Что делать, если задерживают чартерный рейс. Задержки чартерных рейсов: правила восприятия

Задержка рейсов - это нередкое явление в работе авиаперевозчиков. Пассажиры, которым приходится часто летать, постоянно с этим сталкиваются. Причины у этого явления могут быть совершенно различными - от нелетной погоды до технических проблем.

На сегодняшний день в законодательных актах большинства стран, в том числе России и Европы, прописана ответственность авиакомпаний за задержку рейса. Ответственность наступает даже в случаях, когда причина не зависит от перевозчика.

Пассажиров, попавших в такую ситуацию, обеспечивают местом в гостинице, питанием, услугами связи, напитками. Но самое важное, что такие пассажиры имеют право на денежную выплату.

Перечень документов на денежную компенсацию

Чтобы получить выплату за задержку рейса, нужно подать авиакомпании- перевозчику претензию в письменном виде. К ней прилагаются документы (копии), которые подтверждают право на денежную компенсацию. Это следующие документы:

  • Авиабилеты, на которых стоит отметка служб аэропорта о факте задержки рейса. Это могут быть также справки, которые заверили представители аэропорта или авиакомпании.
  • Квитанции, кассовые чеки, которые подтверждают сумму понесенных расходов.

Нужно знать, что если вылет задержали на внутреннем рейсе и компания-перевозчик, соответственно, российская, то все претензии будут приняты к рассмотрению согласно законодательству РФ. Если перевозчик - это авиакомпания другой страны, но рейс задержан на территории РФ, рассмотрение претензий тоже идет по российскому законодательству. Но если рейс отложен на территории другой страны, ситуация будет рассмотрена по законам страны, на территории которой произошел инцидент. В этой ситуации неважно, чья авиакомпания.

Денежные компенсации за задержку рейса в ЕС

В Евросоюзе урегулирование отношений между пассажиром и авиакомпанией прописаны в Положении № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно текста этого документа, авиакомпания выплачивает компенсацию за задержку рейса, ее размер зависит от времени задержки и расстояния перелета.

Денежные компенсации за задержку рейса в России

В России такие ситуации разбирает ст.126 Воздушного Кодекса РФ. Согласно статье, пассажир может в течение шести месяцев с момента прилета, предъявить претензию. Это можно сделать с помощью заказного письма, с полной описью приложенных документов, или лично. Копию претензии и квитанции, доказывающие отправку бумаг, лучше сохранить, для судебных разбирательств. В суд стоит обращаться, если виновник отказывается заплатить компенсацию или в случае отсутствия реакции на ваше обращение.
В суде понадобятся документы: исковое заявление, билет с отметкой об отмене рейса (или его задержки), письменная претензия авиаперевозчику, документы, подтверждающие расходы на питание, проживание, сотовую связь.

Регулярные рейсы и чартер. Есть ли разница в ответственности при задержке рейса?

Часто возникает вопрос, существуют ли различия в действиях потерпевших пассажиров, если рейс был чартерным? Сначала необходимо понять, в чем разница между чартерным и регулярным рейсом.
Регулярные рейсы - постоянные рейсы по фиксированному графику. В случае международных рейсов, все разногласия регулируются межправительственными нормативными актами. В любой кассе можно ознакомиться с инструкциями по бронированию, продаже билетов, а также по ситуациям отказа от полетов.

Чартерные рейсы - это рейсы, которые организуются согласно чартерного договора между авиакомпанией и туроператором. Эти рейсы часто не имеют точного графика вылетов (точность до 3-5 часов). Авиабилеты на чартерные рейсы покупаются у туроператора (владельца чартера), в авиакассах такие билеты не купишь.

Авиабилет - это договор пассажира и авиакомпании о том, что перевозчик обязан доставить пассажира и его вещи целыми и невредимыми, а пассажир, соответственно, оплатить эти услуги.

В Воздушном и Гражданском кодексе РФ прописано, что ответственность за отмену или задержку рейса несет авиакомпания. Таким образом, разницы, какой рейс отложен или задержался, нет. Перевозчик при задержке рейса должен обеспечить пассажиру набор услуг, прописанный законодательством, а в ряде случаев еще и выплатить компенсацию.

Что обязана сделать российская авиакомпания при задержке рейса в РФ?

Если вылет задержали более чем на 2 часа:

  1. Авиакомпания обязана предоставить возможность сделать телефонных звонка (в том числе за границу) или два сообщения по e-mail.
  2. Обязана предоставить прохладительные напитки.

Если произошла задержка вылета более чем на 4 часа:

  1. Предоставляется горячее питание.
  2. Далее горячее питание должно предоставлять каждые шесть часов в дневное и восемь часов в ночное время.

Если вылет задержан более чем на 6-8 часов:

  1. Размещение в гостинице в дневное время, если задержка рейса составляет 8 часов, в ночное время, если 6 часов.
  2. Бесплатный транспорт от аэропорта до гостиницы.

Все вышеперечисленные услуги оказываются бесплатно в независимости от того, чартерный или регулярный рейс задержан.

Задержка рейса способна нарушить планы путешественника, испортить настроение перед перелетом и лишить возможности совершить пересадку на другой рейс своевременно. Многие жертвы долгих ожиданий в аэропорту не догадываются о возможности получения компенсации в случае, если в задержке виновен перевозчик. В каком размере и на каких основаниях предоставляется компенсация за задержку рейса самолета, узнаем из статьи.

Когда авиакомпания виновна в задержке рейса

Всегда, когда пассажира не пускают в самолет, хотя у того имеется купленный билет, авиакомпания считается виновной и обязанной выплачивать компенсацию.

Заявлять о выплате компенсации можно при условии, что виновата в задержке рейса авиакомпания. Такое случается, если:

  • произошла нестыковка в расписании перелетов;
  • экипаж своевременно не подготовился к выходу в рейс;
  • рейс отменили из-за недостаточного количества проданных билетов или других причин, из-за которых полет стал не выгодным;
  • было реализовано больше билетов, чем возможно посадить пассажиров (такое случается, поскольку из-за отказа пассажиров от вылета компании часто продают на 5% больше билетов, чем имеется мест в салоне);
  • в других ситуациях, когда перевозчик не может подтвердить наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к задержке рейса.

В каких ситуациях авиакомпания не виновна в задержке рейса

Предъявить претензии к авиакомпании и потребовать компенсации за задержку невозможно в следующих случаях:

  • если самолет не вылетел по требованию компетентных органов из-за неблагоприятных погодных условий;
  • если рейс отменили по настоянию гос. органов;
  • если произошла забастовка сотрудников аэропорта;
  • если рейс отменили из-за обнаружения неисправности самолета, по причине которой имела место угроза здоровью и жизни пассажиров;
  • если имели место форс-мажорные обстоятельства (беспорядки, боевые действия, теракты, стихийные бедствия).

Компенсация за задержку рейса самолета, права пассажира

Если по причине отмены или задержки рейса у пассажира выпали несколько дней отпуска, авиакомпания будет компенсировать стоимость заранее оплаченных, но не использованных услуг отеля и т.п.

В случае отмены рейса пассажира должны предупредить. Если предупреждение имело место за пару дней до вылета, должен быть предложен альтернативный вариант пассажирской перевозки к месту назначения, а также должны быть возвращены деньги за билет (даже если предполагалась пересадка и поездка в оба конца).

Деньги можно получить обратно в течение 3 месяцев с даты отмены перелета. А вот в случае, когда рейс отменили в тот день, когда был запланирован перелет, или даже после приезда клиента в аэропорт, ему обязаны предложить другой билет на самолет той же компании или самолет другого перевозчика (пассажир не должен ничего доплачивать).

Какими правами обладает пассажир при отмене или задержке рейса

Когда о задержке рейса стало известно, пассажир в первую очередь должен сходить к сотрудникам авиакомпании и попросить поставить на билет отметку о задержке.

Задержка рейса может быть незначительной, а может продолжаться много часов – в зависимости от длительности ожидания пассажиру положены следующие льготы:

  • хранение багажа без оплаты, пользование комнатой мамы и ребенка в возрасте до 7 лет, а так же сопровождающим их лицам;
  • если задерживается на 2 часа и больше , пассажир вправе требовать отправки 2 бесплатных электронных сообщений или совершения 2 звонков, а также бесплатные прохладительные напитки;
  • если рейс задержали минимум на 4 часа , пассажиру предлагается горячий обед, который будет предлагаться и далее каждые 6 часов;
  • если рейс задержан на 8 и более часов в дневное время или на 6 часов в ночное время , пассажира бесплатно разместят в гостинице;
  • компания предоставит бесплатный трансфер до отеля и обратно до аэропорта.

В каком размере выплачивается компенсация за задержку рейса самолета

Если рейс был задержан по вине авиакомпании, пассажиру будут выплачены следующие суммы:

  • 3% от стоимости билета на самолет за каждый час задержки перелета (как компенсация за потерянное время);
  • 25% от действующего федерального размера МРОТ за 1 час ожидания перелета (не больше половины стоимости билета на самолет – в качестве штрафа).

Когда подавать претензию представителям авиакомпании

Претензия (смотреть образец претензии ⇒ ) должна быть подана в течение полугода с даты задержки или отмены рейса. Для международных рейсов срок обращения продлевается до 2 лет. Претензия будет рассмотрена в течение 30 дней с даты его получения представителями компании. Компенсация будет перечислена на счет заявителя в течение 2-6 месяцев. Если в выплате отказали, или размер компенсации оказался недостаточным, у пассажира имеется в запасе 3 года для подачи искового заявления.

Читайте также статью ⇒ .

Типичные ошибки

Ошибка: Пассажир, рейс которого был задержан, требует рассмотреть его претензию по российскому законодательству, тогда как рейс был международным.

Мой рейс из Анталии задержали на 13 часов. Через полгода туроператор заплатил мне за это 36 500 Р . Несмотря на то что это был чартер и вроде как «никаких гарантий».

Сергей Болдин

получил компенсацию от туроператора

Прошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания.

Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд.

Справки, чеки, детализация звонков

Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.

По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем - разместить в гостинице.

Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.

Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие - вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.

Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам - и попросил оформить чек.


Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание - а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.

За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день - с задержкой в 13 часов.

По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.

Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.


Отвечает туроператор

Что особенного в чартере

Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го - вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами».

Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится.

Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки «ППС » и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности.

Как предъявлять претензию

Претензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить.

В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги.

К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде.


В какой суд подавать иск

Пока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии.

По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам.

Если ответчик - крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска.

Еще один вариант - искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство».

В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения.

Исковое заявление

В исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения - без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно.

Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций - это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска - это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда.

Например, в моем случае в цену иска входит стоимость гостиницы, еды, напитков и телефонных звонков. Кроме того, в нее входит неустойка за нарушение сроков путешествия. Всего я требовал с туроператора почти 130 тысяч рублей, а цена моего иска - 5123 рубля .

От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше - районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет.

В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора:

  1. Компенсировать расходы на всё, что положено пассажиру при задержке рейса: напитки, еду, два телефонных звонка и проживание.
  2. Компенсировать моральный вред всем членам семьи, включая двух детей.
  3. Выплатить неустойки за нарушение сроков оказания услуги - 3% от стоимости турпакета за один день задержки вылета.
  4. Выплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения моей претензии - 50% от присужденной суммы компенсации.

К иску я приложил две его копии - для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица - если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить.

Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня.

Вот как выглядело мое заявление:



К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов.

Жалоба в Роспотребнадзор

Перед обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде.

Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно.

Поэтому свой иск я составлял сам.

Решение суда

Суд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора:

  1. Стоимость проживания в отеле - 1153 Р .
  2. Неустойку за нарушение сроков путешествия - 3215 Р .
  3. Моральный вред - 20 000 Р , по 5000 Р каждому члену семьи.
  4. Штраф за отказ удовлетворить претензию - 12 184 Р .

Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 Р - это 34% от стоимости тура.

Получение компенсации

В феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя.

Другой вариант - получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки.

Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк.

Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги.

Как получить компенсацию от туроператора

  1. Храните все чеки, счета и детализацию звонков. Все просьбы и отказы - только письменно. Если вылет задержали, просите в аэропорту поставить об этом пометку.
  2. Требуйте компенсацию у туроператора - на это у вас есть 20 дней после окончания путешествия. За 10 дней он должен что-то ответить.
  3. Если туроператор молчит или отказывается платить, подавайте на него в суд или жалуйтесь в Роспотребнадзор.
  4. Поищите реквизиты счета туроператора на его сайте или в договоре. Если суд встанет на вашу сторону, они помогут быстрее получить деньги.
22 Июня 2017, 12:36

Пик задержек чартеров приходится на летнее время, когда массы отдыхающих перемещаются в теплые края. Сидеть на чемоданах в аэропорту – один из ночных кошмаров наших туристов. PROturizm собрал минимум советов по правильному восприятию этой проблемы.

Когда на табло появляется неприятная надпись «рейс задержан», главное, не паниковать. Всегда желательно, чтобы вам навстречу вышел представитель (авиакомпании или аэропорта) и объяснил, что происходит.

Причины задержек чартерных рейсов

Есть разные причины задержки рейсов. Иногда у аэропорта и авиакомпании данные отличаются. Чтобы определить точную причину, суды делают запросы в метео- и другие службы аэропортов.

  • Неприбытие самолета
  • Поломка самолета
  • Погодные (метео) условия

Если рейс задерживается по причинам, не зависящим от авиакомпании, материальную компенсацию получить не получится. Но в любом случае авиакомпания обязана предоставить вам определенные удобства при ожидании перелета.

Тут как раз и наступают первые сложности – авиакомпаниям не выгодно признаваться, а пассажиры не знают своих прав. Итак – флаг нам в руки, точнее ФАП – федеральные авиационные правила.

Обязанности авиакомпании при задержке рейса

Первое, что обязан сделать авиаперевозчик (или аэропорт) – это информировать пассажиров об изменении в расписании и о причинах изменений. Об этом говорит пункт 92 ФАП (Федеральных авиационных правил).

Если авиакомпания не оповещает пассажиров и представителя не найти, на чартерных перевозчиков можно жаловаться Росавиации и туроператорам. Первым, так как они вышестоящая организация над авиакомпанией. Вторым – как заключившим договор на чартерную перевозку, теперь они отвечают перед пассажирами за оказываемые услуги.

Что нужно делать при задержке чартерного рейса?

Если вы предполагаете предъявлять претензии – получите справку о задержке (отмене) рейса. На посадочном талоне должно быть указано (от руки) настоящее время вылета и поставлен штамп.

Если при ожидании перелета вам не предоставляют обязательных услуг – купите их самостоятельно, сохраните чеки и предъявите расходы к возмещению вашему туроператору, а он уже будет разбираться с чартерным перевозчиком. Примите во внимание, что денежную компенсацию можно получить только если доказана вина перевозчика в задержке рейса. В России величина компенсации за задержку рейса определена в 25% от МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости билета.


Права пассажиров при задержке рейса

Согласно п.99 вышеуказанных воздушных правил при задержке рейса пассажирам с детьми до 7 лет обязаны предоставить комнату матери и ребенка, а для остальных организовать хранение багажа.

Через два часа ожидания авиапассажирам за счет авиакомпании полагаются прохладительные напитки и 2 звонка по телефону или возможность отправки двух электронных сообщений.

Итак, при задержке рейса авиакомпания обязана предоставить:

  • через 2 часа – прохладительные напитки и 2 телефонные или электронных сообщения,
  • через 4 часа – горячее питание, и далее каждые 6 часов днем (или 8 часов ночью),
  • каждые 6 часов ночью (8 часов днем) – бесплатное размещение в гостинице (и доставку до нее и обратно).

К сожалению, для чартеров перенос рейсов на срок до 10 часов является допустимым. Если авиакомпания задерживает перелет на больший срок, вступает в силу Закон «О защите прав потребителей». Такая задержка рейса является существенными изменением условий договора между туристом и туроператором. При «потере суток» отдыха Роспотребнадзор встает на защиту Потребителя и можно получить компенсацию.

Что нужно знать о задержках чартерных рейсов

Разные виды ответственности разделяют перевозчиков регулярных и чартерных рейсов. В последнем случае – за перевозку отвечает туроператор, зафрахтовавший самолет, а не сам перевозчик.

При любой причине задержки рейса авиаперевозчик обязан в определенные сроки обеспечить пассажиру возможность позвонить, прохладительные напитки, горячее питание, размещение в гостинице.

Первое, что вам надо сделать – это получить штамп о задержке рейса на стойке регистрации. Тогда, если вам не предоставляют в положенное время необходимых «удобств», вы можете, в крайнем случае, заказать их сами и предъявить потом чеки к оплате авиакомпании или туроператору. Тут разборки могут довести вас до суда, но часто до этого не доходит, и претензии рассматриваются провинившейся стороной в досудебном порядке.

Вы можете подать претензию в течение полугода с даты рейса, а авиакомпания (туроператор) должен рассмотреть ее в течение 30 дней.


Последствия задержек рейсов

С начала сезона туристическое сообщество решает проблемы с переносом и отменой рейсов «ВИМ-Авиа». В случае с чартерами ответственность за транспортировку отдыхающих на место отдыха переходит к заказчику перевозки, то есть туроператору.

Вынесенное в заголовок слово «Армагеддон» применительно к сбоям чартерных расписаний авиакомпаний в последние дни отнюдь не выглядит как аллегория. В минувшие выходные веерные задержки рейсов допустили сразу несколько авиаперевозчиков, в аэропортах разных стран застряли в ожидании вылета на Родину сотни российских туристов, иным пришлось провести на чемоданах двое и более суток. Сами авиакомпании в один голос ссылаются на дефицит самолетов – непредвиденный выход из строя даже одной машины приводит к масштабным коллапсам. Насколько убедительны такие объяснения?

Все на Турцию

Тезис о глобальной нехватке бортов на чартерном рынке не выдерживает серьезной критики, – убеждены эксперты. Они приводят пример, сколь активно стали в последнее время пополняться парки авиакомпаний, особенно после того, как осенью прошлого года были возобновлены полеты в Турцию. С прицелом в том числе и на это направление активно заказывали лайнеры перевозчики, отметившиеся знаковыми задержками в нынешнем летнем сезоне.

Так, «ВИМ-Авиа» , бывший главным ньюсмейкером по части сбоев в расписании на старте сезона, в конце 2016 года пополнил парк четырьмя самолетами Boeing 737-500, а также широкофюзеляжными бортами – двумя Boeing 767-300, шестью Boeing 777-200 и одним Airbus A 330-200. Накануне лета перевозчик получил еще один Boeing 777-200 и ожидает дополнительной поставки нескольких Boeing 777 и Airbus А-330. Даже с учетом масштабных планов по регулярным полетам на китайском направлении такого флота вполне достаточно и для активной работы на чартерном рынке, – считают наблюдатели.

Расширился и парк iFly – авиакомпании, к которой в последние недели тоже много нареканий из-за сбоев в чартерном расписании. Критичная задержка вылета 21 июля из Бодрума в Москву – лайнер прибыл в российскую столицу на два дня позже намеченного – стала поводом для вмешательства Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Нехватка самолетов? Но ведь авиаперевозчик буквально месяц назад рапортовал о получении от Emirates трех бортов А 330-200. Даже если впоследствии авиакомпания осуществит намерение вывести из эксплуатации два своих Boeing 757, всё равно ее парк увеличивается на один лайнер.

Конечно, авиаперевозчики получают в основном «возрастные» машины – тем же «новым» Аэробусам iFly по 18 лет. Однако в практике российского чартерного рынка накоплен немалый опыт работы с таким авиапарком в условиях интенсивной нагрузки. Вспомним, именно подержанные самолеты составляли основу авиаактивов «Трансаэро» , несколько лет доминировавшей в сегменте заказной авиаперевозки и ушедшей с рынка в 2015 году. При этом даже в самые «тучные» для выездного туризма 2011–2013 годы, когда плотность чартерных рейсов была заметно выше, чем сейчас, «Трансаэро» удавалось быть пунктуальной. Сбои случались, но расписание не сыпалось. Почему?

Взгляд назад

Как рассказал корреспонденту сайт топ-менеджер туроператора, бывшего в свое время одним из основных партнеров «Трансаэро» по авиаперевозке, у авиакомпании до 30 % бортов постоянно находилось в резерве.

Это было весьма накладно с точки зрения экономики бизнеса, однако для пассажиров служило надежной гарантией точности соблюдения расписания.

«Менеджмент «Трансаэро» учитывал, что эксплуатирует подержанный авиапарк, поэтому имел не один запасной борт на 8–10 машин, а два», – продолжает тему Владимир Воробьёв , президент – другого бывшего партнера авиакомпании. По его словам, были периоды, когда из трех имевшихся у «Трансаэро» Ту-204 летал только один, остальные стояли в резерве. Кроме того, некоторые борта использовались как источники запчастей – чтобы оперативно установить на сломавшийся самолет необходимую деталь, а не ждать ее поставки от производителя.

Есть еще одна точка зрения. По мнению коммерческого директора Александра Буртина , у «Трансэаро» существовал хронический переизбыток авиатехники, перевозчик не мог полностью загрузить свой растущий флот, поэтому дополнительное резервирование было отчасти вынужденным. Сейчас перевозчики работают в другой ситуации – спрос на перевозку большой, но он сконцентрирован в летние месяцы. Отсюда и высокая плотность полетных программ, и сложности с резервированием.

Что в сухом остатке

Спустя два года после ухода «Трансаэро» стало очевидно: тезис о том, что авиакомпанию заслуженно убрали с рынка из-за того, что она создавала излишек провозных емкостей и активно демпинговала ради заполнения бортов, оказался несостоятельным. Большая часть пригодных для полетов лайнеров, использовавшихся перевозчиком, перешла в парк «России» , другие авиакомпании нарастили собственные авиаактивы, и профицит самолетов никуда не исчез. В результате на чартерном рынке по-прежнему царит демпинг, а из-за нежелания менеджмента обеспечивать надежное резервирование бортов туристам приходится терпеть немыслимые сбои в расписании. В перспективе это может привести к устойчивой фобии у клиентов турфирм к чартерным авиарейсам как таковым.

«Если бы в 2004–2008 годах некий провидец рассказал, что будет твориться на рынке туристической авиаперевозки в 2017-м, я бы, пожалуй, просто ушла из туризма, решив, что это Армагеддон», – делится мнением с коллегами по группе