Ливадийский дворец в ялте. Ливадийский дворец крым Ливадийский дворец как отапливался

Адрес: Россия, республика Крым, посёлок Ливадия, ул. Батурина, 44а
Начало строительства: 1902 год
Окончание строительства: 1916 год
Строитель: Краснов Н.П.
Координаты: 44°28"04.0"N 34°08"37.0"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История и описание

История шикарного архитектурного объекта под названием Ливадийский дворец начинается с 1834 года, когда город Ливадия на полуострове Крым стал собственностью богача-поляка Льва Потоцкого .

По его указке был выстроен дворец, ставший воплощением в реальность проекта архитектора по фамилии Эшлиман. Вокруг дворца был разбит парк, занимавший более 40 га.

Впоследствии поместье перешло в собственность супруги императора Александра II. По ее решению началось ведение работ по перестройке существующего дворца и возведению нового, Малого дворца, над проектом которого трудился архитектор Монигетти. Новое здание предназначалось для будущего правителя – Александра III.

Главный фасад дворца

Однако и внешний вид, и внутреннее оформление Малого дворца не отличалось оригинальностью – в некотором роде он был копией Бахчисарайского дворца, служившего в те годы образцом для возведения построек .

К началу XX столетия Большой Ливадийский дворец обветшал, а Малый оказался неспособным к удовлетворению всех запросов царской семьи – он действительно не отличался солидными размерами. Поэтому в 1904 году его владельцы решили снести Большой дворец полностью и на его месте выстроить новый. Теперь всеми архитектурными работами заведовал Краснов Н.П. Разработав проект дворца в итальянском стиле Ренессанс, он представил его целым ансамблем разнообразных сооружений. Помимо самого здания Большого дворца, частями этого ансамбля стали дворец – имение барона Фредерика, и свитский корпус.

Северный фасад дворца

Все они возводились одновременно, а в 1872 году ансамбль был дополнен итальянским двориком и дворцовой крепостью Воздвижения Честного Креста. Ворота, служащие входом во внутренний итальянский дворик, являются конструкцией итальянской сборки, и в 1750 году они были привезены из Вероны. Параллельно с работами по возведению нового Большого дворца велись и другие, связанные со строительством Зимнего театра, электростанции, завода по изготовлению льда, и полному обновлению хозяйственно-технической базы царского имения.

Результатом труда архитектора Краснова и руководимых им мастеров стало здание Белого дворца со 116-ю отдельными помещениями, 3 малых световых двора и большой внутренний двор. Все внутренние помещения дворца декорированы разнообразными элементами – это были деревянные панели, мраморные камины, лепные украшения и др. Но, несмотря на всю масштабность сооружения, оно имело всего 5 парадных комнат:

  • Кабинет императора;
  • Вестибюль;
  • Белый зал (столовая);
  • Диванная;
  • Английская бильярдная.

Итальянский дворик

Малое количество парадных комнат объясняется тем, что царская семья посещала Крым только с целью отдыха. Датой окончания строительных работ по возведению Ливадийского дворца считается 14 сентября 1911 года. В тот же день он был освящен .

Оформление итальянского дворика

На рубеже XIX – XX столетий в архитектуре появляется новое направление – теперь становится модным проектировать жилые строения в необычной последовательности, называемой зодчими «изнутри наружу». Это означает, что первым делом разрабатывался проект фасада здания, а затем – его внутренняя планировка. Такому нововведению подчинился и Краснов, работая над проектом Белого Ливадийского дворца. Принимая во внимание все правила стиля эпохи Возрождения, мастер обустраивает композиционный центр комплекса в виде патио – внутреннего итальянского дворика, и присоединяет к нему множество разных по габаритам помещений.

Сам итальянский дворик со всех сторон окружен арками, а радиальные дорожки, изготовленные из плит диорита и выложенные в виде мозаики, сходятся в его центре. Для отдыха на территории дворика предусмотрены мраморные скамьи причудливой формы.

Восточный фасад дворца

Но помимо патио Ливадийский дворец имеет еще одну интересную особенность – арабский внутренний дворик-колодец. Он является своеобразным осветителем помещений, не имеющих выхода на улицу.

Планировка 1-го этажа Ливадийского дворца

Первый этаж Ливадийского дворца представлен такими помещениями, как:

  • Парадная ожидательная;
  • Белый зал;
  • Парадный кабинет императора;
  • Бильярдная;
  • Кабинет-лаборатория Рузвельта.

При оформлении Парадной ожидательной мастера использовали цвет «темный орех» и в тон к нему подобрали темную драпировочную ткань. Выдержанная в стиле Ренессанса, эта комната украшена крупными орнаментальными деталями. Например, на деревянном потолке можно увидеть розетты, а на стенах – выступающие карнизы, предназначенные для установки картин и выставок поделок царских детей.

Неотъемлемой частью каждой комнаты Ливадийского дворца в Крыму являются камины . Но оформлены они все по-разному.

Южный фасад дворца

Так, в Парадной ожидательной камин отделан мрамором темно-зеленого цвета и обложен бронзой. И такое сочетание материалов не было вычурным – оно отлично гармонировало и с темной драпировкой, и с панелями стен. В целом, интерьер данной комнаты выдержан в теплых тонах, а настоящим ее украшением является ажурная люстра, изготовленная в Италии из муранского стекла и привезенная во дворец по заказу.

Интерьер Белого зала, или столовой, является уникальным в своем роде – ни одно из помещений Ливадийского дворца не имеет похожих деталей. Торжественный тон всему помещению задают четыре огромные колонны, украшенные мраморными капителями коринфского ордера, и камин, выполненный в итальянском стиле. Потолок Белого зала отделен от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных российских губерний. Для освещения столовой за поясом были размещены электролампы – на этом настоял Краснов. Если бы помещение освещали обычные люстры и настенные светильники, ему не удалось бы выделить рельефы потолка и стен комнаты. Однако самым настоящим украшением Белого зала в Ливадийском дворце стала скульптура Пенелопы, установленная в нише на восточной стороне помещения .

Парадный кабинет императора выполнен в строгом стиле жакоб. Двери комнаты, диван и зеркало в ней отделаны красным деревом с оттенком бронзы, а верх стен украшен золотистым шелком. На потолке присутствует рельефный орнамент, а завершает его люстра, изготовленная из таких дорогих материалов, как хрусталь и позолоченная бронза. Интересными деталями кабинета, предназначенного для императора, были кресло с пюпитром, обеспечивающее удобство во время чтения, и камин из белого мрамора, перевезенный из старого дворца. Чтобы подчеркнуть стилистическую особенность императорского кабинета от других комнат, архитектор решил установить камин так, чтобы его верхняя плита опиралась на 4-гранную колонну, венцом которой служило скульптурное изображение головы.

Что касалось бильярдной комнаты Ливадийского дворца, она была оформлена в английском стиле, - тогда так было модно. Стены игрового помещения мастера обшили резным деревом, конкретно – каштаном. Но над потолком они потрудились так, что он только кажется деревянным. На самом деле он изготовлен из прессованного картона и раскрашен масляными красками.

Бильярдная. В этой комнате состоялось подписание итоговых документов Крымской конференции

Интерьер помещений, расположенных на 2-м этаже Ливадийского дворца

Второй этаж Ливадийского дворца состоит из следующих комнат:

  • Верхний кабинет императора;
  • Рабочий кабинет императрицы;
  • Опочивальня Их Величеств;
  • Будуар императрицы;
  • Малая семейная столовая.

Обустройство кабинета императора, расположенного на верхнем этаже Ливадийского дворца в Крыму, полностью отражало и стиль эпохи Модернизма, и вкус самого императора. Интерьер данной комнаты выполнен в неброском серо-зеленом цвете с добавлением теплых оттенков в окружающие предметы: камин оформлен темной бронзой, а мебель обита серой тканью. Вся мебель в кабинете расставлена так, что его пространство разделилось на две зоны – для работы и для отдыха. Место для отдыха было обустроено перед светло-зеленым диоритовым камином. «Изюминкой» Верхнего кабинета императора является ковер ручной работы, подаренный дому Романовых персидским шахом .

Рабочий кабинет Императора

В интерьере Рабочего кабинета императрицы преобладают светлые породы дерева – они осветляют комнату и делают ее нарядной. Облицованный белой плиткой камин обрамлен рамкой из деревянной ясеневой этажерки, в верхней части которой вмонтировано зеркало. В кабинете императрицы стоит специальный письменный стол со встроенной доской для рисования, ведь его хозяйка очень любила рисовать.

Спальная комната, или Опочивальня Их Величеств, - не менее шикарная комната Ливадийского дворца. Выполненная в светлых тонах, она обставлена кленовой мебелью из выбеленного дерева. Стены опочивальни обтянуты нежной хлопковой тканью с набивным рисунком. Брачное ложе представлено 2-мя смежными кроватями под шелковым балдахином. Зеленый камин, обрамленный этажеркой и кленовыми шкафчиками, одновременно служит и цветовым акцентом этой комнаты, и ее украшением. Царская Опочивальня в свое время имела маленький секрет – это была так называемая тревожная кнопка, нажатием которой вызывалась охрана .

Парадная ожидательная. Во проведения Крымской конференции в зале был размещен кабинет американского президента

Будуар императрицы был предназначен для семейных посиделок и использовался как гостиная. Со светлой отделкой этой комнаты прекрасно гармонирует рояль белого цвета. А появился он здесь не случайно, ведь хозяйка дома была талантливой пианисткой. Шикарные картины, оригинальные вазы, изысканные детали декора – всё выдавало хороший вкус императрицы.

Небольшие поселки в окрестностях Ялты всегда привлекали путешественников и туристов. Один из них – Ливадия с населением чуть более полутора тысяч человек. Основная достопримечательность этого курортного городка на южном побережье Крыма – Ливадийский дворец, ставший не только архитектурной и культурной ценностью полуострова, но и известным историческим музеем с многочисленными экспонатами и регулярно проводимыми выставками. Сегодня этот парковый ансамбль считается одним из самых посещаемых в Европе.

Немного истории

Строительство первого здания для династии Романовых началось в 1861 году, когда император приобрел эти земли в частное пользование.

Архитектуру паркового ансамбля доверили Ипполиту Монигетти, и по его проекту строительство предполагало воздвижение нескольких объектов:

  • Большой и малый дворец;
  • Свитский дом;
  • Церковь;
  • Подсобные помещения, кухня.

К сожалению, из всего архитектурного ансамбля выстоял только Большой Ливадийский дворец в Крыму. Апартаменты наследника (Малый дворец) через два десятилетия после строительства начали разрушаться под действием грунтовых вод, а сам Большой дворец несколько раз перестраивался. В 1904 году русский архитектор Краснов отреставрировал здание, добавив в него все, что хотел видеть император Николай II, принявший решение обосноваться здесь надолго.

Официальное открытие паркового комплекса состоялось в 1911 году. Здание совместило более 110 залов и комнат, и четыре небольших прогулочных дворика. В таком виде архитектурный ансамбль пробыл всего 7 лет, и уже в 1918 году был практически полностью уничтожен немцами и белогвардейцами.

В 1925 году Ливадийский дворец, как и все остальные архитектурные и культурные памятники Крыма, был частично восстановлен и отдан под санаторий для колхозников и рабочих.

Еще одним ярчайшим историческим событием, сделавшим музей знаменитым, стало проведение в нем Ялтинской конференции 1945 года. После этого исторического события здание в начале отходит НКВД, а затем превращается в дачу для отдыха Государственных деятелей. В начале 50-х годов прошлого столетия правительством вновь принимается решение об открытии во дворце санатория. И, наконец, в 1974 году дворец полностью переходит к историко-культурному фонду СССР.

После открытия музея в нем работают лишь две экспозиции:

  • Выставочный зал;
  • Историческая, посвященная событиям 1945 года.

Известные фильмы советского кинематографа, снятые в стенах Ливадийского паркового комплекса: «Овод», «Анна Каренина», «Собака на сене», «Отелло», «1 шанс из 1000».

Парковый ансамбль и экспозиции сегодня

Современный парковый ансамбль поселка Ливадия состоит из следующих архитектурно-культурных ценностей:

  • Парковая зона, общей площадью до 40 Га, с великолепным видом на море;
  • Большой Белый дворец;
  • Министерский дворец (барона Фредерика);
  • Пажский корпус;
  • Церковь Крестовоздвиженская.

В залах дворца регулярно проходят художественные выставки, а недалеко от здания разместился Крымский культурный центр любителей органной музыки.

Полноценно музей начал свою работу только в 1993 году. При этом на площадях Большого дворца было открыто сразу шесть экспозиций, четыре из которых посвящены жизни династии императора, одна – архитектору Краснову и еще одна – Ялтинской конференции.

От крыльца Большого Ливадийского дворца по парку к морю спускается Солнечная тропа. Пройдя по ней, вы попадете на набережную, где открывается великолепный вид на Ласточкино гнездо.

Экскурсии и проезд

Посещение парка и музея в Ливадии входит в основной туристический маршрут под названием «Окрестности Ялты». Это автобусный тур из Ялты, рассказывающий практически обо всех исторических и культурных достопримечательностях, находящихся в пригороде.

Если же вы решили добраться до поселка самостоятельно, то сделать это можно несколькими путями:

  • Вдоль моря через приморский парк имени Ю.Гагарина;
  • От Белой Парадной колонны Приморского парка по маршруту мимо санаториев «Россия», «Орлиное гнездо», «Заря»;
  • Через винсовхоз «Ливадия», пересекая виноградники по прямой дороге.

Такие пешие прогулки доставляют туристам невероятное эстетическое удовольствие, ведь в окрестностях Ялты любителям природы есть на что полюбоваться.

Обратите внимание, что музей работает ежедневно. График работы – с 10.00 до 20.00. Поскольку экскурсионная программа по дворцам и паркам обширна, билеты в кассах продаются только до 17.00!

Проехать на северо-восточный склон Могаби можно с центрального автовокзала города Ялта на маршрутных такси №№11, 27, 32 или на автобусе №5.

Изумительная и интересная крымская земля! В Крыму в каждом селении свой климат, и каждый час меняется погода. Потому что, несмотря на небольшие размеры полуострова, здесь есть горы и степи, пляжи и утесы. Историческими достопримечательностями Крым славится давно: скальные храмы и монастыри, таврские могильники, античные и пещерные города, скифские курганы. Одним из замечательных остановок для отдыха на вашем пути могут стать отели Ливадии .

В долине двух горных речек, на южном берегу Крымского полуострова, простирается популярная курортная Ялта. Город на суше окружен полукольцом достигающих 1437 метров гор. Уникальный климат региона Большой Ялты многие века привлекал сюда людей. И с тех пор сохранились многочисленные памятники и достопримечательности Ялты.

Ливадийский дворец - летняя резиденция российского императора Николая II, последнего в истории России, в пгт Ливадия. Для многих немыслим без посещения этой знаковой достопримечательности полуострова. Прекрасный памятник архитектурного искусства начинает свою историю в 1834 году, когда покупает поляк Лев Потоцкий Ливадию. И возводят по проекту К. И. Эшлимана дворец, а вокруг садовник Делингер разбивает парк на 40 десятинах земли.

Императрица Мария Александровна, жена Александра II, в 1860 году приобретает поместье. Тут же перестраивают дворец и виноградники. Так же для наследника и будущего императора Александра III возводят по проекту И. Л. Монигетти Малого дворца, который во всем походит на бахчисарайский.

В 1891 году царь Николай II все это получил в качестве летней «дачи». Два старых дворца уже не соответствовали запросам царской семьи, и в 1904 году решено снести и построить новый дворец. Н. П. Краснов разработал проект дворца, и в 1910 года началось его возведение. Строится здание стремительно и с размахом: 2500 рабочих трудились 17 месяцев круглыми сутками, а стены - из белого инкерманского камня. Внутренняя отделка изготовлялась в Москве и многих других художественных центрах страны по эскизам Краснова. И к 1911 году уже гордо возвышался новый Большой дворец, одновременно с которым были построены и форентийский дворик, и свитский корпус, и дворцовая церковь, и дворец министра двора. Удачно вписан весь дворцовый комплекс в окружающий ландшафт: стороны наиболее открыты солнцу.

  • 1925 - становится советским санаторием;
  • 1931 - климатический лечебный комбинат;
  • 1945 - прошла Крымская конференция глав трех правительств коалиции;
  • 1953 - вновь профсоюзный санаторий;
  • 1974 - становится музеем с мемориальным и художественным отделами.

Вблизи Ливадии в поселке Ореанда можно увидеть и церковную архитектуру представленную

Белокаменный дворец, многим известный как Ливадийский, по праву считается жемчужиной Южного берега Крыма. Это не только прекрасное произведение архитектурного искусства, но и исторически значимое место. Ливадийский дворец - последняя резиденция царской семьи Романовых, в его стенах проводилась легендарная Ялтинская конференция союзников, определившая контуры послевоенного мира. Здесь бывает множество известных персон, снимаются исторические кинофильмы, проводятся культурные мероприятия.

Прекрасная лужайка

Рассказывая об истории Ливадийского дворца, экскурсоводы начинают с 1861 года, с того момента, когда императору Александру II понравился участок земли на Южном берегу Крыма. Именно тут впоследствии вырастет уникальный архитектурный ансамбль. Однако существует интересная предыстория.

В античные времена живописный склон горы Магоби на берегу Черного моря стал вторым домом для греков-переселенцев с Эгейских островов. Когда-то здесь зеленели просторные поляны. Ливадион в переводе с греческого означает «лужайка». Отсюда и название всей местности. Прекрасная Ливадия хранит свидетельства разных эпох: меди, Средневековья, византийского влияния. Здесь сохранились остатки античного поселения и византийского монастыря Святого Иоанна.

После присоединения Крыма к России в 1783 году территории Ливадии были подарены Екатериной II отважному греку Ламбросу Кацонису, сражавшемуся во флотилии Алексея Орлова против турецких судов. За заслуги перед Россией Кацонис был представлен в чин капитана и пожалован в российское дворянство. Очень символично, что именно грек стал первым частным владельцем ливадийских земель. После участия в двух русско-турецких кампаниях вояка решает начать мирную жизнь. Он закладывает в Ливадии виноградники и начинает производить виноградную водку. Интересно, подозревал ли Кацонис, что спустя 100 лет ливадийские вина будут цениться наравне с европейскими, ими будут гордиться русские аристократы, а столы российских царей не обойдутся более без крымских горячительный напитков!

После загадочной и трагической смерти Кацониса Ливадия отошла к его преемнику по греческому батальону - командиру Феодосию Ревелиотису. Новый владелец, как показало время, был не только опытный военный, но и предприимчивый землевладелец. В течение 30 лет Ревелеотис скупал у подчиненных земли, тем самым расширяя виноградники, заложенные своим предшественником. В 30-е годы XIX столетия началось строительство дороги, связавшей Ялту с Симферополем и Севастополем. Благодаря этому популярность Крыма как курорта стала расти, а стоимость земли в Ливадии подскочила в разы. В 1834 году Ревелиотис продает тогда еще скромный дом с виноградниками польскому дипломату, состоявшему на службе у российской короны - графу Льву Потоцкому.

Новый землевладелец - настоящий аристократ был безудержно влюблен в античное искусство. Путешествие в Неаполь вдохновило Потоцкого на благоустройства новоприобретенных земель. Он коллекционирует все эллинское и мечтает сделать из Ливадии маленький античный музей. Обладая тонким чувством вкуса, он вместе с архитектором из Ялты Карлом Эшлиманом принимается за разработку концепции имения. За 20 лет имение из небольшого «дачного домика с цветником» превращается в крупный архитектурно-ландшафтный комплекс из 35-ти зданий с грандиозным парком. Для преображения 40 гектаров земли вокруг барского дома был приглашен известный садовник Деллингер. Он создает экзотический сад, сочетающий крымские и завезенные из стран Азии и Америки растения. Особенностью ландшафтного дизайна стали замысловатые тропинки, проложенные с таким расчетом, чтобы при каждом повороте открывался новый вид.

Множество зданий представляли собой просторные особняки с балконами, украшенными резьбой по дереву. Сюда входили барский дом с зимним садом, гостиница, больница, казармы, дома для виноделов, садовников, винокурня и многое другое. К сожалению, ни одна из построек времен Потоцкого не сохранилась. Однако парк имеет свой первоначальный вид и поныне считается памятником садово-паркового искусства.

Царская резиденция

После смерти Потоцкого в 1860 году родные графа начинают поиски покупателей, желая поскорее избавиться от имения и связанных с ним хозяйственных хлопот. И желающие приобрести экзотический уголок быстро находятся. Имение привлекает внимание Российского императора Александра II. У супруги царя - императрицы Марии Александровны чахотка, а Крымское побережье, как известно, лучшее место для оздоровления. В 1861 году Удельное ведомство выкупает Ливадию для монаршей семьи. Так начинается новая веха в истории Ливадии - царский период.

Барский дом Потоцких тесен для новых владельцев. Требуются дополнительные помещения для обслуживающего персонала. Императрица решает расширить дом, но сделать все «как можно проще». На перестройку уходит четыре года и 260 тысяч рублей. Для осуществления реконструкции был приглашен архитектор Ипполит Монигетти. Он пристраивает к дому парадное крыльцо и витые лестницы. Отныне строение называют Большим дворцом, хотя, по сути, оно по-прежнему остается большим сельским домом. Появляется еще один дворец - Малый. Он предназначен для великих князей и выполнен в традиционном стиле для Южного берега Крыма. Ни первое, ни второе здание не сохранились до наших дней: В начале XX века Большой дворец полностью перестаивается, а Малый был взорван немцами перед тем, как войска Гитлера покинули Ялту. Из того периода сохранились лишь турецкая беседка и дворцовая церковь, которую перестроили из католической часовни Потоцких. Небольшой изящный храм, украшенный цветными витражами и резьбой по дереву, построен в византийском стиле.

Через 20 лет после постройки стены Малого дворца от фундамента до карниза покрылись трещинами. Эксперты рекомендовали снести здание, однако царской семье был дорог каждый его уголок. Ливадия к этому времени стала их любимым местом для отдыха. Александр III, который на тот момент правил страной, принял решение разобрать аварийные строения и собрать их на новом месте в прежнем виде.

Вскоре Большой дворец также потребовал реконструкции. В 1904 году специалисты рекомендовали провести в нем капитальный ремонт. Николай II с супругой, к которым перешел Ливадийский дворец, решают его снести и построить новый, ныне известный как Белый дворец. Возведение поручили русскому архитектору Николаю Петровичу Краснову. Строительством электростанции, гаража, жилых домов для сотрудников занимается архитектор Г.П. Гущин. На этот раз на строительство не жалеют средств. Ливадия становится визитной карточкой юга России. Здесь принимают наиболее важных гостей: дипломатов, германского императора, членов британского королевского двора, греческих и румынских королей... Грандиозное строительство началось в 1910 году. Две с половиной тысячи рабочих трудились и днем, и ночью, возведя за удивительно короткий срок (17 месяцев) дворец в духе итальянского ренессанса. Здание полностью преображается, теперь его украшают арочные окна, изящные аркады, обрамленные тонкой резьбой, мраморные колонны. Стены, сложенные из белого инкерманского камня, покрывают особым химическим составом для предотвращения выветривания и загрязнения. Наконец, уютное гнездышко для императорской семьи готово. Однако судьба немилосердна. Романовы отдыхают в Ливадийском дворце всего четыре раза. 12 июня 1914 года они в последний раз покидают летнюю резиденцию, не подозревая, что навсегда прощаются с ней. «А мы так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии», - записал Николай II 28 июля 1917 года в дневнике после того, как Временное правительство отказало ему в просьбе поселиться после отречения от престола в любимом месте.

От крестьянской здравницы до музея

Наступившие в России затяжные смутные времена - наиболее печальный период в жизни Белого дворца. 30 апреля 1918 года Ливадию заняли немецкие оккупанты. Начинается разграбление дворцов. Большое количество мебели вывозится в Симферополь, ею украшают резиденцию командующего войсками генерала фон Коша, офицерское помещение дивизии ландвера и здание, где разместилось новое «краевое правительство». Осенью этого же года на смену немцам приходят англо-французские войска. Бывшее райское местечко - в запустении.

В ноябре 1920 с установлением советской власти в Крыму году Ливадия была национализирована и превращена в первый крестьянский санаторий. «Кто был ничем, тот станет всем» - теперь крестьяне поправляют здоровье в бывших царских покоях. В конце 1924 года Ливадия с лесом и парком была передана курортному фонду. Летом 1925 года состоялось открытие первого в мире крестьянского санатория на 300 мест. Простые люди, наконец, начинают чувствовать себя людьми. Перед отдыхающими выступают пролетарские поэты и писатели. В 1927 году санаторий «Ливадия» посетил Владимир Маяковский. Он вдохновенно читал свои поэмы и позднее в стихотворении «Чудеса» ярко описал свою встречу с крестьянами в бывшем царском Доме.

В 1928 году Ливадию посетил Максим Горький. «За границей сочиняют по старой привычке новых царей для России, а прежней России в помине нет, а в бывших царских дворцах сидят бывшие мужики посконные, поглядывают в окошко. Хорошо! Очень хорошо!»,- делился впечатлениями он.

В 1931 году крестьянский санаторий был преобразован в климатический лечебный комбинат. В 30-е годы на его территории были построены новые здравницы: Наркомзема СССР, Союзкурорта - «Ударник», ВЦСПС-2, в которых отдыхало более 1600 человек.

Однако «Хорошо», о котором писал Максим Горький, длилось совсем недолго. В ноябре 1941 года Ливадию оккупировали гитлеровские захватчики. Во время Великой Отечественной войны ливадийской здравнице был нанесен огромный ущерб. В этот трагический период «остатки роскоши» Большого дворца были окончательно разграблены, малый дворец и корпуса здравницы полностью уничтожены, медицинское и хозяйственное оборудование вывезено, а свитский корпус сожжен.

В апреле 1944 года Ливадию освободили войска Отдельной Приморской Армии. Чудом уцелевший Белый дворец становится международной дипломатической ареной. За три месяца до окончания войны, с 4 по 11 февраля 1945 года здесь состоялась Ялтинская конференция, на которой встретились лидеры трех государств-победителей - СССР, Англии и США. Именно здесь сильные мира сего решают вопрос послевоенного устройства мира. Выбор места встречи был предложен американской делегацией в связи с ухудшением здоровья президента Рузвельта. Не прошло и девяти месяцев со времени освобождения Крыма. В условиях разрухи перед организаторами стояла непростая задача: в короткий срок подготовить резиденции к приему высокопоставленных гостей. На Южный берег Крыма пригоняют 1500 вагонов оборудования, строительных материалов и мебели. Рузвельта размещают в Ливадийском дворце, Черчилля - в Алупке, Сталин останавливается в Юсуповском дворце в Кореизе. Переговоры ведут в самом большом и красивом помещении Ливадийского дворца - Белом зале. Именно здесь «большая тройка» перекраивает послевоенный мир и решает создать Организацию Объединенных Наций.

После Ялтинской конференции Ливадийский дворец восемь лет использовался как государственная дача. Сталин останавливался здесь дважды. Существует свидетельство, что незадолго до смерти Иосиф Виссарионович поинтересовался судьбой Ливадии и был огорчен, услышав о том, что партийные работники используют резиденцию в личных интересах. Сталин распоряжается вернуть дворец народу. В 1953 году в Ливадии был вновь открыт санаторий.

В 1974 году по решению ВЦСПС и Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов в Белом дворце были открыты историко-мемориальный и выставочный отделы. Посетители получили возможность ознакомиться с экспозицией «Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года», размещенной в парадных залах.

В 1993 году Ливадийский дворец получает статус музея. 16 июля 1994 года в бывших комнатах царской семьи на втором этаже дворца была размещена экспозиция «Романовы в Ливадии», повествующая о жизни и отдыхе в Ливадийском имении трех поколений российских императоров.

Сегодня легендарный Белый дворец - традиционное место встреч политиков, выставок художников, это своеобразная арена для проведения массовых мероприятий и музыкальных конкурсов. Живописная местность и классическая архитектура - прекрасные декорации для съемок кинолент. Не случайно живописное ливадийское имение стало популярной сценой для создания многих фильмов. Здесь создавались «Всадник без головы», «Собака на сене», «Анна Каренина», «Овод», «Отелло», «Двенадцатая ночь», «Десять негритят»…