Кто завоевал испанию в 711. История испании - арабское господство. Правление арабов в Испании

В 632 году после смерти пророка Мухаммеда большая часть Северной Африки приняла ислам и находилась под властью арабских племен. Арабы называли “островом вандалов” или Аль-Андалус .

В 711 году через пролив, который разделяет Африку и Испанию, переправился отряд арабских воинов, который в решительной битве разгромил последнего короля вестготов Родериха . Арабы поселились в засушливой местности, которая напоминала им их родину, и смешались с местным населением. К 9 веку смесь арабского языка и местных диалектов заменила латынь в Испании.

Однако арабам не удалось полностью захватить Испанию. В 718 году король Пелайо сумел разгромить арабов в Астурии (провинция Испании) и таким образом остановить их наступление. Эта победам дала возможность остаткам готов образовать новые королевства в горах на северо-западе страны, которые позже использовались как плацдармы для контрнаступления христиан на мусульманскую Испанию.

А возглавлял арабов известный мусульманский правитель Абд ар-Рахман, который принадлежал династии Омейядов, потомков Мухаммеда. После того как его династия лишилась власти в Аравии, он основал в Испании со столицей в городе эмират Аль-Андалус, территория которого простиралась до самых Пиренеев.

Правление арабов в Испании

Это был золотой период арабского владычества в Испании. Центром страны и ее столицей была Кордова , а следующими по значению и влиянию городами были и Малага. Аль-Андалус был одним из самых передовых государства в Европе. Арабы придумали сложную систему орошения засушливых земель в Испании, что дало мощный импульс развитию сельского хозяйства. Процветали также производство, культура и наука. Кордова стала тем центром, куда съезжались философы и писатели со всего мира.

На месте римских городов арабские правители возводили новые. Они строили мечети , дворцы, крепости и общественные здания. Разбивали роскошные сады с прекрасными фонтанами.

Однако не следует считать, что аль-Андалус был мирной державой. Арабы совершали постоянные набеги на северные христианские королевства с требованием платить им дань. Во время правления деспотичного правителя аль-Хакима Первого волна насилия прокатилась по всему аль-Андалусу. Эти потрясения были прекращены лишь с приходом к власти пресвященного правителя Абд ар-Рахмана Третьего. Этот правитель окончательно порвал все связи с Аравией, в 929 году провозгласил себя халифом, а после занял стратегически важные города в Северной Африке. Также он прославился тем, что построил великолепный дворцовый комплекс возле Кордовы.

После этого сильного правителя к власти пришел Хишаме Второй , который не был готов к этой роли и оказался слабым правителем Испании. При нем страной правил его визирь аль-Мансура, который был выходцем из Йемена. Хишаме так боялся своего визиря, что в страхе даже отдал в наложницы свою мать. Но аль-Мансура оказался достаточно сильным правителем. Во время его правления под контроль арабов попал и северо-восток Испании, включая и Барселону.

Распад Аль-Андалус

Однако ослабление королевской власти аль-Андалуса не прошло без последствий. После смерти аль-Мансура в начале 11 века халифат распался на ряд мелких эмиратов. Это окончательно сделало невозможным полное завоевание арабами Испании. Последующие 300 лет аль-Андалус знал как периоды взлетов, так и падений. Последняя атака на христиан была связана с альморавидами, которые также появились в Испании прейдя из Северной Африки.

Альморавиды были фанатиками, которые сумели организовать свое государство на территории современного Марокко. Их призвали в Испанию, чтобы остановить продвижение кастильского короля Альфонса Шестого , сумевшему захватить Толедо. Однако, оказав помощь и остановив наступление христиан, альморавиды решили остаться в Испании и основать в стране новую правящую династию.

Тем не менее, арабское влияние в Испании было уже на спаде. В последующие столетия инициатива полностью перешла в руки христианских королевств севера страны.

Испания на карте

Вконтакте

Арабское завоевание Испании произошло за довольно короткий период 711-714 гг., что было не удивительно, учитывая что за такой или даже меньший период времени арабы объединили Аравию в единое мусульманское государство (628-634), покорили Сирию (634-638), завоевали Египет (638-643) и т. д.

Вестготское королевство пало.

Магрибская династия Омейяды взяла власть в Иберии в свои руки, поддерживая доминантную роль ислама руками берберских наёмников.

Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

Битва при Ковадонге (722), в которой христиане одержали первую победу, положила начало так называемой Реконкисте.

Тем не менее, вплоть до 732 г. арабы совершали набеги по всему югу Франции до реки Луара, пока не были разгромлены у Пуатье.

Тем не менее, на завоёванных в Иберии землях образовалось исламское государство, пережившее целый ряд трансформаций и просуществовавшее до 1492 г.

Предпосылки

У арабских правителей Магриба не было хорошо продуманного плана завоевания вестготской Испании.

В действительности, большую часть населения Магриба, откуда прибыли завоеватели, тогда составляли берберы, которые только недавно начали принимать ислам.

Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти.

Есть сведения о том что 27 апреля 711 г. с 9 тыс. своих войнов высадился в Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег, воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы).

На грабительскую версию указывает то что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители прибрежных регионов в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады.

Тарик захватил Альхесирас, и, дождавшись подкрепления из Африки, двинулся далее к северу, где 19 июля 711 г. состоялась битва при Гвадалете, в которой был повержен король Родерих.

Вестготские воины, и без того малочисленные, были разгромлены. Только небольшая их часть укрылась в крепости Эсиха недалеко от Севильи, но и она была вскоре вынуждена сдаться.

В 713 г. некоторое сопротивление оказали крепости Мерида и Сегоюэла.

Тарик совершил вторжение самовольно, но, согласно одной из версий, узнав о начальном успехе берберов в Испании, им на помощь поспешил Муса-ибн-Насир, арабский наместник из Ифрикии, главной целью которого было закрепить захваченные земли за арабским миром.

Основные эскпедиции

Основной массив пиренейских земель был покорён арабами в течение всего трёх лет, с 711 по 714 гг.

За этот период мусульмане организовали три основные военные экспедиции:

  • 711-712: Тарик ибн Зияд
  • 712-713: Муса
  • 714: Абд-аль-Азиз

К 719 г. арабы дошли до Тулуза, а к 720 г. - к дельте реки Рона.

Вестготское сопротивление

В 714 г., после того как Абд-аль-Азиз совершил свой поход на Мурсию, вестготский полководец Теодемир сумел договориться о создании здесь автономного княжества.

Омейяды пошли на уступки, желая, по-видимому, добиться расположения местных христиан.

Теодемирское королевство просуществовало до 740-х гг.

Балеарские острова

Балеарские острова, номинально принадлежавшие Византийской империи как остаток давно утраченной Византийской Испании Юстиниана, поначалу оставались в стороне от арабских нашествий.

В 798 г. власть над ними получили франки.

Лишь в 902 году флот Кордовского эмирата покорил острова Ибица, Форментера и Мальорка.

В 903 г. пала Минорка. Несмотря на более позднее завоевание, исламизация островитян носила очень глубокий характер.

Фотогалерея


Дата начала: 711 г.

Дата окончания: 714 г.

Полезная информация

Арабское завоевание

Последствия

На полуостров начали прибывать мусульманские поселенцы.

При этом немногочисленные арабы из Сирии и Аравии облюбовали крупные города юга и юго-востока страны, а берберы в основном заселяли менее благоприятные внутренние районы страны.

Христианское население сохранилось, однако на него были наложены многочисленные запреты, подчёкивающие его второсортный статус дхимми.

В христианской среде постепенно усилились начались процессы консолидации различных этнорелигиозных групп (вестготов и иберо-римлян) перед лицом общего врага.

Ряд христиан (муваллады), приняли ислам с целью избежать Джизья.

Захваченные мусульманами территории (Аль-Андалус) вошли в состав халифата Омейядов.

Однако уже в 756 г., с усилением протофеодализма, здесь образовался независимый Кордовский эмират (756—929).

На северо-востоке, в долине реки Эбро, к концу VIII в. сложился буферный эмират мувалладской династии Бану Каси.

Началось в 711 году в самый рассвет арабского государства недавно принявшего ислам. История Испании широко раскрывает события того времени.

Начиная в начала 6 века магометанцы (арабы) стремительно наращивали свою военную мощь. Это сказалось на стремительном покорение в 636 году богатейшей на то время Сирии. Буквально прошло два года как был завоёван Иерусалим и покорен Иран. Египет так же подвергся аннексии со стороны халифата. Настало время для покорения северной Африки, что и было завершено к 689 года с падением Карфагена. Не был захвачен на то время только Сеута расположенный возле побережья Гибралтара. Да и то только и за лояльности местного правителя. Муса ибн Нусаир (далее просто Муса) смог подчинить местных жителей Берберов уговорами и обещаниями о не сметных богатства. При условии принятия ислама и вступление в его войско для участия в арабских походах.

Легенда того времени говорит нам, что король правивший Испанией в то время сеньор Родриго был смертельным врагом правителя Сеуты Юлиана, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам.
Муса дал возможность берберам грабить и насиловать женщин, тем самым решил все вопросы с Юлианом. Это стало подарком судьбы для Мусы. 9000 безжалостных воинов берберов стали основой его войска для похода на Испанию, который вначале планировался как всего лишь грабительский рейд.

В тоже время на пиренейском полуострове даже не предполагали о завоевание Испании арабами и нападение с той стороны.

Современную Испанию еще в 500 года (5 век) покорили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью.

Воинами они были хорошими, а вот политиками? за два века вестготы так и не смогли найти общий язык с местным населением, даже сумели добиться раздражения и ненависти у аборигенов.

Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Браки с местными женщинами вестготы не одобряли. Романо-иберийцы, старая римская знать, жители страны баски и астурианцы, всегда помнили и не забывали, что вестготы здесь всего лишь захватчики, которые только пользуются достижениями романской цивилизации, не внося в не чего.

Поэтому как только пришли арабы, местное население не спешило на помощь вестготам. Решив пускай они сами разбираются с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Поддержкой окружения он не пользовался.

В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом (далее Торик) легко захватили побережье Испании и принялись грабить местное население. За очень короткое время казна арабов пополнилась большим количеством сокровищ. Видя это Муса дал ещё больше пяти тысяч воинов. Этой силе просто грабеж был не интересен, они жаждали власти на столь щедрой земле.

В это же время король Родриго в провинции Толедо, (на то время Мадрид не был ) собрал под свои знамёна до 33 000 человек.

Казалось с такой мощью у арабов нет не какого шанса на завоевание Испании арабами.

Битва началась по одним сведенья 19 по другим 23 июля 711 года в районе реки Гвадалете. К сожалению очень мало до наших дней дошло сведений о самом сражение. Известно точно, что братья Родриго покинули своего политического конкурента, рассчитывая что арабы, которые все равно скоро уйдут, решить проблему престола Испанского.

Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго.

Ахмед арабский историк описывает то событие так: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми.

Воины, с войска Родерика были мало обучены и не имели такого боевого опыта как арабы. Увидя и проанализировав, Тарик пошел на прорыв через ряды врагов, пока не достиг короля, при этом ранив его мечом в голову, но не убил его. Война Родерика увидели, что король пал, а его личная охрана растеряны, отступление стало всеобщим безумием и победа досталась мусульманами. Лишенное военачальника войско не смогло дать настоящего сопротивления и было разбито.

Правдиво описана эта битва или нет, нам уже не станет известно. Верно в этой истории одно, то, что христиане вестготы потерпели полное поражение.

Королевство вестготов пало. Сопротивление немногочисленных вестготов было сломлено, преобладающие иберо-римляне не смогли оказать серьёзного сопротивления завоевателям, а значительное еврейское меньшинство даже приветствовало его, надеясь таким образом получить равные с христианами права.

У арабских правителей не было плана завоевания вестготской Испании.

В действительности, большую часть населения Магриба, откуда прибыли завоеватели, тогда составляли берберы, которые только недавно начали принимать ислам. Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти.

Историки утверждают, что в апреля 711 года Тарик с 9 000 своих воинов высадился в районе Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег, воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы). На грабительскую версию указывает то, что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно, с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады.

На следующий год в Испанию прибыло еще 18 000 арабов, и началось завоевание Испании арабами.

Местное население не вело масштабную борьбу против завоевание Испании арабами. Города сдавались сразу же, арабом даже не нужно было их осаждать. Буквально 5 лет понадобилось магометанам, что бы установили контроль над основной частью Испании, лишь страна басков и астурианцы оказали захватчикам серьезное сопротивление. Мудрая политика арабов позволила им быстро, легко и практический бескровно укрепиться там, где вестготы не смогли за 200 лет правления. Хорошее отношение с местными жителями и налоговые скидки, очень быстро привели жителей испанского полуострова на арабскую сторону.

Стремительно движущихся в северном направление арабов смогли остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., где поражение им нанесло войско Карл Мартелл, родной дед будущего короля Карла Великого.

Вероятнее всего одержи победу вестгонцами в 711 г. Вполне возможно, что арабы отказались бы от грабежа Испании и дальнейшем ее завоевания. И христиане сохранили бы свое влияние и присутствие в Средиземном море в значительно большем объеме. Чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве в эту эпоху мы знаем крайне мало.

Исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу.

Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е годы.

Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами еще много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным еще почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба с по-настоящему открыло миру Америку.
Кроме того, завоевание Испании арабами завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен. В своем фундаментальном труде, «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана. Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион все большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия. Ослабла королевская власть. Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы. С политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.


Завоевание арабами Испании в начале VIII в. привело к созданию на Пиренейском полуострове могущественного Кордовского эмирата (с X в. - халифата). Арабы и североафриканские племена - берберы, получившие впоследствии общее название - мавры, овладели почти всей Испанией, за исключением горных районов на севере полуострова. В руки мусульман попали области, наиболее богатые естественными ресурсами и экономически развитые еще с римских времен.

Завоевание арабами готской Испании совершилось на том этапе ее развития, когда там шел усиленный процесс феодализации. Этот процесс ускорялся сильной романизированностью Испании: рабы и колоны составляли здесь основную массу непосредственных производителей. Родовая знать варваров к VII в. либо стала на место класса рабовладельцев, либо слилась с ним. Вестготские свободные общины быстро подчинились знати, которая вскоре после завоевания Южной Галлии и Испании превратилась в крупных землевладельцев. Феодально зависимое крестьянство формировалось главным образом за счет сервов и либертинов (испано-римских и германских), а также колонов. Арабы захватили земли вестготской и испано-римской знати, церкви и королевского фиска. Многие вестготские феодалы бежали на север, в горные районы Астурии и Пиренеев. Крестьянство же в большинстве случаев осталось на прежних местах и даже испытало вначале некоторое облегчение. Но крестьяне остались в личной и поземельной зависимости и платили феодальную ренту. Кроме того, они платили налоги завоевателям. Гнет феодальных повинностей и государственных налогов с течением времени становился все тяжелее. Его тяжесть впоследствии усугублялась вспышками религиозного фанатизма мусульман по отношению к покоренному христианскому населению.

Арабы Испании, сохранившие связи с более высокоразвитыми странами Востока, обогатили ее сельское хозяйство. Они ввели ряд новых культур: рис, сахарный тростник, финиковые пальмы, гранатовое дерево, шелковицу. При арабах расширяется система оросительных каналов, что во многом способствовало подъему земледелия, процветают виноградарство и виноделие. Развивалось и скотоводство (по преимуществу перегонное овцеводство). В экономике существенную роль играл горнорудный промысел и различные ремесла (производство шелка, выделка сукон, производство оружия, стекла, керамики, изделий из кожи, предметов роскоши, а также тряпичной бумаги).

Большой подъем в Арабской Испании переживали города. Уже в X в. их насчитывалось до 400. Столица Арабского государства - Кордова - стала в X в. одним из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров Европы. Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом; сухопутная торговля велась с Южной Францией и Ломбардией. Испанские товары достигали Индии и Средней Азии. Главными предметами вывоза были продукты сельского хозяйства, горнодобывающих промыслов и ремесленные изделия. Большое значение имела работорговля. Развивалась и внутренняя торговля.

Экономические успехи арабской Испании сопровождались ее культурным подъемом. В Кордове находились огромная библиотека и университет. Библиотеками славились многие другие города страны. Высшие школы в арабской Испании были одними из первых в Европе. Значительный подъем переживают науки: медицина, математика, география. Арабская Испания - родина виднейших прогрессивных философов своего времени: Ибн-Рошда (Аверроэса) и Маймонида. Расцвет искусства и литературы, особенно поэзии, в Испании приходится на то время, когда уровень культуры в остальной Западной Европе был еще очень низким; некоторые европейцы приезжали учиться в университетах Кордовы, Севильи, Малаги, Гранады.

Арабская культура в Испании оказала влияние не только на Европу; она занимает важное место в истории мировой культуры. Через Кбрдовский халифат европейские страны познакомились (в переводах) с трудами арабских ученых по математике, астрономии, географии, физике, алхимии, медицине, анатомии, зоологии, философии. Запад узнал (преимущественно в латинских переводах с арабского) многие произведения древнегреческих мыслителей и ученых. Высоко­го уровня в Испании достигло строительное дело. До нашего времени сохранились великолепные памятники арабско-испанской архитектуры: знаменитая мечеть в Кордове, построенная в VIII-X в., а в XIII в. превращенная в христианский храм, дворец властителей Гранады Альгамбра (XIII-XV вв.), дворец-крепость Алькасар в Севилье (XII в.) и др.


Мусульманское завоевание Испании. Возникновение испано-христианских государств и начало Реконкисты.

К концу VII в. арабы завершили покорение византийских владений в Северной Африке, и в 709 г. их первый отряд высадился на территории Вестготского королевства. Слабость Вестготского королевства была обусловлена острыми внутренними социальными и политическими противоречиями. В 711 г. началось их вторжение в Испанию. Кроме арабов в завоевании участвовали коренные жители Северной Африки - берберы.

В 711-м году, когда в Дамаске на трон взошел второй преемник Мохаммеда, двенадцатитысячная армия мусульман вторглась в Испанию.

Легко представить себе, какое впечатление произвели на арабов тихие плодородные провинции - единственные, сохранившиеся нетронутыми на всем полуострове. Климат, земля, города, памятники - все вызывало восхищение. В письме, адресованном халифу, генерал арабской армии так описывает эту страну: « по красоте неба и земли она подобна Сирии, по мягкости климата - Йемену, цветами и ароматами напоминает Индию, плодородием - Египет, драгоценных металлов здесь не менее, чем в Китае.»
Место вторжения мусульман в Испанию с тех пор называлось Гибралтар (Djebel Tarick), по имени командующего генерала армии.
Для того чтобы подчинить себе берберскую Африку, арабам понадобилось пятьдесят лет, для завоевания же христианской Испании хватило нескольких месяцев. Первое же крупное сражение решило судьбу монархии Готтов. В этом сражении на стороне магометан выступил епископ Севильи. И король, и сама Испания были повержены за один день. Генерал арабской армии Муса Тарик был удивлен столь быстрым триумфом. Он хорошо помнил сколь долгим было завоевание Африки, ожидал встретить у европейцев такую же храбрость и такое же стремление к независимости, как и у берберов. Поняв вскоре свою ошибку и не желая, чтобы лавры покорителя Испании достались его лейтенанту, он с двадцатитысячной армией (из которой восемь тысяч человек были берберы) на море прибыл в страну, чтобы продолжить завоевания.

К 714 г. сдались все крупные крепости королевства к югу от Пиренеев. В ходе завоевательного похода 709-714 гг. арабам не удалось покорить небольшую территорию между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом. Бежавшие в Астурию немногочисленные остатки вестготского войска получили поддержку местного населения. К концу 50-х годов VIII в., воспользовавшись междоусобицами астурийские короли сумели захватить земли, в несколько раз превосходившие по площади первоначальную территорию государства. Широкое военно-колонизационное движение испано-христианских государств на юг получило название Реконкиста (по-испански - «отвоевание»). Реконкиста во многом определила своеобразие социального, экономического, политического, культурного развития Пиренейского полуострова. Продлившись до конца XV в., Реконкиста была формой не только военно-политического противостояния, но и формой активных контактов и взаимного влияния между севером и югом в области хозяйствования, торговли, культурного обмена и т.д. конечная победа христиан в XV в. были обусловлены тем, что все группы населения христианских территорий по тем или иным причинам были заинтересованы в Реконкисте. Феодалы в ходе завоеваний получали новые земли, должности Церковь не только получала обширные земельные пожалования, но и учреждала новые приходы, монастыри, усиливала своё идейное и политическое влияния в обществе. Реконкиста длилась почти восемь веков.

Покорение страны завершилось удивительно быстро. Перед завоевателями поспешно открывали ворота самые крупные города. Кордова, Малага, Гренада, Толедо и другие сдались почти без сопротивления. В Толедо, христианской столице, арабы обнаружили короны, принадлежавшие двадцати пяти Готтским королям. Там же они взяли в плен вдову короля Родерика, на которой позже женился сын Мусы.

Отношение завоевателей к населению Испании было таким же справедливым, как и к населению Сирии и Египта. Арабы оставили местным жителям их имущество, их церкви, законы, право быть судимыми их судьями. Единственное требование, которое они выдвинули - была уплата годовой дани- для знати 15 франков (чуть более одного динара), для крепостных - половина динара. Эти условия показались населению столь легкими, что они без возмущений приняли их, и арабам осталось лишь сломить сопротивление аристократов-землевладельцев. Борьба эта была недолгой, и уже через два года Испания полностью подчинилась завоевателям. Заметим, что христианам для того чтобы отвоевать страну понадобилось восемь веков.
Существует мнение, что после покорения Испании Муса намеревался вернуться в Сирию через Голь и Германию, взять на обратном пути Константинополь и подчинить Корану весь Старый Свет. Осуществить это мероприятие ему помешал халиф, приказавший прибыть в Дамаск. Все могло быть по-другому: вся Европа обратилась бы в Магометанство и образовалось бы религиозное единство всех цивилизованных народов; возможно, это позволило бы всей Европе избежать эпохи средневековья, неизвестной в Европе благодаря арабам.

Перед тем, как проследить эволюцию арабов в Испании, посмотрим, как складывались отношения между старыми и новыми хозяевами земли.

Первыми завоевателями Испании были в основном арабы и берберы. В составе войск, оккупировавших территорию страны, было и несколько сирийских племен, но численность сирийцев была мала, появились они лишь в первый период завоеваний. Поэтому мы будем рассматривать лишь взаимодействие местного населения с арабами и берберами.

При внимательном изучении истории мусульман в Испании обнаруживается, что арабы являли собой интеллектуальную элиту завоевателей; их наиболее цивилизованный элемент; берберы же смешались с низшим и средним слоями населения. Свое интеллектуальное превосходство арабы сохраняли даже тогда когда к власти пришла династия берберов.

К сожалению, не сохранилось документов, которые позволили бы указать точное соотношение численности арабов и берберов, существовавшее в течение восьми веков мусульманского владычества в Испании, но все указывает на то, что с момента отделения Испании от Восточного халифата и, прежде всего, в момент вторжения берберов из Марокко их количество значительно превышало численность арабов. Когда арабы отделились от Востока, арабы сохранились лишь за счет варварства, берберам же достаточно было пересечь Гибралтарский пролив, чтобы в поисках счастья прибыть в Испанию.

Очевидно, что арабы и берберы смешались как между собой, так и с местным населением Испании. Арабы пополняли свои гаремы прежде всего, христианками. Как отмечают арабские летописцы, в первой же экспедиции в гаремы было отдано тридцать тысяч женщин. В Алказаре Севилье существовал так называемый девичий двор, куда ежегодно привозились в качестве дани арабским правителям сто непорочных христианских девушек. Если учесть, что они прибывали из разных регионов, и в жилах их текла иберийская, латинская, греческая, византийская и тому подобное кровь, становится ясным, что такое смешение христиан, берберов и арабов, продолжавшееся веками, не могло не привести к образованию новой расы, отличной от расы первых покорителей Испании. Своим возникновением эта новая раса, как мы уже отмечали ранее, обязана подходящим условиям среды и многократным скрещениям различных народов.

В экономическом отношении мусульманская Испания представляла собой процветающий регион раннесредневековой Европы. Экономическое благополучие отличало ал-Андалус вплоть до его окончательного покорения христианами в XV в., делало его города привлекательной целью для военных походов.

Реконкиста длилась почти восемь веков и имела свои особенности на различных этапах истории Испании. Так, до середины VIII в. для астурийской Реконкисты было характерно переселение людей с юга на север, освоение внутренних районов королевства выходцами из разоренных войной территорий, а также эмигрантами-мосарабами. До середины IX в. заселение безлюдных пограничных земель велось на свой страх и риск отдельными крестьянами и вотчинниками. Позже, когда граница Реконкисты подошла к заселенным землям, замкам и городам, руководство ею взяла на себя королевская власть.

В конце VIII в. наряду с королевством Астурия на Пиренейском полуострове сложился еще один центр Реконкисты - владения франков. Хотя поход Карла Великого на Сарагосу в 778 г. не был удачным, вскоре после него франкам удалось захватить территорию нынешней Каталонии. Там была создана Испанская марка с центром в Барселоне. Горные районы между Астурией, Каталонией и арабскими владениями переходили из рук в руки, пока в течение IX-X вв. здесь не образовались два небольших государства - королевство Наварра и графство Арагон. Таким образом, весь север полуострова был отвоеван у арабов.

Я не буду даже пытаться рассказать историю арабских и берберских правителей, сменявших друг друга на протяжении восьми веков. Отмечу лишь основные политические факты, произошедшие за этот долгий период.
С 711-го года, с момента завоевания арабами, до 756-го года Ислам представлял часть империи халифов Дамаска и управлялась в их интересах эмирами. В 756-м году, отделившись от халифата Востока, она образовала независимое королевство, названное по имени столицы, халифатом Кордовы.

Кульминация цивилизации арабов в Испании продолжалась восемь веков, после чего начался ее упадок. Христиане, вытесненные на север, стали нападать на мусульман, пользуясь распрями между ними. Для того чтобы противостоять Альфонсу VI, королю Кастилии, арабы в 1085-м году призвали на помощь берберов из Марокко. Последние, прибывшие вначале в качестве союзников, вскоре повели себя как хозяева. В результате противодействия двух рас империя распалась на небольшие королевства, численностью около двадцати. Берберские династии сменяли друг друга (Альморавиды, Альмохады и другие), арабы все более и более берберизировались, и цивилизация их ослабевала. Христиане воспользовались этим, чтобы расширить свои владения, - в результате появились такие королевства, как Валенсия, Кастилия, Мюрси и другие. Последние постепенно объединились, и из множества мелких владений было создано четыре относительно крупных: Португалия, Наварра, Арагон и Кастилия. К концу тринадцатого века арабским осталось лишь королевство Гренада. Фердинанд Католик, король Арагона, женившись на королеве Кастилии, Изабелле, объединил две короны. В 1492-м году он осадил Гренаду захватил последнее прибежище ислама в Испании. Впоследствии он присоединил к своей империи Наварру, а весь полуостров, за исключением Португалии, оказался в одних руках. Продолжительность существования империи арабов на территории Испании составила около восьми веков, то есть примерно столько же, что и продолжительность римского владычества. Арабская империя пала не из-за внешней интервенции, а в результате междоусобиц. Политическая организация ее была достаточно слабой, но цивилизация арабов в Испании достигла больших высот.

Фердинанд подписал с арабами договор, предусмотревший сохранение их языка и культа; однако уже в 1499 арабы стали преследоваться, и через сто лет были изгнаны с территории Испании. Мусульман насильно обращали в христианство; это позволяло святой инквизиции уничтожать их. Миллионы новообращенных христиан были сожжены на кострах инквизиции. Политика властей была направлена на полное освобождение испанской земли от иностранцев. Кардинал архиепископ Толеды, главный инквизитор короля, будучи фанатиком, призывал заколоть шпагами всех арабов, не принявших христианства, включая женщин и детей. Доминиканец Бледа был еще более радикален. Он не без основания предполагал, что нельзя выяснить, все ли новообращенные стали христианами в душе своей, а потому предложил перерезать всех арабов без исключения, - Бог на том свете легко разберется, кто из них заслуживает ада, кто - рая. Несмотря на то, что эти миры энергично поддерживались испанским духовенством, правительство опасалось сопротивления со стороны мусульманского населения, и в 1610-м году ограничило изгнание арабов. Нужно сказать, что и во времена эммиграции арабов погибло немало. Добрейший монах Бледа, о котором я говорил раньше, с удовольствием уверяя, что более трех четвертей беженцев он убивал по дороге. Лишь в одной из экспедиций, направлявшихся в Африку, из 140 тысячи человек было убито сто тысяч. За несколько месяцев Испания потеряла более миллиона жителей. Седилот и другие авторы оценивают потери с момента начала завоеваний Фердинандом до окончательного изгнания арабов из Испании в три миллиона. По сравнению с подобными Икатомбами Варфоломеева ночь - всего лишь небольшая стычка. Необходимо признаться, что столь жестоких преступлений нет даже на совести самых диких варваров.

К несчастью для Испании, эти три миллиона подданных, которых она добровольно лишилась, составляли интеллектуальную и промышленную ее элиту. Инквизиция, в свою очередь, постаралась уничтожить всех христиан, которые были хоть немного выше посредственности. Результат был очевиден: Испания, которая считалась великой страной, тут же пришла в самый позорный упадок. К упадку пришло все: сельское хозяйство, промышленность, торговля, науки, литература, культура. С тех пор прошло много веков, но цивилизация Испании так и не достигла уровня своего былого расцвета. В Толедо, где во времена арабов было двести тысяч жителей, сейчас живет чуть более семнадцати тысяч. В Кордове, где жил один миллион человек, сейчас - лишь сорок две тысячи. Из сто двадцати пяти городов епархии Саламанк едва ли сохранилось тринадцать. Изучая в другой главе наследие арабов в Испании, мы увидим, до какой вышины своего падения дошла эта страна в результате гонений на арабов. Все сказанное здесь демонстрирует, сколь важной была роль арабов в Испании, - в стране, куда они принесли свою цивилизацию. Трудно найти пример более сильного влияния одной расы на жизнь какого-либо народа.