Дворцовая площадь что там находится. Дворцовая площадь. Ансамбль Дворцовой площади

Дворцовая площадь ошеломляет людей, увидевших ее впервые, своим величием и строгим совершенством. Здесь как нигде в городе чувствуется дух имперского Санкт-Петербурга. В центре площади возвышается Александровская колонна, сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана (француза, между прочим!) в честь победы России над Наполеоном. Колонна, вырубленная из гранитного монолита, держится на постаменте исключительно с помощью точного расчета и собственного огромного веса (около 600 т) . Не случайно в первые годы после ее установки многие петербуржцы обходили колонну стороной - не ровен час, упадет.

На вершине Александровской колонны - бронзовая фигура ангела, попирающая крестом змею. Говорят, что лицу ангела скульптор Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, а голова змеи походит на лицо Наполеона. Так это или нет на самом деле, снизу оценить трудно - колонна очень высока. Ее специально воздвигли выше Вандомской колонны в Париже, сооруженной в честь побед Наполеона. Получилась самая высокая триумфальная колонна в мире (47,5 м) .

В XIX в. по городу ходила такая эпиграмма по поводу скульптуры, венчающей колонну:

В России дышит все военным ремеслом, И Ангел делает на караул крестом.

В 1925 г. к годовщине со дня смерти Ленина у нового советского правительства возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой десятиметровой статуей Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с «ампирным» ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.

Основное сооружение Дворцовой площади - конечно же, Зимний дворец, главная резиденция российских императоров. Это грандиозное здание в виде мощного каре с внутренним двором, богато украшенными фасадами и скульптурами на крыше, возвел в середине XVIII в. для императрицы Елизаветы Петровны знаменитый итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Этот яркий образец стиля русского барокко, так нравившегося дочери Петра своей роскошью и великолепием, стал уже пятым по счету зимним царским домом. Все предыдущие оказывались слишком малы и недостаточно величественны для русских монархов. Первый Зимний дворец, построенный для Петра I, находился на берегу Зимней канавки, на месте нынешнего Эрмитажного театра. Рядом с ним был дворец генерал-адмирала Апраксина, который по его завещанию отошел к императору Петру II. Царица Анна Иоанновна велела сделать к нему пристройки и жила в нем некоторое время, пока Растрелли не возвел для нее новый Зимний дворец, показавшийся тесноватым следующей императрице Елизавете Петровне. Поэтому в 1754 г. на его месте Растрелли заложил новый, нынешний Зимний дворец. Елизавета торопила архитектора, но строительство затянулось почти на десять лет.

Новый Зимний дворец, создававшийся, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», стал настоящим шедевром творчества Растрелли. Его торжественно-нарядный внешний облик сочетался с пышной отделкой расположенных анфиладами залов и комнат, богато украшенных золоченой резьбой и зеркалами.

Елизавета Петровна скончалась до завершения отделочных работ, и первым в Зимний дворец въехал ее племянник Петр III. Однако он недолго продержался у власти и почти не успел освоить свою новую резиденцию. Первой настоящей владелицей дворца стала его супруга Екатерина II, занявшая русский трон после свержения ненавистного мужа. Новая императрица приказала переделать барочные интерьеры дворца в классическом стиле, так как к этому времени эстетические вкусы изменились и интерес к искусству барокко начал увядать. Классицизм же, напротив, стремительно входил в моду благодаря археологическим раскопкам в Помпее, Геркулануме и других итальянских городах. Впоследствии по приказу Екатерины рядом с Зимним дворцом были выстроены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажного театра, а позже, уже при внуке Екатерины Николае I, - Новый Эрмитаж.

В 1837 г. грандиозный пожар уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Лучшие тогдашние российские архитекторы и строители за очень короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были оставлены в первоначальном виде, но время было уже иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.

Зимний дворец - самый большой и роскошный дворец города, один из самых пышных символов русского самодержавия. Представьте себе, в нем 1050 помещений, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон! Его высота (22 м) в царствование Николая I была признана эталоном в городском градостроении. Возводить более высокие дома было запрещено.

Жуковский писал: «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего».

В Зимнем дворце жили русские монархи со своими семьями, а также огромный штат прислуги. В нем устраивались великолепные праздники и балы. Дворец служил официальной резиденцией российских императоров до Февральской революции 1917 г., после чего в нем обосновались министры Временного правительства. 25 октября (7 ноября) 1917 г. по сигналу, данному выстрелом пушки крейсера «Аврора», дворец был взят штурмом революционными матросами и солдатами, а министры арестованы. Дворец был национализирован и позже превращен в музей. Сейчас Зимний дворец - основная часть Государственного Эрмитажа.

Здание Штаба гвардейского корпуса, замыкающее площадь с востока, было построено архитектором Александром Брюлловым, братом художника Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» (вы можете увидеть ее в Русском музее) . Во время важных праздников на фасаде этого здания обычно размещается огромное панно, которое уже стало традиционной частью парадного оформления города.

Дворцовая площадь связана Певческим мостом (он знаменит своей необычайно красивой, словно бы кружевной оградой) с набережной Мойки.

Дворцовая площадь является главной площадью Петербурга, образованной знаковыми для города достопримечательностями - Зимним дворцом, Главным штабом, Гвардейским корпусом и Александровской колонной.

История возникновения


Здание Главного штаба

История Дворцовой площади начинается с постройки Зимнего дворца в 1754-62 годах. Идея создания центральной площади принадлежит знаменитому архитектору Б. Ф. Растрелли, который спроектировал Зимний и предложил черновую версию проекта всей Дворцовой.

В 60-70-е годы XVIII века началась активная застройка центральной площади. В этот период был создан Южный павильон Малого , а также Вольное экономическое общество в районе пересечения площади с .

Следующий важный этап застройки Дворцовой приходится на 1819-29 годы, когда по проекту К. Росси был возведен Главный штаб с триумфальной аркой. В 1834 году была воздвигнута величественная Александровская колонна, а в начале 1840-х - штаб Гвардейского корпуса. Таким образом, завершилось формирование современного ансамбля центральной площади города.

Изначально территория Дворцовой в Санкт-Петербурге именовалась Адмиралтейским лугом. Современное название было закреплено в 1766 году. В период с октября 1918 по январь 1944-го центральная площадь города носила имя «площадь Урицкого».

О составе ансамбля


Зимний дворец на Дворцовой площади

Подробнее об образующих объектах ансамбля Дворцовой площади:

  • Зимний дворец - северная граница площади. Здание в стиле роскошного барокко является творением знаменитого архитектора Б. Ф. Растрелли. На протяжении почти двух веков дворец имел статус основной императорской резиденции, а в настоящее время Зимний - это главное здание Эрмитажа, где содержится значительная часть музейной коллекции.
  • Здание Главного штаба - ограничивает площадь с южной стороны. Сооружение является образцом стиля ампир и состоит из трех корпусов, образующих дугу, растянувшуюся на 580 метров. Корпуса объединяет величественная триумфальная арка, которая придает площади парадный облик и располагается в центре архитектурного ансамбля. На самой арке установлена колесница Славы, символизирующая победы русской армии. Часть здания штаба сейчас передана в распоряжение Западному военному округу, а его восточное крыло - Эрмитажу.
  • Штаб Гвардейского корпуса - восточная граница Дворцовой площади. Данный проект - детище А. Брюллова, который справился с невероятной по степени сложности задачей - ему удалось связать в единую гармоничную композицию Зимний дворец, выполненный в стиле барокко, и Главный штаб, который является представителем классического стиля в архитектуре.
  • Александровская колонна - один из самых известных памятников в Петербурге. Представляет собой символ победы Александра I в войне с наполеоновской Францией. Монолит держится под силой собственной тяжести и не имеет дополнительных креплений.

Площадь в наши дни

На сегодняшний день Дворцовая площадь - один из главных символов Санкт-Петербурга. Здесь регулярно проводят грандиозные концерты и фестивали, а также значимые культурные и спортивные мероприятия.

Помимо того, что на самой центральной площади и так находится несколько важных городских достопримечательностей, с нее открывается отличный вид на . А еще, миновав Зимний дворец, можно попасть на Дворцовую набережную, с которой по левую руку видно Васильевский остров, а по правую - Заячий, тот самый, где расположена .

Дворцовая площадь (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):

Место расположения главной резиденции российских императоров — , — как и многих других сооружений , определил основатель города Петр Великий.

Самый первый дом «для зимнего пребывания царя» был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом «голландской» архитектуры — первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный — с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название — по дворцу.

Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к . Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем — она сохранилась до наших дней.)

По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец — появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, насчитывалось около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.

Царица затеяла новое строительство — четвертого по счету Зимнего дворца. Получивший название Анненского, он был спроектирован и возведен в 1732-1736 гг. придворным архитектором Б.Ф. Растрелли. Трехэтажное здание, в нарушение петровских предписаний, смотрело не на Неву, а на . Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.

Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Растрелли предложил императрице проект нового дворца, а так как строить его предполагалось на месте Анненского, то он всего за семь месяцев 1755 г. создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу и со 156 комнатами также было роскошно отделано.

После смерти императрицы дворец пришел в запустение, его убранство растащили, а еще не ветхое здание разобрали.

Создание монумента поручили Огюсту Монферрану. Перед архитектором стояла сложнейшая задача — в мире еще не существовало колонн таких размеров, высеченных из цельного камня. Впрочем, Монферран имел опыт установки гранитных колонн (пусть и вдвое меньших по размеру и в пять раз — по весу).

Работы начались в 1830 г. В каменоломне Пютерлакс, близ , в течение двух лет трудясь по 15 часов в сутки, каменотесы под руководством техника-самоучки Василия Яковлева откалывали гранитную глыбу длиной 30 м и толщиной 7 м. Когда громадина весом 3 754 т отделилась от скалы, ее уложили на грунт и приступили к обработке. Одновременно В. Яковлев вырубил гранитный блок под пьедестал весом 410 т.

Место для установки монумента Монферран выбрал в центре Дворцовой площади. Здесь выкопали котлован под фундамент, в основание которого вбили 1250 сосновых просмоленных свай длиной более 6 м каждая. На них уложили гранитные блоки толщиной 0,5 м, в один из них вставили бронзовую шкатулку со 105 золотыми, платиновыми, серебряными монетами и медалями, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 г.

Началась доставка обоих монолитов на площадь. Первым транспортировали пьедестал. Глыбу подтащили к берегу Финского залива и погрузили на специально построенную баржу, которую благополучно отбуксировали к пристани, возведенной между и . Восемь дней потребовалось для того, чтобы передвинуть камень на расстояние в несколько десятков метров к месту установки. С помощью блоков, лебедок и воротов его приподняли и уложили на фундамент.

Сложнее оказалось перевезти колонну. Хотя каменотесы и придали ей проектные размеры — 25,58 м в длину, диаметр 3,66 м в основании и 3,19 м вверху, — ее вес составил 650 т! Когда колонну стали грузить на баржу, подломились опоры пристани… Спасти монумент удалось благодаря хладнокровию и смекалке В. Яковлева, самоотверженности работников, бросившихся укреплять трещавшие под чудовищной тяжестью опоры, и своевременной помощи солдат, примчавшихся на подмогу.

Установку колонны назначили на 30 августа 1832 г. Для этого устроили леса сложной конструкции высотой 30 м, где подвесили полиспасты — подъемные устройства из блоков с пропущенными через них канатами; вокруг разместили 60 лебедок; канаты сплели специально для этой операции из лучшей пеньки. При стечении огромного количества народа 400 рабочих и 2000 солдат — ветеранов войны с Наполеоном по сигналу — ударам колокола — начали установку колонны. Руководил ими В. Яковлев. Многие из зрителей с ужасом ожидали катастрофу — при таком весе колонны она казалась неизбежной. Но через 1 час 45 минут колонна встала на место, а на ее вершине взметнулся государственный флаг. Площадь огласилась громовым «Ура!». Утверждают, что потрясенный увиденным Николай I сказал Монферрану: «Этим вы обессмертили свое имя…»

Последующие пять месяцев 200 работников шлифовали и полировали колонну, затем установили на ней фигуру Ангела с крестом, попирающего змею — символ победы над неприятелем. Скульптор Б.И. Орловский придал лику Ангела портретное сходство с лицом императора Александра I — победителя Наполеона. Основание ее украсили барельефами, прославляющими подвиги русских воинов, а на лицевой стороне пьедестала сделали надпись: «Александру I благодарная Россия».

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 г. Колонна, названная в народе Александрийским столпом, украсила Дворцовую площадь, придала ей совершенный и неповторимый вид. Она — крупнейшее в мире сооружение, созданное из цельного камня. Ее уникальность еще и в том, что колонна никак не закреплена и держится только благодаря силе своей тяжести, тщательности обработки и точности установки на пьедестал.

Дворцовая площадь (по материалам книги "Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с."):

В первой половине XVIII века перед (еще не тем, который существует сейчас) располагался обширный Адмиралтейский луг, который тянулся вдоль до современной . Название известно с 1736 года, иногда его именовали Большим лугом или Адмиралтейским полем.

В 1762 году Бартоломео Растрелли закончил возведение последнего, шестого по счету . А в 1766-м площадь перед ним стала называться Дворцовой. В октябре 1918 года Дворцовую площадь переименовали в площадь Урицкого.

Моисей Соломонович Урицкий (1873-1918) был активным участником Октябрьского вооруженного восстания, а после переезда советского правительства в в марте 1918 года был назначен председателем Петроградской чрезвычайной комиссии. В августе того же года прямо на площади, при входе в , он был убит эсером Леонидом Канегиссером. Убийство носило характер личной мести — Канегиссер мстил за товарища, расстрелянного чекистами.

Помимо площади, в честь Урицкого были названы , поселок Лигово и множество проездов. Даже сейчас в и окрестностях насчитываются четыре улицы и один павильон Урицкого. Дворцовой площади, однако, историческое имя вернулось 13 января 1944 года. Название «дворец Урицкого» исчезло как-то само собой.

Дворцовая площадь в Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль которой сформировался во второй половине XVIII - первой половине XIX века. Название площади дал Зимний дворец, южным фасадом выходящий на площадь. На Дворцовой площади проводятся концерты, массовые мероприятия, это самое популярное место в Санкт-Петербурге среди туристов.

Ансамбль Дворцовой площади

Зимний дворец

На площадь выходит главный фасад Зимнего дворца , прорезанный аркой парадного проезда. В ансамбль площади включены также Малый Эрмитаж, трехэтажный корпус которого выходит на Миллионную улицу, и Новый Эрмитаж с портиком, украшенным гигантскими статуями атлантов.

Дворцовая площадь

Главный штаб

Вдоль южной границы площади в 1819-1829 гг. было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси), корпуса которого протянулись на 580 метров. Два крыла связаны между собой Триумфальной аркой, состоящей из трех связанных между собой арок, декорированных барельефами. Арки расположены не строго одна за другой, поэтому если выходить сквозь них на Дворцовую площадь, величие и простор ее будут представать пред взором постепенно. На вершине арки застыла колесница, запряженная шестеркой коней, которыми правят двое воинов в римских доспехах. В повозке стоит величественная богиня Слава с лавровым венком в одной руке и штандартом в другой.

Александровская колонна

В центре площади возвышается Александровская колонна (1830-1834, арх. Огюст Монферран) из гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 саженей. На ее вершине установлена фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским. Ансамбль Дворцовой площади не был бы законченным без этого массивного памятника. Колонна и Триумфальная арка Главного штаба посвящены победе России в войне с Наполеоном. Текст на табличке у подножия колонны гласит «Александру I благодарная Россия». Примечательно, что колонна держится на постаменте только за счет собственного веса.

Здание штаба Гвардейского корпуса

В 1837-1843 гг. на востоке площади было построено большое здание штаба Гвардейского корпуса. Перед архитектором А. П. Брюлловым стояла сложная задача - возвести новое строение, которое бы гармонировало одновременно с Главным штабом в стиле классицизма и барочным Зимним дворцом. Четырехэтажное нейтральное здание прекрасно справляется со своей функцией и изящно замыкает ансамбль Дворцовой площади с восточной стороны.

Дворцовая площадь и Александровская колонна: вид с высоты птичьего полета.

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга и одна из красивейших в мире, ее образуют исторические памятники культурного наследия Российской Федерации: Зимний дворец, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, Александровская колонна.

История и общая информация

Предыстория площади отсылает нас к петровским временам строительства Адмиралтейской верфи. На случай нападения неприятеля с суши для обеспечения действия артиллерии перед крепостью было оставлено открытое пространство — так называемый гласис. Его фортификационное значение вскоре было утрачено: участок занимали вначале склады адмиралтейских припасов, потом крупный Морской рынок (заросший травой он превратился в Адмиралтейский луг).

В 1735 году императорский двор Анны Иоанновны переехал из Москвы в Петербург, в перестроенный по проекту Ф. Б. Растрелли Зимний дворец, фасады которого выходили на Неву, и «луговую сторону». Огромная поляна с небольшими прудами, примыкавшая к дворцу, становится местом проведения великосветских развлечений и народных гуляний, размах которых поражает воображение. По высочайшему указу возводились павильоны, устраивались винные фонтаны, громадные туши быков жарились для съедения народом…

Императорская резиденция неоднократно подвергалась реконструкции под руководством незаменимого Растрелли. Ему же принадлежит первый проект организации площади перед южным фасадом дворца, выполненный в 1753 году, согласно которому она рассматривалась в виде круга с колоннадой. Незаконченная при жизни итальянского зодчего площадь неоднократно перепроектировалась и перестраивалась.

В 1762 году завершилось строительство Зимнего дворца. Его торжественному открытию к Пасхе мешали только груды строительного мусора, остававшиеся на большом участке перед дворцом. Благодаря неординарному решению императора Петра III, разрешившего всем желающим совершенно бесплатно забрать все, что находилось там, толпы горожан очистили огромное пространство за считанные часы. Однако благоустройством площади правивший всего несколько месяцев император заняться не успел.

В годы правления свергнувшей его Екатерины II, Комиссией каменного строения Санкт-Петербурга под руководством выдающегося градостроителя А. В. Квасова был разработан Генеральный план, который обозначил дугообразную границу Адмиралтейского луга, в 1763 году получившего официальное название Дворцовой площади. В 1779 году в рамках Генерального плана объявила конкурс на перепланировку площади, его выиграл простой и оригинальный проект Ю. Фельтена.

Фельтеновское оформление дворцовой площади существовало до грандиозного строительства в 1819-1829 годах , связанных в единое целое великолепной — гениальное творение К. И. Росси, дошедшее до наших дней, — одна из главнейших работ знаменитого архитектора, воплотившая мотивы победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Фасад здания Главного штаба со стороны Дворцовой площади.

Акцент сделан на арке, придающей всему ансамблю легкость и торжественность.

Триумфальная арка, соединяющая Невский проспект и Дворцовую площадь.

Она украшена колесницей Славы с шестеркой вставших на дыбы коней, взмывающих в небо над площадью.

«Колесница славы» над Триумфальной аркой Главного штаба.

Соответствуя размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также положением центра, сооружение являлось полной его противоположностью по стилю.

Главный штаб и Триумфальная арка.

По замыслу зодчего строгий величественный фасад нового здания должен был архитектурно уравновесить изящный нарядный вид Зимнего дворца.

Дворцовая площадь после дождя.

Центр тяжести композиции переносился на саму площадь, что подчеркивает возведенная в 1834 году Александровская колонна.

Дворцовая площадь, Александровская колонна и Главный штаб.

Расположенный в центре площади памятник выполнен архитектором О. Монферраном в стиле ампир по заказу Николая I в память о победе его брата Александра I над Наполеоном. Самый высокий гранитный монолит в мире весом 600 тонн удерживается на постаменте только за счет собственной массы. Скульптура работы Б. Орловского — позолоченный ангел с лицом императора Александра I — венчает колонну. Одна рука его воздета к небу, другой рукой ангел держит крест. Общая высота памятника – 47,5 метров. Постамент украшен барельефом, в аллегорической форме прославляющим русских воинов.

Завершило облик площади в 1843 году здание Штаба гвардейских войск, отлично вписанное в уже сложившийся ансамбль знаменитым русским художником и архитектором А. Брюлловым.

По странной, но роковой случайности площадь, окрашенная в светлые тона, к началу века приобретает темно-красный цвет. Именно на этом фоне разворачиваются кровавые события ее дальнейшей истории. В 1905 году здесь расстреляли мирное шествие рабочих с петицией царю, а во время Октябрьской революции состоялся решающий бой с войсками Временного правительства.

В 1918-1944 годы советского периода площадь носила имя М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, убитого в здании Главного штаба.
Во время Великой отечественной войны здесь планировали развернуть военный аэродром, но отказались от этой затеи.

Внушительные размеры Дворцовой площади (около 5 га) располагают к проведению масштабных мероприятий: государственных праздников, спортивных состязаний, концертов, красочных шоу-спектаклей. Здесь выступали многие звезды зарубежной эстрады от Пола Маккартни до Мадонны и сэра Элтона Джона, с 2000-х годов ежегодно проходит праздник выпускников школ «Алые паруса».

И все-таки самыми интересными и необычными остаются события начала прошлого века:

Военный спектакль-реконструкция, разыгранный 7 ноября 1920 года при участии 6 тысяч артистов, посвященный Октябрьской революции;

Уникальная шахматная партия, исполняемая моряками и красноармейцами, с настоящими лошадьми состоялась летом 1924 года: площадь расчертили в виде огромной шахматной доски, где солдаты-красноармейцы соответствовали черным фигурам, а моряки — белым. Команды отдавали по телефону знаменитые гроссмейстеры Илья Рабинович и Петр Романовский.

Самое красивое здание на Дворцовой площади — Зимний дворец, занимает 9 гектаров, в нем расположено около полутора тысяч помещений, в настоящее время является главным зданием .

Неповторимая и необъятная, выполненная в стиле русского классицизма, Дворцовая площадь внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и всегда будет являться гордостью петербуржцев, напоминая о доблести и славе города над Невой. Ежедневно это замечательное место посещают тысячи горожан и приезжих.

Панорама Дворцовой площади

Нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Панорама Дворцовой площади.

2. Эрмитаж и Дворцовая площадь.

Где находится и как добраться

Удобное транспортное сообщение позволяет добраться сюда без затруднений. Станция метро «Адмиралтейская» — ближайшая. Наземный транспорт (автобус № 7, 24, троллейбусные маршруты № 1, 7, 10, 11) доставит до остановки «Дворцовая площадь».