История архитектуры. Костел святой троицы в гервятах, беларусь Время работы и расписание служб


Этот храм столетиями являлся одним из самых крупных католических духовных центров всего клецкого и несвижского края. Начало его истории теряется в глубине веков, превращая повествование о нём в красивые средневековые легенды. Столь же легендарным выглядело ещё в 20 веке и само его здание с возносящимися в высоту сводами и мощными кирпичными стенами, внутри, и даже просто рядом с которыми человек ощущал дыхание древности и самой Божественной вечности!

Первое историческое упоминание о костёле Святой Троицы относится ещё к 1450 году! В тот год некий новогрудский местич Андрей Мостивилович подарил ему десятину своей деревни под Клецком. Эта деревня досталась пану Андрею от самого великого князя литовского Казимира Ягайловича за боевые заслуги, так как в 1445 году, как гласит летопись, «Ондрюшка Мостиловичъ» вместе с панами Судивоем, Радзивиллом и Николаем Немировичем и другими возглавлял семитысячное войско Великого княжества Литовского в победной битве с Московским княжеством на реке Суходров. Деревня и по сей день сохранила в своём названии имя своего давнишнего владельца и сегодня называется Мостиловичи!
Костёл находился не в замке на городище, а за пределами городских укреплений, что, скорее всего, свидетельствует о том, что в те времена католицизм не имел в пока ещё православном Клецке многочисленных последователей. Вероятнее всего, что и сам храм был тогда меньше воздвигнутого позднее. Как бы там ни было, но в середине 16 века в Клецке пришлось очень туго и католикам, и православным. В 1558 г. город переходит к кальвинисту Николаю Радзивиллу «Чёрному». В соответствии с политикой этого магната, все православные и католические храмы должны были быть обращены и переделаны в кальвинистские соборы. До клецкого костёла Св. Троицы очередь дошла в 1560 г. Причём ему выпала «честь» быть переделанным не от кого-нибудь, а от самого Симона Будного, которого Николай Радзивилл назначил министром («настоятелем») клецкого кальвинистского собора. В Клецке господин Будный жил не слишком, так сказать, по-протестански и с удовольствием пользовался всеми благами католического наследия. Так в Клецке у него был собственный дом с прислугой, двор с крепостными крестьянами, ежегодное немаленькое жалование от Радзивиллов. Хотя, конечно, нельзя сказать, что для Симона Будного было главным только материальное благополучие. Свои религиозно-филосовские изыскания имели для него куда большее значение. Именно в Клецке Будный в конце концов начал отрицать Божественность Иисуса Христа и, став арианином-антитринитарием, был в 1565 г. подвергнут своей же кальвинистской общиной остракизму. А до этого он всё же успел открыть для распространения кальвинистского учения первую в Клецке школу и издать первую на территории Беларуси книгу (кальвинистский «Катехизис»), написав в предисловии: «Писано в Клецке от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа лета 1562, месяца июня, десятого дня». Тогда он ещё считал Иисуса Христа Господом и Спасителем…
После изгнания Симона Будного (тот уехал в Лоск под Молодечно), начальником клецкого кальвинистского собора стал другой известный в истории человек с красивым именем Томаш Фалькониуш. На самом деле его звали Фома Кречетовский, но в книжной традиции он решил, несмотря на наше стереотипное представление о протестантах как об «абаронцах роднае мовы», перевести своё имя на более звучную и распространённую латынь.
Сын Николая Радзивилла «Чёрного», тоже Николай по прозвищу «Сиротка» стал, как известно, не в пример своему отцу, убеждённым католиком. В 1574 году он пишет виленскому бискупу, чтобы тот помог ему, прислав проповедников в борьбе с кальвинистскими еретиками, в т.ч. и в городе Клецке. Впоследствии владельцем Клецка стал другой сын Николая Радзивилла «Чёрного», также католик, Альбрехт. В 1586 году он совершенно изгоняет кальвинистов из города и передаёт храм Святой Троицы католикам. Именно к этому времени, скорее всего, и относится возведение нового каменного здания костёла, дошедшего до 20 столетия. Новый величественный храм был призван стать символом победы католического исповедания веры над кальвинистским и стать, таким образом, знамением окончания целого исторического периода. Есть сведения, что каменный костёл был построен к 1590 году. Первым его изображением является чертёж «Kosciolu miesta kleckiego pana marszalka», датируемый концом 16 в. («пан маршалок» - это Альбрехт Радзивилл, ставший в 1585 г. маршалком ВКЛ). А уже в начале 17 столетия храм можно было увидеть на гравюре Клецка, "созданной Томашем Маковским.”

После возвращения храма католикам, его первым настоятелем стал ксёндз Мартин, который подписывался просто: «Мартин из Клецка». Он, как когда-то Франциск Скорина, был выпускником Падуанского университета по кафедре медицины, которая была ему хорошим дополнением и в его пастырском служении. В 1605 г. кс. Мартин издал в Познани книжку «Испытанное средство против морового поветрия». Возможно, были и другие его книги, просто не дошедшие до нашего времени.
2 февраля 1652 г. внук Альбрехта Радзивилла Михаил Кароль издал привелей, в котором определил положение клецкой святыни в своих владениях. За костёлом были закреплены определённые деревни и фольварки, а также их жители, определён денежный сбор с горожан и натуральный (зерном) сбор со шляхты в пользу костёла. Кроме этого Радзивиллы обещали за свой счёт покрывать черепицей половину большущей костёльной крыши. Был определён и костёльный квартал (юридика) в Клецке, жители которого несли в пользу костёла повинности. В 1652 г. это было десять, а в 1714 г. – уже 27 семей.
Привелей 1652 г. требовал от настоятеля костёла следующее: «А ксёндз плебан нынешний и последователи должен будет и должны держать викария, алтарника, органиста, кантора, бакалавра, который бы деток читать, писать и петь учил». В костёльном инвентаре 1796 г., между прочим, было отмечено, что в костёльной приходской школе «зимой удерживаются из прихода дети убогих родителей рода шляхетского, мещанского и крестьянского. В рабочее время летом они бывают забраны родителями для неизбежных нужд по хозяйству… Дети учатся катехизису, чтению, письму и началам арифметики». Уже в начале 19 века, правда, на приходе был только «директор», который учил мещанских детей началам чтения и письма за условную плату.

При костёле существовал и госпиталь, созданный на средства сына Альбрехта Радзивилла Яна Альбрехта в 1609 г. Согласно его указу, ежегодно госпиталю должно было выдаваться 30 злотых, несколько бочек ржаного зерна, ячменя, гречки, а также мяса и дрова. «Старших госпитальных» назначал непосредственно князь.
В начале 18 века через радзивилловские владения огнём и мечём прошлись шведы. В костёле Св. Троицы они ограбили захоронение маршалка ВКЛ Станислава Казимира Радзивилла и утащили много золота из интерьера. Несмотря на это, инвентарь 1712 г. отмечает в убранстве костёла множество позолоченных вещей, в т.ч. и главный алтарь Св. Троицы. От духовных потомков Будного и Фалькониуша была вывезена в город Белую и одна из главных костёльных святынь – икона Благовещения Девы Марии, почитавшийся чудотворным. Его чудеса были записаны ещё в 1677 году специальной комиссией по указу виленского бискупа Стефана Паца. Кстати, «на память» о шведском нашествии в костёльной башне остались два каменных ядра, застрявших там после выстрелов.
В 1810 г. в костёле произошёл пожар и вскоре состоялся ремонт на средства Николая Йозефа Радзивилла.После этого ремонта у костёла появилась новая крыша, а над входом в нише была установлена скульптура Иисуса Христа (её видно на фото).
Интерьер храма тех лет украшал резной лакированный скульптурный алтарь, центральное место в котором занимала икона Святой Троицы. В боковых алтарях (всего их было семь) были иконы Св. Николая, св. Анны, Девы Марии (той самой, что спасали в Белой от шведов), Распятого Христа и св. Тадеуша Апостола. Костёл имел украшенный скульптурой орган на одиннадцать голосов.

В храме бережно хранили память о своих жертвователях и основателях, молясь перед Богом об их душах. Дважды в неделю после службы священники поминали всех Радзивиллов клецкой линии и семью Юрия и Екатерины Булгаков (пожертвовавших костёлу при строительстве крупную сумму). Отдельно молились по понедельникам за Михаила Кароля Радзивилла, о заслугах коего перед Клецким костёлом мы уже говорили.
Костёл Святой Троицы имел свой филиал под Клецком в деревне Соловьи. Филиальный костёл построенный из дерева, был покрыт гонтом, а внутри помещал один алтарь с картиной Пресвятой Троицы и ризницу.
В 20 веке костёл пережил и первую мировую, и советско-польскую, и вторую мировую войны. Во время второй из них досталось костёльному колоколу, который был повреждён артиллеристским снарядом. В 1937 г. Колокол был переплавлен на литейной фабрике братьев Фельчинских.

С разрушением храма, католическая община Клецка была вынуждена переместиться в обычный городской домик, где ещё до недавнего времени проходили богослужения. А не так давно в городе началось возведение нового костёла, который, несмотря на современные элементы архитектуры и материалы, в чём-то неуловимо напоминает тот самый древний храм! И носить он будет то же самое имя – Святой Троицы.


Новый костёл Святой Троицы в Клецке

Псков, Музейный пер, 6

Историческая справка

В начале XIX века община проживающих в Пскове католиков, насчитывающая около ста человек, обратилась к властям с просьбой об открытии в городе костела.

В 1803 году, по Высочайшему повелению императора Александра I, католикам Псковской и Новгородской губерний для проведения богослужений разрешено было иметь капеллана. Одновременно было дано распоряжение о передаче католической общине одного из пустующих православных храмов Пскова.

Местные епархиальные власти передали католическому приходу церковь бывшего женского монастыря Трех Святителей на Болоте.

Средневековый храм располагался в центре небольшого квартала между стеной Окольного города и Поганкиными палатами .

Служба в церкви не проводилась с середины XVIII века. Здание пустовало и быстро ветшало.

Католики отремонтировали переданный им храм, приспособив его для своих нужд.

В 1804 году обновленный храм был заново освящен в честь Святой Троицы.

Перестроенное здание бывшего православного храма в новом качестве просуществовало еще пятьдесят лет.

К середине XIX века число католиков, проживающих в Пскове, увеличилось до тысячи человек. Существующее здание костела уже не могло вместить всех прихожан. Было принято решение разобрать старый костел и вблизи его построить новое более вместительное церковное здание.

Весной 1854 года по проекту инженера А. Яневича было начато строительство нового костела. Первое богослужение во вновь отстроенном храме состоялось 15 августа 1855 года.

Храм по традиции был освящен в честь Святой Троицы. Он имел два придела (капеллы): правый придел был посвящен Иисусу Христу, левый - деве Марии.

В отличие от старого костела, новое здание было поставлено не в глубине квартала,
а выходило своим парадным торцовым фасадом на красную линию Поганкина переулка (ныне Музейного пер.).

Территория справа от костела в конце XIX века была занята зелеными насаждениями. От улицы церковное домовладение отделял каменный забор.

Общие сведения об архитектуре костела дают видовые фотографии конца XIX - начала XX века. Из них следует, что первоначально здание представляло собой прямоугольную в плане постройку с двумя башенными объемами, примыкающими к ней со стороны южного фасада.

Между башнями располагался парадный вход в здание.

Основной объем храма был перекрыт двухскатной крышей, башенные объемы имели завершение в виде четырехгранных шпилей.

Стены базилики прорезали высокие стрельчатые окна, опирающиеся на подоконную тягу.

"План губернского города Пскова с поселенными при нем слободами", 1781 г. Копия. Фрагмент

На башенных объемах их заменяли стрельчатые оконные ниши.

В оформлении фасадов использовалось сочетание отдельных элементов архитектуры готики и классицизма.

В начале 1930-х годов костел был закрыт.

Сведения о том, открывался ли костел для богослужения в годы Великой Отечественной войны, не обнаружены.

В 1945 году решением Горисполкома от 20 апреля за № 260 здание бывшего костела было передано на баланс тресту «Псковстрой» для восстановления.

"Псков. Католическая церковь". Копия видовой открытки начала ХХ в.

В 1948 году в реконструированном здании разместилась профтехшкола.

Решением областного управления промкооперерации от 2 августа 1952 года за № 1176 здание было передано профтехникуму.

Во все последующие годы в нем располагались различные учебные заведения системы профтехобразования.

В настоящее время помещения бывшего костела Святой Троицы занимает муниципальное образовательное учреждение начального образования «Псковский учебно-производственный центр».

Основные архитектурные особенности

Здание располагается в историческом центре города Пскова в квартале между улицами Свердлова , Некрасова , переулками Музейным и Комсомольским .

Южный торцовый фасад постройки ориентирован вдоль красной линии Музейного переулка. В непосредственной близости от здания находятся «Палаты у Сокольей башни» (ХVII.) и «Палаты Поганкина» (ХVII).

Южный и западный фасады. Общий вид

Дом каменный, двухэтажный, прямоугольный в плане. Крыша вальмовая.

Композиция главного южного фасада симметричная.

Боковые части фасада в габаритах бывших башенных объемов выделены раскреповкой.

В уровне 1-го этажа углы раскрепованной части оформлены лопатками, опирающимися на штукатурный цоколь. Первоначально лопатки, по-видимому, поддерживали подоконную тягу, ограничивавшую оконные стрельчатые ниши башен.

В уровне 2-го этажа углы фасада закреплены штукатурными рустованными лопатками.

Главный (южный) фасад. Общий вид

В центре фасада расположен дверной проем парадного входа в здание и окно лестничной площадки 2-го этажа (результат поздних перестроек).

Горизонтальные элементы в композиции фасада представлены ступенчатым штукатурным цоколем, плоским фризом и широким венчающим карнизом с рядом дентикул.

Композиции бокового западного фасада сохраняет основные черты постройки середины XIX века.

Правая часть, включающая в себя объем юго-западной башни, несколько заглублена по отношению к основной плоскости стены.

Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как на главном фасаде здания.

Западный фасад. Общий вид

Между лопатками на оси бывшей стрельчатой ниши расположено высокое прямоугольное окно.

Окно 2-го этажа позднее, смещено в сторону центральной части фасада.

Левый фланг фасада глухой (под слоем штукатурки проступают очертания первоначального высокого оконного проема стрельчатой формы).

В центре фасада на 4-х сохранившихся осях бывших стрельчатых окон в уровне 1 -го и 2-го этажей расположены прямоугольные оконные проемы (поздние).

Габариты всех оконных проемов фасада одинаковы в пределах каждого из этажей.

Высокие окна 1-го этажа не имеют декора. Близкие по форме к квадрату окна 2-го этажа оформлены простой формы сандриками в виде полочки.

Горизонтальные элементы композиции общие для всех частей фасада -штукатурный цоколь, плоский фриз и широкий венчающий карниз с рядом дентикул.

Северный фасад. Общий вид

Композиция торцового северного фасада искажена поздними перестройками. Горизонтальные элементы те же, что на боковом западном фасаде.

Композиция бокового восточного фасада близка к композиции западного фасада.

Левая часть фасада (нижний ярус юго-восточной башни) заглублена по отношению к плоскости стены основного объема здания.

Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как противоположном фасаде здания.

Восточный фасад. Общий вид

Пространство между лопатками оформлено в виде неглубокой прямоугольной ниши.

Над нишей в уровне 2-го этажа - небольшое прямоугольное окно лестничной клетки (позднее).

В центральной части фасада в уровне 1-го и 2-го этажей в ровном ритме на 4-х осях расположены окна, фиксирующие первоначальное местонахождение стрельчатых окон фасада.

Форма и габариты оконных проемов центральной части фасада такие же, как на противоположном западном фасаде здания. Однако в отличие от последних, окна центральной части восточного фасада имеют насыщенный поздний декор.

Фрагмент западного фасада. Стена юго-западного башенного объема

Горизонтальные элементы композиции те же, что на других фасадах здания.

В интерьере здания в пределах капитальных стен сохраняются следы планировки середины XIX века.

Две поперечные стены - северная и южная - отделяют объемы башен и алтарной части от основного помещения базилики.

План 1 этажа. План 2 этажа

Два ряда квадратных в плане столбов, первоначально деливших основное помещение базилики на три близких по ширине нефа, включены в интерьер комнат, расположенных по обе стороны от центрального коридора.

В настоящее время столбы, отделенные друг от друга поздними перегородками, утратили ту роль, которую первоначально играли в композиции интерьера здания.

Высота помещений: 1-го этажа - 3,8 м; 2-го этажа- 3,3 м.

Фундамент - ленточный бутовый; стены - бутовые; перегородки - кирпичные, деревянные; стропила и обрешетка - деревянные; кровля - железо; лестницы - каменные; полы - дощатые, керамическая плитка, линолеум; окна - двух-трехстворные; двери - деревянные, металлические; наружная отделка- штукатурка, побелка; внутренняя отделка - обои по штукатурке, окраска. Общие габариты в плане: 17,45 м х 28,10 м.

Общие сведения

Одна из первых эклектичных построек в архитектуре губернского Пскова, в композиции фасадов которой были использованы мотивы архитектуры классицизма и готики.

Единственный сохранившийся в городе памятник, связанный с деятельностью католической церкви на территории Псковской губернии.

Предметы особой охраны

Общие габариты и объемно-пространственная композиция здания, включающая в себя объем базилики и двух примыкающих к ней с южной стороны объемов башен (без утраченных ярусов звона).

Композиция боковых фасадов с обязательным сохранением местоположения оконных проемов, фиксирующих оси первоначальных стрельчатых окон. - Симметрия в композиции главного фасада.

Сохранение раскреповки стен боковых и главного фасадов в габаритах бывших башенных объемов.

Габариты угловых лопаток 1-го этажа бывших башенных объемов.

Горизонтальные элементы композиции - цоколь, гладкий фриз, венчающий карниз с дентикулами.

Материал, конструкция и техника кладки фундаментов и капитальных стен здания.

Высота, уровень уклона, конструкция (двухскатная) крыши.

Характер отделки фасадов (штукатурка, побелка).

Планировка в габаритах капитальных стен. Сохранение в центральной части здания двух рядов столбов, первоначально деливших основное пространство базилики на три нефа. Выделение в интерьере двух бывших башенных объемов и объема алтарной части.

Перестройки и утраты

В конце 1940-х годов, в связи с изменением функционального назначения постройки, здание было капитально перестроено.

Второй ярус башенных объемов (ярус звона) демонтирован. Открытое пространство перед входом в костел, первоначально располагавшееся между башнями, и сами башни, включены в интерьер здания.

Образовавшийся в результате перестроек объем был перекрыт новой крышей.

При сохранившейся высоте конька, ранее двухскатная крыша получила две усеченные вальмы, устроенные со стороны торцовых фасадов.

В ходе проведенной реконструкции здание костела стало двухэтажным.

Фрагмент интерьера парадной лестничной клетки. Лестничные ограждения

В объеме бывшей юго-восточной башни была устроена лестничная клетка с парадной лестницей, ведущей на второй этаж.

В другом конце здания у северо-восточного угла постройки была оборудована лестничная клетка «черного» входа в здание.

Дверной проем «черного» входа устроен из оконного проема в северной алтарной части здания.

На обеих лестницах, парадной и «черной», использованы металлические ограждения начала XX века (возможно, демонтированы с «черных» лестниц соседнего здания Мариинской женской гимназии).

Слева от лестничной клетки «черного» входа в уровне 1-го этажа расположили туалеты.

При разработке интерьера в основном объеме бывшей базилики в уровне обоих этажей была применена коридорная система. Узкий коридор, занявший часть пространства бывшего центрального нефа, соединил парадную и «черную» лестничные клетки здания. Одна из продольных стен коридора примкнула к восточному ряду столбов базилики. По обе стороны коридора расположили комнаты различных габаритов.

Костел Святого Роха в Минске расположен немного в стороне от проспекта Независимости, и со всех сторон окружен жилыми домами, поэтому не виден издалека, как большинство культовых сооружений.

Костел Святого Роха (фото: Сергей Сандаков, 2006)

Костёл Пресвятой Троицы был построен в середине 19 в. по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Сооружение является памятником архитектуры неоготического стиля.

Костел Пресвятой Троицы (фото: Сергей Сандаков, 2006)

До наших дней сохранилась легенда, о том, как возник этот костел… Во время эпидемии холеры 1631 г. одному из жителей Минска во сне пришло послание свыше о том, что город может спасти от холеры только статуя святого Роха, которая погребена под обломками костела бонифраторов. После продолжительных поисков в указанном во сне месте действительно была найдена деревянная статуя святого Роха, которую с большими извлекли из завалов, пронесли по всему городу и установили в деревянной каплице на Золотой Горке. После этого эпидемия холеры в Минске действительно пошла на убыль, а святого Роха стали почитать, как небесного покровителя города. Позже на месте деревянной каплицы и было построено здание костела.

В здании Костела Святого Роха находился зал камерной и органной музыки Белгосфилармонии, который был создан в 80-х гг. XX в. в ходе реставрации.

Во дворе костела можно увидеть немногочисленные старые надгробные памятники — это всё, что осталось от некогда большого Золотогорского кладбища. Также здесь находится несколько красивых скульптур.

Скульптуры во дворе костела (фото: Сергей Сандаков, 2006)

  1. Храм имеет несколько названий, которые употребляются жителями города Минска: Костел Святого Роха, Троицкий (Пресвятой Троицы) Костел, Златогорский Костел.
  2. В 1998 в правом алтаре костела была установлена выполненная из металла статуя св. Роха, где некогда стояла исчезнувшая историческая.

Время работы и расписание служб

Будни: 08.00, 19.00
Воскресенье: 09.00, 11.00, 12.30, 19.00
Дополнительные богослужения (для парафий св. Петра и Павла и св. Андрея): будни в 12.00, воскресенье в 07.30 (на польск. языке) и 16.00 (на бел. языке)

Как добраться

Костел Святого Роха (Троицкий костел) находится по адресу: пр. Независимости, 44А
Доехать можно на метро, выход на станции «Площадь Победы» (в сторону ЦУМа)

Наверное в каждом городе есть места, о существовании которых неизвестно широкому кругу жителей. В Москве это , спрятанный во дворах Арбата, или , раскинувшийся в сотне метров от проспекта Мира, об этих памятниках архитектуры не знают даже москвичи, не говоря уже о гостях столицы. В Минске тоже есть такой памятник-невидимка, он находится в самом центре города, в пятидесяти метрах от главного проспекта столицы, при этом многие минчане о его существовании даже не догадываются.

Около 1390 года польский король Ягайло основал первый первый в Минске католический приход и назвал его в честь Святой Троицы. Деревянный храм построили на левом берегу Свислочи на горе, названной впоследствии в честь того храма Троицкой. Сегодня на ней стоит Большой театр оперы и балета:

А рядом - знаменитое Троицкое предместье:

В 1409 году деревянный костел, построенный Ягайло, сгорел, на его месте выстроили новый. Он простоял ровно 400 лет и в августе 1809 года погиб в разрушительном пожаре, уничтожившем большую часть Троицкого предместья. Пять лет спустя был разработан проект восстановления храма, но на его постройку не хватило средств. Более 20 лет община не имела собственного здания и в итоге обосновалась в районе Золотой Горки:

Здесь с конца XVIII века находилось большое католическое кладбище, посреди которого в 1796 году установили первую деревянную часовню. На ее месте в 1832 году был построен небольшой деревянный храм, в который и переехал приход Cвятой Троицы. К середине XIX века кладбище на Золотой горке сильно разрослось - причиной стали две эпидемий холеры, свирепствовавшие в Минске в 1848 и 1853 годах. Деревянное здание костела уже не могло вместить всех прихожан, поэтому было принято решение построить на его месте каменный храм:

Строительство началось в 1861 году и, благодаря активным пожертвованиям паствы, завершилось довольно быстро - 1 ноября 1864 года в костеле прошла первая месса:

Помимо исторического названия в честь Святой Троицы храм получил и новое - в честь святого Роха, покровителя больных чумой и холерой:

Сегодня костел Святой Троицы находится по адресу проспект Независимости 44а, при этом с самого проспекта его не видно. Многие жители столицы годами проходят мимо и не подозревают о том какой уникальный осколок дореволюционного Минска сохранился в соседнем дворе. Самый быстрый способ попасть к храму - зайти в проезд между зданием Дворца искусства и редакцией "Вечернего Минска" со стороны улицы Козлова:

Единственный путь на территорию костела лежит через эту лестницу:

Уже с ее ступеней открывается замечательный вид на чудесный храм в неоготическом стиле:

То, что это здание сохранилось до наших дней - само по себе чудо:

К началу XX века население Минска увеличилось втрое по сравнению с тем, каким оно было на момент строительства храма, количество прихожан к этому времени возросло до 7000, места всем уже не хватало. В 1910 году был разработан проект нового костела, значительно превосходящего старый по размеру:

Его строительству помешала Первая мировая война, а последовавшая за ней революция окончательно похоронила проект. Старый храм остался стоять на прежнем месте:

В 1922 году внутреннее убранство было полностью разграблено, а в богоборческие 30-е костел закрыли:

Богослужения ненадолго возобновились во время фашистской оккупации:

Но после завершения войны костел окончательно закрыли и переоборудовали под книгохранилище:

Старое католическое кладбище было уничтожено, на его месте построили жилые дома:

Так костел оказался на внутридворовой территории, зажатый между гаражным массивом и Дворцом искусства:

Фасад здания направлен в сторону проспекта Независимости, но полностью скрыт от него жилым домом:

Когда-то на месте современного проспекта проходил Борисовских тракт - главная дорога из Минска в Москву:

В те времена путники, въезжавшие в город, издалека видели двухярусную башню Золотогорского костела, венчающую его главный фасад:

В начале 1980-х книгохранилище было закрыто, здание отреставрировали, переделали под зал камерной музыки и передали в ведение Белгосфилармонии. В 1986 году в апсиде установили большой орган, примерно в то же время в оконные проемы вернулись витражи:

В 1991 году в свободное от концертов время в храме возобновились богослужения:

Зал камерной музыки закрыли только в 2006-м, в том же году здание было возвращено католической церкви:

Интерьер стал наполняться католическими символами, стены храма украсили бронзовыми барельефами "Путь Христа на Голгофу":

В левом алтаре, где до революции находилась икона Божьей Матери с младенцем, установили скульптуру Девы Марии:

В правый алтарь вернули статую святого Роха:

Золотогорский костел уникален тем, что его алтарная часть почти полностью занята органом:

Это неправильное расположение, в алтарной части должен быть алтарь, но в 1980-е годы, когда орган появился в храме, об этом никто не задумывался:

Перенести его невозможно из-за его размеров, менять на новый нецелесообразно - это один из лучших органов Беларуси, благодаря ему в костеле ежегодно проводится международный фестиваль органной музыки "Золотогорская лира":

К концу 2000-х храм оказался на грани обрушения - из-за прохудившейся крыши потолок здания пошел трещинами:

Стараниями прихожан были собраны средства, на которые строители полностью обновили крышу и заменили стропильную систему. Нагрузка на своды снизилась, храм был спасен:

Доски, оставшиеся после ремонта, лежат сегодня на заднем дворе храма:

Замена крыши - лишь первый шаг в реставрации здания, серьезных работ здесь не проводили с 1980-х:

Необходимо еще укрепить фундамент и стены, восстановить убранство:

На территории вокруг костела организовали мемориал в память о снесенном кладбище:

Старые могильные плиты, которые удалось найти и сохранить, разложили вдоль ограды:

На некоторых надгробьях до сих пор можно прочитать имена и годы жизни людей, лежавших когда-то под ними:

Община храма еще не до конца сформирована, приход восстановлен всего 10 лет назад, но потенциал для его роста есть - шестивековая история и статус первой католической общины Минска привлекают людей. Настоятели костела ведут активную просветительскую работу, организуют мероприятия, фестиваль органной музыки освещается в СМИ. Храм как птица Феникс в очередной раз возродился из пепла, у теперешней его реинкарнации есть все шансы стать домом старейшей общины города на долгие века вперед.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Минске:

Костел Святой Троицы находится в Брно в местечке Кралово поле и входит в комплекс зданий, где первоначально размещался картезианский монастырь, а теперь на территории бывшего монастыря находится факультет информационных технологий Технического университета Брно.

История

Костел Святой Троицы и монастырь были основаны в 1375 году моравским маркграфом Яном Индржихом за три месяца до его смерти. Строительство костела Святой Троицы и монастыря началось примерно в 1387 году. Первоначально готическая церковь во 2-й половине XVIII века, была перестроена в стиле барокко. Внутри костела в стиле барокко оформлена и часовня, стены которой были расписаны в 1766-1779 годах художником Францом Антоном Маульбертшем. Кроме того, в интерьер костела были добавлены богато украшенные резьбой хоры, ценный алтарь, амвон и серия картин со сценами из жизни двенадцати апостолов.

Как и другие церкви Брно, костел Святой Троицы был серьезно поврежден во времена многочисленных войн, проходивших через Брно в разное время. На протяжении более четырех веков своего существования монастырь горел два раза (в первый раз спустя пятнадцать лет после завершения строительства первого здания), три раза разграблен и подожжен гуситами, горел в огне после нашествия венгерской армии, когда-то был разграблен шведскими и прусскими войсками. В 1782 году монастырь при императоре Иосифе II был превращен в казарму.
Костел Святой Троицы служил приходской церковью для жителей окрестных деревень.

Интерьер и архитектура

На средневековое происхождение костела Святой Троицы указывают два готических свода в южной стене церкви ниже окна. Они были обнаружены во время ремонта штукатурки в 1966 году и были записаны летописцем. Старая часть нефа имеет крестовый свод. Главная башня костела, прежде стоявшая на правой стороне нефа, была разрушена, поскольку существовал риск ее падения. На северной стене видна каменная кладка, датируемая 1766 года. Это место, от которого церковь была расширенная на запад, включает в себя часовню, хоры, притвор и новую башню высотой в 32,70 метра.

Крест на куполе башни был установлен 6 сентября 1766 года. В костеле Святой Троицы хранятся документы 1696 года, которые повествуют о ремонте церкви. Стоит отметить, что изображения Святой Троицы Девы Марии с младенцем Иисусом, находящиеся по обеим сторонам алтаря размещались ранее на церковном кладбище, но потом были перенесены в костел.

Свой нынешний вид костел Святой Троицы приобрел в 1932 году. Часть костела была разрушена и расширена, реконструкция завершилась ремонтом башни в 1934 году. Внутри церкви можно увидеть алтарь конца XVIII века, который является работой резчика Андрея Швайгля. Боковой алтарь святого Вацлава и Яна Непомуцкого костелу пожертвовал картезианский монастырь после реконструкции в 1766 году. Часть картин висела в люнетах северной стены старого нефа и вместе с изображением Девы Марии с младенцем Иисусом была перемещена на алтарь вместе с деревянным крестом.

Вдоль южной стены размещается восьмиугольная купель из песчаника, святилище из мрамора в барочном стиле и кованые железные двери.

На северной стене костела Святой Троицы высечена Мадонна, созданная скульптором Григорием Кортбой 25 мая 1941 года и надгробия из песчаника. Интересны и витражи костела. Четыре витража размещаются в старой части церкви и рядом с главным алтарем. На витражах изображены военные события 40-х годов XX века, которые заменили утраченные витражи 1932 года.

Есть также витражи на южной стороне в галерее на первом этаже, а также на северной стороне в галерее на первом этаже. Другой достопримечательностью костела Святой Троицы является статуя Девы Марии. Сегодня костел имеет электрическое отопление и защищен от злоумышленников посредством электронной сигнализации.