Капитолий италия. Капитолийская площадь. Время работы и стоимость билетов

На самом маленьком среди семи римских холмов расположилась Капитолийская площадь - символ власти и величия.

История возникновения

В 1530 годах Микеланджело активно создавал архитектурные проекты, даже возвёл на их основании некоторые сооружения в Риме. Самыми значительными считают здания в пределах Капитолийского холма. Некоторые строения не успели реконструировать при его жизни, но благодаря этому мастеру Капитолийская площадь получила трапециевидную форму. Именно он способствовал созданию её гармоничного вида путём создания планов на восстановление и перестройку прилегающих дворцов и иных архитектурных объектов. По созданной им широкой лестнице можно спуститься к жилому городскому кварталу. Украшают её древнеегипетские мраморные львы. Другие статуи добавились в 1583-м, после раскопок театра Помпея. На Капитолийской площади находится много скульптур и древних надписей. Все они символизируют силу и величие давнего Рима. Скульптуры-аллегории рек стали украшать площадь с 1549-го года.

Архитектура

Капитолийскую площадь - первую из площадей Рима, создавали на основе плана. Красивый симметричный ансамбль Микеланджело спроектировал в 1536-м. Собственно, площадь и сохранила созданный им облик. По её сторонам располагаются три здания: дворец Консерваторов, Новый дворец и дворец Сенаторов. Посреди площади выделяется конная статуя с крупным силуэтом. Эта скульптура, поражающая своим спокойствием, принадлежит Марку Аврелию. Изначально местом её дислокации был склон Капитолия около римского форума, но в двенадцатом столетии ею украсили площадь Латерана. В 1538-м папа Павел Третий распорядился перенести её к Капитолию. Эта статуя уцелела и во время варварских набегов, и в период средневековья, её не разрушили ярые приверженцы христианства, для которых все скульптуры были словно идолы. Вероятно, в средние века она уцелела только потому, что многие принимали её за Константина Великого, который был первым римским императором, принявшим христианство. Вряд ли мы ошибёмся, утверждая, что статуя Марка Аврелия стала образцом для подобных скульптурных творений последующего времени, среди которых есть и памятник Петра Первого (Михайловский замок) - работа Растрелли.

Окрестности.

Неподалеку от Капитолийской площади можно остановиться в маленьком уютном отеле Аргентина, где всего всего семь номеров, но они оборудованы кондиционером, телевизором и мини-баром. Поблизости от этого места разместилась площадь Венеции с одноимённым замком.

Туристу на заметку

Среди самых известных римских площадей вы непременно встретите упоминание о Капитолийской. Она издревле была знаковой для населения Рима. На ней проводились народные собрания, озвучивались императорские декреты, проходили различные церемонии. Некогда в этом месте: меж двух холмов функционировал рынок. Именно здесь император Август услышал из уст Сивиллы предсказание о рождении Христа.

Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины, в музеях собраны величайшие шедевры итальянского Возрождения, на площади стоят великолепные скульптуры. Здесь знаменитая волчица вскормила братьев-основателей Рима, здесь знаменитые гуси спасли имперскую столицу от варваров, здесь император Август увидел Богородицу с младенцем на руках.

В этой статье мы попробуем:

  • разобраться в непростой и насыщенной истории старейшего римского холма;
  • прогуляться по античным руинам;
  • заглянуть в музеи Капитолия;
  • сориентировать в ценах на входные билеты, часах работы и работе общественного транспорта в важнейшем районе имперского Рима;
  • рассмотреть отзывы тех, кто съездил и вернулся.

От Ромула до Микеланджело

Капитолий стал тем самым холмом, который скаредные латины уступили братьям Ромулу и Рему. Легенда гласит, что Капитолий братья выбрали по той причине, что именно здесь их когда-то выкормила волчица, материнский инстинкт которой не позволил хищнице сожрать беззащитных младенцев.

Первым строением здесь стала хижина в которой жили основатели. Правда недолго. Ссора братьев закончилась убийством, город начал строить один Ромул. Рим рос быстро, постепенно отвоевывая у местных племен новые территории. Как самая старая часть города, Капитолий в жизни Древнего Рима играл важнейшую роль : на его территории располагались два главных храма: Юпитера Капитолийского (отсюда и название холма) и Минервы (покровительнице справедливой войны и мудрости). Здесь проходили народные собрания, высший орган управления Республикой и Империей (формально). Капитолийский холм - символ власти , государственности Древнего Рима.

После падения империи - Капитолий в Риме подрастерял свое значение. Над античными руинами поднимались замки патрициев, монастыри и церкви. Уже с X века Капитолий снова начинает превращаться в административный квартал Рима.

С приходом эпохи Возрождения на Капитолийском холме разместился сенат, управлявший городом. Именно в это время возникла традиция «дарить народу» произведения искусства. Папы Римские, ради повышения своего рейтинга в народе, часто выставляли на городских площадях скульптуры из своих коллекций, допускали публику в свои галереи и дворцовые атриумы.

В XVI веке к реконструкции строений Капитолия был привлечён Микеланджело Буонаротти. Гениальный зодчий, скульптор и художник превратил главный холм папской столицы в архитектурный и градостроительный шедевр. С тех пор Капитолий - не только символ Рима, но и гордость Италии, музейная Мекка для туристов и христианских паломников.

Сокровища Капитолия - руины, площадь, музеи и церкви

Античные руины

С древнейших времен на Капитолии сохранилось немногое:

  • Инсула - находится у подножья холма. Это остатки большого доходного дома, этакой римской высотки. Античные источники утверждают, что высота этого «отеля» была не меньше 30 метров, а площадь «апартаментов» доходила до 200 квадратных метров.
  • Мамертинская тюрьма - сохранилось подземелье этой темницы для важных государственных преступников. Среди заключенных тюрьмы были апостолы Петр и Павел, место популярно среди паломников. В предполагаемом месте заключения сподвижников Христа установлен алтарь.

Остальные античные строения угадываются в фундаментах более поздних строений: на месте храма Юпитера, Минервы и Юноны на Капитолийском холме теперь стоят дворцы Сенаторов, Консерваторов и Новый дворец, а также Базилика Девы Марии.

Капитолийская площадь

Туристы попадают на площадь в самом центре Капитолия по лестнице Кардоната. Этот парадный вход на вершину холма творение рук Микеланджело. Пологий пандус, обрамленный балюстрадой, предназначался не только для «пешеходов», но и для знатных всадников. Начало подъема «стерегут» египетские львы, завершают лестницу статуи близнецов Диоскуров (Кастор и Поллукс).

Поднявшемуся по лестнице Кардоната, путешественнику открывается великолепная Капитолийская площадь, главные объекты которой:

  • Конная статуя императора Марка Аврелия - сохранилась чудом, благодаря неразберихе раннего средневековья. Уничтожая всякое свидетельство языческого прошлого, христиане были уверены, что статуя изображает императора Константина, который прекратил преследования христиан в империи и сам принял новую веру.
  • Дворец сенаторов - здесь до конца XIX века заседали «отцы города». «Отцов» сменили городские чиновники- сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Завораживающая архитектура «создателя Ватикана» не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне - скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

  • Дворец консерваторов - это не клуб «стагнатов» и врагов прогресса. В Италии так называют судей. Административное здание построено для всё тех же чиновников. Сегодня здесь расположен музей.
  • Новый дворец - «брат-близнец» дома «консерваторов». С самого начала стал местом для выставления скульптурных и живописных коллекций, «подаренных народу».

Музеи

Вернее один музей, расположенный в Дворце Консерваторов и Новом дворце, связанный подземной галереей для удобства публики, предлагает собрания шедевров:

  • Дворец консерваторов - собрание античных скульптур. Среди самых выдающихся экспонатов - Капитолийская волчица (оригинал), Умирающий Галл, остатки колосса Константина, работы Бернини и других итальянских ваятелей периода расцвета искусств. Здесь же находится и картинная галерея, где представлены работы мастеров Возрождения и Барокко.

  • Новый дворец - собрание римских скульптурных портретов, оригинал статуи Марка Аврелия. Во дворце расположены выставочные залы музея, где экспозиция постоянно меняется — шедевров слишком много и выставить их одновременно не представляется возможным.

Церкви

Достопримечательности Капитолия обширны и многочисленны. Церкви здесь древние, полные чудотворных образов и мощей. Особенно можно выделить Базилику Девы Марии , которая стоит на месте храма Юноны. Здесь же находились и знаменитые храмовые гуси, которые предупредили римлян о приближении галлов.

Императору Августу было видение в храме Юноны - женщина с младенцем на руках, которая сообщила ему, что он видит сына единого Бога. Случай произвел настолько сильное впечатление на правителя, что он отказался от обожествления своей персоны и построил первый христианский алтарь… Ещё до распространения христианства по всей Земле.

Сегодня в базилике можно посмотреть:

  • Лестницу из 124 ступеней. Римляне убеждены - тот, кто в полночь поднимется по этой лестнице на коленях и искренне попросит о помощи Богородицу - выиграет в лотерее. Ночью здесь бывает людно.

  • Мощи Святой Елены - чудотворные реликвии, к которым стекаются паломники со всего мира.
  • Фрески и надгробия - работы великих художников (Донателло, Пентуриккьо, Микеланджело).
  • Фигура Младенца Христа - чудотворная деревянная скульптура, дарует исцеление от болезней.
  • Алтарный образ - икона византийского письма, изображает Мадонну с младенцем. Этот образ «остановил» чуму в Риме в XIV веке.

Безусловно знакомство с Римом стоит начинать с места «где все начиналось». Однако помимо Капитолия итальянская столица богата и другими достопримечательностями. Здесь каждый сможет найти что-то интересное именно для себя, открыть свое любимое место. Чтобы вам было удобнее ориентироваться на местности, мы составили .

Как добраться, время работы и цена за вход?

Проще всего добраться до Капитолия пешком от станции метро «Colosseo». Дорога займет около десяти минут, по пути можно , скучно не будет.

Сам Капитолий, как часть центра Рима, открыт для посещений круглосуточно и без всяких ограничений. Ночью, когда включается подсветка, туристов здесь становится даже больше. Шедевры Буонаротти и его учеников нельзя оградить или закрыть от глаз публики.

Античные руины также доступны круглосуточно. Плата взимается за посещение музеев (15 евро, аудиогид - 5 евро), а для осмотра Марментинской тюрьмы нужно пожертвовать символическую сумму.

Бесплатно можно посетить и Базилику Девы Марии. Службы здесь проходят ежедневно с 8 до 12 часов. Чтобы спокойно осмотреть все сокровища этого храма и сделать несколько фото, лучше зайти после полудня. Храм открыт для всех желающих до 7 часов вечера.

Время работы музеев Капитолия - с 9:30 до 19:30. Доступ для публики закрывается за час до окончания работы. Выходных здесь только три - 25 декабря, 1 января и 1 мая. 24 и 31 декабря музеи работают до двух часов. На Капитолии часто бывают самые важные гости Итальянской республики, поэтому доступ может быть ограничен. Обычно туристов предупреждают об этом за пару недель до визита.

Путешественники имеют возможность приобрести «Карту Капитолия», которая дороже обычного входного билета на 1 евро (16 евро). Обладатели карты могут посещать музеи и выставочные залы Капитолия на протяжении недели. Это лучший выход для того, кто хочет увидеть все шедевры и не заработать мигрень. Осмотреть экспозиции всех музеев (билеты продаются только комбинированные, купить билет только на одну экспозицию нельзя) за один день сложно.

Русского гида найти довольно просто, за трехчасовую экскурсию придется заплатить около 50 евро. А помогут найти проводника-соотечественника туристические информационные центры. Один из них находится в помещении касс музеев Капитолия (подвальный этаж Дворца Консерваторов).

Андрес Якубовскис

Капитолийская площадь — это архитектурный ансамбль, который в течение нескольких веков создавался на вершине одного из семи легендарных холмов Рима. Сейчас в ее зданиях расположены важнейшие археологические и художественные экспозиции Рима.

Современный ее облик складывался по большей части в эпоху Высокого Возрождения по проекту , хотя общее строительство продвигалось крайне медленно и к концу жизни архитектора, в 1564 году, не было возведено даже половины из задуманных зданий. После 1564 года работы возглавил ученик Микеланджело — Джакомо делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди (ему помогал сын, Карл Райнальди). Окончательно Капитолийская площадь считалась завершенной в 1654 году, но отдельные части проекта были осуществлены лишь в первой половине XX века.

Капитолий известен как место, где казнили за предательство весталку Тарпею, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости. Согласно легенде, во время войны с сабинянами она открыла врагам ворота, за что была либо сброшена с Капитолия, либо закидана щитами самими сабинянами. Впоследствии холм заселили сабиняне. В VIII веке до н. э. здесь находилось святилище бога Вулкана. На вершине стоял храм Капитолийской троицы, который считался самым грандиозным в городе, и еще несколько важных сакральных построек. Также на Капитолии размещался государственный архив Рима — Табуларий, где хранились народные постановления. Кроме этого, к XVI веку здесь находились еще Дворец сенаторов X века и Дворец консерваторов XV века. Все эти здания или их остатки не составляли единого ансамбля. Одно время Капитолийский холм был в таком упадке, что его даже называли Козьим, так как здесь пасли коз.

По некоторым источникам известно, что поводом к масштабной перестройке Капитолия послужил визит Карла V, короля , императора Священной Римской империи, в Рим в 1536 году. Торжественное шествие возглавлял папа римский Павел III (Алессандро Фарнезе). Процессия не смогла подняться на холм, так как он был покрыт зарослями и развалинами. В этом же году Павел III поручил создание проекта новой площади и реставрацию старых зданий Микеланджело, который вскоре подготовил подробный план Капитолийской площади. По другой версии, римский папа готовил Рим к визиту короля Испании в 1538 году. Представление о планировке, составленной Микеланджело, дает гравюра 1568 года Э. Дюперака. На ней показана площадь с высоты птичьего полета.

В общей сложности архитектор участвовал в работе в течение 10 лет — с 1536 по 1546 год. Его проект оказался невероятно масштабным. Прежде всего Микеланджело развернул площадь в сторону нового, христианского, центра Рима и просто в сторону основной городской застройки. Главная ось выходила на базилику Святого Петра, которая раньше находилась на окраине города. Позади Капитолийской площади оказался древний центр города — римский форум. На него открывается прекрасный вид, если обойти Дворец сенаторов. В центр всего ансамбля Микеланджело поместил на спроектированный им же пьедестал конную статую римского императора Марка Аврелия (161-180 годы). (Она сохранилась только благодаря тому, что в византийское время была принята за статую Константина Великого (306-337 годы), первого христианского императора. Сейчас вместо этой скульптуры установлена бронзовая копия, оригинал же помещен в один из археологических музеев Капитолия.) Таким образом была определена композиционная ось ансамбля. Микеланджело пришлось иметь дело с полуразрушенными средневековыми зданиями, которые стояли относитеяьно друг друга под неправильным углом, то есть, по сути, вне градостроительной системы.

К комплексу вел торжественный подход — широкая и пологая лестница, ее Микеланджело устроил, учитывая рельеф. У основания лестничного пандуса установлены два древнеегипетских мраморных льва. В конце подъема, на краю площади, в 1583 году поставили статуи Диоскуров, Кастора и Полиевкта, обнаруженные при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, разместили Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги.

Неправильное расположение старых зданий на площади — Дворца сенаторов (по центру) и Дворца консерваторов (с правой стороны) — заставило Микеланджело прибегнуть к приемам оптических искажений и ввести в структуру площади правила обратной перспективы. Иллюзорными эффектами пользовались еще зодчие эллинистической и римской эпох. Это архитектурное решение гения оказалось настолько остроумным, что было воспринято и развито в архитектуре барокко. Напротив Дворца консерваторов Микеланджело возвел симметричный ему Новый дворец, расположив его по отношению к центральному Дворцу сенаторов под таким же углом. Таким образом, все три здания вместе с площадью образовали правильную трапецию: у входа на площадь оказалась короткая ее сторона (40 метров), а перед Дворцом сенаторов — длинная (54 метра). Поэтому Дворец сенаторов кажется больше, чем он есть на самом деле, а фасады боковых палаццо — длиннее. При общей глубине площади 68 метров достигнут впечатляющий монументальный эффект. Трапеция обыгрывается особенным узором, который выложен травертином в мощении площади: в форму эллипса вписана сложная двенадцатиконечная звезда. Передняя сторона эллипса была более узкой, чем дальняя, из-за чего вся фигура стала яйцевидной. В перспективе при сокращении она создает впечатление окружности. По красивому замечанию одного из исследователей творчества Микеланджело, Чарли де Толная, звезда своим тонким строением вызывает в памяти знаменитое латинское выражение «Caput Mund» (центр мира), которое принято относить к Риму. Интересно понять, почему Микеланджело использовал в узоре звезду. Дело в том, что в римские времена на вершине Капитолия гадали, наблюдая за явлениями на небе, авгуры. Отсюда название храма слева от современной Капитолийской площади — Санта-Мария ин Арачели, что значит храм Марии на Алтаре Неба. Видимо, Микеланджело, проектируя облицовку площади в виде двенадцатиконечной звезды, с явной аллюзией на зодиакальный круг небесной тверди, ориентировался на эти знания о Капитолии.

Узорное мощение площади не было осуществлено в эпоху Возрождения. Иногда это объясняют его языческими реминисценциями, что очень сомнительно, так как весь замысел кажется основанным на античном вдохновении. Это подчеркивает и обилие античных скульптур, и архитектурная стилистка зданий, и расположенные в зданиях экспозиции. Площадь замостили в соответствии с рисунками Микеланджело только в 1940 году по приказу Бенито Муссолини, известного, кроме своей политической роли в истории, и археологическими интересами. Идея Микеланджело отличается особенной геометрической ясностью: выявлен иерархический центр ансамбля (Дворец сенаторов), главенство которого подчеркивает сравнительная скромность боковых сооружений (Новый дворец и Дворец консерваторов). Все здания, в том числе центральное, объединены ритмически и масштабно: повторяются пропорции членений фасадов, элементы их декора, основа в виде ордерной системы. Для каждого палаццо Микеланджело спроектировал новый фасад.

Фасад Дворца сенаторов, на котором сохранились остатки фасада древнего Табулария, особенно выделен за счет использования большого ордера и крупных членений. По обе стороны фасада расположены лестничные подъемы, по трактовке Вазари символизировавшие великие реки Нил и Тибр. Цокольный этаж оформлен рустовкой, то есть имитацией открытой каменной кладки, в то время как второй этаж оштукатурен, а его ровную поверхность разделяют крупные пилястры. Между ними располагаются пары окон с рельефными фигурными наличниками. В здании подчеркивается главная ось. Над крышей возвышается колокольня, ставшая главной вертикальной осью Капитолийской площади. В 1579 году Мартини Лонги, преемник Микеланджело, увеличил запланированную высоту, а перед фасадом устроил водоем с фигурами морских божеств. Башню венчает фигура Минервы, богини мудрости. У подножия лестницы находится еще одна скульптура — «Ликующий Рим», которая изображает Минерву, держащую земной шар. Ее имперскую символику понять несложно.

Симметричные, практически зеркальные фасады Дворца консерваторов и Нового дворца играют роль архитектурных «кулис» площади. Они, как и Дворец сенаторов, двухъярусные, но их первый этаж представляет собой открытые галереи в семь пролетов, а не сплошной массивный цоколь. Пилястры объединяют оба этажа. Каждый проем фланкируется также двумя малыми колонками, приставленными близко к главным опорам. На втором ярусе между пилястрами расположены крупные окна с наличниками. Центральные оси выделены очень скромно, лишь за счет укрупнения верхних оконных проемов. Вдоль периметра крыш всех трех зданий установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

Рим стоит на семи холмах, самым маленьким является Капитолий, расположенный в центре города. Архитектурные произведения искусства на нем олицетворяют собой величие города и римского народа. Они в сохранности дошли до наших дней. Многие стремятся пройтись по известной площади и ощутить на себе грандиозность древних построек.

История появления

Создание теперешней площади началось в 1536 году, когда в Риме чествовали приезд Карла V, Капитолийский холм пребывал не в лучшем состоянии, и папа Павел III удрученный этим, решил сделать из него ансамбль грандиозных архитектурных строений. До этого, после падения империи, холм был в заброшенном виде, его даже называли некоторый период времени «Козьим», так как пастухи пасли на нем коз.

Территория, отводимая под будущую Капитолийскую площадь в Риме, выглядела лучше, на ней находился пришедший в упадок Дворец Сенаторов X века, останки Табулария и Палаццо Консерватори XV века.

Архитектурный проект доверили знаменитому Микеланджело. Полностью выстроить Капитолий получилось только к началу XVII века. Ход проводимых работ был следующим:

  • 1537-1539 гг. составление плана реконструкции сооружений, оставшихся на холме.
  • Конец 1550 года – частичная реализация плана.
  • Начало 17 века – завершение строительства Капитолия по проекту Микеланджело. Его выполнил талантливый архитектор Дакомо делла Порта.

Особенность Капитолийской площади заключена в своеобразном оптическом восприятии пространства, которую искусно обыграл архитектор, она гармонично влилась в черты нового города.

Современная Капитолийская площадь

Интересной загадкой является исполнение ее покрытия, выложенного загадочными «узорами Микеланджело». Белые камни рисуют чуть вытянутый круг, который символизирует земной шар, а выполненные вокруг него дуги вполне возможно являются параллелями и меридианами.

В центре образованного из белых камней круга возвышается статуя Марка Аврелия, сидящего на коне с поднятым копытом, которая сохранилась в первозданном виде еще с античных времен. Но на самом деле туристам предлагается посмотреть на копию скульптуры, так как оригинал после реставрации в 1981 году остался в музее Палаццо Нуово.

Площадь окружена с трех сторон дворцами:

  1. Сенаторов, в нем теперь заседает муниципалитет города.
  2. Консерваторов (Хранителей), ставшим музеем, в котором хранятся многие античные артефакты и скульптуры животных. Среди них можно увидеть символ Рима – волчицу, вскормившую младенцев Ромула и Рема, основателей города.
  3. Новым дворцом, в нем имеется картинная галерея.

Вокруг площади расположены три лестницы:

  • Центральная – широкая и более пологая, создана Микеланджело, украшена бордюром, а у основания ее охраняют древнеегипетские мраморные львы.
  • Справа от нее имеется незаметная, но удобная узенькая лесенка.
  • Слева расположена лестница из 124 ступеней, ведущая к собору Санта-Мария-ин-Арачеле, которая была открыта в благодарность Деве Марии за то, что она спасла Рим от чумы.

Как добраться?

Она находится в центре города, к ней можно пройти пешком, встав на станции метро «Colosseo» - Колизей. Также можно доехать на автобусах № 30, 81, 160, 85, 170, 810 до остановки под названием Ara Coeli-Piazza Venezia. Или воспользоваться трамваем №8, в этом случае нужно доехать до его конечного пункта назначения.

Время посещения Капитолийского холма

Для туристов он открыт всегда, если днем можно рассмотреть всю архитектуру до мельчайших подробностей, то ночью просто прийти в восторг от невероятной и продуманной подсветки всех строений, расположенных на площади.

Музеи и дворцы работают со вторника по воскресенье с 9.30 до 19.30. Стоимость посещения составляет 15 евро, услуги гида оплачиваются отдельно. Храм Девы Марии можно посещать бесплатно, но он открыт только до 19.00.

Рим - город, посетив который, человек сможет соприкоснуться со временем. Он был построен очень давно, а на его территории сохранились места, созданные более двух тысячелетий назад. Одно из них - Капитолий. Архитектурный ансамбль, находящийся на этом холме, - наиболее популярная достопримечательность. Об истории Капитолия, о том, как туда добраться, а также о его значении читайте в статье.

Что это?

Считается, чтоназванием холм обязан одноименному храму, расположенному на нем. Еще не установлено точное лексическое значение слова Капитолий. Ряд искусствоведов считает, что оно несет такой смысл: голова, что-то важное, главное, жизнь или человек.

Капитолий в Риме называют Капитолийским холмом. Эта возвышенность - самая невысокая в городе. При этом она является центром культуры и политики Рима, а также ежегодно посещается тысячами туристов. Здесь сосредоточено большое количество памятников архитектуры, сохранившихся со времен античности.

Холм

Ансамбль Капитолия в Риме находится на одном из холмов, которых в городе насчитывается семь. Каждый из них носит свое название: Целий, Палатин, Квиринал, Авентин, Виминал, Эсквилин и Капитолий.

На последнем холме издревле возвышались всевозможные храмы, посвященные богам. Гуси, обитавшие в храме Юноны Монеты, предупредили римлян о том, что готовится нападение на них галлов. Здесь же был построен первый двор, на котором чеканили деньги. Их стали называть монетами в честь жены Юпитера. Семь холмов известны на весь мир. Капитолий славится тем, что здесь происходило большое количество знамений. Кроме того, это место считается сакральным. Здесь до сих пор расположены всевозможные церкви и базилики.

Нет на свете путешественника, который не знал бы, что в основании Рима лежат семь холмов. Однако мало кто понимает, что именно Капитолий стал возвышенностью, где зародился город. Начиная с древности, на этом холме находился политический центр Рима. Раньше здесь правили императоры, а в настоящее время здесь работает мэр города и муниципалитет.

Капитолий - невысокий холм. Он возвышается над Римским форумом. Его высота измеряется сорока шестью метрами.

Храм

Капитолий в Риме - не только холм. Один из важнейших храмов города носит такое же название. Он является первым религиозным сооружением, построенным на этом холме. Он посвящен так называемой Капитолийской триаде, в состав которой входят Минерва, Юпитер и Юнона Монета. Издревле он состоял из трех частей, посвященных определенному богу или богине. Центр был посвящен Юпитеру, правая сторона - Минерве, а левая сторона - Юноне. В каждой из частей находился алтарь.

Здесь не только поклонялись божествам, но и чеканили монеты, проводили советы. В храме располагался архив. Этот архитектурный памятник навсегда остался символом власти, силы, бессмертия Рима.

Это здание обладает многовековой историей. Когда-то в нем был сосредоточен центр города, но затем он утратил свое значение. В пятом веке он был разграблен во время захвата Рима. Считается, что тогда ансамбль лишился не только ряда предметов культа, но и нескольких слитков золота, которые, по преданию, хранились под троном Юпитера, в специально созданной нише. Капитолийский храм, или же был разрушен временем в шестом веке нашей эры. Археологи приложили все усилия для того, чтобы восстановить его. Благодаря их стараниям была реконструирована часть фундамента и небольшой фрагмент стены. Их можно увидеть в одном из залов Палаццо Консерватори.

История

Капитолий в Риме стал религиозным, политическим центром этого города сразу после того, как он был основан. Дело в том, что защищать Рим было легче на возвышенности, чем в низменности. Он служил римлянам долгое время, вершина холма никогда не пустовала. После того как был разрушен одноименный храм, рядом появилась базилика Санта-Мария ин Арачели. Она располагалась в центре возвышенности. Она не только служила церковью, в ней проходили собрания народа.

Неподалеку от подножья Арачели располагаются развалины. Они принадлежат античному строению - инсуле, которая служила чем-то вроде современной гостиницы. С первого века Рим был массово застроен подобными зданиями. При этом на верхних этажах жили те люди, у которых не было много денег, а зажиточные граждане, сумевшие оплатить жилье, селились на первых этажах и получали в свое распоряжение некоторые удобства. Например, канализацию и водоснабжение.

До шестнадцатого века сооружения Капитолийского ансамбля не реставрировались, поэтому многие из них находились в плачевном состоянии. Однако когда римский император Габсбург решил посетить город, Павел Третий озаботился видом Рима. Работа над реставрацией площади, вокруг которой и были выстроены все сооружения, была доверена Микеланджело в 1536 году. К сожалению, он не успел закончить работы, и большинство из них велись по его задумкам под руководством итальянского архитектора, скульптора Джакомо Делла Порта, а также других учеников Буонарроти. Капитолийсохранился таким, каким его сделали труды этих людей к концу 1654 года.

Достопримечательности

Капитолий в Риме притягивает путешественников своими достопримечательностями, среди которых:

  • Лестница Кардоната. Это одна из трех лестниц, по которым можно подняться на возвышенность.
  • Капитолийская площадь. Она располагается на вершине холма, являясь его центром. По ее периметру построены другие
  • Конная статуя императора в свою очередь, возвышается посередине площади.
  • Символ города - Волчица, символизирующая правосудие. Раньше она находилась на улице, неподалеку от входа в Палаццо Консерватори, однако, была перенесена внутрь сооружения. До того как эта статуя была найдена, в Капитолии стояла клетка с живой волчицей.

  • Дворец Сенаторов. Какое-то время этот архитектурный памятник служил хранилищем, однако, сейчас в его стенах находится мэрия Рима. Именно из-за этого попасть можно не во все помещения.
  • Дворец Консерваторов получил свое название из-за того, что в нем когда-то проходили заседания сенаторов и судей. Их как раз звали корсерваторами. Сейчас здание служит музеем, в котором можно найти бюсты, фрески. Известна и Пинакотека, где выставляются полотна величайших художников.
  • Палаццо Нуово - самый молодой архитектурный памятник ансамбля. Он точь-в-точь воспроизводит Дворец Консерваторов. Здесь хранятся античные скульптуры.
  • Базилика Санта-Мария ин Арачели построена на том месте, где когда-то возвышался храм Юноны Монеты. Здесь хранится чудодейственная скульптура Иисуса в младенчестве.

Культурное богатство

Капитолий в Риме является не только религиозным, политическим, но и культурным центром древнего города. В нем располагается ряд музеев, каждый из которых достоин внимания.

В стенах Дворца Сенаторов, построенного в первом веке до нашей эры, располагается музей-хранилище каменных плит, надписи на которых рассказывают о Древнем Риме. Из них можно узнать, как здесь велась жизнь и какой была политика правителей.

Во Дворце Консерваторов располагается музей бюстов из мрамора, созданных в Древнем Риме. Кроме того, здесь можно рассмотреть фрески и посетить Пинакотеку. В этой галерее выставлены полотна таких выдающихся художников, как Рубенс, Веласкес и Караваджо. Всевозможные артефакты можно найти в зале Кастеллани, а богатые коллекции монет и украшений - в монет.

Палаццо Нуово был построен для того, чтобы стать музеем. Так и получилось: здесь находятся скульптуры не только римские, но и греческие.

Экскурсии

Рим - вечный город, всегда открытый для посещения всеми желающими. Поэтому здесь проводится большое количество различных экскурсий. Наиболее популярным туристическим местом, по совместительству - сердцем города является Капитолий в Риме. Как добраться до этого места? Легко. Это можно сделать как самостоятельно, так и с группой. Однако важно понимать, что Рим - достаточно крупный город, и в нем можно заблудиться, засмотревшись на шедевры архитектуры.

Почти все туристы, побывавшие в вечном городе, посещают ансамбль Капитолия. Многие музеи, входящие в его состав, работают по одинаковому расписанию. Например, попасть в такие места, как Палаццо Нуово, Дворец Консерваторов и Дворец Сенаторов можно в любой день, кроме понедельника, с девяти часов утра до восьми часов вечера.

Как добраться?

Попасть в Капитолий можно разными способами. Доехать до холма можно, сев на поезд линии B метро. Кроме того, в Риме действует разветвленная система автобусов, маршруты которых пролегают и через возвышенности. Также можно вызвать такси и добраться до Капитолия на машине.

Пешие прогулки доступны для всех желающих. Подняться на холм Капитолий в Риме можно по трем лестницам. Левая ведет к базилике Санта-Мария ин Арачели. Центральная была спроектирована Микеланджело, она считается главной лестницей всего ансамбля. Правая же достаточно неприметная, ею, как правило, пользуются горожане. Поэтому если туристы желают подняться на холм в тени и при этом не попасть в толпу, они могут воспользоваться именно ею.