ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Викторина по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» часть 1
Цель : Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова и его сказке «Конёк-горбунок» .
Задачи :
Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Повышение эмоционального настроя.
Предварительная работа : знакомство с писателем. Знакомство со сказкой : чтение и пересказ , рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки . Подготовить грамоты, призы, рисунки детей по сказке .
Зал оформлен рисунками детей. Установлена мультимедиа, ширма для кукольного театра. Участвуют команды по 10 детей из каждого детского сада, остальные болельщики.
Слайд №1 (конек-горбунок )
Ход викторины:
Слайд №2 (П. П. Ершов )
Вед : Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты. В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова . Всем известна сказка «Конек-горбунок » (1834 г., которой год назад исполнилось 180лет. Поэт и сказочник П . П. Ершов , наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.
Слайд №3 (обложка книги)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе…
Так начинается сказка «Конек-Горбунок . Эта сказка известна всем . Ее издают на английском, французском, немецком, польском и даже на японском языках! Бесспорно, она украшает русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.
Девятнадцатилетним студентом написал Петр Ершов эту удивительную сказку . На создание «Конька-Горбунка» Ершова вдохновили появившиеся в то время волшебные сказки А . С. Пушкина. Впоследствии Александр Сергеевич высоко оценил сказку Ершова , написав автору : «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» Со временем сказка «Конек-Горбунок » завоевала сердца читателей всей России.
Слайд№ 4 (заставка викторина )
И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие с героями этой сказки . Активными участниками нашей викторины являются команда «___» (аплодисменты, «___» (аплодисменты) и «___» (аплодисменты) . (команды садятся полукругом за столы, болельщики по обе стороны зала, стол жури за командами.) Все остальные – активные болельщики. Болельщики покажите, как вы умеете хлопать, топать. Молодцы! Хлопаем на правильный ответ команды, топаем на неверный ответ. Самые ответственные гости – это наше жюри в составе :
Поприветствуем их аплодисментами.
А команды приступают к первому заданию.
Слайд №5 (картинка по сказке )
1тур «Разминка»
Предлагаю вспомнить сюжет сказки «Конек-горбунок » , для этого командам надо поочередно отвечать на мои вопросы. Если команда дает неправильный ответ. Вопрос переходит к соперникам. Готовы?
1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? (Два. Данила и Гаврила)
2. Чем занимались Иван с братьями (Сеяли и продавали пшеницу)
3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? (Один закопался в сене, а другой «ходил дозором у соседки под забором» )
4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? (Белую кобылицу с золотой гривой; сказал , что дьявол воровал их пшеницу)
5. Сколько коней было у Ивана , и откуда они взялись? (Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица)
6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у Ивана коней )
7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? (Перо Жар-птицы)
8. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? (Завернул в тряпицу и в шапку спрятал)
9. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана ? (Царь, за 10 шапок серебра)
10. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались)
11. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? (Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана)
12. Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)
13. Где Иван ловил Жар-птицу? (На горе из серебра)
14. Какое второе задание дал царь Ивану? (Найти и привезти Царь-девицу)
15. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? (На океяне; два раза)
16. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? (На шлюпке; на гуслях)
17. Чем Иван заманил Царь-девицу? (Золотым шатром с угощением)
18. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? (Уснул)
19. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? (Колол себя острыми гвоздями и камнями)
20. Какое третье задание царь дал Ивану? (Достать перстень Царь-девицы со дна океана)
21. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана (Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш)
22. Кто были родственники Царь-девицы? (Мать-Месяц (Луна, брат-Солнце)
23. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? (За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей)
24. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? (Дать свободу кораблям)
25. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? (Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах : кипятке, в кипящем молоке, студёной воде)
26. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? (Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)
27. Что стало с царём и с Иваном? (Царь, сварился, а Иван стал красавцем)
На этом первый тур закончен. Уважаемое жури подводит итоги первого ура.
Слайд№6 (картинка жар-птицы)
А вас, прошу внимания.
Я узнал, что ты Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
Если б вздумал приказать,
Похваляешься достать.
Ну, смотри ж, не отпирайся
И достать ее старайся".
Тут Иван волчком вскочил.
"Я того не говорил! -
Закричал он утираясь. -
О пере не запираюсь,
Но о птице, как ты хошь,
Ты напраслину ведешь".
Царь, затрясши бородою :
"Что? Рядиться мне с тобою! -
Закричал он. - Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной….
Слайд №7 (жар-птица)
В : Предлагаю помочь Ивану. А следующим заданием нашей викторина будет конкурс «Собрать картинку жар-птицы из пазлов» (на время по 2-3 участника )
Слайд№8 (герои сказок )
«Кто герои ты узнаешь,
Коль загадку отгадаешь»
(картинки с героями появляются на экране после отгадки)
Кому принадлежат слова :
1.«Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери,
Под дождем я весь промок
С головы до самых ног".
Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…»
Слайд № 8 (Старшего брата Данило)
2."Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так сказать , примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всем,
Не ударил в грязь лицом".
Слайд №8 (Отец)
3. «Ну, Иван, - ему сказала -
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.»
Слайд №8 (Кобылицы.)
4."Всю я ноченьку не спал,
Да, к моей судьбе несчастной ,
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал;
Всю я ночку проскакал;
Слишком было несподручно.
Впрочем, все благополучно".
Слайд №8 (Гаврило – средний брат)
5. «Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.»
Слайд №8 (Спальника.)
6."Путь-дорога, господа!
Вы откуда, и куда?" –
Слайд №8 (кит)
7. «И поведай мне вину
В нашу светлую страну
Твоего с земли прихода;
Из какого ты народа,
Как попал ты в этот край, -
Все скажи мне, не утаи»
Слайд №8 (Месяц)
8. «Царь великий! не гневись!
Мы все море уж, кажись,
Исходили и изрыли,
Но и знаку не открыли.»
Слайд №8 (Двое белых осетров)
9. «Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять!»
Слайд №8 (Конёк-горбунок)
10.«А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!»
Слайд №8 (Царь-девица)
11. «Поезжай на окиян;
В окияне том хранится
Перстень, слышь ты, Царь-девицы».
Слайд №8 (Царь)
12. «Надо, царь, мне два корыта
Белоярова пшена
Да заморского вина».
Слайд №8 (Иван)
Вед : Молодцы! Хорошо справились. Жури подводит итог 3тура. И мы переходим к следующим испытаниям.
Слайд №9 (кит говорит с иваном)
Вед.: Внимание!
(показ отрывка кукольного театра)
"Путь-дорога, господа!
Вы откуда, и куда?" -
"Мы послы от Царь-девицы,
Едем оба из столицы, -
Говорит киту конек , -
К солнцу прямо на восток,
Во хоромы золотые". -
"Так нельзя ль, отцы родные,
Вам у солнышка спросить :
Долго ль мне в опале быть,
И за кои прегрешенья
Я терплю беды-мученья?" -
"Ладно, ладно, рыба-кит!" -
Наш Иван ему кричит.
"Будь отец мне милосердный!
Вишь, как мучуся я, бедный!
Десять лет уж тут лежу.
Я и сам те услужу. " -
Кит Ивана умоляет,
Сам же горько воздыхает.
"Ладно-ладно, рыба-кит!" -
Наш Иван ему кричит.
Вед : Ребята, что необходимо сделать киту, чтоб освободиться? (выпустить корабли)
Поможем? Конкурс «Кораблики» (вынуть из пасти кита бумажные кораблики)
Макеты трех китов, в них кораблики. Команды по сигналу по одному участнику достают по одному кораблику. Конкурс на время.
Вед.: Молодцы! И с этим заданием справились. И мы переходим к следующему туру.
Конёк-Горбунок
Тут конёк на хвост вбегает,
К перьям близко прилегает
И что мочи есть кричит:
«Чудо-юдо Рыба-кит!
Оттого твои мученья,
Что без божия веленья
Проглотил ты средь морей
Три десятка кораблей.
Если дашь ты им свободу,
Снимет бог с тебя невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Веком долгим наградит».
И окончив речь такую,
Закусил узду стальную,
Понатужился – и вмиг
На далёкий берег прыг.
Чудо-кит зашевелился,
Словно холм поворотился,
Начал море волновать
И из челюстей бросать
Корабли за кораблями
С парусами и гребцами.
Тут поднялся шум такой,
Что проснулся царь морской:
В пушки медные палили,
В трубы кованы трубили;
Белый парус поднялся,
Флаг на мачте развился;
Поп с причетом всем служебным
Пел на палубе молебны;
А гребцов весёлый ряд
Грянул песню наподхват:
«Как по моречку, по морю,
По широкому раздолью,
Что по самый край земли,
Выбегают корабли…»
Волны моря заклубились,
Корабли из глаз сокрылись.
Чудо-юдо Рыба-кит
Громким голосом кричит,
Рот широкий отворяя,
Плёсом волны разбивая:
«Чем вам, други, услужить?
Чем за службу наградить?
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?
Всё достать для вас готов!» -
«Нет, кит-рыба, нам в награду
Ничего того не надо, -
Говорит ему Иван, -
Лучше перстень нам достань, -
Перстень, знаешь. Царь-девицы,
Нашей будущей царицы». -
«Ладно, ладно! Для дружка
И серёжку из ушка!
Отыщу я до зарницы
Перстень красной Царь-девицы», -
Кит Ивану отвечал
И, как ключ, на дно упал.
Вот он плёсом ударяет,
Громким голосом сзывает
Осетриный весь народ
И такую речь ведёт:
«Вы достаньте до зарницы
Перстень красной Царь-девицы,
Скрытый в ящичке на дне.
Кто его доставит мне,
Награжу того я чином:
Будет думным дворянином.
Если ж умный мой приказ
Не исполните… я вас!..»
Осетры тут поклонились
И в порядке удалились.
Через несколько часов
Двое белых осетров
К киту медленно подплыли
И смиренно говорили:
«Царь великий! Не гневись!
Мы всё море уж, кажись,
Исходили и изрыли,
Но и знаку не открыли.
Только Ёрш один из нас
Совершил бы твой приказ:
Он по всем морям гуляет,
Так уж, верно, перстень знает;
Но его, как бы назло,
Уж куда-то унесло».
«Отыскать его в минуту
И послать в мою каюту!» -
Кит сердито закричал
И усами закачал.
Осетры тут поклонились,
В земский суд бежать пустились
И велели в тот же час
От кита писать указ,
Чтоб гонцов скорей послали
И Ерша того поймали.
Лещ, услыша сей приказ,
Именной писал указ;
Сом (советником он звался)
Под указом подписался;
Чёрный рак указ сложил
И печати приложил.
Двух дельфинов тут призвали
И, отдав указ, сказали,
Чтоб, от имени царя,
Обежали все моря
И того Ерша-гуляку,
Крикуна и забияку,
Где бы ни было, нашли,
К государю привели.
Тут дельфины поклонились
И Ерша искать пустились.
Ищут час они в морях,
Ищут час они в реках,
Все озёра исходили,
Все проливы переплыли,
Не могли Ерша сыскать
И вернулися назад,
Чуть не плача от печали…
Вдруг дельфины услыхали,
Где-то в маленьком пруде
Крик неслыханный в воде.
В пруд дельфины завернули
И на дно его нырнули, -
Глядь: в пруде, под камышом,
Ёрш дерётся с Карасём.
«Смирно! Черти б вас побрали!
Вишь, содом какой подняли,
Словно важные бойцы!» -
Закричали им гонцы.
«Ну, а вам какое дело? -
Ёрш кричит дельфинам смело. -
Я шутить ведь не люблю,
Разом всех переколю!» -
«Ох ты, вечная гуляка,
И крикун, и забияка!
Всё бы, дрянь, тебе гулять,
Всё бы драться да кричать.
Дома – нет ведь, не сидится!..
Ну, да что с тобой рядиться, -
Вот тебе царёв указ,
Чтоб ты плыл к нему тотчас».
Тут проказника дельфины
Подхватили под щетины
И отправились назад.
Ёрш ну рваться и кричать:
«Будьте милостивы, братцы!
Дайте чуточку подраться.
Распроклятый тот Карась
Поносил меня вчерась
При честном при всём собранье
Неподобной разной бранью…»
Долго Ёрш ещё кричал,
Наконец и замолчал;
А проказника дельфины
Всё тащили за щетины,
Ничего не говоря,
И явились пред царя.
«Что ты долго не являлся?
Где ты, вражий сын, шатался?» -
Кит со гневом закричал.
На колени Ёрш упал,
И, признавшись в преступленье,
Он молился о прощенье.
«Ну, уж бог тебя простит! -
Кит державный говорит. -
Но за то твоё прощенье
Ты исполни повеленье».
«Рад стараться, Чудо-кит!» -
На коленях Ёрш пищит.
«Ты по всем морям гуляешь,
Так уж, верно, перстень знаешь
Царь-девицы?» – «Как не знать!
Можем разом отыскать». -
«Так ступай же поскорее
Да сыщи его живее!»
Тут, отдав царю поклон,
Ёрш пошёл, согнувшись, вон.
С царской дворней побранился,
За плотвой поволочился
И салакушкам шести
Нос разбил он на пути.
Совершив такое дело
В омут кинулся он смело
И в подводной глубине
Вырыл ящичек на дне -
Пуд по крайней мере во сто.
«О, здесь дело-то не просто!»
И давай из всех морей
Ёрш скликать к себе сельдей.
Сельди духом собралися,
Сундучок тащить взялися,
Только слышно и всего -
«У-у-у!» да «О-о-о!».
Но сколь сильно ни кричали,
Животы лишь надорвали,
А проклятый сундучок
Не дался и на вершок.
«Настоящие селёдки!
Вам кнута бы вместо водки!» -
Крикнул Ёрш со всех сердцов
И нырнул по осетров.
Осетры тут приплывают
И без крика подымают
Крепко ввязнувший в песок
С перстнем красный сундучок.
«Ну, ребятушки, смотрите,
Вы к царю теперь плывите,
Я ж пойду теперь ко дну
Да немножко отдохну:
Что-то сон одолевает,
Так глаза вот и смыкает…»
Осетры к царю плывут,
Ёрш-гуляка прямо в пруд
(Из которого дельфины
Утащили за щетины).
Чай, додраться с Карасём, -
Я не ведаю о том.
Но теперь мы с ним простимся
И к Ивану возвратимся.
Тихо море-окиян.
На песке сидит Иван,
Ждёт кита из синя моря
И мурлыкает от горя;
Повалившись на песок,
Дремлет верный горбунок,
Время к вечеру клонилось;
Вот уж солнышко спустилось;
Тихим пламенем горя,
Развернулася заря.
А кита не тут-то было.
«Чтоб те, вора, задавило!
Вишь, какой морской шайтан! -
Говорит себе Иван. -
Обещался до зарницы
Вынесть перстень Царь-девицы,
А доселе не сыскал,
Окаянный зубоскал!
А уж солнышко-то село,
И…» Тут море закипело:
Появился чудо-кит
И к Ивану говорит:
«За твоё благодеянье
Я исполнил обещанье».
С этим словом сундучок
Брякнул плотно на песок,
Только берег закачался.
«Ну, теперь я расквитался.
Если ж вновь принужусь я,
Позови опять меня;
Твоего благодеянья
Не забыть мне… До свиданья!»
Тут Кит-чудо замолчал
И, всплеснув, на дно упал.
Горбунок-конёк проснулся,
Встал на лапки, отряхнулся,
На Иванушку взглянул
И четырежды прыгнул.
«Ай да Кит Китович! Славно!
Долг свой выполнил исправно!
Ну, спасибо, Рыба-кит! -
Горбунок-конёк кричит. -
Что ж, хозяин, одевайся,
В путь-дорожку отправляйся;
Три денька ведь уж прошло:
Завтра срочное число,
Чай, старик уж умирает».
Тут Ванюша отвечает:
«Рад бы радостью поднять;
Да ведь силы не занять!
Сундучишко больно плотен,
Чай, чертей в него пять сотен
Кит проклятый насажал.
Я уж трижды подымал:
Тяжесть страшная такая!»
Тут конёк, не отвечая,
Поднял ящичек ногой,
Будто камышек какой,
И взмахнул к себе на шею.
«Ну, Иван, садись скорее!
Помни, завтра минет срок,
А обратный путь далёк».
Стал четвёртый день зориться,
Петр Павлович Ершов - русский прозаик, драматург, поэт. Одно из его самых знаменитых произведений - «Конёк-горбунок». Кто читал эту сказку в стихах, наверняка помнят, что один из самых ярких персонажей - это Рыба-кит. Если вы еще не имели удовольствия ознакомиться с данным произведением, то сможете сделать это прямо сейчас.
Предыстория написания шедевра
Ершов Петр Павлович родился 22 февраля 1815 года в местечке Безруково Тобольской губернии. Его отец по долгу службы часто переезжал, поэтому Петр имел возможность общаться с разными людьми.
Мальчик слушал народные предания, которые легли в основу его знаменитого произведения «Конёк-горбунок». Как говорил сам автор, он только чуть доработал их, придал словам стихотворную форму. Мнения о произведении были противоречивыми. Так, Белинский говорил, что в сказке нет русского духа, несмотря на то что она написана русскими словами. Однако положительных отзывов было много. Так, А. С. Пушкин, ознакомившись с произведением, сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Этими словами он поставил начинающего поэта на одну ступень с собой. И именно под влиянием Пушкинских сказок создал «Конька-горбунка» 19-летний П. П. Ершов.
У одного крестьянина было три сына. Старшего звали Данило, он был умный. Средний Гаврило был «и так, и сяк», а младший Иван и вовсе был дурачком.
Семья выращивала пшеницу и продавала ее. Но кто-то стал по ночам вытаптывать посевы и тем самым наносить большой урон. Тогда было решено всем братьям по очереди дежурить. На старшего, когда он был на посту, напал страх. Юноша закопался в сено и пролежал там всю ночь, поэтому так ничего не узнал. Средний брат замерз и ушел с поста. Удалось понять, в чем дело, только Ивану. Он увидел белую красивую лошадь, сумел оседлать ее и привести в пастуший балаган.
Как и обещала ему кобылица, она родила трех коней. Данило и Гаврило увидели двух красавцев-жеребцов и тайком увели их на продажу. Утешил опечаленного Ивана конек-горбунок. Он велел тому сесть себе на спину и помчался вдогонку за братьями. С этого начинается сказка Ершова, в который скоро появится Рыба-кит.
Испытания для крестьянского сына
Кони были до того хороши, что в столице их купил царь. Когда животных повели в конюшню, они сбежали к Ивану. Тогда царь назначил его конюхом. Но завистливый спальник не мог пережить этого, он подбросил Ивану перо Жар-птицы и сказал царю, что парень обещает привезти обладательницу перышка.
С помощью конька-горбунка юноша выполнил это поручение царя. Затем верный друг помог парню привезти Царь-девицу. На предложение государя стать его женой девушка сказала, что не согласится, пока ей с океанского дна не достанут перстень. Именно это событие приблизит знакомство читателя со следующим персонажем, который должен помочь достать из водных пучин кольцо.
Очутившись у океана, Иван и конёк увидели, что поперек его лежит Чудо-юдо Рыба-кит.
Первая встреча с гигантской рыбой-островом
Кит был необычным. Оказывается, вот уже десять лет, как он превратился в живой остров. Дальше Ершов описывает, как выглядит Чудо-юдо Рыба-кит.
На его спине стояло село, здесь были самые настоящие дома. В ребра бедного животного были вбиты частоколы. На его губе мужчины пахали, между усами росли грибы, которые искали девушки.
Конек и Иван заскочили на странное создание. Рыба-кит спросил, откуда они прибыли и куда держат путь?
Те ответили, что едут из столицы по поручению Царь-девицы, направляются к Солнцу, которое поможет им выполнить поручение девушки. Услышав попросил путников узнать у Солнышка, долго ли ему еще быть в таком виде и за какие прегрешения это наказание. Иван пообещал выполнить просьбу, и путники отправились дальше.
Описание героя сказки
Помогут узнать, как выглядит Рыба-кит, картинки. Видно, что на его хвосте растет лес. Начинается он березовой рощицей, становясь все дремучее. Там уже расположены темные ели, дубы и другие деревья.
На теле страдальца стоят Около каждого из них разбит огород. Вспахивают землю и перевозят тяжести лошади, которых тоже можно увидеть на иллюстрации. На одном боку гигантской рыбы стоит церковь, в которую крестьяне ходят молиться. На другом - мельница, здесь они превращают зерно в муку.
Порослью покрыто и его лицо. Видно, как мучается Рыба-кит. Картинки передают безрадостное существование животного. Хотя нарисован только один его глаз, а другой скрыт под растительностью, видно, какой тоской и мольбой к путешественникам он наполнен. Смогут ли помочь ему Иванушка и конек? Об этом вы очень скоро узнаете.
Во дворце
Взобрались юноша с помощником на небо и попали во дворец Царь-девицы. Однако солнце отдыхало здесь только по ночам, а днем они застали там месяц, но и этому были рады. Ночное светило тоже было счастливо, получив через посланников весть о своей пропавшей дочери Царь-девице. На радостях Месяц Месяцович рассказал гостям, почему страдает Рыба-кит. Сказка переходит к следующему эпизоду, который приоткрывает завесу тайны. Оказывается, гигантская рыба проглотила 30 кораблей. Как только она выпустит их обратно, будет прощена и опять сможет плавать вволю в океане.
Прощение
Иван и горбунок попрощались с Месяцем и отправились в обратный путь. Когда они подъехали к океану, их увидела Рыба-кит. Сказка продолжается, и теперь в ней только радостные моменты.
Горбунок поскакал к крестьянам, чтобы сказать им, чтобы они побыстрее собирались и покидали этот живой остров, а то утонут. Те послушались, и в полдень здесь уже не было ни одной живой души.
Тогда только путники рассказали киту, как ему заслужить прощение. Тот открыл рот и из него с шумом, пушечными выстрелами выскочили все корабли. Гребцы пели веселые песни.
Поиски кольца
Для тех, кого интересует, кит - это рыба или животное, следует пояснить. Раньше люди думали, что это гигантская рыба, ведь живет кит в воде и по форме похож на нее. Но затем выяснилось, что это млекопитающее, которое дышит воздухом, является живородящим, а значит, это животное. Но вернемся к сказке.
Рыба-кит спрашивает у своих спасителей, чем может их отблагодарить. Те сказали, что им нужно только кольцо. Тот нырнул в водную пучину, позвал осетров и велел им найти украшение. Те долго искали, но вернулись ни с чем. Они сказали, что найти его под силу только ершу.
После этого два дельфина отправились на поиски ерша. Тот был гулякой и забиякой, поэтому найти его было не так-то просто.
Искали его в морях, реках, озерах, но все тщетно. Тогда дельфины услышали возгласы и поняли, что ерш в пруду. Там он намеревался драться с карасем. Вот такой придумал сюжет в стихах П. П. Ершов. Рыба-кит, к которому был доставлен морской гуляка, велит ему найти сундук, в котором было кольцо.
Ёрш сказал, что знает, где все это находится. Он нырнул в омут и отрыл там заветный сундучок, затем позвал осетров, сказал, чтобы они отнесли находку киту, а сам направился по своим делам.
Счастливый конец сказки
В это время на берегу океана Иван сидел и ждал, когда появится Рыба-кит. Уже настал вечер, но поверхность воды не колыхалась. Юноша переживал, так как срок исполнения царского наказа близился к концу, а перстня у него еще не было. Вдруг море забурлило, и появился кит. Он отдал юноше сундук, сказав, что выполнил просьбу.
Иван попытался поднять сундук, но не смог. Тогда Горбунок с легкостью забросил поклажу себе на шею, велел юноше сесть к нему на спину и отправился в царский дворец. Путешественники отдали государю кольцо, тот вручил его Царь-девице и сказал, чтобы она быстрее выходила за него замуж. Девушка ответила, что ей 15 лет и за старика она не выйдет замуж. Царь-девица посоветовала ему искупаться в холодной воде, затем в горячей и в молоке, чтобы он превратился в молодого.
Тот решил сначала провести испытания на Иване. Юноша пригорюнился. Горбунок сказал ему, что поможет. Действительно, когда Иван прыгнул в котел с кипящей жидкостью, конек магическими движениями остудил ее. В результате юноша стал красивым и пригожим. А злой царь, прыгнув в котел, сварился там.
Девушка вышла замуж за Ивана, на этом и кончается сказка. После ее прочтения дети могут сделать рисунок. Рыба-кит будет походить на книжную иллюстрацию или будет отличаться от нее.
Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста.
Цели: Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации;
Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания,
воображения;
Мотивация чтения сказок и художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"
Цель : Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации;
Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания,
Воображения;
Мотивация чтения сказок и художественной литературы.
2.Где жили братья с отцом? (в селе)
3. Чем они занимались? (Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу)
4. Как бы вора соглядать (увидеть)
5.Что с собой в дозор взял старший брат (вилы и топор)
6. По словам хитрого среднего брата, всю ночь... (был страшный мороз)
7. Как звали братьев?(«Данило, Гаврило)
8. Что взял с собой в дозор Иван-дурак? (малахай и хлеб)
9.Что пообещал отец младшему сыну? (Я куплю тебе лубков, дам гороху и бобов»)
10.Кто топтал пшеницу по словам Ивана-дурака?(дьявол, чёрт)
11.Чем кобылица отблагодарила Ивана?Родила двух златогривых коней и Конька – Горбунка
12.Каков был рост Конька -горбунка? (три вершка)
13. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? (Перо Жар – птицы)
14.За какую цену Иван продал златогривых коней?(10 шапок серебра и ещё 5 рублей)
15.По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец? (Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю)
16.Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы? (Вороного)
17. Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу? (3 недели)
18.Из чего была гора на поляне Жар-птиц? (серебро)
19.Где прятался Иван-дурак ожидая жар-птицу? (дубовое корыто)
20. Чтобы не обжечься, хватая жар-птицу Иван решил надеть... (рукавицы)
21. Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал? (в мешок)
22.После жар-птицы какое задание дал царь Ивану-дураку (Царь-девицу)
23. Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю? (2 раза)
24. Говорит ему царевна: «Если хочешь взять меня,то доставь ты мне в три дня (перстень мой из окияна!)
25. Кто были царевне месяц и солнце? («Месяц – мать мне. Солнце – брат»)
26. Сколько страдал Чудо-юдо Рыба-кит (Десять лет)
27.Как звали отца Ивана-дурака («Сядь, Иванушка Петрович!»)
28.За что был наказан рыба-кит? (За то, что проглотил 3 десятка кораблей)
29.Где лежал перстень Царь-девицы? (На дне морском в красном сундучке)
30. Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы? (Ёрш)
31. Чьи это слова? Но, сказать тебе по дружбе,это – службишка, не служба(Конька - Горбунка.)
32. Сколько лет было Царь-девице? (15)
33. Чьи слова? «Коль себя не пожалеешь,ты опять помолодеешь» (Царь_девица)
34.Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? (Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом)
35.Что было в первом котле, куда прыгнул Иван-дурак? (В молоко сперва ныряй)
36.Сколько лет было царю? (70)