Папская резиденция. Апостольский дворец, Ватикан: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Потолок Сикстинской капеллы


Апостольский дворец

Апостольский дворец - официальная резиденция папы Римского в Ватикане. Но чаще всего можно услышать другие варианты названия: Папский дворец или Ватиканский дворец. Апостольский дворец - это не просто папские апартаменты, а целый исторический и музейный комплекс, который с уверенностью можно назвать одним из грандиозных архитектурных сооружений, представляющих неоспоримую художественную и историческую ценность.

В комплекс Ватиканский дворец входят такие здания как Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско - католической церкви, Библиотека Ватикана, Ватиканский музей и несколько часовен. Во дворце более тысячу помещений, среди них Зал консисторий, Климентинский зал, Большой и Малый тронные залы, кабинет Папы и кабинет для частных аудиенций, которые расположились на третьем этаже. А на четвертом этаже находятся помещения папского секретариата.

Немного из истории. А именно немного, потому что достоверно так и неизвестно когда было начато строительство Ватиканского дворца. Одни эту дату приписывают к временам Константина Великого, начало IV века, другие относят первую постройку к временам папы Симмаха, VI век. Достоверно известно только одно, что во время приезда Карла Великого для коронования, папской резиденцией служил дворец на Ватиканском холме. Это было конец VIII начало IX веков. Но позже дворец был запущен. И только 1377 году Ватикан становится постоянной резиденцией папы, и этот период начинается со строительства ряда грандиозных построек.

Ватиканский дворец представляет собой целую композицию архитектурных собраний дворцов, залов, галерей и капелл, которые относятся к разному времени постройки, а по стилю принадлежат к различным эпохам. Ватиканский дворец - это сокровищница архитектуры, живописи и скульптуры, главная достопримечательность Ватикана. Во дворце можно насчитать более 20 дворов, 12 тысяч различных комнат, а так же более 200 лестниц.

Если посмотреть на дворец сверху, то его внешний вид напоминает форму неправильного четырехугольника, который протянулся в косом направлении с юга на север от храма Святого Петра. На восточной и западной части расположены галереи, которые соединяют Ватиканский и Бельведерский дворцы, а между ними - поперечные галереи, которые поделили все пространство на три двора. Самая старейшая часть дворца - южная, главный вход в которую находится правее колоннады Святого Петра, недалеко от конной статуи Константина Великого. Главная лестница ведет в Царскую залу, через которую вы попадете в знаменитую Сикстинскую капеллу.

Лоджия Рафаэля

Станцы Рафаэля

Апартаменты Борджа

Фрески капеллы Niccolina

Сикстинская капелла в Ватикане

Сикстинская капелла в Ватикане - это бывшая домовая церковь. Сикстинская капелла - это исторический, художественный и религиозный памятник, который относится к эпохи Возрождения. Сегодня Сикстинская капелла является самой известной капеллой не только в Ватикане, но и во всем мире.

Вид капеллы с собора святого Петра

Сикстинская капелла была построена на том месте, где до нее стояла «Великая капелла», в которой в эпохе Средневековья собиралось более 200 кардиналов. Папа Сикст IV решил укрепить эту постройку, от набегов войск, который угрожали восточным берегам Италии. Именно в честь него и была названа Сикстинская капелла. Архитектором этого проекта стал Баччо Пантелли, а работы по строительству велись под руководством Джордже де Дольчи. И в праздник Вознесения, 15 августа 1483 году капеллу осветили.

В 1481 - 1483 году была приглашена группа флорентийских художников в Рим, для росписи стен Сикстинской капеллы. Это были такие известные художники как Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Баттичелли, при участии своих помощников: Синьорелли, Бьяджо д’Антонио, Пинтуриккио, Давид Гирландайо, Бартоломео делла Гатта, Пьеро ди Козимо. Эти фрески содержали многочисленные изображения портретных фигур. Изночально фресок было 16, но до наших дней сохранилось только 12.

Внутреннее помещение Сикстинской капеллы представляет собой прямоугольный зал с овальным сводом, который поделен на две части красивейшим мраморной оградой, сделанной Мино де Фьезоле. Такую ценность Сикстинской капелле придали именно эти фрески, которые и украшают все стены внутри здания. Стены капеллы описывают два цикла - Это история Христа и история Моисея. История Христа: Крещение Христа (Перуджино), Признание первых апостолов (Гирландайо), Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли), Нагорная проповедь (Козимо, Росселли), Тайная вечеря (Козимо, Росселли), Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино). История Моисея: Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея (Боттичелли), Обрезание сына Моисея Елиазара (Перуджино), Переход через Красное море (Козимо, Росселли), Дарование заповедей и золотой телец (Козимо, Росселли), Возмущение против законов Моисея (Боттичелли), Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли).

Все вышеперечисленные художники и их росписи представляют большую ценность, но все, же самые ценные считаются те фрески, которые были написаны чуть позже и сделаны они были Микеланджело. Именно эти фрески считаются главными шедеврами ренессансного искусства.

Микеланджело начал работать в начале XVI века. В одиночку знаменитый на весь мир скульптор расписал более 500 квадратных метров потолка Сикстинской капеллы. Вся композиция Микеланджело состоит из более десятков отдельных фресок, которые между собой создают впечатление единого целого. На потолке Сикстинской капеллы запечатлены самые важные моменты из Библии, начиная от сотворения мира и заканчивая «Страшным судом».

Потолок Сикстинской капеллы

Почти четыре года понадобилось Микеланджело чтобы закончить работу над фресками. Такая значимая работа не могла не сказать на его здоровье: большое количество краски попало в его легкие. Это жертва того стоила, но из-за плохого состояния Микеланджело пришлось на время остановить свои работы, которые он возобновил только в 1536 году. После долгого перерыва он вернулся, что бы закончить свою последнюю фреску «Страшный суд», над которой трудился уже в возрасте 60 лет. И это не смогло не сказаться на его работе.

«Страшный суд»

Страшный суд,детали

Многие не поняли «Страшный суд» Микеланджело. В этой фреске он представил человека, как существо, которое ничего не может противопоставить судьбе. Его работала была раскритикована, а священнослужители пытались вообще уничтожить последнюю фреску, из-за того что все персонажи на ней изображены обнаженные. Ее удалось спасти, нарисовав им набедренные повязки. По-настоящему оценить работу Микеланджело смогли только спустя десятилетия.

Фрески Сикстинской капеллы подвергались несколько раз реставрации. Последняя такая реставрация проводилась в 1980 - 1994 годы. Эта реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, вызвав многочисленные споры, критику и негативные отклики.

Крещение

Искушение Христа

Призвание апостолов

Нагорная проповедь

Тайная вечеря

Вручение ключей

Призвание Моисея

Обрезание сына Моисея

Переход через море

Дарование заповедей

Возмущение против законов

Смерть Моисея

Бельведерский дворец

Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента. В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем — зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы — все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский, Лаокоон и его сыновья, Гермес Бельведерский и Персей Кановы.

Самая важная и древняя постройка Ватикана – Апостольский дворец, по-другому называют Папский дворец или Ватиканский дворец. С четырнадцатого века здесь располагалась официальная резиденция Папы Римского в Ватикане. Официально ее называют Дворец Сикста V.

Ватиканский дворец не является одним зданием и не выполнен в одном стиле. В комплекс сооружений Апостольского дворца включены правительственные учреждения Римско-католической церкви, Папские апартаменты, библиотека Ватикана, ватиканские музеи, некоторые часовни. На третьем этаже Папского дворца размещены залы для официальных встреч, среди которых Зал консисторий, кабинет Папы, Климентинский зал, Большой и Малые тронные залы, папская библиотека, помещения для частных аудиенций. Помещения папского секретариата располагаются на четвертом этаже.

Более тысячи помещений дворца получили всемирную известность благодаря размещению в них величайших произведений искусств. Это Станцы Рафаэля, Сикстинская капелла с широко известными фресками потолка, выполненными Микеланджело (отреставрированы в 1980/90 годах).

До того, как столица Италии была переведена в Рим в 1871 году, летняя резиденция папы располагалась в Квиринальском дворце. Еще одной папской резиденцией служил Латеранский дворец, летняя загородная резиденция располагается в городке Кастель-Гандольфо.

История

О том, когда началось строительство Ватиканского дворца, точных сведений не имеет никто. Некоторые историки приписывают ее Константину Великому, а кто-то относит первоначальное строительство к периоду папы Симмаха (шестой век). Достоверно то, что дворец на Ватиканском холме служил резиденцией папы римского Льва III в период посещения Рима Карла Великого для коронования. Со временем дворец пришел в запустение, и резиденцию папы перенесли в Лютеранский дворец. С момента, когда папы возвращались из Авиньона (1377 год) Ватикан превращается в постоянную папскую резиденцию, целая череда грандиозных построек способствует его расширению.

Знаменитая Сикстинская капелла создана при Сиксте IV (1471 год). Вблизи Ватикана при Иннокентии VIII в 1490 году был воздвигнут Бельведерский дворец. Архитектор Донато Браманте по поручению папы римского Юлия II (1503 год) двумя великолепными галереями соединил его с Ватиканом. Браманте начал создавать ложи, окружающие двор Святого Дамаза. Позже их закончил и расписал Рафаэль со своими учениками. Капелла Паулинская и находящаяся рядом с ней Царская зала построены папой Павлом III.

В период правления Пия IV и Григория XIII возникли восточное и северное крыла лож. Поперечная галерея, в которой размещена Ватиканская апостольская библиотека, была построена Сикстом V. Музей Пия-Климента основали Климент XIV и Пий VI. Музей Кьярамонти основал Пий VII, он же провел Браччио Нуово – вторую поперечную галерею (1817-1822 года). Музеи Египетский и Этрусский основаны папой Григорием XVI. Четвертая стена двора Святого Дамаза сооружена во время правления папы Пия IX, тогда же покрыта стеклянной крышей Ложа Рафаэля.

Внешний вид дворца

Папский дворец не является однородным архитектурным целым; это – комплекс дворцов, капелл, зал, галерей, которые по времени и стилю относятся к разным эпохам и заключают в себе неподражаемое собрание сокровищ живописи, скульптуры, архитектуры. Неповторимый архитектурный ансамбль включает до двадцати дворов, двенадцать тысяч комнат, двести лестниц. Внешний вид являет собой неправильный четырехугольник, растянувшийся в косом направлении с юга на север от храма Святого Петра. Две галереи, соединяющие старый Ватикан и Бельведер, образуют восточный и западный продольные фасады.

Две поперечные галереи: Библиотечная и Браччио Нуово свободное пространство между галереями разделяют на три двора. Вблизи Ватикана двор называют Бельведерским. На склоне холма, на запад от дворца, где разместилась вилла папы Пия IV, созданная Пирро Лигорио, расположен второй большой сад Girardino Pontifico. Сад Giardino della Pigna находится в третьем дворе.

Южная сторона дворца

С правого крыла колоннады Святого Петра, вблизи конной статуи Константина Великого располагается главный вход. Оформленная великолепной ионической колоннадой центральная лестница ведет в Sala Regia – Царскую залу, которая служит вестибюлем для Паулинской и Сикстинской капелл. Царскую залу украшают прекрасные фрески Вазари, Сиккиоланте, братьев Цуккеро, Саммакини, Сальвиати.

Паулинскую капеллу выделяет наличие в ней двух фресок Микеланджело: «Распятие ап. Петра» и «Обращение апостола Павла», существенно пострадавшие от воздействия копоти восковых свечей. В светлые дни Пасхи здесь совершают богослужение. На втором этаже размещены широко известные ложи Рафаэля, четыре залы – Станцы Рафаэля, расписанные по поручению Юлия II, Льва Х Рафаэлем и его учениками.

Зал Константина ведет в зал светотеней – Sala de Chiroscuri, откуда есть выход с одной стороны в галерею Лож, с другой – в капеллу San Lorenzo, оформленную фресками Фра Ангелико. Также в Ложи можно попасть из двора Святого Дамаза по главному пути – великолепной лестнице, состоящей из 118 степеней, возведенной при папе Пие IX.

В девятнадцатом веке в пяти залах на третьем этаже располагалась Ватиканская картинная галерея, состоящая из небольшого числа картин – избранных произведений великих мастеров. Весной 1908 года в крыле Бельведерского дворца начала работать Ватиканская пинакотека. В 1932 году по заказу папы Пия XI для пинакотеки было построено новое специальное здание.

Со стороны собора Святого Петра, вокруг двора Святого Дамаза расположены личные апартаменты папы и зал аудиенций.

Бельведерский дворец

Музей Пия-Климента размещается в Бельведерском дворце, куда ведут два вестибюля: круглый с неповторимым видом на панораму города Рима и четырехугольный, в котором находится общеизвестный бельведерский торс Геркулеса.

Возле круглого вестибюля расположен зал Мелеагра, в котором установлена статуя этого этолийского героя – мифического охотника на калидонского вепря. Из круглого вестибюля имеются выходы в восьмиугольный внутренний двор, который окружен портиком с шестнадцатью гранитными колонами. В четырехугольных нишах установлены всемирно знаменитые статуи Аполлона Бельведерского, Лаокоона и его сыновей, Персея Антонио Кановы, Гермеса Бельведерского.

Путь из внутреннего двора ведет в галерею Статуй, в которой среди других произведений размещены Спящая Ариадна, Аполлон Савроктонский, Купидон Праксителя. Далее через зал Зверей (коллекция отлично изготовленных скульптурных фигур животных) следуют в зал Муз. Он представляет из себя восьмиугольное помещение, поддерживаемое шестнадцатью колоннами из каррарского мрамора, в котором установлены античные статуи Аполлона Массагетского и муз, обнаруженных в Тиволи.

Из зала Муз можно попасть в Круглую залу на десяти мраморных колоннах с куполом и полом, выложенным античной мозаикой, обнаруженной в Отриколе. Здесь находятся статуи Цереры, Антиноя, Геркулеса, Юноны и др., из красного порфира бассейн уникальный в своем роде по красоте и величине. От этой залы на юг расположен зал Греческого Креста, названный так по своей форме. В нем размещены саркофаги Святых Елены и Констанции, сделанные из темно-красного порфира.

Отсюда попадают на главную внутреннюю лестницу музея, созданную Симонети. Ее украшают тридцать колонн из красного гранита и две из черного порфира. Эта лестница приведет в основанный Пием VII Египетский музей; затем на второй этаж в галерею Канделябр, Этрусский музей. Размещенный в тринадцати залах музей основал Григорий XVI, в нем находится богатейшее собрание древнеиталийских ценностей.

Далее лестница выводит в прекрасный сад della Pigna. С торца в стене оборудована полукруглая ниша (1560 год, автор архитектор Пирро Лигорио), в которой установлен бронзовый римский фонтан, имеющий форму шишки I в. и давший название этому саду.

Галереи Браманте, Арацци, Браччио-Нуово

Музей Кьярамонти занимает галерею Браччио-Нуово и северную сторону восточной галереи Браманте. Все стороны галереи Браманте разделены на тридцать отделений, обставленных древним собранием статуй, барельефов, бюстов (Юлий Цезарь, Тиберий, Силен, Сон и др., бюсты: Сципиона Африканского, Цицерона, Мария и др.).

Галерея Браччио-Нуово содержит статуи: Тита, Августа, Еврипида, Клавдия, Минервы, Демосфена и др., бюсты: Лепида, Марка Антония, Траяна, Адриана и др. Только одна решетка отделяет галерею Киарамонте и основанный папой римским Пием VII музей Надписей, имеющий более трех тысяч памятников.

Западная галерея Браманте включает следующие залы и музеи. Нумизматический кабинет. Зал альдобрандинской свадьбы. Кабинет папирусов. В музее священных предметов хранится собрание церковной древней утвари, обнаруженной в катакомбах и др. Музей светских предметов включает коллекцию античной утвари, изготовленной из разных металлов; драгоценных камней; бронзовых статуэток идолов; резьбы из слоновой кости. Зал византийских художников, где папа Григорий XVI разместил коллекцию картин 13-14 веков.

В западной галерее Браманте (второй этаж) галерея Арацци содержит в себе драгоценную коллекцию ковров, выполненных по картонам Рафаэля, с изображением деяний святых апостолов.

Ватикан – удивительное государство. Ни один турист не остается равнодушным после посещения Апостольского дворца или визита в папскую обитель. Кто-то восторгается Сикстинской капеллой, кто-то проводит время в строгих садах Ватикана, кто-то любуется и восхищается гениальными фресками мастеров Средневековья. Но каждый гость здесь встретит и увидит то, что оставит в его памяти наилучшие впечатления навсегда.

Апостольский дворец (Apostolic Palace), также известный как Ватиканский или Папский дворец - главная официальная резиденция главы Римской католической церкви, папы Римского. Здание располагается сбоку от собора Святого Петра и считается одной из ключевых достопримечательностей Ватикана .

История строительства

Определить временную точку отчета, с которой началось строительство будущей резиденции глав католической церкви, довольно сложно. Однако многие считают, что строительство дворца началось примерно в V веке и представляло собой на тот момент ряд помещений, в которых жили и работали наследники апостола Петра. Комплекс дворцов постепенно расширялся и обогащался произведениями искусства.

В эпоху Возрождения произошел подлинный архитектурный бум, и целый городской квартал Рима превратился в грандиозный комплекс зданий, в строительстве которых принимали участие самые известные архитекторы, скульпторы и живописцы - Браманте, Бернини, Микеланджело, Рафаэль и многие другие.

Сегодня, этот архитектурный шедевр является одним из величайших объектов исторического наследия не только в Европе, но и в мире.

Дворец изнутри

Ватиканские дворцы - один из самых величественных в мире архитектурных ансамблей с исторической и художественной точек зрения. По своей форме, дворец напоминает неправильный четырехугольник, тянущийся к северу от Собора Святого Петра . Он состоит из тысячи комнат, а также включает часовни, музеи и папскую библиотеку, в которой хранятся настоящие сокровища знаний.

Одним из красивейших залов дворца считается Климентинский зал, созданный в XVI веке . Это целая галерея, наполненная фресками и прочими произведениями искусств. В самом дворце можно увидеть не только христианские реликвии - здесь собраны древнеегипетские, сирийские, античные скульптуры, а также великолепные образцы живописи эпохи Ренессанса.

Всего здесь насчитывается около 20 дворов, более 200 лестниц и 12 тысяч комнат. Главный вход лежит со стороны правого крыла колоннады Святого Петра, рядом с которой возвышается конная статуя Константина Великого. Здесь же находится главная лестница – Скала Реджа, ведущая в царскую залу.

Сикстинская Капелла

Одной из главных достопримечательностей дворца является Сикстинская Капелла . Она была сооружена по приказу Сикста IV в период между 1473 и 1480 годами мастером Джованнино де’ Дольчи. Капелла состоит из прямоугольного зала длиной 40, шириной 13 и высотой 20 метров, освещенного 12 полукруглыми окнами под бочарным сводом. В капелле проходят самые важные религиозные обряды в присутствии Папы, высших иерархов церкви, дипломатического корпуса. Также в ней собирается и конклав - закрытое собрание всех кардиналов для избрания нового главы церкви.

Потолок Капеллы полностью расписан одним из «Титанов Возрождения», Микеланджело Буонаротти , он же выполнил настенную фреску «Страшный суд». Также над росписью стен трудились такие гении как Сандро Ботичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккьо, Доменико Гирландайо.
Из этого видео вы узнаете, как выглядит Сикстинская Капелла изнутри. Это видео уникально: оно снято в день 500-летия потолочной фрески.

Ватиканская Пинакотека

Здание, в котором сейчас размещается Ватиканская Пинакотека, было построено архитектором Лукой Бельтрами для Папы Пия XI. В здании размещается Главное управление делами Ватикана, хранилище, реставрационные мастерские и пятнадцать залов, в которых выставлено около 500 произведений искусства , в том числе гобелены по эскизам Рафаэля.

Резиденция Папы Римского

Рабочим местом Папы является дворец, который высится за северным полукругом знаменитой колоннады Бернини. Возведение палаццо было завершено при Папе Клименте VIII в конце XVI – начале XVII веков. На верхнем этаже справа находятся апартаменты нынешнего Папы Римского. Второе окно справа – его рабочий кабинет, и каждое воскресенье он обращается из него к верующим , которые собираются на площади Святого Петра, с традиционной проповедью Angelus. Из этого же окна в Апостольском дворце понтифик оглашает каждый год в конце декабря традиционное Рождественское послание Urbi et Orbi (Граду и миру).

Есть в Апостольском дворце и другие папские апартаменты, апартаменты Борджа. Они принадлежали знаменитому Родриго де Борджа (папе Александру VI), возглавлявшему католическую церковь в период с 1492 по 1503 год и прославившемуся отнюдь не богоугодными деяниями. В настоящий момент эти помещения, украшенные великолепными росписями и фресками Пинтуриккьо , составляют часть музейного комплекса Ватикана и доступны для осмотра.

Полезная информация

  • Как добраться: станции метро Ottaviano – San Pietro – Musei Vaticani, Cipro (линия А), далее пешком 10 минут
  • Адрес: 00120, Via Sant’Anna, Vatican City
  • Время работы: Все ватиканские музеи доступны для посещения с понедельника по субботу , а время работы – с 9 до 18 часов . Исключения составляют дни, объявленные в Италии государственными праздниками (это: 1 января, 1 мая и 25 декабря), а также большие церковные праздники.
  • Время молитвы “Ангелус”: Воскресенье 11:50
  • Стоимость билетов: Взрослый – 15 евро, детский – 8 евро (Все музеи Ватикана)
  • Официальный сайт (музеи Ватикана): www.museivaticani.va

Также нужно помнить о дресс-коде , потому что в шортах и майках в некоторые музеи (да и вообще на территорию Ватикана) могут просто не допустить.

Апостольский дворец - официальная резиденция Папы Римского, расположенная в Ватикане. Также известен как Папский дворец и Дворец Ватикана. В самом Ватикане здание носит название дворца Сикста V в честь Папы Римского Сикста V.

Апостольский дворец состоит из Папских апартаментов, различных офисных помещений Католической церкви и Папского престола, частных и публичных часовен, Ватиканских музеев и Ватиканской библиотеки, в том числе апартаментов Борджиа, ныне используемых для хранения произведений искусства.

Вернувшись в 1377 году в Рим после Авиньонского пленения, двор Папы Римского сперва выбрал своей резиденцией базилику Санта Мария ин Трастевере, а затем - базилику Санта Мария Мадджоре. К тому моменту старый Ватиканский дворец пришел в полный упадок, а Латеранский дворец, бывший некогда официальной резиденцией Пап, дважды подвергался серьезным пожарам. В 1447 году Папа Римский Николай V снес старинное укрепленное строение, чтобы на его месте возвести нынешний Апостольский дворец. Затем на протяжении полутора сотен лет дворец достраивался и украшался. Свой нынешний облик он начал приобретать в конце 16-го века при Папе Сиксте V. В 20-м веке по приказу Папы Пия XI был построен монументальный вход в картинную галерею и музей.

Если быть точным, то Апостольский дворец представляет собой несколько отдельно стоящих зданий, расположенных вокруг двора Сикста V (Кортиле ди Систо V). Он стоит к северо-востоку от собора Святого Петра рядом с бастионом Николая V и дворцом Палаццо Грегорио XIII.

Апартаменты Борджиа - это ряд комнат во дворце, предназначенных для личного пользования Папы Римского Александра VI (Родриго де Борджиа). Именно он в конце 15-го века поручил итальянскому художнику Пинтуриккио украсить апартаменты фресками. Комнаты являются частью Ватиканской библиотеки и Ватиканского музея - большая их часть ныне занята ватиканской коллекцией современного религиозного искусства, начало которой было положено в 1973 году по инициативе Папы Павла VI.

Климентинский зал был создан в 16-м веке по приказу Папы Климента VIII в честь его предшественника, Папы Климента I. Как и другие часовни и апартаменты дворца, этот зал примечателен своей огромной коллекцией фресок и других произведений искусства.

Но, пожалуй, самым известным помещением Апостольского дворца является Сикстинская капелла, названная так в честь Папы Сикста IV. Она знаменита своими фресками, над которыми работали выдающиеся мастера эпохи Возрождения, - Микеланджело, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо и др.

Удивительная смесь религии, искусства и культуры, Ватикан - одно из самых загадочных мест в мире, на протяжении веков игравшее важную роль в истории Европы.

Единственное в мире католическое государство, резиденция папы римского укрывает за своими стенами удивительное количество исторических артефактов и предметов искусства, таких как работы Микеланджело над Сикстинской капеллой и всевозможные документы, свидетельствующие о суде представителей церкви над величайшими учеными Европы.

Тайные мосты для побега из города, архитектурные сооружения, перевезенные из других континентов, - предлагаем вам посмотреть, как выглядит Ватикан изнутри.

Архитектурная 3D-модель города

Первое, что видят посетители после прохода через ватиканские стены, - это огромная площадь Святого Петра. По краям площадь замыкают римские колонны, а в самом центре стоит 41-метровый обелиск, привезенный императором Калигулой из Египта.

На этой же площади прихожане собираются, чтобы послушать речи и проповеди папы римского с его балкона.

Центральной достопримечательностью является базилика Святого Петра, возвышающаяся над площадью. На то, чтобы возвести фасад здания и полностью обустроить интерьер, ушло 120 лет.

Базилика была построена на холме, где император Нерон, предположительно, отдал приказ казнить того самого Петра. Этот памятник истории преисполнен мастерством живописцев и скульпторов разных эпох.

«Коронует» базилику знаменитый массивный купол, украшенный самим Микеланджело.

С вершины купола - куда можно добраться, преодолев 551 ступеньку - открывается великолепный вид на Рим и сады Ватикана, расстилающиеся с обратной стороны базилики.

Сады занимают около 60 акров - больше половины всей площади Ватикана - и, как правило, недоступны для посетителей, так как изначально задумывались в качестве личной зоны отдыха для пап.

Среди садов расположены в том числе правительственный дворец и даже вертолетная площадка папы римского.

Рядом с вертолетной площадкой висит традиционная табличка с надписью на латыни: «Чтобы папа мог с удобством оглядывать свои владения в Ватикане с воздуха. Верховный Понтифик Павел VI».

К северу от базилики, прилегая к садам, расположены ватиканские дворцы - целая цепочка связанных друг с другом зданий, вместе насчитывающих более тысячи комнат.

Дворцы вмещают в себя множество часовен, правительственных зданий и апартаментов. Комплекс дворцов традиционно служит домом папы римского с XIV века.

Значительная часть комплекса дворцов сегодня отведена под музеи Ватикана.

Общая протяженность переплетающихся музеев комплекса - 14 километров. Говорят, что если тратить на каждый экземпляр всего по минуте времени, то на ознакомление со всем содержимым музеев уйдет четыре года.

Искусство галерей музея в прямом смысле повсюду - его можно найти и на колоннах, и на ступенях - на потолках и на стенах.

Жемчужина музея - Сикстинская капелла, часовня, в которой Микеланджело и другие художники эпохи Ренессанса трудились на протяжении 60 лет, чтобы отточить свои произведения. Из-за большого скопления туристов в часовне служба охраны периодически просит публику переходить на шепот.

Кстати, Сикстинская капелла - дом того самого конклава, где кардиналы собираются, чтобы проголосовать на выборах следующего папы. Когда решение наконец принято, из трубы на крыше часовни пускают белый дым.

По соседству с часовней расположен Апостольский дворец, изначально построенный для резиденции папы Сикстуса V и затем периодически используемый папами для жизни и приема гостей. Такой вот Белый дом в Ватикане.

Вот так дворец выглядит изнутри.

Богато украшенная Апостольская библиотека - излюбленное место пап для приемов иностранных гостей.

Охраняет Апостольский дворец - и, следует думать, весь Ватикан - самая маленькая армия в мире в составе из четырех солдат. Такая вот малочисленная швейцарская гвардия по традиции нанимается святым престолом с 1506 года, а для того, чтобы в нее попасть, необходимо быть холостяком, швейцаром по национальности и католиком в возрасте от 19 до 30 лет.

На самом деле, конечно, большую часть охранной деятельности исполняет так называемая папская жандармерия, однако официально она армией не является. Интересный факт: в процентном соотношении Ватикан - самая милитаризованная страна в мире, ведь 101 из 557 ее граждан формально числятся в вооруженных силах. На втором месте - Северная Корея.

Армии не всегда удавалось держать главу церкви в безопасности - несколько раз в истории папы сбегали через так называемый Пассетто, укрепленный коридор длиной около 800 метров, соединяющий Ватикан с замком Святого Ангела. В последний раз им воспользовался папа Климент VII, после того как Ватикан в 1527 году захватили войска императора Карла V, убив всех членов швейцарской гвардии на ступенях базилики.