Население ныроб. Мой пермский край: Ныроб. Кто должен известить родственников о месте, где осужденный отбывает наказание

В Ныробе чувствуешь себя как на краю земли – дальше только тайга. Густые еловые чащи перемежаются с сосновыми беломошными борами, о седых уральских горах напоминают причудливые скалы-останцы и неровный рельеф местности, в долинах извилистых рек накапливаются непроходимые болота – природные фильтры воздуха и воды, а на многочисленных водоразделах царствуют альпийские луга. Достопримечательности Ныроба будут интересны всем.

Посёлок находится на одной параллели с Санкт-Петербургом, Сургутом и Магаданом. Любители мистики видят в этой широте сакральный смысл – на ней расположены большие древние святилища. Под Ныробом такое тоже есть – Узкая Улочка на Искорском городище, поднявшись по которой человек очищается от грехов. Пермичи отважились защищать именно это капище от христиан.

Ныробский край известен как страна заключённых, и в Ныробе находится один из её городов, хмуро встречающий гостей посёлка на въезде. Хотя до революции всё было не так мрачно: узником был только Михаил Романов во времена Бориса Годунова, а через некоторое время после смерти его оковы стали считаться чудотворными – исцеляющими. До Ныроба добирались тысячи паломников ежегодно.

Поселок Ныроб Пермский край

История Ныроба

Ныроб – посёлок городского типа в Пермском крае, по асфальтированной дороге от Чердыни 41 км. Он находится на взгорье излучины Колвы, но до самой реки ещё километров 6-8. Делится на 3 части: Люнва – на въезде, территория колоний; Старый Ныроб, в котором сосредоточены все достопримечательности; Городок – современная застройка 2-3-этажными многоквартирными домами.

Первое упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 г.; название с коми-пермяцкого переводится как «Носово поле», поле человека по прозвищу Нос. В 1601 г. сюда сослали Михаила Никитича Романова, что определило дальнейшую судьбу села – до революции правящая династия благоволила ныробчанам.

В советское время в Ныробских краях сформирован Ныроблаг, численность его заключённых колебалась от 10 до 19 тыс. человек. В настоящее время в Чердынском районе отбывает наказание около 4,5 тыс. человек, из них около 2 тыс. – в Ныробе. Заключённые занимаются лесоповалом, а также вспомогательными работами. Постоянно проживают в Ныробе около 5 тыс. человек и заняты либо обслуживанием системы исполнения наказаний, либо обработкой и транспортировкой леса.

Официальный туризм в Ныробе строится вокруг Романовых – до революции в посёлок приходило до 6 тыс. паломников. Однако неофициально многие едут ради Искорского городища с необычными скалами – Большой и Узкой Улочками – и красивых видов на Колве – их создают камни колвинский Ветлан, Бобыка, Светик, Дивий, также примечательна Дивья пещера.


Никольская и Богоявленская церковь в Ныробе

Ныроб и Романовы

Со времени воцарения династии Романовых в 1613 г. Ныроб объявляется святым местом и освобождается от налогов (до 1720 г.). В 1704 г. в память о мученической смерти члена династии строится каменная Никольская церковь, богато украшенная декоративными элементами. В 1736 г. рядом с Никольской добавляется Богоявленская церковь, выполненная в более классическом стиле. В 1793 г. каменная часовня Михаила Архангела сменяет прежнюю деревянную над ямой Романова, а в 1824 г. для неё создаётся иконостас. В 1913-1915 гг. обновляется ограда вокруг часовни и разбивается красивый сквер.

Ссылать в Ныроб по политическим мотивам после 1601 г. стали только в XX в., ещё во времена империи; в частности, сюда был выслан Ворошилов. В советское время о царской династии забыли.

С 2001 г. возвращается прежнее отношение к Романовым – сперва ставят железную часовню-сень над ямой. В 2010 г. её передают в Чердынь и строят обычную каменную часовню – аналог прежней. Возобновляют ограду со всеми атрибутами царской власти. Ремонтируют Никольскую церковь. Создают Мемориальный центр М.Н. Романова – его экспонаты сделаны в большинстве своём руками местных заключённых. И вновь ориентируются на паломнический туризм.


Часовня на месте ямы Михаила Романова в Ныробе

Сложившееся о Ныробе мнение

Ныроб впечатляет действующими колониями на въезде. Впечатления не перебиваются шикарным Никольским храмом в редком для Прикамья стиле барокко. Даже чудная вода из местного «живого» источника не способна изменить послевкусие. В Ныробе слишком чувствуется зона.

Никольская церковь удивляет своей пышностью – в такой глуши точно не ждёшь ничего подобного. Она и на фотографиях выглядит бесподобно, а в реальности, в том окружении, действительно, начинаешь верить в предания. Говорят, её строили по ночам, а местные увидели только уже полностью готовый результат. Хотя в Соликамске церковь смотрелась бы вполне органично.

Местный источник живой воды находится перед въездом в Ныроб, ещё до колоний. Рассказывают, что родник забил тогда же, когда рядом объявилась икона Николая Чудотворца. Икона утеряна во время революции. Над родником стоит часовня, возле которой собирались верующие в советское время.

Что посмотреть в Ныробе

Никольская церковь. Храм сейчас не в первозданном виде: раньше к нему прилагались колокольня, ликвидированная в 1934 г. как не соответствующая духу времени, и крыльцо, разобранное в 1950-х гг. как не соответствующее мнению историков. При этом церковь стала менее гармоничной – ей явно чего-то не хватает.

Также современная окраска не соответствует той, о которой писали путешественники в середине XIX в. (Н.П. Вагнер, путевые заметки «От Чердыни до Ныроба»): «окраска украшений арок и окон: красная, зелёная и жёлтая». Кроме того, на колокольне находился колокол, отлитый в Германии в 1600 г.

Церковь действующая, можно полюбоваться и не менее замечательным интерьером. Утверждают, что часть росписи выполнена до 1725 г.; есть и изображение Христофора, как в Искоре. Однако сверху роспись скрыта слоем извести. Акустика храма улучшена встроенными глиняными сосудами. Также есть непонятные конструкции из восьмиконечных крестов.

Богоявленская церковь (1736). Скромное с виду строение, некогда роскошно украшенное изнутри. В интерьер включалось первоначальное место захоронения М.Н. Романова – прах был перенесён на кладбище Ново-Девичьего монастыря в Москве. Здесь находилась деревянная скульптура Параскевы Пятницы (теперь в Пермской художественной галерее), выполненной в стиле, похожем на пермский звериный.

До революции церковь использовалась для богослужений чаще, чем Никольская. Колокол на её паперти собирал местных жителей на обсуждение вопросов и провожал торговые суда, шедшие по Колве. После революции кресты и главки были сломаны, длительное время в храме находилось представительство Центробанка, а сейчас он просто разрушается.

Никольский родник и часовня . Ключик связывают с иконой Николая Чудотворца, явленной в 1619 г.: якобы её пытались перевезти в другое место, но она снова появлялась здесь. В XIX в. икону изучали и описывали в журналах; её копия есть в Чердынском музее; однако оригинал до нас не дошёл. Часовня возле родника появилась ещё в XVII в., в советское время была разрушена, но к роднику ходили с иконой Николая Чудотворца и проводили службы. К 2010 г. часовня восстановлена, помимо этого, можно искупаться и набрать воды. В воде присутствуют ионы серебра; на вкус она многим нравится.

Романовский сад, яма Михаила Романова, часовня Михаила Архангела . Рядом с Богоявленской церковью огорожен стильной оградой сквер начала XX в. В его центре восстановленная в 2013 г. часовня Михаила Архангела, а под ней – яма, похожая на подвал. Говорят, что она претерпела изменения в XIX в. Можно оценить, насколько тяжело было боярину Михаилу в таком маленьком сооружении, но он продержался почти год. Говорят, что его убили охранники, чтоб быстрее разделаться с ним.

В середине сентября проходят дни памяти М.Н. Романова и разыгрываются максимально приближённо к действительности сцены из серии «Ныробский узник»: прибытие, заточение, помощь местных. Фактически возрождается культ Романова, хотя его оковы пока в Чердынском музее.

Мемориальный центр М.Н. Романова . До этого в посёлке действовал только школьный музей. В 2011 г. создали такой центр; экспонаты для него заказали заключённым, но есть и оригинальные дореволюционные и советские предметы быта. Получилось в целом неплохо.

Городище Люнва . Недалеко от моста через Люнву, не доезжая до Ныроба, колоний и родника.

Куда съездить ещё

Искорское городище . Овеянное мистикой и легендами место, хотя в реале – обычная христианская часовня на холме. Древнему Искору «повезло» – его часовню освятили в честь Параскевы Пятницы, особо почитаемой на севере Прикамья. Сейчас её отреставрировали. Несмотря на то, что на поверхности практически ничего не сохранилось – от археологических раскопок больше следов, – чувствуется дыхание истории. Особенно если никуда торопиться не надо или экскурсовод попался хороший.

Рядом с Искорским городищем гора, на которую можно забраться по широкой расселине – Большой Улочке или маленькой – Узкой. В сухую погоду подняться по Узкой Улочке и очиститься от грехов не так уж сложно, а вот под дождём проблематично. А дожди здесь не редкость, так что не всем отпускаются грехи.

, Вильгорт, Камгорт – В Покче больше резных домов, чем в Искоре или Ныробе.

Колва и камни на её берегах . И Искор, и Ныроб находятся не на берегу – Колва в этих краях уже равнинная река, многократно менявшая своё русло. Горы начинаются выше Вижаихи, деревни на правом берегу Колвы в 7-8 км северо-западнее Ныроба. На машине можно добраться до Ветлана, Бобыки, Светика; на лодке или снегоходе – до Бойца, Дивьего камня. Эти скалы – часть Полюдова кряжа, который пересекает Колва.

Дивий камень с пещерой и водопадом . Относится к особо охраняемым природным территориям. Находится на правом берегу Колвы. Представляет собой риф древнего Пермского моря – в пещере видны ископаемые кораллы, моллюски и даже пещерный жемчуг. Из наиболее интересных ручьёв, вытекающих из камня, – широкий ручей возле нежилой деревни Цепии и речка Алалай, образующая живописный водопад.

Дивья пещера находится на Дивьем же камне; вход в неё расположен выше уровня Колвы на 115 м и скрыт лесом. Длина пещеры больше, чем у широко известной Кунгурской ледяной, – 10,1 км. Гроты украшены кварцитами причудливых форм; есть несколько озёр. В пещере имеются наскальные изображения, относящиеся к каменному веку; она была святилищем на протяжении тысячелетий. Температура в пещере +4-+8 °С; коридоры зачастую узкие и низкие; водятся летучие мыши нескольких видов.

Ныроб на карте

Видео про город Ныроб



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Исторические места и архитектура
  • 3 Население
  • 4 Экономика
  • 5 Культура и досуг
  • Примечания

Введение

Ны́роб - посёлок городского типа, расположенный в Чердынском районе, на севере Пермского края России.

Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет .

Население 7234 человека (2009) .

Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.

Ныроб входит в Перечень исторических городов России.


1. История

Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году .

Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .

В 1601 году сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии, в 1621 году, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

В периоды 27 февраля 1924-10 июня 1931 года и 20 октября 1931-4 ноября 1959 года был центром Ныробского района .


2. Исторические места и архитектура

Никольская церковь

В Ныробе сохранился памятник архитектуры - каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году). Церковь имеет традиционное построение - по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Фасад отделан фигурным кирпичом с украшениями барочного типа.

К западу от Никольской церкви находится Богоявленская церковь (1736). Наружный вид церкви более сдержан и скромен, стены без украшений, однако, внутреннее убранство было богатым. Внутри церкви была гробница и хранились цепи Романова - главная святыня Ныроба . В настоящее время в помещении церкви находится отделение банка.

Часовня над ямой боярина М. Н. Романова

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова . Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .

До 1917 года помолиться в яме-темнице и припасть к оковам Романова стремились до 6000 паломников в год . В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.


3. Население

По итогам переписи 2002 года население Ныроба составило 7500 человек, из них мужчин 5231 и 2269 женщин (69,7 % и 30,3 % соответственно).
По оценке на 1 января 2009 года численность населения пгт. Ныроб составляла 7234 человека.

Численность населения ранее :

  • 476 чел. (1869 год)
  • 896 чел. (1926 год)
  • 7,3 тыс. чел. (2007)

По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района.


4. Экономика

  • Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
  • Ныробский участок Березниковских электросетей
  • Колвинский лесхоз
  • Исправительно-трудовое учреждение Ш-320

5. Культура и досуг

В Ныробе имеется Культурно-досуговый центр, расположенный на ул. Дзержинского, д. 11 [источник не указан 474 дня ] .

Примечания

  1. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года - www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm
  2. См. ОКТМО.
  3. В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа.
  4. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 г. - www.gks.ru/bgd/regl/b09_109/Main.htm. Росстат - www.gks.ru.
  5. 1 2 3 4 5 6 Ныроб в электронной энциклопедии «Пермский край» - enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803761866&idParentObject=1803674775
  6. 1 2 3 4 5 Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
  7. «Оценка численности постоянного населения Пермского края на 1 января 2007 года» - www.oblstat.permregion.ru/pub_p/021-01-2007.doc (бюллетень территориального органа Росстата по Пермскому краю)

Ныроб

Ны́роб - посёлок городского типа в Чердынском районе Пермского края. Население 7,3 тыс. чел. (2008). Ранее: 476 чел. (1869 г.), 896 чел. (1926 г.).

Краткая характеристика

Поселок городского типа на на р. Ныробка, правом притоке р. Люнва (левый приток р. Колва, впадающей в р. Вишера), центр Ныробского городского поселения.До Ныроба можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее - строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. Так что, если ехать в поселок с юга, то можно и не ощутить, что здесь находится своеобразный "край света". На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий республику Коми и Пермскую область. Летом дороги проезжей для автотранспорта в этом направлении пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.

Экономика : лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес», Ныробский участок Березниковских электросетей, Колвинский лесхоз, исправительно-трудовое учреждение Ш-320, отделение связи.

Здравоохранение : врачебная амбулатория, аптека № 52, база отдыха «Жемчужина Урала».

Образование : учреждения нар. образования представлены средней школой им. Героя Советского Союза А. В. Флоренко (в ней находится музей истории школы, открыт в 1986 г., работает с 1994 г.), детской музыкальной школой, детсадом.

Культура : учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.). В бытность Ныробского района здесь выходила районная газ. «Ныробская правда» (1 янв. 1932 – 27 нояб. 1959 г.).

Историческая справка

Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым.

События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место. Еще хуже мог быть лишь Пелым, куда отправили брата Ивана. Василию достался Яренск, Александру - Усолье-Луда на Белом море, а Федор, старший из всех, был пострижен в монахи в Сийском монастыре. Только Федор и Иван пережили ссылку, остальные Романовы погибли. Итак, в начале 1601 года (год тогда начинался в сентябре) Михаил Романов прибыл в Ныробку, деревушку о 6 дворах. Вернее, его привезли в цепях в крытом возке. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному. Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб. Завершилось дело в августе 1602 года, когда Михаил скончался и был похоронен недалеко от места заключения. В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Весьма любопытен факт: усланные в Казань крестьяне были возвращены в Ныробку еще только через год.

Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной - царь пожаловал деревню "обельной грамотой". В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).

В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь - Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия - трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей. Интересно, что история с цепями на этом не закончилась. На рубеже 20 и 21 века патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился в министерство культуры с просьбой о передаче священной реликвии в Новоспасский монастырь. Неизвестно, было ли Чердынскому музею действительно нечего терять, кроме своих цепей, но, так или иначе, их он терять не захотел. Следующим после Михаила Романова известным узником Ныроба стал Клим Ворошилов, который попал в эти края в 1913 году, как раз к юбилею царствующего дома. Условия, в которых содержался Ворошилов, были гораздо менее вредными для здоровья, чем в случае с Михаилом Никитичем - в качестве тюрьмы выступала не земляная яма, а двухэтажный деревянный хорошо отапливаемый дом.

Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек. Вероятно, цифра эта в справочнике дана без учета обитателей исправительно-трудового учреждения.

Достопримичательности

Главная достопримечательность Ныроба - это комплекс сооружений, связанных с именем Михаила Романова. В первую очередь обращает на себя внимание сад, обнесенный красивой оградой - металлическими решетками на каменных столбах. Сад был сооружен в 1913 - 1915 году по проекту А.Н. Зеленина и окружал яму, в которой содержался высокородный узник и часовню над ней. В настоящее время часовни нет, и над ямой стоит ажурная беседка.

Невдалеке располагается удивительной красоты Никольская церковь 1704 года постройки. В путеводителях и описаниях говорят правду - нет ей равных в регионе по красоте и количеству каменных узоров. Про строительство церкви рассказывается легенда, что пришли в Ныроб люди неизвестные и стали возводить храм. Все что успевали сделать за день - тут же скрывалось под землей. А когда закончили - церковь вынырнула целиком, а строители, не взяв гонорара, убыли. Убыли туда, откуда пришли, то есть, также неизвестно куда. Церковь отапливается печами, трубы которых торчат из окон весьма оригинальным образом. По архитектурному стилю системы отопления можно заключить, что она была создана в более позднее время, ее датировка, вероятно, относится к рубежу 20 и 21 века. Но это - тема отдельного исследования. Как и причина недавней замены деревянного лемеха, покрывавшего все пять глав, на листовое железо зеленого цвета. Из-за роскоши Никольской церкви, можно не обратить внимания на "сарай" за ней. На самом деле, это остатки Богоявленской церкви возведенной в 1736 году. Ее единственная главка утрачена, что мешает идентификации сооружения как культового. В церкви находилась гробница Михаила Романова, а также и его цепи, хранящиеся в настоящее время в Чердынском краеведческом музее. Ансамбль двух церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной колокольней, которая была разобрана в 1934 году. Нельзя также не отметить, что само село располагается в красивом месте на высоком холме, с которого открывается прекрасный вид в западном направлении на широкую пойму реки Колвы. Интерес представляют и рубленые деревянные дома, которые кое-где еще стоят на улицах поселка.

НЫРОБ, ЧЕРДЫНСКИЙ РАЙОН, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА Краткая характеристика: поселок городского типа на на р. Ныробка, правом притоке р. Люнва (левый приток р. Колва, впадающей в р. Вишера), центр Ныробского городского поселения. Население: 7 300 чел. (2002 г.). Ранее: 476 чел. (1869 г.), 896 чел. (1926 г.). Исторический очерк: поселение упоминается в письменных источниках с 1579 г. Первоначально – коми-пермяцкая д. Нырыб (коми-пермяки обитали здесь еще в нач. 18 в.). Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 г. в деревню из Москвы был отправлен в ссылку царем Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова, который здесь вскоре умер (по некоторым данным – убит). В 2001 г., по случаю 400-летия этого события, был совершен покаянный крестный ход Ныроб – Пермь – Екатеринбург длиной около 1 тыс. км. Между 1613 и 1617 гг., после постройки здесь деревянной Свято-Николаевской церкви, Ныроб получил статус погоста (центра округи из числа деревень, населенных черносошными (лично свободными) крестьянами), затем – села. В 1913 г. здесь отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 г. до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей). В 1930 г. возник колхоз «Красный пахарь». 26 февр. 1951 г. при слиянии сельхозартелей «Красный пахарь», «Красный Урал», «Заря» и им. Ворошилова появился укрупненный колхоз им. Ворошилова (с 1957 г. – им. Свердлова, ликвидирован в 1968 г.). В 1930-х гг. здесь существовали Чердынский лесозаготовительный участок, рыбхоз, промкомбинат, Колвинский лесхоз, пихтоваренный завод. С 1964 г. работала вспомогательная школа. Центр Ныробского р-на (27 февр. 1924 – 10 июня 1931 г.), (20 окт. 1931 – 4 нояб. 1959 г.). Поселок городского типа со 2 янв. 1963 г. Ныроб являлся центром Ныробского поселкового совета (до янв. 2006 г.). Экономика: лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес», Ныробский участок Березниковских электросетей, Колвинский лесхоз, исправительно-трудовое учреждение Ш-320, отделение связи. Здравоохранение: врачебная амбулатория, аптека № 52, база отдыха «Жемчужина Урала». Образование: учреждения нар. образования представлены средней школой им. Героя Советского Союза А. В. Флоренко (в ней находится музей истории школы, открыт в 1986 г., работает с 1994 г.), детской музыкальной школой, детсадом. Культура: учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.). В бытность Ныробского района здесь выходила районная газ. «Ныробская правда» (1 янв. 1932 – 27 нояб. 1959 г.). Архитектура, достопримечательности: памятники В. И. Ленину и участникам Великой Отечественной войны; археологический памятник – Ныробское селище; здания каменных церквей Богоявленской (1736 г.) и Никольской (с 1704 г.), странноприимного дома (богадельни, 1913 – 1915 гг.). Место былого заточения боярина М. Н. Романова оформлено художественной решеткой, которая была выполнена в 1913 г. по эскизам пермского художника А. Н. Зеленина.Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек.

Файл:I.jpg Никольский храм Неизвестная часовня Узкая улочка

Поселок – родина Алексея Васильевича Флоренко (1922 – 1944 гг.), артиллериста, Героя Советского Союза (1944 г.); Анатолия Павловича Субботина (род. 1957 г.), русского поэта и прозаика.Святым среди жителей края издавна считается Никольский родник. Его вода отличается изумительным вкусом. Местные жители связывают это с тем, что в течение длительного времени в нем была схоронена явленная икона Николая Чудотворца.

Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет . Население - 4945 чел. (2016). Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.

Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .

В 1913 году в Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 года до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей) .

Исторические места и архитектура

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова . Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .

Население

Численность населения
1869 1875 1926 1970 1979 1989 2002
476 → 476 ↗ 896 ↗ 5911 ↗ 5952 ↘ 5526 ↗ 7500
2006 2007 2009 2010 2012 2013 2014
→ 7500 ↘ 7300 ↘ 7234 ↘ 5523 ↘ 5331 ↘ 5291 ↘ 5224
2015 2016
↘ 5152 ↘ 4945

По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района .

Радиостанции

Экономика

  • Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
  • Ныробский участок Березниковских электросетей
  • Колвинский лесхоз
  • Исправительно-трудовое учреждение Ш-320

Культура и досуг

Известные уроженцы

  • Ю. А. Берг - губернатор Оренбургской области .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ныроб"

Ссылки

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. См. ОКТМО .
  3. В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа .
  4. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV - начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. - 2009. - № 6. - С. 194
  5. Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
  6. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  7. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  8. . .
  9. . .
  10. . Проверено 25 января 2015. .
  11. . Проверено 2 января 2014. .
  12. . Проверено 10 сентября 2014. .
  13. . Проверено 31 мая 2014. .
  14. . Проверено 16 ноября 2013. .
  15. . Проверено 2 августа 2014. .
  16. . Проверено 6 августа 2015. .
  17. на сайте .

Отрывок, характеризующий Ныроб

В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.

НЫРОБ

Пермь - 350 км.

Ныроб можно назвать городом узников, ведь местного населения по некоторым данным здесь даже меньше, чем содержащихся в местных колониях заключенных. Любопытно, что, находясь в Чердынском районе Пермского края, Ныроб по численности населения (чуть более 7 тысяч человек) превосходит сам районный центр.

Первое документальное упоминание деревни Ныробка относится к 1579 году. Вся деревня тогда состояла всего лишь из шести дворов.

Тюремные традиции у Ныроба сложились издавна. В 1601 году именно сюда был сослан царем Борисом Годуновым его главный соперник – обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов – дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых. Именно поэтому небольшая захолустная деревенька стала известна всей России.

Для именитого заключенного на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Условия были по-настоящему ужасными. Яма была сырая, холодная, темная. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. В добавок с Михаила не снимали тяжелых цепей.

Местные жители как могли помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду. Когда их разоблачили, уже сами жители были наказаны. Шестерых ныробцев арестовали и отправили из деревни в столицу. Спустя несколько лет обратно вернулись лишь двое – остальные погибли.

Несмотря на тяжелые условия содержания в яме, Михаил прожил еще достаточно долго – почти год. Скончался Михаил в августе 1602 года. Похоронили его неподалеку от места заключения. Спустя четыре года прах извлекли и перевезли в Москву, в родовую усыпальницу Романовых.

В 1613 году к власти пришел Михаил Федорович Романов. За помощь узнику жителей Ныробки освободили от налогов и построили здесь церковь.

В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь.

Каменная пятиглавая Никольская церковь была построена в 1704 году. Церковь украшена красивым фигурным кирпичом.

Близ Никольской церкви находится другой памятник архитектуры - Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова. В настоящее время она обезглавлена и достаточно невзрачна, совсем не похожа на культовое учреждение.

Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области (по другой версии – наоборот в Чердыни лишь копия, споры по этому вопросу не утихают

Яма Романова находится в паре сотен метров отсюда. До революции над ямой стояла сначала деревянная, затем каменная часовня. Ее назвали во имя духовного покровителя Михаила Романова – во имя Архангела Михаила.

Вокруг ямы - забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Советская власть не обошла это место стороной. В 1930-е годы часовню уничтожили, украшения с забора отбили. На месте романовского сквера был парк отдыха.

После падения режима романовский сквер стали потихоньку восстанавливать. В 1997 году расчистили фундамент часовни и яму, в которой сидел Михаил Никитич. В 2000-х над романовской ямой снова поставили небольшую металлическую часовенку. К сожалению, в 2010 году она куда-то пропала. По рассказам очевидцев ее зачем-то перевезли в Чердынь. В настоящее время исторически значимое место, в котором обрел свою гибель Михаил Романов, представляет собой печальное зрелище – необихоженную яму под открытым небом.

К 400-летней годовщине дома Романовых власти Пермского края обещают установить над ямой новую часовню, а также превратить Ныроб в значительный туристический центр.

Можно сказать, что Ныроб – это настоящий край географии Пермского края. Севернее его находятся одни лишь зоны для заключенных.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село.

Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню.

В революционную смуту икона была утрачена. Ее копия хранится в Музее истории веры в Чердыни.

Как доехать до Ныроба?

Ныроб находится в Чердынском районе Пермского края. Чтобы в него попасть, нужно ехать на автомобиле или автобусе через Пермь, Соликамск и Чердынь От Чердыни до Ныроба – 41 километр.