О свободном доступе к водным объектам и береговой полосе. Аренда береговой полосы водного объекта Можно ли арендовать землю у воды

О том, что проблема незаконного захвата берегов и лесов существует и разрастается, говорить, полагаем, уже не надо. А также о том, что шансы решить эту проблему и в целом, и в каждом конкретном случае очень малы. Тем не менее, опыт успешных кампаний по недопущению захватов (и даже по возвращению уже захваченного) существует. Активисты движений «Открытый берег» и «Против захвата озер» предлагают вам обобщенную стратегию действий, применение которой (при условии упорства и готовности потратить много времени и сил) дает шанс на победу.

Разрабатывая планы по борьбе с врагом, нужно представлять себе, что он такое. Как мы уже не раз писали , базовая причина безнаказанного захвата территорий – к сожалению, не столько коррупция, сколько анархия и полная импотенция власти. Если бы берега можно было захватить, лишь заплатив взятку чиновникам или встроившись в «вертикаль власти», то мы, по крайней мере, знали бы конкретное место, где локализован враг (где-то в районе Кремля). Но он, к сожалению, рассеян повсюду. Беда в том, что захватить берег или кусок леса у нас может любой, кому вздумается (лишь инерция советского законопослушания мешает это сделать каждому второму). У власти и надзорных органов просто нет силовых ресурсов, чтобы помешать даже самому слабому из захватчиков. За редким исключением, когда чей-то земельный беспредел затронул интересы более влиятельных лиц (которые в этом случае просто наймут госструктуру в качестве банды «решальщиков»), чиновники не в состоянии довести до сноса ни один незаконный объект. Это, в общем-то, объяснимо: власть опасается, что в ответ на жесткие силовые действия в отношении даже незаконной собственности, она ненароком вскроет «блокиратор» на аналогичные действия со стороны общества. Причем – в любой сфере, необязательно земельной. Впрочем, нас сейчас интересует одно: как заставить власть пересилить свой страх и начать жестко действовать в отношении захватчиков. Способ тут один – поселить в ней страх еще больший. Точнее, дать понять, что в результате бездействия она может получить более опасный «очаг общественной нестабильности», нежели в ответ на свои действия. Символом возможной социальной напряженности для власти служат, разумеется, массовые протестные акции. Однако не подумайте, что мы предлагаем народные выступления в качестве универсального рецепта разрешения земельных конфликтов. Акции протеста обязательно должны быть подкреплены параллельными победами на «бумажном поле»: необходимо добиться фиксации нарушений органами исполнительной власти, прокуратуры и\или суда. Однако без символики «социальной напряженности», без страха власти за свою стабильность эти победы так и останутся на бумаге. В свою очередь, воевать совсем без «мирной», бумажной составляющей, тоже нежелательно. Ведь мы добиваемся торжества законности, а не грубой силы, не правда ли? Да и власти приятнее уступить не агрессивному натиску, показав свою слабость, но, сделав хорошую мину при плохой игре, «согласиться» с правовыми аргументами. Поэтому «бумажная» и «полевая» работа должны идти в одной упряжке. Но начинается все, как правило, с банального – отправки писем.

Инструкция

Итак, вы стали свидетелем осуществляемого\осуществленного\планируемого захвата\застройки берега\леса. Сигналом этого могут быть:

1) Построенный\строящийся забор, огораживающий берег или лесной участок,

2) Строительные или земляные работы на берегу или на территории леса, завоз строительных материалов, появление бытовок для рабочих,

3) Информация о продаже участка\участков на берегу\на лесной территории в интернете или на наружных баннерах.

4) Подготовка градостроительной документации для легализации застройки берега или леса: проведение общественных слушаний по проекту изменений в генплан или правила землепользования и застройки поселения, в результате которого берег из рекреационной переводится в «застроечную» зону, участок леса включается в границы поселения и т.д.,

5) Информация о передаче в аренду под рекреацию лесного\берегового участка, а также о процессе согласования на нем проекта «базы отдыха»,

И т.д.

Любой из этих признаков сигнализирует чуткой душе активиста, что берег\лес либо уже захвачен, либо скоро будет захвачен. Здесь важно действовать очень быстро и одновременно – грамотно, то есть пытаться получить максимум информации о нарушении. Как это совместить? Очень просто: мы оперативно сигнализируем надзорным органам о тех нарушениях, которые уже сейчас «налицо», а параллельно отправляем запросы для получения информации, важной нам для продолжения борьбы. По возможности обе эти задачи нужно совмещать в одном письме. Нужно быть морально готовым к тому, что одно письмо, увы, делу не поможет и заранее настраивать себя на длительную переписку.


Земляные работы вплотную к воде, лето 2016, Северное Приладожье, Республика Карелия

Если нарушения уже наличествуют (20-ти метровая береговая полоса или лесной участок огорожены забором, либо начаты какие-то строительные\земляные работы), то

1) первым делом мы должны отправить заявление в природоохранную прокуратуру региона с требованием обеспечения доступа граждан к водному объекту\лесному участку. Напоминаем, что права доступа на береговую полосу водных объектов общего пользования нам гарантировано ст.6 Водного кодекса, а право доступа на участки лесного фонда – ст.11 Лесного кодекса.

Это заявление нужно, чтобы спугнуть неопытного захватчика в случае, если его нарушение не подкреплено вообще никакими, даже фиговыми, бумажками (и если он пока не в курсе, что реально прокуратура не в силах серьезно его наказать). А также – чтобы с помощью прокурорской проверки побыстрее получить необходимую нам информацию о нарушении.

2) Кроме заявления в прокуратуру, очень полезно направить аналогичные обращения в компетентные органы по надзору в сфере природопользования. В зависимости от ситуации, это будет либо соответствующий региональный орган (в Ленинградской области – комитет госэконадзора ), либо департамент федерального Росприроднадзора . Все водные объекты, находящиеся в границах региона, поднадзорны региональному органу. Все водные объекты, расположенные в пределах одновременно двух или более регионов, поднадзорны Росприроднадзору. Лесные участки, будучи в федеральной собственности, управляются региональными властями, поэтому также поднадзорны региональному органу.

Если захват только планируется и есть время серьезно изучить нарушение, то первым делом нужно

3) Выяснить, каков статус земельного участка (и в действительности, и с точки зрения захватчика), какие правоустанавливающие и разрешительные документы в отношении его имеются. Для этого:

А) Если есть основания считать участок лесным фондом – направляем обращение в орган исполнительной власти региона, управляющим на его территории лесным фондом РФ (например, в Ленинградской области это – комитет по природным ресурсам Правительства Ленинградской области ). В этом письме мы обрисовываем проблему и запрашиваем информацию о том, не относится ли осваиваемый участок к лесному фонду, находится ли он в аренде (главного пользования, то есть для заготовки древесины, под «рекреацию», под охотхозяйство и т.д.), кто арендатор, какие разрешительные документы на рубку\стройку у него имеются. Просим в случае наличия нарушения принять меры против нарушителя.

Б) Если участок (берегозахват или захват территории, для застройки не предназначенной) явно не относится к лесному фонду, то необходимо обратиться с запросом в администрацию района , на территории которого обнаружено нарушение. Вы запрашиваете, каков статус участка, в какой категории земель он относится и какой вид разрешенного использования для него определен. А самое главное, какие правоустанавливающие документы в отношении него имеются: находится ли он в собственности или аренде, и (это очень важно!) каковы его границы? По урез воды или нет? Кем, когда и на основании какого нормативного акта он передан правообладателю? Что он собирается там строить – частный дом или «базу отдыха»? Для получения информации по статусу участка также нелишне обратиться в территориальное управление Росреестра .


Участок президента «Башнефти» Андрея Шишкина, оформленный по урез воды

оз. Лассылампи, Ленинградская область

(Если захват уже осуществлен и ситуация не терпит промедления, то первыми выполняются пункты 1) и 2))

4) Не надейтесь, что вам на первую же порции писем дадут исчерпывающие ответы. Некоторые органы (особенно этим славятся районные администрации и Росреестр) могут вообще не прислать ответ, и тогда вам придется жаловаться на их молчание в прокуратуру. Однако благодаря сетевым информационным системам вы и сами, не дожидаясь ответов, сможете получить много полезных сведений. На Публичной кадастровой карте Росреестра http://pkk5.rosreestr.ru можно самостоятельно найти интересующий земельный участок и узнать некоторую информацию о нем. Еще больше подробностей можно получить в онлайн-справочной Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request и его подразделении ЕГРН https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1 . Арендаторов лесных участков можно найти в базе данных Рослесхоза http://lesegais.ru/open-area/rent

5) Когда массив информации будет собран, в повторных письмах в надзорные органы вы сможете точно и подробно указать, какие законы в данном случае нарушены, и даже «проконсультировать» чиновников на предмет того, что им следует сделать для исправления нарушения (перечень статей Административного кодекса, которые можно применить, или формулировку для иска в суд). Да-да, не удивляйтесь: часто госорганы не только ленивы и коррумпированы, но и попросту некомпетентны. Для достижения лучшего эффекта расследование правонарушения нужно проводить за них, а чиновникам предоставлять результаты и рекомендации.

Так как конкретные ситуации могут быть очень разными, мы решили взять несколько типических (и при этом реальных) случаев и показать на них стратегию и тактику борьбы.

1) Пос. Рощино, река Рощинка . Владелец прилегающего к береговой полосе участка решил ее (береговую полосу) захватить. Договорившись с районными властями, он заказал продажному кадастровому инженеру межевание, согласно которому ширина суши «удлинилась», и формально береговая полоса оказалась под водой. А настоящая, сухопутная береговая полоса таким образом освободилась от накладываемых законом обременений. Помимо ст.6 Водного кодекса, это ст. 27 ч.8 Земельного кодекса, запрещающая ее приватизацию. В итоге администрация Выборгского района ЛО продала вышеупомянутому гражданину красивый мыс на реке прямо по урез воды. Соседка нарушителя, активист движения «Против захвата озер» Наталья Павлова, с помощью полученных кадастровых документов и межевого дела установила факт подлога. Посредством упорных действий (длительная переписка с прокуратурой и органами исполнительной власти, пикетирование органов власти, резонанс в СМИ) удалось понудить Выборгского прокурора подать судебный иск о признании сделки недействительной. Но и это не обеспечило бы победу, если бы Наталья не останавливала работы по строительству забора с помощью вызовов полиции. Ибо добиться сноса уже построенного крайне трудно. Прокурор также не выиграл бы дело без Натальи: она сама написала для него исковое заявление и прямо в зале суда передавала ему написанные на бумажке «его» доводы. В результате в 2011 году сделка была аннулирована, берег возвращен муниципалитету и ныне свободен.


Этот полуостров на Рощинке удалось спасти

2) Пос. им. Морозова, река Нева . Глава администрации Морозовского МО подделала схему правил землепользования и застройки поселения на сайте администрации, «перекрасив» рекреационную зону на берегу в участок под дачную застройку. Следом из бывших и действующих сотрудников администрации и депутатского корпуса было создано СНТ «Орешек», члены которого бесплатно получили участки на берегу. Некоторые из них – по 2, 5 и 6 штук сразу. В 2015 году была оформлена собственность СНТ на береговой участок 15 Га, началось формирование частных участков, а также рубка деревьев и земляные работы. Жители поселка и соседних садоводств объединились и начали очень активную борьбу. Пока одни вставали на пути у строительной техники, другие сообщали об этих акциях в СМИ и обеспечивали приезд тележурналистов. Параллельно бомбардировались письмами все контрольные и надзорные ведомства. Удалось заручиться поддержкой депутатов областного парламента. Резонанс достиг такой точки, что властям и прокуратуре неудобно было не отреагировать. Всеволожская прокуратура подала в суд иск об аннулировании всех операций с участком. Но и тут не удалось бы победить без консолидации большого количества жителей: они группой ходили на заседания суда, в результате чего судья (изначально настроенная против общественности) вынесла решение вернуть участок муниципалитету.

3) Озеро Нахимовское, пос. Цвелодубово . В течении 2010-2013 годов жителям и активистам движения «Против захвата озер» удалось добиться сноса нескольких секций заборов, огораживающих проход вдоль озера перед незаконным коттеджным скоплением (народное название – Прокурорский берег»). Помимо стандартных методов (тщательной и очень грамотной переписки с чиновниками, работы со СМИ), ключевыми моментами кампании были две (на момент 2013 года) акции прямого действия – проходы большой группой по берегу «сквозь» заборы с их демонтажом. В результате хозяева заборов сочли за лучшее выполнить прокурорское предписание, довершили начатый снос и теперь проход вдоль воды у хотя бы части участков открыт.

4) Озеро Чайное, пос. Токсово . Всего год простоял длинный кованый забор длиной 40м, которым хозяин дома по адресу ул. Чайное озеро, 14 отгородил не только пляж перед своим участком, но и часть озера, идущую вдоль улицы. По просьбе граждан комитет госэконадзора ЛО выдал предписание о его сносе, но токсовская администрация не торопилась его выполнять. И тогда группе из активистов «Против захвата озер», «Открытого берега» и жителей Токсово пришлось в июле 2011 года спилить забор. Как ни странно, больше его не восстанавливали.

Успешных кампаний было много. К сожалению, объем публикации не позволяет привести их все. Но сейчас главное …

…Вывод: что является залогом успеха?

1) Большое количество вовлеченных в кампанию людей, каждый из которых выполняет какую-то свою часть работы. Либо, что бывает значительно реже – невероятная активность одного человека,

2) Комбинация разножанровых действий: работа с документами, переписка с чиновниками и депутатами, суды, а также публичные действия – резонанс в СМИ, акции протеста (в том числе, если требуется, акции прямого действия),

3) Начало борьбы на раннем этапе захвата, когда забор еще не поставлен, фундамент не залит, деньги не вложены и захватчик не чувствует себя уверенным на 100%.

Это не значит, что в случае «готового» нарушения – капитальный забор, залитый фундамент дома – ничего сделать нельзя. Просто это намного сложнее, и требует вовлечения в протестную кампанию большего числа участников.

Каким образом оформить аренду речки в населенном пункте, наверняка этим вопросам не раз озадачивались владельцы домов на берегу реки, предприниматели, организующие прокат лодок, базы отдыха, расположившиеся на берегу водоема и предлагающие разнообразный отдых с использованием плавательных средств.

Что нужно чтобы взять реку в аренду?

Можно ли взять в аренду участок реки? Арендовать речку, а выражаясь языком закона, оформить водопользование реки можно, но достаточно сложно, если не иметь практического опыта хождения по различным инстанциям. Аренда участка реки займет у Вас около 4 месяцев, при условии корректной подготовки документов. Для начала Вам потребуется выяснить занесена ли река в государственный водный реестр. Для выяснения этой информации нужно обратиться в бассейновое управление вашего региона. Если водного объекта в реестре нет, то взять речку в аренду вряд ли получится законным путем.

Если же бассейновый орган подтверждает наличие реки в реестре, то можно начинать готовить пакет документов для оформления Первым в составе таких документов рекомендуется подготовить кадастровый план акватории. Такой план готовится земельным специалистом — кадастровым инженером. На плане обязательно должны быть отражены координаты поворотных точек границ участка реки.

Следующим документом, который необходимо подготовить будет план водоохранных мероприятий, в котором Вы должны предусмотреть все действия по поддержанию эксплуатируемого участка реки в надлежащем экологическом состоянии на весь срок водопользования. План должен быть утвержден руководителем предприятия. Далее необходимо подготовить схему, отображающую параметры водопользования, если это будет причал у частного дома, то достаточно графически отобразить место, где будет парковаться Ваша лодка. К плану необходимо подготовить пояснительную записку с подробным описанием того, как будет использоваться водный объект. Ну и на завершающем этапе необходимо подготовить и утвердить в бассейновом управлении программу регулярных наблюдений за водным объектом, в которой будет отражаться, как и кто будет вести наблюдения за экологическим состоянием водного объекта.

Весь этот комплект документов подается в орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение водными объектами, после чего назначается аукцион на право использования реки. После победы на аукционе, вы становитесь полноправным пользователем испрашиваемого участка реки, на основании заключенного договора водопользования.

Сколько стоит арендовать речку?

Аренда реки со всеми водоохранными мероприятиями обойдется около 150 000 рублей в год, примерно в эту же сумму обойдется подготовка документов если Вы обратитесь к юристу в области водопользования. Стоит отметить, что сама арендная плата составляет совсем незначительную часть от стоимости обязательных экологических мероприятий.

Аренда берега реки

Для того чтобы арендовать участок берега реки, нужно обратиться в органы местного самоуправления. Берег реки не подлежит передаче в частную собственность. В силу требований ст.27 Земельного кодекса РФ, 20 метровая полоса земли вдоль берега реки (береговая полоса общего пользования) не подлежит приватизации. Соответственно на нее можно оформить только аренду. Перед тем, как обращаться в администрацию необходимо вызвать кадастрового инженера, который выполнит необходимые замеры и составит схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Эту схему необходимо утвердить в районном земельном отделе, после чего комитет по управлению муниципальным имуществом проведет торги, и Вы как победитель аукциона сможете оформить земельный участок в аренду.

Вопрос: Взяв в аренду земельный участок на берегу озера, находящегося в муниципальной собственности, для организации отдыха граждан, ООО возвело ограждение вокруг арендованной территории до кромки воды. Пользование зоной отдыха, благоустроенной ООО, возможно только с разрешения работника ООО и за плату. Правомерны ли действия ООО?

Ответ: Действия ООО неправомерны, поскольку береговая полоса, входящая в состав арендованной территории, должна быть доступна для свободного использования граждан.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Статья 42 Земельного кодекса РФ содержит обязанности собственников и иных лиц, использующих земельные участки: в том числе к таким обязанностям относится “выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами”. Пункт 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ устанавливает, что “граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами”.

Пункты 1 и 2 ст. 6 Водного кодекса РФ устанавливают, что поверхностные водные объекты являются общедоступными, т.е. все граждане имеют право иметь к ним доступ и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Общедоступной согласно п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ является и береговая полоса водного объекта общего пользования (полоса земли шириною в 20 м, а для каналов, рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км – шириною в 5 м).

Законодатель ограничивает использование береговой полосы следующими моментами:

– нельзя использовать ее с помощью механических транспортных средств (п. 8 ст. 6 ВК РФ);

– необходимо соблюдать ограничения, установленные законодательством России и ее субъектов для всех водных объектов или конкретного водного объекта (могут быть запрещены, согласно п. 4 ст. 6 ВК РФ забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой).

Рассматриваемый арендованный участок подходит напрямую к воде, т.е. он полностью или частично расположен в зоне береговой полосы. Соответственно, в данной ситуации арендатор ограничен в использовании земельного участка действующими федеральными законами (ст. 6 Водного кодекса РФ). Возможность такого ограничения прав арендатора предусмотрена п. 1 ст. 615 ГК РФ, п. 1 ст. 43 ЗК РФ (устанавливают приоритет правил специального законодательства над общими нормами об аренде).

Таким образом, ограничения использования прибрежной полосы арендатором допускаются только в целях охраны водоема и соблюдения водного законодательства и договора аренды (например, возможна установка шлагбаума для препятствия проезду транспортных средств к прибрежной полосе).

Данная позиция подтверждается мнением судебной практики.

Так, в Апелляционном определении Верховного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 по делу N 33-4989 признается законным ограничение въезда на оборудованный пляж автомобилей (с помощью шлагбаума) со стороны дороги, поскольку непосредственный доступ к пляжу гражданам не ограничен.

Но когда ограждения арендатора создают препятствия свободному доступу и бесплатному пользованию водоемом разрешенными ВК РФ способами, суды однозначно считают данное ограждение правонарушением (Определение Приморского краевого суда от 07.05.2014 по делу N 33-3890; Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 16.01.2013 по делу N 33-196/2013; Апелляционное определение Московского областного суда от 27.08.2014 по делу N 33-17241/2014).

Причем суд в таких ситуациях не принимает доводы арендаторов:

– об их праве на владельческую защиту арендованного участка (Определение ВАС РФ от 01.08.2012 N ВАС-10139/12 по делу N А70-8868/2011);

– о взимании платы не за доступ к воде, а за платные услуги, оказываемые на оборудованном пляже (Определение Приморского краевого суда от 07.05.2014 по делу N 33-3890).

Из вышеуказанных судебных актов видно, что для того, чтобы наличие ограждения вокруг арендованного участка на берегу озера считалось неправомерным, необходимо наличие следующих обстоятельств:

– арендатором возведен забор;

– забор препятствует гражданам свободно пользоваться береговой линией и/или водоемом (за проход через ворота взимается плата).

Для начала полагаю необходимым определить понятие береговой полосы (бечевника). Береговая полоса это земельный участок общего использования, который располагается вдоль каждого водного объекта общего пользования. Размер бечевника зависит от вида водного объекта, для большинства его ширина составляет 20 метров, однако для каналов он будет всего 5 метров.

Береговая полоса водных объектов общего пользования отсчитывается от уреза воды – береговой линии водоема. Прошу не путать понятиеводного объекта и береговой полосы общего пользования.

Приватизация (обращение в собственность) земельных участков в пределах бечевника запрещена. Однако ограничение в обороте береговой полосы общего использования никаким образом не мешает взять ее в аренду. Ранее до начала 2015 года в Земельном кодексе была даже специальная норма права, которая предусматривала, что водопользователи, которые используют водные объекты, вправе заключить договор аренды земельного участка в границах бечевника.

Данное правило рассматривалось даже как преимущественное право водопользователя на заключение договора аренды, однако суды приходили к иному выводу. Сейчас указанную правовую норму упразднили, однако это не означает, что теперь нельзя арендовать земельные участки в пределах бечевника.

Каких-либо ограничений на аренду участков земной поверхности в пределах береговой полосы общего пользования земельное законодательство не предусматривает.

Управомочен распоряжаться таким земельными участками, как правило, муниципальный район, то есть районная Администрация. Поэтому если есть необходимость получить в аренду земельный участок, находящийся в границах береговой полосы водного объекта, то нужно посмотреть административный регламент Вашего муниципального образования.

В данном регламенте должна быть детально описана процедура получения земельных участков на праве аренды. Для заключения договора аренды необходимо поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, а потом зарегистрировать договор аренды в Росреестре.

Водные объекты имеют особый статус в нашей стране, закон предписывает специальный порядок их оборота, охраны и использования. Федеральное законодательство разграничивает собственность на них между федеральной и муниципальной властью, оговаривая, что фактически водные ресурсы находятся в общем пользовании.

Таким образом, в частных руках реки и озера на праве собственности находиться не могут. В тоже время, они могут быть предоставлены в пользование для определенных целей. Получается, что получить озеро в аренду теоретически можно, необходимо лишь выяснить порядок и особенности процедуры ее согласования.

Как взять часть озера в аренду

В первую очередь, приступая к изучению вопроса аренды водного ресурса, нужно понять для себя разницу между водным участком и земельным. Территория, покрытая водой, не относится к земельным ресурсам, а значит, не подлежит выделению в общем порядке. Земля вокруг акватории является прибрежной зоной и относится к водному объекту, для организации возле озера места общественного отдыха в аренду придется брать озеро и прилегающую землю.

Прежде чем оформлять документы узнайте, внесена ли выбранная акватория в реестр водных ресурсов. Только такой объект можно взять в аренду, если оформление в установленном порядке не произведено, лучше поискать другое подходящее место для реализации ваших планов.

Если озеро все же есть в реестре, обратитесь к собственнику объекта за консультацией и уточните, для каких целей доступна аренда объекта, после чего можете начинать собирать документы.

Куда обращаться для аренды озера

Собственником акватории может быть муниципалитет или Российская Федерация, чтобы уточнить, кто же все-таки отвечает за объект, обратитесь в Росреестр для получения выписки из ЕГРН. Если в выписке в качестве собственника указана Россия, нужно обращаться в Федеральное агентство водных ресурсов. В случае, когда собственник муниципалитет, за разъяснением порядка предоставления придется обратиться в администрации.

Также узнать о владельце водного объекта можно обратившись в местную администрацию с письменным запросом.

Аренда берега озера

Идея получить водоем в аренду для многих кажется привлекательной, но реализуют ее единицы. Ведь процедура долгая и трудоемка, но, в конечном счете, если вы имеете четкий план, результат стоит затраченных усилий. Просто получить озеро в аренду и построить рядом с ним жилище нельзя. Закон определяет цели, для которых разрешено получить водный объект в аренду:

  • ведения личного подсобного хозяйства и полива дачных земельных участков, огородных, садовых, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
  • организованного отдыха детей и граждан пожилого возраста, инвалидов;
  • рыболовства и разведения рыбы, охоты;
  • судоходства и плавания маломерных судов;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;
  • забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.

Цели в перечне, можно характеризовать как общественно-полезные, не предназначенные для удовлетворения индивидуальных нужд. Это полностью согласуется с отнесением водных ресурсов к объектам общего пользования.

Если вы решили взять в аренду озеро, можно воспользоваться несколькими путями:

  • арендовать землю рядом с озером, без водного объекта — фактически речь идет об аренде земли, которая осуществляется без нюансов водного законодательства;
  • набраться терпения и арендовать озеро — пройти все инстанции от начала и до конца;
  • создать искусственный водный объект — для начала придется приобрести свободную землю пригодную для этих целей.

Аренда земли рядом с озером

Первый путь подходит в качестве альтернативного решения, если вы планируете организовать отдых в прибрежной зоне. На земле можно разместить все необходимые объекты и строения, а ломать голову с подготовкой к аренде акватории не придется. Минус такого решения — возможная конкуренция. Если вы получили в пользование только землю, огородить водный объект нет возможности. Есть вероятность, что как только вы привлечете постоянных отдыхающих в акваторию, предприимчивый конкурент арендует кусочек земли рядом с вами и уведет часть денег. Но с конкурентом можно договориться и даже разделить компетенции для общей выгоды. Совсем другая ситуация, если ваша цель организовать платную рыбалку. Для этого придется арендовать озеро полностью иначе вы рискуете закончить свой бизнес как только все местные любители рыбалки прознают, что на озеро можно пройти не только со стороны арендованного вами берега. Чтобы реализовать этот способ аренды нужно обратиться к администрации, которая является собственником земли на это территории.

Аренда водного объекта

  • Аренда водного объекта начинается с подготовки кадастрового плана, для этого обратитесь к кадастровому инженеру.
  • После того, как у вас оказался технический документ, самое время позаботиться о плане водоохранных мероприятий. Как только вы станете арендатором, надзорные органы обязательно поинтересуются не ухудшаете ли вы экологическую обстановку на объекте и этот план призван уберечь вас от штрафов и расторжения договора. Как правильно составить документ разъяснить сможет собственник озера, возможно, он даже представит вам собственный план.
  • Следующий шаг подготовка схемы водопользования — на ней нужно отобразить размещение объектов, строений, лодок. Чтобы избежать вопросов составьте подробную пояснительную записку о целях водопользования.
  • На последнем этапе составляется программа регулярных наблюдений за водным объектом, в ней прописывается, кто и как будет вести наблюдение за экологическим состоянием акватории.
  • Как только все перечисленные выше документы оказываются у вас на руках, нужно подать их в орган власти. Он назначит аукцион, пугаться не стоит. Участников для проведения торгов как правило не находиться и они проходят формально для соблюдения процедуры.
  • После вашей победы на торгах нужно подписать договор аренды и зарегистрировать переход права.

Чтобы создать искусственный водный объект также требуется получить ряд разрешительных документов. Эта процедура значительно проще аренды дикого озера, так как не потребуется соблюдения экологического законодательства распространяющегося на озера и реки. В зависимости от предполагаемой площади водоема разрешение на строительство может и не потребоваться. Акватория организуется на земельном участке, который можно получить в общем порядке. Основное преимущество такого подхода — водоем может находиться в собственности частного лица. Основной минус строительства в том, что потребуются многомиллионные инвестиции.

Договор аренды озера

Договор аренды озера разрабатывается индивидуально для каждого случая. Как правило, акваторию оформляют в пользование для ведения бизнеса, а значит, имеется бизнес-план, инвестиционные планы, все это прописывается в договоре. При согласовании условий аренды, учтите, их невыполнение может привести к досрочному расторжению и вы потеряете вложенные деньги. Поэтому внимательно и скрупулезно вникайте в каждый пункт соглашения.

  • Четко прописывайте цели аренды, лучше всего прописать все виды деятельности, которые разрешено осуществлять арендатору.
  • Срок аренды может составлять — 20 лет, но досрочное расторжение возможно в любой момент. Обратите особое внимание на этот пункт. Не стоит соглашаться на возможность расторжения в одностороннем порядке, если собственника настаивает на нем, есть повод насторожиться.
  • На вас как на водопользователя будет наложено большое количество обязанностей, заранее просчитайте, сколько они вам будут стоить. Возможно, лучше прописать в дополнительном соглашении порядок их реализации.

Стоимость аренды озера

Стоимость аренды водного объекта зависит от нескольких факторов:

  • месторасположения;
  • класса водоема;
  • инфраструктуры;
  • степени зарыбления.

Из этих параметров складывается ставка взымаемая органом власти с арендатора за гектар. Условия об оплате фиксируются в договоре. В среднем по России показатель варьируется от 200 до 1000 рублей за гектар.

Гораздо дороже обходится содержание водного объекта и поддержание экологической обстановки. Арендатору придется заключить несколько подрядных договоров на оказание услуг связанных с оздоровлением акватории, суммы таких договоров, как правило, доходят до нескольких сотен тысяч рублей.

Как показывает практика заручившись поддержкой опытного юриста получить в аренду озеро не составит труда. Конечно, процедура займет у вас не меньше полугода, но в итоге вы получите возможность воплотить в жизнь любой проект. Главное своевременно позаботиться о том, чтобы при осуществлении деятельности соблюдалось экологическое законодательство, иначе есть риск потерять объект вместе с инвестициями. В том случае, если договор расторгнут по вине арендатора, суд не возместит произведенные улучшения и затраты.