Непобежденный гангут. Ханко - неожиданная финляндия Маяк на о. Бенгштер, сфотографирован после боя

Желание побывать на Ханко появилось у меня довольно давно. Еще в далеком детстве была прочитана книга В. Рудного "Гангутцы" об обороне ВМБ Ханко - пожалуй, единственная группировка РККА и ВМФ, в первые месяцы ВОВ не уступившая ни пяди советской территории. Примерно в то же время в ленинградском Военно-морском музее были тщательно просмотрены экспонаты и материалы по знаменитому Гангутскому сражению (на прошлой неделе был 300-летний юбилей этого сражения).

Для исполнения этого желания было необходимо 1) обрушить железный занавес (справились без меня) и 2) наличие свободного времени. Со вторым пунктом были определенные проблемы, но и они были решены - для проведения акции были выделены 2 дня и 3 ночи. После тщательного изучения всех возможных вариантов десантирования был выбран ночной автобус до Хельсинки и забронировано авто напрокат из Х. до Ханко и обратно. Возвращение в Питер было запланировано более интересным путем, но это к делу уж не относится. Поддержку в пути оказывал специально подготовленный друг (в хорошем смысле этого слова).

Утро в Хельсинки. До открытия автопроката еще 3 часа... Прошу прощения за качество фоток - Нокиа Ц7 это такая Нокиа...


В порту Х. все спокойно.

Забрали машину и за 1,5 часа доехали до Фронтового музея (Hanko Front Museum / Hangon Rintamamuseo) - наша основная цель. На карте он отмечен большой красной точкой (в районе перешейка, рядом с городком Лаппвик - на бывшей границе и, в последствии, линии фронта).

У входа стоит довольно древняя пушка, калибр на уставший глаз: 152 мм. Местные вандалы оставили свои секретные знаки на стволе.

Местность около музея вполне фронтовая.

Противотанковая оборона у финнов. У гарнизона нашей ВМБ действительно было несколько танков.

Сам музей представляет из себя аккуратный барак, набитый интересными артефактами. Видно, что делом занимаются местные энтузиасты. Посетителей немного.

На стенах кустарные плакаты на тему советско-финско-германских отношений. Судя по всему финны недовольны, что их страну отнесли тогда к советской зоне влияния (согласно пакту Молотова-Риббентропа).

Много фотографий наших бойцов и моряков.


Схема боя у маяка Бенгтшер (один из немногих успехов финнов в островных операциях около Ханко). Финнам тогда удалось подвезти подкрепления на остров почти одновременно с нашим десантом и уничтожить его, а также нанести урон охранению. Вот рассказ о том бое .

Советская "секретная" карта с обозначениями частей.

Модель железнодорожной артиллерийской установи ТМ-3-12, принимавшей участие в обороне Ханко. Фины её захватили, починили (потратили кучу сил и средств), а потом внезапно наступило лето 1944 г., и установку попросили обратно. Пришлось отдать - без единого выстрела. Теперь оригинал стоит в питерском Музее железнодорожной техники.

В музее есть множество стендов, напрямую не имеющих отношения к Ханко или даже к Финляндии. Например, стенд о линкоре "Марат", серьезно поврежденном 23 сентября 1941 г. в результате немецкого авианалёта. Согласно немецкой историографии, он был уничтожен - что скорее верно, ибо плавучая орудийная платформа с оставшимися тремя башнями уже не являлась линкором.

Сильно подозреваю, что часть стендов готовили местные школьники в качестве заданий по истории. Тем не менее, музей интересен и я рекомендую его посетить.

Адрес: Hankoniementie, 10820 Hanko.
Как добраться: на электричке из Хельсинки или на машине.
Время работы: обычно летом, в этом году с 18 мая по 31 августа, ежедневно с 11.30 до 18.30.
Цена билета: 4 Евро.
Официальный сайт: www.frontmuseum.fi (не работает уже несколько нет, возможно, никто этого пока еще не заметил - финны же).

На следующий день мы осмотрели советское военное кладбище недалеко от города. Моё ожидание найти там могилы защитников острова не оправдалось - это было кладбище военнопленных, умерших на полуострове после того, как фины организовали там лагерь военнопленных. Состояние кладбища весьма ухоженное, спасибо финнам и, вероятно, соответствующим договорам с РФ/СССР.

Сам городок Ханко (одноимённый с полуостровом) просто идиллический. Вид на гавань.

Множество симпатичных бухточек с дачами.

Питерская погода на Ханко (это было на второй день нашего путешествия, перед отъездом).

Памятник немецким участникам Фрайкорпс (Немецкий балтийский дивизион), которые высадились в апреле 1918 года в порту для участия в подавлении Красной Финляндии (подавили успешно, как и свою Баварскую республику, о чём финны до сих пор не жалеют). В 1941 году советские политработники посильно отомстили: скинули львов в море. После эвакуации нашей ВМБ финны их, видимо, подняли и опять поставили на законное место.

Финляндия, Ханко

Военно-морская база Ханко, созданная в 1940г., занимала выгодное положение, контролируя вход в Финский залив. Тяжелые береговые батареи, установленные на полуострове Ханко, а так же на острове Хиума (Даго) и небольшом скалистом островке Осмуссар у противоположного берега залива, вместе с минным заграждением и во взаимодействии с кораблями и авиацией могли преградить вход в Финский залив всем кораблям и транспортам. База должна была обеспечивать и базирование кораблей.

В состав военно-морской базы входили:

8-я отдельная стрелковая бригада. Командир - полковник Симоняк Н.П..В составе которой было два полка трехбатальонного состава, 335-й стрелковый (командир - майор Никаноров Н.С.), 270-й стрелковый (командир - майор Соколов Н.Д.), 343-й артиллерийский полк (командир - майор Морозов И.О.) и две пулеметные роты, зенитно-артиллерийский дивизион, а так же вспомогательные подразделения. В артиллерийском полку было девять батарей, объединенных в три дивизиона: 1-й - 76-мм орудий, 2-й - 122-мм гаубиц, 3-й 152-мм пушек-гаубиц. Все три полка участвовали в Советско-финской войне, в боях на Карельском перешейке и входили ранее в состав 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии - одного из старейших подразделений РККА. В подчинении командования бригады находился также 287-й отдельный танковый батальон (командир - капитан Зыков К.А.), имевший 25 танков Т-26 (одно и двухбашенных) и Т-37.

Командование стрелковой бригады руководило укреплением обороны базы. Было построено 190 дзотов, вооруженных 45-мм орудиями и станковыми пулеметами. Гарнизон каждого дзота состоял из трех-пяти человек и имел большой запас продовольствия, воды и боеприпасов. В целом на складах базы были сконцентрированы запасы всех видов снабжения из расчета на пол года обороны.

Строительством дотов, укрытий и других оборонительных сооружений занимались 51-й, 93-й, 94-й и 145-й отдельные строительные батальоны, 124-й инженерный батальон, 42-й и 219-й отдельные саперные батальоны, 8-й и 21-й железнодорожные батальоны, 296-я и 101-я отдельные строительные роты. Эти части подчинялись командованию Ленинградского военного округа или Главвоенстрой управлению, а с началом войны были переподчинены командованию базы. Из них сформировали 219-й стрелковый полк вошедший в состав 8-й стрелковой бригады.

Участок ПВО (три зенитно-артиллерийских дивизиона) - 12 батарей (четыре из которых располагались на островах), две зенитно-пулеметные роты и две зенитно-прожекторные роты. А так же базу охранял 13-й истребительный авиаполк (30 - И-16, 30 - И-153) и шесть зенитных батарей. Охрана водного района - 9 катеров МО-4 и дивизион пограничных катеров. Основную ударную силу базы составляли береговые батареи - 9-я железнодорожная (3 орудия калибра 305-мм командир - капитан Тудер Л.М.), 17-я железнодорожная (4 орудия калибра 180-мм командир - старший лейтенант Жилин П.М.), три трехорудийные 130-мм, одна трехорудийная 100-мм батареи и 24 45-мм орудия. Командиром базы незадолго до войны был назначен генерал-лейтенант береговой службы Кабанов С.И., военкомом базы в период обороны был дивизионный комиссар Раскин А.Л.

Сухопутная граница проходила по северной оконечности полуострова и тянулась на 4 км. Охрану границы осуществлял 99-й погранотряд под командованием майора Губина А.Д.. Отряд располагался вблизи поселка Лаппохья. До начала войны пограничники не подчинялись командованию базы. 22 июня отряд сняли с границы, свели в отдельный батальон резерва командира базы.

Гитлеровским командованием ставилась задача "возможно быстрее захватить полуостров Ханко". Для её решения была сформирована ударная группа "Ханко" образованная 13 июня 1941г. в составе: 17-й пехотной дивизии (командир - полковник А. Снельман в составе дивизии три полка 13-й, 34-й и 55-й), 4-й бригады береговой обороны, двух батальонов шведских добровольцев, пограничной, саперной и самокатной рот, 21 береговой и 31 полевой батареи (268 орудий включая зенитные и противотанковые). Численность группы на 25 июня 1941г. 18066 человек, а к 5 июля - 22285 человек.

Боевые действия против защитников полуострова противник начал 26 июня. В этот день его артиллерия обрушила свой огонь на город, а десант пытался высадиться на остров Хорсен, но был отбит. Принципиальное значение в обороне полуострова имели десантные действия. Уже в первые дни обороны командование базы убедилось в важности удержания близлежащих островов, которые противник мог использовать для обстрела территории полуострова и для подготовки своих десантов. Для десантных действий был создан отряд добровольцев из подразделений базы под командованием капитана Гранина Б.М.. Для высадки десантов использовались катера охраны водного района. При поддержке береговых батарей и авиации в период с 7 июля по 19 октября было высажено 13 десантов, которые овладели 19-ю островами.

Пограничники входили в состав десантных групп и принимали участие, как в высадке, так и в последующей зачистке захваченной территории.

12 июля 1941г. Оперативная группа из 11 пограничников производила поиски противника, засевшего в укрытиях острова Форсен, занятого накануне отрядом моряков.

15 июля десантная группа под командованием старшего лейтенанта Курилова произвела боевую разведку о.Реншер, с задачей уничтожения вражеского наблюдательного пункта. Несмотря на интенсивный артиллерийский огонь противника, задача была выполнена успешно и группа вернулась без потерь.

16 июля десантная группа пограничников в составе 45 человек под командованием лейтенанта Шапкина и младшего политрука Роговца при поддержке двух катеров произвела налет на гарнизон финнов на о.Моргонланг. В результате остров был захвачен, а гарнизон уничтожен и частично пленен

20 июля десантная группа в составе 30 человек произвела боевую разведку о.Мальтшер. Пограничники уничтожили наблюдательный пункт, разгромили гарнизон охраны и без потерь вернулись на базу.

Менее удачной можно считать операцию по захвату маяка на о.Бенгштер, проведенную 26 июля. Группа пограничников в составе 31 человека под командованием старшего лейтенанта Курилова П.В. и старшего политрука Румянцева А.И. была высажена с целью, захватить остров, уничтожить гарнизон и взорвать маяк, который противник использовал для наблюдения за нашими кораблями в фарватере Финского залива.

11 августа разведывательная группа 5-й погранзаставы под командованием лейтенанта Лукина и политрука Иванова при поддержке трех танков-амфибий в течении ночи успешно произвела боевую разведку и зачистку островов противника Иттерхольм, Асхшер, Фофенган, Фурушер, Греншер, Бьернхольм. Заминировав под сильным артиллерийским огнем значительную часть островов, группа благополучно возвратилась на базу, потеряв один танк.

В сентябре - октябре 1941г. Под руководством майора Гриднева трижды создавались разведывательно-поисковые группы, которые действовали на территории противника с целью захвата языка и разведки сухопутного участка обороны.

В конце октября 1941г. В связи с невозможностью снабжать осажденный полуостров, и с приближением ледостава было принято решение об эвакуации гарнизона Ханко. В эвакуации гарнизона принимали участие 88 кораблей Балтийского флота, 25 из них погибли при переходе. Всего было погружено 27809 человек, из которых в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград было доставлено 22822 человека. Кроме того, было вывезено 18 танков, 1500т продовольствия 1265т боеприпасов.

8-я отдельная стрелковая бригада была переформирована в 136-ю стрелковую дивизию под командованием генерал-майора Симоняка Н.П., которая приняла участие в обороне Ленинграда. 99-й погранотряд вошел в состав войск охраны тыла Ленинградского фронта.

В заключении хочется сделать небольшое лирическое отступление. На протяжении всей обороны полуострова политотдел базы выпускал газету "Красный Гангут", а так же регулярно выходили в свет листовки, как для советских бойцов, так и для пропаганды среди войск противника. Было выпущено около 30-и листовок на финском и шведском языках. В самый тяжелый период обороны полуострова К.Г. Маннергейм лично обратился к ханковцам с предложением почетного плена. Заканчивалось обращение ультиматумом, дававшим на размышление два дня. В течении этого срока с одобрения политотдела базы был составлен "Ответ барону Маннергейму" в духе письма запорожцев турецкому султану. Авторы листовки Пророков Б.И. и Дудин М.А.. Листовка распространялась вместе с очередным номером газеты. Своей неожиданной дерзостью она отвлекла внимание бойцов от обращения Маннергейма и стала неплохим вариантом контрпропаганды. Не смотря на ненормативную лексику в тексте. Ниже приводится текст данного документа, судя по качеству бумаги и печатному шрифту, подлинность его сомнений не вызывает.

Ханко - человек и пароход полуостров и городок (по финским понятиям - город) на западе Финляндии, и вдобавок самая южная ее точка. По-русски Ханко называется, представьте себе, Гангут. Неподалеку произошло знаменитое Гангутское сражение, о котором был мой вчерашний пост .

Вообще эту часть Финляндии обязательно стоит посетить уже хотя бы потому, что она АБСОЛЮТНО НЕПОХОЖА на Финляндию, привычную нам. Климат здесь переходный от морского к умеренно-континентальному и природа в первую очередь заставляет удивиться - изрезанное морем с многочисленными шхерами побережье, сосняки на песчаных дюнах, но главное - дубравы! Многочисленные дубовые леса, определившие и название городка неподалеку - Таммисари, что значит "Дубовый остров".

Но еще примечательнее сам город Ханко, находящийся на одноименном полуострове.

В начале ХХ века мой прадедушка из года в год снимал дачу в Гунгенбурге. Гунгенбург расположен на другой стороне Финского залива и теперь называется Усть-Нарва. Я съездил туда прошлым летом ради интереса и несколько ужаснулся, не понимая, что же хорошего находил там прадедушка. Теперь я думаю, что нынешний Ханко - это некое подобие Усть-Нарвы дореволюционной, не доведенной советской властью до своего нынешнего плачевного состояния. Но об этом надо будет написать отдельный пост.

Впрочем, у Ханко тоже история непростая, и как вопреки обстоятельствам он смог сохранить свой облик курорта XIX века - загадка.

С 1809 по 1917 г. Ханко находился в составе Российской империи, с декабря 1917 принадлежит Финляндии.

3 апреля 1918 года именно в Ханко сошли на берег немецкие войска. Высадка немцев ознаменовала собой победу над красными и конец ГРАЖДАНСКОЙ войны в Финляндии (была и такая, но длилась она недолго - всего 3,5 месяца).

В честь этого события на месте высадки десанта в 1921 году на добровольные пожертвования, собранные по всей Финляндии, поставили памятник. Скульптор Бертель Нильссон создал монумент, на котором был высечен барельеф немецкого солдата, а также следующий текст на шведском, финском и немецком языках: "Немецкие войска высадились в Ханко 3 апреля 1918 года, чтобы помочь нашей стране в ее борьбе за свободу. Пусть и в грядущие времена этот камень напоминает о нашей благодарности". Памятник был торжественно открыт при большом стечении народу.

Но мирному договору, заключенному после Зимней войны в 1940, Ханко, по дипломатичному выражению Большой советской энциклопедии , был "передан Финляндией на 30 лет в аренду СССР, и на нём была создана военно-морская база."

"С начала Великой Отечественной войны 1941-45 по декабрь 1941 гарнизон базы 165 дней героически оборонял Х. и прилегающие к нему острова. Перед нападением на СССР немецко-фашистское командование потребовало от финского командования быстрого захвата Ханко...
В ночь на 1 июля 1941 противник (то есть арендодатель ) пытался внезапным штурмом овладеть Ханко, но был отбит и перешёл к длительной осаде, систематически обстреливая Ханко артиллерийским и миномётным огнем. Противник вел активную оборону, высаживая десанты на ближайшие острова; с 5 июля по 23 октября было очищено от противника 18 островов. ...
По мирному договору 1947 с Финляндией СССР отказался от своих прав на аренду полуострова Ханко".

Граница "арендованной" Советским Союзом территории сохранилась, и в настоящее время у дороги, ведущей в город Ханко, имеется соответствующий музей "Линия фронта".

Но вернемся к памятнику в честь окончания гражданской войны. Судьба его оказалась не такой простой, как у монумента русским морякам, павшим в Гангутском сражении , о котором я писал раньше - финны и шведы сохранили русский памятник, просто поставив рядом свой.

Когда жители Ханко вернулись в город после его освобождения от арендаторов, монумент оказался разобран. К 1943 году его отремонтировали и установили заново. На этот раз на нем написали такой текст:
"Враг осквернил и разрушил памятник в 1940-1941 гг. Он восстановлен в 1943 году в подтверждение нашей непреклонности.

В 1946 году монумент был разобран по требованию советской контрольной комиссии.

Он был возвращен на свое место в 1960 году уже без барельефа, изображающего немецкого солдата, и без прежнего текста. Теперь на нем просто значится "За свободу".

Будем надеяться, что мрачные времена Ханко навсегда в прошлом. Теперь это прелестный курортный городок, раскинувшийся своими деревянными виллами на поросших сосновым лесом песчаных дюнах и гранитных скалах. Город, в котором 30 километров морских пляжей в очаровательных бухтах, разделенных гранитными мысами.

Виллы разбросаны вдоль берега, да и по всему городу.

Многие из них имеют названия, какие-то безымянны. Часто используются под пансионы - во всяком случае можно увидеть объявления о сдаче комнат.

В солнечный день трудно представить себе, что вы всего в нескольких часах езды от Петербурга на... север!

В городке много кафе и ресторанов с открытыми террасами и продают смешные туристические сувениры по несмешным ценам.

Летом на улицах почти и не встретишь народу, кажется - все на пляже, хотя на чистейшем песке полно свободных мест.

В таких бухтах приятно распить бутылочку прохладного белого и провести день в мыслях о вечном. Хотя я бы, пожалуй, начал утро с прохладного брюта.

Но достопримечательности Ханко не ограничиваются вышеописанным монументом. Если прогуляться по берегу вдоль череды вилл и пройти через сосновый лес, можно выйти к еще одному примечательному объекту.

История кафе, стоящего на гранитной скале у моря, связана с именем маршала Карла Густава Маннергейма, с тем периодом его жизни, когда в 1920-х годах он временно удалился от государственных дел.

Процитируем книгу Элеоноры Иоффе "Линии Маннергейма":

"С 1921 года [Маннергейм] арендует, а в 26-м и покупает у муниципалитета остров с постройками в двух километрах от Ханко, ремонтирует и обставляет там дом. На соседнем островке было кафе "Африка", куда наезжали посетители с контрабандным алкоголем в карманах (с1919 по 1932 год в стране царил "сухой закон"). В конце концов Маннергейму наскучила беспокойная разношерстная публика: он арендовал и этот островок вместе в кафе, переименовал заведение в "Избу четырех ветров" и с блеском исполнял роль хозяина, принимая там своих гостей, иногда весьма знатных - например, голландского принца Хенрика. Увлеченный игрой во владельца поместья, Маннергейм пытался разводить цветы, но без особого успеха - на скальном грунте цветы не приживались, и к тому же острова действительно насквозь продувались всеми ветрами.

кстати сказать, закон о запрещении алкогольных напитков Маннергейм и сам несколько раз нарушал. Он даже получил по этому поводу занятное письмо. Просматривая корреспонденцию, генерал часто оставлял пометки - стало быть читал внимательно. Он и на сей раз подчеркнул красным карандашом фразы, содержавшие основной пафос этого анонимного послания, и отметил кульминацию восклицательным знаком:

24.2.1925

Уважаемый Белый Генерал

Прочитав сегодня, что присутствие Белого Генерала на вечере Инвалидов вызвало восхищение среди бывших воинов, не могу не сожалеть об обстоятельстве, из-за которого мы, матери Финляндии, не можем, как мы того горячо желали бы, сделать Вас идеалом национального достоинства для наших сыновей.
А именно: общеизвестно, что Вы не чтите некоего установленного народом закона, но появляетесь на общественных мероприятиях настолько растроганным крепкими напитками, что публика это явно замечает. (!)
Наши сыновья нуждаются в идеальных личностях, примеру которых они хотели бы следовать в жизни, и родители тоже в них нуждаются, но они не могут в нынешней ситуации сказать сыновьям: примите Белого Генерала за свой жизненный идеал - именно по вышеназванной причине.
Возможно ли изменение в этом поистине достойного сожаления деле?

Ханко - военно-морская база советского Балтийского флота на полуострове Ханко, существовавшая в 1940-1941 годах.

История создания

12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор, завершивший Советско-финскую зимнюю войну 1939-1940 годов. По условиям договора, Финляндия сдавала в аренду СССР сроком на 30 лет полуостров Ханко, длиной 22 км и шириной 3-6 км (площадью 115 кв. км), с ежегодной уплатой СССР 8 млн финских марок. Договором предусматривалось создание на полуострове военно-морской базы. С обязанием финляндской стороны в десяти дневный срок с момента вступления в силу договора вывести все свои войска с полуострова, после этого он переходил во владение СССР. Для скорого принятия базы, сразу же после подписания договора транспортными самолётами ТБ-3, с аэродрома Палдиски, была срочно переброшена передовая команда с необходимыми грузами. Из-за отсутствия подготовленного аэродрома на Ханко, самолёты ТБ-3 приземлялись возле берега на лёд, который был ещё прочным. Этими же самолётами на полуостров перелетели представители командования Балтийского Флота.

Командиром военно-морской базы, на полуострове Ханко, был назначен капитан 1 ранга С.Ф.Белоусов.

2 апреля 1940 года из Ленинграда к Ханко отошел первый караван судов с грузом, материальной частью артиллерии и другим имуществом. Переход каравана обеспечивал ледокол «Ермак», но даже с его помощью транспорты пробились к полуострову только 22 апреля.

Практически сразу же там приступили к строительству объектов ВМБ, а также, сухопутного и морского аэродромов. Одновременно с этим на Ханко стали прибывать морским и железнодорожным транспортом (транзитом через территорию Финляндии) стрелковые, инженерные, артиллерийские и танковые части и подразделения. Туда же на постоянную дислокацию прибыли морские и пограничные части, подразделения ПВО.

Место расположения

Полуостров Ханко стал первой советской военной базой, расположенной за пределами страны. Географически он выступает от материка в Финский залив и вместе с прилегающими к нему островами занимает выгодное положение в системе морских коммуникаций, ведущих из Балтийского моря. Выбор этого места под базу определялся тем, что Ханко – крайняя южная точка Финляндии, на входе в Финский залив. С юга вход в Финский залив должна была контролировать советская база в Палдиски, на территории оккупированной Советским Союзом в 1940 году Эстонии. Расстояние между Палдиски и Ханко составляет 80 км. Боевые задачи советской базы Ханко определялись как оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции на входе в Финский залив и оборона самой базы с моря, суши и воздуха.

Планировалось, что в Ханко будут базироваться крупные надводные корабли (крейсеры и эсминцы), корабли охраны, артиллерия крупного и среднего калибра, авиационные силы (истребители и бомбардировщики) артиллерия противовоздушной обороны, пехотные силы (с танками и артиллерией).

Несмотря на стратегически выгодное положение полуострова и условия его аренды, создававшейся военно-морской базе изначально были присущи недостатки. Во-первых, доступ к базе оказался очень сложным. Существовало несколько путей: морской - по Финскому заливу, замерзающему зимой; по суше - поездом через всю Финляндию до ее юго-западной оконечности; воздушный - самолетами через Палдиски. Во-вторых, границы базы ограничивали выбор более выгодных в тактическом отношении позиций и рубежей.

Осложняла положение базы досягаемость ее объектов на всю глубину даже для полевой артиллерии, дальность огня которой составляла 22-25 км, тогда как полуостров имел протяженность 22 км. Арендованная база была доступна и для финских броненосцев береговой обороны.

Состав сил базы

Вооружения

К весне 1941 года на советской базе Ханко были размещены:

  • 2-й железнодорожный дивизион (батарея калибра 305 мм – 3 орудия, батарея калибра 180 мм – 4 орудия)
  • 29-й артдивизион (7 – 130 мм орудий, 12 – 45 мм орудий)
  • 30-й артдивизион (3 – 130 мм орудий, 3 – 100 мм орудий, 12 – 45 мм орудий)
  • Бригада торпедных катеров (20 катеров типа Г-5)
  • Дивизион подводных лодок (8 подлодок класса «М»)
  • Дивизион сторожевых катеров (3 катера типа МО)
  • 13-й истребительный авиаполк (60 самолётов И-153)
  • 81-я авиаэскадрилья (9 гидросамолётов МБР-2)
  • 8-я стрелковая бригада (два стрелковых полка, артиллерийский полк, танковый батальон, зенитно-артиллерийский дивизион, саперный батальон, батальон связи, автомобильная рота)
  • Три зенитно-артиллерийских дивизиона
  • Три строительных батальона и две строительные роты
  • Пограничный отряд (с дивизионом сторожевых катеров – 4 типа МО)
  • Госпиталь

В середине июня 1941 года на полуострове Ханко и прилегающих островах находилось свыше 30 тыс. военнослужащих и гражданских лиц.

Оборонительные работы

28 июля Главный военный совет ВМФ СССР рассмотрел и одобрил план обороны в Прибалтике и на Ханко, разработанный комиссией И. И. Грена. Развертывание военно-морских баз и береговой обороны в Прибалтике в феврале 1940 - июне 1941 года, полковник В. М. Курмышов и утвердил план военно-строительных работ по военно-морской базе Ханко. Для его выполнения был создан третий особый строительный отдел (начальник Г. С. Дубовский).

За короткое время советские военные укрепили арендованную территорию. На Ханко были передислоцированы две крупнокалиберные железнодорожные батареи калибра 305 и 180 миллиметров, также были построены и введены в строй два артиллерийских дивизиона береговой обороны. На острове Руссааре строилась 305-мм башенная четырёхорудийная батарея, которая после ввода в строй должна была стать основой артиллерийской обороны базы в морском секторе (к июню 1941 года были готовы только котлованы под башни).

На перешейке, соединявшем полуостров с материком, была создана система сухопутной и противодесантной обороны, опирающаяся на доты, дзоты и надолбы, плотно расположенные по фронту и эшелонированные в глубину (их было построено 190). Был прорыт противотанковый ров и установлены проволочные заграждения. Сухопутную оборону базы составляли система заграждений на границе арендованной зоны, два оборудованных оборонительных рубежа и два рубежа непосредственной обороны самого города Ханко, один из которых был обращён фронтом к морю и фактически являлся рубежом противодесантной обороны. Размеры территории базы исключали возможность достижения достаточной глубины всей оборонительной системы, но позволяли создать значительную плотность обороны.

По другую сторону границы, за деревней Лаппохья, финские солдаты возвели свою линию обороны. Задачей этой 40-километровой линии Харпарског было предотвращение прорыва советских войск к Турку, Хельсинки и Тампере.

В первых числах июня 1941 года состояние военно-морской базы проверяли командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенант М. М. Попов, начальник штаба округа генерал-майор Д. Н. Никишев, командующий Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал В. Ф. Трибуц и представитель военного отдела ЦК ВКП(б) Н. В. Малышев. Прибывшие осмотрели строительство дотов, береговую батарею на острове Хесте-Бюссе и ряд других объектов.

На полуострове к началу войны находилась 8-я стрелковая бригада под командованием полковника Н. П. Симоняка, усиленная артиллерийским полком, зенитным артиллерийским дивизионом, танковым и сапёрным батальонами, а также батальоном связи. Сектор береговой обороны располагал несколькими железнодорожными и стационарными батареями с орудиями калибром от 305 до 45 мм. Противовоздушная оборона базы состояла из двенадцати 76-мм батарей и авиаэскадрильи (11 самолетов И-153 и И-15). В непосредственном подчинении базы находились 3 сторожевых катера «МО-4» и несколько малых катеров. Общая численность гарнизона базы составляла 25 300 человек.

Несмотря на стратегически выгодное расположение базы, ни эсминцы, ни тральщики до войны не имели в ней постоянного базирования. К началу войны в базе находилось только четыре подводные лодки: одна находилась в дозоре, остальные ремонтировались в Таллине.

13-й истребительный полк, насчитывающий 60 самолетов, базировавшийся на базе в июне 1941 года оставил на Ханко только одну эскадрилью И-153, остальные три эскадрильи под Ленинградом получали новые самолеты. Кроме того, на Ханко размещалась 81-я отдельная авиационная эскадрилья (ОАЭ) гидросамолетов МБР-2.

Великая Отечественная война

Первые бои с финнами на Ханко состоялись 1 июля. Финны провели разведку боем на переднем крае линии обороны советских войск на перешейке полуострова. После открытия по ним огня двух советских артиллерийских батарей – финны отступили.

7 июля финны вновь атаковали советские позиции на перешейке, на этот раз подразделениями 55-го пехотного полка финской армии. Эта атака также была отбита советской артиллерией.

26 июля в порт Ханко пришёл транспорт с боеприпасами и продовольствием. Огнём финской артиллерии транспорт был сильно повреждён. В августе продолжались бои за островки вокруг полуострова – с переменным успехом и потерями обеих сторон. На полуострове была сооружена вторая линия обороны, включавшая 90 дзотов. Было начато строительство третьей линии обороны, в середине полуострова.

29 августа на базу Ханко прибыл из базы Палдиски (захваченной накануне немцами) транспорт со строительным батальоном (1100 человек) на борту, а также канонерка «Лайне» (вооружённая двумя 75 мм орудиями и пулемётами). 2 сентября финны вновь провели разведку боем на перешейке, мелкими группами, но по всей протяжённости фронта (около 3 км). Эта разведка была отбита огнём советской артиллерии.

Поскольку подвоз на базу Ханко продовольствия, боеприпасов, горючего и прочего прекратился, с 1 сентября был введён режим строгой экономии. Так, ежедневная порция мяса была сокращена до 33 граммов на человека.

18 октября ежедневный паёк на базе Ханко был вновь сокращён. Теперь в него входило 750 грамм хлеба, 23 грамма мяса, 60 грамм сахара. Также усилилась экономия боеприпасов и горючего для самолётов и автомобилей.

20-22 октября на базу Ханко были эвакуированы остатки советских войск с эстонского острова Хийумаа – 570 человек.

25 октября на базу Ханко из Кронштадта прибыли три тральщика и три катера МО. Они доставили небольшое количество снарядов для 130 мм орудий, бензина и продовольствия, а также приказ эвакуировать с базы Ханко один стрелковый батальон. Этот батальон (499 человек), а также старший командный состав из числа эвакуированных с острова Хийумаа, был доставлен 28 октября на Ораниенбаумский плацдарм.

Эвакуация

28 октября командование Балтийского флота определило общую задачу: вывезти личный состав гарнизона базы Ханко со стрелковым оружием и боеприпасами к нему; вывезти максимально возможное количество артиллерийского и стрелкового боезапаса; вывезти максимально продовольствия и техники; все, что невозможно вывезти, уничтожить.

Всего предстояло вывезти около 28 тысяч человек и около 3 тысяч тонн продовольствия и боеприпасов.

2 ноября в порт Ханко пришёл отряд кораблей – два эсминца, минный заградитель, 5 тральщиков, 6 катеров МО. На них было загружено 4.246 бойцов и командиров (один стрелковый полк и два дивизиона артполка 8-й бригады, и госпиталь базы), а также боеприпасы и продовольствие. 4 ноября этот караван благополучно прибыл в Кронштадт.

14 ноября в Ханко пришли минный заградитель, тральщик и 3 катера МО. Это были остатки очередного каравана из Кронштадта, остальные корабли – два эсминца, тральщик и катер подорвались на минах. Кроме того, ранее подорвались на минах шедшие в Ханко транспорт «Жданов» и лидер эсминцев «Ленинград».

21 ноября из Ханко был отправлен караван в составе транспорта «Вахур», заградителя и 6 тральщиков, с 2.051 бойцами и командирами на борту (на транспорте «Вахур» – 18 танков Т-26 и 520 тонн продовольствия). Заградитель и один тральщик подорвались на минах, погибли их экипажи и 578 бойцов и командиров гарнизона Ханко.

24 ноября очередной караван – транспорт «Минна», сторожевой корабль, 3 тральщика и 4 катера МО – вышел из Ханко с 2.556 бойцами и командирами, а также с 350 тоннами продовольствия. На пути в Кронштадт один тральщик подорвался на мине (погибли 150 человек из гарнизона Ханко и экипаж тральщика).

30 ноября на Ханко пришёл большой караван: два эсминца, 6 тральщиков, 7 катеров МО и турбоэлектроход «Иосиф Сталин». С караваном прибыл вице-адмирал Дрозд. Он сообщил генералу Кабанову, что через сутки в Ханко придут ещё два тральщика, сторожевик, канонерка, два катера МО и транспорт. Все эти суда, по уверению адмирала, вывезут остатки гарнизона базы Ханко полностью.

Генерал Кабанов приказал уничтожить все артиллерийские орудия базы, а также остававшиеся там 7 танков Т-26 и 11 Т-38, и заминировать все сооружения базы.

2 декабря из Ханко вышел последний караван – турбоэлектроход «Иосиф Сталин», два эсминца, 6 тральщиков, 7 катеров МО, 4 торпедных катера – с 8.935 бойцов и командиров гарнизона Ханко.

На торпедных катерах, обладавших наибольшей скоростью хода и потому быстро удалившихся от каравана, находились начальник базы генерал-лейтенант Кабанов, его заместитель генерал-майор Дмитриев, комиссар базы Раскин, командир 8-й бригады генерал-майор Симоняк, комиссар бригады Романов, прокурор базы Коршунов, председатель трибунала Морозов, начальник особого отдела Михайлов.

3 декабря подорвался на минах и потерял ход турбоэлектроход «Иосиф Сталин» (на нём эвакуировались 5.589 бойцов и командиров). По советским данным, 4 тральщикам и 5 катерам якобы удалось принять с «Иосифа Сталина» 1.740 человек. «Иосиф Сталин» остался на плаву и 5 декабря придрейфовал к берегу Эстонии. Там несколько тысяч бойцов и командиров гарнизона Ханко, а также экипаж судна, были разоружены тыловым подразделением немецких войск и переправлены в лагерь военнопленных.

В ходе эвакуации базы Ханко было потеряно 4.987 бойцов и командиров гарнизона.

Приказом НК ВМФ от 10.12.1941 г. ВМБ Ханко была расформирована.

Результаты функционирования базы Ханко

Первоначальная задача: оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции на входе в Финский залив и оборона самой базы с моря, суши и воздуха.

  • оборонять вход в Финский залив база не могла, поскольку большинство её морских и воздушных сил были выведены ещё до начала войны и в первые дни войны. При этом ещё до вывода эти силы были весьма ограниченными. Кроме того, немецкий флот не стал заходить в Финский залив, поэтому стрелять по нему, а также бомбить или торпедировать – не было никакой возможности.
  • оборонять базу с моря, суши и воздуха практически не пришлось, поскольку на неё практически не нападали. Финские войска (один пехотный полк и подразделения пограничников и ополченцев) вели только разведку боем на перешейке. Морские силы финнов (два броненосца береговой обороны) в июле четырежды обстреляли территорию полуострова Ханко, выпустив в общей сложности 160 снарядов калибра 254 мм по площадям, однако ответный огонь артиллерия базы не вела, поскольку не видела целей. Авиация у финнов в районе близ Ханко практически отсутствовала.

Последующая задача (поставленная 10 июля 1941): «оттянуть на себя как можно больше войск противника, своей активностью заставить врага усилить противостоящую Ханко группировку».

Желание побывать на Ханко появилось у меня довольно давно. Еще в далеком детстве была прочитана книга В. Рудного "Гангутцы" об обороне ВМБ Ханко - пожалуй, единственная группировка РККА и ВМФ, в первые месяцы ВОВ не уступившая ни пяди советской территории. Примерно в то же время в ленинградском Военно-морском музее были тщательно просмотрены экспонаты и материалы по знаменитому Гангутскому сражению (на прошлой неделе был 300-летний юбилей этого сражения).

Для исполнения этого желания было необходимо 1) обрушить железный занавес (справились без меня) и 2) наличие свободного времени. Со вторым пунктом были определенные проблемы, но и они были решены - для проведения акции были выделены 2 дня и 3 ночи. После тщательного изучения всех возможных вариантов десантирования был выбран ночной автобус до Хельсинки и забронировано авто напрокат из Х. до Ханко и обратно. Возвращение в Питер было запланировано более интересным путем, но это к делу уж не относится. Поддержку в пути оказывал специально подготовленный друг (в хорошем смысле этого слова).

Утро в Хельсинки. До открытия автопроката еще 3 часа... Прошу прощения за качество фоток - Нокиа Ц7 это такая Нокиа...


В порту Х. все спокойно.

Забрали машину и за 1,5 часа доехали до Фронтового музея (Hanko Front Museum / Hangon Rintamamuseo) - наша основная цель. На карте он отмечен большой красной точкой (в районе перешейка, рядом с городком Лаппвик - на бывшей границе и, в последствии, линии фронта).

У входа стоит довольно древняя пушка, калибр на уставший глаз: 152 мм. Местные вандалы оставили свои секретные знаки на стволе.

Местность около музея вполне фронтовая.

Противотанковая оборона у финнов. У гарнизона нашей ВМБ действительно было несколько танков.

Сам музей представляет из себя аккуратный барак, набитый интересными артефактами. Видно, что делом занимаются местные энтузиасты. Посетителей немного.

На стенах кустарные плакаты на тему советско-финско-германских отношений. Судя по всему финны недовольны, что их страну отнесли тогда к советской зоне влияния (согласно пакту Молотова-Риббентропа).

Много фотографий наших бойцов и моряков.


Схема боя у маяка Бенгтшер (один из немногих успехов финнов в островных операциях около Ханко). Финнам тогда удалось подвезти подкрепления на остров почти одновременно с нашим десантом и уничтожить его, а также нанести урон охранению. Вот рассказ о том бое .

Советская "секретная" карта с обозначениями частей.

Модель железнодорожной артиллерийской установи ТМ-3-12, принимавшей участие в обороне Ханко. Фины её захватили, починили (потратили кучу сил и средств), а потом внезапно наступило лето 1944 г., и установку попросили обратно. Пришлось отдать - без единого выстрела. Теперь оригинал стоит в питерском Музее железнодорожной техники.

В музее есть множество стендов, напрямую не имеющих отношения к Ханко или даже к Финляндии. Например, стенд о линкоре "Марат", серьезно поврежденном 23 сентября 1941 г. в результате немецкого авианалёта. Согласно немецкой историографии, он был уничтожен - что скорее верно, ибо плавучая орудийная платформа с оставшимися тремя башнями уже не являлась линкором.

Сильно подозреваю, что часть стендов готовили местные школьники в качестве заданий по истории. Тем не менее, музей интересен и я рекомендую его посетить.

Адрес: Hankoniementie, 10820 Hanko.
Как добраться: на электричке из Хельсинки или на машине.
Время работы: обычно летом, в этом году с 18 мая по 31 августа, ежедневно с 11.30 до 18.30.
Цена билета: 4 Евро.
Официальный сайт: www.frontmuseum.fi (не работает уже несколько нет, возможно, никто этого пока еще не заметил - финны же).

На следующий день мы осмотрели советское военное кладбище недалеко от города. Моё ожидание найти там могилы защитников острова не оправдалось - это было кладбище военнопленных, умерших на полуострове после того, как фины организовали там лагерь военнопленных. Состояние кладбища весьма ухоженное, спасибо финнам и, вероятно, соответствующим договорам с РФ/СССР.

Сам городок Ханко (одноимённый с полуостровом) просто идиллический. Вид на гавань.

Множество симпатичных бухточек с дачами.

Питерская погода на Ханко (это было на второй день нашего путешествия, перед отъездом).

Памятник немецким участникам Фрайкорпс (Немецкий балтийский дивизион), которые высадились в апреле 1918 года в порту для участия в подавлении Красной Финляндии (подавили успешно, как и свою Баварскую республику, о чём финны до сих пор не жалеют). В 1941 году советские политработники посильно отомстили: скинули львов в море. После эвакуации нашей ВМБ финны их, видимо, подняли и опять поставили на законное место.