Буддийский храм (Элиста), центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни. Храм (хурул) «Золотая обитель Будды Шакьямуни», Элиста Внутреннее оформление храма

13-02-2014 // 20:51

Число туристов, посещающих Элисту, с каждым годом растет. Их привлекает необычная для европейца архитектура: восточные мотивы видны в каждом сооружении. В центре столицы Калмыкии, на ее главной площади Пагода Семи Дней, сооружен архитектурный ансамбль, главным атрибутом которого является большой молитвенный барабан - кюрде. По поверью, если с утра прокрутить барабан с молитвами, и произнести мантру, то день будет заряжен на удачу и успех. Но главным достоянием Элисты, взглянуть на которое едут со всех уголков страны, является центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни". Это самый большой буддистский храм в Европе, и жители республики с гордостью говорят об этом.

О строительстве большого храма говорили давно, мечтали о нем все - от мала до велика. В марте 2005 года руководитель региона Кирсан Илюмжинов и шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче побывали в Дхарамсале, где встретились с Далай-ламой XIV. В беседе они показали эскиз Его Святейшеству, проект понравился главному буддисту мира, и он благословил его с некоторыми рекомендациями. С этого момента начинается история главной достопримечательности республики.

Через год Далай-лама дал имя новому храму, оно звучит достаточно красиво - "Бурхн Багшин Алтн Сюме" ("Золотая обитель Будды Шакьямуни"). Возведение храма стало поистине всенародным. Каждый житель Калмыкии внес свою лепту в это богоугодное дело. Кто-то перечислял личные средства, другие трудились на стройке. Кстати, в сооружении храма принимали участие 52 организации, у каждой из них был свой участок работы. Эти 9 месяцев, за которые был построен хурул, для Калмыкии прошли под знаком национальной идеи. Свою работу проводили и монахи. Им было доверено заполнять священными мантрами (молитвами) ступы, кюрде (молитвенные барабаны). Мантры были заложены и в самую большую в Европе статую Будды Шакьямуны, высота которой - 9 метров.


Хурул строился на искусственной насыпи, его белые стены символизируют чистоту веры. Все это увидели жители республики, пришедшие на открытие храма. Это событие состоялось в декабре 2005 года. Дата открытия хурула была выбрана не случайно. Как сказал тогда Кирсан Илюмжинов, этот храм посвящен погибшим в годы депортации. Печальная дата ссылки отмечается ежегодно 28 декабря. А шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче заявил: "Этот храм - знак того, что мы можем достичь, если объединим усилия".

Перед тем, как осмотреть хурул, важно изучить порядок его посещения. Территория храма огорожена, по всему периметру располагаются бронзовые статуи великих учителей Наланды. Всего их 17. На табличках к каждой из них - имя учителя и краткая биографическая справка. Немного выше располагаются молитвенные барабаны. В каждом из них заложены мантры, прикосновение рукой к кюрде подразумевает обращение к Будде. Некогда Николай Гумилев, путешествуя по калмыцким степям и посещая буддийские храмы, говорил о том, что буддисту для обращения к богу, достаточно покрутить барабан, в который заложены молитвы.

Обходить территорию нужно по часовой стрелке: сначала следует обойти статуи учителей, затем подняться к барабанам, а уж потом заходить в сам храм.


Здесь свои порядки: женщине нельзя быть одетой в брюки, а перед входом в главный зал нужно снять обувь и обязательно надеть носки, если вы вдруг оказались в сандалиях. Внутреннее убранство поражает! Здесь витает дух Далай-ламы, все подчинено его образу. В центральной части возвышается статуя Будды Шакьямуни. Ниже, за стеклом, выставлена монашеская одежда главного буддиста мира. Это самая главная реликвия хурула. На втором этаже размещается его резиденция. Для несведущих кажется, что здесь все слишком помпезно, однако, как утверждают монахи, это только для того, чтобы продемонстрировать, насколько сильно ждут Его Святейшество в Калмыкии.

В главном зале стены разрисованы буддийскими сюжетами, и часто в них присутствует лик Далай-ламы. Здесь почти всегда звучит тантрическая музыка - это особая мелодия, которая действует на человека успокаивающе, заставляет задуматься о смысле жизни, о бытие. Здесь совершаются главные молебны. Когда монахи читают молитвы, в душе поселяются покой и благодать. Эти ощущения совершенно необычны, может быть, поэтому путешественники обязательно возвращаются в хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни".


Однако, как утверждают монахи, ничего из материального не делает храм обителью Далай-ламы. Это заключено в самом подходе к работе хурула. Главный буддист мира уверен в том, что монашеская обитель в современное время должна быть не только и не столько местом проведения служб и молитв, сколько культурным и образовательным центром. Именно поэтому сюда приходят не только буддисты, но и представители других религий. Большая часть помещения подчинена этой идее. Здесь размещается большая библиотека трудов буддийских священослужителей, музей буддизма, где, кстати, собраны удивительные экспонаты. А в конференц-зале проводят многочисленные семинары, встречи. Приезжающие духовные лидеры читают здесь свои лекции.

Хурул сегодня невозможно представить без главного его настоятеля - шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Он руководит буддистской общиной республики с 1992 года. А за этот срок было сделано немало. Буддизм, как религия, стал возрождаться, произошло укрепление связей с представителями других религиозных общин Калмыкии, а также регионами, жители которых исповедуют буддизм.

Сам шаджин-лама родился в обычной семье калмыцких эмигрантов в США в 1972 году. Когда ему было 4 года, он вдруг заявил родителям, что хочет стать монахом. Спустя два года ему посчастливилось встретиться с Далай-ламой, он-то и рекомендовал отдать мальчика обучаться в монастырь Дрепунг Гоманг, что находится в Индии. 13 лет ребенок изучал религиозную философию, после окончания Тэло Тулку Ринпоче был признан новым воплощением индийского святого Тилопы. Первый его визит в степной регион состоялся в 1991 году, тогда он прибыл вместе с Далай-ламой XIV. А через год ему поступило приглашение возглавить буддийскую общину в Калмыкии.

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче является одним из самых уважаемых людей в республике. И дело не только в его подвижнической деятельности, это очень мудрый и интересный человек. За время его руководства в степном регионе возведено около 50 буддийских храмов и ступ. Многие из них были разрушены в годы Советской власти, другие сооружались там, где раньше их не было.

Нет ничего главнее для любого буддиста, чем прикоснуться к учению Далай-ламы. Для этого в хуруле постоянно набираются группы верующих, готовых выехать на учения Его Святейшества за границу. Событием огромной важности стал пасторский визит Далай-ламы в Калмыкию в 2004 году. И это стало возможно благодаря участию Тэло Тулку Ринпоче в решении вопроса с прибытием Святейшества.

Сегодня буддийская община хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни" выполняет не только религиозные функции, но и просветительскую деятельность. С ликованием жители Элисты восприняли весть о том, что одним из факелоносцев Олимпийского огня будет шаджин-лама. В этом они видят будущее буддизма, свет его мудрости, который благодатно воздействует на всех и каждого.

Как будто не Россия, правда? Это центральный хурул Элисты, крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия. В здании высотой 63 метра находится самая большая в России и Европе статуя Будды. Все очень необычно. Приглашаю на экскурсию.


Старый хурул стал слишком мал для Элисты, было принято решение строить новый. Строительство шло около года. Причем это происходило исключительно на пожертвования. Открытие состоялось в декабре 2005-го. Главные ворота расположены с южной стороны, есть еще три входа на территорию с каждой стороны света. В плане монастырь имеет форму мандалы.

Перед тем, как войти в хурул, необходимо трижды обойти его по часовой стрелке, вращая ритуальные молитвенные барабаны. Они называются "хурдэ" или "кюрдэ". Внутри находятся мантры. Крутанул барабан - считай помолился.

Статуя Белого Старца. Это хранитель жизни и особо почитаемый калмыками персонаж. Рядом с ним обычно изображается сайгак. Хоть посмотреть, как он выглядит. В заповеднике антилопы носились где-то далеко на горизонте, угнаться за ними невозможно.

По большому кругу установлено 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. Малый круг образуют 108 молитвенных барабанов. Пройдем полкруга по низу, потом продолжим по верхнему уровню.

По идее статуи должны быть покрыты сусальным золотом. Не знаю, насколько это правда. Под каждой статуей висит краткая аннотация. Это великий учитель Нагарджуна.

Ачарья Арьядева. Все эти люди достигли значительных высот в медитации. Мне запомнились слова гида об Ачарье Чандракирти, который подоил корову, нарисованную на стене. Молоко было настоящим.

В большом барабане находится около 10 млн мантр! Звон колокольчика означает один полный поворот.

Великий учитель Дигнага. Выше я упомянула монастырь Наланда. Это знаменитый буддийский университет и монастырский комплекс на севере Индии, существовавший около 1000 лет. Есть еще два значимых места для буддистов - Отантапури и Викрамашила.

Памятный камень в день заложения хурула. Раньше на этом месте был старый завод железобетонных изделий. Ом мани падме хум - великая мантра сострадания.

Переходим на верхний уровень (малый круг). В этих барабанах тоже мантры. Всего их 108 штук. Барабанов имею в виду.

Внутри хурула фотографировать запрещено. Кроме того, шла служба. Мы тихонечко зашли, посидели, понаблюдали за происходящим и вышли. При входе необходимо снять обувь, девушкам в брюках облачиться в специально приготовленные юбки. Люди в хуруле сидят на низких длинных скамейках или на полу. Монахи монотонно читают мантры. Здание хурула 7-этажное. На цокольном этаже расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень - молельный зал с 9-метровой статуей Будды. На третьем уровне находятся администрация и комнаты индивидуального приема, где можно пообщаться с монахами. На четвертом этаже живет глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На пятом уровне - резиденция Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом - хозяйственные помещения. На самом верху - комната для медитации.

По периметру хурул обнесен оградой, на которой установлено 108 ступ. Записала название - субурган . Это символ пробужденного ума Будды.

Самая распространенная религия в Калмыкии - буддизм. Однако есть православные часовни и церкви. Я была этому очень рада, так как

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

По прибытии в Элисту мы первым делом пошли смотреть Золотую обитель Будды Шакьямуни – главную достопримечательность столицы Калмыкии.

Хурул (так тут называют буддийские храмы) находится в самом центре города. Одной из своих сторон он выходит на главную магистраль – улицу Ленина.

На территорию хурульного комплекса ведут три входа, расположенные на три стороны света (кроме западной).

Главные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни

Главные ворота – южные, обычно входят через них.

Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни

У входа стоит щит с правилами поведения на территории хурульного комплекса.

Мы туда дошли пешком от самой своей квартиры на окраине (из нашего окна был виден Сити-Чесс и бескрайняя калмыцкая степь).

Жили мы на самой окраине города, из нашего окна был виден Сити-Чесс

Элиста небольшой город и расстояния пеших прогулок тут невелики. Где-то за полчаса, сражаясь с холодным ветром, мы дошли до храма.

В духе Остапа Бендера… На подходе к Золотой обители с южной стороны

Золотая обитель Будды Шакьямуни – величайший (во всех смыслах) из всех буддийских храмов в республике.

Его высота шестьдесят три метра.

И поскольку в Элисте немного высоких строений, хурул возвышается над центром города и виден издалека.

Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над городом. Автор фото Олег Овчинников, январь 2011 года

Храм впечатляет своей величественностью и красотой. Не случайно его называют «жемчужиной калмыцких степей».

С первого взгляда понятно, почему у него такое красивое и поэтичное название – Золотая обитель. В оформлении храма преобладают золотой и белый цвета.

Главный хурул Калмыкии относительно новый, он основан и построен чуть меньше 10 лет назад и был освящён в конце декабря 2005 года.

Памятный камень об освящении места Далай-ламой XIV

Открытие храма для верующих было приурочено к калмыцкому празднику Зул. В обряде освящения участвовали видные религиозные буддийские деятели, а также представители стран, связанных с буддизмом…

Буддийская архитектура исполнена символики. Золотое колесо с восьмью спицами и две лани по бокам – символ первой проповеди Будды в Оленьем парке. Автор фото izvozshik

Территория хурульного комплекса окружена оградой, в которой сто восемь белоснежных ступ.

При храме стоят семнадцать пагод-беседок со статуями пандитов (буддийских учителей).

Перед тем как войти в сам храм, мы обошли по часовой стрелке обитель, и покрутили молитвенные барабаны.

Молитвенные барабаны в Золотой обители Будды Шакьямуни

На территории храма 4 больших молитвенных барабана – внизу, по углам хурула. И 108 малых молитвенных барабанов с трёх сторон света (кроме южной), наверху холма, прямо под стенами храма.

Малые барабаны Золотой обители Будды Шакьямуни

Правда, когда мы там были, часть барабанов отсутствовала – видно, их оси не выдержали: местами они были сломаны.

Местами молитвенные барабаны отсутствовали… Автор фото izvozshik

Одна из местных женщин, увидев, что мы крутим барабаны, рассказала нам, что внутри каждого барабана (их тут называют «кюрде») заложено множество мантр (молитв). Главная буддийская мантра «Ом Мани Падме Хум» написана сотни и тысячи раз на тончайших листах бумаги, обёрнутых вокруг оси барабана.

Калмычка рассказывает про молитвенные барабаны. Спапараццил (правда, издалека) izvozshik 🙂

Когда мы вращаем кюрде, это равносильно тому, что все эти молитвы читаются. При этом надо просить о том, что очень важно для тебя. И желательно – не о материальных благах, а о счастье, здоровье, избавлении от препятствий в достижении целей. Вращая молитвенный барабан, желательно повторять мантру «Ом Мани Падме Хум».

Молитвенный барабан на территории Золотой обители Будды Шакьямуни

Не буддистам не возбраняется крутить кюрде. Кстати, не знаю, всегда ли это действует, но у двух моих знакомых самые сокровенные мечты, как им казалось, очень маловероятные, сбылись. Наверное, главное – очень сильно верить. И ещё что-то делать, чтобы твои желания сбылись. Мне кажется, само по себе место силы чудес не делает. Оно просто помогает правильному настрою. А там – как знать…

Возле храма висит множество коней ветра. Их развешивают в священных для буддистов местах.

Сюда приезжают молодожёны.

Молодожёны в Золотой обители Будды Шакьямуни. Автор фото izvozshik

Кстати, с западной стороны возле хурульного комплекса возвышаются трубы котельной. Так вот для того, чтобы они не портили общий вид храма, их тоже оформили в соответствующем архитектурном стиле.

У подножия лестницы, ведущей ко входу в храм, стоит статуя Белого старца.

Это – сансарическое божество Цаган Аава, хранитель жизни и долголетия, благоденствия и плодородия. В его правой руке – посох с ручкой в виде головы дракона. Верующие, выходящие их храма, поклоняются Белому старцу.

Сама лестница украшена по центру каскадами фонтанов с семью чашами (семь – особенное число в буддизме).

А в самом верху фонтана сидит бог богатства Кубера с мангустом на левой руке.

В правой руке он держит раковину – символ объявления миру о просветлении Будды.

По обе стороны от входа в хурул сидят священные львы.

Они считаются хранителями, стражами ворот и всяческих порталов.

Лев у входа Золотую обитель Будды Шакьямуни

Когда входишь в храм, надо разуться. Обувь оставляют на полочках слева у входа. Головной убор снимают все, независимо от пола. Женщины должны быть в юбке (полотна ткани с завязками лежат там же, на полочках, если нет своей юбки, можно бесплатно воспользоваться любой из общественных, как и в православном храме).

Музей истории буддизма

В Золотой обители Будды Шакьямуни семь этажей. На первом находятся буддийская библиотека, Музей истории буддизма, конференц-зал, где читают лекции для буддистов и проводят семинары.

Мы побывали в Музее истории буддизма. К сожалению, там нельзя фотографировать, поэтому просто расскажу, что там видели.

Музей совсем маленький, один большой зал. Все музейные экспонаты связаны с буддизмом. В экспозициях представлены старинные статуи Будды, маски различных буддийских божеств, ритуальные предметы, кони ветра, буддийские иконы, фотографии, рассказывающие об истории буддизма в Калмыкии, и фото главных буддийских святынь (в основном тибетских, так как в Калмыкию буддизм пришёл именно из Тибета).

Танка – буддийская икона

А ещё там есть Золотая обитель Будды Шакьямуни из бисера! Очаровательная коллективная поделка (кто именно сделал я, увы, не запомнила, но это творение учащихся какого-то учебного заведения Элисты). Мы с детьми несколько раз подходили к этой поделке из бисера и всё не могли налюбоваться.

К сожалению, в те дни, когда мы там были, музей был закрыт на инвентаризацию (объявление об этом висело на двери). Но мы всё равно каким-то чудом в него попали (чудеса, как это нередко с нами случается, преследовали нас на протяжении всего путешествия по Калмыкии). Просто дверь в музей на какое-то время открыли, и мы, воспользовавшись этим, тихонько побродили по музею. Нас никто не выгнал, никто не стал ругать, что мы туда зашли, не смотря на табличку о том, что музей закрыт.

Обычно Музей истории буддизма работает всегда, когда открыт храм. И только в понедельник в музее выходной.

Лучше сюда приходить с экскурсоводом, тогда всё будет понятнее и интереснее.

Огромная позолоченная статуя Будды

На втором этаже – внутреннее храмовое помещение, молельный зал (дуган). Первое, на что обращаешь внимание – огромная, девятиметровая, позолоченная статуя Будды. Ни в Европе, ни в России больше по размеру нет.

Самая большая в Европе и в России статуя Будды Шакьямуни. Фото сделала моя подруга в 2006 году

Поверхность статуи сияет сусальным золотом и бриллиантами – это символ сияния Будды. А внутрь статуи заложено множество предметов, священных для буддистов: мантры (молитвы), различные благовония, земля буквально из каждого района республики (по пригоршне), растения, испокон веков растущие в Калмыкии…

Ачарья Васубандху – один из 17 пандитов

В молельном зале стоят лавки. Можно на них присесть, но при этом нельзя вытягивать ноги в направлении алтаря (лучше вообще никуда их не вытягивать) – это считается проявлением неуважения. Как и во всех храмах, тут подобает вести себя тихо.

Один из монахов Золотой обители угостил нас и наших детей печеньем. Наверное, у них так принято. Для меня получить что-то из рук монаха – это большая честь. Кстати, служитель Сякюсн-Сюме тоже угостил нас печеньем и конфетами, из чего я сделала вывод, что угощать гостей храма – это нечто вроде местной традиции.

Вообще посещение этого храма оставило у меня очень благостные и светлые впечатления. Тишина, умиротворение, светлые лица, улыбающиеся монахи, никаких тебе нищих у входа и злых старушек, которые одёргивают на каждом шагу… Кстати, тут, в храме, с нами здоровались незнакомые люди. Это было удивительно. Конечно, мы тоже здоровались в ответ. Очень доброжелательная атмосфера в местных храмах.

На третьем этаже Золотой обители проводят приём верующих. Тут же располагается администрация хурула. Мы туда не поднимались, вход туда был закрыт (временно).

На следующие этажи вход для туристов запрещён. Выше, на четвёртом этаже, покои главы всех буддистов Калмыкии. На пятом – Далай-ламы XIV (он там не живёт, но его там всегда ждут). Шестой этаж – чисто хозяйственный.

А седьмой предназначается для медитаций монахов.

В храме (справа от самого входа) есть небольшая лавка с ритуальными принадлежностями (я там купила коней ветра, которых мы развесили в Сякюсн-Сюме) и сувенирами буддийской тематики.

Повязываем молитвенные флажки у буддистских святынь в Сякюсн-Сюме

Внимание! Внутри храма нельзя фотографировать и вести видеосъёмку. Но, как нам рассказал охранник, запрет на фотографирование не полный. Можно предварительно получить благословение ламы на съёмку. И ещё снимать желательно без вспышки, потому что от яркого света портятся росписи на стенах. К сожалению, я узнала о такой возможности слишком поздно…

За пять дней пребывания в Калмыкии, мы четыре раза посещали хурульный комплекс. В первый день хотели туда ещё и вечером, но проезжая мимо на машине, увидели, что хурул не подсвечивают.

На следующий день Сергей спросил у охраны, почему хурул не подсвечивался. Охранник извинился, сказав, что, видимо, вчера просто забыли включить подсветку. И предупредил, что если мы вечером увидим, что храм не подсвечивается, чтобы просто постучали в двери и подсветку включат.

Это – буддизм, здесь нет ничего невозможного.

Однако стучать в двери храма не пришлось. Все последующие дни хурул подсвечивался.

Вечерами территория хурульного комплекса пустынна.

И очень красива…

В один из дней, когда мы приехали сюда вечером, был туман.

В тумане всё небо над Золотой обителью светится и сияет золотой водяной пылью…

Он придавал мистическую атмосферу и без того фантастическому пейзажу…

И Белый старец в этом золотом тумане тоже казался золотым…

Восточная архитектура в тумане невольно наводила на мысли о Китае…

Золотая обитель Будды Шакьямуни открыта для посетителей с утра до вечера, с 8:00 до 20:00.

Можно заказать экскурсию по хурульному комплексу.

С 9:00 до 10:30 утра в Золотой обители Будды Шакьямуни проводится молебен о благоденствии всего живого.

Адрес: ул. Юрия Клыкова (центральный вход) или ул. Ленина (на пересечении с ул. Илюмжинова). Телефон хурула: +7 (847 22) 4-01-09, +7 (847 22) 4-00-10.

Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни в вечернем тумане

Жаль, погода была все дни очень пасмурная, фотографии в солнечный день получились бы куда ярче, под стать окружающей обстановке.

Вам понравилась Золотая обитель Будды Шакьмуни?

Потрясающе красивое место, правда?

——————

Схожие записи:

Надеюсь, Вам понравился мой рассказ о Золотой обители и Вы поделитесь со своими друзьями в соцсетях, нажав на копки ниже:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Ранее, в конце ноября 2004 года, в ходе своего визита в республику Его Святейшество Далай-лама XIV освятил место строительства будущего храма в самом центре столицы Калмыкии. А в начале марта 2005 года в Дхарамсале возглавлявший в то время республику Кирсан Илюмжинов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче представили Его Святейшеству эскизный проект нового хурула, который утвердил его с рекомендациями и благопожеланиями.

Через год Его Святейшество Далай-лама дал имя хурульному комплексу - «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»). Хурул был построен в рекордно короткие сроки – всего за девять месяцев. В его строительстве было задействовано 52 организации, а непосредственно на строительной площадке работало более тысячи человек.

Возведение «Золотой обители Будды Шакьямуни» без преувеличения можно назвать всенародной стройкой. Жители всех районов Калмыкии, вне зависимости от религиозной принадлежности и убеждений, совершали пожертвования на возведение святыни; музыканты давали благотворительные концерты, глава республики Кирсан Илюмжинов внес на его строительство личные средства, а также привлек средства различных фондов.

Территория комплекса

Современный архитектурный стиль с традиционными элементами культовой символики стал основой храмового сооружения. Территория хурула обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани».

Вокруг храма по совету Его Святейшества Далай-ламы XIV установлены статуи 17 пандитам – великим Учителям Наланды, некогда являвшегося самым большим буддийским университетом, основанным во 2-ом веке до нашей эры.

По четырем углам комплекса расположены пагоды с большими молитвенными барабанами – «кюрде», в которые по традиции заложены плотно свернутые свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум». Одно вращение барабана с чистыми помыслами и верой равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.

Главными декоративными украшениями фасада явились 8 символов буддийского учения: колесо Учения, золотые рыбы – символ духовного освобождения, лотос – символ чистоты, сосуд – символ скрытых знаний, зонт – символ защиты дхармы, штандарт – символ победы над невежеством и смертью, раковина – как символ распространения Учения во все стороны, бесконечный узел счастья – геометрическая фигура, символизирующая переменчивый характер бытия.

Над входным порталом традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению.

На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Авы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь.

На верхней площадке храма еще одна галерея с малыми кюрде. 108 малых кюрде расположены в общей сложности с трех сторон хурульного комплекса: с востока, запада и севера.

Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, ритуальные площадки для совершения священных обрядов «гал тяклгн» и «усн тяклгн».

Молельный зал

На втором уровне храмового комплекса по обеим сторонам парадных дверей установлены фигуры снежных львов – стражей Учения. Войдя в хурул, вы попадаете в фойе, далее расположен основной молельный зал.

В молельном зале основным по величине и значимости объектом является фигура Будды Шакьямуни. Высота статуи – 9 метров. Она сделана в соответствии с традиционным миропониманием 32 признаков совершенства. Будда сидит в асане (поза касания земли), в которой он призвал Землю быть свидетельницей его просветления. В левой руке патра – чаша для сбора подаяний, признак отречения от мирской жизни. Статуя Будды покрыта сусальным золотом, символом того, что тело Будды совершенно и излучает золотой свет.

На небольшой платформе в алтарной части находится трон Учителя – Его Святейшества Далай-ламы XIV. В правой части алтаря стеклянная пагода, внутри которой одежда Далай-ламы – одна из величайших реликвий буддийского мира. Монашеское одеяние даровано по просьбе калмыцкого народа в знак многовековой связи ойрат-калмыков и Далай-ламы.

Стены храма расписаны историями из жизни Будды и 16 архатов, здесь же портреты всех четырнадцати Далай-лам, божества Авалокитешвары – живым воплощением которого являются Далай-ламы, а также изображения Зеленой Тары, защитников Учения, и ритуальный орнамент с символикой и изображениями защитников.

В центре зала расположены столики (ширя) и сидения монахов для проведения служб. Впереди стоит трон Шаджин-ламы Калмыкии.

Просвещение

На цокольном этаже размещены конференц-зал, Музей истории буддизма, буддийская библиотека, а также гардероб, рассчитанный на тысячу посетителей.

Основу библиотеки «Золотой обители Будды Шакьямуни» составляет дары Его Святейшества Далай-ламы XIV: «Ганжур» – полное собрание «Слова Будды» (108 томов), и «Данжур» – комментарии на «Слово Будды», составленные великими пандитами Наланды (213 томов).

Помимо классических сочинений в библиотеке собраны труды современных буддийских философов – Его Святейшества Далай-ламы XIV, Богдо-гегяна IX, Сакья-пандиты и многих других. В библиотеке есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.

Фонд библиотеки составляют книги, преподнесенные в дар книжными издательствами Элисты, Москвы, Санкт-Петербурга, мирянами. Ученым А.В. Бадмаевым библиотеке был подарен рукописный текст XVII века «Сутра золотого света» на старокалмыцком языке. Библиотека оснащена компьютерами с открытым доступом в Интернет, что существенно облегчает читателю поиск необходимой литературы.

Музей истории буддизма содержит в своей коллекции реликвии, содержащие фрагменты старинных священных текстов – «ном», одежду гелюнгов, архивные фотографии, предметы буддийского искусства XII-XIII веков. В экспозицию музея входит богатейшее собрание масок божеств буддийского пантеона. Это подарок монахов монастыря Гьюдмед.

Конференц-зал вместимостью 460 человек оборудован новейшей аппаратурой, в том числе позволяющей транслировать видеолекции посредством Интернет. Здесь проходят лекции, семинары по философии буддизма, демонстрируются фильмы по основам буддийского учения, о жизни Будды Шакьямуни, Далай-ламы и других буддийских учителей.

Место, где можно отрешиться от суетного мира

На третьем уровне находятся выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приема. С галереи открывается вид на статую Будды Шакьямуни. Колонны расписаны узорами, священными мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на калмыцком и тибетском языках. Специально для проведения уроков медитации была написана большая танка «Путь освоения сконцентрированной безмятежности ума» (Шаматха). Звуки мантр и молитв пронизывают пространство всего храма.

По всему периметру зала расположены удобные кресла и диваны, здесь можно отрешиться от суетного мира, просто отдохнуть в одиночестве или с друзьями, побеседовать со священнослужителем о религии, философии, о чем-то другом.

Под защитой субурганов

На четвертом уровне расположен кабинет Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На этом уровне также можно увидеть модель мандалы, которая написана на ткани, натянутой по центру зала религиозного совета, и как бы олицетворяет собой своеобразный синтез государственной и духовной власти.

Здесь же находится открытая смотровая площадка для прогулок высоких учителей. По внешним углам установлены субурганы, в основание которых заложено оружие как символ подавления причин войны: агрессии, ненависти, нетерпения и т.д. Глава РК Кирсан Илюмжинов передал кубачинские и монгольские сабли, другое оружие с драгоценными камнями.

В субургане заключен образ Будды, символ ума Будды. Духовно подготовленный человек, созерцая субурган, может достичь полного просветления, простые миряне могут накопить огромное количество благих заслуг почитанием, подношением, поклонением.

Резиденция Далай-ламы XIV и обитель просветленных существ

На верхнем этаже храма располагается резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. В нее входят зал для приема гостей, кабинет и личные покои Учителя, комнаты для членов его секретариата и помощников. Со времен Джунгарского ханства при помощи Гуши-хана в Тибете была установлена духовная и светская власть Далай-ламы и правительства Кашаг. С тех пор прослеживается тесная связь между Далай-ламой и ойрат-калмыцким народом.

Седьмой уровень храмового комплекса – «Бурхн Багшин Алтн Сyм» – представляет собой обитель просветленных существ, где все видимые элементы архитектуры, внутреннего интерьера служат для особого настроя верующих, создают атмосферу, способствующую созерцанию, успокоению и размышлению.

Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» виден из любой точки города – его высота 63 метра. Свет, отраженный от золотой крыши, являет собой символ Духовности, символ веры в прекращение страданий. С углов «парящей» крыши свисают колокольчики, благодаря которым разносится звук Дхармы по всем сторонам света.

Расписание работы Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

9.00 – 10.30 общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 – 16.00 индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 – 16.00 поминальный молебен (йорял) каждую пятницу

Мацг одр – большие молебны

8 лунный день – Молебен-обращение к Зеленой Таре (Ноган Дэрк Моргул)
15 лунный день – Молебен-обращение к Будде Медицины (Манла Моргул)
29 лунный день – Молебен-обращение к защитникам Дхармы (Сякусн Моргул)

Музей «История буддизма»
С 9.00 до 17.00 (Выходной: понедельник)

Буддийская библиотека России
С 10.00 до 18.00 (Выходной: понедельник)

Центр традиционной медицины
Понедельник-пятница: с 9.30 до 14.30
Выходной: суббота, воскресенье

Киноклуб «Дхарма без границ»
Вторая и четвертая суббота каждого месяца (могут быть изменения)
16.00 (конференц-зал)