Описание скульптуры август из прима порто. Статуя августа из прима порта. Отрывок, характеризующий Август из Прима-Порта

Статуя Августа из Примы Порты.(Древнеримский скульптурный портрет)

Неизвестный римский скульптор

Высота 202 см.

Последняя четв. I в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло.

· Более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта.

· Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной.

· Облик Августа идеализирован в соответствии с канонами классической красоты.

· Голова идентифицирует фигуру в качестве Августа, который изображен в позе adlocutio: его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире:

Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха Августовой политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация). Единственное украшение на задней части панциря - схематическое изображение трофея. Опорная нога поддерживается фигурой амура верхом на дельфине (намек на Венеру, прародительницу рода Юлиев, к которому принадлежал Август). Босые ноги императора соответствуют героизированной трактовке субъекта (положение ног было заимствовано у Дорифора).

· Подпорку, необходимую для многих мраморных статуй, скульптор сделал в виде Амура, сидящего на дельфине. Амур и дельфин являются символами богини Венеры, от нее вел свое происхождение род Юлиев, к которому принадлежал Август. (Октавиа́н А́вгуст – внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).Введение в композицию этих изображений подчеркивало его божественное происхождение.

· В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.

23. Алтарь Агенобарба. Характеристика произведения.



Рельефы алтаря Гнея Домиция Агенобарба.

Жеpтвопpиношение пеpед цензом.

Моpские божества из свадебного поезда Нептуна и Амфитpиты.

Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

115-100 гг. до н.э.

Лувр. Париж

Государственное античное собрание, Мюнхен

· Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н.э.), датиpуется 35-32 гг. до н.э. В хpаме, как сообщает Плиний Стаpший, находилась скульптуpная гpуппа, изобpажающая моpских существ, тpитонов и неpеид, pаботы знаменитого гpеческого скульптоpа Скопаса. Пеpед хpамом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый - в Лувp. Немецкий ученый Адольф Фуpтвенглеp отнес мюнхенские и паpижский pельефы к декоpу алтаpя Домиция Агенобаpба.

· На тpех стоpонах алтаpя пpедставлены сцены с изобpажениями моpских божеств, четвеpтая же укpашена pельефом со сценой жеpтвопpиношения пеpед цензом, тематически и стилистически абсолютно выпадающей из контекста пpедыдущих. В последнее вpемя на основании анализа стиля изобpажений пpедполагается, что памятник относится к более pаннему вpемени, сочетая в себе две pазличные стилистические тенденции.

· Жертвоприношение перед цензом

На pельефе, в несколько суховатой и пpоизачески точной манеpе, пpедставлена сцена жеpтвопpиношения пеpед цензом. Цензом называлась запись имущества pимских гpаждан, pезультаты котоpой опpеделяли их участие в войске и пpаво голосования в наpодном собpании. Цензоp ведет запись на покpытых воском табличках, к нему напpавляются гpаждане, дающие показания, пеpед началом ценза совеpшают жеpтвопpиношение богам.

В центpальной части pельефа изобpажен алтаpь, слева от котоpого в величественной позе, напоминающей статуи бога войны Маpса, стоит полководец, в котоpом pанее видели Домиция Агенобаpба; рядом с ним жpецы и их помощники, игpающие на музыкальных инстpументах. Взоp военачальника обpащен в стоpону пpоцессии жеpтвенных животных - suovetaurilia, пpиносимых обычно в искупительную жеpтву пеpед началом или после окончания военной кампании. Пpедписанный pитуалом поpядок пpинесения животных в жеpтву: вначале свинья, затем овца, наконец - бык, здесь полностью изменен: пеpвым изобpажен бык; веpоятно это сделано ради сохpанения композиционной целостности pельефа. (сp. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.

· Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Пpедполагается, что мастеp pельефов с изобpажением моpских божеств и свадебного поезда Посейдона и Амфитpиты если и не был гpеком, то, по кpайне меpе, был достаточно хоpошо знаком с эллинистическими pельефами Гpеции и Малой Азии и, возможно, обучался в одной из гpеческих мастеpских.

24. Колизней. Общая характеристика.

· Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени (одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом).

· Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев

· Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

· Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 1 56Х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

· Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров); в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

· С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал.- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. "Каркасная" структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

· Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решени я тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.

· Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордернойаркады . Если посмотреть на Колизей снаружи, то можно увидеть, что он состоит как бы из четырех этажей. Три первых этажа на фасаде представляют собой сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом. На втором и третьем этажах между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов. Таким образом, этот амфитеатр имел 240 арок. Следует заметить, что в 80 арках первого этажа скульптур не было вообще, так как через эти арки зрители проходили внутрь Колизея.

· Кроме того, между окнами по фасаду на всех трех этажах были установлены колонны с капителями). На первом этаже колонны исполнены в дорическом стиле, на втором - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.

25. Колонна Трояна. Общая характеристика.

· Колонна Траяна - колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

· Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

· В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

· Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101-102 и 105-106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь - женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

· Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

26.Панеон. Общая характеристика

· Пантео́н (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме,

памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

· Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

· Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет.

· Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась - во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

· В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

· Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

27.Характеристика конного памятника Марка Аврелия

Конная статуя Марка Аврелия.

Бронза. 160-170-е гг.

Рим, Капитолийские музеи.

· Бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев.

· Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на Капитолии.

· Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест оратора, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы*. Вместе с тем Марк Аврелий изображен как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах - сандалии.

· Лицо Марка Аврелия, несомненно, индивидуальное, с немного выступающими скулами и выпуклыми глазами, несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода даны глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты верхними веками.

· Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

· В два раза превышает натуральную величину.

28. Арка Тита. Характеристика памятника.

Страна - Италия

Город - Рим

Дата постройки - 81 год

· Триумфальная арка Тита (итал. Arco di Tito) - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.

· Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

· Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н. э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

· Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

· Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

· Героем для постройки арки стал император Тит. В ходе Иудейской войны 66-70 годов ему удалось захватить Иерусалим. Правда, строительство было завершено после смерти императора в 81 году при Домициане. Находясь на возвышенности, ее белый облик отлично сочетается с цветом неба. Интересно подобраны и просмотры через арку - с одной стороны виден Колизей, с другой стороны открывается вид на Римский форум.

· В средние века часть триумфальной арки императора Тита в Риме подвергается разрушению. Реставрацию монумента по инициативе папы Пия VII провели в 1821 году. Новая часть арки была достроена уже не из мрамора, а из травертина. Также реставрация дополнила арку еще одной надписью, подтверждающей проведение работ Пием VII.

29.Колонна Адриана. Характеристика произведения.

30.Арка Константина. Характеристика произведения.

Страна: Италия

Город: Рим

Строительство: 312-315 годы

· Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis.

· Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

· Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии).

· Это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

· Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м.

· Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Декор

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

1. Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение - к лету 315.

3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

Аттик (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом)

· На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161-180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169-175).

· По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца.

· По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

· На вершине каждой колонны находятся фигуры даков(группа фракийских племён. Центральная область расселения даков располагалась севернее нижнего течения Дуная (на территории современной Румынии и Молдавии), взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

Основная часть

· 8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора.

· Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

· Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана.

По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу,

по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот.

С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

· При Константине также был создан рельефный фриз(декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения ), иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной - выступления перед народом и раздачи денег.

«История искусства стран Западной Европы средних веков»

1.Особенности развития раннехристианского искусства.

Основные типы храмов раннехристианского искусства.

Система декорирования храмов.

Раннехристианское искусство - период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI-VII веках.

В 323 г. н. э. Константин Великий принял судьбоносное решение, последствия которого ощущаются по сей день - он повелел перенести столицу империи в греческий город Византии, известный после этого как Константинополь (ныне Стамбул).

Император предпринял такой шаг осознавая рост стратегического и экономического значения восточных провинций. Перенос столицы был также связан с тем, что отныне основанием и краеугольным камнем империи должно было стать христианство.

Константин едва ли смог бы предвидеть, что такое изменение местопребывания императора приведет к расколу всего государства . Однако не прошло и ста лет, как раздел империи стал свершившимся фактом, хотя императоры, правившие в Константинополе, не спешили расстаться с притязаниями на западные провинции. Последние, управляемые императорами Западной Римской империи, вскоре были захвачены вторгшимися германскими племенами. К концу VI в. на ее территории исчезли последние остатки власти римлян. Восточная империя, впоследствии получившая название Византийской, выдержала удары варваров, а при императоре Юстиниане (527-565) стала опять могущественной и стабильной.

Раздел империи вскоре повлек за собой и религиозный раскол. Во времена Константина римский епископ, или, как его называли римский папа, был общепризнанным главой всех христиан; влияние его кафедры было следствием авторитета ее основателя, Св. апостола Петра. Однако различия между восточным и западным христианством постепенно накапливались, углублялись, а когда возникли расхождения в доктрине, то разрыв между католицизмом и православием, возглавляемый римским папой и константинопольским патриархом, стал неизбежен. Разногласия являлись действительно глубокими.

Католическая церковь к тому времени была независима от какой бы то ни было государственной власти; в соответствии со своей идеологией всемирной церкви она превратилась в наднациональный институт.Православная же церковь основывалась на союзе светской и духовной властей, представляемых императором и патриархом, причем первый назначал второго. Здесь видно продолжение имевшей место еще в Древнем Египте и на Ближнем Востоке традиции сакральной царской власти, но в христианской адаптации. Византийские императоры в отличие от своих предшественников-язычников не могли притязать на статус богов, но они приняли на себя роль главы как церкви, так и государства.

Термин «раннехристианское искусство» строго говоря относится не к определенному стилю, а к любому произведению искусства в области христианской культуры, созданному до разделения церквей, или, примерно, к первым пяти векам нашей эры.

Термин «византийское искусство», с другой стороны, обозначает не только искусство восточной части Римской империи, но и специфический стиль. Поскольку этот стиль вырос из определенных тенденций, возникновение которых можно отнести к правлению Константина и даже более раннему времени, то очевидно, что четких различий между раннехристианским и византийскимискусством не существует . Так, правление Юстиниана называют первым «золотым веком» византийского искусства. Однако, созданные на средства казны памятники, особенно находящиеся в Италии, можно рассматривать в зависимости от точки зрения как раннехристианские, либо как византийские.

Пройдет немного времени, и политико-религиозные расхождения между Востоком и Западом породят также художественные различия. В Западной Европе кельтские и германские народы выступят в роли наследников позднеантичной цивилизации, частью которой является раннехристианское искусство, и трансформируют его в искусство средневековое. Напротив, Восток не испытает подобного перелома. В Византии поздняя античность проживет еще долгую жизнь, только греческие и восточные элементы выступят на передний план за счет уменьшения значения собственно римского наследия. Поэтому византийская цивилизация так никогда и не станет в полном смысле средневековой.

Вплоть до правления Константина Великого мало что можно с уверенностью сказать о христианском искусстве. Единственным достаточно полным источником соответствующих сведений служат росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Но это, по-видимому, лишь одна из существовавших в то время разновидностей христианского искусства. Тогда Рим еще не был главным центром христианства. В больших городах Северной Африки и Ближнего Востока, таких как Александрия и Антиохия, существовали более старые и многочисленные христианские общины. Возможно, там христианское искусство развивалось в русле иных художественных традиций, но от него мало что сохранилось. Если нехватка материалов по восточным провинциям Римской империи мешает проследить тенденции развития христианского искусства в раннюю пору его существования, то сохранившаяся катакомбная живопись достаточно полно рассказывает нам о духовной жизни создавших ее общин.

Римская средиземноморская архитектура выражала вполне определенную эстетическую концепцию, выдвигаемую обществом и имперским режимом. Господствующей эстетической концепцией было художественное выражение ключевой ценности официальной римской культуры - идеи вечности, силы и мощи Рима, римской власти, римского образа жизни. В художественном отношении римская архитектура существенно отличалась от греческой, эстетика которой была близка человеческой природе, направлена на прославление гармонической красоты и свободной личности гражданина. Монументальность, прочность и даже утилитарность римской архитектуры объясняются не только необходимостью решения чисто практических задач (например, строительство здания для многочисленных посетителей в большом городе), но и определенной эстетической ориентацией заказчика на выражение идеи силы, власти, потребления.

Римская архитектура как одно из важнейших направлений средиземноморской культуры весьма гибко и полно удовлетворяла возросшие человеческие потребности и, в свою очередь, стимулировала их рост. Римские зодчие создавали определенную художественную и материальную среду, которая органически дополняла, воплощала и формировала определенную духовную атмосферу римского средиземноморского общества.

Рассмотрим подробнее архитектурные памятники Римской империи раннего периода.

В конце I в. до н. э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, гражданскими войнами, сотрясаемое восстаниями рабов, приходит к военной диктатуре, превращается из республики в империю. Первым императором Рима был Октавиан, титулованный Августом, то есть божественным (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Его прославляла римская литература, римская поэзия и, конечно, изобразительное искусство. Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и многих других императоров в бесчисленных идеализированных статуях (так называемый августовский классицизм в период правления Октавиана). Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов V в. до н. э., но всему был придан внешний пафос, модель была явно героизирована.

Статуя Августа из Прима Порта . Изобразительное искусство времен принципата сделало в области скульптурного портрета заметный шаг вперед. Император вовсе не собирался остаться в памяти потомков обрюзгшим стариком с дряблыми мышцами и глубокими морщинами на лице. Августа куда больше привлекали образцово-прекрасные образы Фидия и Поликлета, в стиле которых он и велел скульпторам изобразить собственную персону и членов своей семьи. Согласно римской традиции, общее сходство все-таки сохранялось, однако письменные источники свидетельствуют, что Октавиан был не совсем тем цветущего вида молодым мужчиной, мраморная статуя которого широко известна как статуя Августа из Прима Порта.

Август изображен в спокойной, несколько небрежной и вместе с тем величественной позе, позаимствованной, без сомнения, из произведений Поликлета. Однако мощный торс не обнажен, а скрыт под панцирем римского военачальника (впрочем, панцирь повторяет своей формой выступы мышц и до некоторой степени создает иллюзию нагого тела), причем панцирь и сам по себе является произведением искусства и требует некоторого описания. Он покрыт рельефами, изображающими богов неба и земли, а также аллегорическими фигурами покоренных провинций - Галлии и Испании. Кроме того, на панцире Августа помещен парфянин, возвращающий Марсу римское знамя, отнятое у римлян еще до правления Августа.

Лицо императора не отличается особой выразительностью, однако парадоксальным образом этот факт лишь усиливает ощущение величия, которое исходит от прекрасной парадной статуи: богоподобный император похож на любого из своих солдат, а то и на обычного прохожего на улице. Иначе говоря, именно занимаемое в государстве положение способно возвысить любого, самого ординарного человека до богоравного уровня. Взмахом руки Октавиан приветствует римские легионы, другая рука занята тяжелым плащом и довольно увесистым императорским жезлом. При подчеркнутой роскоши панциря и плаща император изображен босиком, что сделано вовсе не из-за отсутствия у единоличного римского правителя пары приличных сапог или сандалий (римляне пользовались и тем и другим), а с целью лишний раз напомнить зрителю греческие классические образцы. Подпорка у ног статуи (из-за хрупкости материала скульпторы снабжали мраморные статуи подпорками в виде древесного ствола, колонки или другого подходящего по теме предмета) сделана в виде дельфина с сидящим на нем маленьким Амуром. Известно, что моделью для Амура послужил внук императора Гай Юлий, а присутствие возле Октавиана дельфина имеет важное значение. Дело в том, что дельфин - это атрибут Венеры, считавшейся божественной прародительницей римского рода Юлиев, к которому принадлежал не только Октавиан, но и убитый заговорщиками прямо на форуме Юлий Цезарь. Октавиан был приемным сыном Цезаря (что и помогло ему стать императором), и авторитет популярного в народе погибшего правителя в какой-то мере переносится на самого Августа. В подражание греческим скульпторам статуя Августа была раскрашена, что, без сомнения, придавало облику императора особую жизненность.

Октавиан до такой степени не страдал застенчивостью, что в некоторых скульптурных портретах позволял изображать себя в виде Юпитера, так что статую можно было использовать для поклонения в храме, причем вполне узнаваемая голова императора венчала мощный торс атлета, Октавиану, может быть, и не принадлежавший. В классическом духе создавались и портреты жены Августа Ливии, его сподвижника и зятя Агриппы (построившего в Риме баню, водопровод), а также многих других римлян попроще.

Алтарь мира. Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (139 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира.

С утверждением Августа и наступлением после долгих внутриримских смут сытого и богатого мира Рим дорвался наконец до настоящей роскоши. Тон задавал сам император, который хотел превратить Рим в некое подобие Афин классической эпохи (а если точнее, в то, что он сам считал Афинами классической эпохи). Кроме того. Август не уставал напоминать благодарным гражданам, что это именно он принес римскому народу долгожданный мир и тем самым беспрерывно поддерживал в римском народе состояние обожания по отношению к себе, миротворцу Августу. Чтобы римляне почаще вспоминали о мире (а значит, и о нем, императоре, этот мир обеспечившем), Октавиан велел построить на Марсовом поле (к слову сказать, месте военных упражнений римской армии) специальный Алтарь Мира.

Алтарь Мира представляет собой прямоугольную площадку (10-11 м), в центре которой помещен на ступенях сам алтарь - малоинтересное, в общем-то, сооружение для официальных церемоний. Однако вокруг алтаря выстроена толстая каменная стена, украшенная прекрасно выполненными рельефами, изображающими процессию римских граждан и мифологические персонажи. Из рельефов мифологического содержания лучше других сохранились помещенные на восточной стороне стены - богиня Теллус и Эней, а что до процессии, то здесь (как, впрочем, и в мифологических персонажах) неизвестный римский скульптор изо всех сил старался подражать греческим образцам. Стоит признать, что в этом он не особенно преуспел: во-первых, вместо греческих одежд всех участников процессии пришлось одеть в римские тоги, а во-вторых, позаботиться об их портретном сходстве с вполне определенными римскими патрициями.

Император Октавиан Август.Август из Прима-Порта. I век Мрамор. Высота 2,04 м
Музей Кьярамонти, Ватикан

Среди самых известных древнеримских скульптур, можно выделить статую императора Августа из Прима-Порты, выставленную в Ватиканском музее.

Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта. Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу Римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство.

Октавиан Август изображен в момент произнесения речи перед десятью тысячами своих сторонников на Форуме, призывая их начать войну со своим политическим противником Антонием - нарушителем законов и обидчиком законного наследника Цезаря. Это выступление впоследствии оказалось неудачным, его слушатели отказались воевать с верным цезарианцем Антонием, тем более что на тот момент Октавиан был слишком юным и не имел достаточных полномочий для объявления войны.

Его левая рука аккуратно поддерживала императорскую тогу, а правая была поднята в повелевающем жесте. Хотя исторические данные свидетельствуют, что император Август был небольшого роста и не отличался крепким телосложением, скульптор представил его в лучших традициях древнегреческой пластики, создав образ совершенного атлета. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством.

Римские императоры, правившие недостойным образом, изображались мастерами скульптуры в виде жестоких воинов с грубыми чертами лица, лишенными благородства. Со времен существования Римской империи до сегодняшних дней сохранилась самая древняя в европейской скульптуре конная статуя. Она представляет собой могучего гордого коня, всадником которого был император Марк Аврелий, поднявший руку в приветствии.

ОКТАВИАН АВГУСТ.СЕМЬЯ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА,

В юности Гай Октавий был помолвлен с Сервилией, дочерью Публия Сервилия Ватии Исаврика. Однако в 43 году до н. э. Октавиан порвал помолвку и скрепил заключение второго триумвирата браком с Клодией (Клавдией) Пульхрой, падчерицой Марка Антония, едва достигшей брачного возраста. В 41 году до н. э., после неполных двух лет брака, Октавиан развёлся с ней.

По словам Светония, «поссорившись со своей тёщей Фульвией, он, не тронув жены, отпустил её девственницей». Второй его женой стала Скрибония, родственница Секста Помпея (см. раздел «Война с Секстом Помпеем. Продление триумвирата»). Их союз не был счастливым и вскоре распался. Расторжение брака было ускорено знакомством Октавиана с Ливией, женой Тиберия Клавдия Нерона.

Плиний Старший упоминает, что у Октавиана были светлые глаза. Светоний описывает его глаза как светлые и блестящие, а также упоминает, что он начал хуже видеть левым глазом к старости. Не совсем ясен и его цвет волос: тот же автор говорит о слегка вьющихся светлых волосах с золотистым оттенком[комм. , но Эдриан Голдсуорси полагает, что античные авторы могли иметь в виду цвет, близкий к коричневому.

« С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность, хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причёсывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, брови - сросшиеся, уши - небольшие, нос - с горбинкой и заострённый, цвет кожи - между смуглым и белым.

На мой взгляд, одна из самых удачных научно-популярных книг по истории Древнего Рима – «Императорский Рим в лицах» Е.В.Федоровой. Я помню еще первое издание, когда книга выходила в издательстве Московского университета. То, что появилось в издательстве «Слово» в 2002 году, похоже, сокращенный вариант. Книга Е.В.Федоровой – своеобразная хрестоматия, доступная и увлекательная. Главное достоинство книги в том, что после знакомства с ней хочется самому взять в руки Тацита или Светония и поискать новые, более качественные воспроизведения римских портретов. Попробую это сделать.


Самый замечательный портрет императора Августа находится в Римском национальном музее (палаццо Массимо). Это – работа великого скульптора. Точнее, голова, поскольку статуя составная, из разных сортов мрамора, и все остальное мог выполнить другой мастер. Портрет поразителен по глубине и убедительности. Глядя на него, веришь, что именно таким красивым и глубоко чувствующим был этот человек. И хочется повторять вслед за Горацием:

«Множество, Цезарь, трудов тяжелых выносишь один ты:
Рима державу оружьем хранишь, добронравием красишь,
Лечишь законами ты <…>
Почести только тебе уделяем мы щедро при жизни,
Ставим тебе алтари, чтобы клясться тобою, как богом,
Веря - ничто не взойдет тебе равное и не всходило.
Мудрый, однако, в одном и правый народ твой, что отдал
Он предпочтенье тебе пред вождями и Рима и греков,
Прочее мерит не так же разумно, не тою же мерой…»

(Квинт Гораций Флакк. Послания. Книга вторая. Пер. Н. С. Гинцбурга
http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt)

Портрет поразительно живой. Использованы все возможности круглой пластики: меняется наша точка зрения – меняется лицо Августа. Все построено на нюансах: едва проступают морщины, слегка сдвинуты брови, чуть-чуть подняты уголки губ. Нужно сделать усилие над собой, чтобы ощутить идеализацию образа: она достигается тем, что все индивидуальное в облике слегка подправляется, возраст не акцентируется. И в результате мы видим абсолютно спокойного и уверенного в своей правоте человека. Август – вне времени, он духовно сложнее и выше нас. Считается, что в этом портрете он изображен в виде верховного жреца. На нем тога, Август представлен приносящим жертву, в правой руке у него находилась чаша для возлияний:

Гай Светоний Транквилл так характеризовал эту сферу деятельности первого императора: «Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями. Так, за один раз он принес в дар святилищу Юпитера Капитолийского шестнадцать тысяч фунтов золота и на пятьдесят миллионов сестерциев жемчуга и драгоценных камней.
В сане великого понтифика <…> он велел собрать отовсюду и сжечь все пророческие книги, греческие и латинские, ходившие в народе безымянно или под сомнительными именами, числом свыше двух тысяч. Сохранил он только Сивиллины книги, но и те с отбором; их он поместил в двух позолоченных ларцах под основанием храма Аполлона Палатинского. Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед. Он увеличил и количество жрецов, и почтение к ним, и льготы, в особенности для весталок <…> Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий <…> Ларов на перепутьях он повелел дважды в год украшать весенними и летними цветами».
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm

Октавиан постепенно шел к власти. Он был усыновлен Юлием Цезарем, и, вступая в борьбу за Рим после гибели отца от рук заговорщиков, был осторожен и помнил о его судьбе. Август стремился сохранить видимость республиканских порядков, но, занимая один за другим ключевые посты в государстве, он сконцентрировал власть в одних руках. Вот как описывает это в «Анналах» Публий Корнелий Тацит.
Чтобы понять этот отрывок, нужно знать, что Брут и Кассий – это убийцы Юлия Цезаря, «Цезарем» здесь историк именует Октавиана, а проскрипциями назывались списки лиц, объявленных вне закона, и физическое уничтожение этих людей.

«Когда после гибели Брута и Кассия республиканское войско перестало существовать и когда Помпей был разбит у Сицилии, отстранен от дел Лепид, умер Антоний, не осталось и у юлианской партии другого вождя, кроме Цезаря, который, отказавшись от звания триумвира, именуя себя консулом и якобы довольствуясь трибунскою властью для защиты прав простого народа, сначала покорил своими щедротами воинов, раздачами хлеба - толпу и всех вместе - сладостными благами мира, а затем, набираясь мало-помалу силы, начал подменять собою сенат, магистратов и законы, не встречая в этом противодействия, так как наиболее непримиримые пали в сражениях и от проскрипций, а остальные из знати, осыпанные им в меру их готовности к раболепию богатством и почестями и возвысившиеся благодаря новым порядкам, предпочитали безопасное настоящее исполненному опасностей прошлому. Не тяготились новым положением дел и провинции: ведь по причине соперничества знати и алчности магистратов доверие к власти, которой располагали сенат и народ, было подорвано, и законы, нарушаемые насилием, происками, наконец, подкупом, ни для кого не были надежною защитой».
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm

Изначально понятие «император» относилось к командующему войском. Именно в этой ипостаси запечатлен Август в замечательной статуе, найденной в середине 19 века при раскопках виллы Ливии в Прима Порта. http://cicerone2007.livejournal.com/14130.html
Сейчас эта статуя находится в собрании Ватиканских музеев:


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2457

«Образцовому полководцу, - писал Светоний об Октавиане,- по его мнению, меньше всего пристало быть торопливым и опрометчивым. Поэтому он часто повторял изречения: «Спеши не торопясь», «Осторожный полководец лучше безрассудного» и «Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей».
Поэтому же он никогда не начинал сражение или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок, - никакая добыча не возместит потери.
Высшие и почетнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные. Консульство он захватил на двадцатом году, подступив к Риму с легионами, как неприятель, и через послов потребовав этого сана от имени войска; а когда сенат заколебался, центурион Корнелий, глава посольства, откинув плащ и показав на рукоять меча, сказал в глаза сенаторам: «Вот кто сделает его консулом, если не сделаете вы!»
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2851

Из описания в путеводителе по Ватиканским музеям: «Его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире. Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV?) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха августовской политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация?) <…> Это копия, сделанная, вероятно, для Ливии после смерти Августа (14 г. н. э.), с бронзовой статуи, установленной в честь Августа вскоре после 20 г. до н. э.»
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=427

Амурчик на дельфине у ног Августа – чрезвычайно важная деталь. Это намек на божественное происхождение рода Юлиев, которые вели свою родословную от любовной связи Венеры и троянца Анхиза.


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2861

Третья портретная статуя Августа, которая находится в Эрмитаже, характеризует следующую ступень в сложении культа императора, или, по выражению Тацита, «все возраставшее пресмыкательство пред ним». Хотя официальное обожествление Августа состоялось после его смерти, но храмы, посвященные ему, появились еще при жизни императора. «Богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах были почитаемы фламинами и жрецами как божества»
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm


http://www.hermitagemuseum.org/

«Эрмитажная статуя, созданная при преемниках Августа в первой половине I в., представляет принцепса в образе сидящего на троне Юпитера – верховного божества римлян. Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, греческого скульптора V в. до н.э. Черты молодого лица идеализированы. "Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, так как в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми. Статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом "августовского классицизма" – направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой.
Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании изображений императора в образе сидящего на троне Юпитера, встречающихся на античных монетах и резных камнях».
http://www.hermitagemuseum.org/


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=401

Обожествленный Август – лишь напоминание о конкретном человеке, поэтому хочется опять вернуться к текстам римских историков. Вот как Светоний описывает внешность первого императора: « С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причесывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам, а когда стриг или брил бороду, то одновременно что-нибудь читал или даже писал. Лицо его было спокойным и ясным, говорил ли он или молчал: один из галльских вождей даже признавался среди своих, что именно это поколебало его и остановило, когда он собирался при переходе через Альпы, приблизившись под предлогом разговора, столкнуть Августа в пропасть. Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца. Впрочем, к старости он стал хуже видеть левым глазом. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся, уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого, <…> но это скрывалось соразмерным и стройным сложением и было заметно лишь рядом с более рослыми людьми».

Несмотря на то, что времена Римской империи давно канули в Лету, личность ее первого императора Октавиана Августа все больше привлекает к себе внимание современных ученых и любителей истории. Созданная им Империя, включавшая в себя весь бассейн Средиземного моря, а также современные Италию, Испанию, Францию, часть Югославии и Германии, представляет собой некое универсальное наследие европейских народов.

Октавиан Август скончался в городе Нола, недалеко от Неаполя, 19 августа 14 года н.э. В Риме это событие отмечается с некоторым опережением большой выставкой «Август», развернутой в залах престижного выставочного комплекса «Конюшни Квиринала», находящегося рядом с Дворцом президента Итальянской республики.

Кстати, предыдущая выставка в честь 2000-летия со дня рождения императора прошла в Риме в далеком 1937 году, и стала поводом провести параллели между Августом и Бенито Муссолини, который незадолго до этого завоевал Эфиопию и провозгласил Италию империей. Устроители же нынешней выставки не ставили таких далеко идущих планов (к тому же, параллели между прошлым и настоящим вряд ли пошли бы на пользу современной Италии). Их задачей было представить эпоху великого Августа через уникальные свидетельства - скульптурные изображения императора и членов его семьи, фрагменты памятников того времени, роскошное домашнее убранство из стекла и серебра, монеты и драгоценности, из Национального археологического музея Афин прибыл даже фрагмент конной статуи Августа, который был найден в Эгейском море. Изображения императора, где он ассоциируется с богами, можно видеть на многих камеях, предоставленных музеями Вены, Лондона и Нью-Йорка (около 200 работ).

Император Август (Гай Октавий Фурин) родился в Риме в 63 году до н.э. Его отец был богатым коммерсантом, который первым из своей семьи стал сенатором.

Мать Атия принадлежала к роду Юлиев и была племянницей Юлия Цезаря. Это родство сыграло решающую роль в жизни будущего императора, поскольку после убийства Цезаря в 44 году до н.э. Октавиан, по завещанию, был признан его приемным сыном и наследником.

«Юноша обязан всем своему имени», - пренебрежительно отзывался о нем Марк Антоний, его соперник в борьбе за власть. Однако дальнейшие события показали, как он был неправ. Октавиан был одарен необыкновенной харизмой и сильным политическим чутьем. Уже став консулом, он сумел во всеобщем сознании ассоциировать свою фигуру с благом Рима.

Провозгласив себя наследником Цезаря, он сурово наказал его убийц. Кроме того, из своих средств он выплатил по 300 сестерциев, которые были обещаны Цезарем в завещании римлянам и ветеранам войска, и впоследствии, уже будучи императором, Октавиан неоднократно оказывал помощь деньгами или зерном как римским гражданам, так и солдатам.

В первые годы правления он входил в триумвират вместе с Марком Антонием и Лепидом, которые отвечали за разные провинции подвластных Риму народов. Основная борьба за власть развернулась между амбициозным Октавианом и Марком Антонием, более удачливым на поле битвы, но в конечном счете проигравшим Октавиану благодаря хитрости последнего. Поводом для открытых военных действий послужило завещание Марка Антония, которым завладел Октавиан: в нем тот оставлял курируемые им земли своей возлюбленной Клеопатре и их детям, а также Цезариону, сыну Цезаря и Клеопатры.

Разгром флота Марка Антония войсками под командованием Марка Випсания Агриппы, друга и зятя Октавиана, в битве при мысе Акций в 31 году до н.э. и последующее самоубийство Марка Антония и Клеопатры открыли дорогу Октавиану к полной и абсолютной власти. На выставке представлены фрагменты памятника, воздвигнутого в честь этой великой победы, которые теперь хранятся в музеях Испании и Венгрии.

Однако Октавиан не воспользовался доставшейся ему властью как узурпатор, несмотря на то, что Сенат начал предоставлять ему все больше прав и привилегий, а в 27 году до н.э. присвоил ему титул «Август» - «священный». Октавиан решительно отверг звание «диктатора», которое носил Юлий Цезарь и которое был готов предоставить ему Сенат. Он предпочел быть «первым среди равных», хотя с годами начал контролировать основные органы власти, доверяя их управление преданным ему людям.

Обладая многими человеческими недостатками, Август тем не менее посвятил свою жизнь процветанию Римской империи, сумев стать мудрым и справедливым правителем. Он утверждал, что организовать империю гораздо сложнее, чем завоевать ее, но он блестяще справился с обеими задачами.

За сорок с лишним лет правления император провел реформы огромной важности, которые оставались в силе три последующих столетия. Не захотев разрушать старые республиканские органы правления, он создал новый класс политиков и аристократии из верных ему людей. При нем появилась новая система провинций и многочисленные муниципалитеты, которые способствовали романизации стран бассейна Средиземного моря.

Была проведена реформа сухопутных и морских войск, построены новые порты в разных концах огромной империи, призванные защищать ее границы. Наступивший после десятилетия междоусобной войны мир способствовал оживлению торговли, процветанию науки и искусств, а завоевание новых территорий, особенно богатого Египта, значительно пополнило кассы империи. Хотя самой привилегированной провинцией оставалась Италия, где были построены новые дороги, а города украшены новыми зданиями, Август посещал многие другие провинции и помогал им в трудные времена.

Отвечая лично за распределение ресурсов из касс государства, он делил их справедливо между всеми частями страны, чтобы завоеванные народы видели в правительстве Рима не наказание, а благо.

Благодаря принятым императором законам в пользу брака и рождения детей за время его правления население Римской империи увеличилось. Он дружил с Меценатом, покровителем художников и поэтов, и именно в это время, не без помощи Вергилия и Горация, начал создаваться миф о Великом Риме.

Август превратил Рим - столицу огромной империи - в монументальный город. Это позволило ему говорить в конце жизни, что он принял Рим из кирпичей, а оставил его в мраморе.

Некоторые из построенных при нем величественных памятников до сих пор украшают итальянскую столицу, как, например, Мавзолей Августа, Театр Марцелла или «Ara Pacis» («Алтарь Мира»), воздвигнутый после триумфального возвращения Августа в 13 году до н.э. из умиротворенных Испании и Галлии. Один из его подлинных великолепных барельефов прибыл на выставку из парижского Лувра.

Император Август, умерший незадолго до своего 77-летия (возраст весьма почтенный по тем временам!), оставил после себя процветающую Империю, насчитывавшую около 55 миллионов человек.

Он завещал римскому народу 40 миллионов сестерциев, не забыв и покоренные народы, а также щедро наградив служивших ему солдат.

Император был любим своим народом. Когда его дом на Палатинском холме был разрушен пожаром, люди всех социальных слоев предложили ему свою денежную помощь, из которой, заметим, Август взял лишь самую малую, почти символическую часть. Не каждый правитель может удостоиться этого, как не о каждом историки могут сказать словами Светония: «Это был правитель, наиболее заботившийся о благосостоянии народа».


Октавиан Август в образе Юпитера


Октавиан Август, первый римский император