Крушение трансатлантического лайнера normandie в 1942 году. Гибель «Нормандии»: диверсия или халатность? Проблемы с вибрацией

Один из лучших пассажирских кораблей своего времени, который в рекордные сроки пересекал Атлантику, с началом Второй мировой войны оказался в составе флота Соединенных Штатов Америки. Послужить французский пароход «Нормандия» не успел — корабль пришлось списать по вине халатного рабочего.

Разработка лайнера

В начале тридцатых годов прошлого века французская судоходная компания поставила своей целью строительство крупного лайнера для трансатлантических рейсов. Французский трансатлантический почтово-пассажирский турбоэлектроход позволил бы успешно конкурировать с тогдашними лидерами судоходной отрасли — британскими гигантами White Star Line и Cunard Line.

Основой разработки стал проект русского инженера В. Юркевича, который предложил особую конструкцию корпуса. Сначала работники судоходной компании не приняли идею и предложение еще никому не известного русского судостроителя, но при помощи высокопоставленных друзей ему удалось переубедить руководство.

До этого инженеры были уверены, что старый тип корпуса был лучшим решением для нового судна. Но теперь стало понятно, что лайнер будет обладать беспрецедентными по тогдашним представлениям гидродинамическими качествами. Проект Юркевича позволил уменьшить и мощность двигателя.

Пересмотр планов

Планы относительно строительства нового пассажирского лайнера пересматривались. Биржевой крах 1929 года негативно отразился на всех крупных судоходных компаниях, но первые работы все же начались в январе 1931 года. Пробные ходовые испытания были проведены уже летом 1935-го.

О будущем судне говорили, называя его «изделием № 534», а рабочие присвоили ему код Т6. Названий перебрали множество: «Нептун», «Генерал Першинг», «Бенджамин Франклин», «Ля Франс». Во французском языке слово «корабль» имеет мужской род, так что когда было предложено название «Нормандия», потребовался артикль «Ля» или «Ле». В итоге в компании решили назвать лайнер просто «Нормандией».

Спуск на воду

Общественный интерес к лайнеру «Нормандия» не утихал с того самого момента, когда были озвучены планы строительства. В день спуска корабля на воду берега реки Луары были заполнены 200 тысячами жителей. На церемонии присутствовал президент Франции Альбер Лебрен, а его жена должна была окрестить судно.

Основные характеристики лайнера «Нормандия» поражали даже простых граждан, которые ничего не смыслят в судостроении. Корабль весил более двадцати семи с половиной тонн, то есть больше, чем любое предыдущее судно. Корпус опустился на воду с такой скоростью, что окатил речной водой около ста наблюдателей. К счастью, никто не пострадал. Затем лайнер отогнали на место выполнения отделочных работ. Первое путешествие на лайнере состоялось только в 1935 году.

Доработки

Изначально планировалось начать обслуживание «Нормандии» в 1934 году. Однако трансатлантические путешествия потеряли актуальность в связи с депрессией. Так, судоходная компания решила поставить корабль в сухой док до 1935 года. Проектировщикам, которые должны были сделать корабль действительно роскошным лайнером, дали достаточно времени. В 1935 году «Нормандия» вошла в порт Гавра.

Первый рейс

29 мая 1935 года в 18:19 лайнер «Нормандия» отправился в первый рейс. Общественность ожидала, что он будет рекордным. Четвертого июня того же года корабль прошел мимо маяка Амброуз, чем побил скоростной рекорд. Новое судно прошло Атлантику за четыре дня, три часа и две минуты. Средняя скорость пересечения составила 29,98 узла — быстрее, чем любой другой лайнер ранее.

Первые проблемы

У лайнера «Нормандия» проблемы с вибрацией на высоких скоростях были обнаружены еще во время пробных испытаний. Но чиновники не видели в этом причины для задержки первого рейса. Однако во время путешествия на лайнере пассажиры отмечали, что в каютах туристического класса невозможно было находиться из-за шума и вибрации.

Инженеры французской судоходной компании считали, что вибрацию нужно устранить очень быстро. Полгода «Нормандия» провела в сухом доке, привлекая знаменитых клиентов. Лайнеру укрепили корму и заменили винты с трехлопастных на четырехлопастные. Перестройка использовалась еще и для того, что улучшить корабль к появлению конкурента из Великобритании.

Конкуренция с Queen Mary

Лайнер «Нормандия» все еще оставался «самым-самым», но появление конкурента могло бы лишить корабль нескольких титулов. Британия в то время заканчивала свое «изделие № 534». Queen Mary (фото выше) должна была войти в состав британского флота летом 1936 года. Было объявлено, что корабль станет первым судном, тоннаж которого превысит 80 тыс. тонн. С тоннажем 79 280 т «Нормандия» потеряла бы титул самого крупного корабля в мире. Поэтому судостроительная компания решила увеличить габариты лайнера. Тоннаж «Нормандии» вырос до 83 423 т.

Через три месяца после возвращения «Нормандия» готовилась выйти на маршрут, а Queen Mary - вступить в гонку за Атлантику. Корпус у нее был менее эффективным, чем у «Нормандии», но двигатели мощнее. Queen Mary побила рекорд французского лайнера и стала первым в мире судном, которое пересекло океан менее чем за четыре дня.

В следующем сезоне «Нормандия» уже могла успешно конкурировать с британским лайнером, потому что двигатели были улучшены. Это позволило развить скорость до 30-31 узлов. Лайнер «Нормандия» снова стал самым быстрым в мире. Но английская разработка была популярнее, потому что роскошные интерьеры «француза» действовали на людей угнетающе.

Стоянка в Нью-Йорке

В 1939 году «Нормандию» поставили на стоянку в Нью-Йорк из-за надвигающейся войны в Европе. Буквально на следующий день опасения подтвердились, когда силы Гитлера вероломно напали на Польшу. Queen Mary пришвартовалась рядом. В июне 1940 года, после того как Франция сдалась Германии, «Нормандия» была арестована береговой охраной. В сочельник судно переименовали в «Лафайетт».

Гибель «Нормандии»

Гибель лайнера «Нормандия» произошла 9 февраля 1942 года. Группа рабочих разрезала переборки газовыми горелками. Один из рабочих случайно поджег спасательные жилеты, не заметив искр от горелки. Пожарных на борту тогда не было, а автоматическая система была отключена. Нью-йоркские пожарные прибыли на место всего через двенадцать минут, но попасть внутрь им не удалось из-за рабочих, выбегающих из горящего лайнера. После всей этой суматохи спасатели все же принялись тушить огонь.

Пожар возник в центральном салоне, где располагались койки для солдат США. Пламя стало быстро распространяться по всему кораблю, сбить его не удавалось. Судно накренилось на левый бок. Один из самых крупных и быстрых лайнеров в мире, который мог бы принять на борт целую дивизию с вооружением, в самый разгар военных действий в Европе, когда американское командование испытывало нужду в транспорте, был выведен из строя за считаные секунды.

Последствия

Вечером того же дня руководитель спасательных работ сообщил корреспондентам, что сто двадцать восемь рабочих получили тяжелые ожоги и были транспортированы в госпиталь, девяноста два из них находятся в очень тяжелом или нестабильном состоянии. Тогда же были озвучены предварительные причины пожара: искры от инструмента рабочего случайным образом попали на груду спасательных жилетов, когда на корабле проводились ремонтные работы. Материал, из которого изготовлены спасательные жилеты, легко воспламеняющийся, поэтому огонь очень быстро распространился.

Судно продолжало накреняться. Ночью 10 февраля мутные потоки воды со дна пролива хлынули в трюмы «Нормандии» - самого дорого судна в мире, рекордсмена. Правый борт продолжал гореть. Лайнер «Нормандия» затонул. Часть легла на гранитный выступ, а вся остальная — в грязь Гудзона. Руль судна зарылся на полтора метра под причал, выломав пять свай. Для подъема «Нормандии» потребовалось пять миллионов долларов и двадцать два месяца.

Откачка воды началась только 2 августа 1943 года, а полностью подняли лайнер только в середине сентября. До конца Второй мировой войны судно стояло в доках в Бруклине, а в 1946 году правительство Соединенных Штатов Америки продало лайнер «Нормандия» по стоимости металлолома, то есть всего лишь за сто шестьдесят две тысячи долларов. Американские правоохранительные органы провели расследование, но выяснить причины возникновения пожара так и не удалось.

Сначала, конечно, планировалось снова поставить судно на воду. Но чтобы поднять «Нормандию» со дна Гудзона, пришлось срезать все трубы, надстройки, мачты. Корабль планировали переоборудовать в авианосец, а затем снова превратить в пассажирский лайнер, но после приблизительной оценки стоимости работ от этих идей отказались. После продажи интерьеры судна еще долгое время выставлялись на разных аукционах.

Может, диверсия?

Некоторые факты указывают на возможную диверсию со стороны немецких агентов или нью-йоркских гангстеров итальянского происхождения. Мнения экспертов ВМФ и ФБР по поводу причин возникновения пожара разошлись. Американские журналисты М. Сейерс и А. Канн тоже пришли к выводу, что гибель «Нормандии» - это работа немецких диверсантов.

В своей книге авторы излагают такое мнение: в течение длительного времени нацистские агенты следили за кораблем. За две недели до капитуляции Франции секретная служба передала агентам в США радиосообщение, которое перехватили на Лонг-Айленде. В сообщении содержалось требование следить за кораблем. Немецкий шпион Курт Фредерик Людвиг регулярно посылал руководству отчеты.

В пользу этой версии говорят несколько фактов. Во-первых, в течение недели до пожара на борту произошло целых четыре возгорания, которые получилось вовремя потушить. Во-вторых, после начала пожара вблизи очага находилось всего два ведра, хотя обычно их было намного больше. Кроме того, система оповещения была отключена на судне практически за месяц до катастрофы, но об этом служба охраны США не знала. В-третьих, на борту находилось большое количество про-немецки настроенных рабочих, анкетные данные которых не были тщательно проверены.

Другие версии

В 1975 году авторитетное английское издание опубликовало сенсационную статью. Журналистское расследование позволило предположить, что гибель «Нормандии» в гавани Нью-Йорка случилась по вине босса гангстеров Лакки Лючано, который хотел наглядно продемонстрировать ВМФ США необходимость защиты портов страны.

Лючано был помещен в тюрьму за убийство. Он неоднократно предлагал властям сотрудничество. Влиятельный босс итальянской мафии предупредил контрразведку о готовящихся поджогах и диверсиях, он предложил свои услуги по защите гавани и предотвращению диверсий, но его проигнорировали. После гибели «Нормандии» ему было обещано освобождение из-под стражи с окончанием военных действий, если его люди будут оказывать содействие властям, а потом босс мафии уедет в Европу. Мафия свое слово сдержала.


Десятилетие после завершения Первой мировой войны характеризовалось возобновлением конкуренции компаний-трансатлантических операторов. Предвоенная гонка за размерами и скоростью лайнеров, которая уже привела к появлению гигантских пассажирских судов, вышла на новый виток. "Кунард Лайн", "Уайт Стар Лайн", "Френч Лайн" и даже немецкая "Северогерманский Ллойд" грезили Голубой лентой Атлантики, которую на тот момент держала стареющая "Мавритания".

Новую эру начали немцы - в 1929 году отправился в первый рейс лайнер "Бремен", благодаря которому Голубая лента Атлантики впервые за 20 лет сменила хозяина. "Кунард лайн" и "Уайт Стар лайн" тогда же вынашивали планы постройки судов длиной более 300 метров, которые могли бы вступить в гонку. "Френч лайн", в 20-е годы сделавшая ставку не на скорость, а на роскошь и комфорт, решила не оставаться в стороне.

В феврале 1930 года среди судовладельцев распространились слухи, что Франция намерена построить суперлайнер грандиозных размеров. Предполагалось, что это будет первый лайнер длиной более 300 метров и валовой вместимостью более 60000 регистровых тонн. В 1931 году «из авторитетных источников» поступили сведения, что Т-6 (условное название французского лайнера) будет иметь три трубы небывалой высоты.

Изначально будущее судно планировалось сделать просто как увеличенную версию лучшего парохода компании - "Иль де Франс", однако тогда же появился проект нашего соотечественника, инженера-судостроителя Владимира Юркевича, который некогда работал на Балтийском заводе и участвовал в разработке русских линкоров, крейсеров и подводных лодок. Проект был в некоторых моментах революционным и изначально предлагался "Кунард Лайн", но те от него отказались. "Френч Лайн" проект рассмотрели, провели серию экспериментов с моделями, которые показали удивительные результаты, и приняли решение строить будущего гиганта на его основе.

Лайнер был спущен на воду 29 октября 1932 года при огромном скоплении народа и в присутствии французского президента. Отделочные работы продолжались ещё более двух лет.

Когда «Нормандия» наконец вышла в море, выяснилось, что валовая ее вместимость составляет 79300 регистровых тонн. К разочарованию владельцев судна, вместимость стоявшей у достроечного причала английской «Куин Мэри» была на 2000 регистровых тонн выше.

Французские судовладельцы не могли смириться с тем, что не их, а кунардовский лайнер будет самым крупным судном в мире. Поэтому зимой 1935-1936 годов во время ремонта позади третьей трубы «Нормандии» была сооружена большая рубка, благодаря которой вместимость лайнера была доведена до 83400 регистровых тонн. Причем французы держали это в секрете до тех пор, пока строительство «Куин Мэри» было практически закончено и о каких-либо изменениях уже не могло быть и речи.

В первом же рейсе «Нормандия» превзошла все достижения лучших трансатлантических лайнеров по всем показателям: продолжительности перехода, средней скорости, суточному пробегу. «Нормандия» отобрала Голубую ленту Атлантики у тогдашнего рекордсмена, итальянского лайнера «Рекс». На мачте «Нормандии» развевался голубой вымпел длиной 30 метров - по метру за каждый узел. Членам команды выдали по бронзовому медальону со словами "Голубая лента Атлантики - «Нормандия». На обратном пути из Нью-Йорка в Европу «Нормандия» побила свой собственный рекорд, показав скорость 30,3 узла. В последующие годы лайнер проходил это расстояние еще быстрее: его средняя скорость составляла 31,2 узла.

В последующие годы разыгралась крайне интересная и очень напряжённая гонка между французским лайнером и его главным конкурентом - кунардером "Куин Мэри". Голубая лента Атлантики переходила из рук в руки.

Гонку оборвала Вторая Мировая. 31 августа 1939 года «Нормандия» была поставлена на прикол в Нью-Йорке из-за нависшей угрозы войны в Европе. На следующий день эти опасения были подтверждены, когда силы Адольфа Гитлера напали на Польшу. Началась Вторая мировая война.

«Нормандия» была перемещена к пирсу 88 и из её команды осталось лишь 200 человек. Её конкурент, «Куин Мэри», была также пришвартована около неё на южной стороне пирса «Кунард Лайн» № 90. Рядом с ними стояли легендарные корабли того времени - "Иль де Франс", "Рекс", "Аквитания" и новый гигант "Куин Элизабет". В течение короткого времени единственные три лайнера, чей тоннаж превышал 80000 тонн, были пришвартованы друг около друга.

Нормандия, Куин Мэри, Аквитания.

В июне 1940 года Франция сдалась нацистской Германии. После этого «Нормандия» была немедленно арестована американской Береговой охраной.

Три рекордсмена: Нормандия, Куин Мэри, Куин Элизабет.

7 декабря 1941 года, после нападения со стороны Японии на Перл Харбор, США вступили в войну на стороне Великобритании. 12 декабря «Нормандия» была принята (с обещанной компенсацией) на службу в ВМФ США. В сочельник «Нормандия» была переименована в «Лафайетт». Было решено, что «Нормандия» должна быть преобразована в транспортное судно, как и «Королевы» «Кунард Лайн». Ввиду отсутствия достаточно большого сухого дока переоборудование началось прямо у пирса 88.

В феврале 1942 года работы по переоборудованию лайнера вступили в завершающую стадию. 15 февраля судно должно было выйти в море.

9 февраля на борт принимали судовое снабжение. В 14 часов 30 минут по груде капковых спасательных поясов, сваленных в центральном салоне «Нормандии», пробежал первый огненный язычок. Прошло около четверти часа после начала пожара, прежде чем пожарный патруль на судне позвонил в управление пожарной охраны Нью-Йорка. Этот вызов был получен в 14 часов 49 минут. Первые городские пожарные машины прибыли к южной оконечности Манхэттена к причалу Френч-лайн через полторы минуты.

На лайнер, окутанный клубами дыма, хлынули мощные потоки воды из брандспойтов, но пламя, раздуваемое сильным северо-западным ветром, не унималось. К 15 часам 30 минутам оно охватило прогулочную палубу, и в это время гигантский корпус судна начал крениться на левый борт. Спустя несколько минут пламя пробилось на шлюпочную и солнечную палубы, а чуть позднее занялся мостик. Огромное количество воды беспрерывно заливало судно. Только с трех пожарных катеров, стоявших у борта, на судно было подано 4000 тонн воды.

Пожарные мало разбирались в вопросах остойчивости судна и, пустив в ход мощные насосы, лили воду куда попало. Многие судовые помещения оказались частично затопленными. Для удаления воды следовало применить эжекторные насосы. Однако их не оказалось. Воспользовались обычными осушительными насосами, но плававшие обломки быстро забили приемные сетки, и насосы вышли из строя.

Проектировщик «Нормандии» Владимир Юркевич прибыл на место аварии и сказал, что есть шанс спасти судно, не дав ему перевернуться, если открыть кингстоны и позволить судну лечь на дно Гудзона. Но его даже не захотели выслушать.

Ночью крен увеличивался. Огонь потух. Приблизительно в 2:45 ночи 10 февраля «Нормандия» медленно опрокинулась на правый борт и осталась лежать у пирса под углом 79°.

Спустя двенадцать дней после пожара было решено, что все помещения будут накачаны воздухом для восстановления плавучести. Но это означало, что все трубы, мачты и надстройка будут срезаны. Вокруг судна были размещены плавучие краны для срезания всех надстроек, труб и мачт. Водолазы запечатали все помещения судна.

В 1943 году судно выровняли и 3 ноября с креном в 2 ° корпус «Нормандии» отбуксировали вниз по Гудзону, где он будет ждать своей судьбы.

Было выдвинуто много предложений насчёт судна. Некоторые хотели преобразовать «Нормандию» в авианосец, но эта идея была оставлена из-за стоимости - было дешевле строить новые. Президент Рузвельт спросил Уильяма Френсиса Гиббса, одного из лучших военно-морских конструкторов страны, можно ли преобразовать «Нормандию» в пассажирский лайнер. После обсуждения планов и стоимости было решено пустить остов судна на металлолом.

В октябре 1946 года «Нормандия» была продана Lipsett Inc за 160 000 $. На этом её история закончилась.

В посте цитирую книгу "100 великих кораблекрушений" и Википедию.

Корабли – как люди. У каждого своя судьба. Они рождаются, проживают долгую, или не очень, жизнь, в блеске славы или скромным тружеником, и умирают, порой гибнут трагически. В наше время все реже корабли используются как пассажирское транспортное средство – если надо пересечь океан, это проще и быстрее сделать на самолете. И огромные океанические лайнеры стали круизными, возят туристов по морям-океанам, даже в кругосветные плавания. А вплоть до второй половины ХХ века пассажирские суда были наиболее дешевым видом транспорта, если надо было попасть с одного континента на другой.

Морские державы стремились перещеголять друг друга, строя гигантские корабли и соревнуясь в скорости доставки пассажиров и грузов. Особо острая борьба за скорость шла между странами Атлантического бассейна: Великобританией, Францией, Германией, США. Именно для Атлантики создавались быстроходные, комфортабельные и дорогостоящие суда, и именно здесь зародилась и развивалась жесткая борьба за переходящий приз «Голубая лента Атлантики», присуждаемый тому лайнеру, который за самое короткое время преодолевал путь от берегов Англии до США. Приз «Голубая лента Атлантики», сначала чисто символический, потом в виде серебряного кубка, просуществовал более ста лет, с 1840 по 1952 год, когда он в последний раз был присужден американскому лайнеру «Юнайтед стейтс».

Ведь именно в борьбе за этот приз капитан, а точнее судовладелец печально известного «Титаника», пренебрег предупреждением об опасности столкновения с айсбергом и не изменил курса, что и привело к трагедии. В истории «Голубой ленты Атлантики» немало печальных страниц. Эта статья – об одном из самых больших и дорогих лайнеров первой половины ХХ века – «Нормандии», судьба которого сложилась так, что погиб он не в океане, в борьбе со стихией, а в порту, у причальной стенки.

Трансатлантический лайнер «Нормандия» был спущен на воду в октябре 1932 года на французской верфи «Пенноэт» в Сен-Назере. Причем во время спуска, когда гигантское судно со стапелей вошло в воду, на берег устремилась огромная волна и унесла более ста рабочих и гостей, стоящих близко к корме. К счастью, всех их спасли. Хотя многие усмотрели в инциденте неблагоприятное предзнаменование. В те тридцатые годы капиталистический мир был охвачен экономическим кризисом, безработицей, и число желающих пересечь Атлантику резко сократилось, несмотря на то, что судоходные компании снижали стоимость билетов. Поэтому судовладелец, компания «Френч лайн», отложила первый рейс нового судна до 1935 года, частично объясняя это достройкой и дооборудованием.

«Нормандия» имела колоссальные размеры. Длина ее корпуса составляла 313,75 метра, ширина – 35,9 метров, высота борта – 28, а средняя осадка, до ватерлинии – 11,2 метра. Валовая вместимость – 83 400 регистровых тонн (р.т.), мощность двигателей – 160 тысяч л.с. Для сравнения, легендарный «Титаник» имел длину 269 метров, валовую вместимость 46 300 р.т. , мощность двигателей 46 тыс. л.с. и существенно ниже все другие параметры. Если бы «Нормандию» поставить вертикально рядом с Эйфелевой башней, то башня оказалась бы ниже по высоте на 15 метров! На его одиннадцати палубах могло разместиться 1972 пассажира и 1285 человек команды.

«Нормандия» в течение нескольких лет оставалась самым большим судном в мире. Хотя вскоре, в 1936 году, Великобритания спустила на воду свое гигантское судно – «Куин Мери» (Queen Mary), уступавшее «Нормандии» по длине всего на 3 метра и по водоизмещению на пару тонн, обладавшее такой же мощностью двигателей. Но по маневренности и по роскоши внутренней отделки «Нормандия» была первой! Эти два лайнера вплоть до Второй мировой войны боролись с переменным успехом за обладание призом «Голубая лента Атлантики». Как выразилась одна путешественница: «Куин Мери» – это английская леди в спортивном костюме, а «Нормандия» – юная француженка в бальном платье».

Несмотря на огромные размеры, «Нормандия» отличалась легкостью и грациозностью яхты, легко скользила по воде со скоростью свыше 30 узлов (узел – это морская миля в час), практически не оставляя после себя волн. Это было обусловлено идеальной с точки зрения гидро- и аэродинамики формой корпуса, разработанной главным конструктором лайнера, русским инженером-кораблестроителем В.И. Юркевичем (о нем нужна отдельная статья). В проектировании «Нормандии» Юркевичу помогали еще два русских инженера-эмигранта. Двигатели на лайнере устанавливались по системе инженера и изобретателя в области дизелестроения В.П.Аршаулова, гребные винты – по системе талантливого инженера А.Н. Харкевича. А салоны были расписаны тоже русским эмигрантом, художником Александром Евгеньевичем Яковлевым.

Одной из специфических особенностей кораблин была турбоэлектрическая энергетическая установка. Судов с подобными установками тогда больше не было. В первом же рейсе «Нормандия» превзошла все показатели лучших лайнеров того времени: по продолжительности перехода, средней скорости, суточному пробегу. В самые последние минуты рейса на матче взвился голубой вымпел, свидетельствующий о том, что «Нормандия» установила новый рекорд Атлантики, развив среднюю скорость около 30 узлов и преодолев путь от Гавра до Нью-Йорка за 4 суток 3 часа и 5 минут! Все пассажиры получили медали с изображением «Голубой ленты Атлантики» и надписью «Сделано во Франции». В честь первого рейса «Нормандии» была выпущена специальная почтовая марка. С борта лайнера пассажиры могли послать письмо в конверте с изображением силуэта судна, гашение марок производилось особым штемпелем.

Помимо прекрасных мореходных качеств, «Нормандия» поражала богатством и роскошью отделки, превосходя в этом «Титаник». Здесь были прогулочные палубы, несколько ресторанов, салоны для курения, салоны для игр в карты, спортивные салоны, теннисные корты, бассейны, оранжерея и зимний сад с птицами, торговая площадь с огромным универмагом, несколько молельных помещений для разных религиозных конфессий, театр, библиотека и ночной клуб, и даже специальные каюты для собак. Была огромная телефонная станция на 1100 абонентов и своя пожарная команда из 27 человек. Обеденный салон имел размеры 90х13 метров, что на 16 метров длиннее зеркального зала в знаменитом Версальском дворце! Он сверкал от обилия хрусталя и позолоты. Полы устилали восточные ковры, ковер в главном салоне весил 30 тонн!

К услугам миллионеров были несколько апартаментов с четырьмя спальнями (с ванными в каждой), с гостиной, столовой и отдельной прогулочной палубой. Конечно, вся роскошь предназначалась только для пассажиров первого класса, помещения которого занимали девять десятых всего кораблин. Пассажирам третьего и туристского классов не разрешалось даже проходить в помещения первого. Наши знаменитые писатели Илья Ильф и Евгений Петров были в числе путешествующих на «Нормандии» и очень ярко описали лайнер в своей книге «Одноэтажная Америка», кто читал – помнит. В июле 1937 года на этом лайнере возвращались домой после легендарного перелета из Москвы в Америку через Северный полюс наши летчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков. В разное время на знаменитом корабле совершили плавание певец Ф.И.Шаляпин, кинорежиссеры Ф.Эрмлер и И. Ройзман.

Но вот такому великолепному кораблю выпала очень короткая морская жизнь, инцидент при спуске оказался пророческим...

До августа 1939 года «Нормандия» успешно работала на трансатлантической линии, сделала за это время 139 рейсов и перевезла 133 170 пассажиров, не только окупила себя, но и принесла судовладельцам немалую прибыль. 23 августа лайнер в очередной раз вышел из Гавра и 28-го числа прибыл в Нью-Йорк.

Как известно, 1 сентября 1939 года Гитлер напал на Польшу и началась II мировая война. «Нормандия» должна была 31 августа, за сутки до начала войны, отправиться в очередной рейс в Европу, но по распоряжению президента Рузвельта её, а вместе с ней еще несколько крупных европейских лайнеров, задержали в порту, чтобы проверить, нет ли на них вооружения. Думаю, американцы располагали информацией о грядущей войне. «Нормандия» так и не покинула Нью-Йорка.

Правительство Рузвельта долго не могло решить, что делать с «Нормандией». Лайнеру прочили блестящую военную карьеру. Журналисты строили предположения – переоборудуют ли его в авианосец, или в обычный военный транспорт. После вступления Гитлера во Францию, марионеточное правительство Виши потребовало возвращения «Нормандии» на родину, что означало, по сути дела, передать судно в поряжение фюрера. США не могли допустить этого. Тем временем экипаж «Нормандии» численностью 1300 человек сократился до 115 – для поддержания судна в исправном состоянии. Остальные были списаны на берег. Наконец, после долгих колебаний, 12 декабря 1941 года «Нормандия» была официально конфискована правительством Штатов, над ней был поднят американский флаг.

Судно переименовали в «Лафайет» и начали переоборудовать в военный транспорт. Необходимо было создать на корабле условия для размещения и питания 10 000 человек, установить зенитные орудия, создать склады боеприпасов. Все работы было решено проводить не на верфи, а в порту, у причала №88. Безжалостно убиралась вся роскошь «внутренней начинки», срезались переборки, и т.д. В феврале 1942 года работы по переоборудованию лайнера вступили в завершающую стадию. 15 февраля судно должно было выйти в море. 9 февраля на борт принимали судовое снабжение. В 14 часов 30 минут в салоне, где были свалены 1100 тюков со спасательными капковыми поясами, вспыхнул огонь. Спустя несколько минут горел уже весь салон: мебель, свернутые в рулон ковры, стены. Через четверть часа, в 14 часов 49 минут, в Управление пожарной охраны Нью-Йорка поступил вызов. А еще через полторы минуты первые пожарные машины прибыли к причалу.

На лайнер, окутанный клубами дыма, хлынули мощные потоки воды из брандспойтов, но пламя, раздуваемое сильным северо-западным ветром, не унималось и к половине четвертого охватило прогулочную палубу. Спустя несколько минут огонь пробился на шлюпочную и солнечную палубы, а чуть позднее занялся мостик. Огромное количество воды беспрерывно заливало судно – пожар тушили и с акватории, с пожарных катеров, и с причала. Позднее эксперты подсчитали, что за время тушения в корпус «Нормандии» было вылито 100 тысяч тонн воды. Пожарные мало разбирались в вопросах остойчивости судна и, пустив в ход мощные насосы, лили воду куда попало.

Уже в начале пожара бывший капитан судна Р. Пунье и главный конструктор В.И. Юркевич, бывшие на причале, упрашивали адмирала Эндрюса, в соединение которого должен был войти «Лафайет», пропустить на судно трюмных машинистов, с тем, чтобы они открыли нужные кингстоны, и затопив лайнер, спасли от выгорания. Но адмирал высокомерно ответил: «Наши спасатели и пожарные знают свое дело не хуже французов». В бессильном отчаянии капитан и создатель лайнера В.И. Юркевич наблюдали за гибелью кораблин. Многие судовые помещения оказались частично затопленными. Через час корабль стал крениться на левый борт. К 21 часу 30 минутам крен достиг 17 градусов, к 23 часам 30 минутам – 40 градусов, а 10 февраля в 2 часа 39 минут потоки грязной воды и жидкого ила со дна Гудзона хлынули в роскошные внутренние помещения самого дорогостоящего судна в мире, а через пять минут лайнер лег на грунт с креном в 80 градусов. Лайнер, входивший в первую тройку крупнейших и быстроходнейших судов мира, в самый разгар войны был выведен из строя. Судно, способное принять на борт почти целую стрелковую дивизию, погибло от пожара как раз тогда, когда американское военное командование испытывало огромную нужду в войсковом транспорте.

К моменту начала пожара на борту находилось 2200 человек. 200 человек оказались отрезаны стремительно распространявшимся огнем, столпились на носу и их пришлось снимать с помощью пожарных лестниц. Как сообщил позднее журналистам адмирал Эндрюс, один человек погиб, 206 получили ожоги, из них 96 – тяжелые. Спасательные работы осложнялись тем, что в самом начале отключилось электричество, вышла из строя телефонная связь, не работала сигнальная система.

О причинах трагедии существовало несколько различных версий. Военно-морское ведомство США высказало предположение, что это диверсия фашистских агентов. Один из журналистов позднее писал, что, желая проверить бдительность охраны лайнера, он за несколько недель до трагедии под видом грузчика беспрепятственно проник на судно. Он обошел все помещения, мог закрываться, где хотел, осматривал вооружение, курил, никто не остановил его и не поинтересовался – кто он и что тут делает.

По другой версии, присвоив себе лайнер «Нормандия», США попали в довольно затруднительное положение: они продолжали заигрывать с марионеточным правительством Франции, и в тоже время заверяли весь мир в своей верности в борьбе против Гитлера. И «Нормандия» мешала Вашингтону в тонкой дипломатической игре. Многие считают, что преступная халатность на лайнере была хорошо продумана и организована с тем, чтобы устранить «Нормандию» как яблоко раздора.
Военно-морское ведомство разработало план подъема судна, на реализацию которого ушло 22 месяца труда и 5 миллионов долларов. На восстановление лайнера даже для военных или транспортных целей (без роскоши) потребовалось бы 20 миллионов долларов. И американское военное ведомство отказалось от него.

В 1946 году правительство США продало «Нормандию», самое дорогостоящее судно того времени, фирме «Линсетт инкорпорейтед» по цене железного лома, всего за 162 тысячи долларов. К середине 1947 года 150 газорезчиков и крановщиков за 8 месяцев превратили в груду лома «Нормандию», над сооружением которой 14 тысяч французских рабочих трудились почти 3,5 года. США компенсировали Франции эту потерю, передав ей 20 пароходов типа «Либерти», которые в годы войны были поставлены американцами на поток и шли по цене миллион долларов за судно.

«Нормандия» же осталась в памяти многих людей, как образец гениального творения в области судостроения, созданный русским кораблестроителем В.И. Юркевичем.

В начале 1930-х французская судоходная компания Compagnie Générale Transatlantique поставила перед собой задачу построить флагманский лайнер для трансатлантических рейсов, который позволил бы ей конкурировать с британскими гигантами Cunard Line и White Line, считавшимися тогда лидерами судоходной отрасли.

За основу был взят проект русского инженера Владимира Юркевича, предложившего конструкцию корпуса, которая обладала беспрецедентными по тогдашним меркам гидродинамическими качествами. Уже в январе 1931-го начались первые работы по возведению судна, а весной 1935-го - проведены его пробные ходовые испытания.

Вскоре лайнер, получивший название «Нормандия», отправился в свой первый рейс по линии Гавр - Нью-Йорк и по его итогам сразу же стал обладателем престижной награды Blue Riband, установив новый рекорд скорости перехода Северной Атлантики: 4 дня, 3 часа и 25 минут.

В течение следующих лет корабль, негласно считавшийся одним из самых роскошных судов своего времени, продолжал совершать успешные рейсы - вплоть до 31 августа 1939 года: из-за нависшей над Европой военной угрозы лайнер был поставлен на якорь в нью-йоркском порту.

Через год, когда стало известно о капитуляции Франции перед нацистской Германией, «Нормандия» была арестована американской службой береговой охраны, а в декабре 1941-го - после нападения Японии на Перл-Харбор - принята в состав военно-морского флота США. Власти распорядились дать лайнеру новое название - «Лафайетт» - и переоборудовать его в транспортное судно.

Лайнер, получивший название «Нормандия», отправился в свой первый рейс по линии Гавр - Нью-Йорк и по его итогам сразу же стал обладателем престижной награды Blue Riband, установив новый рекорд скорости перехода Северной Атлантики: 4 дня, 3 часа и 25 минут.

В ходе ремонтных работ, длившихся несколько месяцев, произошла ошибка, ставшая роковой в истории легендарного корабля: 9 февраля 1942-го один из рабочих, занимавшихся резкой переборок судна, случайно поджёг лежащую рядом кучу спасательных жилетов. Противопожарная система была отключена, и «Нормандия» загорелась.

Хотя нью-йоркские пожарные прибыли на место происшествия уже через 12 минут, начать тушение им удалось не сразу: из-за множества рабочих, спешивших покинуть судно, они просто не могли попасть на борт.

После того как пожар всё-таки был потушен, выяснилось, что залитая на шлюпочную палубу вода стала скапливаться с одной стороны, чем вызвала опасный крен. К ночи «Нормандия» опрокинулась на левый борт и осталась лежать у пирса под углом 79 градусов.

Выровнять судно и снова поставить его на воду удалось только в 1943 году: для этого специалистам пришлось срезать все трубы, мачты и надстройки лайнера. В результате его отбуксировали вниз по Гудзону и оставили до принятия дальнейших решений.

Сначала «Нормандию» планировали превратить в авианосец, затем снова переоборудовать в пассажирский лайнер, однако после оценки стоимости от этих идей отказались. В октябре 1946-го корабль был продан компании Lipsett Inc. за $160 тысяч, а предметы его интерьера ещё долгое время выставлялись на различных аукционах.

Пассажирский лайнер «Нормандия»

Самый изящный трансатлантический лайнер мира был построен на верфи «Пеноэ» в Сен-Назере по заказу французской судоходной компании «Компани Женераль Трансатлантик». Проект этого удивительно красивого пассажирского судна разработала группа русских инженеров-эмигрантов, в которую входили В.И. Юркевич, А.Н. Харкевич, Я.М. Хлытчиев.

«Нормандия»

Лайнер был заложен 26 января 1931 г. и спущен на воду 29 октября 1932 г. Он имел следующие характеристики: длина – 313,75 м, наибольшая ширина по корпусу – 35,5 м, средняя осадка в грузу – 11,2 м, валовая вместимость 83 400 брт, водоизмещение – 79 280 т, мощность турбоэлектрической силовой установки – 160 000 л.с., наибольшая скорость – 32 узла, экипаж – 1339 человек. Судно имело 11 палуб и могло принять на борт1972 пассажира.

5 мая 1935 г. лайнер вышел на ходовые испытания, а 29 мая 1935 г. «Нормандия» вышла в первый рейс в Нью-Йорк. В этом рейсе был побит рекорд скорости, принадлежавший итальянскому трансатлантику «Рекс». «Нормандия» стала обладателем приза «Голубая лента Атлантики», развив скорость 29,92 узла. В обратном рейсе это достижение удалось улучшить, превысив рубеж среднерейсовой скорости в 30 узлов. После ремонта, в апреле 1936 г., Сен-Назере в кормовой части шлюпочной палубы была сделана надстройка – салон туристического класса. После этого «Нормандия» стала самым большим пассажирским судном в мире.

В августе 1936 г. на линию вышел конкурент «Нормандии» в битве за «Голубую ленту Атлантики» английский лайнер «Куин Мэри», на некоторое время завоевавший почетный приз. Тогда на «Нормандии» установили более совершенные гребные винты и увеличили частоту вращения гребных электродвигателей, после чего в конце марта 1937 г. лайнер вернул себе пальму первенства, развив среднерейсовую скорость 30,99 узла, а 14 апреля скорость достигла 31,20 узла.

С изящным лайнером связано несколько эпизодов отечественной истории: на его борту совершили путешествие в Америку авторы «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Илья Ильф и Евгений Петров. Они описали свои впечатления о путешествии на «Нормандии» в книге «Одноэтажная Америка». В июле 1937 г. после завершения рекордного перелета в Америку через Северный полюс на самолете АНТ-25 на борту лайнера вернулись в СССР летчики В.П. Чкалов, А.В. Беляков и Г.Ф. Байдуков; самолет в разобранном виде транспортировался в трюме.

Но конкуренты не дремали, и несколько месяцев спустя «Куин Мэри», развив скорость в 31,69 узла, вновь завоевала «Голубую ленту». Коммерческая эксплуатация «Нормандии» практически не давала прибыли. Американские туристы, как среднего достатка, так и состоятельные, считали судно излишне роскошным, а путешествие на нем – чересчур дорогим удовольствием. В начале февраля 1938 г. компания отправила лайнер в порядке эксперимента в круиз до Рио-де-Жанейро. В том же году была предпринята безуспешная попытка привлечь пассажиров с Западного побережья США. Надвигавшаяся война вызвала спад пассажиропотока, что также сказалось на прибыли компании.

С началом Второй мировой войны немало французских судов (в том числе и «Нормандия», большая часть команды которой вскоре отправилась домой) осталось за океаном. После того как маршал Ф. Петэн подписал перемирие с Германией, они фактически были интернированы. Из Германии пришло указание всем французским кораблям и судам, не занятым охраной колониальных владений, вернуться во Францию. Новые власти издали распоряжение о роспуске компании «Женераль Трансатлантик», но ее нью-йоркскское представительство это указание проигнорировало. Правительство США, хотя и поддерживало дипломатические отношения с коллаборационистским правительством Петэна, возвращать задержанные суда не торопилось. А 16 декабря 1941 г., вскоре после вступления США в войну, судно было реквизировано. Уже на следующий день началось его переоборудование в войсковой транспорт, получивший новое название «Лафайет».

Обеспечение безопасности при выполнении работ оставляло желать лучшего. Доступ посторонних лиц на борт строго не контролировался. В течение двух неполных месяцев на судне произошло четыре локальных пожара. Не были закрыты все двери в противопожарных переборках. Системы пожарной сигнализации и пожаротушения были отключены. 9 февраля 1942 г. во время проведения работ по демонтажу конструкций в центральном салоне 1 го класса, примерно в 14:35 от искры воспламенились сложенные в помещении капковые спасательные нагрудники. Внутрисудовая связь не действовала, и сообщение о пожаре передали на мостик с помощью посыльного. Практически сразу же после начала пожара «Нормандия» была обесточена. Руководитель подразделения Береговой охраны контр-адмирал А. Эндрюс ожидал распоряжений от коменданта порта. Пожар менее чем за полчаса охватил три верхние палубы надстройки. Тушение проводилось также с катеров. Руководимые Эндрюсом пожарные поливали водой верхние помещения судна. Моряки, пытавшиеся запустить турбогенераторы, были вынуждены покинуть машинное отделение из-за дыма, проникавшего в помещения через незакрытые двери и люки. Находившиеся на пирсе В.И. Юркевич и бывший капитан Пунье пытались предупредить Эндрюса об опасности скопления больших масс воды в верхних помещениях судна, но тот игнорировал все замечания и предложения. Тем временем крен увеличивался. Юркевич предложил открыть кингстоны и притопить судно у пирса, но Эндрюс вновь не прореагировал на предупреждение. Крен все время увеличивался и ночью лайнер лег на борт и затонул.

20 апреля 1942 г. военно-морской министр США Фрэнк Нокс заявил, что лайнер будет поднят за счет американского флота. Юркевич немедленно предложил план организации работ, выполнение которого позволяло минимизировать возможные повреждения. Для этого требовалось заделать все отверстия в корпусе, произвести отсос ила и грунта из-под судна, откачать воду из корпуса и надстроек, одновременно заполняя балластные и топливные цистерны. Но руководство ВМС США посчитало его слишком дорогостоящим и сложным. Фирма «Мэррит, Чэпмэн энд Скотт», нанятая для проведения операции, решила вопрос более радикально. Чтобы не возиться с заделкой множества отверстий, рабочие фирмы срезали надстройку «Нормандии» до главной палубы. Работы закончились 18 мая 1942 г., но в корпусе снова возник пожар, впрочем, быстро потушенный тремя спасательными судами.

Далее работы велись точно по плану Юркевича. 2 августа 1943 г. в результате откачки воды корпус судна подвсплыл. 10 августа кормовую часть лебедками вырвали из-под пирса, крен уменьшился до 30°. В ходе работ выяснилось, что участок подводного борта в носовой части поврежден при спрямлении. Работы по бетонированию пробоины заняли более месяца. 15 сентября корпус был окончательно оторван от грунта и отбуксирован на военную верфь в порту Байонн. Там было проведено докование, восстановлены винты, рули, отремонтированы турбины и гребные электродвигатели. После восстановления лайнер планировали использовать в качестве быстроходного военного транспорта вместимостью до 18 000 человек. Но война в Европе заканчивалась, проход на Дальний Восток через Панамский канал был невозможен из-за габаритов лайнера. В искалеченное судно требовалось вложить не менее 20 млн долларов. Но верфи США вполне справлялись с постройкой войсковых транспортов.

В итоге судно оказалось никому не нужным. Создатель лайнера Владимир Юркевич прилагал все возможные усилия для спасения своего детища. В конце 1945 г. он обратился в Государственную закупочную комиссию СССР с предложением приобрести судно за 2 млн. долларов. Но у разоренной войной страны были другие задачи, да и для такого большого судна не было ни портов, ни маршрутов. Одна из американских компаний согласилась было приобрести судно для переоборудования в грузопассажирское, но, осмыслив масштабы работ и затрат, от затеи отказалось. Во второй половине 1946 г. корпус купила судоразделочная компания «Липсетт», и 29 ноября 12 буксиров отвели судно на разделочную базу в Нью-Арк. Юркевич до самого конца надеялся, что сможет найти деньги на восстановление «Нормандии», но судьба сложилась иначе, и за семь месяцев бывший лайнер разрезали на металлолом.

Из книги Асы люфтваффе пилоты Fw 190 на Западном фронте автора Иванов С. В.

Из книги Охотники за сокровищами автора Уиттер Брет

Глава 10 Завоевывая уважение Нормандия, Франция Июнь – август 1944 Первый удар с моря по сектору «Омаха» был нанесен 6 июня 1944 года в 5.37 утра. На рассвете к флоту присоединилась авиация. В 6.30 на берег высадился первый десант союзных войск. Почти сразу стало ясно, что от

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Глава 11 Встреча на поле боя Нормандия, Франция Август 1944 Древний город Сен-Ло стоит на высоком холме, откуда открывается вид на главную дорогу Нормандии, идущую с запада на восток. С начала июня 29-я пехотная дивизия вела здесь изнурительные бои с немецкой 352-й дивизией. К

Из книги Войска СС. Кровавый след автора Уорвол Ник

Лайнер «Лузитания» В начале ХХ в. борьба за «Голубую ленту Атлантики» – приз, вручаемый судну, показавшему наименьшее время трансатлантического перехода – приобрела характер межгосударственного соревнования. Если ранее почетным трофеем постоянно владели британские

Из книги Дальний бомбардировщик Ер-2. Самолет несбывшихся надежд автора Хазанов Дмитрий Борисович

Лайнер «Титаник» Судно, ставшее символом морских трагедий, было построено в Белфасте, на верфи «Харланд и Вольф» для компании «Уайт Стар Лайн». Одним из создателей проекта нового лайнера, а также однотипных «Олимпика» и «Британика» стал известный кораблестроитель Питер

Из книги автора

Речной пассажирский теплоход «Александр Суворов» Авария теплохода «Александр Суворов» 5 июня 1983 г. на Волге в районе Ульяновска стала самой крупной катастрофой в истории отечественного речного флота.Судно, входившее в серию из девяти единиц, было построено в 1981 г.

Из книги автора

НОРМАНДИЯ От мыса Нордкап до Средиземного моря Европа превращена в неприступную крепость. На береговой линии установлены самые современные системы оружия, который мог создать XX в. Любой вражеский штурм, пусть самый мощный, обречен здесь на провал… Из дневников

Из книги автора

Конкурс на скоростной пассажирский самолет В середине тридцатых годов в Советском Союзе развернулись работы по созданию скоростных двухмоторных пассажирских самолетов, рассчитанных на перевозку 10–12 человек. Первым в этом классе оказался готов к испытаниям самолет