Мероэ судан. Мероитская цивилизация. Прогулка по древнему городу

Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же деле, черные африканцы могут похвастаться куда более древними корнями своей великой культуры, чем большинство европейцев. Керма — государство такое же древнее, как Египет.

Пирамиды Мероэ. Картинка фонда wikimedia

В древнеегипетских документах часто упоминается область Нубия к югу от страны фараонов. Она располагалась между первым и шестым порогами Нила и была населена чернокожими людьми. Нубия – египетское название, произошедшее от слова «нуб», то есть золото. Именно золото, рабы, слоновая кость и прочие дорогие для египтян товары поступали с юга. Египтяне организовывали туда военные экспедиции и захватывали части этой страны. Однако случалось и обратное. Около 760 года до нашей эры в Египте воцарился фараон-нубиец Кашта. Он основал двадцать пятую династию, которая успешно правила страной на Ниле около ста лет.
Кто же были эти нубийцы? Что мы вообще знаем о них? Первые археологические раскопки в верхнем течении Нила начались еще в XIX веке. Археологи довольно быстро установили, что имеют дело с развитой цивилизацией, строившей собственные пирамиды, имевшей письменность и обширные торговые связи не только с Египтом, но и другими областями Африки. Изначально предполагалось, что эта цивилизация выросла в результате общения нубийцев с древними египтянами, заимствования с севера передовых технологий, форм правления и хозяйствования. Но раскопки второй половины XX – начала XXI века постепенно заставили пересмотреть эту концепцию.
Во-первых, археологи установили, что чернокожие жители южной части долины Нила сами были создателями передовых технологий. Уже в 6 тысячелетии до нашей эры они перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. То есть примерно тогда же, когда и жители ближневосточного «плодородного полумесяца», считавшегося до недавних пор прародиной всех земледельческих и скотоводческих культур. В 1977 году группа швейцарских археологов приступила к раскопкам древнего города Керма, расположенного на восточном берегу Нила . Швейцарцы установили, что город был основан в середине четвертого тысячелетия до нашей эры, а к началу третьего тысячелетия до нашей эры превратился в крупный по тем временам мегаполис, вполне сравнимый по размерам с египетскими столицами. Были обнаружены просторные помещения, по-видимому являвшиеся жилищами вельмож. При них жили ремесленники. Сельскохозяйственные продукты хранили в глиняных горшках, на узких горлышках которых делались специальные утолщения. Как полагают, для того, чтобы ставить на них печати. Это говорит о развитой системе учета благосостояния древних африканцев. В середине третьего тысячелетия до нашей эры на берегу Нила был построен крупный порт.
В 2600 году до нашей эры Керма превратилась в центр большого и сильного государства. Когда в 1786 году до нашей эры пришедшие из Синайского полуострова скотоводы-гиксосы захватили дельту Нила, кермиты (назовем их так) воспользовались ослаблением Египта и подчинили себе его южные области. Естественно, они что-то заимствовали у египтян, но, как уверены современные археологи, египтяне тоже перенимали многие черты культуры своих чернокожих соседей. В 1550 году до нашей эры фараон Яхмос изгнал гиксосов, а затем приступил к завоеванию златообильной Нубии. Керма пала под ударами армии этого талантливого полководца.
Завоевав Нубию, египтяне столкнулись с другими государствами к югу и западу от Кермы. В египетских документах перечисляются их названия: Вават, Темех, Ирджет, Сетджу и Ям. Возможно, ранее они находились в зависимости от Кермы, но затем начали вести независимую политику. В XVI веке до нашей эры египтянам удалось продвинуться дальше на юг, создав наместничество под названием Куш. Оно управлялось египетскими чиновниками. В 1070 году до нашей эры кушиты избавились от пришельцев с севера и провозгласили независимость.
Первой столицей Куша стал богатый город Напата на Голубом Ниле примерно . Его правители успешно расширяли свои владения, и один из них Кашта даже завоевал Египет. Но об этом я уже написал выше. Примерно в то же время второй столицей Куша стал соседний с Напатой город Мероэ . К 280 году до н. э. Мероэ вытеснил Напату, так что в дальнейшем принято говорить о государстве Мероэ.
Мероиты создали вполне независимую от Египта цивилизацию. Они разработали собственную систему иероглифического письма, строили пирамиды, намного меньше египетских, но при этом применяли совершенно отличные от египтян технологии. Основой существования Мероэ было сельское хозяйство. Земледелием занимались лишь вдоль долины Нила, а на бескрайних саваннах доминировало пасторальное скотоводство. Однако в другие страны мероиты вывозили не зерно, не молоко и не мясо. Они научились добывать и обрабатывать железо, которое и превратилось в их главный товар. Кроме того, из Мероэ вывозили ткани и ювелирные изделия.
После завоевания Египта римлянами в 30 году до н. э. у Мероэ начались серьезные проблемы. После короткого периода столкновений римляне и мероиты заключили мирный договор, разделив между собой южные области Египта. При императоре Нероне в Мероэ с исследовательскими целями была послана преторианская когорта. Но на этом контакты мероитов с севером ограничились. Торговля постепенно угасла. Богатое государство пришло в упадок. В начале нашей эры археологи зафиксировали исход из этой части Судана племен пастухов-нилотов в Восточную Африку. Среди них были предки современных масаев. Что заставило людей бросать насиженные места? Возможно, внутренние войны. Или изменение климата, который становился все более прохладным, и на место саванн с севера надвигалась пустыня. Город Мероэ просуществовал до 330 года нашей эры, пока не был завоеван более могущественной африканской империей Аксум. Но остатки его древних зданий и пирамид сохранились до нашего времени и, между прочим, внесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Цивилизация возникла 29 в. назад.

Цивилизация остановилась 17 в. назад.

Мероитская цивилизация, относимая исследователями к древней Африканской цивилизации, возникла в VIII в. до. н.э. в районе современного города Мероэ в Судане на восточной стороне Нила между Асуаном и Хартумом.

Хотя первые культурные поселения здесь возникли ещё в III тыс. до н.э.

На территории Мероэ в разное время существовали также Кермитская, Кушитская, Нубийская и Египетская цивилизации. Влияние Египетской цивилизации было наиболее значительным и долговременным.

Язык цивилизации мероитский.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

После завоевания Египта Ассирией в 671 до н. э. на территории исторической области Куш образовалось царство с центром в городе Напата.

Город Мероэ стал столицей государства Куш после разорения Напаты в 590 г. до н.э. Псамметихом II.

Во второй половине VI в. до н. э. столица государства была перенесена в Мероэ (отсюда - Мероитское царство). После перенесения столицы Напата сохранила значение религиозного центра. Здесь располагались царские гробницы - пирамиды, проводилась коронация царей, избрание которых утверждалось жрецами.

Развитие Цивилизация Мероэ было приостановлено в связи с непрерывными рейдами аксумитов в первой четверти IV в. н.э.

Около середины III в. до н. э. царь Мероэ Эргамен (Ирк-Амон) положил конец политическому влиянию напатских жрецов, которые до того имели возможность низлагать неугодных им царей и выдвигать кандидатуры их преемников. Сохранились сведения о том, что царь эллинистического Египта Птолемей IV и царь Эргамен поддерживали постоянные дипломатические связи. С этого времени власть царя, как полагают, становится наследственной, Мероэ превращается также в религиозный и культурный центр.

Греческая традиция сохранила воспоминание о мероитском царе Эргамене (Аркамани), жившем во времена Птолемея II, который получил греческое воспитание и философское образование. Он осмелился уничтожить старые обычаи, согласно которым стареющий властелин по повелению жрецов должен был умереть.

В период персидского господства в Египте Мероитское царство утратило ряд своих северных территорий.

Уже со времен Александра Македонского Куш занимал вполне определенное место в эллинистической, а позднее и в римской литературе.

В современном фольклоре Судана имеется предание о царе Напа из Нафты, этимологически явно восходящее к мероитскому топониму, о древних обычаях умерщвления царей и отмене их царем Акафом, о змеях - хранительницах храма и многие другие. В сказаниях присутствуют воспоминания о сокровищах Кермы, а местное население до сих пор окружает легендами и почитает руины - остатки древнего городища Кермы.

Первые надписи, составленные мероитским письмом, дошли до нас от II в. до н. э., хотя язык, безусловно, существовал много ранее. Это древнейшее на Африканском континенте алфавитное письмо возникло под непосредственным воздействием египетского, как иероглифического, так и демотического его варианта.

Вся история развития мероитской культуры проходила во взаимодействии с крупнейшими державами древности. В Куше были восприняты многие из их традиций и достижений. Это относится к отдельным образам египетских богов, к стилю изображения рельефных и статуарных композиций, к атрибутике царей и богов - форме короны, скипетрам, приставному бычьему хвосту, к жертвенным формулам и ряду других элементов заупокойного культа, к некоторым храмовым ритуалам, к титулатуре царей.

Определенную роль в поддержании традиции играла постоянная прослойка египетского населения в Куше - непосредственного носителя культуры. Особенностью процесса была адаптация черт египетской культуры до такой степени, что они уже механически воспринимались населением и осознавались уже не как пришлый, а как местный элемент.

Во II-I вв. до н. э. в связи с упадком политического могущества державы Птолемеев и обострением социальной борьбы внутри Египта Мероитское царство стало вмешиваться в египетские дела, поддерживая народные движения на юге Египта.

В греко-римский период процесс культурного влияния проходил опосредованно - через эллинистический и римский Египет, а также непосредственно - через греческое и римское население, находившееся в Мероэ. Наиболее яркими проявлениями этого влияния считаются так называемый римский киоск в Нага, остатки римских бань в Мероэ, фигуры богов анфас, по стилю сходные с греческими изображениями. Сюда же следует отнести поэтические произведения в честь местного бога Мандулиса, составленные по различным формам греческого литературного канона.

Когда римляне в 30 г. до н. э. овладели Египтом и население Фиваиды пыталось организовать им отпор, поднимая восстания, отряды эфиопов под предводительством кандаки вторглись в Египет, но были отброшены, а египтяне усмирены.

В 23 г. до н. э. войска римлян во главе с префектом Гаем Петронием овладели Напатой, присоединили северную Эфиопию к римской провинции Египет.

С III в. н. э. царство начало приходить в упадок. На территории Мероитского царства образовались государства Алва, Мукурра, Нобатия.

+++++++++++++++++++++++++++

Цивилизация древнего государства Мероэ долгое время оставалась мало кому знакомой из тех, кто интересовался историей античного мира. Хотя она и процветала в период с VI в. до н. э. до начала IV в. н. э. в южном Египте и на территории современного Судана, но оказалась, в сущности, забытой и неизученной вплоть до наших дней.

Сравнительно незначительный интерес к этому региону объясняется частично его географической удаленностью, которая привела к тому, что вплоть до совсем недавнего времени редко кто из ученых посвящал себя изучению этого периода времени и этого региона (рис. 1); сыграл и свою роль ошибочный взгляд, согласно которому Мероэ было всего лишь периферийной и варварской копией Египта фараонов, которая не внесла никакого вклада в общемировую культуру и не имела какого-либо значения для развития всемирной цивилизации (рис. 2). Настоящая книга призвана показать, что в свое время Мероэ было мощным государством, много сделавшим для развития материальной и духовной культуры африканского континента.

В античном мире Мероэ было хорошо известно. Первым писателем античности, упомянувшим Мероэ, был Геродот, хотя и более ранним авторам было известно в общих чертах об эфиопах, людях с «сожженными лицами», что весьма близко перекликается с арабским названием – Судан (от Beled es Sudan, «страна черных»), которое и стало названием страны в наше время. Геродот, чье описание известного к тому времени мира было опубликовано около 430 г. до н. э., один том целиком посвятил долине Нила. Он побывал в Египте и в ходе своего путешествия проник на юг, вплоть до города Элефантины, современного Асуана, который он описал как пограничный город между Египтом и Эфиопией и под которым он понимал Мероитское государство.


Рис. 1. Долина Нила


Это был самый южный пункт путешествия Геродота, но он, разумеется, встречал мероитов в Асуане, и можно не сомневаться в том, что большая часть приводимой им информации была получена от них. Его географическое описание далеко не полное, но в принципе достаточно точное. Он прослеживает изгибы течения Нила и хорошо информирован о Четвертом пороге, где, как он сообщает, необходимо высаживаться на берег и сорок дней идти посуху, так как подводные скалы делают продвижение по воде невозможным. Столь долгий срок путешествия вдоль непроходимого на лодке, участка течения реки представляется слишком продолжительным, но это некоторое преувеличение может быть объяснено стремлением мероитов отпугнуть иностранцев от проникновения в их страну. Затем, после двенадцати дней движения на лодке, путешественники попадали в Мероэ, которое аборигены называли столицей «других эфиопов».

После продвижения вверх по течению реки той же продолжительности, какая требуется на путешествие от Элефантины до Мероэ, человек попадал в «страну дезертиров», так называемых «асмах». Это были египтяне, дезертировавшие из армии фараона Псамметиха II во время его кампании в Судане в 591 г. до н. э. Этнографами было сделано много предположений о местонахождении района, населенного этими дезертирами, одна из самых последних гипотез гласит, что они поднялись вверх по течению Белого Нила и обосновались в южном Кордофане, неподалеку от Бар-эль-Газала.


Рис. 2. Мероитское царство


Рис. 3. Сцена из сельской жизни, выгравированная на бронзовой чаше из Каранога


В третьем томе Геродот повествует о деятельности персидского царя Камбиза , который отправил своих соглядатаев узнать, имеет ли место «трапеза Солнца» в стране Эфиопии. Если такие соглядатаи и в самом деле были посланы, то, вероятнее всего, для разведки местности перед будущей военной экспедицией. Геродот сообщает, что эта «трапеза» происходила на лугу, за окраиной города Мероэ, куда городские служащие каждую ночь выносили вареное мясо. В течение дня каждый желающий мог его есть. Рассказ этот, по всей вероятности, соответствует действительности, поскольку известно, что обожествление Солнца было одним из культов, существовавших в Мероэ, и Гэрстенг во время своих раскопок открыл храм неподалеку от города, что вполне соответствует местоположению «за окраиной», в котором, как он считает, и отправлялся культ Солнца.

Остальная же информация, которую сообщает нам Геродот, носит несколько мифологический характер. Он рассказывает о том, как соглядатаи Камбиза предстали перед эфиопским царем с различными подношениями – пурпурной мантией, золотым ожерельем, амфорой вина и прочими дарами, но не смогли ввести царя Мероэ в заблуждение. Он поведал им, сколь могущественна его страна, и передал соглядатаям лук, который, как он сказал, персидский царь может попытаться натянуть, хотя он и сомневается, что это тому удастся сделать. Еще он рассказал посланцам Камбиза о долгой жизни людей в его царстве, которые живут до 120 лет, питаясь вареным мясом и молоком. Им были показаны церемония «трапезы Солнца» и другие чудеса, после чего посланцы вернулись к своему персидскому владыке. По их возвращении Камбиз со своей армией выступил в поход против Эфиопии, но нашел эту страну такой суровой, что повернул обратно, даже не достигнув ее столицы.

В дальнейшем о Мероэ нет никаких упоминаний на протяжении почти 400 лет, вплоть до Диодора Сицилийского , который описывает течение Нила и сообщает, что его истоки находятся в Эфиопии и что он проходит через ряд каменистых порогов. На Ниле имеется несколько островов, в том числе один, известный как Мероэ. Диодор как курьез отмечает, что город с тем же названием был обнаружен Камбизом. В описании Мероэ как острова нет противоречия: этот район с трех сторон окружен водами реки, поэтому он часто упоминается как «остров Мероэ».

Весь третий том его книги целиком посвящен Эфиопии – так классические авторы называли территорию современного Судана. Для нас интерес представляет описание ритуального убийства царя Мероэ жрецами. Диодор сообщает, что этот обычай подошел к концу в период правления царя Эргамена, современника Птолемея II Египетского; Эргамен, который, по его словам, был приобщен к греческой культуре и не чуждался философии, привел свои войска к храму и перебил жрецов. Можно предположить, что Эргамен получил образование у греков в Египте, но прямых свидетельств этого в тексте нет.

Другим греческим писателем, который сообщает нам важные сведения об этом регионе, является Страбон . В его труде «География», написанном около 7 г. до н. э., собрана информация о Египте и Эфиопии с 25-го по 19 г. до н. э., то есть в период его жизни в Египте. Он сообщает нам, что проделал путешествие на юг до Фил, следующего города за Сиеной (Асуаном), вместе со своим другом, римским губернатором.

Основное внимание Страбон уделяет географическому описанию местности, во многих отношениях весьма точному. Как и Диодор, он называет Мероэ островом и сообщает, что эта местность расположена выше (то есть выше по течению) того пункта, где Астабора (река Атбара) впадает в Нил. Он также упоминает о месте слияния Нила и Астасобаса, что означает слияние нынешнего Голубого и Белого Нила в районе Хартума, почти в 120 милях далее к югу.

Страбон сообщает целый ряд интересных подробностей, хотя и не совсем верно. Так, он говорит, что в Мероэ не бывает дождей, однако в действительности некоторое количество осадков выпадает почти каждый год, хотя несколько севернее дожди весьма редки. Он приводит много отдельных штрихов из быта местного населения, сообщая, что основой их жизни является просо, из которого они делают также и питье. Это имеет место до сих пор – напиток этот представляет собой род местного пива, который в современном арабском языке Судана носит название marisa. Большую часть местных жителей, читаем мы у Страбона, составляют бедные кочевники, передвигающиеся с места на место со своими стадами, – это и ныне справедливо в отношении многих жителей Батана (современное название «острова Мероэ»). Он сообщает также, что в этих местах нет фруктовых деревьев, за исключением финиковых пальм, и много других весьма верных наблюдений. Упоминает Страбон также и дезертиров, говоря, что они живут в месте, называемом Тенессис, которое не поддается идентификации. Он также считает Камбиза значительным лицом для Мероэ, поскольку именно он дал городу это название. Самой важной информацией о Мероэ, которую мы получаем у Страбона, является его сообщение о войне между Мероэ и римлянами в период пребывания Гая Петрония в должности римского префекта Египта (с 25-го по 21 г. до н. э.). Подробности этой войны будут приведены ниже, а пока заметим, что в описании хода этой кампании Страбон сообщает, что во главе мероитской армии стоял генерал Кандак, о котором мы знаем из других античных источников. В течение долгого времени слово «Кандак» понималось как имя собственное. Ныне же, по изучении мероитских источников, мы узнаем, что это было не имя, а скорее звание или титул, значение которого не вполне ясно, скорее всего, это нечто вроде «государя». В мероитских надписях оно встречается в нескольких местах, из которых важнее всего наскальная надпись из Кавы – в ней имя Аманиренас следует за титулом «кандак». Вероятно, она была царицей, правившей во время римского вторжения. Древнегреческий писатель Дио Кассий вкратце упоминает эту кампанию и также говорит о предводителе мероитов «кандаке».

Плиний в своей «Естественной истории» (VI.35) также упоминает о Мероэ и сообщает о кампании Петрония, дает ряд географических описаний и перечень городов этой страны, большинство из которых остаются не отождествленными и которые еще во времена Плиния уже не существовали. Источником этих сведений, по его словам, было донесение отряда преторианской гвардии, который был отправлен в Эфиопию императором Нероном в 61 г. н. э.

История этой экспедиции представляет интерес. Численность отряда нам неизвестна, но командовал им трибун, так что вряд ли отряд был небольшим. Плиний сообщает о пути следования в Мероэ и приводит слова участников экспедиции о том, что вокруг собственно Мероэ растет более яркая зелень, ближе к горизонту можно различить нечто вроде лесов, а на земле заметны следы носорогов и слонов. Более яркая зелень, действительно, появляется там, где и в самом деле начинается область с более обильными осадками, а Мероэ расположено в границах этой области. В наши дни лесов там уже больше не существует, но растет много деревьев, и можно не сомневаться, что до того, как деятельность человека опустошила окрестности города, весь этот регион был гораздо более лесистым. Слонов и носорогов также больше не наблюдается, но нет причин, по которым они не могли существовать здесь в былые времена. Изображения слонов в мероитском искусстве весьма часты, поэтому нет сомнений в том, что для жителей этой территории они представляли собой весьма знакомое зрелище. Плиний также утверждает, что город Мероэ расположен в семидесяти милях от того места, где они пересекли границу «острова» (предположительно от форсирования отрядом реки Атбара), и эта оценка близка к истине. В самом городе, повествует он, возвышается храм Амона , а страной правит царица, которую он называет «кэндас». Это имя, говорит Плиний, передается от царицы к царице, и этим он гораздо больше приближается к истине, чем другие писатели.

Постоянство традиции, согласно которой правителем Мероэ была всегда царица, довольно любопытно. О ней говорится также и в единственном упоминании о Мероэ в Новом Завете, где в книге Деяний святых апостолов (VIII: 26 – 39) рассказывается о том, как Филиппом был окрещен «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской». Это является еще одним свидетельством того, как широко была распространена осведомленность о Мероэ в первые века нашей эры. Мы знаем, что в Римской империи правителем обычно был мужчина, хотя и женщина играла весьма значительную роль в обществе и часто изображалась на стенах храмах и погребальных надгробиях. Свидетельство же о том, что Мероэ правила царица, должно отражать ту значительную роль, которая принадлежала женщинам в мероитском обществе.

Еще одно сообщение об экспедиции в Судан мы находим у Сенеки, который пишет со слов двух центурионов, что они совершили экспедицию по приказу императора Нерона, которая должна была найти истоки Нила. Они утверждали, что с помощью царя (на этот раз не царицы) они отправились в самое сердце Африки и добрались до обширных болот, причем река была так покрыта растительностью, что по ней могла пройти лишь лодка с одним человеком. Похоже, что это является первым известным нам свидетельством о местечке Судд на юге Судана, где заросли на реке становились главным препятствием для всех позднейших исследователей. В сообщении говорится также, что эти люди видели две скалы, из которых изливался поток – исток Нила, но, несмотря на все попытки, это место так и не удалось идентифицировать.

В свое время было общепризнанным мнение, что эти два сообщения относятся к одной и той же экспедиции и что вариант Сенеки более точен, поскольку, по его словам, он слышал приводимые им сведения из уст самих ее участников. В современных же публикациях, однако, существует предположение, что это описания двух самостоятельных экспедиций с различными участниками. Плиний сообщает об отряде преторианцев под командованием трибуна, тогда как у Сенеки речь идет только о двух центурионах. Задачи экспедиций представляются различными: у Плиния речь идет о военной рекогносцировке местности, а у Сенеки об исследованиях истоков Нила. Сенека пишет о том, как, после появления в Мероэ, участники экспедиции получили помощь царя для дальнейшего следования к югу, в то время как трибун Плиния утверждает, что во главе страны находилась царица.

Хотя и другие античные авторы пишут о Мероэ, они ничего не прибавляют к нашим познаниям об этой стране, либо вскользь упоминая о ней, либо приводя сведения совершенно мифического характера. Но и эти разбросанные упоминания свидетельствуют о том, что мероитское государство было хорошо известно в Римской империи и сохраняло немалое значение по крайней мере до конца II в. н. э. Ювенал упоминает о нем дважды; в первый раз говоря о том, что женщины Мероэ имеют большие груди (что было реалией мероитской жизни, ясно представленной на храмовых барельефах), и в другом месте, сообщая о том, что некоторые суеверные женщины отправлялись в Мероэ за священной водой, которой они кропили храм Исиды в Риме.

Мероэ упоминается также и в отдельных литературных произведениях, из которых самым известным является «Эфиопика» Гелиодора . Эта повесть, написанная в III в. н. э., свидетельствует о том, что ее автор знал о Мероэ, поскольку он сделал главной героиней повести дочь царя. Описания местной жизни, приведенные в ней, ничего нового не добавляют к нашим знаниям о Мероэ, но автор сообщает, что мероиты внешностью отличаются от египтян и персов, а его описание осады Сиены донесло до нас память о нападении мероитов на этот город. Он также слышал нечто о военной тактике мероитов и описывает использование легковооруженных троглодитов в качестве лучников.

Этим ограничиваются наши знания о Мероэ из авторов античности, но для нас важно их свидетельство о том, что, несмотря на географическую отдаленность Мероэ от основных центров цивилизации античного мира, о нем знали в древности и поддерживали связи между Средиземноморьем и Верхним Нилом. Мы находим сведения о посольствах мероитов в Рим в наскальных надписях из Додекэшонаса , а также в сообщениях Страбона о миссии к Августу на Самосе , направленной мероитами после поражения, нанесенного им Петронием. Путешественники из Средиземноморья в Мероэ не оставили об этом никаких сведений, кроме приведенных Сенекой, и никаких следов их поездок обнаружить не удалось, хотя наличие предметов из Средиземноморья в мероитских погребениях свидетельствует о том, что торговля между этими регионами существовала. Двумя исключениями из этого ряда являются барабан колонны из Мероэ, находящийся ныне в Ливерпуле, надпись на котором, до сих пор не опубликованная, представляет собой греческий алфавит и свидетельствует о попытках приобщить мероитских детей к элементам греческой культуры; сюда же относится и приводимая в литературе (рис. 4) надпись из Муссаварат-эс-Софры:

BONA FORTUNA DOMINAE

REGINAE IN MULTOS AN

NOS FELICITER VENIT

E URBE MENSE APR

DIE XV VIDI TACITUS

Текст в публикациях приводится обычно в таком виде, но многочисленные попытки перевода приносят мало ясности.

После этих более или менее известных сведений о Мероэ наступает полоса забвения. Никаких дополнительных знаний о стране не удается добыть до тех пор, пока в этом регионе уже в сравнительно близкие к нам времена не появляются европейские путешественники и археологи. Общее забвение Африки, которое существовало в науке вплоть до значительных работ по ее изучению, предпринятых в конце XVIII и в XIX в., коснулось и древнего Мероэ, и даже местоположение его столицы было забыто, пока Джеймс Брюс (1730 – 1794) не предпринял путешествия в эти места в 1722 г. (ошибка в тексте, он не мог путешествовать за восемь лет до своего рождения. Энциклопедия «Британника» дает период его путешествия в эти места 1770 – 1772 гг. – Примеч. пер.).


Рис. 4. Латинская надпись из Мусавварат-эс-Софры


Брюс возвращался после своего двухгодичного пребывания в Абиссинии и поднялся от Сеннара вверх по Голубому Нилу, где он некоторое время пробыл при дворе короля Фанджа . Его маршрут проходил по Голубому Нилу, а затем вниз по течению реки, ниже того места, где он сливается с Белым Нилом и где ныне располагается город Хартум. В ходе своего путешествия к северу от этого места по восточному берегу реки он миновал селение Бегаравийя и развалины Мероэ, где он увидел «груды разрушенных пьедесталов и обломков памятников» и записал в своем дневнике: «Невозможно отделаться от мысли, что это и есть город Мероэ античности». Довольно странно, что ему не удалось заметить пирамид, хотя они ясно видны на возвышенности, проходящей несколько дальше к востоку. Его предположение о том, что руины, виденные им, принадлежат древнему Мероэ, основывалось на его знании античных авторов, но предположению суждено было дожидаться подтверждения более ста лет.

В апреле 1814 г. Буркхардт также миновал это место, двигаясь от Дамера к Шенди, но не понял значимости его руин, объясняя это тем, что не имел возможности для более подробного исследования. Он записал в своем дневнике:

«...Мы миновали холмы, состоявшие из мусора и красных обожженных кирпичей; они были примерно восьмидесяти шагов в длину и тянулись вдоль полосок вспаханной земли на протяжении по крайней мере одной мили, поворачивая затем к югу и пропадая там из виду. Кирпичи были очень грубой работы, куда более грубой, чем сейчас их делают в Египте. Холмы эти напоминали внешне остатки стены, хотя от них осталось очень мало того, на основании чего можно было сделать такое заключение. Справа и слева от нас мы видели фундаменты зданий, среднего размера, сложенные из тесаного камня. Они были единственными остатками античности, которые я смог открыть; не смог я и рассмотреть камней, разбросанных там и сям среди куч мусора, насколько хватало взгляда. Более тщательное изучение и привело бы, быть может, к интересным открытиям, но, поскольку я двигался вместе с караваном и вез с ним удивительные вещи из Тебе , у меня не было никакой возможности исследовать их».

Следующими посетителями этих мест, оставившими сведения о них, были те, что пришел в Судан в составе турецко-египетской армии, направленной сюда вице-королем Египта Мохаммедом Али, под командованием своего сына Исмаила, в 1820 г. В составе этой экспедиции было несколько европейцев, среди них два француза, которые интересовались, в частности, античными древностями и оставили важные сведения о местностях, которые они видели. Из этих двух больше известен Калью, опубликовавший записки о своем путешествии в 1826 г.

В отличие от Брюса, Калью интересовался архитектурой и появился в этих местах с целью подробного исследования такого рода памятников. В 1821 г. он посетил Мероэ, где изучил и описал пирамиды, а также место, на котором расположен сам город. Затем он проследовал далее к югу, добравшись до Сеннара. На обратном пути в марте и апреле 1822 г. он направился к юго-востоку от Шенди, чтобы побывать в Наге и Мусавварат-эс-Софре. В каждом из этих мест он провел по нескольку дней и со своей обычной тщательностью снял их планы и сделал рисунки. Публикация его работы в 1826 г. привлекла внимание ученого мира к этим ранее неизвестным памятникам.

Линан де Беллефон, несколько опередивший Калью, значительно менее известен. Его дневник был опубликован сравнительно недавно , тогда как большинство из его прекрасно выполненных планов и рисунков остаются неопубликованными. Впервые он прошел через развалины Мероэ в ноябре 1821 г., но не остановился, намереваясь снова побывать в этом районе на обратном пути после своего пребывания в Сеннаре, располагавшемся много южнее. Он возвратился в эти места в феврале 1822 г. и, остановившись в Шенди, оставался в этом регионе до 2 апреля, вплоть до того дня, когда пустился в обратный путь на север, в Египет. Он, как и Калью, подробно изучал монументы, делая планы и зарисовки. Побывал он и в Мусавварат-эс-Софре, став первым европейцем, посетившим это место, где он задержался на три дня, делая зарисовки и планы. Он также скопировал многие из настенных надписей и оставил запись о своем посещении этого места, вырезав ее на западной стене центрального храма.

Линан возвратился в Шенди и несколькими днями позднее отправился в Нага, где он снова делал зарисовки. Вернувшись в Шенди, 24 марта он вышел из него, направляясь к северу, и на следующий день достиг селения Бегаравийя, на месте которого располагался город Мероэ. Большую часть времени Линан провел у пирамид, где он снова снял великолепный план и сделал ряд зарисовок как самих пирамид, так и некоторых рельефов на находящейся неподалеку от них погребальной часовне. Эти зарисовки двух первых путешественников, увидевших эти места, представляют собой очень большую ценность, демонстрируя нам состояние сохранности памятников в то время, и доносят до нас многие значительные детали, исчезнувшие с тех пор.

Следующим европейцем, побывавшим в этих местах, о котором до нас дошли сведения, был англичанин Хокинс, путешествовавший по Судану в 1833 г.; подобно Калью и Линану, он интересовался древностями и описал многие из монументов. Хокинс прибыл в Мероэ в марте 1833 г., посетив также и Мусавварат-эс-Софру, которую он счел «...последним архитектурным достижением народа, величие которого уже миновало, чей вкус испорчен, а все проблески знаний и цивилизации уже померкли. Изящные пирамиды Мероэ в отношении вкуса и исполнения стоят столь же далеко от громадных, но хаотичных руин Вади-аль-Аватейба, как лучшие из скульптур Фив времен Рамзеса II отличаются от безвкусного стиля времен Птолемея и Цезарей».


После Мусавварат-эс-Софры Линан побывал в Вадбен-Наге, но не добрался до храмов Нага, поскольку его художник отказался сопровождать его, испуганный слухами о появлении львов, сам же Хокинс, похоже, был несколько стеснен в средствах и времени. Поэтому он вернулся более северным маршрутом, пересекая пустыню Байюда. Снова достигнув реки, он направился к Джебель-Баркалу, где сделал зарисовки руин и побывал у пирамид Нури.

Интерес, вызванный этими открытиями, был значительным, а слухи о сокровищах, скрытых в пирамидах, стали причиной по крайней мере одной раскопки, произведенной в них. Ее осуществил Ферлини, итальянский доктор медицины на египетской службе, в 1834 г. Ферлини был убежден, что в пирамидах можно найти сокровища, и поведал, что он снял вершины нескольких из них и, если верить его сообщениям, нашел изрядную добычу в виде сокровищ в пирамиде, известной под номером 6 и стоящей на северном кладбище.

В 1842 – 1844 гг. Королевская экспедиция Пруссии под руководством Лепсиуса прошла маршрутом через Египет и Судан и подробно описала большое количество памятников. Лепсиус был сведующим ученым и обладал гораздо большими знаниями египетской истории, чем кто-либо из его предшественников в этих местах. Он понимал значение цивилизации, которую исследовал, но лишь после раскопок, проведенных Гарстэнгом в городской черте Бегаравийи, было окончательно установлено место расположения известного по авторам античности Мероэ.

Гарстэнг, работавший здесь с 1910-го по 1914 г., пока его не остановила начавшаяся Первая мировая война, произвел обширные раскопки в самом городе, около храма Солнца и Львиного храма, а также погребений на равнине между городом и песчаниковой грядой, на которой были возведены пирамиды. Пирамиды эти, являющиеся гробницами королевской фамилии правителей Мероэ, были раскопаны Райснером в период с 1920-го по 1923 г. Он также произвел раскопки королевских пирамид в Курру и Нури. Результаты раскопок были опубликованы Доу Данемом. В 1907 – 1908 гг. Вулли и Макайвер вели раскопки в египетской части Нубийской пустыни неподалеку от Ареика и Каранога, ставшие первыми современными раскопками Мероэ. В 1910 – 1913 гг. Гриффит производил раскопки в районе Фараса, где очень большое погребение дало нам представление о мероитской керамике.

В период между войнами интерес археологии к Мероэ несколько ослабел, хотя важные материалы о более ранней истории этого региона были добыты в ходе раскопок экспедицией Оксфордского университета в районе Кавы. В последние годы наблюдается оживление интереса к этому региону, о чем свидетельствуют раскопки Хинце около Мусавварат-эс-Софры и работы Веркора и Тхабита Хассана около Вад-бен-Наги. Сооружение Асуанской плотины вызвало значительное оживление археологической активности в Нубии, что нашло выражение в раскопках нескольких мероитских погребений и заброшенных поселений. В 1965 г. университет Ганы начал новые раскопки города Мероэ, которые были продолжены под эгидой Хартумского университета.

На основе ранних сведений античных авторов и по результатам раскопок более позднего времени могут быть воссозданы отдельные черты культуры древнего Мероэ. В отличие от Египта времен фараонов, она пока еще не может поведать сама о себе, и, пока мероитский язык не станет доступен нам, лишь работы археологов будут способны проливать свет на эту древнюю африканскую цивилизацию.


Греки их обожали. Египтяне и римляне им завидовали. Сейчас благодаря археологам сокровища этой сказочной цивилизации, которая, увы, исчезла навсегда, наконец «возродились» из песка, сохранив при этом свою тайну. К югу от Египта, на территории современного Судана, в пустыне находятся странные пирамиды.


Путешественники обычно думают, что они являются творением умелых рук античных египтян. Однако это не так. Если повнимательнее присмотреться к этим сооружениям, то они ни по стилю, ни по фактуре не похожи на места захоронения фараонов, хотя и находятся рядом с Нилом. Пирамиды сооружены из песчаника и достигают высоты 15 метров. Они так же, как и египетские сооружения такого рода, являются усыпальницами. Но усыпальницами для придворных загадочного королевства Мерое.


Всё, что находится в этих могилах, - чудесные фрески, ослепительные украшения, предметы гончарного искусства, оригинальные вазы с изображениями животных, наполовину засыпанные песком и известняком, - говорит о загадочной и блестящей цивилизации Мерое.


Когда-то эта территория принадлежала Египту, включившему в свой состав королевство Кусх, в котором жили нубийцы в VI веке до нашей эры. Нубийцы и египтяне постоянно конфликтовали между собой, вооружённые стычки были не редкостью. И в 591 году до нашей эры египтяне, уставшие от неспокойной жизни, ушли с этих земель чуть выше Нила, в свой город Напату. Правивший в ту эпоху король кусхитов Аспалта также ушёл со своим народом в противоположную сторону - к шестому порогу Нила в степи, немного южнее... Новое место было хорошо защищено как самим Нилом, так и его последним притоком - Алтабарой.


Здесь и был основан город Мерое, в котором кусхиты стали хоронить и своих королей. Третий век до нашей эры был временем создания нового королевства, которое познало в течение последующих веков невероятное процветание. Мерое оказалось поистине сказочным для жизни людей местом. Сюда словно сам Бог посылал такие желанные дожди. Этот «подарок судьбы» дал возможность меройцам жить независимо от влаги Нила. К тому же в этом месте переселенцы обнаружили около 800 водоёмов под открытым небом! Благодаря воде местные жители, к которым «подселились» кусхиты, лишь выращивали сорго, разводили быков и слонов. Меройцы же стали разрабатывать золотые прииски, выращивать плодовые деревья, делать статуэтки из слоновой кости... Свои товары они отправляли караванами в Египет, к Красному морю и в Центральную Африку.


А изделия меройцев действительно впечатляли! Чего стоят только украшения царицы Аманисхакето,
украденные из её могилы итальянским проходимцем Ферлини. Там были десятки браслетов, колец, декоративных золотых нашивок...


Кое-что сохранилось до наших дней. Или скульптурная голова мужчины с удивительно тонкими чертами лица, выполненная в I-III веках до нашей эры и обнаруженная испанскими археологами в 1963 году! Или бронзовый король кусхитов (II век до нашей эры), положение рук которого свидетельствовало о том, что когда-то он держал лук! Или статуя бога Себиумекхара, которая украшала вход в один из храмов Мерое! Или чаша из голубого стекла, украшенная золотом, которую нашли разбитой на сорок кусочков, согласно погребальному ритуалу, в местечке Седеинга!..


Люди «с горящим лицом», как их называли греки, восхищали гениев античности. Так, Геродот, к примеру, упоминал о «Большом городе» в пустыне и описал гуляющих верблюдов в нём как животных «с четырехпалыми задними конечностями. Мираж, может быть...». Греческий географ и путешественник Страбон так отозвался о королеве меройцев Кандаси - «кривая, одноглазая и смелая». Её портрет был обнаружен на стенах храма Льва, расположенного в Наге, к югу от Мерое. Это был один из многочисленных следов искусства меройцев, свидетельствующих о них как о первой африканской цивилизации.


Мнение археолога Френсиса Геси: «Мерое полностью отличается от Египта. Оттолкнувшись от чужеземного, здесь сумели зародить оригинальную цивилизацию. Невозможно спутать, например, здания, построенные меройцами, с египетскими или греко-римскими сооружениями. Меройцы создали своё искусство, не похожее ни на какое другое. Они расстались с греческим пантеоном, чтобы поклоняться новому богу - Апедемаку, уникальному богу с головой льва».


Новый бог меройцев Апедемак считался покровителем воинов-нубийцев. Специалист по меройской культуре директор археологической миссии в Судане Катрин Бергер считает, что «бог с головой льва властвует над империей вместе с бараном Амоном, но Амон сохраняет египетский вид, а Апедемак - суданский. Бог-лев руководит битвами, являясь символом победы». Кстати, у меройцев довольно странное слияние религий: они поклонялись двум богам - и Апедемаку, и Амону - одновременно. Возможно, это влияние египтян, которые долгие годы правили кусхитами - потомками меройцев.


Что касается женских фигур, нарисованных на деревянных дощечках и укреплённых на фасадах храмов, то они ничуть не похожи на стройных египетских красавиц. Меройские женщины отличались пышными формами.


Город-королевство Мерое был обнаружен археологами в начале XIX века. С того времени раскопки участились. Благодаря египетским документам, свидетельствующим о загадочных нубийцах, проживавших в нём, археологи начали познавать историю Мерое. Между тем до сих пор никто ничего не знает, как и почему королевство Мерое угасло в первой половине IV века нашей эры. В 330 году первый христианский царь королевства Аксоум (Эфиопия) нашёл во время одного из своих походов руины города Мерое.


О том, что произошло с загадочной цивилизацией, можно было бы узнать из текстов меройцев, собранных археологами почти за двести лет. Но увы! Они до сих пор не расшифрованы - не найден «ключ» к разгадке языка меройцев. Эта пустынная Атлантида, как иногда называют Мерое, кажется, поглотила свои секреты в глубине песков. Археолог Френсис Геси полагает, что в III веке до нашей эры правители Мерое стали уделять слишком много внимания своим регионам - соседним территориям, распылив таким образом свои силы, что привело к ослаблению, а затем и гибели этого королевства.


Египтологи продолжают ломать голову над языком меройцев. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит ещё в 1909 году благодаря надписям на стелах, сделанным на двух языках - меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Леклан, исследователь из Франции, считает, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Однако реально применить этот алфавит оказалось делом очень трудным. Расшифрованные слова не имели смысла. Удалось разве что приблизительно расшифровать имена королей и богов... Даже с помощью компьютера Жан Леклан и его коллеги, собрав тысячи текстов меройцев, использовав все возможности современнейшей техники по составлению различных комбинаций букв, не достигли результата.


Тайна языка этой цивилизации до сих пор не открыта, а значит, и само королевство Мерое, его суть и законы пока не подвластны человеческому разуму...

В далёкой жаркой Африке в давние времена
В загадочном Куше город Мероэ существовал,
Где по традиции властвовала женщина сполна,
В названии – гиперборейскую гору Меру напоминал!

Впервые Куш в XIX веке до н.э. царём XII династии упоминается.
Фараон Сенусепт III четыре похода на Куш совершил.
С кушитов дань, прежде всего, золотом взимается.
В крепости Икен главный центр египетской торговли был!

Час независимости Куша в XVIII веке до н. э. настал.
Завоевательная политика Египта развитие Куша задержала.
Тутмос I вторгся на земли Куша, столицу завоевал.
Пятьсот лет политика Египта своим давлением досаждала!

Под руководством Панехси против Египта восстание поднялось.
От зависимости поработителей государство Куш освобождается.
В IX-VIII веках до н. э. Мероитское царство создалось -
Царство Куш, вплоть до раннего средневековья так называется!

В 330 году царь Аксоум руины Мероэ нашёл,
Они наполовину под жгучим песком находились.
Исследователь XIX века почти к «концу пира» пришёл:
Грабители растащить многие ценности умудрились!

Культура Мероэ интересной и загадочной мнится.
Удивительность города – раскопки подтверждают.
Мероэ – древнейшего государства Куш столица.
На территории Судана корни её прорастают!

Мероитская цивилизация к древней африканской относится.
В далёкой древности её в районе города Мероэ основали.
Мысль – поселения здесь были в III тыс. до н. э. – просится.
В разное время на земле Мероэ разные цивилизации обитали!

***
В 671 году до н. э. Ассирия Египет завоевала.
В области Куш с центром в городе Напата царство образовалось.
После падения Напаты – Мероэ столицей стала,
Но за Напатой значение религиозного центра осталось!

Через столетия - эта земля Нубией называлась.
Мероэ – город в плодородной долине Нила прописался.
Нубия для египтян «воротами в Африку» считалась,
Теряла независимость – лишь Египет на неё ополчался!

В Куше большое количество природных ресурсов имелось.
Важнейшее место месторождения золота занимали.
Поэтому соседней стране – Египту – очень хотелось
Захватить Куш. Египтяне постоянно на эту страну нападали!

Судьба кушитов и египтян на протяжении веков переплеталась.
Верхний Египет и Северную Нубию сперва культура объединяла.
Это археологическими находками обосновалось.
Потом культура каждой страны по своему пути зашагала!

Куш между третьим и пятым нильскими порогами обосновался.
Названия страны и её составных частей неодинаковыми были.
Куш скотоводческими объединениями постоянно пополнялся.
С III века до н. э. земли Куша после набегов - к Египту переходили!
***

Нубийцы и египтяне между собой постоянно конфликтовали.
Не редкими были и вооружённые стычки, нападения.
Предполагают, в 591 году до н. э. египтяне на север уйти пожелали.
Кушиты – ушли на юг, избежав от соседа разорения!

Нил хорошо защищал новое место поселения,
У шестого порога Нила, в степи, свершилось Мероэ основание.
III век до н. э. ознаменован королевства Куш окрылением,
Которое в последующие века познало процветание!

Сказочной землёй место города Мероэ оказалось:
Вовремя нужные для земледелия дожди выпадали.
Жить независимо от влаги Нила удавалось:
На этом месте восемьсот водоёмов воды существовали!

Столицей город с VI века до н. э. до IV века н. э. прослужил.
Меройцы сорго выращивали, плодовые деревья садили.
Быков и слонов мероец на личной земле заводил.
Хозяйственными, трудолюбивыми древние людьми были!

На золотых приисках золото умело добывали,
Из которого прекрасные ювелирные изделия получались.
Статуэтки из слоновой кости их жилища украшали.
Редкие украшения караванами в Египет отправлялись!

Изделия древних меройцев великолепием впечатляли.
В пирамиде царицы Аманисхакето уникальные украшения были-
Декоративные золотые нашивки, кольца, браслеты представляли.
Итальянцу Ферлини потом они богатством знатно служили!

Основной клад древнего Мероэ похитителям не достался.
В 1963 году обнаружена скульптурная мужская голова,
Статуя бога, которой вход одного из храмов украшался,
Чаша из голубого стекла, что разбита на 40 частей была!

В Мероэ, впервые в Африке, письменность появилась,
Её до сих пор не удалось до конца расшифровать.
Некоторых подвижек это стремление добилось:
В 1909 году англичанин Гриффит начал алфавит составлять!

Количество букв мероитского алфавита точно не определено,
Слова, составленные из букв алфавита, смысла не имеют.
Взаимовлияние культур Египта и Мероэ подмечено давно,
Хоть государства между собой зёрна вражды часто сеют!

Грекам – мероец человеком с «горящим лицом» представлялся.
Геродот о «Большом городе» с гуляющими верблюдами упоминал.
Страбон о портрете меройской королевы по-своему отозвался.
Город Мероэ след первой африканской цивилизации создал!
***

Всё, что в древних меройских пирамидах-могилах находится,
Засыпанное известняком и песком – дело времени и ветров,
К сокровищам блистательной цивилизации Мероэ относится,
Уничтоженной безжалостным безмолвием веков!

Архитектура Мероэ древнеегипетские строения напоминает.
В бескрайних горячих песках археологи раскопки организовали:
Великолепие пирамид, фресок, статуй впечатляет,
Глиняные сосуды, ювелирные изделия - изысканностью блистали!

Культура Мероэ свои неповторимые особенности имеет:
Пирамиды размерами и формами от египетских отличаются.
Женские фигуры на фасадах храмов дороднее и пышнее,
Чем, всем известные, египетские красавицы изображаются!

При небольшом сходстве, Мероэ от Египта отличается.
Кушиты оригинальную, своеобразную цивилизацию образовали.
Постройка зданий меройцев, как египетская, не воспринимается.
Они своё искусство, не похожее ни на какое другое, создали!

Городище Керма картину развитого общества представляет:
Жилые кварталы из обожжённого кирпича возводились.
Зернохранилища были. Крепкая ограда центр города окружает.
Строения Куша как уникальные при раскопках определились!
***

Правители Куша теми же титулами, что и египтяне, обладали:
Сын бога Ра, «властелин Обеих Земель» - величались.
По повелению бога Амона соседние земли воевали,
Покровительством сильных богов наслаждались!

Власть в Мероэ от брата к брату или сестре переходила.
А от отца к сыну – когда братьев и сестёр не оставалось.
Торговлю Мероэ с Египтом и Римской империей производила,
Для покупки боевых слонов договорное соглашение заключалось!

Из-за угрозы вторжения – кушитская граница южнее оказалась.
Царская семья в VI – V веках до н. э. в Мероэ находилась.
Напата - главным религиозным центром оставалась,
Здесь основная коронация фараонов проводилась!
***
Кушиты своему Богу с головой льва поклонялись.
Бог меройцев – Апедемак – покровителем воинов считался.
Две религии у кушитов странным образом воедино сливались:
В сердцах меройцев жил Апедемак, и бог Амон в душе уживался!

Жрецы Мероэ могущественнее самого фараона были.
Они избирали царя. Срок жизни царя от жрецов зависел.
В III веке до н. э. новый культ бога Апедемака установили:
Бога – хранителя царя. Он силу и власть фараонов возвысил!

Под напором царя Эргамена влияние напатских жрецов затихает,
Властью которых неугодный им царь низвергался.
В этот период власть царя наследственность представляет.
Мероэ - в культурный и религиозный центр превращался!

Мусавварат-эс-Суфра памятником кушитской религии является.
Здесь о боге Апедемаке гимн начертанный славу гласит,
Африканская символика царя – льва отражается,
Что о силе и мощи правителя, носителя плодородия, говорит!
***
После завоевания Египта – кушиты владыками в нём стали.
Правитель Шабака добрую память о себе оставил.
По его приказу богословский трактат Мемфиса переписали.
После смерти – Шабака в названии улиц помнить себя заставил!

Греки о мероитском царе Эргамене воспоминания сохранили,
Который греческое воспитание и образование получил,
Уничтожил старый обычай, что в Мероэ веками чтили,
По которому старый правитель – умереть должен был!

Династия кушитов при фараоне Тахарке величия достигла.
Его коронационную стелу в нескольких местах установили.
Представителя XXV династии – Танутамона – злая участь настигла:
Натиск и мощь ассирийских войск династию Куша прекратили!
***

В начале IV века н. э. следы цивилизации Мероэ исчезают
После завоевательных походов соседей – есть мнение.
Археологические раскопки на территории Мероэ – продолжают.
Африканская цивилизация Мероэ – удивительное явление!

Несметные богатства сказочной цивилизации возродились,
Благодаря археологам, свою красоту воссоздали.
Пирамиды из песчаника 15 метровой высоты взору открылись.
В древние времена они греков, египтян, римлян восхищали!

Культура Куша в страны Древнего Востока свой вклад внесла,
Источником культуры современного Судана стала.
Через века воспоминания о традициях древности пронесла.
На развитие культуры ближайших стран повлияла!