Оптина пустынь шамордино где находится. Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Где можно поесть и переночевать


Развивая начатый ранее разговор о Козельске , покажу два известнейших монастыря, расположенных в окрестностях города: Введенскую Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую пустынь в деревне Шамордино. Первый известен на всю страну и притягивает тысячи паломников. Слава второго чуть меньше, но в списке достопримечательностей Калужской области он неизменно входит в первую десятку. Два монастыря при этом абсолютно друг на друга не похожи. Я бы сказал, атмосфера в них диаметрально противоположная. О сияющей и величавой Оптиной пустыни и тихом и уютном Шамордино я и предлагаю сегодня поговорить.

1. Сразу оговорюсь, что рассказ совершается от лица человека, крайне далёкого от религии. Я люблю изучать храмы и монастыри, равно как и мечети с синагогами, как часть культуры и истории тех или иных мест. В вопросах же богословия и веры не разбираюсь, поэтому постараюсь их касаться по минимуму, просто описывая увиденное. Вполне возможно, что допущу какие-то неточности, но это без злого умысла.
От парковки к Святым Вратам дорога проходит между двумя линиями однотипных гостевых домов для паломников:

2. Если вдруг кто ещё не знает: по легенде обитель здесь в конце XIV-го века основал раскаявшийся разбойник, известный под именем Опта. В дальнейшем она стала пристанищем для старцев, пару раз ещё до советских лет закрывалась и вновь возрождалась. Расцвет монастыря и постройка большей части его сохранившихся до сегодняшнего дня зданий пришлись на начало XIX-го века. При СССР в стенах Оптиной пустыни побывали дом отдыха и два концлагеря. Про постсоветский период в жизни монастыря можно смело сказать, что это период второго его расцвета.

3. За территорией монастыря, ближе к парковке, - бойкая торговля с лотков, даже в морозный февральский денёк. Продают и сувениры, и церковные принадлежности. Но главным открытием для меня стала "Бобровая струя", о продаже которой большими буквами извещал чуть ли не каждый ларёк. Это секреторное вещество, добываемое из желёз бобров. Получить его можно, только убив животное. Используется больше в парфюмерии, но существует и ограниченное применение в медицине, а также изготовление настоек на его основе. Само собой, в "народной" медицине бобровая струя представлена куда шире. Несмотря на приписываемую ей в интернете популярность в России, упоминания о ней, а уж тем более продажу, я видел здесь в первый и в последний раз в жизни.
Ещё не зайдя внутрь видим первую церковь. Храм Всех Святых находится за пределами монастырской ограды. Построен в 2003-м на месте разрушенной кладбищенской церкви XIX-го века:

4. В Оптиной пустыни чувствуешь себя слегка скованно. Монастырь мало похож на тихое удалённое от людей место умиротворения молящихся старцев. Вероятных причин тому множество. Угрюмые охранники на входе в чоповской форме, которых в монастыре ожидаешь увидеть меньше всего. Дорогие машины, в том числе на территории. Деловитые служители, на ходу разговаривающие по мобильникам. Толпы торопливых людей и очереди, словно в каком-нибудь ФМС. Монастырская трапезная с ассортиментом хорошего кафе и мини-маркета. Общая вылощенность и какой-то пафос вокруг, примерно как в Иверском монастыре . Ощущения от нахождения в Оптиной пустыни были скорее нервозными. Никакого умиротворения в душе и близко не появилось.

5. Тропа паломников в Оптину пустынь, кроме шуток, не зарастает. Людей очень много, притом абсолютно разных. Семьи с детьми, серьёзные богатые дядьки, старухи с клюками, словно сошедшие со страниц Достоевского. Видели, как в монастырь под руку ведут совсем немощных стариков. Как я уже говорил, на территории люди суетятся, что-то организовывают, занимают очереди. Видимо, к каким-то святыням. Столкновение всех этих абсолютно разных людей в монастыре подчас происходит не совсем гладко. Навстречу маме с девочкой лет девяти, уже за пределами монастырских стен, прошла скрюченная старуха, с головы до ног завёрнутая в какие-то чёрные платки. На девочке была модная нынче шапка с кошачьими ушами. "Всю страну в рога одели!" - прошипела старуха. Блин, сколько же кругом людей с абсолютно иным мышлением...

6. Введенский собор, главный в монастыре. Построен в 1771-м:


7. Часть территории монастыря закрыта для мирских. Хотя кого-то, показалось, пропускают. За воротами видна трапезная 1858-го года:

8. Рядом - храм Марии Египетской, построенный в 1824-м как трапезная:

9. В Козельском районе есть ещё как минимум один заметный монастырь - Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково, но туда я не доехал. Он самый молодой из всех трёх: основан в 2001-м, на месте, куда в 20-е годы переселились монахи закрытой Оптиной пустыни.
Церковь Иллариона Великого в здании монастырской больницы 1874-го года. Сейчас в ней обустроена гостиница для паломниц:

10. Один из келейных корпусов:


11. Владимирский храм-усыпальница, в котором хранятся мощи оптинских старцев. Построен в 1998-м на месте разрушенного предшественника:

12. Казанский храм (1805-1811) - самый большой в Оптиной пустыни:

13. Преображенский храм (2007). Ранее на его месте церквей не было:

14. Воскресенская часовня, построенная в 2008-м на месте захоронения монахов, убитых на пасху в 1993-м году, предположительно сатанистами:

15. За рощей, примерно в пятистах метрах от монастырской стены, расположен скит Иоанна Предтечи. Он был основан в 1821-м году. Здесь проживали отшельники - те самые Оптинские старцы. Во многом именно скит, а не сам монастырь, принёс Оптиной пустыни всероссийскую известность. Для мирских скит открывается только дважды в году - по престольным праздникам. Хоть до монастыря здесь совсем близко, никакой суеты и напряжённости тут уже нет. Место спокойное и располагающее к думам. У стен скита уже легко верится, что здесь течёт какая-то совершенно непривычная нам духовная жизнь. А всего-то нужно посторонних прогнать...
В скиту в обычный день можно увидеть только надвратную колокольню:

16. Да церковь Льва Катанского, вплотную примыкающую к ограде:

17. Шамординский монастырь (официально - Казанская Амвросиевская пустынь) гораздо спокойнее и тише Оптиной пустыни. Расположен он всего в 12-и километрах от Козельска, на высоком берегу реки Серены. Я побывал тут дважды - в феврале в будний день и в апреле в выходной. Конечно, весенней субботой здесь было более людно, но всё равно очень умиротворённо.

18. Шамординский женский монастырь был основан в конце XIX-го века, при поддержке монахов всё той же Оптиной пустыни. Изначально это была просто монашеская община. Статус монастыря она получила в 1901-м году. Примерно в те же годы было создано большинство построек обители. Они выполнены из красного кирпича примерно в одном стиле, благодаря чему ансамбль выглядит стильным, единым и немного непривычным.
Церковь Амвросия Оптинского - первый в России храм во имя старца:

19. В феврале здесь вообще не было ни души. Неспешно бродя вдоль вековых стен, я слышал только шелест деревьев и вороний гвалт. Мысли лезут в голову совершенно другие, нежели в Оптиной пустыни. Здесь и неверующий человек невольно задумается о вечном. Громада главного монастырского собора Казанской иконы Божией Матери не давит, а скорее наоборот создаёт определённый уют.

20. Теперь весенние фотографии. Трапезная и водонапорная башня:

21. Создано всё это было не без помощи богатых и влиятельных покровителей своего времени. Земля была пожертвована монастырю местными помещиками, а деньги на постройку всего этого кирпичного великолепия выделил московский купец С.В. Перлов. На территории монастыря был построен также его персональный дом, где он останавливался с семьёй во время визитов в обитель. Похоронен он здесь же. Его бывший дом - настоящий сказочный терем, украшающий территорию не меньше соборов:

22. Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и здание богадельни. Что любопытно, после 91-го года зданию вернули его былое назначение, и сегодня в нём действующая богадельня:

23. Больничный корпус и церковные мастерские:

24. Внизу, близ русла реки, расположено несколько святых источников. Лестница к ним ведёт достаточно крутая и длинная. Весной я два раза подряд спустился и поднялся по ней, но ничего не сфотографировал, кроме этого пейзажа типично калужской природы:

Какими бы разными ни были эти монастыри, внимания они оба заслуживают в равной степени. Козельский район, как видно, притягивает множество паломников и просто верующих. Не удивлюсь, если в числе всех гостей района они составляют большинство. В следующем рассказе, не выезжая за пределы Козельского района, от вопросов веры и религии уйдём в совершенно иную область - горную промышленность и приборостроение. С известнейшими монастырями соседствует малоизвестный позднесоветский город Сосенский, при всей своей короткой истории и скромности умудрившийся впитать в себя атмосферу двух разных ипостасей - наукограда и шахтёрского городка.

То есть описание фрагментов путешествия по Калужской области, проиллюстрированных фотографиями, сделанными с помощью мыльницы.

Покинув село Ульяново и переместившись километров на 45 севернее, оказался в Козельске. Осмотр самого города в планы не входил, поскольку оставшееся время было предназначено двум разнополым монастырям - мужскому в Оптиной Пустыни и женскому в Шамордино. Так сложилась русская история, что церкви и монастыри стали у нас, пожалуй, самыми распространёнными памятниками архитектуры и строительства, связывающие времена воедино. Это не Европа, где замки или их развалины в количественном отношении конкурируют с культовыми сооружениями - наши светские постройки не столь многочисленны и, хотя и в малых городах можно найти свидетельства старины, церкви всё же доминируют в общей картине. И выскажу совсем уж спорное утверждение - на генетическом уровне в русского человека заложена геометрия церкви (здания, конечно, имею в виду, не организацию), она для него близка и притягательна.

Но это всё слова, а жизнь требовала удовлетворения насущного - надо было найти пристанище для ночлега. Небогатый выбор пал на гостиницу Паломник, пристроившуюся километрах в пяти от Козельска и чуть более двух от Оптиной Пустыни:

Она и стала началом дороги в монастырь (конечно, с целью осмотра). Но на повороте привлек внимание грузовик, взгромоздившийся на пьедестал. Оказалось, что это каким-то образом символизирует Козельский механический завод и, заодно, метит дорогу к нему и одноимённому микрорайону:

Оптина пустынь достаточно известна, поэтому не буду много комментировать:

Ну вот и всё про Оптину пустынь, теперь двинем основные силы в Шамордино, до которого по новой дороге минут 15-20 езды. Дело было следующим утром, около половины восьмого и погода не очень располагала к фотосессии и даже к прогулкам - трава была сырая от росы, но пока одна половина группы находилась на утренней службе, вторая, в моём лице, спустилась к реке. Надо сказать, что в отличие от самого монастыря и близлежащих полей, низовье около реки зарастает травой и кустарником, да и сама река затягивается водорослями и мелеет.

Освещённость была неважная, но вот так выглядит Казанский храм снизу:

Тут же, под горой, находится и святой источник. Точнее, их тут два, но ко второму я не полез. Это домик, построенный над источником:

Странная надпись на двери купальни, выстроенной чуть ниже источника:

Спуститься к источнику можно по ступенькам, значительно облегчающим спуск, не говоря уже о подъёме - ведь люди прибывают сюда разного возраста и здоровья и если детям такие испытания переносятся как развлечение, то пожилые кряхтят и скрипят.

Для особо утомившихся или просто решивших подышать природой и, заодно, окинуть окрестности умиротворённым взглядом выстроена смотровая площадка. Жаль, что по обе стороны растущий лес всё больше сужает открывающийся вид, но и так всё достаточно живописно:

Шамординский монастырь был одним из самых молодых монастырёй Российской империи. Основан в 1884 году оптинским старцем Амвросием на средства его духовной дочери Амвросии (Ключаревой). Изначально эти средства были предназначены её внучкам - двум близняшкам Любе и Вере и только в случае их смерти могли быть переданы церкви на создание в Шамордино женской общины. Так получилось, что во время нахождения в Оптиной пустыне сёстры заболели дифтеритом и умерли практически одновременно в возрасте 12 лет. Их могилы и сейчас находятся в Оптиной пустыне рядом с могилой бабушки (фотография была выше).

А это дом купца С.В. Перлова, известного чаеторговца начала 20-го века и основного спонсора строительства монастыря, говоря современным языком. Его чайный домик на Мясницкой (до недавнего времени Кировской) улице хорошо знаком москвичам:

Перлов был похоронен в Шамординском монастыре, но усыпальница была разрушена во время советской власти и, по слухам, участь его останков была печальной.

А это монастырское кладбище, на котором похоронена и сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна, после трагических житейских передряг принявшая постриг и долгое время проживавшая здесь. Однажды она преподнесла любимому брату, весьма скептически относившемуся к церкви и её институтам, подушку, на которой сёстры (то есть монашки) вышили надпись «Дорогому графу Льву Николаевичу от шамординских дур». Кстати Л.Н. Толстой не раз бывал в Шамордино. По преданию, именно здесь при виде огромного, крепкого куста татарника ему пришёл в голову замысел «Хаджи Мурата». И в своё последнее путешествие писатель направился сюда. Дыхание погони, высланной за ним из Ясной Поляны вынудило его спешно покинуть монастырь и выехать в Астапово, где всё и завершилось самым печальным образом.

Сейчас большинство могил заняли жители самого посёлка Шамордино, созданного вместо монастыря в 20-е годы прошлого века, а также окрестных деревень. И до сих пор хоронят здесь не только монашек. Очень удивила меня обнаруженная здесь могила Шипунова Фотия Яковлевича - даже не могу сказать, что связывало его с этими местами.

Это Казанский храм, работы по постройке которого начались в 1887 году ещё при жизни первой настоятельницы монастыря Софии, чья могила находится перед восточной стороной храма:

Всё заканчивается, закончилось и это путешествие, пора покидать монастырские стены:

И напоследок ещё несколько кадров.

Святыни: мощи преподобных старцев Оптинских, икона Пресвятой Богородицы «Спорительница Хлебов», часовня новомученников Оптинских, св.источники.

Свято-Введенская Оптина пустынь
находится на высоком берегу реки Жиздры в двух километрах от Козельска. По преданию, он был основан атаманом разбойников Оптой, который покаялся и принял постриг с именем Макарий.
В 19 веке эта обитель славилась старчеством и была духовным центром русского общества. В писцовых книгах города Козельска, датированных 1628 - 1631 годами, монастырь назван «государевым богомольем». Множество монашествующих и мирян со всей России стекалось в монастырь, чтобы получить от прозорливых старцев наставление, исцеление душевных недугов. Первые старцы сумели воспитать среди братьев достойных преемников себе, и менее чем за век одна обитель явила миру череду дивных подвижников и чудотворцев, от примера и поучений которых православный мир будет питаться вечно.

Оптинские новомученники

У Господа много святых, но эти свои, и всё в их жизни для нас узнаваемо: то же детство в домах без икон и мучительный поиск Бога. Их жизнь похожа на жизнь многих, - внешне обычную и вроде устроенную, но кровоточивую изнутри. Вся Россия ныне-кровоточивая, и на нашей многоскорбной державе, перепробовавшей на себе все учения и лечения от марксизма до мондевиализма, похоже сбывается притча о кровоточивой жене: "много претерпела она от многих врачей, истощила все,что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние" (Мк. 5, 26)

Трое оптинских братьев -это молодая православная Россия, и вместе со всеми они вошли однажды в храм. Но вошли с той огненной верой в Господа, с какой кровоточивая жена устремилась ко Христу, уверовав,что исцелится, коснувшись Его ризы. Не для того ли Господь прославил в чудотворениях трех Оптинских новомучеников, отдавших жизнь за православную веру, чтобы услышала страдающая Россия глас Господа нашего Иисуса Христа:" Дерзай, дщи, вера твоя спасе тя?"

На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей.

С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Протоиерей Сергий Четвериков пишет: «Имя старца Амвросия привлекло в обитель сестер со всех концов России, из всех классов общества. Пришли сюда и молодые курсистки, искавшие и находившие у старца указание смысла жизни; пришли богатые и знатные помещицы, вкладывавшие свои материальные средства на созидание обители. Были здесь и любительницы благочестия из купеческого звания, принимавшие иногда тайный постриг еще до поступления своего в монастырь. И особенно много было простых крестьянок.

Но самое главное то, что матушка София под водительством старца Амвросия в основание обители заложила личный подвиг послушания, смирения и любви. Сколько душ было спасено и спасается сейчас в обители, устроенной ее трудами! Сколько исцелений получают болящие по ее молитвам!

Первая настоятельница монастыря схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.

Мужской монастырь Спаса Неруктворного пустынь.

Схимонахиня Сепфора. Наша современница, матушка Сепфора, житие и пророчества которой известны нам не из записей, прожила долгую и благочестивую жизнь. Многие говорят о том, что она была дана ей для того, чтобы не прервалась эта тонкая нить времени между верующими досоветской России и современными, многие из которых только осторожно становятся на этот путь. Очень много людей приезжали в Клыково, монастырь. Матушка Сепфора, чудеса возле могилки и благодаря молитвам которой продолжаются и по сей день, тепло принимала каждого, а также всегда старалась подсказать решение в проблеме, с которой к ней приехали.

За свою жизнь матушка Сепфора дала множество наставлений своим духовным чадам и просто людям, которые просили ее о помощи. Рассмотрим некоторые из ее учений: Матушка часто повторяла, как нужно молиться: “Господи, утверди сердце мое по тебе горети!” .

Также она говорила о молитве за свое начальство и старших. Также наставляла о том, что постоянно нужно совершать Богородичное правило, а также не забывать обращаться к святым и Господу, уверяя в том, что они все слышат. Очень часто матушка говорила о том, что малых деток ругать нельзя, так как они являются воском сырым, из которого можно лепить все что угодно. При проступках своих чад молиться нужно Господу, чтобы он смог направить их на праведный и добрый путь. Старица всегда запрещала порицание кого-либо. Она говорила, что нельзя о ком-либо говорить плохо. Это дело Господа, который знает, что делать с жизнью человека, а вовсе не наше. Матушка всегда советовала, перед тем как прийти к ней, помолиться Богу. Тогда он откроет просящему все, что ему нужно, через нее. Много говорила о том, что нужно меньше думать про мирское, а больше про жизнь после смерти, в Царстве Божьем. Рассказывала о важности молитвы для спасения души человеческой, что является самой важной задачей в жизни человека. Матушка всегда повторяла, что все свои дела нужно делать для Господа, все время быть с ним. Тогда и он всегда будет с нами. Самой главной молитвой была Иисусова. Она заповедала ее повторять везде. Если человек один, то повторять вслух, если в общественном месте, то про себя. Каждое наставление старицы было очень значимым и говорилось из большого человеколюбия. Очевидно, именно поэтому так много людей стекалось в Клыково (монастырь). Матушка Сепфора многим помогала, за многих молилась.

Программа поездки:

  1. Сбор группы в 13:30 у Паломнического центра (ул. Королева 1 а). Отправление из Белгорода. Приезд в г. Козельск. Введенский ставропигиальный мужской монастырь - Оптина Пустынь. Размещение в гостинице. Вечернее богослужение. Ночлег.
  2. Часы. Полунощница. Божественная Литургия. Чайная. Молебен прп. Амвросию Оптинскому. Экскурсия. Омовение в св. источнике в честь прп. Пафнутия Боровского (купель).
    Лития в часовне новомученников Оптинских. Трапеза. Свободное время. Вечернее Богослужение. Ужин. Крестный ход вокруг обители. Ночлег.
  3. Шамордино. Свято-Казанская Шамординская Амвросиевская пустынь. Божественная Литургия. Трапеза. Святой источник.
    село Клыково. Спаса Нерукотворного пустынь. Рассказ о схимонахине Сепфоре - духовной старице. Посещение могилы и келии матушки Сепфоры. Возвращение в г. Белгород.

Пожертвование на поездку: 3600 рублей

Дополнительно оплачивается: трапеза в Оптиной пустыни (обед 70 рублей, ужин 50 рублей)

Полезный совет: возьмите с собой емкости и одежду для источников, готовые записки для поминовения, провизию в дорогу.

*** организатор поездки оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу поездки, менять очерёдность предоставления услуг без уменьшения общего объема программы.

Мужской монастырь Оптина Пустынь , расположенный недалеко от города Козельска у опушки соснового бора, отрезанный от мира рекой Жиздрой, был превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Происхождение пустыни относится к концу XIV в. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария. Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в. Духовный расцвет Оптиной пустыни начался, когда при монастыре по благословению митрополита Филарета Киевского в 1821 году был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний. С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления, практически забытый в новое время.
Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам. Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.).
Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии; в 1878 г. к преподобному Амвросию приезжал Ф.М. Достоевский; бывали здесь Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, Погодин, Вл. Соловьев, Апухтин и др. Неоднократно бывал в Оптиной пустыни и Л.Н. Толстой, после продолжительной беседы с которым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.
Неподалеку от монастыря на берегу реки Жиздры находится источник с купальней , освящённый в честь преподобного Пафнутия Боровского. В нескольких километрах от Оптиной пустыни, в селе Клыково стоит один из самых «молодых» монастырей в России – Спаса Нерукотворного пустынь . Как в природе, сильное могучее дерево, окружено молодой порослью, так и в жизни старинная обитель дала начало новому монастырю. Планировалось построить подворье, а вышел монастырь.
Здесь провела последние годы жизни схимонахиня матушка Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью. Она продолжала традиции оптинского старчества. К ней шли люди за советом и поддержкой. И сегодня люди из разных мест едут к ней, как к живой, за помощью.
У вас будет возможность не только посмотреть обитель, но и побывать в домике, где жила старица матушка Сепфора. Там все осталось, как было при ней. Монастырь стоит в стороне от больших дорог и производит впечатление теплого и уютного дома. Вы не останетесь равнодушными. В посёлке Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская пустынь . Основана она оптинским старцем иеромонахом Амвросием на земле, пожертвованной монахиней Амвросией (в миру - помещица А.Н. Ключарева) в 1884 г. в виде женской общины. В Шамордино был филиал оптинской иконописной мастерской. При пустыни действовали приюты для девочек-сирот, для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом.

Калуга - замечательный город для поездки на выходныеиз Москвы . Ехать недалеко, а впечатлений - море. При этом Калужская область для поездки на 2-3 дня слишком велика и разнообразна. Поэтому если эти благословенные места душевно зацепят, сюда непременно вернешься. Так получилось и у нас. Когда в апреле 2014 года мы уезжали из , то уверенность, что вернемся сюда обязательно, была несомненной. Да, Калугу посмотрели, Полотняный завод, Боровск тоже. Но это далеко не все достопримечательности Калуги и Калужской области, которые стоит увидеть. Скажу больше - в Калугу нас тянуло вернуться без привязки к достопримечательностям. Ну приятно здесь быть, приятно проводить время, отвлекаться от быта и прозы жизни. Интеллигентный, современный, комфортный город.

И вот в августе 2015 года мы отправились в путешествие в Калугу на машине снова. Многое в программу не закладывали, держали в голове самый простой маршрут поездки "Калуга - Оптина пустынь - Шамордино".

По дням программа поездки в Калугу складывалась так:

  • 1 день - дорога до Калуги по трассе М3. Калуга. Размещение в отеле "Бест Вестерн". Ужин в кафе "Сны любимого кота"
  • 2 день - Завтрак в кафе гостиницы. Оптина пустынь. Шамордино. Калуга. Ужин в кафе "Сны любимого кота"
  • 3 день - Завтрак в кафе "8 чашек". Калуга. Дорога домой по трассам М3 и М2

Гостиницу я бронировала еще в феврале. Шикарный отель мировой сети Best Western шел по смешной цене - 2 400 руб. Сразу возникли грандиозные мысли: отличный отель недорого... масса вкусных заведений... почему бы не организовать выезд "Клуба путешественников"? Встретиться, что-то посмотреть вместе, сходить в кафе (ресторанчик). Был брошен клич, но "встречи на Эльбе" не получилось. Видимо время было выбрано не удачно... Но я и сейчас уверена, что для какого-то совместного выезда-встречи Калуга подходит идеально. Ну да ладно. Главное, что наше путешествие в Калугу состоялось. И вышло оно, как всегда, семейным, душевным и теплым.
Представляю вам краткий отчет об этой поездке.

День 1. Дорога до Калуги. Отель Best Western. Кафе "Сны любимого кота"

Навигатор проложил путь в Калугу через Москву. Так и ехали - солнце, счастье, свобода кипели внутри и снаружи.
Радовались тому, что Горьковское шоссе в сторону Москвы было свободно (в обратную сторону наоборот).

Радовались чужому счастью - свадьбе. Роскошное авто, красивые молодожены, свадебный молодежный кортеж.

Радовались тому, как радовались люди вокруг чужому счастью, сигналили, улыбались.

Радовались Москве. Ну как можно на Москву-красавицу смотреть спокойно?







Интересное начало путешествия в Калугу...

Проезжая мимо Красной площади, муж сказал: "Надо приехать сюда погулять, наконец". Вот всегда так - то, что находится рядом, как-то реже посещается.

Москву мы преодолевали долго. Не в центре так на выезде пришлось "потолкаться". Лишь спустя 2 часа с момента старта из дома мы встали на финишную прямую, т.е выехали на трассу М3, и перед нами замаячило заветное слово "Калуга".

Так же как и в прошлый раз над головами садились и взлетали самолеты, летящие во "Внуково" и из него.

Также невыносимо слепило в глаза солнце. Только сейчас оно шпарило со всей мочи. От Москвы до начала Калужской области добрались за час. Все затруднения начались дальше.
Трассу М3 в Калужской области сейчас активно строят. Работы идут, это заметно. Но от этого не легче. На определенной части пути дорога становится двухполосной, и движение очень сильно замедляется.

В общем удивительно - дорога до Калуги была короткой, но долгой. Расстояние в 220 километров мы преодолевали аж 6 часов.

К гостинице подъехали уже утомленными и "поджарившимися".

Об отеле "Бест Вестерн" я расскажу подробно в . Более того - покажу вам видео, которое сняла у нас в номере. Сейчас лишь парочка фотографий и немного текста.
Гостиница оказалась прелестной абсолютно во всем. Не люблю повторяться, но повторюсь - международные сетевые отели это всегда высокий уровень. А европейская отельная сеть "Бест Вестерн" особенно. Лично я сожалею лишь о том, что из 4 000 отелей этой сети в России есть всего... 6.

При заселении администратор сразу сообщила, что нам предоставляют номер более высокой категории, чем было забронировано. Вместо Стандарта - Комфорт за те же деньги.

Номер продуман до всех нюансов и мелочей. Прицепиться вообще не к чему.

Разместились, часик отдохнули с дороги и поехали ужинать.

Готовясь в поездке в Калугу, я накидала себе небольшой список кафе и ресторанов города. В принципе Калуга в плане где поесть немного, но успешно нами была изучена. Но хотелось попробовать что-то новенькое. Этим новеньким стала для нас весьма популярная кофейня "Сны любимого кота", располагающаяся в ТРЦ "Московский".

Надо отметить, в Калуге подобные центры активно используются заведениями общественного питания, причем очень даже приличными, не забегаловками.



Кафе оказалось уютным, дизайн - интересным, с юмором,

цены умеренными,


еда вкусной и разнообразной. Супы, горячее...

Когда вышли из кафе, уже стемнело. Предприняли попытку прогуляться по парку Циолковского. Но попытка провалилась. Парк освещался частично. Там, где фонари не горели, стоял полный мрак. Гулять было абсолютно не комфортно.

Поэтому на этот день программа была завершена, и мы вернулись в гостиницу.

День 2. Оптина пустынь. Шамордино

​После завтрака быстро собрались и вышли из гостиницы. В этот день мы ехали в Оптину пустынь, место, где сама я была раза три, а муж с дочкой еще никогда.

С погодой опять повезло. Светило солнце, было очень тепло.
Калуга потрясающе зеленый город!

Так случайно совпало, что этот субботний день был Днем города Калуги. Мы заметили, что Калуга нас любит и всегда встречает праздниками. Удивительно и приятно. В прошлый раз это был . Отметить День космонавтики в ее "колыбели" не менее почетно, а может даже более, чем в нашем космическом Звёздном городке.


То, что мы попадаем в Калуге на День города я узнала накануне поездки. Вдохновилась невероятно! Оказалось, что программа праздника подготовлена большая и интересная. Очень хотелось поучаствовать, но муж сказал: "Оптина пустынь!". Переставлять местами Калугу и Оптину было не правильно. На следующий день возвращаться домой из Оптины было бы слишком далеко и утомительно.
Возникла мысль остаться в Калуге еще на сутки. Но в таком случае нам нужен был поздний выезд из гостиницы, часа в 4 дня. Муж бы работал, а мы с дочкой гуляли по Калуге. Но услуга "поздний выезд" оказалась в "Бест Вестерне" дороговатой. За пребывание в отеле до 18.00 доплата за половину суток. Платить 1 200 руб. за 4 нужных нам часа, а все вместе 3 200 руб. - показалось лишней тратой денег.
Так что в Оптину пустынь ехали в субботу, как и было запланировано. По сути это святое место было главным, что мы хотели посмотреть в эту поездку. Все остальное - просто приятная прогулка в объятиях душевного города.
От Калуги до Оптиной пустыни всего 79 километров. Не заметили, как уже на горизонте показалось земля обетованная, и засверкали кресты на куполах церквей.






Машину поставили на огромной парковке и отправились в монастырь.




К посещению таких мест, как Оптина пустынь, даже я подхожу серьезно. Юбка и платок обязательны.


За прошедшие годы, что я тут не была (а это примерно лет восемь), в Оптиной почти ничего не изменилось. И я рассматриваю это как плюс. Побаивалась, что атмосфера изменилась, что того чувства благодати, которое раньше здесь испытывала, не испытаю. Рада, что страхи оказались беспочвенны.
Мы застали здесь достаточно много народа, много экскурсионных групп. Но я помню времена, когда людей было значительно больше. Поэтому в этом плане меня ничего не напрягало.


В обители по прежнему очень много цветов и очень ухоженная территория в целом.


Нам удалось зайти в четыре храма и даже поснимать в трех из них. Вообще фотосъемка в храмах Оптиной пустыни запрещена , но мне было надо , поэтому несколько кадров я сделала, чтобы показать их тем, кто не может лично приехать сюда.
Храм в честь Преображения Господня. Новый храм. Построен в 2007 г. Эту церковь я увидела и посетила впервые.




Храм в честь Казанской иконы Божией Матери - самый большой храм обители. Построен в 1811 г.









За Введенским собором располагается храм в честь преподобной Марии Египетской, построенный в 1858 году. Очень гармоничный. Внутрь не заходили, читала, что он реставрируется. Внешне выглядит уже полностью отреставрированным.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен в 1998 г.

Часовня Воскресения Христова. Построена на месте погребения убиенных оптинских братьев - иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Построена в 2008 г. Именно в это место я очень хотела попасть.

Раньше здесь не было часовни, были просто могилы трех оптинских монахов, погибших от руки то ли сатаниста, то ли душевнобольного в Оптиной пустыни в пасхальную ночь 18 апреля 1993 г . Именно к этому месту ехали (и до сих пор едут) люди с просьбами и молитвами о самом сокровенном, потому что могилы эти чудотворны.

Сюда, к трем крестам, трем могилам несли и несут до сих пор свои записочки люди, и пожелания из этих записочек исполняются. Исцеление , обретение любви, семьи, детей - вот о чем чаще всего просят люди и что получают. Когда-то точно также делала и я... И Оптина пустынь не подвела, ответила... Поэтому так хотелось мне придти на это особое место, благодатное место, сказать "Спасибо...".

Мне из этой часовни даже не хотелось уходить. Светлое место...
Перед выходом с территории монастыря мы зашли в церковную лавку, где купили два платка.

Вдоль южной стены монастыря

дошли до ограды, где висит схема прохода к Иоанно-Предтеченскому скиту. 200 метров до скита, конечно, не 200 метров, но идти недалеко по лесной тропинке.

Вдоль пути растут вот такие вековые сосны. К одной из них протоптана тропка. Видимо дерево особое...





Около скита стоит Амвросиевский колодец с целебной водой.

Ворота в скит закрыты. Мы даже не порывались сюда заходить. Видели, как через черную металлическую дверь на территорию проходят молодые люди в гражданской одежде. Перед тем, как зайти, каждый из них целовал икону, что расположена на белой башенке ограды.

Ну а мы уже прощались с Оптиной. Пора было ехать дальше, в Шамордино.



На дорожку купили себе две бутылки кваса и пирожков с капустой, чечевицей и картошкой.

Теплыми были только те, что с капустой. Остальные как из холодильника, ледяные, твердые.

Вообще пирожки не вкусные. С такой невкусной монастырской едой мы сталкивались до этого момента лишь однажды - в Дивеево. Обычно же все наоборот - язык проглотишь. Таких мест как раз могу вспомнить десятки.

Не могли не заехать в Козельск, рядом с которым располагается Оптина пустынь. Покатались по улицам. В целом ничего особо примечательного. Посмотрели и отправились дальше.

По дороге из Оптиной пустыни в Калугу есть лишь одно место, откуда открывается потрясающий вид на обитель. Да, далеко. Только телевиком и при большом приближении можно с дороги снять вот такой вид.

От Оптиной пустыни до Шамордино 30 километров езды. Рукой подать от одного особенного святого места до другого.

Оптину и Шамордино обычно посещают в один день и почему-то постоянно сравнивают. Неоднократно слышала. Сравнивают атмосферу, архитектуру, общие впечатления. Раньше "перевешивала" чаще Оптина пустынь. Теперь - Шамордино.
​Первая обитель - мужской монастырь, более суровый, сдержанный, что ли. Вторая - женский, более изящная, маленькая, уютная обитель . Летом обе утопают в зелени и цветах. На моей памяти это самые "цветочные" монастыри. Не стала бы я их сравнивать в любом случае.
Шамордино действительно производит впечатление. Даже на сдержанных по своей сути мужчин. Красивая архитектура, спокойная аура. Здесь приятно находиться. Если бы не усталость от жары, провела бы я тут больше времени.












После Шамордино мы вернулись в Калугу.

Времени было уже половина седьмого. Но надежды поучаствовать в праздничных мероприятиях ко Дню города еще оставались.

У Памятника в честь 600-летия Калуги собралось огромное количество народа.

Но мы первым делом ехали в гостиницу. Надо было отдохнуть, переодеться и отправляться ужинать.

Есть мы опять отправились в ТРЦ "Московский". Но в этот раз планы были не на "Сны любимого кота", а на паб "Овертайм", который располагается в том же центре и на том же этаже. К сожалению, паб оказался закрыт на ремонт, о чем сообщало нам объявление на дверях заведения. Мы были страшно разочарованы. Ехать в другое место было поздно - половина девятого. Опять пошли в "Кота". Все было опять вкусно, но разведать что-то новое или "проинспектировать" "старые" полюбившиеся места было бы все же лучше.





День города Калуги закончился для нас на Театральной площади, где проходило аж два концерта - в сквере за Драмтеатром







и на Театральной площади перед Драмтеатром. Одна "тусовка" была камерная, другая - масштабная.






Погуляли, послушали музыку, отправились на Театральную улицу - местный Арбат -

поздороваться с Циолковским. Так же, как и Константин Эдуардович Циолковский, мой Константин Эдуардович с надеждой вглядывался в небо, ждал звуки салюта.

Но всё было тихо. Решили, что салют мы пропустили пока ужинали в кафе. Поколесили по абсолютно темной Калуге и отправились в гостиницу отдыхать. Приехали, паркуемся и вдруг услышали знакомые звуки. Муж изворчался весь, будто я виновата, что мы салют пропустили. А мне, если честно, невдомек зачем устраивать праздничный фейерверк в 23.00, если небо черное уже в 21 час и огромная масса народа (в том числе с маленькими детьми) ждет именно салют? К тому же в программе праздника фейерверк был назначен на 22.00 и 22.30.
В общем, ко Дню города мы хоть и прикоснулись, но в полной мере не прочувствовали его. Не подумайте, что мы являемся большими любителями подобных мероприятий. Даже маленькими любителями не являемся. Никогда не ходим ни в Москве, ни в Звездном городке на массовые мероприятия. Но это города, которые мы знаем. А вот для того, чтобы узнать чужой город, хороши все способы. Посещение праздничных мероприятий помогает в знакомстве с городом и его жителями существенно.

День 3. Калуга. Дорога домой

Когда я собиралась в Калугу, я точно знала, что хочу здесь делать. Это редчайший случай для меня.
Т.к. город мы уже знали, главные достопримечательности Калуги видели, хотелось скорее не смотреть их повторно, а посмотреть под другим углом, посмотреть на предмет изменений.
Годом ранее мы были свидетелями того, как в торжественной обстановке был заложен камень в честь открытия второй очереди Музея космонавтики. Я хотела сходить к Музею космонавтики и посмотреть, как идет строительство.
Читала в СМИ, что Гостиный Двор в Калуге прошел реконструкцию и должен открыться 22 августа 2015 г. в День города. Надо было оценить изменения.
Опять же в прошлую поездку нам очень понравился парк культуры и отдыха. Но насладиться им в полной мере мы не могли. Ранняя весна, неработающие фонтаны, отсутствие зелени. А какой этот парк летом? Это было интересно увидеть, поэтому и прогулка по парку стояла в планах.
Много слышала про старую Калугу, деревянную Калугу. Конечно хотелось посмотреть старинные улицы и улочки лично. Например, Воскресенскую, Смоленскую, Ленина.
Почти все из вышеперечисленного нам удалось сделать. Но не всё. Не сходили в Калужский музей изобразительных искусств, не посмотрели интерьер и росписи Троицкого собора, не дошли и до ансамбля Гостиного двора. Ну ничего страшного, будет повод вернуться в Калугу снова.

Ну а сейчас фотографии третьего дня нашей поездки в Калугу.
Утром собираем вещи и с сожалением покидаем роскошный "Бест Вестерн".




Для завтрака мы выбрали кафе "8 чашек" (ул. Плеханова, 48/8, Калуга), которое невероятно полюбилось нам еще в прошлом году. Это безобразие, но отдельный пост об этом заведении я так и не написала, руки не дошли. Лишь упоминала о нем в обзорных постах , и . А теперь даже использовать прежние фотографии могу лишь в качестве сравнения. В "8 чашках" прошел грандиозный ремонт, заведение просто не узнать. Но кухня и обслуживание все так же замечательны.

На месте бывшей сцены сделали детскую игровую комнату. Еле вытащили потом Софи отсюда.





После завтрака первым делом едем

к . Второй раз мы сюда не пошли (слишком мало времени прошло с нашего посещения), а вот погулять в парке Циолковского и посмотреть достопримечательности и жизнь вокруг - с удовольствием.

Памятник Юрию Гагарину. Молодому Гагарину. Замечательный памятник, добрый, вдохновенный. Не устанешь смотреть и проникаться.