции электроснабжения. В графе «Меры безопас- ности, необходимо выполнить переключения» должны быть указаны объ- екты, присоединения и коммутационные аппараты, которые должны быть отключены при подготовке места работы, места, количество переносных

    заземлений и другие меры безопасности. Карты должны быть в линейном подразделении, копии - у отраслевого инженера. Карты необходимо кор­ректировать ежегодно, переутверждать - один раз в три года.

    1.6. На основании актов и карт отраслевым инженером должны разраба- тываться сводные перечни опасных мест (далее перечни) по установленной форме (приложение №2). Перечни подписывает ответственный за электро- хозяйство, утверждает - начальник дистанции электроснабжения. Перечни опасных мест должны быть у энергодиспетчера и инженера по охране труда в полном объеме, у отраслевого инженера технического отдела - по отрас- ли (тяговые подстанции, контактная сеть, районы электроснабжения), в ре- монтно-ревизионном участке - по тяговым подстанциям и районам элек- троснабжения, у начальника цеха - по своему цеху, у начальников районов контактной сети - кроме того, по соседним районам контактной сети. Пе- речни необходимо переиздавать ежегодно в начале года.

    1.7. Ответственным за организацию работы по выявлению опасных мест, составление необходимой документации, оформление нарядов в опасных местах в соответствии с требованиями Указания, наличием у энергодиспетчера необходимой документации, организацию контроля со стороны энергодиспетчера за выполнением работ в опасных местах явля- ется главный инженер дистанции электроснабжения.

    Подготовка приказа на создание комиссий, контроль за полнотой охва­та электроустановок линейных подразделений комиссиями по выявлению опасных мест, за предоставлением отраслевыми инженерами перечней опасных мест возлагается на инженеров по охране труда. По докладу ин­женера по охране труда ответственный за электрохозяйство решает воз­никшие вопросы с начальником дистанции электроснабжения.

    1.8. Перечни опасных мест должны быть вывешены в уголках по охране труда в помещениях тяговых подстанций, районов электроснабжения, кон- тактной сети, РРУ и изучены обслуживающим персоналом. У энергодис- петчеров перечни должны храниться в отдельной папке. Знание персона- лом перечней и карт должно проверяться при периодических испытаниях

    1.9. Примерный перечень опасных мест на тяговых и трансформаторных подстанциях и линейных устройствах тягового электроснабжения:

    1.9.1. Неогражденные токоведущие части, расположенные:

      в ЗРУ от пола на расстоянии менее при напряжении от 3 до 10 кВ - 2,5 м, 20-35 кВ - 2,7 м (ПУЭ, табл. 4.2.5Д);

      в ОРУ от земли или от кровли зданий на расстоянии менее при напря­жении: до 10 кВ - 2,9 м; 20 кВ - 3,0 м; 35 кВ - 3,1 м; 110 кВ - 3,6 м (ПУЭ, табл.4.2.2 Г);

      в ЗРУ и ОРУ на расстоянии между токоведущими частями разных це­пей в разных плоскостях, а также между токоведущими частями разных цепей по горизонтали при обслуживании одной цепи и неотключенной

    другой цепи, между токоведущими частями и зданиями или сооружениями не менее (м) при напряжении:

    (ПУЭ, табл.4.2.5 Г и 4.2.2 Д).

    Например: секционный разъединитель и секции шин (в случае отклю­чения одной из них) при секционировании шин распределительных уст­ройств только одним разъединителем.

    1.9.2. Наличие общих конструкций, по которым персонал при произ- водстве работ со снятием напряжения на одном присоединении может приблизиться к находящимся под напряжением частям других присоеди- нений на расстоянии менее указанных в Межотраслевых правилах по ох- ране труда (правилах безопасности) при эксплуатации электроустановок и настоящей Инструкции.

    Например: оборудование ОРУ, расположенное на общих конструкциях.

      Ячейки РУ питающих и отходящих линий, которые не оборудо­ваны заземляющими ножами на кабеле и блокировками, предотвращаю­щими подачу напряжения на отключенное оборудование от посторонних источников питания.

      Осветительная арматура, расположенная от неогражденных токо-ведущих частей распределительных устройств напряжением выше 1000 В на расстоянии менее 1 м.

    1.10. Примерный перечень опасных мест на воздушных линиях элек­тропередачи:

    1.10.1. Опоры с совместной подвеской проводов ВЛ напряжением 6-10 кВ и до 1 кВ, если при выполнении работ на одной из линий можно приблизиться к другой на расстояние менее 2-х метров (п.2.5.57).

    1.10.2. Опоры двухцепных линий напряжением 35 кВ и выше с расстоя- нием между ближайшими проводами разных цепей менее указанных в

    п.2.5.56 ПУЭ.

    Двухцепные линии напряжением до 1000 В и выше 1000 В до 20 кВ не яв­ляются опасным местом, так как работа на одной из цепей линии должна вы­полняться со снятием напряжения и заземлением обеих цепей.

    1.10.3. Участки ВЛ в пролете пересечения 2-х линий, если пересечение выполнено с отступлением от требований п.2.5.119, 2.5.122 ПУЭ. Наи- меньшее расстояние между проводами пересекающихся ВЛ 10 кВ между собой или с ВЛ более низкого напряжения при длине пролета до 100 м должно быть 2 м.

      Опоры, на которых установлены два и более разъединителя, две и более кабельные муфты различных присоединений.

      Опоры, на которых крепятся провода пересекающихся различ­ных линий напряжением до 1000 В.

      Участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения островных платформ на тросо­вой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах и закреплен­ных на отдельно стоящих опорах на расстоянии менее 2-х метров от кон­тактной сети.

      Опоры с загниванием больше допустимого по ПТЭЭП.

      Опоры ВЛ автоблокировки и продольного электроснабжения с установленным на них силовым оборудованием, сопротивление контура заземления которых вдвое и более превышает приведенное в ПУЭ и «Ин­струкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электро­снабжения сигнализации, централизации, блокировки и связи на федераль­ном железнодорожном транспорте» ЦЭ-881/02.

      Коммутационный аппарат РУ-0,4кВ (рубильник, автомат) на разных контактов которого (подвижных и неподвижных) присутствует на­пряжение от различных источников (схема резервирования питания РУ-0,4 кВ разных трансформаторных подстанций).

    1.11. Примерный перечень опасных мест на контактной сети.

      Врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключае­мые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудо­вания и т. п.

      Места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фик­саторов различных секций перегонов и станций.

      Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м.

      Общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м.

      Опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник.

      Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами.

    1.11.7. Места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин.

    1.11.8. Места расположения электрорепеллентной защиты.

    1.11.9. Опоры с роговыми разрядниками, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к контактной сети другого пути или фидера. Роговые разрядники, смонтированные на

    жесткой поперечине кроме роговых разрядников, шлейфы которых под­ключены к ближайшим от опоры путям.

    Приведенный перечень мест повышенной опасности может быть до­полнен руководством дистанции электроснабжения, исходя из местных ус­ловий.


    ОПАСНЫЕ МЕСТА
    1. К опасным местам на контактной сети относятся:

    врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования и т.п.;

    места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций;

    опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м;

    общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей, перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м;

    опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника;

    прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами;

    места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин;

    места расположения электрорепеллентной защиты;

    опоры с роговым разрядником, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к другому пути.

    2. К опасным местам на ВЛ относятся:

    опоры с совместной подвеской проводов ВЛ 6, 10 кВ и с напряжением до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;

    участки ВЛ в пролете пересечения двух линий, если пересечение по габаритам выполнено с отступлением от требований ПУЭ;

    опоры, на которых установлены два и более разъединителя, две и более кабельные муфты различных присоединений;

    опоры, на которых крепятся провода пересекающихся линий напряжением до 1000 В различных присоединений;

    участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения пассажирских платформ на тросовой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах поперечин;

    деревянные опоры с загниванием более допустимого.

    3. Опасные места должны быть обозначены предупреждающими знаками и плакатами "Внимание! Опасное место".

    Приложение 4
    УКАЗАТЕЛИ, ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ, РУЧНЫЕ СИГНАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА КОНТАКТНОЙ СЕТИ
    УКАЗАТЕЛИ "ОПУСТИТЬ ТОКОПРИЕМНИК"
    1. На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели "Опустить токоприемник", помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 58).

    Рис. 58
    При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками. Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.
    ПОСТОЯННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
    2. В случае применения сигнальных указателей "Опустить токоприемник" перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями "Внимание! Токораздел" (рис. 59, а ). Постоянный сигнальный знак "Поднять токоприемник" с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 59, б ).

    Схема установки сигнальных указателей "Опустить токоприемник" и постоянных сигнальных знаков "Поднять токоприемник" и "Внимание! Токораздел" приведена на рис. 60. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.

    При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака "Поднять токоприемник" должно быть не менее 250 м.

    Рис. 59


    Рис. 60
    3. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак - чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 61, а ).

    Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 61, б ).

    Рис. 61
    На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути. Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

    4. Предупредительные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются на электрифицированных участках:

    "Отключить ток" (рис. 62, а ) - перед нейтральной вставкой;

    "Включить ток на электровозе" (рис. 62, б );

    "Включить ток на электропоезде" (рис. 62, в ) - за нейтральной вставкой.

    Схема установки этих знаков приведена на рис. 63.

    Рис. 62


    Рис. 63
    Сигнальный знак "Конец контактной подвески" (рис. 64) устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода.

    Рис. 64
    ВРЕМЕННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
    5. В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, производстве плановых ремонтных и строительных работ, когда при следовании поездов необходимо опускать токоприемники), устанавливаются временные сигнальные знаки с отражателями, которые показывают:

    "Подготовиться к опусканию токоприемника" (рис. 65, а );

    "Опустить токоприемник" (рис. 65, б );

    "Поднять токоприемник" (рис. 65, в ).

    Схема установки этих знаков приведена на рис. 66.

    Рис. 65

    Рис. 66
    Если на двухпутном участке ведутся плановые ремонтные путевые и строительные работы с пропуском поездов по одному из путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, сигнальный знак "Опустить токоприемник" устанавливается на расстоянии не менее 100 м от ограждаемого участка. Остальные сигнальные знаки устанавливаются по указанной на рис. 66 схеме.

    В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал "Опустить токоприемник" (рис. 67):

    днем - повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;

    ночью - повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.

    Рис. 67
    Машинист обязан: подать оповестительный сигнал, при обесточенной электрической цепи опустить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприемники и продолжить движение.

    Приложение 5
    МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С РУЧНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ И МОНТАЖНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ
    1. Бойки молотков и кувалд должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

    2. Рукоятки молотков, кувалд и другого инструмента ударного действия должны быть изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины, кизила, граба) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих прочность и надежность в работе. Свободный конец рукоятки должен несколько утолщаться (кроме кувалд) во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом.

    У кувалд рукоятка к свободному концу несколько утоньшается. Кувалду насаживают на рукоятку в сторону утолщенного конца без клиньев. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке выполняются из мягкой стали с насечками (ерши).

    3. Рукоятки лопат изготавливаются из древесных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов.

    4. Инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов. На рабочем конце не должно быть повреждений. Длина инструмента ударного действия должна быть не менее 150 мм.

    5. При работе клиньями или зубилами с помощью кувалд следует применять клинодержатели с рукояткой длиной не менее 0,7 м.

    6. При работах с инструментом ударного действия работники должны пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц.

    7. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. Применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого запрещается.

    8. Запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. Допускается удлинять рукоятки ключей дополнительными рычагами только типа "звездочка" либо применять ключи с длинными рукоятками. Во избежание падения запрещается класть инструмент на перила ограждений или на край площадки лесов, подмостей, а также вблизи открытых люков, колодцев.

    9. Рабочие поверхности губок разводного ключа должны быть параллельны между собой. Допускается отклонение от параллельности, направление на уширение зева к его основанию, не превышающее 2°. При повороте червяка подвижная губка ключа должна перемещаться по всей длине зева плавно, без заеданий. В процессе эксплуатации разводного ключа должно обеспечиваться удержание червяка от самопроизвольного поворота. Не должно быть выпадения губки при разведении зева. При эксплуатации разводных ключей не допускается пользование дополнительными рычагами и использование ключа с размерами под зев свыше указанного на ключе.

    10. Натяжные муфты не должны иметь изгиба винтов, люфта, винтов в направляющих гайках, трещин и заусенцев на корпусе муфты

    11. Рукоятки рихтовочных ключей должны быть гладкими и не иметь заусенцев.

    12. Напильники, ножовки и другие инструменты заостренным концом со стороны рукоятки должны быть насажены на деревянные рукоятки со стяжными кольцами. Работать таким инструментом без рукояток запрещается.

    13. Блоки полиспастов должны иметь клеймо с указанием грузоподъемности. Ролики в полиспастах должны легко вращаться, для чего их необходимо систематически смазывать. Щеки блоков, реборды роликов, натяжной крюк и петли не должны иметь трещин, сколов и других дефектов.

    Приложение 6
    РАБОТА С МЕГАОММЕТРОМ
    1. Измерения мегаомметром в установках напряжением выше 1000 В производят по наряду два работника, один из которых должен иметь группу IV.

    В установках напряжением до 1000 В измерения выполняются по распоряжению двумя лицами, одно из которых должно иметь группу III.

    Измерения мегаомметром выполняются на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

    2. Испытания изоляции линии, которая может получать напряжение с двух сторон, разрешается производить только в том случае, если от оперативного персонала электроустановки, которая присоединена к другому концу этой линии, получено сообщение о том, что выключатель и разъединители отключены и вывешен плакат "Не включать. Работают люди".

    3. Перед началом испытаний необходимо убедиться в отсутствии людей, работающих на той части электроустановки, к которой присоединен испытательный прибор, запретить находящимся вблизи него лицам прикасаться к токоведущим частям и, если нужно, выставить охрану.

    4. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, запрещается. После окончания работы необходимо снять остаточный заряд с проверяемого оборудования посредством его кратковременного заземления.

    5. Измерения мегаомметром запрещаются:

    на одной из цепей двухцепных линий напряжением выше 1000 В, в то время когда другая цепь находится под напряжением;

    на одноцепной линии, если она идет параллельно работающей линии напряжением выше 1000 В;

    во время грозы или при ее приближении.

    Приложение 7
    ПЛАКАТЫ И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ


    Номер плаката или знака

    Наименование и назначение

    Исполнение, размеры, мм

    Область применения

    ПЛАКАТЫ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ

    1.

    "Не включать. Работают люди".

    Для запрещения подачи напряжения на рабочее место


    Красные буквы на белом фоне.

    Кайма красная шириной 13 и 5 мм.

    Плакат переносный


    В электроустановках напряжением до и выше 1000 В. Вывешиваются на приводах разъединителей, отделителей, выключателях нагрузки, на ключах и кнопках дистанционного управления, на коммутационной аппаратуре до 1000 В (в автоматах, рубильниках, выключателях), при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на рабочее место. На присоединениях до 1000 В, не имеющих в схеме коммутационных аппаратов, плакат вывешивают у снятых предохранителей

    2.

    "Не включать. Работа на линии".

    Для запрещения подачи напряжения на линию, на которой работают люди


    Белые буквы на красном фоне.

    Плакат переносный


    То же, но вывешивают на приводах, ключах и кнопках управления тех коммутационных аппаратов, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на ВЛ или КЛ, на которой работают люди

    ЗНАКИ И ПЛАКАТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ

    3.


    По ГОСТ 12.4.026-76 (знак № 2.5).

    Фон желтый, кайма и стрела черные.

    Сторона треугольника:

    360 на дверях помещений

    100 для оборудования и тары

    Знак постоянный


    В электроустановках напряжением до и выше 1000 В.

    Укрепляются на внешней стороне входных дверей РУ за исключением дверей комплектного распределительного устройства и КТП, расположенных в этих устройствах; наружных дверей камер выключателей и трансформаторов; ограждений токоведущих частей, расположенных в производственных помещениях; дверей щитов и сборок напряжением до 1000 В


    То же

    То же

    В населенной местности*.

    Укрепляется на опорах ВЛ выше 1000 В на высоте 2,5-3 м от земли, при пролетах менее 100 м укрепляется через опору, при пролетах более 100 м и переходах через дороги - на каждой опоре. При переходах через дороги знаки должны быть обращены в сторону дороги, в остальных случаях - сбоку опоры поочередно с правой и левой стороны. Плакаты крепят на металлических и деревянных опорах


    4.

    "Осторожно! Электрическое напряжение".

    Для предупреждения об опасности поражения электрическим током


    Размеры те же, что и у знака № 3.

    Кайма и стрела наносятся посредством трафарета на поверхность бетона несмываемой черной краской.

    Фоном служит поверхность бетона.

    Знак постоянный


    То же, но только на железобетонных опорах ВЛ

    5.

    "Стой! Напряжение".

    Для предупреждения об опасности поражения электрическим током


    Черные буквы на белом фоне.

    Кайма красная шириной 21 мм.

    Плакат переносный


    В электроустановках до и выше 1000 В.

    В ЗРУ вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под рабочим напряжением (когда снято постоянное ограждение); на временных ограждениях, устанавливаемых в проходах, куда не следует заходить; на постоянных ограждениях камер, соседних с рабочим местом.

    В ОРУ вывешивается при работах, выполняемых с земли, на канатах и шнурах, ограждающих рабочее место; на конструкциях, вблизи рабочего места на пути к ближайшим токоведущим частям, находящимся под напряжением


    6.

    "Испытание. Опасно для жизни".

    Для предупреждения об опасности поражения электрическим током при проведении испытаний повышенным напряжением


    Черные буквы на белом фоне.

    Кайма красная шириной 21 мм.

    Стрела красная по ГОСТ 12.4.026-76. 280210


    Вывешивается надписью наружу на оборудовании и ограждениях токоведущих частей при подготовке рабочего места для проведения испытания повышенным напряжением

    7.

    "Не влезай. Убьет!"

    Для предупреждения об опасности подъема по конструкциям, при котором возможно приближение к токоведущим частям, находящимся под напряжением


    Черные буквы на белом фоне. Кайма красная шириной 21 мм.

    Стрела красная по ГОСТ 12.4.026-76.

    Плакат переносный


    В РУ вывешивается на конструкциях, соседних с той, которая предназначена для подъема персонала к рабочему месту, расположенному на высоте

    8.

    "Внимание! Опасное место".

    Фон желтый, кайма и стрела черные

    В опасных местах на конструкциях РУ тяговых подстанций, на контактной сети

    9.

    "Осторожно! Негабаритное место"

    Фон желтый, кайма и восклицательный знак внутри каймы черные

    Устанавливается на границах зон, где пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава не обеспечивает безопасность работающих

    ПЛАКАТЫ ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ

    10.

    "Работать здесь".

    Для указания рабочего места


    Белый круг диаметром 168 и 68 мм на зеленом фоне.

    Буквы черные внутри круга.

    Кайма белая шириной 5 и 2 мм. 250250;

    Плакат переносный


    В электроустановках электростанций и подстанций вывешивают на рабочем месте. В ОРУ при наличии защитных ограждений рабочего места вывешивают в месте прохода за ограждение

    11.

    "Влезать здесь".

    Для указания безопасного пути подъема к рабочему месту, расположенному на высоте


    То же

    Вывешивают на конструкциях или стационарных лестницах, по которым разрешен подъем к расположенному на высоте рабочему месту

    ПЛАКАТ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ

    12.

    "Заземлено".

    Для указания о недопустимости подачи напряжения на заземленный участок электроустановки


    Черные буквы на синем фоне.

    Кайма белая шириной 13 и 5 мм.

    8050


    В электроустановках электростанций и подстанций вывешивают на приводах разъединителей, отделителей и выключателей нагрузки, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на заземленный участок электроустановки, и на ключах и кнопках дистанционного управления ими